Назначение и устройство коробки передач: устройство, виды и типы коробок передач, советы

Назначение коробки передач

Назначение коробки передач

Коробка передач предназначена для изменения передаточного числа трансмиссии в целях получения крутящих моментов (тяговых усилий) на ведущих колесах и скорости движения автомобиля в более широких пределах, чем может быть достигнуто за счет изменения режимов работы двигателя.

Рис. 4.8. Устройство коробки передач автомобиля КамАЗ-5320:
1 — первичный вал делителя передач; 2, 7, 16, 30 — шарикоподшипники; 3— картер делителя передач; 4 — шестерня первичного вала делителя; 5—первичный вал коробки передач; 6 — синхронизатор делителя передач; 8 — шестерня первичного вала коробки передач; 9— синхронизатор четвертой и пятой передач; 10 — шестерня четвертой передачи вторичного вала; 11 — шестерня третьей Передачи вторичного вала; 12 — синхронизатор второй и третьей передач; 13 — шестерня второй передачи вторичного вала ; 14 — крышка картера коробки передач; 15 — муфта включения первой передачи и заднего хода; 17 — привод к спидометру; 18 — вторичный вал; 19 — двойной сферический подшипник; 20 — картер коробки передач; 21 — шестерня первой передачи промежуточного вала; 22 — блок шестерен заднего хода; 23 — шестерня заднего хода промежуточного вала; 24 — шестерня заднего хода вторичного вала; 25 — шестерня второй передачи промежуточного вала; 26 — промежуточный вал; 27 — шестерня привода промежуточного вала; 28 — промежуточный вал делителя передач; 29 — шестерня промежуточного вала делителя передач

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Рис. 4.9. Схема передачи крутящего момента в десятиступенчатой коробке автомобиля КамАЗ-5320 на различных передачах

Все шестерни вторичного вала установлены на специальных роликоподшипниках. Между шестерней первичного вала и шестерней четвертой передачи вторичного вала установлен инерционный синхронизатор включения пятой и четвертой передач, а между шестернями третьей и второй передач вторичного вала установлен инерционный синхронизатор включения этих передач. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется зубчатой муфтой.

Редукторная часть делителя передач состоит из первичного и промежуточного валов, установленных на них шестерен и инерционного синхронизатора, размещенных в картере делителя, выполненном заодно с картером сцепления. Валы фиксируются от смещения в осевом направлении шарикоподшипниками, установленными в перегородке картера. Шестерня первичного вала установлена на роликоподшипниках, а шестерня промежуточного вала жестко соединена с валом при помощи шпонки.

Переключение передач в делителе осуществляется инерционным синхронизатором.

На рис. 4.9 приведены схемы передачи крутящего момента через делитель передач и основную коробку на различных передачах. При прямой передаче в делителе от его первичного вала (см. рис. 4.8) на первичный вал основной коробки осуществляется понижающая передача. На рис. 4.9 этому положению соответствуют номера передач с литерой «Я». При передаче крутящего момента через промежуточный вал делителя получают ускоряющие передачи. На рис. 4.9 эти положения обозначены литерой «В». В правой части графиков приведены значения передаточных чисел на соответствующих передачах.

Смазка деталей коробки осуществляется в основном разбрызгиванием. Однако смазка роликовых подшипников шестерен вторичного вала циркуляционная, под давлением. На первичном валу делителя установлено маслонагнетающее кольцо для принудительной подачи смазки в осевой канал, по которому смазка подается через радиальные сверления к подшипникам шестерен.

В полости картера коробки обеспечивается поддержание нормального давления при помощи сапуна или отводящей трубки, которая устанавливается на коробках герметизированного исполнения. Выходной конец отводящей трубки располагается выше максимальной глубины брода, преодолеваемого автомобилем.

В картере коробки имеются два люка для установки коробок отбора мощности.

Привод к спидометру смонтирован в крышке подшипника выходного конца вторичного вала. В зависимости от передаточного числа применяемой на автомобиле главной передачи и размеров шин для обеспечения правильности показания спидометра предусмотрены сменные цилиндрические шестерни.

Механизм переключения передач в коробке состоит из синхронизаторов, зубчатой муфты включения, вилок переключения с ползунами, замков, фиксаторов и устройства для предохранения от случайного включения заднего хода.

Синхронизатор инерционного типа обеспечивает легкое и безударное включение передач путем выравнивания скоростей зубьев соединяемых шестерен до их введения в зацепление. В коробке и делителе применены одинаковые по принципу действия синхронизаторы, отличающиеся только размерами и некоторыми деталями устройства.

Муфта синхронизатора, имеющая два зубчатых венца, установлена на шлицах вторичного вала. Два конусных кольца жестко связаны между собой пальцами. В средней части пальцев имеются проточки с коническими боковыми поверхностями, муфты. Конусные кольца жестко с муфтой не связаны и могут перемещаться относительно нее в осевом направлении. В среднем положении кольца удерживаются фиксирующими сухарями, которые прижимаются к полукруглым проточкам в пальцах пружинами.

При передвижении муфты для включения передачи конусные кольца передвигаются вместе с муфтой до соприкосновения поверхности одного из колец с конической поверхностью шестерни включаемой передачи. Возникающей при этом силой трения кольца поворачиваются относительно муфты до упора коническими поверхностями проточек пальцев в блокирующие поверхности конических фасок фланца муфты. Дальнейшее продольное продвижение муфты становится невозможным до момента выравнивания частот вращения муфты (вторичного вала) и шестерни включаемой передачи, которое обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца и шестерни включаемой передачи.

Когда частоты вращения будут выравнены, от усилия, прикладываемого к муфте через вилку выключения, пальцы занимают среднее положение в отверстиях фланца муфты и блокирующие поверхности не будут препятствовать ее перемещению. Сухарик фиксаторов, выходя из полукруглых выточек, сжимают пружины, муфта освобождается и, передвигаясь дальше, соединяется своим зубчатым венцом с зубчатым венцом шестерни включаемой передачи.

Вилки и ползуны переключения передач, замок и фиксаторы, а также предохранитель включения заднего хода смонтированы в крышке картера основной коробки передач. Ползуны установлены в расточках приливов верхней крышки картера. На трех ползунах соответственно укреплены вилка 8 переключения первой передачи и заднего хода, вилка переключения второй и третьей передач и вилка переключения четвертой и пятой передач. Вилки зафиксированы на ползунах винтами, которые шплинтуются проволокой. Вилки соединены с муфтами синхронизаторов, а вилка — с муфтой переключения. Для перемещения ползунов первой передачи и заднего хода, а также второй и третьей передач на них установлены головки с пазами, аналогичный паз имеется в головке вилки включения четвертой и пятой передач. В эти пазы входит нижний конец рычага переключения передачи механического дистанционного управления коробкой, перемещение которого обеспечивает выбор и включение требуемой передачи.

Рис. 4.10. Механизм переключения передач в основной коробке:
а — синхронизатор: б — вилки и ползуны переключения передач; в —замок и фиксатор механизма переключения; г — предохранитель включения заднего хода; А — зубчатый венед; 1 — муфта; 2 — конусное кольцо; 3 — пал;:ц; 4 — сухарь; 5 — пружина; 6 — ползун; 7 — верхняя крышка картера коробки; 8— вилка переключения первой передачи и заднего кода; 9 — вилка переключения второй и третьей передач; 10 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 11 — шарик замка; 12 — стакан фиксатора; 13 — пружина фиксатора; 14 — штифт замка; 15 — стопорный шарик фиксатора; 16 — вентиляционный колпачок; 17 — пружина предохранителя; 18 — шток; 19,— толкатель

Для удержания ползунов в нейтральном положении или в положении включенной передачи в верхней крышке картера (рис. 4.10) вмонтированы фиксаторы. В сверлениях крышки установлены три стакана, в каждом из которых находится стопорный шарик фиксатора, нагружаемый пружиной. Шарик входит в лунки на ползунах при нейтральном положении и при включенной передаче, удерживая ползун в нужном положении.

Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в механизме переключения предусмотрено замковое устройство. Оно состоит из двух пар шариков и расположенного между ними штифта замка. Размеры шариков и штифта подобраны таким образом, что при перемещении среднего ползуна шарики, входя в лунки крайних ползунов, застопоривают их. При перемещении одного из крайних ползунов (например, правого) два шарика, перекатываясь, стопорят средний ползун и передвигают штифт, воздействующий на другую пару шариков; при этом стопорится второй ползун (левый). Таким образом, одновременно передвигать можно только один ползун, включая нужную передачу, а два других ползуна остаются неподвижными, и, следовательно, исключается включение сразу двух передач.

Рис. 4.13. Коробка передач автомобиля Урал-4320:
1, 18 — шарикоподшипники; 2 — маслонагнетательное кольцо; 3— первичйый вал; 4, 20, 30— роликоподшипники; 5—шестерня первичного Вала; 6 — синхронизатор Четвертой—пятой передач; 7 — рычаг переключения передач; 8 — блок шестерен заднего хода; 9 — шаровая опора рычага Переключения передач; 10 — головка ползуна вилки второй и третьей передач; 11 — шестерня пятой передачи вторичного вала; 12 — шестерня третьей передачи вторичного вала; 13 —синхронизатор второй— третьей передач; 14 — шестерня второй передачи промежуточного вала; 15 — шестерня заднего хода вторичного вала; 16 — муфта включения первой передачи и заднего хода; 17 — крышка картера коробки Передач; 19 — вторичный вал; 21 — шестерня первой передачи промежуточного вала; 22 — шестерня заднего хода промежуточного вала; 23 — сливная Пробка; 24 — шестерня второй передачи промежуточного вала; 25 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 26 — шестерня пятой передачи промежуточного вала; 27 — промежуточный вал; 28 — картер коробки передач; 29 — шестерня прйвода промежуточного вала; 31 — картер сцепления

Назначение и устройство коробки передач

Рубрика: Трансмиссия

Коробка передач и блок сцепления отвечают за плавное трогание с места машины и изменение передаточного отношения между мотором и ведущими колесами. Назначение и устройство коробки передач. Существует 2 типа коробок передач автоматическая и механическая, и различные подвиды. Самой востребованной и популярной является механическая КПП.   

Назначение и устройство коробки передач

Что произойдет, если из машины убрать сцепление с КПП и крутящий момент коленвала мотора направить на колеса? При этом авто не сможет плавно трогаться с места. После запуска двигателя, она сразу поедет. При высокой нагрузке (к примеру, при трогании на горку) начать движение также не получиться.

Вот почему требуется наличие сцепления, чтобы разъединять мотор и коробку передач. Последняя используется в конструкции, чтобы изменять крутящий момент.

Есть несколько типов коробок передач:

1. Механическая, управляется водителем, и передаточное число выбирается именно им;

2. Автоматическая, где переключение скоростей определяется оборотами мотора, нагрузкой, а также некоторыми другими факторами.

Самым большим распространением пользуется механическая КПП. Ее главным плюсом, является возможность самостоятельного выбора водителем передаточного числа. Это очень полезно для движения на бездорожье, гололеде или снегу. Буксировать машину с этой коробкой можно на любое расстояние и используя любую скорость (не забывая об ограничениях и требованиях ПДД).

Механическая коробка самой распространенной, простой и надежной конструкцией КПП. Она неудобна тем, что изменять скорость движения надо самостоятельно переключением скоростей. При движении по многокилометровым пробкам, человек быстро устает от необходимости часто выжимать сцепление. При этом варианте движения происходит уменьшение ресурса блока сцепления.

Конструкция МКПП проста, и состоит из 2 валов – первичного (соединенного диском сцепления с коленвалом мотора) и вторичного (соединенного с редуктором ведущей оси). Больше всего распространены механические трансмиссии, с 4 и 5 режимами работы (не считая реверса и заднего хода). На четырехступенчатой КПП у передаточное отношение 4-ой скорости составляет 1:1, остальных больше чем единица.

Пятая скорость, имеет передаточное отношение меньше чем единица. Ранее на многих коробках устанавливался отдельный повышающий блок, включаемый, когда автомобиль достигал определенную скорость. Когда скорость падала, происходило выключение этого блока. Конечно, не все автомобили имели пятую скорость, на некоторых машинах она являлась 3-й, и 4-ой, с учетом конструктивных особенностей установленной КПП.

Назначение и устройство коробки передач. Многие современные машины оснащены синхронизированными передачами, благодаря которым можно производить включение любой скорости без проведения «хитроумных» действий. Если отсутствуют синхронизаторы, первичный и вторичный вал будут двигаться асинхронно.

Для переключения передач, необходимо выжимать сцепление, поставить рычаг в положение “нейтраль”, отпустить затем снова надавить по сцеплению, включив требуемую скорость. Благодаря использованию синхронизаторов можно избавиться от подобных сложностей и намного упростить управление транспортным средством.

Назначение и устройство коробки передач.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях!

Automobile Informer — Лучшие автомобили и мотоциклы, Коллекция автомобилей

от Roshan Shibe

Помимо роли супергероя Железного человека в фильме, Роберт Дауни-младший является магнатом, который знает, как правильно распорядиться своими деньгами. Но задумывались ли вы, как живет этот актер? Итак, давайте посмотрим подробнее, Коллекция автомобилей Роберта Дауни | Роберт Дауни Автомобили, роскошный образ жизни и его собственный капитал. Роберт … Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Рошан Шибе

Помимо того, что София Вергара является одной из самых высокооплачиваемых актрис в мире, она еще и успешный бизнесмен, уже построивший настоящую империю. А вы когда-нибудь задумывались, как живет эта колумбийская звезда? Итак, сегодня в этой статье мы обсудим коллекцию автомобилей Софии Вергары | София Вергара Автомобили, роскошная жизнь и собственный капитал. … Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Рошан Шибе

Джастин Бибер не только молодой поп-певец, добившийся большого успеха, но и провидец, который знает, как делать деньги. Но вы когда-нибудь останавливались и задумывались, как живет настоящий художник? Итак, мы узнаем подробности о коллекции автомобилей Джастина Бибера | Джастин Бибер Cars, Lifestyle и Networth. Кто такой Джастин Бибер? Джастин … Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Рошан Шибе

Рианна — чрезвычайно успешная художница, у которой также есть крупные компании в индустрии красоты и моды. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как живет самый богатый певец в мире? Итак, сегодня в этой статье мы поговорим о коллекции автомобилей Рианны | Автомобили Рианны, роскошная жизнь и собственный капитал. Кто такая Рианна? Рианна (Robin Rihanna … Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

by Krushna Sawant

Кто не знает о нем самого богатого человека в мире? Условия жизни такого богатого человека будут совсем не такими, как у обычных людей. Итак, давайте посмотрим на коллекцию автомобилей Илона Маска | Илон Маск Автомобили с роскошной жизнью, собственный капитал. Кто такой Илон Маск? Илон Маск – известный американец … Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Рошан Шибе

Помимо роли супергероя Капитана Америки в фильмах Marvel, Крис Эванс является голливудской звездой, заработавшей много денег на протяжении всей своей карьеры. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как живет эта знаменитость? Итак, сегодня мы расскажем вам о коллекции автомобилей Криса Эванса | Крис Эванс Автомобили, Luxury Life и Net Worth Who… Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Рошан Шибе

Помимо того, что Эдди Мерфи является одним из самых известных комиков в мире, он является магнатом, который за свою блестящую карьеру уже заработал много денег. Но задумывались ли вы, как живет этот актер? Сегодня мы увидим коллекцию автомобилей Эдди Мерфи | Эдди Мерфи Автомобили, роскошный образ жизни, собственный капитал. Кто такой… Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Рошан Шибе

Помимо того, что Приянка Чопра считается крупнейшей индийской звездой, которая также появляется в голливудском кино, она очень влиятельная женщина, сделавшая много успешных инвестиций. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как живет звезда? Итак, давайте ознакомимся с коллекцией автомобилей Приянки Чопры | Приянка Чопра Автомобили с роскошной жизнью, собственный капитал и многое другое, кто… Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Рошан Шибе

Помимо того, что Криштиану Роналду является одним из лучших футболистов в мире, он еще и бизнесмен, который очень хорошо знает, как получать удовольствие от того, что он делает со своими деньгами. Итак, давайте посмотрим на коллекцию автомобилей Криштиану Роналду | Криштиану Роналду Автомобили, Роскошный образ жизни, NetWorth. Кто такой Криштиану Роналду? Криштиану Роналду родился 5 февраля … Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Automobile Informer — Лучшие автомобили и мотоциклы, коллекция автомобилей

Рошан Шибе

Помимо роли супергероя Железного человека в фильме, Роберт Дауни-младший является магнатом, который знает, как правильно распорядиться своими деньгами. Но задумывались ли вы, как живет этот актер? Итак, давайте посмотрим подробнее, Коллекция автомобилей Роберта Дауни | Роберт Дауни Автомобили, роскошный образ жизни и его собственный капитал. Роберт … Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Рошан Шибе

Помимо того, что София Вергара является одной из самых высокооплачиваемых актрис в мире, она еще и успешный бизнесмен, уже построивший настоящую империю. А вы когда-нибудь задумывались, как живет эта колумбийская звезда? Итак, сегодня в этой статье мы обсудим коллекцию автомобилей Софии Вергары | София Вергара Автомобили, роскошная жизнь и собственный капитал. … Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

by Roshan Shibe

Джастин Бибер не только молодой поп-певец, добившийся большого успеха, но и провидец, который знает, как делать деньги. Но вы когда-нибудь останавливались и задумывались, как живет настоящий художник? Итак, мы узнаем подробности о коллекции автомобилей Джастина Бибера | Джастин Бибер Cars, Lifestyle и Networth. Кто такой Джастин Бибер? Джастин … Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Рошан Шибе

Рианна — чрезвычайно успешная художница, у которой также есть крупные компании в индустрии красоты и моды. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как живет самый богатый певец в мире? Итак, сегодня в этой статье мы поговорим о коллекции автомобилей Рианны | Автомобили Рианны, роскошная жизнь и собственный капитал. Кто такая Рианна? Рианна (Робин Рианна … Читать дальше

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

от Krushna Sawant

Кто не знает о нем самого богатого человека в мире? Условия жизни такого богатого человека будут совсем не такими, как у обычных людей. Итак, давайте посмотрим на коллекцию автомобилей Илона Маска | Илон Маск Автомобили с роскошной жизнью, собственный капитал. Кто такой Илон Маск? Илон Маск – известный американец … Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Рошан Шибе

Помимо роли супергероя Капитана Америки в фильмах Marvel, Крис Эванс является голливудской звездой, заработавшей много денег на протяжении всей своей карьеры. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как живет эта знаменитость? Итак, сегодня мы расскажем вам о коллекции автомобилей Криса Эванса | Автомобили Криса Эванса, Luxury Life и Net Worth Who… Подробнее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Рошан Шибе

Помимо того, что Эдди Мерфи является одним из самых известных комиков в мире, он является магнатом, который за свою блестящую карьеру уже заработал много денег. Но задумывались ли вы, как живет этот актер? Сегодня мы увидим коллекцию автомобилей Эдди Мерфи | Эдди Мерфи Автомобили, роскошный образ жизни, собственный капитал. Кто такой… Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

by Roshan Shibe

Помимо того, что Приянка Чопра считается крупнейшей индийской звездой, которая также появляется в голливудском кино, она очень влиятельная женщина, сделавшая много успешных инвестиций. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как живет звезда? Итак, давайте ознакомимся с коллекцией автомобилей Приянки Чопры | Приянка Чопра Автомобили с роскошной жизнью, собственный капитал и многое другое, кто… Читать далее

Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *