10 советов по вождению машины на механической коробке передач МКПП
В последние годы спрос на автомобили с механической коробкой передач стал несколько ниже. Водители все чаще отдают предпочтение машинам с автоматом, ссылаясь на то, что управлять ими заметно проще.
Впрочем, отказываться от классической механики пока никто не собирается, так как она по-прежнему превосходит автоматические коробки передач сразу по нескольким параметрам. Во-первых, механика гораздо надежнее и долговечнее, а в случае поломки ее ремонт обойдется дешевле, нежели ремонт АКПП.
Содержимое:
- Шаг первый: передачи МКПП
- Шаг второй: расположение скоростей передач
- Шаг третий: запуск двигателя
- Шаг четвертый: правильное использование педали сцепления
- Шаг пятый: грамотная координация действий
- Шаг шестой: Дауншифтинг
- Шаг седьмой: Задняя передача
- Шаг восьмой: трогаемся в горку на механике
- Шаг девятый: Парковка
- Шаг десятый: Практика
- Заключение
Во-вторых, управлять автомобилем с механикой в зимнее время гораздо безопаснее. В-третьих, автомобили с МКПП стоят несколько дешевле аналогов с автоматической трансмиссией, да и при эксплуатации они более экономичны в плане расхода топлива.
Итак, вы решили приобрести автомобиль с механической коробкой передач, однако не имеете представления о том, как ездить на механике. В этой статье мы поэтапно расскажем вам об основных нюансах управления машиной с механикой.
Шаг первый: передачи МКПП
Управляя машиной с МКПП, от водителя требуется самостоятельно переключать скорости в наиболее подходящий для этого момент. Большинство механических трансмиссий имеют 4 или 5 скоростей (реже 6 или даже 7) и одну заднюю передачу. Для правильного переключения между ними водителю необходимо знать следующее:
- Педаль сцепления.
Выжав данную педаль до отказа, в коробке передач срабатывает специальный механизм, после чего водитель может спокойно переключаться с одной скорости на другую, используя ручку переключения передач. Если же на педаль сцепления нажимать кое-как, то скорости будут переключаться с характерным скрежетом и хрустом, что в последствии может привести к поломке МКПП.
- Нейтральная передача. Если включить нейтральную передачу при работающем двигателе, то крутящий момент от последнего не будет передаваться на колеса, а значит машина не сдвинется с места. После переведения рычага в нейтральное положение можно спокойно переключиться на любую передачу.
- Вторая передача. В большинстве случаев первая передача используется исключительно для трогания с места, а вот вторая является своеобразной «рабочей лошадкой». Активировав ее, можно легко съехать с крутого склона или уверенно лавировать в плотном потоке городского транспорта.
- Задняя передача. Эта передача отличается от других скоростей в механической коробке передач.
Она имеет наибольший диапазон работы. Выбрав ее, вы сможете разогнаться быстрее, чем на первой передаче. Однако ездить на задней долгое время не рекомендуется, так как это может привести к поломке МКПП.
Заметим, что для каждой скорости предусмотрен свой максимальный крутящий момент, достичь который можно с помощью педали газа (акселератора). Управляя машиной с МКПП, вы будете чувствовать каждую скорость, что не только добавляет драйва, но и способствует лучшему контролю над автомобилем.
Шаг второй: расположение скоростей передач
Так как во время езды необходимо быть полностью сфокусированным на дороге, то, пересаживаясь на механику, водителю необходимо запомнить расположение всех передач, указанных на ручке переключения.
Для новичков рекомендуется обратиться к опытным водителям и, сев на место переднего пассажира, со стороны понаблюдать, как синхронно нажимать педаль сцепления и переключать передачи. Так же стоит обратить внимание, на каких скоростях водитель переключается с одной передачи на другую.
► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram
Вероятно, что первые дни за рулем автомобиля на механике вы все равно будете искать глазами рычаг коробки передач и вспоминать какое его положение соответствует той или иной скорости. Со временем это пройдет, и вы научитесь переключать передачи машинально.
Также новичкам свойственно ошибаться при выборе оптимальной скорости для переключения с одной передачи на другую. Здесь важно не суетиться, стараясь ориентироваться на звук мотора. Так, при включении слишком высокой передачи обороты двигателя будут низкими, а машина не захочет набирать скорость.
В это случае необходимо переключиться на более низкую передачу. Если же обороты двигателя очень большие, то вы едете на пониженной передаче, и для разгрузки трансмиссии стоит перейти на более высокую.
При наличии в автомобиле тахометра (указывает количество оборотов двигателя), водитель может переключать скорости ориентируясь на его показатели. Конечно, каждая модель по своему индивидуальна и требует особого порядка переключения передач, однако в большинстве случаев переходить с одной скорости на другую можно при достижении отметки в 3 000 об/мин.
А еще можно ориентироваться на показания спидометра. Так, первая передача подходит для езды со скоростью от 1 до 25 км/ч, вторая — от 25 до 50 км/ч, третья — от 50 до 70 км/ч и т.д. Впрочем, это далеко не точные значения, и чем мощнее у вас автомобиль — тем сильнее будут отличаться эти диапазоны (в сторону увеличения).
Шаг третий: запуск двигателя
Перед тем как завести мотор автомобиля с механической коробкой передач необходимо сначала выжать педаль сцепления и перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение.
Категорически запрещается запускать двигатель машины при включенной передаче, так как это приведет к неконтролируемому движению транспортного средства, что создаст потенциально опасную ситуацию.
Запустив двигатель, дайте ему время прогреться. Заметим, что в холодное время года для прогрева замерзшего в трансмиссии масла рекомендуется удерживать педаль сцепления в течении нескольких минут после включения нейтральной передачи.
![]()
Читайте также: Сколько ждать? Почему нельзя ехать сразу после запуска мотора
Шаг четвертый: правильное использование педали сцепления
Сцепление является важнейшим механизмом, позволяющим плавно переходить с одной передач на другую. Как уже отмечалось выше, чтобы не допустить поломку МКПП, педаль сцепления нужно всегда выжимать полностью. Нажимать на педаль стоит исключительно левой ногой, а правую использовать для нажатия на педали газа и тормоза.
Первое время начинающим водителям сложно идеально отпускать сцепление после переключения скоростей, однако необходимый опыт приходит со временем. На первых порах новичкам рекомендуется плавно отпускать сцепление. Это позволит почувствовать, когда крутящий момент начнет передаваться от двигателя на колеса.
Если педаль сцепления нажата не до конца, то рекомендуется избегать ненужных ускорений. Также не стоит оставлять педаль сцепления нажатой более чем на две секунды, поэтому даже на светофорах используйте нейтральную передачу.
Шаг пятый: грамотная координация действий
Чтобы научиться ездить на механике необходимы хорошо слаженные и скоординированные действия. Для примера разберем процесс переключения для 1-ой и 2-ой передач. Для начала вы должны выжать педаль сцепления до упора, после чего переключить ручку скоростей на первую скорость.
Затем необходимо плавно отпустить педаль сцепления, при этом медленно нажимая на педаль газа. Когда педаль сцепления будет где-то в середине своего хода, вы почувствуете, как крутящий момент начнет передаваться от двигателя на колеса.
Полностью отпустив педаль сцепления вы можете разогнаться где-то до 25 км/ч, после чего потребуется переключиться на вторую передачу. Для этого потребуется вновь выжать педаль сцепления до конца, перевести ручку скоростей на вторую передачу и плавно, не отпуская педаль сцепления, прибавить газу.
Шаг шестой: Дауншифтинг
Дауншифтинг (от англ. downshifting) — это переход на пониженную передачу. С его помощью вы сможете не только замедлить автомобиль, но и выбрать наиболее подходящую для движения скорость.
Переключение на пониженную передачу можно использовать в случаях, когда необходимо снизить скорость, при этом не прибегая к педали тормоза (например, на мокром или обледеневшем дорожном покрытии). В этом плане механическая трансмиссия гораздо безопаснее автоматической, так как она предоставляет водителю полный контроль над транспортным средством.
Для примера разберем ситуацию, когда с помощью дауншифтинга можно остановить машину, движущуюся со скоростью 70 км/ч:
- Необходимо нажать на педаль сцепления и переключить коробку на 3-ю скорость, при этом переместив правую ногу с педали газа на педаль тормоза.
- Чтобы избежать работы двигателя на высоких оборотах, следует плавно отпустить педаль сцепления.
- Перед остановкой автомобиля необходимо еще раз выжать сцепление.
- Не стоит включать первую скорость в качестве пониженной передачи.
Используя подобный метод можно остановить автомобиль гораздо быстрее и безопаснее, чем при использовании педали тормоза.
Читайте также: Осторожно, гололед! Советы водителям при езде по скользкой дороге
Шаг седьмой: Задняя передача
При включении задней передачи стоит быть особенно осторожными. В случае неправильного включения рычаг переключения передач может выскочить, поэтому категорически запрещается включать заднюю скорость до полной остановки автомобиля.
Заметим, что у некоторых автомобилей с МКПП для включения задней передачи требуется сначала нажать специальную кнопку на рычаге коробки. Также стоит помнить, что задняя передача рассчитана на достаточно высокий диапазон работы, а значит во избежании резкого набора скорости на педаль газа нужно нажимать плавно, без лишних усилий.
![]()
Шаг восьмой: трогаемся в горку на механике
Из-за рельефа местности в мире практически не существует идеально ровных дорог, поэтому автомобилисту приходится раз за разом заезжать на склоны, а затем спускаться с них.
Если не пользоваться тормозами, то при остановке в таких местах автомобиль просто будет скатываться с горки или под горку. Трогаться на наклонных дорогах также заметно сложнее, поэтому лучше заранее потренироваться в знакомой для вас местности.
Остановившись во время подъема на склоне и поставив машину на ручной стояночный тормоз, перейдите на нейтральную передачу. Далее вам необходимо выжать педаль сцепления и включить первую передачу.
Плавно отпуская сцепление и нажимая педаль газа, в какой-то момент вы почувствуете, что машина пытается тронуться. В этот момент необходимо убрать ручник и чуть добавить больше газа, чтобы начать уверенное движение на подъем.
По мере освоения механики необходимо будет отказаться от использования ручника, трогаясь в гору с помощью быстрого переноса ноги с педали тормоза на акселератор.
Шаг девятый: Парковка
Припарковавшись и заглушив мотор автомобиля, необходимо выжать педаль сцепления и включить первую передачу. Это защитит ваш автомобиль от скатывания. В качестве дополнительной страховки также можно поднять рычаг стояночного тормоза (если ручник электронный, то необходимо нажать на кнопку).
Запомните, что вернувшись в автомобиль вы должны сначала переключить передачу в нейтральное положение и только потом заводить мотор.
Шаг десятый: Практика
Многие новички, которые только получили права, боятся садиться за руль автомобилей с механикой, считая их управление сложным и запутанным.
Чтобы побороть этот страх рекомендуется попрактиковаться на специальных площадках. Отсутствие других автомобилей позволит не торопясь разобраться с нюансами управления машиной с механической трансмиссией.
Уже после пары таких занятий вы почувствуете в себе уверенность, после чего можно будет пробовать попрактиковаться на дорогах общего пользования. Делать это рекомендуется ранним утром или поздним вечером, когда движение на дорогах не столь интенсивное.
Заключение
На данный момент среди молодого поколения автомобилистов бытует мнение, что механическая трансмиссия морально устарела и не так комфортна, по сравнению с автоматом. Это не совсем так.
Механика по-прежнему является одной из самых надежных трансмиссий, и несмотря на некоторое снижение комфорта вождения взамен она предоставляет полный контроль на автомобилем. Именно поэтому многие спортивные модели до сих пор оснащаются исключительно МКПП.
Читайте также: Пересел с механики на автомат: о чем важно помнить?
Как правильно переключать передачи на механической коробке передач
Езда на механической коробке передач
Итак, для того, чтобы ездить на автомобиле с такой КПП, надо первым делом научится переключать эти самые передачи. Чтобы повысить передачу, понизить или поставить на нейтраль, перед этим следует полностью выжимать сцепление.
Как правильно начать движение автомобиля
Если разъяснить на понятном языке, то получится так: коробка и двигатель очень тесно связанны между собой части, сцепление дает возможность рассоединить эти части, затем передача переключается и производится снова плавная состыковка механизмов.
Мы сразу скажем, что существует огромное количество техник по переключению передач, к примеру спортивная техника. Но мы будем рассматривать в этой статье стандартный вариант: выжимается сцепление, производится переключение передачи, сцепление постепенно и медленно отпускается.
Внимание!
Нужно помнить, что в момент, когда выжимается сцепление, происходит расхождение передачи мощности от движка к колесам. В это время автомобиль двигается исключительно по инерции. Когда переключается передача, необходимо учитывать скорость автомобиля.
Процесс работы сцепления автомобиля
Суть вышеописанного правила заключается в том, что при ошибочном несоответствии оборотов двигателя, они либо стремительно возрастут, либо стремительно угаснут. Последний вариант опасен тем, что в это время пропадает тяга, а это недопустимо при обгонах.
При рассмотрении 1 случая, когда педаль сцепления отпускается быстро, то можно ощутить мощный толчок автомобиля — это происходит, когда была включена низкая передача. При этом автомобиль может начать стремительно терять скорость, иногда это может происходить как резкое аварийное торможение. В этот самый момент производят торможение коробкой и двигателем. Этот способ также применяется некоторыми автомобилистами для экономии топлива. Но так делают не все люди, поэтому многие слышали об этом способе как вариант торможения при отказе тормозов.
Специалисты, которые изучали «торможение двигателем», единогласно пришли к выводу что такой вариант — существенная нагрузка на автомобиль. Она приводит к быстрому износу двигателя, сцепления, а также других элементов трансмиссионной части. Исходя из всего сказанного мы можем сразу прийти к выводам:
- Передачи нужно переключать плавно.
- Передачу необходимо подбирать по скорости движения машины.
- Также следует учитывать другие факторы, например, спуск или подъем, еще следует учитывать по какому дорожному покрытию вы движетесь.
- Все же переключение нужно осуществлять быстро, для того чтобы не потерять тягу.
Если вы будете придерживаться таких рекомендаций, то вы сможете сэкономить немного топлива.
Езда в гору
Из-за рельефа местности многие дороги имеют подъемы. Трогаться в гору сложнее, чем на равнине. Для практики поможет такое упражнение:
- встать на дороге с небольшим уклоном;
- включить «нейтралку» и затянуть ручник;
- включить первую передачу, выжав сцепление;
- нажать на пелаль тормоза и отпустить ручник,
- отпуская сцепление, тормоз и нажимая на педаль газа, начать движение.
Двигаясь в гору, повышение оборотов до 3 000-4 000 в минуту пойдет на пользу двигателю. Если давление на газ не дает результата и происходит замедление, следует выполнить переключение скорости на более низкую.
Если машина скатывается на склоне необходимо подтянуть ручник.
Как правильно переключать передачи
Общий для всех типов МКПП принцип переключения скоростей таков:
- Полностью выжимается сцепление. Движение резкое, медлить не следует.
- Включается нужная передача. Действовать надо плавно, но быстро. Рычаг последовательно переводится в нейтральное положение, затем включается нужная скорость.
- Плавно отпускается педаль сцепления до появления контакта, одновременно слегка прибавляется газ. Это необходимо для компенсации потери скорости.
- Сцепление отпускается полностью, газ прибавляется до появления нужного режима движения.
На большинстве механических коробок имеется возможность переключения скоростей без использования педали сцепления. Это работает только во время движения, для старта с места пользоваться педалью сцепления необходимо в обязательном порядке. Для переключения надо отпустить педаль газа и перевести рычаг переключения скоростей в нейтральное положение. Передача выключится сама. Затем рычаг переводится в нужное положение, соответствующее передаче, которую требуется включить. Если рычаг нормально встанет на место, останется подождать несколько секунд, пока скорость вращения двигателя не достигнет нужного значения, чтобы синхронизатор не препятствовал включению. Подобным же образом включаются и понижающие передачи, но желательно подождать, пока обороты двигателя не упадут до соответствующего значения.
Необходимо учитывать, что возможность переключения без сцепления имеется не у всех видов МКПП. Кроме того, если переключение выполнено неправильно, следствием становится громкий хруст зубцов шестерён, свидетельствующий о недопустимых действиях. В этом случае не следует пытаться включить передачу, надо установить рычаг в нейтральное положение, выжать педаль сцепления и включить скорость штатным способом.
Для подобного переключения нужен навык вождения автомобиля с механической коробкой, новичкам использовать такой приём сразу не рекомендуется. Польза от наличия подобного навыка в том, что при отказе сцепления водитель может добраться своим ходом до СТО, не вызывая эвакуатор или буксир.
Как правило, передачи выше четвёртой используются для снижения расхода топлива, однако не стоит переключаться на повышенную ступень раньше времени
Для начинающих водителей важно внимательно изучить схему положений рычага, чтобы не допускать ошибок и включать именно нужную передачу. Особенно важно запомнить положение задней скорости, так как на разных коробках оно имеет своё расположение
Рекомендуется потренироваться во включении разных передач, чтобы не возникало заминок во время движения. Из-за них падает скорость и приходится нагружать двигатель, чтобы вновь разогнать автомобиль.
Основная задача, возникающая при переключении передач, состоит в плавности, отсутствии рывков или толчков автомобиля. Это вызывает дискомфорт у пассажиров, способствует раннему износу трансмиссии. Причинами рывков являются:
- Выключение передачи не синхронно с нажатием педали сцепления.
- Слишком резкая подача газа после включения.
- Несоответствие операций с педалями сцепления и газа.
- Чрезмерная пауза при переключении.
Типичной ошибкой новичков является плохая координация действий, несоответствие работы педали сцепления и рычага переключения передач. Об этом обычно свидетельствует хруст в коробке или рывки машины. Все движения следует отработать до автоматизма, чтобы не вывести из строя сцепление или иные элементы трансмиссии. Кроме того, неопытные водители часто запаздывают с включением второй передачи или вообще плохо ориентируются в выборе нужной скорости. Рекомендуется ориентироваться по звуку двигателя, который наилучшим образом способен сигнализировать о перегрузке или недостаточном разгоне. Это способствует экономии топлива, так как своевременный переход на более высокую передачу позволяет снизить обороты двигателя, а соответственно и расход горючего.
Перед запуском двигателя всегда необходимо проверить, установлен ли рычаг переключения скоростей на нейтральное положение. Если включена какая-либо передача, при запуске автомобиль рванётся вперёд или назад, что может послужить причиной ДТП или несчастного случая.
Переключение скоростей в движении
В рекомендациях по эксплуатации автомобилей существует такой пункт: «Переключение МКПП нужно делать на определенных скоростях и показаниях тахометра». Это увеличивает ресурс работы коробки, двигателя, повышает экономичность движения и бережет окружающую среду.
Советуют переключать передачи при 2-3 тыс. оборотах по тахометру. Если его нет, тогда ориентируемся на скорость. Бывалые водители говорят, что переключаться лучше в начале подъема и оставаться на пониженной передаче, пока горка не закончится. Если переключиться во время въезда на горку, можно потерять динамику движения, обороты двигателя упадут и мотору будет тяжелее преодолевать препятствие. Это ведет к повышенному износу деталей ДВС и увеличению расхода топлива.