Принцип вождения автомобиля с механической коробкой передач – запуск, трогание, переключение передач и торможение на МКПП

Содержание

правила вождения и инструкция по управлению автомобилем, видео о технике переключения скоростей

Профессиональные гонщики и водители с большим опытом утверждают, что только транспортное средство с механикой позволяет полностью использовать весь потенциал машины. Но прежде чем садиться за руль такого авто, следует внимательно изучить, как водить машину с механической коробкой передач.

Содержание

Открытьполное содержание

[ Скрыть]

Устройство и принцип работы МКПП

Коробка передач в автомобиле предназначена для изменения числа оборотов на ведущих колесах машины. Что необходимо для предоставления возможности транспортному средству начать движение с места после стоянки, а затем набрать скорость по проезжей части. Изменение оборотов осуществляется переходом с одной ступени передач на другую посредством ручного перемещения рычага коробки. На механике есть возможность изменить движение в обратную сторону, активировать работу силового агрегата на холостых оборотах, двигаться накатом и обеспечить торможение двигателем. При переключении рычага КПП на нейтральную скорость передача крутящего момента на ведущие колеса не осуществляется.

Если рассматривать МКПП в целом, то это многоступенчатый редуктор, который имеет в своем устройстве несколько валов с подвижными и неподвижными шестернями.

Устройство механической коробки передач

Основную задачу выполняют валы с шестернями, которые работают в корпусе коробки. Их может быть два или три, это зависит от конструктивных особенностей устройства. Связь МКПП с двигателем транспортного средства осуществляется через механизм сцепления. С его помощью происходит отвод нажимного диска сцепления от маховика, после чего рычагом переключения выбирается и вводится в зацепление с вилками подвижная шестерня нужной передачи. Синхронизаторы облегчают этот процесс на всех ступенях, кроме передачи заднего хода. В зависимости от конструкции узла коробка может иметь от четырех до семи передач.

Посмотрите видео пользователя DZR о принципе работы МКПП.

Преимущества и недостатки

Эксплуатация автомобиля на механике имеет свои плюсы и минусы.

Водители, которые много лет за рулем машины с МКПП, говорят о следующих преимуществах таких устройств:

  1. Если сравнивать с другими типами коробок передач, то механика имеет самую низкую стоимость.
  2. Заметно снижена масса против гидромеханических устройств.
  3. Механика обладает высоким КПД, что позволяет полноценно использовать мощность мотора, его крутящий момент.
  4. МКПП не нуждается в отдельной системе охлаждения, тогда как для автоматических коробок это обязательное условие.
  5. Машины с МКПП более экономично расходуют топливо.
  6. Механическая коробка имеет простое устройство по своей конструкции.
  7. Длительный срок эксплуатации.
  8. Отсутствие дефицитных или дорогостоящих запчастей для обслуживания и ремонта коробки.

Следует отметить, что машину на механике можно завести буксировкой, чего нельзя выполнить с автомобилем на автомате. Простая и надежная связь двигателя и коробки позволяет удерживать машину на уклоне благодаря компрессии в камерах сгорания силового агрегата. Для этого достаточно включить первую передачу.

Недостатки механики:

  1. Необходимость постоянного контроля за взаимодействием компонентов управления автомобиля при движении. Это особенно сложно для тех, кто только осваивает навыки вождения.
  2. Чувствительность сцепления к эксплуатации. Некоторые начинающие водители допускают повреждение этого механизма из-за отсутствия опыта управления.
  3. Неправильный выбор передачи водителем при движении машины может вызвать значительный перегруз мотора.
  4. Отмечен увеличенный промежуток времени для включения передачи по сравнению с другими типами коробок.

Правила и особенности управления автомобилем

Для транспортных средств с механической коробкой выработан свой алгоритм действий, который необходимо запомнить. Поэтому, осваивая навыки езды на загородной дороге или в городских условиях, постарайтесь использовать часы, когда поток машин не очень интенсивный. Это позволит изучить маршрут передвижений, появится опыт своевременного перехода на нужную передачу МКПП.

Освоение расположения скоростей передач

Для того чтобы научиться правильно водить машину с механической коробкой передач, водитель должен знать порядок расположения скоростей в автомобиле и последовательность их включения. Как правило, для большинства машин порядок включения скоростей с первой по четвертую одинаков. А выбор пятой передачи или заднего хода иногда отличается. Первое время переключение вызывает неудобства, потому что приходится отвлекаться на рычаг КП, но по мере приобретения опыта, такая проблема исчезает сама по себе.

На фото можно ознакомиться со схемами переключения скоростей.

Инструкторы автошкол рекомендуют ученикам тренироваться в выборе скоростей на автомобиле с неработающим двигателем, не глядя на рычаг КП. Такой метод тренировки можно проводить и по окончании обучения, особенно в том случае, когда расположение скоростей в личном автомобиле отличается от учебной машины. Освоившись с рычагом МКПП, переходят к следующему этапу — совместной работе рукой на переключателе, а ногами на педалях сцепления и газа.

Техника переключения передач

Нельзя забывать о том, что переключать скорости без включения сцепления недопустимо, это может привести к поломкам механизма. Следует научиться с нуля переводить рычаг КП из одного положения в другое плавно, с небольшой паузой, чтобы исключить появление рывков в трансмиссии машины. Они могут возникнуть в том случае, если будет резко включен механизм сцепления.

Водитель должен освоить синхронность действий рукой и ногами, это помогает выработке автоматизма переключения. Левой ногой нажимают до упора на педаль сцепления, а правой, отпуская педаль газа, прекращают подачу топлива в карбюратор или инжектор. Одновременно с этим правой рукой плавно переводят ручку КП в нейтралку, после небольшой паузы производят включение выбранной скорости.

Запуск двигателя и начало движения

Перед тем как повернуть ключ в замке зажигания, водителю следует отрегулировать положение своего сидения. Спинка должна располагаться вертикально почти на 90 градусов. Руки в полусогнутом состоянии лежат на рулевом колесе, ногами легко и свободно выжимаются педали.

На видео от канала Avto-Blogger. ru рассказывается, как переключать скорости на механике.

Попробуйте переключать самые дальние от себя передачи, если это получается легко, регулировка считается законченной. Теперь можно заводить силовой агрегат машины. Левой ногой водитель полностью выключает механизм сцепления, правая рука переводит ручку КП в нейтралку. При этом ручной тормоз должен быть затянут, иначе машина может сама начать движение под уклон.

Руководство по эксплуатации автомобиля рекомендует поворачивать ключ в замке на несколько секунд для пуска мотора, если агрегат не завелся, попытку повторяют.

В машинах с карбюраторными двигателями инструкция советует вытаскивать на время пуска и прогрева движка воздушную заслонку, для инжекторов в таком действии необходимости нет. Работающему мотору дают время прогреться, после чего начинают движение.

Для этого при полностью нажатой педали сцепления нужно включить первую передачу, одновременно плавно отпуская сцепление, необходимо увеличить подачу топлива. В этот момент ведущие колеса пытаются тронуться с места, но если оборотов двигателя будет недостаточно, мотор может остановиться. Для отработки плавности таких действий некоторые водители получают навыки начала движения в домашнем кресле, выполняя по нескольку минут ногами нажатие педали газа с одновременным отпусканием сцепления.

О том, как начать движение на авто с МКПП, можно посмотреть на видео от канала How To Drive A Manual car.

Движение по прямой

Основы вождения на механике в городе или на трассах заключаются в том, что, нужно правильно почувствовать момент перехода на высшую передачу в КПП. Опытные водители определяют это по звуку работающего силового агрегата. Новичкам лучше всего ориентироваться по показаниям тахометра.

Оптимальный режим работы двигателя находится в районе 2500-3500 оборотов в минуту. Если стрелка тахометра неуклонно ползет вверх, это означает, что настал момент перехода на следующую ступень. Так нужно продолжать переключать передачи до достижения оптимальной скорости движения. В том случае, когда обороты движка снижаются, нужно перейти на нижестоящую передачу. Если этого не сделать, мотор может остановиться в самый неподходящий момент.

Движение на спуске

Только на первый взгляд может показаться, управлять машиной в этих условиях просто. Дорожные знаки предупреждают о спуске на дороге для того, чтобы водитель заранее подготовился к таким условиям, особенно зимой. В этой ситуации нужно перейти на низшую передачу для исключения возможности произвольного увеличения скорости движения машины. При этом происходит торможение двигателем, сохраняется управляемость транспортным средством.

Важно помнить, что нельзя ставить рычаг переключения передач в нейтральное положение при движении машины под уклон, может возникнуть аварийная ситуация.

Движение на подъеме

Нужно учесть, что главное при движении на подъем — не дать остановиться двигателю, контролировать его обороты и при их уменьшении переходить на более низкую передачу. Если все-таки остановка произошла, в первую очередь следует затянуть ручной тормоз и запустить мотор. Далее левой ногой нужно выжать сцепление и включить первую передачу. Теперь можно начинать движение в гору. Для этого следует слегка увеличить обороты двигателя, одновременно отпуская педаль сцепления, снять машину с ручника. Как только автомобиль сдвинется с места, увеличить обороты силового агрегата и продолжить движение.

Движение задним ходом

Этот вид передвижения машины считается одним из самых опасных, так как автомобиль при движении задним ходом быстро увеличивает скорость. Пошаговая теория говорит, что следует начинать трогание с места без использования педали газа. Контролировать скорость нужно сцеплением, которое полностью отпускать нельзя. Если требуется остановиться — достаточно выжать эту педаль.

Рекомендуем посмотреть видеоурок от Avto-Blogger. ru о том, как научиться ездить задним ходом.

Торможение и дауншифтинг

Для торможения на автомобилях с механической коробкой передач нужно правую ногу переместить с педали газа на тормоз и плавно выжать эту педаль. После того как скорость движения снизится до 10 км/ч, почувствуется вибрация автомобиля. В этот момент левой ногой необходимо выжать педаль сцепления, перевести рычаг коробки в нейтральное положение, затем отпустить все педали. В результате автомобиль остановится.

Дауншифтинг — способ переключения передач с высшей ступени на низшую, который позволяет правильно тормозить на машине с механической коробкой и грамотно выполнять повороты. Так можно гораздо эффективнее остановить автомобиль, поэтому не стоит пользоваться только тормозной системой. Для этого полностью выключают механизм сцепления, переносят правую ногу с газа на тормоз, включают более низкую передачу. Чтобы избежать увеличения оборотов двигателя, педаль сцепления отпускают медленно. Перед полной остановкой отключают механизм сцепления.

Парковка

Остановившись в нужном месте, двигатель заглушают. Далее правой рукой поднимают рычаг ручного тормоза. В некоторых автомобилях он имеет электромеханический привод, поэтому может включаться нажатием кнопки. Отключают сцепление и включают первую передачу. Такие действия не позволят скатиться машине, если будет присутствовать уклон. Вернувшись в автомобиль, не забудьте поставить рычаг КП в нейтральное положение перед пуском силового агрегата.

Загрузка ...Загрузка ... Загрузка …

Видео «Уроки вождения на МКПП»

На видео от пользователя К. Рябовол можно посмотреть уроки движения на автомобиле с механической коробкой передач.

autodvig.com

МКПП и особенности езды на такой коробке

Еще недавно на территории стран СНГ умение ездить на механической коробке передач являлось обязательным условием для получения водительского удостоверения. Сегодня ситуация несколько изменилась, так как появилась возможность получить права на АКПП.

При этом многие опытные автоинструкторы настоятельно рекомендуют сначала научиться ездить на «механике», а уже потом пересаживаться на автомат. Дело в том, что только механическая коробка позволяет научиться полностью контролировать автомобиль (особенно важно в зимнее время года, а также в тяжелых и сложных дорожных условиях).

Также машина с МКПП лучше приспособлена для тяжелых условий эксплуатации, чем аналоги с «автоматом». Далее мы рассмотрим основные правила вождения машины с МКПП и как правильно управлять автомобилем, если на машине стоит коробка механика.

Читайте в этой статье

Коробка МКПП: вождение автомобиля с «механикой»

Итак, чтобы понять, как ездить на механике, нужно отдельно учитывать, что на такой коробке водитель должен выбирать и включать/выключать передачи самостоятельно, то есть вручную. В результате вождение авто с механической коробкой передач может показаться сложным для начинающих водителей, а также тех, кто раньше ездил только на АКПП.

Главное, в процессе обучения обращать внимание на ряд нюансов и особенностей. Как правило, в этом случае уже через несколько часов практических занятий даже у новичков отмечается заметный прогресс. Итак, поехали.

  • Особенностью МКПП является наличие педали сцепления. Если просто, при нажатии эта педаль «отсоединяет» коробку от двигателя (подобно нейтральной передаче, более известной как «нейтралка»). Такое отсоединение необходимо для того, чтобы водитель получил возможность плавно и мягко переключать передачи (без ударов, рывков, а также повреждения коробки и двигателя).

Только выжав до упора педаль сцепления, появляется возможность включить нужную передачу при помощи рычага переключения скоростей в салоне авто. Получается, на заведенном двигателе переключать коробку передач можно только тогда, когда педаль сцепления нажата, причем выжата полностью (до упора). Указанная педаль обычно нажимается  только левой ногой, тогда как правая нажимает педали газа и тормоза.

Еще раз напомним, для мягкого и четкого переключения передач необходимо полностью нажимать педаль сцепления и отпускать педаль газа, иначе передача может включаться со скрежетом или хрустом, что приводит к поломкам трансмиссии.

  • Идем далее. Как уже было сказано, передачи в МКПП  переключаются вручную. Зачастую машины с МКПП имеют 5 скоростей (передач)  для движения вперед и одну заднюю скорость.  Также имеется нейтральная передача. На начальном этапе важно усвоить, где находится каждая скорость, а также когда и как нужно включать передачи.

Нейтральная передача означает, что ни одна скорость КПП не включена, то есть усилие от двигателя на колеса не передается. Другими словами, при работающем двигателе и включенной нейтральной передаче автомобиль не тронется с места в случае нажатия на педаль газа, а также не будет ускоряться, если включить нейтралку уже в движении.

Однако важно помнить, что если машину на нейтралке одновременно не зафиксировать тормозами или ручником (стояночным тормозом), авто может покатиться под уклон (как назад, так и вперед). Так вот, нейтралка позволяет мотору работать на холостом ходу, а также двигаться накатом при выключении передачи (делать это  без острой необходимости не рекомендуется). Также из нейтральной передачи водитель может включать нужную скорость для движения вперед или назад.

В процессе обучения важно запомнить, как включаются все передачи МКПП.  Обычно указания нанесены на ручке КПП (сверху рукоятки). Как правило, новичок заранее детально знакомится с работой коробки на практике перед первым выездом.

Далее, каждое включение передачи должно производиться в следующем порядке: нейтраль – выжим сцепления — выбор нужной передачи — плавное отпускание педали сцепления — добавление газа.

  • Первая передача нужна для того, чтобы тронуться с места и разогнать автомобиль до 5-20 км/ч. Эта передача самая тяговитая. Кстати, при трогании с места педаль сцепления нужно отпускать максимально плавно, чтобы избежать резких рывков. Важно почувствовать момент начала передачи крутящего момента на колеса (обычно это момент в середине хода педали сцепления).

Также часто рекомендуется  слегка добавлять газ одновременно с плавным отпусканием педали сцепления, что позволяет добиться уверенного  начала движении и избежать ситуации, когда двигатель глохнет (особенно если авто стартует на подъеме), машина катится назад и т.д.

Кстати, часто проблемы с началом движения на подъем можно решить при помощи следующего приема: затяните ручник (стояночный тормоз), выжмите сцепление, включите первую передачу, плавно отпускайте сцепление и немного добавляйте газ, одновременно опуская ручник. Это поможет избежать нежелательного отката назад.

Вторая передача является «разгонной», автомобиль на ней оптимально разгонять до 40 км/ч. Также подходит для  езды с невысокой скоростью или движения накатом со склона. Третья передача включается на 40 км/ч, на ней оптимально разгонять машину до 60 км/ч. Четвертая предполагает включение на 60 км/ч и разгон до 80-100 км/ч. Пятая передача поддерживает набранную скорость и включается от 100 км/ч.

Обратите внимание, максимально плавно отпускать сцепление нужно только на первой передаче во время старта. После того, как автомобиль начал движение и нужно переключаться на ступень выше или ниже, резко сцепление бросать не нужно, однако и выдерживать такую же плавность, как при старте на первой передаче, также нет необходимости. Опять же, нужно чувствовать момент начала передачи усилия от мотора на колеса.

  • Задняя передача часто включается не так, как другие скорости МКПП. На одних авто для ее включения нужно просто передвинуть рычаг в определенное положение, тогда как на других дополнительно следует «снять» условную защиту-блокировку от случайного включения (потянуть кнопку-рычажок), только после чего удается «воткнуть» заднюю скорость. 

Включать заднюю скорость можно только после полной остановки авто. Начинать движение на задней передаче нужно аналогично старту на первой, предельно плавно отпуская сцепление. При этом следует помнить, что задняя передача самая мощная, автомобиль начнет разгоняться достаточно интенсивно при неосторожном обращении с педалью газа.

  • Что касается включения передач, важно переключаться так, чтобы выбранная  передача соответствовала скорости движения и условиям. Например, если водитель давит на газ, но машина движется на низких оборотах и не разгоняется, это говорит о том, что включена слишком «высокая» передача и необходимо, выжав сцепление, переключиться на одну или две ступени ниже. 

Если же обороты слишком высокие, тяга хорошая, но скорость не растет, тогда требуется включить повышенную передачу, снизив нагрузки на двигатель и коробку. Обычно новички ориентируются по тахометру, спидометру и звуку мотора, который указывает на  высокие обороты двигателя своим шумом.

Например, зачастую на бензиновых атмосферных моторах с объемом до 2.5 литра оптимально переключаться «вверх» тогда, когда обороты находятся на отметке 3 тыс. об/мин. Переключение «вниз» на 1 ступень происходит в том случае, когда обороты упали до 1200-1500 об/мин и машина уже «не тянет».

Обратите внимание, включение слишком низкой передачи вызывает эффект торможения двигателем и коробкой. Если машина движется на высокой скорости и включенной, например, 5-й передаче с оборотами около 4 тыс./об. мин, то включение 2-й передачи может привести к резкому замедлению, а также поломкам ДВС и КПП, заносу автомобиля,  различным ДТП и т.д.

Также важно учитывать, что для обгонов нужно заранее переключаться с «повышенной» на «пониженную», что позволит добиться более активного разгона автомобиля, быстрого набора оборотов мотора и лучшего отклика на педаль газа. 

Полезные советы

Перед запуском двигателя нужно всегда проверять, что рычаг находится в положении нейтральной передачи. В противном случае при попытке завести двигатель  на передаче произойдет рывок, что может привести к ДТП и другим последствиям.   

Не следует активно газовать в том случае, если педаль сцепления частично выжата или отпущена не до конца. Это приводит к усиленному износу самого сцепления и неполной передаче тяги от мотора на колеса. Также не следует держать нажатой педаль сцепления дольше 2-3 сек. на светофорах и при кратковременных простоях. Нужно переходить в нейтраль, после чего отпускать педаль сцепления.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему плохо включаются передачи на механике. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым могут возникать проблемы с переключением передач МКПП, передачи включаются туго, водитель испытывает затруднения при включениях и т.д.

Для эффективного снижения скорости движения автомобиля можно использовать низшие передачи (третью и вторую), причем не используя педаль тормоза. Прием хорошо подходит для применения на скользкой дороге в гололед, снег, дождь и т.д.  

После того, как двигатель был заглушен, автомобиль на ровной площадке можно оставить на нейтральной передаче, однако нужно не забыть затянуть ручник. При постановке машины на стоянку даже на небольшом уклоне поле остановки мотора нужно включить первую передачу и затянуть ручник. Это позволит избежать самопроизвольного откатывания авто даже в случае проблем с механизмом стояночного тормоза.

Однако перед каждым запуском двигателя следует всегда проверять, что коробка переведена в нейтраль. Еще отметим, что в зимнее время  ручником лучше не пользоваться, что позволит избежать примерзания тормозных колодок к тормозному диску или барабану.

Подведем итоги

Как видно, умение управлять автомобилем с механикой позволяет полностью контролировать машину, использовать специальные приемы, а также развивать и совершенствовать практические навыки вождения.

Также механическая коробка является надежной трансмиссией. При правильном обращении ресурс ее намного выше, чем у АКПП. Также МКПП  позволяет экономить горючее, машину с такой коробкой можно активно эксплуатировать в различных условиях без особых ограничений, задействовать максимум мощности мотора и т.д.

Напоследок отметим, что водитель, который умеет ездить на механике, без труда управляет и автомобилем с АКПП. Если же говорить об обратной ситуации, переучиться с автомата на механику и приобрести необходимые навыки езды на такой коробке намного сложнее. 

Читайте также

krutimotor.ru

Эффект собаки Павлова: почему учиться водить нужно с МКПП

Новое поколение водителей выбирает «автомат» смело и решительно. Они отбрасывают все предрассудки и главным их требованием к автомобилю становится «автоматичность», на авто любого возраста, мощности и сферы применения. У них миллион аргументов за то, что коробка-автомат это современно, экономично и очень безопасно. Я в чем-то даже согласен с ними, и даже более чем уверен что для многих таких водителей «автомат» еще и надежнее, чем традиционная МКПП, но все меня все же гложет сомнение: а может, это все просто паника начинающего водителя? Плохая моторика, плохая подготовка и неуверенность в собственных силах?

И кажется, я нахожу все больше аргументов в пользу того, что первый автомобиль должен быть с механической коробкой передач, а водительские права – без позорной отметки (А) – «строго с автоматической коробкой». И боюсь, что это вовсе не вопрос идеологии, все упирается в простые вещи: безопасность, надежность и… удобство.

Водитель за рулем машины с автоматом, да еще с не самым мощным мотором привыкает работать педалью газа как кнопкой — условно говоря «тяга вкл/тяга выкл». Газ почти в пол со светофора, потом отпустить, потом нажать. Говорить о какой-то управляемости машины, стабильности траектории в повороте, хорошем сцеплении или контроле траектории тягой в этом случае не имеет смысла. Машина на скользком покрытии и в повороте предоставлена сама себе, и хорошо, если есть ESP, он-то и спасет в случае чего.

А случаи наступают регулярно, и что называется, «на ровном месте» – в малейшей дуге или легкой колее на автостраде. Совсем дела плохи, когда машинка уже не «стандартный 1,6», а что-то помощнее, ведь не секрет, что многие даже турбированные 1,4 считают несерьезным форматом, переходя с моторов «полтора литра» сразу к какому-нибудь 1,8 TSI.

Водитель на машине с МКПП как минимум в моменты старта и переключений тренирует правую ногу действовать деликатно. Давать столько тяги, сколько нужно для ровного и аккуратного движения. Да и на ходу «механика» требует побольше собранности и аккуратной работы – рывки тяги не гасятся гидротрансформатором и цепью вариатора, их не пытается смягчить умное сцепление преселективного робота. Ошибка водителя тут же приводит к ощутимому последствию в виде неприятного рывка — такой вот «эффект собаки Павлова».

Для того, чтобы научиться, нужна хорошая мотивация, частые повторы и стремление к совершенству. А безнаказанность, которую дают автоматические трансмиссии, расхолаживает, делает ошибки чем-то абстрактным и далеким. Да, на механике ошибка поначалу может привести к более тяжким последствиям, но навык формируется быстрее, чем растет кураж и появляется лихачество. И в повороте «ученый» водитель уже не сбросит резко газ, не «втопит» на скользкой и мокрой колее, не будет дергать дроссель на льду. Буквально за год-два езды с ручной коробкой сформируется устойчивый навык, который может спасти жизни многих людей.

Ладно, безопасность вас не волнует, вы из тех, кто «не превышает» и считает, что ничего и не произойдет, если всегда ездить по ПДД. Это не так, но допустим. Может, вас убедят аргументы из области экономики?

В машине с механической и с автоматической коробкой мотор по сути одинаковый. И управление его тягой совершенно аналогичное. Но вот беда, «автоматчики» действуют педалями заметно жестче, ведь им не надо бояться рывков и ударов, которые типичны для новичков, пытающихся полихачить на МКПП. Динамика разгона, скорее всего, сильно не вырастет, а куда исчезнет «лишняя» энергия мотора? Правильно, в нагрев и износ трансмиссии.

Foot on the pedal

Больше резких движений педалью газа – больше срабатываний блокировки АКПП, больше износ накладок ГДТ, больше износ фрикционов, больше разогрев коробки и больше загрязнений гидроблока. Про бензин я и вспоминать не буду, понятно, что его уйдет больше, даже если вы пытались взять максимально экономичную машину. К нормативному «паспортному» расходу вы не приблизитесь и на километр.

Особо выделю «автоматчиков» с DSG, Powershift и прочими преселективами. Процесс работы такой трансмиссии по сути мало отличается от действий «правильного водителя» с МКПП, разве что переключения под тягой могут быть мгновенными. И попытка действовать противоестественным образом, плохо дозируя мощность и обороты мотора на старте, приводит к резкому износу сцеплений, ударам, рывкам и прочим неприятным последствиям. В отличие от «классических» АКПП коробки типа DSG в таких условиях изнашиваются очень быстро. Для них нужна именно «механическая» манера управления тягой на старте, плавное дозирование газа и добавление после троганья, а попытка старта на холостых или обычный «газ в пол» приведет лишь к раннему визиту в сервис.

Представьте себе, как пришлось бы действовать педалью сцепления при таких «фокусах». Или плавно-плавно с пробуксовкой пытаться тронуться, особенно в горку это тяжело, или палить сцепление, пытаясь не допустить ударов и пробуксовки колес при старте с «газом в пол».

Detail of an automatic gear shifter in a new, modern car. Modern

Что до «страдальцев» с механикой, то они волей-неволей поначалу вынуждены действовать аккуратно. Старт с малых оборотов, и только потом уже мощное ускорение. Если только не игнорировать запах паленого сцепления и удары в трансмиссии, то все будет в порядке, и расходов минимум.

Оптимальный алгоритм, опять же, закрепится буквально через полгода год, причем накрепко. Если же водитель не способен запомнить эти простые вещи, то пара замен комплектов сцепления его немного простимулируют. Это не так дорого, как ремонтировать DSG, но достаточно чувствительно для кармана. «Эффект собаки Павлова» в действии!

Боюсь, если у вас еще не убедил, что начинать нужно на машине с ручной коробкой, то дальше продолжать нет смысла. Хотя… пожалуй, есть еще один аргумент «за».

Наверное, водитель, умеющий ездить на «механике», куда лучше осознает, что там происходит в машине при разгоне и при торможении. А значит, он подготовлен к любым ситуациям. Например, он осознает, что для обгона мотор должен раскрутиться, тогда будет больше тяги, нужно переключить передачу «вниз» и не повышать ее. Для него не будет сюрпризом пауза перед разгоном, которую берет коробка на переключения, он легко поймает ритм переключений в любом режиме движения. А при необходимости вполне успешно подкорректирует автоматический алгоритм для оптимальной работы.

Для водителя, поездившего на «механике», многое в поведении автомобиля становится простым и прозрачным. И ощущение дискомфорта от того, что что-то идет не так, как хотелось бы, отступает. Жить становится чуточку проще, и все, что для этого нужно – сформировать простой навык движения с механической коробкой.

Безусловно, было бы странно ездить на «механике» всю жизнь. Более того, многие современные машины просто не имеют версий с МКПП. Это и не нужно — один раз научившись дозировать тягу и грамотно подбирать передачи для разных дорожных ситуаций, вы будете на полном автоматизме бережно и безопасно «общаться» с АКПП, АМТ, DSG или вариатором. Пожалуй, что ни к чему «механические» навыки только тем, кто выбирает электромобиль, где нет ни ДВС, ни коробки передач. Но золотой век электрокаров все никак не настает. Да и настанет ли?

Опрос

А вы на какой машине учились?

Всего голосов:

www.kolesa.ru

Как правильно ездить на механике?

Привет, друзья! Сегодня я, Евгений Борисов, предлагаю поговорить о вождении автомобиля с механической трансмиссией.

Как часто вы замечали, что на светофоре учебный автомобиль превращается в дикого мустанга: при попытке тронуться просто-напросто глохнет?

Отсутствием плавного старта и большим откатом назад страдают многие новички, но с опытом эта проблема уходит.

Зато приходит понимание, как правильно ездить на механике и как реже посещать автосервисы. Поехали!

Я не волшебник! Я только учусь!

Опытные водители, которые попробовали и механику, и автомат наверняка со мной согласятся – с механической коробкой без опыта ездить сложнее.

Именно поэтому всем, кто только постигает азы вождения, я бы рекомендовал начать обучение именно с нее. После механической коробки вам сам черт не страшен!

Основная сложность для новичков, особенно женского пола, – в невозможности поймать «тот самый момент», когда «сцепление плавно отпускается», а «газ выжимается». И хотя на словах объяснять подобные вещи сложно, попробуем слегка прояснить.

  • Еще до начала запуска двигателя, выжмите сцепление до упора левой ногой, а правой – тормоза. Заведите авто, убедившись, что передача выключена (иначе машина может поехать).
  • Переведите рычаг переключения КПП (под вашей правой рукой) на 1 скорость. И упаси вас бог, сделать подобное при невыжатом сцеплении. После одного раза, может, трагедии и не случится, но при регулярном нарушении правила придется платить за ремонт.
  • Переведите правую ногу с тормоза на газ. Плавно отпускайте сцепление и одновременно начинайте утапливать педаль газа. Вы почувствуете, как шестерни трансмиссии «зацепились», а автомобиль «покатился». Следите, чтобы тахометр показывал примерно 2 тыс. оборотов в минуту.
  • Не бросайте сцепление резко, иначе заглохните. Делайте всё плавно, словно вы – шаолиньский монах во время медитации.
  • При наборе скорости – медленно отпускайте сцепление.

Поспешу приправить инструкцию, от которой вы, вполне возможно, слегка приуныли, порцией позитива: если вы научитесь трогаться с места – считайте, что освоили механику на 80%.

На заметку! Хороший инструктор будет настаивать на четком закреплении ног за той или иной педалью: для сцепления и тормоза – левая, для газа – правая.

Учиться лучше всего на автодроме с ровным покрытием, где вас не будут смущать другие водители (а они, ох, какую нетерпимость проявляют иногда на дорогах).

После того как вы научитесь трогаться, двигаться и останавливаться на площадке, вас «выведут в люди» – предложат прокатиться по городу. Главный совет – не обращайте внимания на недовольные взгляды и «бибиканье».

Просто делайте своё дело, успокаивая себе тем, что рядом инструктор, который, в случае чего, придет на помощь.

Скоростной режим

Сложность с переключением скоростей преодолеть проще, чем научиться плавно трогаться. Как только стрелка тахометра приблизиться к отметке 3 тыс. об/мин:

  • отпустите газ, до упора выжмите сцепление и передвиньте рычаг в новое положение (например, на вторую скорость – она, кстати, считается самой рабочей и используется чаще других) – все эти операции делаются синхронно;
  • плавно отпускайте сцепление и выжимайте газ (точно так же как вы делали на этапе начала движения).

На заметку! Если во время переключения скорости автомобиль начинает «трясти», то вы поторопились.

Строго говоря, на механике переходить на более низкую передачу перед остановкой машины не нужно, однако в некоторых случаях, например, при движении в пробках, уйти на пониженную передачу целесообразно, чтобы уменьшить расход топлива.

На обледеневших покрытиях зимой и опасных участках также лучше использовать низкие передачи – уходить на них нужно при показаниях тахометра менее тысячи об/мин.

А что делать, если в авто нет тахометра? Инструкторы часто предлагают «слушать» – если мотор «басит», а автомобиль при этом не едет быстрее, то включена слишком высокая передача.

Вот только тем, кто сидит месяц за рулем, очень часто сложно различить «симфонию», поэтому можно ориентироваться на спидометр:

  • до 25 км/час – 1-я передача;
  • от 25 до 50 – 2-я;
  • от 50 до 70 – 3-я.

Смотрите полезные видео уроки, которые я специально подобрал для вас по теме разговора.

Ошибки новичков

Многие начинающие полагают, что намного проще держать сцепление выжатым постоянно, чем ломать голову, когда на педаль нажимать, а когда нет. В этом случае не избежать вам двух зол:

  • затекшей левой ноги, которую от постоянного напряжения начнет сводить или «пронзать иголками»;
  • преждевременной «смерти» сцепления.

Ногу, конечно, после остановки можно растереть и «привести в чувство», но если вы не хотите ездить исключительно до мастерской, чтобы не сжечь сцепление, убирайте ногу с педали после каждой операции.

Итак, ездить мы научились, но ведь надо еще понять, как останавливаться.

Неопытные водители часто просто сбрасывают скорость, переводят рычаг в нужное положение и жмут на тормоз, хотя такой вариант быстро изнашивает и сцепление, и саму коробку.

Правильный вариант торможения и остановки:

  • выжать сцепление;
  • перевести рычаг в нейтралку;
  • снять ногу со сцепления;
  • плавно давить на тормоз до полной остановки.

На заметку! При нейтралке крутящий момент не передается на колеса, это значит, что даже заведенный автомобиль при нейтральной передаче в случае нажатия газа не поедет.

И еще одна распространенная ошибка начинающих – игнорирование ручного тормоза. Использовать ручник нужно каждый раз, когда вы паркуетесь, независимо от угла наклона поверхности.

Дополнительно защитить от «укатывания в бездну» поможет и переведение рычага в положение первой скорости. Если вы остановились на склоне, то выставьте рычаг на «R» и поверните передние колеса.

Повторюсь, можно теоретически вызубрить, как научиться правильно ездить на механике, но без практических навыков и хорошего инструктора, вы даже тронуться с места не сможете. Хотите поспорить?

Поделитесь своими историями практической езды на автомобиле с МКПП – с интересом почитаем. Буду признателен, если поддержите мой блог с помощью репоста статьи в соцсетях. Удачи всем! И до новых встреч!

Этой статьей стоит поделиться

guru-pdd.ru

Вождение автомобиля с механической коробкой передач для новичков

 

Практически все когда-то отправляются обучаться управлению автомобиля с механической коробкой. И это не простая привилегия автошкол, данный опыт может сильно пригодиться в жизни. К тому же, именно в этот момент возникает множество вопросов, как правильно переключать педали на механике, как правильно ездить и так далее. Не стоит переживать, постепенно вы сможете привыкнуть к автомобилю, и это перестанет казаться такой страшной и нереальной мечтой. Как показывает статистика у большей половины человечества вождение машины как будто заложено на генетическом уровне. Получается, что узнать, как научиться ездить на механике совсем просто.

Стоит помнить, что все действия в данном случае происходят по алгоритму. Схема переключения указана практически везде, даже в самом автомобиле. Быстро получить навыки не получиться, к коробке передач нужно привыкнуть, поэтому следует первое время попрактиковаться вдали от города. Главное делать все плавно и аккуратно, и тогда даже для чайников это не станет проблемой.

Основные требования перед поездкой

Для того, чтобы движение по трассе не приносило дискомфорта нужно отлично знать все расположения скоростей. Если вы не знаете, как переключать передачи на механике, то можно попрактиковаться на заглушенном автомобиле. Переключение передач довольно простой процесс, главное не забывать, что в данном случае вам придется делать два дела одновременно. В теории механическая коробка передач очень проста, да и в обслуживании она обходится дешевле, а вот на практике многие ее побаиваются. Главное не садиться за руль в плохом самочувствии и не выезжать на оживленную местность до момента пока не наберется достаточное количество опыта вождения.

Схема переключения передач

Как правильно трогаться?

Для многих механика связана со страхом в самом начале пути, особенно когда нужно выехать с небольшой территории. Как трогаться с места, на светофоре, в пробке и в других оживленных местах, чтобы не заглушить мотор? Главное в данном случае это плавность и размеренность на протяжении всего пути. Трогайтесь без рывков, ведь это нарушает работу всей системы в целом. Зная, как правильно трогаться с места, вы сможете использовать возможности механики на полную мощность.

Выжимаем сцепление, так чтобы оно было максимально близко к полу, и ставим рычаг в положение первой скорости. Начинаем плавно отпускать сцепление и медленно нажимать на газ. Эти действия должны быть максимально синхронными, иначе механизм переключения передач заглушит систему и тронуться с места на автомобиле не получиться. Авто с МКПП начинает медленно двигаться по указанному направлению, а значит у вас получилось тронуться с места на машине с механической коробкой передач. Помните о том, что правила гласят никогда не бросать педаль сцепления, а постепенно ослаблять напор.

Для чего нужна механика?

Как правильно переключать передачи на механике знает не каждый. Поэтому возникает вопрос, а в чем ее важность, почему нельзя и вовсе отказаться от таких машин? На самом деле, сложного в данной технике мало. Если вы научились, как трогаться на механике и как переключать скорости, то дальнейшее передвижение вас и вовсе не побеспокоит. Вождение автомобиля с механической коробкой передач для человека начинающего – это сложно, но как только начинает получаться, он понимает, что такой автомобиль куда лучше автоматики.

Вождение МПКК позволяет больше контролировать машину и ее скорости. Переключение скоростей позволяет водителю самому решать, когда давать нагрузку, а когда ослаблять напор и это значительно экономит топливо и масла. Стоит главное определиться, в какой момент и на каких скоростях переключать передачи. Помните, что переключение передач является основным процессом на протяжении всего движения машины.

Как ездить на механике?

Если вы смогли научиться водить машину с механической коробкой передач, то вы легко сможете справиться практически с любым видом транспорта. Как показывают уроки вождения, у новичков гораздо проще получается управлять автомобилем с механической коробкой передач, нежели трогаться с места. Техника вождения в данном случае направлена на максимальную концентрацию на дороге и выполнение алгоритма действий практически в автоматическом режиме. Водитель должен контролировать скорость по тахометру, следить за другими участниками движения, а также пользоваться механической коробкой передач. В целом, практика показывает, что полная адаптация приходит через несколько часов езды.

Помните, что переключать передачи без сцепления категорически запрещено. В большем случае рычаг вам просто не позволит сделать это, или машина может заглохнуть. Механизм переключения передач любит синхронность и плавность, поэтому следует избегать бросков педалей и резких движений.

Все переключения скоростей во время движения происходят плавно, с полной выжимкой сцепления. Правильное переключение произошло в том случае, если машина не дернулась, а просто изменила звук своего гудения.

Как тормозить на механике?

Каждому водителю нужно знать, что ездить на автомобиле с механической коробкой передач более безопасно. Это не касается управления, все дело в том, что принцип торможения подразумевает под собой множество способов. Если вы знаете, как правильно тормозить, то ваш автомобиль прослужит вам долгие годы, при этом, не требуя ремонта ходовой части. Да и при высокой скорости никогда не была лишней дополнительная безопасность, и в данном случае она имеется.

Если вы решили остановить машину, то можно это сделать тремя способами:

  • ручным тормозом;
  • ножным тормозом;
  • коробкой.

Если первые два способа вполне понятны, то третий подвластен не многим. Торможение коробкой происходит тогда, когда вы, не используя педали тормоза и газа, постепенно снижаете скорость, при этом постоянно переключаясь на более низкую передачу, до полной остановки. Кто-то любит применять этот способ, другие наоборот не стараются его использовать. Но, в целом, лучше знать все варианты и возможности остановки и как правильно тормозить, чтобы в экстренной ситуации воспользоваться ими. Особенно это касается новичков, ведь для первых передвижений нужно обязательно знать все нюансы, которые могут произойти на дороге.

Для начала следует научиться, как правильно заводить машину, как ездить и как правильно тормозить в специально подготовленных местах, а уже после приступать к решительным действиям. Дорога – это опасное место, особенно для новичков в данном случае. Именно поэтому на вождение автомобиля в специализированных заведениях выделяется так много времени, чтобы понять не только теорию, но и практику. Использовать знания, полученные там, вам придется всю оставшуюся жизнь, поэтому следует серьезно относиться к обучению в автошколе. Именно там вас научат как управлять транспортным средством на механике, и несомненно, эти знания не раз пригодятся.

prokpp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *