«Колобок» BMW Isetta 250 — журнал За рулем
Немцы называли его «катящимся яйцом», бразильцы, конечно же, — «футбольным мячом», а французские фантазеры увидели в машине кувшин с йогуртом. Вместе с «БМВ-Изетта» отправляемся в прошлое.
Ну точно холодильник! Только дверца наклонная и с замком. Но еще смешнее рулевая колонка и панель приборов (если можно так назвать коробочку со спидометром, заимствованным, видно, у мопеда), отъезжающие вместе с дверью для удобства посадки. Техническая нелепица? Или все же плод изощренного инженерного ума? Как ни удивительно, скорее второе.
ПОСЛЕДНИЙ ШАНС
Ироничные прозвища машине придумывали кто во что горазд. Появись «Изетта» у нас, ее, вероятно, прозвали бы «колобком». Этого, конечно, быть не могло — иномаркам, даже столь демократичным, в СССР не было места. Но во всем мире, несмотря на смешные клички, автомобильчик покупали очень охотно, а знаменитой баварской фирме он просто помог выжить.
Да-да! Сейчас трудно поверить, что мощный ныне концерн в первой половине 1950-х стоял на грани банкротства, а над ним нависла грозная тень компании «Даймлер-Бенц». Успей она купить мюнхенскую фирму, завод, вероятно, переориентировали бы на выпуск одной из моделей с трехлучевой звездой.
А что беречь-то? Спрос на мотоциклы к середине 1950-х резко упал. Что касается автомобилей, БМВ делал солидную, комфортную, по-своему элегантную модель 502, знаменитый «барочный ангел» — дорогую и не имевшую большого спроса. Вдобавок руководство компании не придумало ничего лучше, чем разбавить модельный ряд еще более мощными версиями седана и добавить туда дорогущие купе и кабриолеты. Которые тоже не поспособствовали процветанию фирмы.
В думах о судьбах родной компании бродил по стендам Женевского международного автосалона в 1954-м инженер Эберхард Вольф, пока не набрел на детище итальянской компании «Изо». Лишь через десять лет эта фирма Ренцо Ривольты удивит мир мощнейшими спорткупе, а тогда была известна в узких кругах мотоциклами, — но в 1953-м построила чудной четырехколесный кругляш с одноцилиндровым мотором и уменьшительным именем «Изетта». Вольфу не отказать в смелости: прикинув себестоимость этого «яйца», он предложил руководству БМВ организовать производство. Начальство внезапно согласилось. Причем лицензию у итальянцев купили, даже особо не изучив машину. А в 1955-м начали ее серийный выпуск. Терять-то уже было нечего…
КРУГЛОЕ — КАТАТЬ
Усевшись, надо бы закрыть дверь, а это вовсе не просто. Лучше попросить кого-нибудь из идущих мимо по тротуару (одна из прелестей этой машины — возможность парковаться к бордюру дверью). Желающие помочь наверняка найдутся: каждому охота прикоснуться к этому чуду автомобильной техники.
База — полтора метра, передняя колея — 1200 мм, а задняя… 520 мм. И все-таки четыре колеса лучше трех, как у многих мотоколясок 1950-х. Машина поустойчивее, но живет, разумеется, только на хороших дорогах. Малейшая колея для нее практически непреодолима.
Кажется, в этой штуковине можно крутиться на месте… Но впечатление обманчиво. Впрочем, радиус разворота действительно меньше, чем у обычных автомобилей, — 4,2 м. О, здесь, в отличие от иных мотоколясок, нормальный автомобильный, а не последовательный, как у мотоциклов, алгоритм переключения передач! Но радоваться рано. И дело даже не в самóй привычной схеме — к ней-то как раз быстро приспособился. А вот четкость переключения та еще! Педаль сцепления отпускаю неуверенно: попал ли туда, куда собирался?
Трескучий моторчик одноцилиндровый, но четырехтактный, в нем героические 12 сил (отнюдь не мало для подобных машин тех лет, даже на cитроеновском «Де шво» поначалу, кстати, было всего-то 9 л.с.). «Изетта» требует частого переключения передач. Чуть замешкался — ехать категорически отказывается. Но покупателям, разумеется, важнее был расход топлива: в заводских данных значилось 5,8 л на сотню. По нынешним меркам для двухместной 12-сильной машины — очень много. Для 1950-х — завидно мало.
Количество колес, коробка передач да и ощущения водителя делали «Изетту» самой автомобильной конструкцией в многочисленной армии мотоколясок 1950-х. Тут даже гидравлические тормоза! Правда, лишь на задних колесах, но уверяю: вполне хватает.
Машина, словно теннисный мячик, подпрыгивает на неровностях. Представляю, как она ездила по брусчатке, которой немало в старых европейских городах. А «Изетты» ведь колесили по очень многим из них.
В ЯЙЦЕ ВОКРУГ СВЕТА
В 1955-м стандартная «Изетта 250» стоила в Германии 2580 марок, почти в два раза дешевле знаменитого «Жука». Правда, этот БМВ, быстро ставший самым популярным автомобилем марки, предлагал всего два места и 85 км/ч максималки. Зато помимо крыши над головой в нем было даже некое подобие печки: мотор воздушного охлаждения гнал теплый воздух в так называемый салон.
На родине, в Италии, «Изетту» выпускали всего два года — до 1955-го, когда немецкая карьера машины только начиналась. Именно из Германии автомобиль разошелся по миру — в экспортных версиях и лицензионного производства: «БМВ-Изетта» делали в Великобритании, во Франции (под именем «Велам»), в Бразилии («Реми»). Испанцы, купив лицензию еще у итальянцев, выпускали даже грузовички «Изо-Аутокарро». В Германии такой вариант тоже существовал, но только в виде прототипа. «Изетты» попали даже в США! А одна на рубеже 1970-х ездила по Москве, куда проникла неведомыми путями. И разумеется, собирала толпы любопытных. В 1980-х след ее затерялся.
Развивая успех, мюнхенская компания выпустила версию с 13-сильным двигателем объемом 0,3 л. А потом предложила даже семейный вариант с двумя рядами сидений — БМВ-600 с мотором 0,6 л и скоростью до 100 км/ч. На задний диван садились, войдя в единственную правую дверь, вперед — через прежнюю, словно заимствованную у холодильника. Однако эта модификация, заметно более дорогая, оказалась менее популярной.
Семеня 10-дюймовыми колесиками, «Изетта» переехала из послевоенных 1950-х в куда более сытые 1960-е. Она по-прежнему выручала тех, кто пересел в нее с мотоцикла и рад был хотя бы спастись от непогоды. Мюнхенской же компании малышка дала возможность не только выжить, но и подготовить к производству совсем другую модель, выведшую БМВ на новый уровень.
Многие рачительные хозяева «Изетт», даже купившие иные, куда более совершенные автомобили, не торопились расставаться с кругляшами — оставляли их для души. Вот и мне так не хочется вылезать из машинки. И вовсе не потому, что сделать это не очень просто…
Редакция благодарит Каспарса Вишкинтса за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.
BMW Isetta 250 — круглый отличник
Немцы называли его «катящимся яйцом», бразильцы, конечно же, — «футбольным мячом», а французские фантазеры увидели в машине кувшин с йогуртом. Вместе с «БМВ-Изетта» отправляемся в прошлое.
BMW Isetta 250 — круглый отличник
БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ МАЛЫША
В Германии БМВ строил «Изетты» в 1955–1963 гг. с одноцилиндровыми моторами 0,25 и 0,3 л (12 и 13 л.с. соответственно) и 4-ступенчатой коробкой передач. В 1957–1959 гг. выпускали также версию 600 с 2-цилиндровым двигателем в 19,5 л. с. Всего в Германии собрали 161 728 автомобилей. Во Франции сделали 5512 авто под именем «Велам», в Бразилии — 3150 экземпляров модели «Реми», около 30 000 машин изготовили в Великобритании.
BMW Isetta — история — 1955 — 1962
Первая BMW Isetta появился в апреле 1955 года. Это был модернизированный компанией BMW итальянский Iso Isetta, основные элементы дизайна которого остались нетронутыми, но автомобиль был подвергнут коренной модернизации, а так же была изменена передняя подвеска.
На БМВ Иззета установили более надежный, одноцилиндровый четырехтактный мотор M240 созданного на основе силового агрегата от мотоцикла BMW R25/3.
Хотя стиль и сохранился, но он отличался от итальянской модели фарами которые были установлены отдельно по бокам кузова и он установленным логотипом BMW под ветровым стеклом.
В октябре 1955 года была введена BMW Isetta 300. В двигателе инженеры увеличили диаметр цилиндра до 72 мм, а ход поршня до 73 мм, что дало объем 298 куб. см, в то же время они увеличили степень сжатия с 6,8 до 7.0:1. Таким образом, двигатель теперь выдавал 13 л.с. при 5200 оборотах в минуту, а крутящий момент вырос до 18,4 Нм при 4600 оборотах в минуту. Максимальная скорость осталась прежней 85 км/час.
В зависимости от модификации, средний расход топлива составлял от 3,5 до 5 литров на 100 км пробега.
По специальному заказу было сделано незначительное количество кабриолетов BMW Isetta со складывающейся крышей вместо заднего стекла, версия для тропиков с вентиляционными щелями во фронтальной двери и БМВ Изетта для перевозки грузов со съемным поддоном на месте заднего стекла. Экспортная версия BMW Isetta поставлялась с измененными фарами, усиленными лонжеронами и бамперами.
3-колесный автомобиль производился по лицензии в Великобритании, Франции, Испании и Бразилии.
Что-бы иметь возможность удовлетворить растущие запросы водителей микролитражных автомобилей, в 1957 году была разработана “большая Изетта” – BMW 600.
В мае 1962 года BMW прекратила производство BMW Isetta.
В общей сложности на заводе в Мюнхене было построено 136 367 единиц этих маленьких средств передвижения, без учета поставляемых комплектующих деталей (25 361).габариты в мм/вес в кг | |||||
250 Standart/Export | 300 Standart/Export | Cabrio | Pickup | Three-wheeler | |
Длина | 2285/2355 | 2285/2355 | 2285 | 2285 | 2355 |
Ширина | 1380 | 1380 | 1380 | 1380 | 1380 |
Высота | 1340 | 1340 | 1340 | 1340 | 1340 |
Колесная база | 1550/1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 |
Передняя колея | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
Задняя колея | 520 | 520 | 520 | 520 | 520 |
Снаряженная масса | 359/350 | 359/350 | 359 | 359 | 350 |
Полная масса | 580/600 | 580/600 | 580 | 580 | 600 |
за 21 000 долларов, станет ли эта BMW Isetta 1957 года маленьким чудом?
Автор:
Роб Эмсли
Комментарии (62)
Оповещения
Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.
Фото: Craigslist
Немногие автомобили могут похвастаться тем, что руль одновременно является и дверной ручкой, но сегодняшняя Isetta Nice Price или No Dice Isetta — это всего лишь хвастовство. Давайте посмотрим, предлагает ли его цена дополнительные права хвастовства.
Единственный вопрос, который у большинства из вас возник к продавцу вчерашней Toyota Land Cruiser 1994 года выпуска, заключался в том, почему этот грузовик был выпущен на рынок всего через полтора месяца после того, как он получил полный ремонт двигателя. Помимо этого затруднительного положения, большая Toyota казалась, несомненно, надежной и с более чем 405 тысячами на часах, очевидно, без каких-либо затяжных заводских недостатков. Однако этого факта и запрашиваемой цены в 7000 долларов было недостаточно, чтобы решить насущный вопрос о сроках, и Land Cruiser упал в узком 56-процентном убытке No Dice.
Интересно, что Toyota Land Cruiser восходит к джипу Willys времен Второй мировой войны. Его первоначальная версия представляла собой доморощенную версию джипа времен Второй мировой войны, заказанную армией США для использования в войне в Корее. Создание японского производства было не только способом обеспечить производство ближе к конфликту, но и попыткой оживить производственную базу Японии и, следовательно, экономику в рамках Плана Маршала по послевоенному восстановлению страны.
Фото: Craigslist
Аналогичные усилия предпринимались в Европе в попытке поставить континент на коллективные ноги. Большая часть инвестиций была вложена в производство, при этом особое внимание уделялось налаживанию производства мотоциклов и небольших автомобилей. Это породило замечательную эру дурацких автомобилей-пузырей, которые возникли, когда производители пытались максимально использовать те небольшие ресурсы, которые были доступны. Один из них представлен сегодняшним 1957 BMW Isetta 300.
Isetta была одной из самых успешных послевоенных микроавтомобилей, несмотря на то, что она была одной из самых необычных. В Германии его единственная передняя дверь и миниатюрный рост принесли ему прозвище Sargwagen или автомобиль-гроб.
Фото: Craigslist
BMW не создавала Isetta, а вместо этого производила автомобили с одноцилиндровым двигателем по лицензии итальянского производителя холодильников Iso, который уже выпускал автомобили на базе скутеров в Брессо, Италия. И да, это был тот самый Iso, который позже будет строить автомобили Rivolta GT. На самом деле, по-итальянски имя Изетта означает «маленькая Изо».
Помимо Германии, Iso лицензировала сборку двух маленьких Isetta во Франции, Бразилии и Великобритании. В конечном итоге BMW переработала автомобиль, чтобы взять одноцилиндровый двигатель BMW объемом 298 куб. . Во время вождения лучше всего учитывать 4 дюйма между вашими ногами и все, во что вы можете врезаться, так что эта скорость (если ее можно так назвать), вероятно, подходит для толстой маленькой слезинки.
Фото: Craigslist
Это издание Moto Coupe Deluxe представлено в цвете Guards Red с белым верхом и самым маленьким тканевым люком в мире. По крайней мере, это то, что лежит под пятью или около того годами пыли, осевшей на машине.
Согласно объявлению, продавец в частном порядке импортировал Isetta несколько лет назад и некоторое время наслаждался ею, прежде чем поставить ее на хранение за пару лет до начала недавней пандемии. Объявление показывает нам текущее состояние — пыль и шины, нуждающиеся в воздухе, — а также его славу до пандемии.
Фото: Craigslist
По словам продавца, нынешнее состояние противоречит тому факту, что автомобиль является «хорошим надежным образцом». Также говорят, что у него чистое название, несмотря на всю грязь в других местах. Нет ни слова о том, была ли машина просто загнана в нынешнее место хранения и оставлена, или она была должным образом подготовлена перед этим, слили топливо и еще что-то. Таким образом, следует подумать о том, как разбудить Rip Van Wagon, чтобы его можно было снова сделать пригодным для эксплуатации.
Это может дорого обойтись, поэтому имейте это в виду, когда будете рассматривать запрашиваемую цену Bimmer Bubble в размере 21 000 долларов. Найдет ли эта цена поддержку среди наших избирателей? Или это слишком много для того, что, возможно, является не чем иным, как прославленной тележкой для гольфа?
Вам решать!
Long Beach, California, Craigslist, или перейдите сюда, если объявление исчезнет.
H/T Джеймсу Райану за знакомство!
Помогите мне с NPOND. Напишите мне на [email protected] и пришлите мне совет по фиксированной цене. Не забудьте включить ручку Kinja.
BMW Isetta со скоростью 120 миль в час — Календарь автосалонов на обочине
/ Тони БартельОснащенная лыжами, Isetta могла развивать скорость до 190 миль в час.
BMW Isetta — один из тех культовых автомобилей, которые мгновенно вызывают улыбку всякий раз, когда вы видите, как кто-то возится с ними. И паттеринг — лучший способ описать маленькие одноцилиндровые автомобили с входной дверью, занимающей всю переднюю часть автомобиля. Но тот факт, что владелец Дэвид Мейджор счастлив, когда мелочь может мчаться по дороге со скоростью 45 миль в час, поэтому он сделал что-то, чтобы улучшить ситуацию.
Дэвид Мейджор — фанат Isettas. Он восстановил десятки из них с тех пор, как начал учиться в колледже.
Как и у многих детей того времени, у Дэвида была машина, которая могла поджечь тротуар. В данном случае это был Ford 51 года, но с двигателем Corvette с двумя четырехкамерными карбюраторами. Это все хорошо, когда ты учишься в старшей школе, и все твои деньги могут быть потрачены на машины, но как только он поступил в колледж, приоритеты должны были измениться.
Таким образом, он продал Фордолет (это Форд с двигателем от Шевроле, верно?) и поискал в газетах что-нибудь, на чем дешевле было бы ездить.
В данном случае это была BMW Isetta 600, «большая» Isetta, и за 125 долларов это была отличная сделка, еще лучше благодаря тому факту, что он договорился о цене до 100 долларов. Но его девушка в то время не оценила анемичный обогреватель в машине, и вместо того, чтобы променять ее на другую девушку, он купил другую машину.
Через несколько лет после окончания колледжа Дэвид вспоминал, как он развлекался с маленькой Isetta 600, нашел ее и немного поработал над ней. А потом продал с прибылью.
На самом деле, он повторил этот процесс примерно 35 раз с 600 и еще 10 раз с 300.
Дэвид работает школьным учителем и, как он говорит, «Одна вещь в преподавании в школе — это то, что у тебя есть отпуск на все лето. Были летние месяцы, когда я зарабатывал больше денег, покупая эти маленькие Изетты, чем за остальные девять месяцев преподавания в школе».
После покупки, продажи и реставрации Isettas он видел почти все, что мог видеть, и является достаточным ресурсом в сообществе восстановления Isetta, чтобы люди обращались к нему с вопросами.
Дэвид Мейджор и аэрокар.
Иногда он видит старые автомобили, которые просто нуждаются в некотором уходе, но бывают случаи, когда автомобили являются просто тенями самих себя. Так было, в частности, с одной Isetta, где машина представляла собой просто кузов — ни ходовой части, ни шасси. Ничего такого.
Будучи большим любителем авиации, а также поклонником Isetta, наш субъект решил объединить свои увлечения и внести несколько улучшений в оригинальный дизайн. Создав специальное шасси, Дэвид затем установил на автомобиль одноколесное переднее колесо, а сзади — шестицилиндровый двигатель Lycoming объемом 435 кубических дюймов с воздушным охлаждением от 1942.
Для сравнения, один поршень двигателя Lycoming почти в три раза больше размера одноцилиндрового двигателя, изначально поставлявшегося с Isetta 300.
маленькая Изетта с гигантским деревянным пропеллером самолета. Эй, это авиадвигатель!
Таким образом, хотя его штат не выдает ему лицензию на транспортное средство, это не мешает ему возить автомобиль на автосалоны и даже участвовать в парадах.
«Его уносит ветром по дороге». Заставляет задуматься, нужно ли им подметать улицы после парада или всю территорию убирают начисто.
Не помешает, что Дэвид живет на взлетно-посадочной полосе, где он смог протестировать винтовую Isetta на взлетно-посадочной полосе, заявив, что она способна развивать скорость около 45 миль в час с одним передним колесом. Но когда наступает зима, он заменяет это колесо лыжами, и именно на них он может развивать скорость более 100 миль в час.
На самом деле, он разогнался до 120 на замерзшем озере. В пропеллерном BMW Isetta.
Возможно, это одна из причин, по которой его жене не нравится машина. В конце концов, это довольно громко. «Он громкий, но это то, что мне в нем нравится, — сказал Дэвид. — Она неплохо играет».
Хотя она может и не в восторге от машины с пропеллером, она вполне довольна другой Isetta Дэвида с пропеллером. Это Isetta 600, где он установил электрический пропеллер спереди только для демонстрации, хотя он вращается медленно. Тема самолета продолжается до самого верха, где есть имитация руля направления и даже сбоку есть маленькие законцовки.
«Некоторые люди говорят: «Вы испортили оригинал», но мне это нравится», — заметил Дэвид. «Я получаю больше удовольствия от тех, которые я немного изменил».
Превратив 600-й в импровизированный самолет, он черпал вдохновение из летательных аппаратов, превращая 300-й в автомобиль в стиле вертолета.
Эй, почему бы и нет? Если люди могут опускать, упаковывать, измельчать и иным образом модифицировать автомобили, кто может сказать, что вы не можете сделать их более похожими на самолеты? В конце концов, Дэвид живет на аэродроме, так что вдохновение повсюду.
Одна из самых веселых ежегодных поездок Isetta с двигателем Lycoming — парад в соседнем Андовере, штат Канзас. Маршрут обычно идет прямо по улице, однако есть крутой левый поворот, так что толпа получает приятный порыв ветра. «Мы поворачиваем налево, и несколько человек сказали мне, что думали, что по шоссе летит самолет».
Isetta Дэвида Мейджора — забавная интерпретация уникального маленького автомобиля. Он еще не закончил, поскольку в настоящее время он восстанавливает Isetta, чтобы научить своих внуков водить коробку передач.
Isetta фактически начиналась в Италии как Iso Isetta, микроавтомобиль, спроектированный и построенный в Италии, построенный после Второй мировой войны в Европе, когда ресурсы были крайне ограничены. В 1955 году версия лицензиата BMW стала самым продаваемым одноцилиндровым автомобилем в мире, а почему бы и нет? Расход топлива составлял более 80 миль на галлон, а по некоторым сообщениям — до 94 миль на галлон.