Любимые советские автомобили поэтов, режиссеров, музыкантов
Публикации раздела Традиции
Автомобиль в советские времена могли купить лишь избранные — зачастую для этого даже нужно было получить специальное разрешение. Однако такие сложности не останавливали советских граждан: хорошие машины, особенно иномарки, стали страстью многих. О любимых автомобилях поэтов, режиссеров, музыкантов — в материале портала «Культура.РФ».
Парижский сувенир Владимира Маяковского
Лиля Брик. Фотография: realnoevremya.ru
Владимир Маяковский — борец против обыденности и главный возмутитель спокойствия в 1910-х годах — при СССР продолжал интриговать общественность. Он был одним из немногих, кто умудрялся выезжать за границу, да еще и привозить оттуда дорогие сувениры. Особую зависть вызывали дефицитные в те годы товары: костюмы, шелковые чулки, парфюмерия. Покупал он их и Лиле Брик — порой Маяковский уезжал за границу с целыми списками покупок для возлюбленной. Однажды она зашла в своей любви к новинкам так далеко, что заказала Маяковскому автомобиль.
При этом не забыла уточнить, какой именно:
«Очень хочется автомобильчик. Привези, пожалуйста! <.> …лучше всего Фордик. 1) Он для наших дорог лучше всего, 2) для него легче всего доставать запасные части, 3) он не шикарный, а рабочий, 4) им легче всего управлять, а я хочу управлять обязательно сама. Только купить надо непременно Форд последнего выпуска…»
Маяковский должен был написать киносценарий для французских режиссеров и получить хороший гонорар. Однако договориться о работе не удалось, и осенью 1928 года поэт купил более дешевую машину. Это был Renault 6CL 4 cyl type NN — с 6 лошадиными силами и 4 цилиндрами. Разрешение на покупку и ввоз авто дал Народный комиссариат внешней и внутренней торговли.
Маяковский уважал технику и видел в ней будущее прогресса, однако сам за руль так и не сел — его возили шоферы. А вот Лиля Брик стала чуть ли не первой женщиной в СССР, получившей права. Но ездила она неважно и однажды даже сбила девочку — к счастью, обошлось без серьезных травм.
Послевоенный трофей Никиты Богословского
Фотография: myrussia.cc
Композитор Никита Богословский к 26 годам уже успел прославиться — благодаря своей музыке к фильмам «Остров сокровищ» и «Истребители». В 1939 году он подал запрос в Экономсовет Совнаркома, чтобы ему разрешили купить автомобиль. Однако композитору отказали.
Позже Богословский написал музыку к картинам «Дорога к звездам», «Пархоменко» и «Два бойца», куда вошла знаменитая песня «Темная ночь». Он стал композитором, которого знал весь Советский Союз, и решил обратиться за разрешением на покупку автомобиля уже непосредственно к Вячеславу Молотову. Однако снова безуспешно.
Но Богословский не сдавался. Он отправил повторный запрос, и ему разрешили приобрести трофейный австрийский кабриолет Steyr 55. После этого он сменил немало автомобилей: среди них были Opel Olympia, Mercedes-Benz, «Волга» ГАЗ-21. По признанию самого композитора, такие привилегии ему обеспечило звание «Почетный шахтер», полученное за музыку к фильму «Это было в Донбассе».
Благодаря ему раз в три года он имел право без очереди покупать машину из фонда министерства.
«Газик» и «Волга» Михаила Шолохова
Михаил Шолохов и Юрий Гагарин. Фотография: tvkultura.ru
Нобелевский лауреат Михаил Шолохов мало интересовался иномарками и предпочитал им продукцию отечественного автопрома. Публицист Алексей Бородавкин в своих заметках писал о его семье: «Шолоховы, вопреки всем людским сплетням и наговорам, «миллионерами» не были. Не было у них никаких личных самолетов или катеров. Были «Волга» и «козел» («газик»). Рыбачили, как все, на обычных плоскодонных лодках, жили скромно, без показухи».
Была у Шолохова и легенда эпохи — выпущенная на Горьковском заводе «Чайка». Среднестатистический гражданин о такой машине не мог и мечтать, но Шолохов стал одним из тех счастливчиков, которому автомобиль подарило правительство.
Шик и роскошь Владимира Высоцкого
Владимир Высоцкий и Марина Влади. Фотография: diletant.media
Мало кто в СССР так любил автомобили и так часто их разбивал, как Владимир Высоцкий: за свою жизнь он сменил не меньше семи разных моделей.
Вначале он ездил на машинах, официально принадлежавших Марине Влади, — «Волге» ГАЗ-21, ВАЗ-2101 и Renault 16. Разбить успел все три: очень уж любил быструю езду под 200 километров в час. Затем у музыканта появились 2 BMW 2500: металлик и бежевого цвета. По словам его друга Ивана Дыховичного, Высоцкий ездил на них попеременно и постоянно переставлял номера, так как зарегистрирован из автомобилей был лишь один. Страсть барда к элегантным автомобилям отражалась даже в его песнях — «Песне о двух красивых автомобилях» и «Песне автозавистника».
Читайте также:
- Музеи ретроавтомобилей
- История транспорта в России
- Байкеры в кино
Но особенно москвичам запомнился купленный в 1976 году знаменитый голубой Mercedes-Benz W116 — первая иномарка, зарегистрированная лично на Высоцкого. На тот момент это был один из пары-тройки «мерседесов» на весь СССР, включая машину Брежнева. Позже такое же авто появилось в биографическом фильме о Высоцком — даже магнитолу подобрали точь-в-точь как у музыканта.
Высоцкий ее почти никогда не выключал. На ней прослушивал кассеты с записями своих песен и спектаклей, репетировал и учил роли.
Второй в очереди Андрей Миронов
Иннокентий Смоктуновский и Андрей Миронов. Кадр из художественного фильма «Берегись автомобиля» (1966)
Андрей Миронов заинтересовался продукцией советского автопрома после съемок в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». В картине актеру посчастливилось сесть за руль популярной «Волги» ГАЗ-21. Но приобрести заветный автомобиль он смог лишь через три года — в 1969 году, не без финансовой помощи друзей.
Однако Миронов грезил об иномарке. И в 1985 году она у него появилась — благодаря жене Ларисе. Она выбила разрешение у Министерства торговли и начальника Главторга Мосгорисполкома, ведавшего всей торговлей в Москве. Однако «мерседес», присмотренный Мироновыми, оказался единственным в распоряжении Главторга и в итоге достался одному высокопоставленному военному юристу. Но Лариса не сдавалась и добилась покупки BMW третьей серии (E30) темного цвета, которому знаменитый актер очень обрадовался.
К сожалению, он проездил на нем совсем немного: уже через два года Миронов умер.
Последний автомобиль Георгия Товстоногова
Георгий Товстоногов. Фотография: teatral-online.ru
Театральный режиссер, чье имя сегодня носит Большой драматический театр в Санкт-Петербурге, в молодости жил очень скромно. Позже его страстью стали автомобили — у режиссера была «Волга», но всю жизнь он мечтал о «мерседесе». Товстоногов долго собирал деньги, откладывая гонорары от зарубежных гастролей. В 1985 году он ставил спектакль в Германии и купил там себе подержанный «мерседес» в 123-м кузове редкого серебристого цвета. Немало денег пришлось заплатить за перевозку машины в СССР. По словам сестры Нателлы, Георгий Товстоногов так радовался покупке, что без конца приглашал артистов посмотреть на «своего немца». Не обходилось и без шуток. В записях помощницы Товстоногова Ирины Шимбаревич сохранился следующий анекдот авторства великого режиссера:
«Зачем мне этот «мерседес»? Ну, как вам объяснить? Вот такой анекдот.
Грузин купил «запорожец». Угнали. Купил второй, запер в гараж. Опять угнали. Купил третий. Навесил два замка. Приходит наутро — нет машины. Лежит пачка денег и записка: «Вот тебе деньги, дурак, купи себе нормальную машину, не позорь нацию»!»
За рулем этого же автомобиля режиссер умер четыре года спустя, на Марсовом поле, возле памятника Суворову. Товстоногов был болен: он не сделал вовремя операцию на сердце. Однако от услуг водителя режиссер отказывался и до последнего сам ездил за рулем любимой машины.
Автор: Людмила Котлярова
Теги:
Публикации раздела Традиции
Берегись автомобиля! Почему члены британской королевской семьи любят сами водить машину
- Яна Литвинова
- Би-би-си, Лондон
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Несмотря на почтенный возраст, королева Елизавета II до сих пор водит машину.
Правда, только на неофициальные мероприятия
Во второй половине дня 17 января на выезде с боковой дороги на основную трассу автомобиль марки Land Rover столкнулся с легковушкой KIA. Пассажиры и водители отделались легким испугом и небольшими травмами.
Казалось бы, ничего особо интересного в этой истории нет, кроме того, что за рулем внедорожника сидел муж королевы герцог Эдинбургский, он же принц Филип.
- Похищение Камня судьбы: как шотландцы чуть не сорвали коронацию Елизаветы II
- Британия и Россия: переплетенные монархии
Второе не вполне обычное обстоятельство заключается в преклонном возрасте водителя: принцу 97 лет, а это возраст, когда большинство людей за руль уже не садится.
Почему же герцог Эдинбургский рулит сам? Как-никак в штате королевы несколько шоферов, и любой из них всегда в распоряжении Ее величества с супругом.
Дело в том, что для самых важных членов семьи Виндзоров возможность порулить означает, хоть и незначительный, но все-таки намек на нормальную жизнь.
Какой герцог не любит быстрой езды
Если верить людям, близким к королевской семье, принц Филип всегда любил быструю езду.
Автор фото, GEOFF PUGH
Подпись к фото,Принц Филип всегда любил водить машину. Два года назад он лично возил Барака Обаму с супругой и королеву по Виндзорскому парку
Биограф и друг принца Джайлз Брендрет рассказал Би-би-си, что водит принц очень хорошо, но, как правило, очень быстро.
Однажды дядя Филипа лорд Маунтбатен сидел с королевой в машине, а принц был за рулем.
Филип гнал машину по дорогам поместья «Коудри парк» с такой скоростью, что королева самым натуральным образом вскрикивала от ужаса.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,А ведь был случай, когда с таким водителем королева вскрикивала от ужаса. Если верить лорду Маунтбатену
После очередного вскрика любимой жены, подданным которой он официально является, Филип повернулся к ней и сказал: «Еще раз крикнешь, высажу из машины».
Ее величество затихла. После этих безумных гонок Маунтбатен спросил ее: «А почему же ты не приказала ему ехать помедленнее, ты же все-таки королева?» На это Елизавета II ответила: «Но ты же слышал, что он сказал!»
Эту историю лорд Маунтбатен рассказал своей дочери, а уж та поведала ее Брендрету.
В последний раз?
Автор фото, Max Mumby/Indigo
Подпись к фото,Скорее всего, дни за рулем для принца Филиппа закончились. Здесь он за рулем прошлым летом
Вполне возможно, что после своего чудесного спасения из этой аварии (а оно действительно было чудесным, учитывая и возраст герцога, и то, что его машина перевернулась), Филип все-таки поймет, что пришла пора отказаться от самостоятельных поездок.
Джайлз Брендрет считает, что это будет большим ударом для принца, но он человек прагматичный и поймет, что конец — это конец. Хотя нет никакой гарантии, что он не будет при этом ругаться шепотом.
И, скорее всего, о разумности такого шага ему скажут и жена, и страховые компании, и полиция графства Норфолк.
Водитель без прав
Ее величество королева Елизавета II — единственный человек в Соединенном Королевстве, который может водить машину, не имея прав.
Кроме того, она — единственный человек (кроме смотрителей парка), которому разрешено ездить на машине по так называемой «Длинной тропе» (The Long Walk) — четырехкилометровой дороге, проложенной от Виндзорского замка к холму, на котором установлена конная статуя короля Георга III.
Автор фото, Bob Haswell
Подпись к фото,Королева научилась водить машину во время войны. На этой фотографии она за рулем на конной выставке в Виндзоре в 1958 году
Водить машину она научилась еще во времена Второй мировой войны, когда служила в Женском вспомогательном территориальном корпусе.
Королева до сих пор сама водит свой верный Range Rover по королевским угодьям в Шотландии или когда возвращается в замок после воскресной службы в церкви Всех святых в Виндзорском парке.
Разумеется, о том, чтобы самой привезти себя на какое-то официальное мероприятие, и речи быть не может. Тем более, что от королевы ожидается, что она будет приветствовать собравшихся подданных и туристов легким помахиванием руки, а это далеко не лучшая практика вождения.
Хотя, конечно, прав ее в любом случае не лишат за отсутствием таковых.
Как все
Любой член королевской семьи может никогда вообще не садиться за руль: их и отвезут куда надо, и привезут обратно. Тем не менее многие из них пользуются любой возможностью, чтобы заняться «самовозом».
Автор фото, Max Mumby/Indigo
Подпись к фото,На рождественский обед к бабушке. Принц Уильям, герцогиня Кейт и принцесса Шарлотт: совсем обычное семейство
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
В ноябре прошлого года, когда принц Чарльз праздновал свое семидесятилетие, оба его сына сами привезли своих жен на семейный обед.
В одном из интервью официальный биограф принца Гарри, в прошлом королевский корреспондент таблоида Sun Дункан Ларкомб сказал, что и Уильям, и Гарри, и герцогиня Кембриджская Кейт считают, что вождение машины добавляет немного «нормальности» в их совершенно нестандартный стиль жизни.
«Они стараются жить настолько обычной жизнью, насколько это вообще возможно. Им очень приятно, что они могут сами водить машину и быть независимыми», — сказал он журналу «Town & Country».
Но «нормальность» заканчивается сразу же, если заглянуть на заднее сидение королевского автомобиля. Там вы обнаружите офицера службы безопасности, который даже в такой неформальной ситуации не может оставить своих подопечных без присмотра.
А за королевским лимузином будет следовать еще и парочка автомобилей с вооруженными охранниками.
Не та сторона дороги
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Говорят, что принц Гарри сам помогал свое молодой жене привыкать к левостороннему движению
Когда американская актриса Меган Маркл вышла замуж за принца Гарри, она превратилась в герцогиню Сассекскую.
Все это означало не просто полную смену образа жизни, но и освоение новых навыков вождения, поскольку в Соединенном Королевстве движение левостороннее, а в Соединенных Штатах как раз наоборот.
Говорят, что принц Гарри сам помогал Меган переучиваться. И если она захочет сама водить машину, ей придется сдавать на права в Британии, включая как теорию, так и практику вождения.
Учитывая, что сейчас Меган ждет ребенка и одновременно переучивается из актрисы в герцогиню, возможно, что с правами придется немного подождать. Впрочем, многочисленные королевские шоферы при необходимости наверняка помогут ей добраться из пункта А в пункт Б.
И правила этикета
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,На официальном мероприятии — только на пассажирском сиденье…
Эксперт по королевскому этикету Уильям Хенсон говорит, что то, кто именно сидит за рулем, зависит от характера мероприятия, на которое направляется тот или другой член королевской семьи.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,…а на неофициальном можно и так
На официальные встречи и приемы королевскую особу обязан доставить шофер. Отправляясь на частные вечеринки, можно и порулить, но все равно с охраной. Положение обязывает.
Референдум — давняя традиция. Как русские элиты XVIII века опередили время | История | Общество
3 октября Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала договоры о принятии в состав России четырёх новых субъектов. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступавший на заседании Госдумы, отметил: «Этот процесс стал логическим продолжением воссоединения русских земель, начатым с возвращения в РФ Республики Крым и города Севастополя в 2014 году».
Слова главы внешнеполитического ведомства идеально подтверждаются логикой исторических процессов. Потому что этот ряд можно продолжить. И вспомнить, каким образом в составе России в XVIII столетии оказался Крым. Многие считают, что это было результатом завоевания. Однако на поверку выходит, что уже тогда российские элиты мыслили опережающими категориями — если судить здраво, то Крым вошёл в состав Российской империи по итогам своеобразного референдума. Другое дело, что путь к нему был непростым и растянулся на добрый десяток лет.
«На вечные времена»
Началось всё с абсолютно мирного соглашения. В 1772 году Российская империя и Крымское ханство подписали Карасубазарский трактат — договор, согласно которому Крым объявлялся независимым государством под покровительством России. В обмен на покровительство России передавались военные базы на Чёрном море — Керчь, Кинбурн и Еникале. Спустя два года Османская империя после войны 1768-1774 годов признала этот договор и отказалась не только от притязаний на владение Крымом, но и на вмешательство в дела независимого ханства.
Причём с формулировкой «на вечные времена».
Расклад для России был, если выражаться терминами математики, необходимым и достаточным. Независимое дружественное государство на южных границах империи — с наличием в нём русских военных баз и военным присутствием как на самом полуострове, так и на Кубани, которая тоже входила в состав Крымского ханства. В принципе, подобное положение дел вполне удовлетворяло Петербург. И если бы в регионе сохранялась стабильность, так могло бы длиться если не вечно, то очень и очень долго.
Но в том-то всё и дело, что стабильности там не было. Османская империя, лишённая одним махом солидных территорий в Северном Причерноморье, никаких соглашений насчёт Крыма соблюдать не намеревалась. И уж тем более «на вечные времена». В независимом Крыму постоянно вспыхивали восстания против ханской власти. Хан Шагин Гирей, занявший престол в 1777 году, небезосновательно видел в этом планомерную работу турецких эмиссаров, которые вели среди мусульманского населения Крыма агитацию за возврат в объятия Оттоманской Порты.
«Обращайтесь с жителями ласково»
Надо сказать, что эта агитация работала. Молодой хан, получивший европейское образование, имел серьёзные намерения превратить независимый Крым в европейское государство. Так что песни турецких эмиссаров, выдержанные в стиле: «Вот, смотрите, новая власть продалась России, скоро и вас всех тоже продаст. Так защитите же веру отцов, а мы вам поможем» находили ожидаемый отклик.
А вот дальше включался любопытный механизм. Хан отчётливо видел, что его трон расшатывают из Стамбула. Соответственно, подавляя восстания, которые почти всякий раз поддерживались прямой военной помощью Турции, он обращался к России. Русские войска, верные союзническому договору, всегда приходили на помощь. Руководствуясь при этом следующей инструкцией, исходящей с самого верха: «Обращайтесь с жителями ласково, не касаясь казнями честных людей. Казни же пусть хан производит своими людьми, если в нем не подействует дух кроткой монархини нашей, который ему сообщён».
Ясное дело — в хане, напуганном турецким вмешательством, не мог подействовать никакой «дух кротости». Казни на головы своих подданных он обрушивал регулярно и помногу.
Что в итоге видели жители Крыма? Турки подбивают на бунт, но ничего хорошего из этого не получается — хан бунты давит, а потом жестоко расправляется с зачинщиками. А что русские войска?
Поначалу в них видели «цепных собак» хана. Но довольно быстро разобрались, что русские военные не палачи и не оккупанты — кровью страну заливают не они, а хан. Что на «веру отцов» русские солдаты не покушаются. Что в составе их армии полным-полно мусульман… Словом, сложилась престранная ситуация — население Крыма мало-помалу привыкло видеть в русских чуть ли не единственную силу, способную защитить их от собственного хана.
Окончательно прозрение настало летом 1782 года, когда турецкие эмиссары подбили на восстание и переворот родных братьев хана. Один из них занял престол, а Шагин Гирей был вынужден бежать. Одновременно турки заняли Тамань.
Казалось, ещё чуть-чуть — и Крым вернётся в Османскую империю.
Но случилось неожиданное. Стоило лишь русским войскам перейти через Перекоп, как мятеж рассыпался сам собой. Шагин Гирей занял престол и собрался было устроить масштабную расправу, начав с казни своих мятежных братьев. Однако вмешалась Екатерина II — по её личной просьбе мятежникам даровали жизнь.
Это не лезло ни в какие ворота. Получалось, что гарантом безопасности теперь по факту является не хан, а русская императрица…
Словом, почва для раздумий у населения Крыма была подготовлена превосходно. Теперь нужно было решить — стоит ли оставлять Крым в прежнем положении независимого государства?
Манифест держали в секрете
По всему выходило, что нет. Турки не уймутся — попытки вернуть ханство под свою руку год от года становились всё настойчивее и масштабнее. Вместо стабильного дружественного государства под боком у России оказывался очаг смут и мятежей, требующий постоянных военных дефиле туда и обратно.
Вполне возможно, что именно так думал Григорий Потёмкин, возвращавшийся из мятежного Крыма в Петербург. К тому же несколько крымских вельмож намекнули Светлейшему князю, что не худо было бы Крыму перейти под руку России. Именно тогда, осенью 1782 года, у Потёмкина созрел план бескровного присоединения Крыма.
Делай раз — в апреле 1783 года Екатериной подписывается Манифест о присоединении Крыма к России. Но его не показывают никому. Он хранится в секретном месте до лучшей поры.
Делай два — всю весну и лето 1783 года Потёмкин в Крыму, а Суворов на Кубани объезжают племенных старейшин, чтобы проверить их настроения. Настроения таковы, что старейшины, измученные нестабильностью, готовы сдаться хоть чёрту лысому, лишь бы тот гарантировал покой и веротерпимость.
Делай три — если эмиссары обходились пышными словами про общую веру и общую судьбу, то Потёмкин предлагал реальную защиту и конкретную помощь.
В частности, пишет Екатерине: «Надобно выделить денег для устройства и содержания фонтанов, мечетей и школ, дабы угодить магометанам».
Делай четыре — заранее заготовленные «присяжные листы», где крымские жители клянутся перейти под руку Екатерины, получив взамен «все права российского гражданина», подписываются пачками.
Делай пять — когда «присяжные листы» собраны, миру предъявляется Манифест о присоединении, подтверждённый волеизъявлением всего народа Крымского ханства. С этим не могла поспорить даже Турция. 28 декабря 1783 года султан Абдул-Хамид признал власть России над Крымом.
На латвийско-российской границе очередь удлиняется, а становится короче: NPR
Автомобили и грузовики часами стоят в очереди на латвийском пограничном переходе Терехова в Россию, 3 августа. Роб Шмитц/NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Роб Шмитц/NPR
Легковые и грузовые автомобили часами стоят в очереди на латвийском пограничном переходе Терехова в Россию, 3 августа.
Роб Шмитц/NPR
ТЕРЕХОВА, Латвия. Дорога, по которой тянется многокилометровый поток полуприцепов, ожидающих въезда в Россию из Латвии, усеяна портвейнами и мусорными баками, полными оберток от нездоровой пищи и пустых бутылок из-под газировки из-под кофеина. Ожидание прохождения этого пограничного перехода занимает около двух дней.
«Вы бы видели эту очередь два месяца назад», — вспоминает белорусский дальнобойщик Дмитрий, который сидит в кабине своего грузовика и коротает время за просмотром российского телевидения. «Там было более тысячи грузовиков, и на въезд в Россию ушло не менее семи дней».
Дмитрий, который не называет свою фамилию, опасаясь, что на него нападут из-за своего мнения, уже два дня бездельничает здесь, медленно приближаясь к началу очереди. Усатый мужчина лет 50 говорит, что везет трейлер, полный пива, из Германии в Москву, и говорит, что, поскольку его страна присоединилась к президенту России Владимиру Путину, вторжение Москвы в Украину повлияло на его работу и репутацию.
«Из-за этого я потерял работу, и люди обращаются со мной хуже, чем раньше», — говорит он. «Несколько дней назад я был в Литве, пытался поесть в украинском ресторане, и меня не пустили. Меня выгнали и сказали, чтобы я брал еду у Путина».
Дмитрий говорит, что ел в ресторане через дорогу, но инцидент запомнился ему. «Лидеры, стоящие за этой войной, не страдают от нее», — говорит он. «Это мы, обычные люди, должны страдать».
Латвия, член НАТО и Европейского Союза, настаивает на решительном глобальном ответе на войну России в Украине. В результате на границе страны с Россией протяженностью 180 миль возникла напряженность. Длинные очереди из грузовиков на пограничных переходах свидетельствуют о введении экономических санкций против России и Беларуси, а также о растущем беспокойстве среди тех, кто живет вдоль границы.
Рустам, водитель грузовика, направляющийся в Узбекистан, ждет на латвийско-российской границе в Тереховой, Латвия, 28 августа.
Он говорит, что каждый раз, когда он совершал этот переход, он ждал на этой границе в среднем четыре до пяти дней. Катрина Кепуле для NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Катрина Кепуле для NPR
Рустам, водитель грузовика, направляющийся в Узбекистан, ждет на латвийско-российской границе в Тереховой, Латвия, 28 августа. Он говорит, что каждый раз, когда он совершал этот переход, он ждал на этой границе в среднем от четырех до пяти дней.
Катрина Кепуле для NPR
Некоторые из тех, кто находится в Латвии, не имеют гражданства
Дальше в очереди Анатолий Чибатеревский, который едет за 1000 миль от своего дома в западной Латвии на похороны своего брата в Волгоград, город на юго-западе России.
75-летний мужчина большую часть жизни прожил в Латвии. Он не говорит, в какой стране он родился, но объясняет, что его семья переехала сюда во время советской оккупации страны вскоре после Второй мировой войны и вернулась после того, как в 1949 году была депортирована в Сибирь на десятилетнюю каторгу.
Когда Латвия обрела независимость в 1991 году, Чибатеревский десятки тысяч этнических русских, которым так и не дали латвийского гражданства. Он по сути без гражданства. Он роется в чемодане и достает паспорт с надписью «негражданин Латвии» на бордовой обложке.
Анатолий Чибатеревский ожидает пересечения границы из Терехова, Латвия, в Россию, чтобы присутствовать на похоронах своего брата в Волгограде на юго-западе России, 3 августа. Чибатеревский — один из десятков тысяч «латвийских неграждан», которые по существу не имеют гражданства. Это, как правило, этнические русские, переселенные сюда Советским Союзом во время советской оккупации Латвии, которая длилась до 1991 года.
Роб Шмитц/NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Роб Шмитц/NPR
Анатолий Чибатеревский ожидает пересечения границы из Терехова, Латвия, в Россию, чтобы присутствовать на похоронах своего брата в Волгограде на юго-западе России, 3 августа. Чибатеревский — один из десятков тысяч «латвийских неграждан», которые по существу не имеют гражданства. Это, как правило, этнические русские, переселенные сюда Советским Союзом во время советской оккупации Латвии, которая длилась до 19 века.91.
Роб Шмитц/NPR
Он надеется, что русские пропустят его. «Обычно меня пропускали без проблем, — говорит он, — но в прошлый раз мне сказали: „Ты убежал из России, значит, остаешься в Латвии“».
Этнические русские составляют большое меньшинство в Латвии
Этнические русские, такие как Чибатеревский, составляют лишь четверть двухмиллионного населения Латвии, но они являются нормой в городах вдоль восточной границы, где многие из них говорят по-русски и идентифицируют себя с Россия. И до недавнего времени большую часть информации о мире они получали от российского телевидения.
«Российские каналы сейчас заблокированы, и поскольку Россия объявлена агрессором, мы просто выполняем приказы и смотрим то, что нам приказано смотреть», — говорит Надежда Кравченко, проживающая в приграничном латвийском городе Зилупе.
Когда ее спросили, как на нее влияет война России в Украине, она ответила, что Латвия не имеет власти над ситуацией, что это не ее дело, а затем уходит, не сказав больше ни слова.
Почти все, к кому NPR обращалась в Зилупе, не решались говорить о войне.
«Все боятся говорить вам, что они думают на самом деле, а я нет», — говорит Юрий, 65-летний пенсионер, который говорит, что не боится говорить о войне, но не называет свою фамилию.
из-за боязни подвергнуться преследованию со стороны властей.
Очередь автомобилей на латвийско-российской границе в Терехово, Латвия, 28 августа. Катрина Кепуле для NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Катрина Кепуле для NPR
Очередь автомобилей на латвийско-российской границе в Терехово, Латвия, 28 августа.
Катрина Кепуле для NPR
Он говорит, что смотрит как российские, так и латвийские новости, и решил, что латышская сторона занимается пропагандой. «Украинцы — фашисты, и США дают им оружие», — жалуется он, повторяя тезисы российского государственного телевидения.
«Россия их освободила, но они продолжают ставить мины и бомбить детские сады и больницы. Почему Украина это делает?»
Власти Латвии подавляют общественную поддержку России, поэтому Юрийс говорит, что здесь никто не хочет открыто говорить о войне. «За это вас могут посадить в тюрьму», — говорит он. «Но я стар. Пусть меня посадят в тюрьму за поддержку России. Когда Россия вторгнется, они придут и освободят меня».
Кажется, некоторые русскоязычные меняют свое отношение к войне
Опрос, проведенный ранее в этом году латвийской исследовательской фирмой SKDS, показал, что только 25% латышей, говорящих дома по-русски, симпатизируют украинской стороне в войне, в то время как 83 % латышскоязычных поддержали Украину. В другом опросе, проведенном той же фирмой, 36% русскоязычных в Латвии считают, что Россия борется с «нацизмом» на Украине, что продвигает российское государственное телевидение, в то время как только 6% латышей считают, что то же самое верно.
«Из опросов, проведенных до российского вторжения в Украину, мы знаем, что большинство русскоязычных в Латвии на самом деле положительно относились к России и Путину», — говорит исполнительный директор SKDS Арнис Кактиньш.
«Причина этого в том, что довольно большая часть этого населения жила в российском информационном поле, и мы знаем, что это очень конкретная, искаженная пропаганда, и неизбежно вы ей поверите и начнете думать так же».
Кактиньш говорит, что опросы, которые его фирма проводила с начала войны, показывают, что все большее число русскоязычных латышей меняют свои взгляды на более тонкую и критическую позицию в отношении нарративов российского государства. Кактиньш говорит, что молодые русскоязычные латыши, как правило, наиболее критически настроены по отношению к российскому правительству.
Украинка ищет обходной путь на Донбасс
Вернувшись на латвийский пограничный переход Терехова, машины медленно движутся в сторону России. Среди них внедорожник Toyota Натальи Кононенко, которая никогда не думала, что окажется здесь. Она украинка, и она проехала почти 1000 миль от столицы Украины, Киева, где она остановилась, поскольку за ее родной район Донецк в восточной части ее страны ведут бои российские и украинские войска.
Ее сын, молодой студент, застрял там.
«Ходят слухи, что русские захватят остальную часть нашего региона, и тогда нам придется принять решение быть на той или иной стороне», — говорит она. — Но до сих пор нас никто насильно никуда не везет.
Украинка Наталья Кононенко и ее дочь ждут въезда в Россию из Терехова, Латвия, 3 августа. Кононенко выполняет спасательную операцию, чтобы вывезти своего сына из Донецкой области. Вместо того, чтобы проехать несколько сотен миль через боевые действия на линии фронта и рискнуть быть убитым, она проезжает тысячи миль, объезжая Украину, чтобы добраться до Донецка из России. Роб Шмитц/NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Роб Шмитц/NPR
Украинка Наталья Кононенко и ее дочь ждут въезда в Россию из Терехова, Латвия, 3 августа.
Кононенко выполняет спасательную операцию, чтобы вывезти своего сына из Донецкой области. Вместо того, чтобы проехать несколько сотен миль через боевые действия на линии фронта и рискнуть быть убитым, она проезжает тысячи миль, объезжая Украину, чтобы добраться до Донецка из России.
Роб Шмитц/NPR
И поэтому Кононенко отправляется на спасательную операцию, чтобы вытащить сына из Донецкой области. Вместо того, чтобы проехать несколько сотен миль через боевые действия на линии фронта и рисковать быть убитым, она проезжает тысячи миль, объезжая Украину, чтобы добраться до Донецка из России, путешествие, которое займет несколько дней.
Она молится, чтобы российские пограничники пропустили ее в страну. «Проблемы быть не должно, но мы не знаем», — говорит она с нервной ухмылкой. «Мы просто продолжим движение и будем надеяться на лучшее».
За ней в очереди Анатолий Чибатервский, негражданин Латвии, тоже надеющийся перебраться на другую сторону.
«Есть преимущества в том, чтобы быть негражданином», — признает он. «С моим паспортом мне не нужно покупать визы ни в ЕС, ни в Россию».
Он говорит, что даже его дети, имеющие право на получение латвийского гражданства, решили быть такими же, как он, и остаться без гражданства. Он говорит, что в сегодняшнем мире национальной верности и войн, которые ведутся из-за нее, отсутствие гражданства в некотором смысле является облегчением.
Длинные очереди грузовиков и легковых автомобилей, ожидающих пересечения границы в Терехово, 28 августа. Катрина Кепуле для NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Катрина Кепуле для NPR
Длинные очереди грузовиков и легковых автомобилей, ожидающих пересечения границы в Терехово, 28 августа.
Катрина Кепуле для NPR
Кремль пытается выглядеть невосприимчивым к санкциям, но новые российские автомобили имеют трещины на фасаде
Российская автомобильная компания, попавшая в тупик из-за международных санкций в связи с вторжением страны в Украину, на прошлой неделе возобновила производство, но производитель был вынужден отказаться от ключевых функций безопасности, включая подушки безопасности, на последней версии своего популярного седана.
В марте «АвтоВАЗ» приостановил производство своей марки «Лада» и уволил многих своих рабочих, поскольку из-за санкций не смог приобрести некоторые запчасти. Но после того, как российское правительство приняло решение урезать правила техники безопасности, сборочные конвейеры снова заработали.
В результате доступный четырехдверный легковой автомобиль Lada Granta больше не будет оснащен подушками безопасности, антиблокировочной системой торможения, электронным контролем устойчивости или замками аварийного втягивания ремней безопасности.
Он также не соответствует нормам выбросов 21 века, принятым многими соседями России.
«Это шаг назад, — сказал Дэвид Уорд, исполнительный президент Глобальной программы оценки новых автомобилей, группы, целью которой является разработка стандартов безопасности автомобилей во всем мире. Он сказал, что «очень грустно» и «иронично» то, что Россия отказалась от средств безопасности, тем более что страна является заместителем председателя Всемирного форума ООН по гармонизации правил транспортных средств.
«Как они могут утверждать, что являются мировыми лидерами в области безопасности дорожного движения?» Уорд сказал, что это «очень символический шаг назад» для страны, которая провела первую крупную конференцию по безопасности дорожного движения в 2009 году. она работает, чтобы казаться равнодушной к экономическим санкциям Запада, в то же время заставляя своих людей жертвовать основными удобствами, такими как средства безопасности автомобиля, чтобы сохранить иллюзию экономического спокойствия.
Это упрямый политический расчет Кремля, сказал Джеффри Эдмондс, занимавший пост директора по России в Совете национальной безопасности в администрации Обамы.
«Это определенно указывает на готовность российского правительства действительно пожертвовать качественными товарами и безопасностью во имя этого вторжения», — сказал он.
«Для внутренней аудитории и за рубежом они хотят, чтобы это выглядело так, как будто санкции на самом деле не оказывают того влияния, которое они имеют на самом деле, и это зависит от почти выжившего мышления, которое, по мнению Кремля, имеет российский народ», — добавил он. .
АвтоВАЗ принадлежал Renault до мая, когда он вернул право собственности российскому правительству в знак протеста против вторжения в Украину. Получить комментарий от французского автопроизводителя не удалось.
Новые автомобили Lada у дилера в Дзержинском, Россия, в апреле. Константин Завражин / Getty Images file влияние нехватки импортных комплектующих».
«Мы должны и дальше производить самые популярные и доступные автомобили российского рынка, не зависящие от дефицита импортных комплектующих», — говорится в заявлении его президента Максима Соколова. «Для этого компания совместно с федеральными и региональными органами власти активно занимается развитием компетенций российских поставщиков».
Помимо возобновления производства на АвтоВАЗе, мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что на заводе в городе, когда-то принадлежавшем Renault, начнется производство легковых автомобилей советской марки «Москвич», последний раз производившейся 20 лет назад.
«Безопасность дорожного движения на дорогах России», группа, выступающая за соблюдение стандартов дорожного движения и безопасности транспортных средств в стране, отметила на своем веб-сайте, что в 2021 году на российских дорогах погибло около 15 000 человек. его веб-сайт оставался бездействующим с тех пор, как Россия вторглась в Украину. Глобальный альянс неправительственных организаций за безопасность дорожного движения заявил, что не получал никаких известий от группы с марта.
Однако последние данные о смертности на дорогах являются частью неуклонного снижения, подтвержденного Всемирной организацией здравоохранения, с тех пор, как Россия начала активно работать над снижением смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 2000-х годах. Это могло измениться с этими автомобилями теперь на дороге.
«Цель ООН, в достижении которой Россия сыграла ведущую роль, — сократить вдвое смертность на дорогах к 2030 году», — сказал Сол Биллингсли, исполнительный директор FIA Foundation, международной группы по безопасности дорожного движения, базирующейся в Лондоне. «Отказ от этих основных стандартов отбрасывает дизайн автомобилей на десятилетия назад и будет наносить ущерб дорогам на долгие годы. К сожалению, расплачиваться за это будут простые россияне».
Это не единственная сфера, в которой путешествия или производство в России пострадали от санкций.
Ранее в этом месяце Китай объявил, что закрывает свое воздушное пространство для российских самолетов Boeing и Airbus, если их безопасность и правовой статус не будут выяснены, сообщает российское информационное агентство РБК.
Соединенные Штаты и Европейский союз запретили поставки гражданских самолетов и запасных частей после начала войны в Украине, что усилило опасения, что некоторые самолеты западного производства в России станут все более опасными для полетов.
В связи с усилением требований по поддержанию самолетов в воздухе Росавиация предоставила российским компаниям разрешение на разработку неутвержденных запасных частей для гражданских авиалайнеров.
«Я думаю, что этот экспортный контроль — это то, чего русские не ожидали и плохо подготовлены для противодействия», — сказал Дэниел Фрид, бывший посол США в Польше, который был координатором программы санкций против России в 2014 году. Кремль собирается сказать, что это Запад делает жизнь россиян невыносимой, но я думаю, что многим в России не понравится то, что происходит».
«Они рискуют своим народом, чтобы убить больше украинцев».
Безопасно ли в России?
Безопасно ли передвигаться по России на мотоцикле для иностранцев? Этот вопрос иногда задают наши клиенты.
Самый простой ответ – «определенно ДА, нет риска/проблем поехать в Россию на мотоцикле», но такой ответ не отражает всех аспектов, которые, как мы думаем, вы должны знать перед поездкой в Россию. Давайте изучим этот случай, и вы поймете, что мы имеем в виду.
Что вообще такое безопасность для большинства мотоциклистов?
- Четкая и предсказуемая манера вождения местных жителей
- Хорошее качество дорог (не боишься попасть в бомбоубежище)
- Хорошее отношение местного населения к иностранцам (люди не агрессивны)
- Низкий уровень преступности и коррупции (не нужно давать взятки полиции, нет риска гулять вечером или оставлять велосипед на улице)
- Отсутствие языкового барьера, наличие Wi-Fi, возможность оплаты кредитными картами и т.д.
Если мы попытаемся ответить на эти вопросы в терминах «Да, это правда» / «Нет, скорее всего, это неправда», ответы будут выглядеть как Нет, Нет, Да, Да и Да/Нет. Как мы получили эти ответы и безопасно ли путешествовать по России, мы обсудим в статье ниже.
1. Манеры вождения или местные жители в России
В мире, особенно в Германии и Нидерландах, на различных выставках мотоциклов нас часто спрашивают местные жители: «безопасно ли ездить в Россию на мотоцикле?» , ваши водители ездят как сумасшедшие, в ютубе мы видели много видео с авариями в России». Когда мы впервые столкнулись с этой проблемой, мы были ошеломлены на некоторое время. Но потом, когда мы рассмотрели это дело, все стало ясно.
Краткий ответ на заданный выше вопрос: да, езда в России более рискованна (по статистике в два раза рискованнее), чем в Европе. Но это такой же уровень риска, как езда в США или Китае. И это менее (в полтора раза) рискованно, чем путешествие по Африке. И в два раза менее рискованным, чем путешествие на велосипеде, являются страны Азии (Таиланд, Индия, Вьетнам и др.).
Таким образом, вы должны установить свой уровень риска и в соответствии с этим уровнем выбрать страны, в которые, по вашему мнению, вы можете отправиться без особого риска.
Риск в России составляет ок. то же, что и в США.
Немного статистики (спасибо Википедии) в поддержку всего вышесказанного.
Смертность на дорогах на 100 000 жителей в год, 2016 г. | |||||
Россия | Европа | США | Китай | Африка | Азия |
18,9 | 9,3 | 15,9 | 18,8 | 26,6 | 33 |
Если вы полазите по интернету, то обнаружите, что в США самая высокая смертность в результате ДТП, а не в России
http://edition.cnn.com/2016/07/07/health/us-highest-crash-death-rate/
https://www.usnews.com/news/articles/2016-07- 06/the-us-a-world-leader-in-carcrash-deaths
Еще один интересный график показывает нам динамику автомобильных аварий со смертельным исходом в России и США.
| РОССИЯ | США | |
Год | Всего ДТП | Смертей | Смертей |
2007 | 233 809 | 33 308 | 41 259 |
2008 | 218 322 | 29936 | 37 423 |
2009 | 203 603 | 26 084 | 33 883 |
2010 | 199 431 | 26 567 | 32 999 |
2011 | 199 868 | 27 953 | 32 479 |
2012 | 203 597 | 27 991 | 33 561 |
2013 | 204 068 | 27 025 | 32 719 |
2014 | 199 720 | 26 963 | 32 675 |
2015 | 184 000 | 23 114 | 35 092 |
2016 | 173 700 | 20 308 | 32 000 |
Числа уменьшаются в обеих странах.
Они по-прежнему очень высоки, но ситуация определенно меняется в правильном направлении. Дороги становятся все безопаснее, как в России, так и в США.
Почему в Европе так мало дорожно-транспортных происшествий?
Думаем, что из-за небольших (относительно) территорий, небольших расстояний и большой численности населения. В Европе популярны маленькие автомобили и низкие ограничения скорости. Наоборот, в США и России территории огромные, люди ездят на большие расстояния и делают это не со скоростью 50 км/ч. Так что, если есть автомобильная авария, есть большая вероятность, что она будет серьезной.
И да, мы думаем, что водители в Европе более дисциплинированные и вежливые, чем в других странах. Статистика говорит, что Европа – одно из самых безопасных мест для катания!
Почему в Youtube столько видео с ДТП в России?
Основная причина в том, что автомобильные видеокамеры запрещены в большинстве стран, но не в России.
В нашей стране они разрешены и к тому же пользуются популярностью у населения. Эти камеры работают всегда и иногда ловят автокатастрофы, которые потом выкладывают в Youtube. Есть такие же видео и из других округов. Видео из Европы почти нет, так как там камеры запрещены.
В противном случае было бы прибл. столько же компиляций из Европы.
2. Качество дорог
Широко распространено мнение, что дороги в России плохие. Что ж, отчасти это правда, но только отчасти. Многие существующие дороги за последние 10 лет были реконструированы, много новых дорог построено (кстати, это одна из причин, по которой мы начали проводить мототуры и велопрокат), и сегодня путешествие по России на мотоцикле – это реальность, а не кошмар.
Честно говоря, ситуация начала меняться в 2010-2012 годах. Это было 3-4 года, как мир столкнулся с кризисом 2008 года, цены на нефть и другие товары были еще низкими, и правительство России решило развивать что-то еще, кроме производства нефти, газа, металлов и химии.
Туризм был одной из самых очевидных отраслей. Был создан стратегический план, а транспортная инфраструктура (дороги, гостиницы, автозаправочные станции, кафе и рестораны) была одним из краеугольных камней в этом документе. А начиная с 2012 года после доработки этого документа началась работа.
На сегодняшний день реконструированы все основные магистрали и теперь на любом велосипеде можно добраться из Москвы в Санкт-Петербург, Мурманск, Казань, Волгоград, Астрахань, Сочи и даже во Владивосток. Дороги хорошие. Что еще более важно, многие второстепенные дороги были перестроены (по шоссе ездить неинтересно).
То, что мы сказали ранее, не означает, что сегодня в России все дороги хорошие. Мы хотим сообщить, что сегодня есть хорошие дороги!
В асфальте есть дыры? Да, иногда даже на шоссе можно увидеть ямы, поэтому всегда будьте внимательны и сосредоточены. А если вы приключенческий гонщик, ищущий новые нетуристические места, дороги и направления, то будьте готовы хотя бы иногда ездить по разбитому асфальту и грунтовым дорогам.
А лучше сделать что-то вроде BMW GS, Honda Africa или KTM Adventure
3. Отношение местного населения к иностранцам
Ну, это самый простой пункт. Просто посмотрите на веб-сайтах Horizons Unlimited или Adv Rider отчеты о поездках в Россию от людей со всего мира, и вы увидите, что, за исключением таможенных / пограничных служащих и правительства в целом, обычные люди в России очень дружелюбны, готовы помочь и имеют очень хорошее отношение. иностранцам.
Мотоциклисты и водители автомобилей всегда помогут вам в случае возникновения каких-либо проблем.
Единственное, что мы хотим знать, так это то, что в людных местах, как и во всех других городах, есть карманные воры, поэтому держите свой кошелек в надежном месте.
4. Уровень преступности и коррупции (не нужно давать взятки полиции, нет риска гулять вечером или оставлять велосипед на улице) Высокий уровень преступности был в России в 90-е -е , когда распался СССР и какое-то время не было полиции.
Сегодня ситуация намного лучше. Москва, Санкт-Петербург и другие города – обычные европейские города с кафе, ресторанами, ночными клубами, красивыми девушками на улицах, массой развлечений и туристами (многие из Китая!).
Полиция вообще очень дружелюбна к мотоциклистам, и если вы будете соблюдать закон, они никогда вас не остановят. Даже если вас остановят, отношение к иностранным байкам хорошее, так что не бойтесь. В прошлом году мы проехали более 50 км и только один раз нас остановила полиция. В современной России видеокамеры становятся все более распространенным средством контроля правил дорожного движения. Они фиксируют скорость и многие другие параметры.
В центре города можно спокойно гулять вечером без риска быть ограбленным. При этом соблюдайте обычные правила безопасности – не пейте с незнакомыми людьми, не берите даром подарки, будьте вежливы и уважайте местные традиции, если уезжаете в пригород, лучше быть в отеле в 22:00 или взять такси до Отель. В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) несколько лет назад была создана специальная туристическая полиция, основной задачей которой является оказание помощи иностранным туристам в случае возникновения проблем со стрит-ритейлом, обменом валюты, любых притеснений или нарушений закона.
Что касается велосипеда – общее правило заключается в том, что на ночь он должен быть припаркован на частной/охраняемой парковке. Это правило работает практически во всем мире, не только в России.
5. Языковой барьер, наличие Wi-Fi, возможность оплаты кредитными картами и др.Языковой барьер – одна из основных трудностей для иностранных путешественников в России. В больших городах на улице можно встретить людей со знанием английского языка, а во всех ресторанах, кафе и гостиницах есть англоговорящий персонал. Уличные и дорожные знаки написаны как на русском, так и на английском языке. Но когда ты покидаешь эти города, ты оказываешься один. В этом вопросе нет простого решения, и это одна из причин, по которой мы в основном предлагаем экскурсии.
Что мы можем посоветовать, так это планировать заранее как можно больше. Ищите адреса, загружайте последние навигационные карты, покупайте бумажные карты, находите российских мотоциклистов и спрашивайте совета/помощи в планировании поездки.
Путешествуйте с нами по экскурсиям…))
Еще если вам нужна помощь ищите людей молодого поколения 25-40 лет. В Москве или Санкт-Петербурге англоговорящих людей больше, чем, например, на Дальнем Востоке, но и там вам помогут. Есть автосервисы, которые помогают иностранным туристам в Москве, есть Call-центр, помогающий автопутешественникам из разных стран (http://selipoehal.ru/pomoshch-mototuristam/). На форуме BMW есть специальная ветка помощи иностранцам. И, конечно же, мы можем помочь вам, если что-то пойдет не так.
Что касается Wi-Fi – он широко доступен в России и, как обычно, не ограничен 30-60 минутами свободного времени. Просто бесплатно (но все же не всегда, например московское метро недавно сделали за деньги, хотя раньше было бесплатно).
Широко распространены кредитные карты (за исключением Крыма). Во всех городах в кафе/ресторанах, отелях и супермаркетах можно расплачиваться картой. Также везде много банкоматов, так что всегда можно взять наличные. Недавно мы были в Нидерландах и были потрясены, узнав, что мы не можем расплачиваться картами Visa и MasterCard в ресторанах и супермаркетах.

Грузин купил «запорожец». Угнали. Купил второй, запер в гараж. Опять угнали. Купил третий. Навесил два замка. Приходит наутро — нет машины. Лежит пачка денег и записка: «Вот тебе деньги, дурак, купи себе нормальную машину, не позорь нацию»!»