Что означают надписи на шинах: ТрансТехСервис (ТТС): автосалоны в Казани, Ижевске, Чебоксарах и в других городах

Что можно прочитать по надписям на шинах

Ну вот и настало для вас время озаботиться покупкой нового комплекта шин. Конечно, окончательное мнение о выбранной модели у вас сложится только после того, как вы проедете несколько тысяч километров. Возможно, вас все устроит, а может быть, некоторые аспекты вас разочаруют… Тем не менее массу полезной информации можно было получить еще в шинном салоне. Достаточно было просто прочитать надписи на боковине.

Увы, большинство из нас ограничивается тем, что читает название фирмы-производителя, наименование модели, ну и размерность. И если с идентификацией шины по производителю и модели никаких проблем ждать не стоит, то с размерностью на самом деле все не так просто… 

Как правило, размерность обозначена тремя цифрами в формате XXX/XX R XX. Первые три цифры – это ширина профиля в миллиметрах. Профиля, а не протектора! И если приложить рулетку к шине, то ширина протектора, как правило, окажется меньше приведенного трехзначного числа. Второе двузначное число – это высота профиля, но не абсолютная его величина, а отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах. Однако любители внедорожной техники прекрасно знают, что столь уважаемые ими грязевые шины имеют, как правило, совсем другое обозначение. В этом случае первая цифра – это общий диаметр шины в дюймах, а вторая – ширина профиля, причем опять же в дюймах, например, 33/12,5 или 31/10,5. Ведь для них критически важно, чтобы шина имела достаточную ширину: чем больше ширина и внешний диаметр, тем больше площадь пятна контакта, меньше давление на грунт и выше способность накатываться на препятствие. Но при этом шина все-таки должна помещаться в колесные арки, пусть даже с техническими ухищрениями в виде лифтовки… 

Далее следует буква R. Вопреки широко распространенному мнению, она означает вовсе не слово «радиус», а то, что шина имеет радиальную конструкцию (что не отменяет того, что на другом участке боковины вы увидите слово RADIAL). Кстати, изначально все шины имели диагональную конструкцию, при которой нити корда, из которого состоит внутренний каркас, шли от борта к борту по диагонали. Но в 1914 году Гамильтон и Слопер запатентовали конструкцию шины, у которой нити корда шили в поперечном направлении. Такая конструкция оказалась сложней в производстве и ремонте, но давала целый ряд преимуществ: и ходимость таких шин стала выше, и склонность к уводу при боковых нагрузках меньше, и напряженность нитей под нагрузками ниже, что позволило уменьшить количество слоев каркаса. Так что, хотя освоение серийного производства таких шин потребовало почти 25 лет, на сегодняшний день практически все шины имеют радиальную конструкцию. Тем не менее для общего развития уточним, что диагональные шины сегодня все-таки выпускаются, например, для мотоциклов, грузовиков и спецтехники. В этом случае вместо буквы R в размерности будет стоять буква D или тире, а если шина имеет диагонально-опоясанную конструкцию, то на этой позиции будет стоять буква B. Кроме того, для внесения полной ясности производитель может нанести на боковину надпись RADIAL или DIAGONAL. 

Две следующие за буквой R цифры означают ДИАМЕТР посадочного обода шины в дюймах, так что расхожее выражение «шины такого-то (например, 16-го) радиуса» является абсолютно безграмотным.

Неподалеку от размерности обычно размещается индекс нагрузки и скорости: двузначное число и буква латинского алфавита. И вот тут для того, чтобы понять, что означает сочетание 92T или 99W, все-таки придется заглянуть в таблицу (если, конечно, вы не обладаете эйдетической памятью или не закончили разведшколу, где вас специально тренировали запоминать большие массивы информации). Полная таблица начинается с нуля (который соответствует максимальной нагрузке 45 кг на колесо), а заканчивается значением 279 (13 600 кг на колесо), но нас интересует диапазон от 62 (265 кг) до 126 (1700 кг/колесо), поскольку в этот диапазон укладываются все мыслимые нагрузки, которые могут испытывать шины легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников. 

ИНДЕКС НАГРУЗКИ

Нагрузка на шину, кг


ИНДЕКС НАГРУЗКИ

Нагрузка на шину, кг


ИНДЕКС НАГРУЗКИ

Нагрузка на шину, кг

62

265


85

515


108

1000

63

272


86

530


109

1030

64

280


87

545


110

1060

65

290


88

560


111

1090

66

300


89

580


112

1120

67

307


90

600


113

1150

68

315


91

615


114

1180

69

325


92

630


115

1215

70

335


93

650


116

1250

71

345


94

670


117

1285

72

355


95

690


118

1320

73

365


96

710


119

1360

74

375


97

730


120

1400

75

387


98

750


121

1450

76

400


99

775


122

1500

77

412


100

800


123

1550

78

425


101

825


124

1600

79

437


102

850


125

1650

80

450


103

875


126

1700

81

462


104

900




82

475


105

925




83

487


106

950




84

500


107

975




Стоит также учесть, что для ряда шин допускается превышение нагрузки на 10% по сравнению с номинальной, но тогда за индексом должны следовать буквы XL, которые может заменять надпись EXTRALOAD или REINFORCED («Усиленные»), а производители, ориентирующиеся на американский рынок, могут разместить на боковине дополнительную надпись MAX LOAD («Максимальная нагрузка») с двумя цифрами – значениями предельно допустимой нагрузки на колесо в килограммах и фунтах. Рядом может размещаться и информация о максимально допустимом или рекомендованном давлении MAX PRESSURE в американской нотации (то есть в PSI, фунтах на квадратный дюйм) или в более привычных нам единицах СИ, например, килопаскалях (kPa).

На боковинах шин можно увидеть и другие надписи, говорящие об их конструктивных особенностях. Так, бескамерные шины обозначаются надписью Tubeless или TL, шины, требующие установки камер, – Tube Type, просто Tube или ТТ. Так называемые «самонесущие» шины, способные проехать после прокола порядка 80 км, обозначаются надписью Run Flat  или RFT. 

Есть еще одно обозначение, связанное с конструктивными особенностями шины: на боковины шин с направленным рисунком протектора обязательно наносится маркер направления вращения (Rotation), а у шин с асимметричным рисунком маркируется наружная (Outside или Side Facing Out) и внутренняя (Inside или Side Facing Inwards) стороны, а на внутреннем периметре, у самого обода, указываются количество слоев и тип корда каркаса и брекера. Например, надпись Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Но вернемся к расшифровке индекса нагрузки и скорости. Таблица индексов скорости несколько короче:

ИНДЕКС СКОРОСТИ

A1

A2

A3

A4

A5

A6

A7

A8

B

C

D

E

F

G

J

K

L

M

N

СКОРОСТЬ,  КМ/Ч

5

10

15

20

25

30

35

40

50

60

65

70

80

90

100

110

120

130

140

ИНДЕКС СКОРОСТИ

P

Q

R

S

T

H

V

W

Y

VR

ZR

ZR(Y)

СКОРОСТЬ, КМ/Ч

150

160

170

180

190

210

240

270

300

>210

>240

>300

Собственно говоря, на буквы, стоящие в латинском алфавите до буквы J, тоже можно не смотреть. Ну а приведенные выше примеры можно расшифровать так: первая шина рассчитана на нагрузку до 660 кг на колесо, при движении на скорости до 190 км/ч, вторая – 775 кг при скорости до 270 км/ч. При этом нужно четко понимать, что индекс скорости W или Y не подразумевает того, что вы можете безопасно ездить со скоростью 270 или 300 км/ч даже по прямой, не говоря уж о совершении каких-то маневров. Он свидетельствует лишь о способности шины выдерживать возникающие на таких скоростях нагрузки. 

Далее рассмотрим надписи, говорящие о предназначении той или иной шины. Американский стандарт маркировки однозначно предписывает наносить на поверхность боковин знаки, обозначающие целевую принадлежность того или иного продукта: шины для пассажирских легковых автомобилей должны нести знак P (Passenger), шины для легких грузовиков обозначаются буквами  LTP или LT (Light Truck Personal и Light Truck соответственно), а запасные колеса – «докатки» – должны нести обозначение Т (Temporary).

Европейская маркировка не имеет таких жестких стандартов, однако и здесь на шинах может быть обозначено их назначение или особенности эксплуатации. Например, на шинах, предназначенных для внедорожников и полноприводных автомобилей, указывается «4х4», на шинах для коммерческого транспорта – C, то есть Cargo или Commercial. При этом префикс С находится между индикатором размерности и индексом грузоподъемности, например, 31×10.50R15 C 109R. 

Буквенные обозначения, говорящие о предназначении той или иной шины, могут входить и в название модели. Так, буквами M/T (Mud Terrain) обозначают грязевые шины, A/T (All Terrain) – универсально-внедорожные, H/T (Highway Terrain) – шоссейные, U/T (Urban Terrain) – городские, H/P (High Performance) – скоростные, гоночные. К примеру, в семейство Open Country марки Toyo есть шины всех этих категорий, за исключением H/P.

Следующая группа обозначений связана с сезонностью. Шины могут быть зимними, летними или всесезонными. Маркировка зимних шин включает в себя пиктограмму с изображением снежинки, а также надписи ​​Winter. Что же касается маркировки M+S (Mud + Snow, «грязь и снег»), то тут все не так просто. Чаще всего шины с маркировкой M+S оказываются не чисто зимними, а скорее всесезонными, а зима в этом случае подразумевается скорее «европейская», нежели «скандинавская» или «русская». В России же на зимние шины указывает исключительно «снежинка». Но и реально внедорожными или грязевыми такие шины считать тоже не стоит! Как правило, они имеют недостаточно разреженный рисунок протектора, а поэтому на слабых грунтах они мгновенно «замыливаются», превращаясь в «слики». Множество неофитов внедорожной езды испытали крупное разочарование, посчитав, что шины категории M+S – это как раз то, что им нужно…

На боковины шин, которые не только являются, но и позиционируются как всесезонные, наносятся три пиктограммы: с изображением снежинки, тучки с каплями дождя и солнышка. Кроме того, такие шины могут нести на боковинах дополнительную маркировку AW (All Weather, «всепогодная»), A.G.T. (All Grip Traction, «сцепление в любых условиях») или AS (All Season, «всесезонная»).

Ну а на боковины летних шин могут наноситься дополнительные знаки в виде пиктограммы с изображением зонтика, а также слов Aqua, Aquatred, Water, Aquacontact или Rain. Эта маркировка показывает, что данная модель шины имеет повышенную устойчивость к гидропланированию и может считаться «дождевой».

Важной информацией является и страна, в которой изготовлена шина. Обратите внимание: это именно та страна, где расположен тот завод, на котором была сделана шина, а не та, в которой зарегистрирована фирма-производитель. Так что на шинах, несущих на боковинах наименование всемирно известных итальянских, французских, немецких и японских марок, можно найти надпись Made in Russia, шины тайваньской марки могут быть изготовлены во Вьетнаме или Таиланде, а шины Toyo могут быть промаркированы как Made in Japan, так и Made in Malaysia.

Для реализации в странах ЕС шины обязательно должны нести знак сертификации СE с номером соответствия продукции требованиями европейского стандарта ECE – e11 . Однако для любой компании, имеющей хоть какое-то отношение к автомобилям, важнейшим рынком является рынок США, и производители шин в этом плане – не исключение. Поэтому на все шины во всем мире наносится кодировка DOT, разработанная в начале века специалистами DOT, Department of Transportation (Департамента Транспорта США). Этот цифро-буквенный код несет в себе массу зашифрованной информации, включая название бренда-изготовителя и страны, в которой располагается выпускающий шины завод, размер, тип и ряд других особенностей промаркированной модели автошины. Часть этой зашифрованной информации дублирует другие надписи на борту шины, но кое-какие данные можно найти только в этом коде. Увы, расшифровать этот код совсем не просто, нужно знать «внутреннюю кухню» производителя или уметь пользоваться специальными приложениями. Но кое-какую (при этом очень важную) информацию можно получить, так сказать, «невооруженным взглядом»: последние две цифры кода означают год выпуска конкретной шины, а предыдущие две цифры – номер недели. 

Почему это так важно, спросите вы, ведь шины – это не овощи или колбаса… Увы, в случае нарушения условий и правил хранения в течение длительного срока шины вполне исправно теряют свои качества. Так что, купив абсолютно новенький на вид комплект шин, произведенных 5-7 лет назад, которые после этого хранились в неотапливаемом складе, да ещё и не в тех положениях, что рекомендованы, вы с высокой вероятностью столкнетесь с проблемами балансировки, а затем – с очень быстрым износом.  

А еще на боковинах может размещаться разнообразная дополнительная информация, например, коды омологации. Омологация означает, что данная модель шин одобрена одним из автопроизводителей для применения на автомобилях своего производства. Например, код МО1 означает, что данные шины предназначены для автомобилей Mercedes, шины с кодами N0-N3 рекомендуется устанавливать только на Volkswagen Touareg и Porshe, код AO говорит, что данные шины одобрены Ауди, код A – что перед вами шины для Toyota Auris, а звездочка (*) – что рекомендуется установка этих шин на автомобили BMW.

Помимо надписей на боковинах есть и еще один важный источник информации. С 2012 года все продающиеся в Европе шины получают специальную этикетку, которую положено наклеивать на рабочую поверхность шины. На этой этикетке, помимо артикула, QR-кода и информации о производителе, модели шины и ее типоразмере, можно найти информацию о целом ряде важнейших параметров, таких как топливная эффективность и сопротивление качению, уровень внешнего шума и показатель сцепления с мокрой поверхностью. Вся эта информация приведена в виде наглядных пиктограмм и буквенных обозначений. Например, топливная эффективность обозначается буквами от A до G. Шины с маркировкой А будут иметь самый низкий коэффициент сопротивления качению (порядка 6,5) и самую высокую топливную эффективность, а шины с маркировкой G – коэффициент сопротивления, равный 12. Для одинаковых автомобилей, оснащенных такими шинами, разница в расходе топлива на 1000 км составит порядка 6 литров! 

Аналогичным образом буквами от A до F ранжируется и коэффициент сцепления на мокром покрытии. Чем хуже сцепление, тем выше тормозной путь, так что разница длины тормозного пути автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч и оснащенного шинами с оценкой A и шинами с оценкой F, составит 18 метров. 

Ну а уровень акустического комфорта шины обозначается пиктограммой шины с исходящими от нее схематическими звуковыми волнами. Одна волна означает тихую шину, шум которой как минимум на 3 дБ ниже предельно допустимого для Европы, две волны – умеренно шумную шину, шум которой укладывается в допустимые пределы, а посему допускается эксплуатация таких шин в городских условиях. Наконец, три волны сигнализируют о том, что шум таких шин превышает разрешенный в ЕС уровень, и эксплуатировать их можно только за пределами территории ЕС. 

И вот теперь, вооружившись всей этой информацией, вы смело можете приступать к выбору нового комплекта обувки для вашего автомобиля. 

О чём предупреждают буквы и цифры на ваших шинах / 9 декабря 2016 — статьи почитать на Колёсах

Надписи на шинах интересуют многих автомобилистов только тогда, когда наступает время сменить обувку на машине. Да и в этом случае люди обращают внимание только на размер покрышек. А между тем на боковине каждой шины можно найти немало интересного, вплоть до того, на какой скорости колесо лопнет.

Конечно, самая важная информация, которая есть на покрышке, — её размерность. Это тот необходимый минимум знаний, которого достаточно для замены шин. Привычный нам вид, к примеру 185/65 R15, — это метрическая система указания размеров. В случае с внедорожниками часто встречается размер в дюймах — 31×10. 5 R15.

Метрическая система

245/45 R18 говорит, что перед нами покрышка шириной 245 мм, высота профиля — 45 % от ширины (около 110 мм), сама шина радиальная, а всё это добро монтируется на 18-дюймовый диск. Если размер указан в таком виде: 215R16, то знайте, что высота профиля этой шины — 82 %.

Дюймовая система

Альтернативный размер

Понимая, как определяется размер шин, можно провернуть хитрый фокус: подобрать на сезон шины, позволяющие улучшить управляемость машины, уменьшить расход топлива, да ещё и сэкономить на их покупке. Обычно для любого автомобиля производитель рекомендует два-три размера. Информация об этом есть на передней двери или средней стойке кузова.

К примеру, на популярные у нас LADA Vesta, Hyundai Accent и Kia Rio можно ставить 185/65 R15 и 195/55 R16. Может служить альтернативой и 175/70 R14. Для зимы предпочтительнее взять шины поуже, так как они обеспечивают большее давление в пятне контакта, то есть лучшие сцепные свойства. Узкие покрышки будут легче ехать по снегу, а значит, вырастет проходимость и тронуться с места будет проще. Да и цена приятнее — сэкономить можно до 25 % от стоимости. Главное, не забыть сменить в таком случае и диски.

30×9.5 R15 означает: эта шина внешним диаметром 30 дюймов, её ширина — 9.5 дюйма, предназначается для 15-дюймовых дисков. В случае если указана только ширина шины и число оканчивается нулём (8.50 R16), то высота профиля — 92 %, если в конце не ноль (8.25 R20), то высота — 82 %.

Левые или правые?

Сейчас всё больше шин имеют направленный рисунок протектора, эта тенденция распространяется как на летние, так и на зимние покрышки. Шина будет работать правильно лишь в том случае, если крутится в нужном направлении, в противном случае сцепление ухудшится радикально. Однако изначально все такие шины одинаковы, а вот колёса в сборе с дисками важно разделять на правые и левые. Для этого на боковине присутствует стрелка, показывающая направление вращения, часто с надписью Rotation.

Стрелка с надписью Rotation показывает, в каком направлении должны вращаться шины

Следить за направлением вращения необходимо также в том случае, если шины асимметричные. На них есть надписи Inside и Outside, то есть внутренняя и наружная сторона, поэтому после монтажа на диски они тоже становятся левыми и правыми. Мы часто видим на дорогах машины, на которых шины установлены задом наперёд, и, поверьте, от них стоит держаться подальше.

Если шины установлены правильно, такого вы видеть не должны. Эта сторона покрышки должна быть внутренней, то есть скрытой от глаз

Скорость и нагрузка

Помимо ширины, высоты профиля и посадочного диаметра, на каждой шине есть информация о допустимой нагрузке и максимальной скорости. Именно эти данные и содержат информацию о том, когда покрышка взорвётся. Но не переживайте, бежать к своей машине и проверять, те ли шины стоят и не слишком ли быстро вы гоняете, необходимости нет. Даже самые маленькие, 13-дюймовые шины рассчитаны на полторы тонны нагрузки, да и отечественные ПДД не позволяют разгоняться до таких скоростей, которые современные шины уже не способны выдержать.

Обозначение 92R говорит о том, что каждая шина выдерживает нагрузку 630 кг, а разгоняться на них можно до 170 км/ч

Но если любопытство берёт верх, то знайте, что индекс нагрузки — это двух- или трёхзначная цифра, от 0 (45 кг на колесо) до 199 (13 600 кг), а индекс скорости — это стоящая за ней буква, от А — 40 км/ч до Z — свыше 300 км/ч. К примеру, шины MICHELIN Latitude X-Ice 2, ставшие победителями нашего теста зимних шин и имеющие маркировку 235/65 R17 108T, выдерживают максимальную нагрузку 1 000 кг на каждую шину и могут эксплуатироваться на скоростях до 190 км/ч.

С индексом ZR

Заслуживает упоминания индекс ZR. В своё время он появился для обозначения спортивных шин, способных выдерживать скорость свыше 240 км/ч. Однако с появлением индексов V, W и Y необходимость в нём отпала, но индекс решили оставить, так как он уже был на слуху и это маркетингово выгодно.

Индекс скоростиДопустимая скорость, км/чИндекс нагрузкиДопустимая нагрузка, кг
E7092630
F8093650
G9094670
J10095690
K11096710
L12097730
M13098750
N14099775
P150100800
Q160101825
R170102850
S180103875
T190104900
U200105925
H210106950
V240107975
W2701081 000
Y3001091 030
ZR>2401101 060

 

Лишь подбирая шины для фургонов или микроавтобусов, стоит быть внимательным, так как ко многим моделям подходят самые обычные легковые покрышки. А сюда нужны шины с маркировкой С (коммерческий транспорт с повышенной грузоподъёмностью) или LT (Light Truck, или лёгкий грузовик). Эти буквы можно найти рядом с размером покрышки. Иногда люди прельщаются низкой стоимостью таких шин, покупая их для легковых авто. Этого делать категорически не стоит!

Часто на боковине есть отдельное упоминание о предельной нагрузке и максимальном давлении

Литера С, стоящая после R16, говорит о том, что перед нами шина для газелек и «спринтеров»

Двойной индекс нагрузки говорит о том, что шина предназначена для двускатной ошиновки

Reinforced означает усиленную боковину, эти шины тоже рассчитаны на повышенную грузоподъёмность

Повышенная нагрузка

Промежуточным звеном между легковыми покрышками и шинами для коммерческого транспорта можно считать легковые покрышки, рассчитанные на увеличенную нагрузку. Их можно отличить по надписям XL (Extra Load) или Load Range.

Кроме того, существует такое понятие, как норма слойности — Ply Rating (PR). Она обозначает прочность, или несущую способность каркаса: 2–4 — для легковых шин, 6 — для шин с повышенной нагрузкой, больше 8 — для грузовых авто, 18 — для автобусов.


Если видите обозначение ST, то перед вами Special Trailer, то есть покрышки для прицепов/фургонов, и использовать их для автомобилей нельзя. Запасные шины, в том случае, если это не полноценное колесо, а так называемая докатка меньшего размера, маркируются символом T, то есть временная замена. Шины для пассажирских авто обозначаются буквой P перед размером, однако производители часто пропускают данное обозначение.

Зимняя или просто всесезонка?

Сезонность покрышки — следующее по важности обозначение. Шины, как вы знаете, бывают летними, зимними и иногда всесезонными. Зимние шины можно опознать по пиктограмме в виде снежинки на фоне трёх пиков (международный символ, имеющий собственный код 3PMSF). Но получить право нанести это обозначение не так просто. Поэтому на многих шинах присутствуют снежинки, но как декор. То же касается обозначения M+S (Mud + Snow, то есть грязь и снег). Правда, такую же маркировку имеют и летние шины для внедорожников, но в данном случае это говорит лишь о том, что покрышка предназначена для бездорожья. На зимних шипованных покрышках присутствует слово Studded, на нешипованных — Studless. Если на боковине имеется надпись Studdable, то это покрышки шипуемые, то есть с отверстиями для установки шипов.

Маркировка всесезонки

Утверждённой и сертифицированной маркировки для всесезонных покрышек не существует. Но производители часто наносят вот такой или подобный рисунок (солнце, снежинка и дождь), утверждая, что такая шина хороша в любую погоду. Это Goodyear Vector 4 Seasons, правда, в условиях казахстанской зимы это далеко не лучший выбор.

Такую маркировку или нечто подобное имеют зимние шипованные шины

Летние шины либо не имеют специальной маркировки, либо имеют обозначения, указывающие, что покрышка хорошо работает на мокрых покрытиях, — нарисованный зонтик или такие слова, как Aquatred, Aquacontact, Rain, Water и Aqua. Обозначение M/T (Mud and Terrain, то есть грязевые поверхности), которым маркируются внедорожные шины, не является сертифицированным символом. Такое обозначение грязевых покрышек присутствует только в названии модели.

Такая надпись говорит о том, что шину можно ошиповать

Дата производства

Всю остальную информацию можно назвать справочной, и знать её вовсе не обязательно, однако, покопавшись, о каждой из шин можно узнать немало интересного. К примеру, возраст покрышки. Четыре цифры, заключённые в овал (чаще встречаются на внутренней боковине), — это DOT-маркировка, или по-простому дата производства. Первые две цифры обозначают неделю, а последние две — год производства. Забавно, но если в году 52 недели, то при производстве шин их 54.

Сколько обкатывать?

Встречается на шинах и дополнительный мелкий рисунок. Как только узор перестал быть видимым (то есть обкаточный слой стёрся), покрышка начинает работать в полную силу

Цифры 2116 на данной шине говорят о том, что она была выпущена в мае 2016 года (21-я неделя)

Рядом со словом DOT можно найти и внутреннюю информацию производителя. В данном случае это 60RB, что означает код завода, номер партии, информацию о пресс-форме или что-то подобное. Если цифры всего три, то от таких шин надо бежать как от огня или использовать в декоративных целях, клумбу, например, сделать. Три цифры присутствуют на покрышках, выпущенных до 2000 года. Первые две цифры — это неделя, а последняя — это год, причём такая покрышка может быть как из 90-х (узнать можно по треугольнику следом), так и из 80-х (если треугольника нет).

Основные три параметра

На некоторых шинах (UTQG-grading встречается на шинах, предназначенных для Северной Америки) присутствует информация о термостойкости, сцеплении с покрытием и, возможно, пробеге. Слово Temperature и стоящие после него буквы А, В или С означают, насколько шина стойка к высоким скоростям: А — стойкая, C — не очень… Traction А, В или С говорят о тормозном пути на мокром асфальте. А — наилучшая оценка. Treadwear и стоящие после него цифры обозначают ожидаемый километраж пробега. Измеряют его по специальной методике, так что цифры ничего не скажут и пригодятся разве что для сравнения нескольких шин.

К слову, уже четыре года на всех продаваемых в Европе шинах присутствует специальная маркировка, которая классифицирует шины по сцеплению на мокром асфальте, сопротивлению качению и уровню шума. Правда, информация об этом зачастую присутствует только на этикетке, которую снимают с шины перед эксплуатацией. Эти показатели заслуживают чуть больше внимания, так как по уровню сопротивления качению и сцепным свойствам шины делятся на шесть классов — от А до G. А — наилучший, G — наихудший.

Уровень внешнего шума — показатель весьма субъективный. 70 дБ считается средним значением, однако «инструментально» более тихие шины не всегда будут восприниматься таковыми

Мэйд ин где?

Многие могут удивиться, так как немало шин мировых брендов делается в странах Восточной Европы, а то и вовсе в России. В соседней с нами стране производят покрышки MICHELIN, Nokian, Pirelli и Continental. Страна происхождения сейчас никак не влияет на качество покрышек, иначе сделанные в России шины не поставлялись бы в Европу, Азию и Америку.

Впрочем, информацию о качестве шины можно узнать косвенно, взглянув на ECE country code. Он говорит о том, в какой стране покрышка была сертифицирована, и содержит номер самого сертификата. Речь идёт о сертификации международной, то есть в Казахстане разрешена эксплуатация шин, сертифицированных другими странами. Маркировка, указывающая, в какой стране шина прошла сертификацию и сам номер сертификата:

ECE country code

E1GermanyE21Portugal
E2FranceE22Russian Federation
E3ItalyE23Greece
E4NetherlandsE24Ireland
E5SwedenE25Croatia
E6BelgiumE26Slovenia
E7HungaryE27Slovakia
E8Czech RepublicE28Belarus
E9SpainE29Estonia
E10YugoslaviaE31Bosnia/Herzegovina
E11United KingdomE34Bulgaria
E12AustriaE36Lithuania
E13LuxembourgE37Turkey
E14SwitzerlandE39Azerbaijan
E15unusedE40Makedonia
E16NorwayE43Japan
E17FinlandE45Australia
E18DenmarkE46Ukraine
E19RomaniaE47South Africa
E20PolandE48New Zealand

 

Точки и полоски

Вот мы и добрались до мифов и легенд в области шин. Наверняка каждый из вас хоть раз слышал байки о том, каким образом производители обозначают шины первого, второго или высшего сорта. Мол, по цвету точки на боковине или полосе на протекторе можно отличить шины бракованные от идеально сбалансированных. Увы, реальность не столь драматична. Жёлтая точка или треугольник на боковине обозначает самое лёгкое и самое мягкое место покрышки, а красная точка или треугольник — самое тяжёлое.

Полосы на самом протекторе — это просто полосы, которые нужны лишь для того, чтобы шины было проще складировать и забирать со склада. Это позволяет работникам отгружать шины, ориентируясь исключительно на цвет полос, и не заглядывать на маркировку на боковине каждой покрышки. Разумеется, цвет никакой смысловой нагрузки не несёт.

Зачем это надо? Для минимальной балансировки колеса сосок необходимо совместить с жёлтой маркировкой или разместить напротив красной. А вот монтировать покрышку на диск надо с области жёлтой маркировки — в этом месте натянуть покрышку на обод будет легче всего, так как тут она наиболее податлива).

Привет из СССР

И всё же есть хорошая новость для тех, кто страдает паранойей и боится купить некачественные шины, — некоторые производители в СНГ по старой памяти ставят на свою продукцию штамп ОТК.

Краску на шины наносят до того, как покрышка обретёт протектор, то есть на той стадии, когда отследить брак ещё невозможно

Для самых любознательных

Кстати, про Америку. Там популярны шины с посадочным диаметром 15.5 или 16.5 дюйма, однако хватает умников, которые на такие диски пытаются натянуть 15- или 16-дюймовую резину. Именно для «силачей» предназначена надпись: Do not mount on 16.5 inch rims. Зачем вообще нужны шины и диски с дробным диаметром? Они созданы для грузовиков и автобусов (вспомните грузовые колёса R22.5) и имеют такой размер как раз для того, чтобы их не путали с легковыми.

Смонтировать 15-дюймовую покрышку на диск 15.5 легко, но сама шина при этом может надорваться

На шинах класса UHP, то есть скоростных покрышках для самых мощных автомобилей, можно найти специальную маркировку в виде букв и цифр: Audi (A0), Mercedes-Benz (M0), Jaguar (J), Volkswagen (V0), Porsche (N0, N1), Bentley (В, В1), Ferrari (K1, K2, F). Если на шинах присутствует надпись Run-flat, то перед вами шины с усиленными боковинами, которые не боятся проколов. То есть проколоть такую шину не сложнее, чем обычную, однако она всё же позволит добраться до шиномонтажа без установки запасного колеса — за счёт более жёсткой боковины колесо не ложится на обод даже при нулевом давлении, хотя в обычной эксплуатации такие колёса жёстче, а при покупке дороже.

А уж если встретили обозначение SealGuard, ContiSeal или что-то подобное со словом Seal, то вам, считай, повезло — это шины, которые действительно не боятся проколов. Внутри покрышки находится слой герметика, способный самостоятельно затянуть дырку диаметром до 5 мм, то есть проколы от гвоздей и другого валяющегося на дороге железа не страшны. Поймав гвоздь, его можно спокойно вытащить и ездить. Такая технология встречается на покрышках Continental (ContiSeal), Hankook (SealGuard) и Pirelli (Seal Inside).

Индикатор износа и высота протектора

На многих шинах можно обнаружить индикатор износа, или TWI. Tread wear indicator обычно представляет собой протекторный блок, расположенный в широких продольных канавках. На его местонахождение указывает треугольник на боковине шины или какая-нибудь иная приметная пиктограмма (на шинах MICHELIN в его роли выступает фирменный Бибендум). Его высота обычно составляет 1.6 мм, то есть как раз подходит под казахстанские требования к шинам. Как только протектор износился до уровня одного из этих блоков — шину пора менять. Особенно стоит обратить внимание на эти детали любителям покупать б/у покрышки.

О расположении индикатора износа говорит эта маркировка на боковине

Перемычки в канавках протектора — так выглядят традиционные индикаторы износа

Индикатор износа на шинах Cordiant Winter Drive


На зимних шинах присутствуют два индикатора, больший из которых выступает на 4 мм, что соответствует требованиям ПДД РК и Техрегламенту ЕАЭС. И тут могут пригодиться индикаторы, имеющие различную глубину. Это может быть как рисунок, к примеру снежинки, так и просто цифры, применяемые на шинах Nokian, либо треугольный рисунок с цифрами, как на шинах Cordiant. Высота протектора соответствует видимой цифре с самым крупным значением, то есть если на протекторе зимней шины перестала быть видимой цифра 4, её пора менять.

Фишки Nokian

Финская компания вообще является одним из главных новаторов в этой сфере. Так, на боковинах покрышек Nokian недавно появились специальные зоны, где можно отметить, на какой оси и стороне автомобиля установлена шина, рекомендованное давление, а также момент затяжки болтов.

На боковинах шин Nokian есть место для информации о давлении в шине, а также месте установки колеса на автомобиле

Как читать боковину шины

Пытаетесь разобраться в мешанине цифр и букв на боковине шины? Мы объясним!

На боковине каждой из ваших шин находится полезная информация. Вы найдете марку шины, размер, детали конструкции, максимальную нагрузку и давление в шинах, а также сцепление, износ протектора и температурные классы. Хитрость заключается в том, чтобы знать, где искать. Диаграмма ниже поможет вам разобраться с боковиной вашей шины:

Пассажирские шины

Боковина шины, показанная выше, является примером популярной «P-метрической» шины с номинальной скоростью. «P» означает, что это легковая шина; 215 представляет собой ширину шины в миллиметрах; «65» — отношение высоты к ширине; «R» указывает на радиальную конструкцию; «15» — код диаметра обода; а «95H» — это дополнительное описание услуги, состоящее из индекса нагрузки (95) и рейтинга скорости «H». «Температура А» отражает температурный класс.

Некоторые старые шины, рассчитанные на скорость, могут включать символ скорости непосредственно перед буквой «R» вместо описания обслуживания. Буква «B» вместо «R» указывает на конструкцию с диагональным смещением. «M+S» с символом горы/снежинки означает, что шина соответствует спецификациям RMA (Ассоциация производителей резины) для использования в тяжелых снежных условиях.

Рекомендуемая максимальная нагрузка указана в кг (килограммах) и фунтах (фунтах), а максимальное давление воздуха указано в кПа (килопаскалях) и PSI (фунтах на квадратный дюйм). Примечание по технике безопасности: Это максимальные уровни давления воздуха, а не рекомендуемое давление для шины, установленной на диски вашего автомобиля. При накачивании шин всегда следует руководствоваться рекомендациями производителя транспортного средства по давлению (указанными на наклейке на дверном косяке или в бардачке).

Код DOT и ваша безопасность

Буквы «DOT» указывают на соответствие производства всем применимым стандартам безопасности, установленным Министерством транспорта США (DOT). Рядом с буквами DOT находится буквенно-цифровой серийный номер, обычно называемый кодом DOT, до 12 цифр. Этот код содержит информацию о производителе, а последние 5 цифр указывают неделю и год изготовления шины. Например, «1501» указывает на то, что шина была изготовлена ​​в течение 15-й недели 2001 года. Эта информация имеет решающее значение, если когда-либо появятся доказательства производственных проблем и отзыва шин. Мы рекомендуем вам зарегистрировать свои шины, чтобы производители могли связаться с вами в случае отзыва.

Дополнительная информация о размере и грузоподъемности шин

На некоторых шинах есть другие коды, которые предоставляют вам дополнительную информацию, некоторые из которых относятся к шинам для легких грузовиков. Некоторые другие коды, которые вы можете найти на своих шинах, включают:

  • LT = Обозначения для легких грузовиков. Пример: LT235/85R16
  • C, D или E = индикация диапазона нагрузки для легких грузовиков
  • REIN = усиленный
  • OWL = Белые буквы в контуре
  • RWL = выпуклые белые буквы
  • ORWL = выпуклые белые буквы в контуре
  • B, BLK, BW, BSW = Blackwall или Black Sidewall
  • W, WW, WSE = Whitewall или White Sidewall
  • XNW
    = очень узкая белая ширина
  • XL = дополнительная грузоподъемность

Что такое маркировка шин?

По состоянию на 05. 01.2021 европейская маркировка шин претерпела значительные изменения на основании обновленных, более строгих европейских правил (Регламент (ЕС) 2020/740). Эта новая европейская маркировка шин применяется к шинам для легковых автомобилей (C1), шинам для легких грузовиков (C2) и шинам для тяжелых грузовиков (C3).

Новая обязательная европейская маркировка шин должна быть размещена на шине или в точке продажи всех шин категорий C1, C2 и C3, произведенных с 1 мая 2021 года. Этикетка будет отражать эффективность, экологичность и безопасность шины. Это также указывает на характеристики шин, специально разработанных для использования в условиях сильного снега и льда. Маркировка шин позволяет сравнивать шины и поощрять использование более безопасных, эффективных и тихих шин.

Однако на этикетке перечислены только 5 критериев эффективности, тогда как на самом деле существует 50 критериев оценки качества шины. Например: износостойкость (пробег), торможение на сухом покрытии, сцепление на снегу, боковое сцепление на льду, шум автомобиля, управляемость и аквапланирование.

На этикетке шины указано значение (класс) для следующих пяти критериев:

ТОПЛИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

5 классов от A (наиболее экономичный) до E (наименее экономичный). Расход топлива автомобиля зависит от таких факторов, как тип двигателя, скорость, дорожное покрытие, погодные условия и т. д. На сопротивление качению шин приходится около 20% расхода топлива. Меньший расход топлива означает более низкие затраты на топливо и меньшие выбросы CO2.

GRIP GRIP

5 классов от A (самый короткий тормозной путь) до E (самый длинный тормозной путь). Характеристики сцепления шины с мокрой дорогой могут варьироваться в зависимости от типа транспортного средства, погодных условий и рисунка протектора, а также других факторов. Хорошее сцепление важно для безопасности.

ВНЕШНИЙ ШУМ КАЧЕНИЯ

3 класса внешнего шума качения, с измеренным значением в дБ. Внешний шум качения означает транспортный шум, создаваемый шиной. В дополнение к уровню шума в децибелах (дБ) пиктограмма также указывает уровень шума A, B или C.

Примечание: Между внешним (снаружи автомобиля) и внутренним (внутри автомобиля) шумом шин нет прямой связи.

S

NOW GRIP

Считается, что шины, отмеченные символом снега, соответствуют минимальным значениям индекса сцепления на снегу, как указано в Правилах № 117 ЕЭК ООН, и пригодны для использования в тяжелых снежных условиях. Символ снега можно найти на зимних и многих всесезонных шинах.

СЦЕПЛЕНИЕ НА ЛЕДУ

Шины с символом сцепления на льду соответствуют минимальным значениям индекса сцепления на льду и подходят для использования в очень снежных и обледенелых условиях.

В настоящее время символ льда можно встретить только на этикетках шин для легковых автомобилей

Шины с пиктограммой «Сцепление на льду» специально разработаны для дорожного покрытия, покрытого льдом и плотным снегом. Эти шины следует использовать только в очень суровых климатических условиях (например, при низких температурах). Использование шин со сцеплением на льду в менее суровых климатических условиях (например, во влажных условиях или при более высоких температурах) может привести к неоптимальным характеристикам, в частности, с точки зрения сцепления с мокрой дорогой, управляемости и износа.

В ЕС действует Европейская база данных продуктов для энергетической маркировки (EPREL). С данными (этикетками) шин в базе данных можно ознакомиться по состоянию на 1 мая 2021 года. Новая этикетка шин также будет содержать QR-код, с помощью которого данные из информационного листа продукта, как указано в Приложении III к Регламенту (ЕС) 2020 г. /740, со временем станет доступен всем.

Ссылаясь на вышеупомянутый Европейский регламент (ЕС) 2020/740, мы подчеркиваем, что поведение водителя является основным фактором, определяющим расход топлива и безопасность дорожного движения, и, в частности, что:

  • Экологически ответственное вождение может значительно снизить расход топлива
  • Необходимо регулярно проверять давление в шинах для оптимизации расхода топлива и сцепления с мокрой дорогой
  • Необходимо всегда строго соблюдать следующие расстояния

Настоящие Правила не распространяются на:

  • внедорожные профессиональные шины;
  • шины, предназначенные для установки только на транспортные средства, впервые зарегистрированные до 1 октября 1990 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *