2 Краткая характеристика бензина
Автомобильные бензины представляют собой смесь бензиновых фракций полученных в различных технологических процессах и с добавлением к ним присадок.
Автобензины получают смешением бензиновых фракций каталитического крекинга и каталитического риформинга. Частично добавляются фракции термического крекинга прямой перегонки. Могут испольсоваться высокооктановые добавки.
Марки автомобильных бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Премиум-95», «Супер-98», «АИ-92», «АИ-95» и «АИ-98», «АИ-100».
3 Назначение продукта
Бензин применяется как топливо для карбюраторных и инжекторных двигателей, высокоимпульсное ракетное топливо (Синтин), при производстве парафина, как растворитель, как горючий материал, сырьё для нефтехимии прямогонный бензин или бензин газовый стабильный (БГС)
4 Физико-химические свойства
Основными показателями бензина являются детонационная стойкость, давление насыщенных паров, фракционный состав, химическая стабильность и др.
Таблица 1 Характеристика основных компонентов, используемых при производстве бензинов
Компоненты | Достоинства | Недостатки |
Прямогонные нефтяные фракции | Хорошая химическая стабильность, возможность регулировки фракционного состава | Плохие антидетонационные свойства |
Бутан, фракция С5 | Хорошие антидетонационные свойства: отсутствие серы и аренов | Высокие летучесть и давление насыщенных паров |
Фракции КК | Хорошие антидетонационные свойства | Высокая концентрация аренов и алкенов |
Метил-трет-бутиловый эфир | Хорошие антидетонационные свойства: отсутствие серы и аренов | Низкая температура кипения, загрязнение водоемов |
Фракции ТК | Расширение сырьевой базы | Низкая химическая стабильность |
Фракции КР | Хорошие антидетонационные свойства | Высокая концентрация аренов, особенно бензола |
Алкилат | Хорошие антидетонационные свойства: практическое отсутствие серы и аренов | |
Изомеризат | Хорошие антидетонационные свойства. Низкая чувствительность | Высокое давление насыщенных паров. Высокая стоимость |
Легкая фракция (н.к. 85 С) ГК | Высокое ОЧ. Хорошая химическая стабильность. Отсутствие серы, алкенов и аренов | Высокие капитальные и эксплуатационные затраты |
Требования по концентрации ароматических углеводородов в бензинах могут быть исполнены с помощью современной технологической обработки – селективного гидрокрекинга, гидроочистки, термического и каталитического риформинга. Тем не менее существует ряд показателей, улучшение которых возможно лишь с помощью специальных присадок и добавок. Такими показателями являются антидетонационные и моющие свойства автомобильных бензинов [2].
На сегодняшний день в России выпускается четыре марки автомобильного бензина: «АИ-80», «АИ-92», «АИ-95» и «АИ-98». Их производство регулируется ГОСТ 32513-2013 [8].
Таблица 2 Классификация автомобильных бензинов по ГОСТ 32513-2013
Метод исследования | Марки | |||
АИ-80 | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | |
Октановое число, не менее: | ||||
Исследовательский | 80,0 | 92,0 | 95,0 | 98,0 |
Моторный | 76,0 | 83,0 | 85,0 | 88,0 |
В 2008 г. постановлением Правительства РФ был утвержден Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» [9]. Этим регламентом были утверждены официальные требования к экологической безопасности различных типов топлива. Техническим регламентом вводились экологические классы бензина класс 2,3,4,5 (соответствующие «Евро-2,3,4,5») и устанавливалось предельно допустимое содержание вредных для окружающей среды и человека химических веществ.
Таблица 3 Основные показатели качества автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ 32513-2013 [8]
Показатель | Норма по маркам | |||||||
АИ-80 | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Октановое число ММ, не менее | 76 | 83 | 85 | 88 | ||||
ОЧИМ, не менее | 80 | 92 | 95 | 98 | ||||
Объемная доля углеводородов, % не более для экологических классов К3, К4, К5: олефиновых ароматических | 18 35 (42 – для К3) | |||||||
Классы испаряемости | ||||||||
А | В | С С1 | D D1 | E E1 | F F1 | |||
Давление насыщенных паров, кПа: летний период в зимний и межсезонный период | 35-80 |
Продолжение таблицы 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Фракционный состав: об. доля испарившегося бензина, %, при температуре: 70 С 100 С 150 С, не менее к.к., С, не выше объемная доля остатка в колбе, %, не более | 15-48 40-70 75 215 2 | 15-48 40-70 75 215 2 | 15-30 40-70 75 215 2 | 15-30 40-70 75 215 2 | 15-30 40-70 75 215 2 | 15-30 75 215 2 | |
Концентрация смол, мг/дм3 бензина, не более: | 50 | ||||||
Индукционный период, мин. , не менее | 360 | ||||||
Плотность при 15 С, кг/м3 | 725-780 |
А,В летние бензины; C, D, E, F зимние бензины
C1, D1, E1, F1 бензины переходных периодов
Таблица 4 Требования бензина к ЕС
Показатель | Евро-2 | Евро-3 | Евро-4 | Евро-5 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Массовая доля серы, не более | мг/кг | 500 | 150 | 50 | 10 |
Объемная доля бензола, не более | % | 5 | 1 | 1 | 1 |
Концентрация железа, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Концентрация марганца, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Концентрация свинца, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Массовая доля кислорода, не более | % | — | 2,7 | 2,7 | 2,7 |
Объемная доля углеводородов, не более: | % | ||||
— ароматических | — | 42 | 35 | 35 |
Продолжение таблицы 4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
— олефиновых | — | 18 | 18 | 18 | |
Октановое число: | — | ||||
по исследовательскому методу, не менее | 92 | 95 | 95 | 95 | |
по моторному методу, не менее | 83 | 85 | 85 | 85 | |
Упругость паров, не более: | кПа | ||||
в летний период | — | 45-80 | 45-80 | 45-80 | |
в зимний период | — | 50-100 | 50-100 | 50-100 | |
Объемная доля оксигенатов, не более: | % | ||||
метанола | — | отсутствие | отсутствие | отсутствие | |
этанола | — | 5 | 5 | 5 | |
изопропанола | 10 | 10 | 10 | ||
третбутанола | 7 | 7 | 7 | ||
изобутанола | 10 | 10 | 10 | ||
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле | 15 | 15 | 15 | ||
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 С) | 10 | 10 | 10 | ||
Наличие моющих присадок | — | обяз. | обяз. | обяз. |
двигатель, габариты, разгон до 100 км/ч – Киа Стингер – Официальный сайт Kia в России
Двигатель
2.0 T-GDI / 197 л.с. / Бензин
2.0 T-GDI / 247 л.с. / Бензин
3.3 V6 T-GDI / 370 л.с. / Бензин
Привод
Задний
Полный
Luxe
- 4 039 900 ₽
Выбрать
Luxe
- 4 179 900 ₽
Выбрать
Prestige
- 4 374 900 ₽
Выбрать
Style
- 4 549 900 ₽
Выбрать
GT Line
- 4 789 900 ₽
Выбрать
GT Line Red
- 4 789 900 ₽
Выбрать
GT Line Suede
- 4 849 900 ₽
Выбрать
GT Suede
- 5 589 900 ₽
Выбрать
GT
- 5 589 900 ₽
Выбрать
Выбросы CO2
296
289
289
289
289
289
289
355
355
148
164
164
164
164
164
164
193
193
202
210
210
210
210
210
210
252
252
Двигатель и трансмиссия
2. 0 T-GDI
2.0 T-GDI
2.0 T-GDI
2.0 T-GDI
2.0 T-GDI
2.0 T-GDI
2.0 T-GDI
3.3 T-GDI
3.3 T-GDI
197
197
247
247
247
247
247
370
370
353
353
353
353
353
353
353
510
510
Бензин, АИ 95
Бензин, АИ 95
Бензин, АИ 95
Бензин, АИ 95
Бензин, АИ 95
Бензин, АИ 95
Бензин, АИ 95
Бензин, АИ 95
Бензин, АИ 95
197 @ 6200
197 @ 6200
247 @ 6200
247 @ 6200
247 @ 6200
247 @ 6200
247 @ 6200
370 @ 6000
370 @ 6000
2.0
2.0
2.0
2.0
2.0
2.0
2.0
3.3
3.3
353 @ 1400-3900
353 @ 1400-3900
353 @ 1400-4000
353 @ 1400-4000
353 @ 1400-4000
353 @ 1400-4000
353 @ 1400-4000
510 @ 1300-4500
510 @ 1300-4500
1998
1998
1998
1998
1998
1998
1998
3342
3342
4
4
4
4
4
4
4
6
6
Евро-5
Евро-5
Евро-5
Евро-5
Евро-5
Евро-5
Евро-5
Евро-5
Евро-5
Автомат (8AT)
Автомат (8AT)
Автомат (8AT)
Автомат (8AT)
Автомат (8AT)
Автомат (8AT)
Автомат (8AT)
Автомат (8AT)
Автомат (8AT)
60
60
60
60
60
60
60
60
60
Задний
Полный
Полный
Полный
Полный
Полный
Полный
Полный
Полный
8. 0
8.5
6.8
6.8
6.8
6.8
6.8
5.4
5.4
8.8
9.2
9.2
9.2
9.2
9.2
9.2
11
11
Размеры
Лифтбэк
Лифтбэк
Лифтбэк
Лифтбэк
Лифтбэк
Лифтбэк
Лифтбэк
Лифтбэк
Лифтбэк
4830 / 1870 / 1400
4830 / 1870 / 1400
4830 / 1870 / 1400
4830 / 1870 / 1400
4830 / 1870 / 1400
4830 / 1870 / 1400
4830 / 1870 / 1400
4830 / 1870 / 1400
4830 / 1870 / 1400
2905
2905
2905
2905
2905
2905
2905
2905
2905
406
406
406
406
406
406
406
406
406
Масса (5 мест)
1500
1500
1500
1500
1500
1500
1500
1500
1500
1898
1898
1898
1898
1898
1898
1898
1898
1898
Внутренние размеры
406
406
406
406
406
406
406
406
406
1114
1114
1114
1114
1114
1114
1114
1114
1114
Динамические характеристики
224
224
240
240
240
240
240
270
270
8. 0
8.5
6.8
6.8
6.8
6.8
6.8
5.4
5.4
5.7
6.2
5.0
5.0
5.0
5.0
5.0
3.5
3.5
Расход топлива
12.9
12.7
12.7
12.7
12.7
12.7
12.7
15.7
15.7
6.5
7.2
7.2
7.2
7.2
7.2
7.2
8.4
8.4
8.8
9.2
9.2
9.2
9.2
9.2
9.2
11
11
Спецификация
J5S6L8G1J
J5S6L8G1K
J5S6L8G1K
J5S6L8G1K
J5S6L8G1K
J5S6L8G1K
J5S6L8G1K
J5S6J5G1K
J5S6J5G1K
Бензин | McKinsey Energy Insights.
Б
С
Д
Е
Ф
Г
Н
я
Дж
К
Л
М
Н
О
Р
В
Р
С
Т
У
В
Ш
Х
Д
З
Также известен как: бензин, автомобильный бензин, могас, бензин
Бензин является одним из основных нефтепродуктов, получаемых при переработке сырой нефти на нефтеперерабатывающем заводе.
Бензин является одним из наиболее ценных светлых продуктов (наряду с реактивным топливом и дизельным топливом). Он используется почти исключительно в транспортном секторе, в основном в качестве топлива для автомобилей и других малотоннажных транспортных средств. Спрос на бензин меняется в зависимости от сезона, причем самый высокий спрос приходится на лето в Северном полушарии. Летом также, когда требования к качеству бензина (особенно давление паров), как правило, являются самыми жесткими, что приводит к более высоким ценам в эти месяцы.
Как правило, нефтепереработчики стараются максимизировать выход бензина вместе с дизельным топливом, чтобы максимизировать прибыль. Поскольку эти два продукта получают из материала с разным диапазоном кипения, они в значительной степени дополняют друг друга. Тем не менее, есть несколько единиц конверсии, которые отдают предпочтение одной из них, а не другой, что вынуждает переработчиков делать выбор в пользу того, что будет более ценным. В частности, FCC будут стремиться модернизировать VGO в большей степени до бензина, а установки гидрокрекинга будут модернизировать VGO в большей степени до дизельного топлива.
Характеристики бензина
В автомобилях с бензиновым двигателем используются двигатели, работающие по циклу Отто (искровое зажигание). Чтобы работать хорошо и свести к минимуму воздействие на окружающую среду, необходимо, чтобы бензин обладал определенными качествами продукта. Некоторые из наиболее важных из них:
- Октановое число — показатель устойчивости топлива к самовоспламенению (детонации) при сжатии воздухом в двигателе с искровым зажиганием
- Давление паров. Летучесть топлива или склонность к испарению
- Профиль перегонки — сколько бензина (объемные %) испаряется при разных температурах
- Индекс паровой пробки — склонность бензина к испарению в топливной системе, вызывающая паровую пробку
- Индекс управляемости — мера характеристик топлива как при холодном пуске, так и при прогретом состоянии
- Содержание серы. Мера содержания серы, оставшейся в топливе
- Содержание ароматических соединений. Ароматические соединения включают высокооктановые вещества, такие как бензол, толуол и ксилол
- Содержание бензола – известный канцероген для человека, поэтому во многих сортах бензина его количество ограничено очень небольшим количеством
- Содержание олефинов — имеют тенденцию образовывать налет на стенках двигателя, снижая производительность с течением времени
Смешивание бензина
Бензин обычно представляет собой сложную смесь многих различных промежуточных потоков нефтепереработки. Наиболее распространенными компонентами бензинового пула, произведенными на нефтеперерабатывающих заводах, являются:
- Бензин FCC с установки FCC – хорошее октановое число и давление паров, но часто с высоким содержанием серы и олефинов
- Риформат из установки риформинга — Высокое октановое число и низкое давление паров, но с высоким содержанием ароматических соединений
- Алкилат из установки алкилирования — Хорошее октановое число и давление паров без ароматических соединений, олефинов или серы
- Изомерат с установки изомеризации — умеренно высокое октановое число, низкое содержание ароматических соединений и низкое содержание серы, но высокое давление паров
- Легкая прямогонная нафта непосредственно из дистилляционной колонны – низкое октановое число и высокое давление паров
Бензин также часто содержит компоненты смеси, не произведенные на нефтеперерабатывающих заводах, либо в качестве присадок для повышения октанового числа, либо в соответствии с мандатом на возобновляемые виды топлива. К типичным смесям, полученным не из нефтеперерабатывающих заводов, относятся:
- Этанол – высокооктановый без ароматических соединений или серы, но с высоким давлением паров
- МТБЭ — Высокооктановое число, без ароматических соединений или серы, с низким давлением паров, но с ограничениями по экологическим соображениям, связанным с хранением и утечкой в водохранилища в некоторых районах. Запрещен в США
- ETBE — Высокооктановый без ароматических соединений или серы, но с высоким давлением паров
Бензин также смешивается с рядом присадок для улучшения характеристик двигателя, таких как моющие средства. В прошлом присадка TEL (соединение, включающее свинец) добавлялась в бензин для повышения октанового числа. Эта практика почти повсеместно была исключена из экологических соображений, но именно поэтому бензин до сих пор часто называют «неэтилированным».
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Возможности нисходящего потока
Посмотреть наши последующие услуги
Инсайты
Прочтите наши последние аналитические статьи
Справочная служба нефтеперерабатывающего завода
Вернуться на домашнюю страницу
Веб-сайт Energy Insights
Узнайте больше об Energy Insights