ᐉ Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (заключена в г. Базеле 22.03.1989) (далее — Конвенция) является всеобъемлющим природоохранным глобальным соглашением по опасным и другим отходам.
Конвенция регулирует трансграничное перемещение опасных и других отходов. Обязательства и процедуры Конвенции применяются всякий раз, когда опасные и другие отходы, охватываемые Конвенцией, переходят от одной национальной юрисдикции к другой, несмотря на то, является эта поставка частью коммерческой сделки или производится в рамках торговых отношений.
Конвенция была принята 22 марта 1989 г. и вступила в силу 5 мая 1992 г. На 31 марта 2011 г. к Конвенции присоединилось 175 Сторон.
По состоянию на 31 марта 2011 г. в рамках Конвенции было создано 14 региональных и координационных центров. Эти центры находятся в Аргентине, Египте, Индонезии, Исламской Республике Иран, Китае, Нигерии, странах Региональной программы по окружающей среде для южной части Тихого океана (Самоа), Российской Федерации, Сальвадоре, Сенегале, Словацкой Республике, Тринидаде и Тобаго, Уругвае и Южной Африке.
Целями Конвенции являются:
- сокращение трансграничного перемещения опасных и других отходов до минимума, соответствующего экологически приемлемым нормам;
- обработка и размещение опасных и других отходов как можно ближе к производящим их источникам с использованием экологически приемлемых методов;
- минимизация производства опасных и других отходов в показателях количества и потенциальной опасности.
Для достижения этих целей Конвенцией создана регулятивная система, основанная на следующем:
- требование предварительного уведомления страны-импортера и транзитной страны до того, как отходы могут быть экспортированы, и создание для этой цели процедуры уведомления;
- ограничения на экспорт в страну, которая не является Стороной Конвенции;
- обязанность реимпорта в случае, если экспорт не соответствовал положениям Конвенции.
Как уже было отмечено, Конвенция регламентирует трансграничные перевозки опасных и других отходов (ТГП). Стороны Конвенции приняли на себя общие обязательства сократить объемы ТГП до минимума и осуществлять их таким образом, чтобы это не создавало угрозу для здоровья человека и окружающей среды. Помимо этих общих обязательств Конвенция предусматривает осуществление ТГП лишь в определенных условиях и лишь в случае их выполнения в соответствии с определенными процедурами. Оценку выполнения требований Конвенции по ТГП осуществляют назначаемые Сторонами компетентные органы.
Согласно Конвенции ТГП — это любое перемещение опасных или других отходов:
- из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства;
- в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такая перевозка затрагивает по крайней мере два государства.
Стороны обязаны принять соответствующие меры с целью обеспечить осуществление ТГП лишь в случае выполнения какого-либо из трех следующих условий:
- государство экспорта не располагает техническими возможностями и необходимыми объектами, мощностями или подходящими местами для удаления таких отходов экологически обоснованным и эффективным образом;
- такие отходы необходимы государству импорта в качестве сырья для предприятий;
- такая трансграничная перевозка отвечает иным критериям, которые определены Сторонами.
Во всех случаях Конвенция требует выполнения требования, касающегося экологически обоснованного использования опасных и других отходов.
Экологически обоснованное использование означает принятие всех практически возможных мер для того, чтобы при использовании опасных или других отходов здоровье человека и окружающая среда защищались от возможного отрицательного воздействия таких отходов.
В дополнение к этим условиям Конвенция определяет случаи, когда Стороны могут ограничивать ТГП, и случаи, когда Стороны должны ограничивать ТГП. Такие ограничения могут применяться в отношении экспорта или импорта опасных и других отходов. Конвенция дополнительно уточняет последствия подобных ограничений, а именно:
1. Стороны имеют право полностью или частично запретить импорт опасных отходов или других отходов на территорию, находящуюся под их юрисдикцией, для их удаления. Запрет на импорт может быть односторонним актом, осуществляемым отдельной Стороной, о котором необходимо уведомить через секретариат все Стороны, или же он может быть включен в соответствующее международное соглашение, например в Бамакскую конвенцию о запрещении ввоза в Африку и контроле за трансграничной перевозкой и утилизацией в Африке опасных отходов, которая запрещает импорт опасных отходов в Африку из государств, не являющихся ее Сторонами. Уведомления о вводе ограничений на импорт и уведомления о заключенных соглашениях, переданные Сторонами секретариату, можно найти на веб-сайте Конвенции.
2. Если какая-либо Сторона ограничивает или запрещает импорт опасных или других отходов, другие Стороны должны соблюдать это ограничение или запрет. В соответствии с Конвенцией Стороны должны предотвращать и не допускать экспорт опасных или других отходов в государство или группу государств, принадлежащих к какой-либо организации экономической и / или политической интеграции, которая в законодательном порядке запретила любой импорт, или в Сторону, которая полностью или частично запретила импорт опасных или других отходов на территорию, находящуюся под ее юрисдикцией, для их удаления.
3. Сторона не должна разрешать экспорт в государство, если у нее есть основания полагать, что отходы не будут использованы экологически обоснованным образом. Например, если предполагаемый пункт назначения не имеет соответствующей технологии для переработки электронного оборудования экологически обоснованным и эффективным образом, то государство-экспортер не должно разрешать перевозку туда груза, подпадающего под описание «бывшие в употреблении компьютеры для переработки».
4. Стороны могут принять решение об ограничении или запрете экспорта опасных или других отходов в другие Стороны.
Названная поправка еще не вступила в силу. Соответствующая часть решения III/1 гласит следующее:
«Конференция
<…>
3. постановляет принять следующую поправку к Конвенции:
«вставить новую статью 4А:
1. Каждая Сторона, перечисленная в приложении VII, запрещает все трансграничные перевозки опасных отходов, которые предназначаются для операций, предусмотренных приложением IV А, в государства, не перечисленные в приложении VII.
2. Каждая Сторона, перечисленная в приложении VII, к 31 декабря 1997 года заканчивает, а начиная с этой даты запрещает все трансграничные перевозки опасных отходов по смыслу пункта 1а статьи 1 Конвенции, которые предназначены для операций, предусмотренных приложением IV В, в государства, не перечисленные в приложении VII.
5. Сторонам запрещается экспортировать отходы для удаления на основании Конвенции южнее 60 град. южной широты независимо от того, являются ли такие отходы предметом ТГП или нет.
6. ТГП не должны осуществляться с государством, не являющимся Стороной. Стороны не должны разрешать экспорт опасных или других отходов в государство, не являющееся Стороной, или их импорт из такого государства, если только они не заключили соглашение или договоренность в отношении ТГП, которыми предусматривается применение требований экологически обоснованного использования.
7. ТГП могут осуществляться через государства транзита, которые не являются Сторонами Конвенции. Однако в этом случае производитель, экспортер или государство экспорта должны уведомить компетентные органы государства о любых предполагаемых ТГП.
Кроме того, Конвенция требует, чтобы осуществлением подобных операций занимались лишь лица, уполномоченные и допущенные к транспортировке и удалению отходов, и чтобы отходы, являющиеся предметом ТГП, были упакованы, маркированы и перевозились в соответствии с общепринятыми и общепризнанными международными правилами и нормами.
Конвенция содержит подробную процедуру получения предварительного обоснованного согласия со строгими требованиями к ТГП опасных и других отходов. Эти процедуры формируют основу системы контроля Конвенции и предусматривают четыре основных этапа, таких как: уведомление; получение согласия и выдача документа о перевозке; трансграничная перевозка; подтверждение удаления.
1-й этап. Уведомление
Задача экспортера на 1-м этапе состоит в правильном информировании импортера о предполагаемой трансграничной перевозке опасных или других отходов.
Экспортер / производитель отходов должен проинформировать компетентный орган государства экспорта о предполагаемой перевозке опасных или других отходов. До того как разрешить отправку груза, производитель и лицо, отвечающее за удаление, должны заключить контракт на удаление отходов. Согласно Конвенции этот контракт должен предусматривать удаление отходов экологически обоснованным образом.
Компетентные органы государства экспорта оценивают полученную от экспортера / производителя информацию и могут отказать в осуществлении экспорта. Такое решение полностью соответствует духу Конвенции.
Если компетентный орган государства экспорта не возражает, он информирует сам или требует от производителя / экспортера проинформировать компетентные органы затрагиваемого государства (государства импорта или государства / государств транзита) о предполагаемой перевозке опасных или других отходов посредством документа-уведомления. Цель уведомления — предоставить компетентным органам затрагиваемого государства детальную, точную и полную информацию о самих отходах, предполагаемом способе их удаления, а также другие данные, касающиеся предполагаемой перевозки. Этот документ должен содержать информацию, указанную в приложении V А к Конвенции, и быть составлен на языке, приемлемом для государства импорта или транзита.
Информация, которая должна быть включена в уведомление страны импорта:
- Причина экспорта отходов.
- Экспортер отходов (полное имя и адрес, номер телефона, телекса или факса контактного лица).
- Производитель (производители) отходов и место образования отходов (полное имя и адрес, номер телефона, телекса или факса контактного лица).
- Лицо, отвечающее за удаление отходов, и фактическое место удаления (полное имя и адрес, номер телефона, телекса или факса контактного лица).
- Целевой перевозчик (перевозчики) отходов или их агенты, если известны (полное имя и адрес, номер телефона, телекса или факса контактного лица).
- Страна экспорта отходов — Компетентный орган (полное имя и адрес, номер телефона, телекса или факса).
- Предполагаемые страны транзита — Компетентный орган (полное имя и адрес, номер телефона, телекса или факса).
- Страна импорта отходов — Компетентный орган (полное имя и адрес, номер телефона, телекса или факса).
- Общее или отдельное уведомление.
- Предполагаемая дата (даты) грузоперевозки (перевозок) и период времени, в течение которого отходы должны быть вывезены, а также предполагаемый маршрут (включая пункт ввоза и вывоза) (в случае общего уведомления о нескольких партиях потребуется либо предполагаемая дата перевозки, либо, если она неизвестна, количество перевозок).
- Предполагаемые средства транспортировки (дорога, ж/д, море, воздух, внутренние воды).
- Информация о страховании (информация о соответствующих требованиях страхования и о том, как они выполняются экспортером, перевозчиком и лицом, отвечающим за удаление отходов).
- Назначение и физическое описание отходов, включая номер Y (индекс Y является кодом классификации, указывающим, к какой категории отходов относится груз (например, Y1 указывает на медицинские отходы). Полный перечень кодов Y может быть найден в приложении I к Конвенции) и номера ООН (указаны в приложении III к Конвенции), а также состав (природа и концентрация самых опасных компонентов ввиду их токсичности и прочих угроз), которые связаны с отходами при обращении с ними и в ходе предполагаемого способа удаления, и информация о любых особых требованиях к обращению, включая положения о чрезвычайной ситуации в случае происшествий.
- Тип предполагаемой упаковки (несортированная партия, барабаны, танкеры).
- Оценочный вес / объем (в случае общего уведомления о нескольких партиях требуются оценочное общее количество и оценочные количества каждой отдельной партии).
- Процесс, в ходе которого образовались отходы (если необходимо оценить опасность и определить целесообразность предполагаемой операции по удалению).
- Для отходов, занесенных в приложение I, классификация приложения III: характеристики опасности, номер Н и класс ООН (индекс Н является классификационным кодом, указывающим на класс опасности грузов (к примеру, на воспламеняемость, взрывоопасность). Перечень кодов Н находится в приложении III к Конвенции).
- Способ удаления согласно приложению IV к Конвенции.
- Декларация производителя и экспортера о том, что информация верна.
- Информация, переданная (включая техническое описание завода) экспортеру или производителю от лица, ответственного за удаление отходов, на основании которой последний выносит свою оценку о том, что нет причины не верить, что отходы будут использованы экологически обоснованным способом в соответствии с законами и положениями страны импорта.
- Информация, касающаяся контракта между экспортером и лицом, отвечающим за удаление.
2-й этап. Получение согласия и выдача документа о перевозке
Задача 2-го этапа состоит в получении согласия импортера на осуществление предполагаемой трансграничной перевозки и выдаче соответствующей документации для сопровождения опасных или других отходов.
По получении документа-уведомления компетентный орган государства импорта должен предоставить письменное согласие (на определенных условиях или без них) или отказ либо может потребовать дополнительную информацию.
Компетентный орган государства импорта должен также подтвердить уведомляющей Стороне факт наличия контракта между экспортером и лицом, отвечающим за удаление.
Одним из важнейших условий процедуры уведомления является проверка наличия юридически обязательного контракта между производителем и лицом, отвечающим за удаление, в котором предусматривается экологически обоснованное использование отходов, о которых идет речь.
Компетентный орган любого государства транзита должен немедленно подтвердить факт получения уведомления и в течение 60 дней может предоставить государству экспорта свое письменное согласие (на определенных условиях или без них) или отказ. Государства транзита могут по своему усмотрению не требовать предварительного письменного согласия. В этом случае государство экспорта может разрешить начать экспорт, если через 60 дней оно не получит никакого ответа от государства транзита.
Как только соответствующие компетентные органы установят, что все требования Конвенции соблюдены, и дадут свое согласие на перевозку, компетентный орган государства экспорта может приступить к выдаче документа о перевозке и разрешить отправку груза. Документ о перевозке содержит детальную информацию о грузе и должен сопровождать его все время с момента отправки до момента его доставки лицу, отвечающему за удаление.
3-й этап. Трансграничная перевозка
3-й этап — это последовательность действий, которые необходимо совершить с момента отправки отходов до момента их доставки лицу, отвечающему за их удаление.
Документ о перевозке содержит соответствующую информацию о конкретном грузе, например о всех перевозчиках данного груза, о типе отходов и способе их упаковки и т.д. В документе также должна содержаться точная информация о выданных компетентными органами разрешениях на предполагаемую перевозку отходов.
Информация, которая должна быть указана в документе о перемещении:
- Экспортер отходов (полное имя и адрес, номер телефона, факса или телекса, имя и адрес, номер телефона, факса или телекса лица, с которым следует связаться в случае чрезвычайной ситуации).
- Производитель (производители) отходов и место образования отходов (полное имя и адрес, номер телефона, факса или телекса, имя и адрес, номер телефона, факса или телекса лица, с которым следует связаться в случае чрезвычайной ситуации).
- Лицо, отвечающее за удаление отходов, и фактическое место удаления (полное имя и адрес, номер телефона, факса или телекса, имя и адрес, номер телефона, факса или телекса лица, с которым следует связаться в случае чрезвычайной ситуации).
- Целевой перевозчик (перевозчики) отходов (полное имя и адрес, номер телефона, факса или телекса, имя и адрес, номер телефона, факса или телекса лица, с которым следует связаться в случае чрезвычайной ситуации) или его агент (агенты).
- Объект общего или отдельного уведомления.
- Дата начала трансграничной перевозки и дата (даты) и подпись, свидетельствующие о получении, каждого лица, отвечающего за операцию с отходами.
- Средства перевозки (дорога, ж/д, внутренние воды, море, воздух), включая страны экспорта, транзита и импорта, а также обозначенные пункты ввоза и вывоза.
- Общее описание отходов (физическое состояние, соответствующее название груза и класс ООН, номер ООН, номер Y и номер Н, если применимо).
- Информация об особых требованиях в отношении обращения, включая положения о чрезвычайной ситуации в случае происшествий.
- Тип и номер упаковок.
- Количество, т.е. масса / объем.
- Декларация производителя и экспортера о том, что информация верна.
- Декларация производителя или экспортера с указанием об отсутствии возражений со стороны компетентных органов всех заинтересованных стран, являющихся Сторонами.
- Свидетельство со стороны лица, отвечающего за удаление, о доставке в санкционированное место удаления с указанием метода удаления и ориентировочной даты удаления.
Информация, требующаяся в документе о перевозке, должна по возможности быть собрана в один документ наряду с информацией, требуемой в рамках правил транспортировки. Если это невозможно, информация должна дополнять, а не дублировать требуемую в соответствии с правилами транспортировки. Документ о перевозке должен включать инструкции о том, кто обязан предоставлять информацию и заполнять требуемые формы.
Согласно рекомендации Конференции Сторон документ о перевозке должен всегда сопровождаться надлежащим образом заполненным документом-уведомлением.
Большинство стран принимает копию надлежащим образом заполненного и полностью подтвержденного уведомления, прилагаемого к документу о перевозке. Тем не менее некоторые страны требуют, чтобы к документу о перевозке во всех случаях прилагался подлинник уведомления, подписанный и скрепленный печатью компетентного органа.
4-й этап. Подтверждение удаления
Задача 4-го этапа (конечного этапа процедуры ТГП) для производителя и государства экспорта состоит в получении подтверждения о перевозке отходов через границу и их удалении лицом, отвечающим за удаление, согласно принятому плану экологически обоснованным образом.
Конвенция обязывает лицо, отвечающее за удаление, подтвердить тот факт, что удаление было осуществлено согласно условиям контракта, как указано в документе-уведомлении. Если компетентный орган государства экспорта не получил подтверждения о завершении удаления, он должен соответствующим образом проинформировать компетентный орган государства импорта.
В некоторых случаях у Сторон могут быть различные мнения на предмет того, как следует применять к ТГП отдельные процедуры. Это может быть вызвано различием правовых систем стран или различной оценкой государствами опасности, которую представляют отходы, являющиеся объектом ТГП. В частности, могут возникнуть следующие сценарии:
- а) различные определения понятия «опасные отходы» в соответствии с внутренним законодательством государств: в соответствии с пунктом 1 (b) статьи 1 Конвенции Стороны имеют право определить в качестве опасных отходов отходы, не перечисленные в приложениях к Конвенции. Таким образом, Стороны расширяют сферу применения Конвенции. Как следствие, некоторые отходы по одним законам определяются как опасные, а по другим — нет;
- б) различная оценка опасных характеристик отходов: несмотря на существующие различия между применимыми правовыми системами, также может возникнуть ситуация, в которой Стороны по-разному оценивают опасные характеристики конкретных отходов, являющихся объектом ТГП, когда одна Сторона считает рассматриваемые отходы неопасными, а другая — наоборот;
- в) различная правовая и / или фактическая оценка объекта ТГП: отходы или не отходы? Поскольку определение понятия «отходы» может варьироваться в зависимости от национального законодательства, определенное вещество или предмет может не определяться всеми государствами, которые имеют отношение к данной ТГП, как отходы.
Кроме того, может возникнуть такая ситуация, когда Стороны дают разную фактическую оценку характеру объекта ТГП, когда одна Сторона считает данный предмет отходами, а другая — товаром или продуктом.
Пункт 5 статьи 6 Конвенции имеет целью привнести правовую определенность в такие ситуации.
В случае, когда ТГП отходов на основе закона определяются или рассматриваются в качестве опасных только:
- государством экспорта, требования пункта 9 статьи 6 Конвенции, применяемые в отношении импортера или лица, отвечающего за удаление, или государства импорта, должны применяться mutatis mutandis (при соответствующих изменениях) соответственно к экспортеру и государству экспорта. Это означает, что в соответствии с положениями Конвенции государство экспорта должно требовать, чтобы лицо, отвечающее за удаление, выдало документ о получении и завершении удаления отходов. Это может быть сделано, например, путем требования включить эти обязательства в контракт, заключаемый между экспортером и лицом, отвечающим за удаление;
- государством импорта или государствами импорта и транзита, являющимися Сторонами, требования пунктов 1, 3, 4 и 6 статьи 6 Конвенции, применяемые в отношении экспортера и государства экспорта, должны применяться mutatis mutandis (при соответствующих изменениях) соответственно к импортеру или лицу, отвечающему за удаление, и к государству импорта.
Это означает, что лицо, отвечающее за удаление, или компетентный орган государства импорта должны уведомить соответствующие компетентные органы. Аналогичным образом компетентный орган страны импорта выполняет обязательства компетентного органа страны экспорта;
- любым государством транзита, являющимся Стороной, положения пункта 4 статьи 6 Конвенции должны применяться к такому государству. Конвенция четко не определяет процедуры, которые следует применять в тех случаях, когда отходы на основе закона определяются или рассматриваются в качестве опасных только государством транзита. По практическим соображениям экспортеру или государству экспорта рекомендуется заключить путем переговоров или другими методами соответствующее соглашение относительно уведомления компетентного органа государства транзита в соответствии с Конвенцией.
Нелегальная перевозка возникает тогда, когда трансграничное перемещение опасных отходов происходит при одном из следующих условий:
- отсутствие уведомления, соответствующего положениям Конвенции, от любой из участвующих Сторон, то есть стран экспорта, транзита или импорта, несмотря на то, является ли страна Стороной Конвенции или нет;
- отсутствие согласия участвующей страны;
- если согласие получено методом фальсификации, неправильной интерпретации или мошенничества;
- когда содержимое поставки не соответствует документам;
- когда результатом перемещения становится преднамеренное уничтожение опасных отходов в нарушение Конвенции (статья 9) и общих принципов международного права.
Нелегальное перемещение опасных и других отходов является преступлением, и Стороны обязаны «принять соответствующее национальное законодательство для предотвращения и наложения взыскания за нелегальную торговлю» (статьи 4 и 9 Конвенции).
Статьями 263 — 266, 268, 269, 271, 272, 275, 278 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) установлена ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды.
При этом главой 26 УК установлено, что преступлениями против экологической безопасности и природной среды признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосферному воздуху и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.
Крупным размером ущерба в статьях главы 26 УК признается размер ущерба на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным — в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины, если иное не оговорено в статьях названной главы.
Крупным размером ущерба в соответствии со статьей 275 УК признается размер ущерба на сумму, в восемьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
Кроме того, статьями 131, 308 и 333 УК предусмотрена уголовная ответственность за преступления, посягающие на общественные отношения в сфере защиты окружающей среды.
Поскольку опасные отходы относятся к категории товаров, запрещенных к перемещению, то при незаконном перемещении их в крупном размере (свыше 2 тысяч базовых величин) через таможенную границу Республики Беларусь уголовная ответственность предусмотрена статьей 228 УК как за контрабанду.
Глава 15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.
В случаях, когда нелегальная торговля стала результатом действий со стороны экспортера или производителя, страна-экспортер обязана реимпортировать отходы. Страна-экспортер обязана гарантировать, что отходы приняты обратно экспортером / производителем, или, если необходимо, страна-экспортер принимает отходы обратно сама. Если это невозможно, страна-экспортер гарантирует, что отходы уничтожены в соответствии с Конвенцией (статья 9). Если не удается установить, кто ответственен за нелегальную торговлю, страна-экспортер и страна-импортер должны предпринять совместные действия для скорейшего уничтожения отходов экологически приемлемым способом.
Базельская конвенция
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Базель, 22.03.89, ратиф. 25.11.94, введена в действие с 01.05.95.[ …]
В Базельской конвенции Россия участвует в качестве полноправной Стороны, что регулируется соответствующими Постановлениями Российского Правительства в рамках Федерального закона.[ …]
Один из недостатков Базельской конвенции состоит в том, что в ней не согласован список опасных веществ. Это затрудняет ее успешное проведение в жизнь: страны-экспортеры не считают обычно свои отходы опасными. Специалисты из «Гринпис» не без основания полагают, что контроль загрязнения в бедных странах очень слаб или вообще отсутствует и Базельская конвенция не защищает их от экспорта токсичных отходов.[ …]
Россия ратифицировала Базельскую конвенцию о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов, которая предполагает предоставление страховых или финансовых гарантий при трансграничном перемещении и удалении установленного перечня отходов.[ …]
В целях выполнения обязательств по Базельской конвенции и обеспечения государственного регулирования трансграничных перевозок опасных отходов в Российской Федерации с учетом требований экологической безопасности Правительство РФ постановлением «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» от 01.07.96 № 766 утвердило «Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов» и ввело его в действие с 01.01.97.[ …]
Монреальский и Киотский протоколы и Базельская конвенция разработаны исключительно как инициативы в защиту окружающей среды. Поэтому они проще проблем, возникающих, когда экологические обсуждения включаются в деятельность международных политических структур, которые прежде не имели к экологии отношений. Например, экологическими проблемами начинают заниматься политические структуры национальной безопасности на национальном и многонациональном уровне (например, в НАТО). Сложной была попытка интеграции экологической и торговой политики. Потенциальные конфликты возникают из-за того, что обычно экологическое право старается контролировать средства, с помощью которых производятся товары, вплоть до запрета экологически не соответствующих процессов, в то время как торговое право обычно старается либерализовать поток товаров между странами. Эта динамика сделала взаимодействие торговли и окружающей среды крайне сложным и спорным, включая сложные вопросы интерпретации. Еще больше усложняет дело беспокойство развивающихся стран по поводу внедрения экологических соображений в торговые переговоры, поскольку их считают не относящимися к защите окружающей среды, а просто попытками развитых стран поставить в невыгодное положение продукты развивающихся стран для защиты внутренних рынков.
[ …]
Порядок и условия трансграничного перемещения отходов регулируются Базельской конвенцией, ратифицированной нашей страной Федеральным законом от 25.11.94 № 49-ФЗ.[ …]
На наш взгляд, чтобы предотвратит ь превращение России в свалку западных отходов, России прежде всего следует ратифицировать Базельскую конвенцию, а не принимать огромное количество противоречащих друг другу и нечетко сформулированных законов и решений о запрете па импорт отходов.[ …]
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 670 «О первоочередных мерах по выполнению Федерального закона «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» запрещается ввоз на территорию Российской Федерации отходов с целью их захоронения и сжигания. Госкомэкология России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании трансграничных перевозок отходов в Российской Федерации», направленного на реализацию положений Базельской конвенции. В этом постановлении уточняется перечень опасных отходов, импорт и транзит которых в любых целях запрещены, а также перечень опасных отходов, экспорт, импорт и транзит которых регулируется государственными органами.[ …]
В настоящее время в России нет закона, регулирующего экспортно-импортные операции в целях сохранения природной среды и природных ресурсов страны. Российской стороной не ратифицирована даже упомянутая выше Базельская конвенция. В сфере контроля за перемещением отходов Россия уступает Украине, где в поле зрения контролирующих органов находятся не только токсичные, но и обычные отходы.[ …]
В 1988 г. судно «Карин Б» скиталось от одного европейского порта к другому, пытаясь освободиться от груза опасных отходов, которые незаконно захоронила в Нигерии одна итальянская компания. Этот и другие случаи продажи богатыми странами своих токсичных отходов бедным побудили международное сообщество принять в 1989 г. Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, которая вступила в силу в мае 1992 г. Она ввела общую процедуру, с помощью которой страны ввоза отходов могут выбрать, какие отходы они разрешают импортировать. Если страна намерена экспортировать опасные отходы, она обязана сначала получить разрешение страны ввоза [186].[ …]
Главной задачей контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов является обеспечение соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими трансграничные перевозки, экологических, санитарно-гигиенических требований по безопасности при перевозке, таможенных правил действующего законодательства РФ и положений Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалении от 23 марта 1990 г.[ …]
НИЕ ОТХОДОВ — перемещение отходов с любой целью с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией др. государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией к.-л. государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств. Т.п.о. регламентируется Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (см. раздел 4.2). ТРАНСГРАНИЧНЫЙ ПЕРЕНОС загрязняющих веществ — распространение загрязняющих веществ с воздушными потоками на большие расстояния — за пределы границ государств, на территории которых находятся источники загрязнения (табл. 17). Проблема Т.п. рассматривается двусторонними и многосторонними соглашениями (напр., Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния — см. раздел 4.2). Наблюдения за Т.п. проводятся в рамках EMETJ на международных станциях трансграничного контроля, в т. ч. расположенных на территории России (Янискоски, Пинега и Шепелево).[ …]
Базельская конвенция: от опасных отходов к загрязнению пластиком
С быстрым развитием передовой экономики и технологий количество остаточных отходов также увеличилось, что поставило правительства перед дилеммой, как с ними справиться. В 1980-х годах стоимость утилизации токсичных отходов начала стремительно расти, и торговцы начали искать более дешевые методы устранения вредных побочных продуктов. Самым дешевым из появившихся решений был экспорт отходов, особенно в страны Африки или Восточной Европы. Однако там с импортируемыми отходами обращались ненадлежащим образом и сбрасывали их без разбора, что привело к отравлению земли, загрязнению воды и загрязнению воздуха, что привело к серьезным проблемам со здоровьем. В ответ на возмущение развивающихся стран Базельская конвенция была подписана 53 государствами и Европейским экономическим сообществом (ЕЭС), чтобы помочь регулировать торговлю опасными отходами и смягчить нежелательную транспортировку токсичных грузов, на получение которых правительства не дали согласия. .
Q1: Что такое Базельская конвенция?
A1: 22 марта 1989 года Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) приняла Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Базельская конвенция является первой попыткой установить соглашение о глобальных стандартах для опасных отходов, включая торговлю токсичными отходами и их удаление.
Конференция Сторон (КС), орган, разрабатывающий руководящие принципы конвенции, поставила три цели: (1) сократить образование опасных отходов и содействовать надлежащему удалению, (2) ограничить трансграничную торговлю отходами, и (3) создать систему регулирования для случаев, когда трансграничные отходы разрешены.
Конвенция детализирует обязательства сторон, касающиеся многих видов отходов: токсичных, ядовитых, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других. Базельская конвенция объединяет глобальное управление импортом токсичных веществ, чтобы установить процесс, позволяющий удалять их экологически безопасным способом. Базельская конвенция пытается регулировать торговлю опасными отходами, но не остановить трансграничное перемещение токсичных материалов. Таким образом, международные критики заявляют, что конвенция не соответствует действительности. Тем не менее, Базельская конвенция остается единственным юридически обязывающим глобальным документом, призванным защищать здоровье человека и окружающую среду посредством контроля за перемещением токсичных отходов.
Q2: Как работает Базельская конвенция?
A2: Конвенция, состоящая из 188 сторон (США подписали конвенцию в 1990 г., но не ратифицировали соглашение), подробно описывает обязательства и протоколы сторон по минимизации трансграничной перевозки отходов и удалению отходов как можно ближе к его происхождению. В основной статье, статье 4 об общих обязательствах, подробно излагаются требования к сторонам в отношении использования процедуры предварительного обоснованного согласия (ПОС). Эта процедура состоит из четырех требований: (1) уведомление от страны-экспортера, (2) согласие и выдача документа о перевозке обеими сторонами, (3) трансграничная перевозка отходов и (4) подтверждение удаления отходов. Как импортеры, так и экспортеры застрахованных отходов должны наладить связь для уточнения процесса производства и передачи токсичных материалов. Стороны должны дать согласие на ввоз в свою страну охваченных отходов (веществ или изделий, указанных в приложениях для удаления или предназначенных для удаления), и стороны сохраняют за собой право отказать в импорте опасных отходов. Кроме того, стороны должны обеспечить экологически безопасное обращение с отходами. Поставки отходов в страны, не являющиеся сторонами, и из них считаются незаконными в соответствии с договором (Статья 4.5). Кроме того, каждая сторона должна иметь законодательство, предотвращающее и наказывающее за незаконный оборот опасных материалов.
Что касается правоприменения, на 11-м заседании была создана Экологическая сеть по оптимизации соблюдения нормативных требований в отношении незаконного оборота (ENFORCE), чтобы поощрять соблюдение членами партии положений конвенции. Эта сеть экспертов пытается координировать и улучшать сотрудничество и поддерживать стандарты, установленные для борьбы с незаконным оборотом отходов. ENFORCE достигает этой цели путем развития диалога между участниками, повышения прозрачности информации, касающейся заинтересованных сторон, и увеличения поддержки усилий по предотвращению. Кроме того, ENFORCE выпускает дорожные карты и обучающие инструменты, чтобы помочь сторонам в их инициативах. Каждая сторона несет ответственность за выполнение Базельской конвенции, а также дополнительных поправок.
Для повышения эффективности и подотчетности Базельской конвенции договор учредил КС в соответствии со статьей 15 и секретариат в соответствии со статьей 16. Секретариат обеспечивает материально-техническую поддержку в рамках ЮНЕП для осуществления Базельской конвенции. Помимо разработки политики, КС также является органом, созывающим встречи, на которых стороны рассматривают выполнение конвенции и вносят новые поправки.
Q3: Каково влияние конвенции?
A3: Базельская конвенция установила «мягкую» правовую процедуру, согласно которой правоприменение зависит от стран, устанавливающих свои собственные меры для соблюдения договора. Целью конвенции является регулирование торговли и смягчение последствий незаконной торговли опасными материалами. В результате более строгие правила привели к усилению контроля над торговлей. Например, Индонезия вернула почти 250 транспортных контейнеров с отходами и провела расследование еще тысяч в США, Великобритании, Франции, Германии и Австралии. Индонезия также усилила пограничный контроль для предотвращения импорта токсичных и опасных материалов. Как показывает Индонезия, Базельская конвенция предоставляет странам стандарты и инструменты для решения этой проблемы, но задача государств-членов заключается в создании собственного законодательства и регулирующих органов для реализации аспектов конвенции.
Электронные отходы — выброшенная электроника (например, старые телефоны, компьютеры, факсимильные аппараты) или электронные устройства, приближающийся к концу своего «срока полезного использования», — еще одна область, охватываемая Базельской конвенцией. Тем не менее, согласно отчету, опубликованному Basel Action Network (BAN), неправительственной организацией, выступающей за соблюдение Базеля, «мошенническая переработка» все еще имеет место, когда электронные отходы незаконно отправляются в развивающиеся страны. В большинстве случаев страны-импортеры не имеют достаточных технологических возможностей по переработке, что приводит к захоронению отходов на полях и пустырях. Поскольку Соединенные Штаты не обладают достаточными внутренними законодательными полномочиями для выполнения всех положений Базельской конвенции, Соединенные Штаты не являются стороной этой конвенции. Однако Соединенные Штаты являются одним из крупнейших в мире производителей электронных отходов, а это означает, что их отсутствие подрывает общую эффективность договора.
Несмотря на то, что Соединенные Штаты не ратифицировали это соглашение, Базельская конвенция повлияла на других участников и заставила их принять новую политику. Одной из таких политик является Национальная политика Китая в отношении меча. Эта инициатива запретила ввоз в страну отходов, пар и обрезков пластика. Хотя это эффективно для сокращения импорта отходов в Китай, в результате увеличились торговые потоки в другие страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, сохраняющееся отсутствие прозрачности в отношении торговли отходами привело к увеличению незаконного оборота отходов под видом переработки. Некоторые методы обхода включают ошибочную маркировку грузов как подлежащих вторичной переработке и смешивание вторсырья с опасными отходами.
Базельская конвенция зависит от согласованности политики стран с более широкими целями конвенции, а также от способности стран проводить соответствующую политику, которая поможет им достичь целей Базельской конвенции. Хотя Базельская конвенция является шагом в правильном направлении, особенно с точки зрения координации между подписавшими ее сторонами, то, что государства-члены вынуждены самостоятельно выполнять элементы конвенции, снижает ее общую эффективность. Кроме того, между сторонами существуют резкие различия в том, что касается нормативных требований, стандартов и процедур маркировки, что продолжает снижать эффективность договора.
Q4: Какие новые поправки к пластику? Каково их влияние?
A4: Поскольку ежегодно производится более 300 миллионов тонн пластика, а к 2050 году прогнозируется, что накопленный объем увеличится до 33 миллиардов тонн, управление пластиковым мусором стало насущной глобальной проблемой. Однако пластиковые отходы не были четко определены и не подпадали под первоначальную классификацию опасных веществ. Чтобы исправить этот пробел в охвате, КС проголосовала за поправку к соглашению, включив пластик в число охваченных отходов. 1 января 2021 г. пластиковые отходы.
С этой серией поправок стороны установили первый регламент, специально касающийся пластиковых отходов. Однако наиболее радикальные изменения, вызванные поправками, касаются торговых ограничений для беспартийных. В соответствии с предыдущими положениями конвенции стороны могли проводить операции с пластиковыми отходами с лицами, не являющимися сторонами. Новая поправка запрещает сторонам конвенции торговать определенными пластиковыми отходами и ломом (в соответствии с процедурой ПОС) с государствами, не являющимися сторонами. Единственным исключением из этого правила является статья XI, которая позволяет членам заключать соглашения с государствами, не являющимися сторонами.
Хотя это изменение затронет участников конвенции, наибольшее влияние оно затронет на государствах, не являющихся участниками. Например, Соединенные Штаты остаются одним из крупнейших экспортеров пластиковых отходов, отправляя большую часть своих отходов в Канаду и Мексику. Однако, поскольку Соединенные Штаты не ратифицировали конвенцию, они не являются ее участниками. Канада и Мексика являются участниками Базельской конвенции. Таким образом, эти операции запрещены этой новой поправкой. При таком расширении цель этих изменений состоит в том, чтобы к 2030 году сократить торговлю пластиковыми отходами на 53 миллиона метрических тонн9.0003
Q5: Что дальше?
A5: Базельская конвенция возложила на каждую сторону ответственность за принятие собственных правил и стандартов трансграничной перевозки отходов. Кроме того, первоначальная основа Базеля создала отправную точку для последовательного удаления отходов. Однако Базельская конвенция предлагает лишь часть решения в качестве наиболее всеобъемлющего соглашения о перемещении отходов. В связи с увеличением количества охватываемых товаров страны теперь должны обратиться к построению экономики замкнутого цикла, чтобы утилизировать отходы экологически безопасным способом, что потребует новой политики как со стороны национальных правительств, так и со стороны многосторонних организаций.
Недавно Конгресс США разработал предложения, направленные на сокращение использования пластика. В марте 2021 года сенатор Меркли (D-OR) предложил принять Закон об отказе от пластикового загрязнения, чтобы поэтапно отказаться от одноразовых продуктов. В сентябре 2021 года представитель Суоцци (штат Нью-Йорк) предложил внести поправку в Налоговый кодекс, которая установит акцизный налог на пластик. Хотя это похвальные усилия по борьбе с пластиковыми отходами, первоочередной задачей для Соединенных Штатов должна быть ратификация Базельской конвенции, чтобы продемонстрировать свою приверженность многосторонним инициативам и оказать влияние на предстоящую Конференцию Организации Объединенных Наций по изменению климата (COP26). Хотя разговоры, вероятно, будут сосредоточены на глобальной декарбонизации, COP26 представляет собой форум, на котором страны могут согласовать свои правила в отношении опасных и пластиковых отходов. Учитывая постоянную проблему производства отходов, странам следует сосредоточиться на интеграции замкнутого цикла в свою экономику, а не полагаться на экспорт отходов за границу. Поскольку изменение климата является глобальной проблемой, «с глаз долой, из сердца вон» невозможно, особенно потому, что сокращение производства пластмасс в ближайшем будущем маловероятно. Эта глобальная проблема требует, чтобы все объединились против пластика и просто сказали: «Вы не можете сидеть с нами».
Эмили Бенсон — младший научный сотрудник кафедры международного бизнеса Шолля в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. Сара Мортенсен — стажер-исследователь кафедры международного бизнеса Шолля CSIS.
Критические вопросы выпускается Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частным, освобожденным от налогов учреждением, занимающимся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).
© 2021 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.
Теги
Изменение климата , экономика , торговля и международный бизнес
Глава V — Базельская конвенция | Международная деятельность по обращению с отходами | Отходы
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных
Отходы и их утилизация были согласованы в рамках ООН по окружающей среде.
Программа (ЮНЕП), начиная с 1988. После ратификации двадцатой страной
Базельская конвенция от 5 февраля 1992 г., Конвенция вступила в силу
для этих двадцати стран 5 мая 1992 года.
цель состоит в том, чтобы защитить здоровье человека и окружающую среду от опасностей, создаваемых
трансграничной перевозкой опасных отходов. Участники переговоров
Конвенция хотела способствовать экологически обоснованному регулированию экспортируемых
и импортированные отходы, особенно в развивающихся странах.
A. Требования Конвенции
В дополнение к своим основным целям Базельская конвенция также преследует сокращение образования отходов, сокращение трансграничных перемещений отходов, и стандартный набор средств контроля за движением отходов, которое действительно происходит. Эти средства контроля аналогичны нормативным требованиям Агентства по охране окружающей среды для импорта и вывоз опасных отходов.
Конвенция требует, чтобы страна-экспортер уведомляла принимающую
страна и любые страны транзита предлагаемой поставки.
отгрузка отходов может происходить только после того, как страны транзита и страны-получателя
дали согласие на отгрузку. Конвенция требует, чтобы
документ отслеживания или документ о перемещении, сопровождающий партию отходов
от места его происхождения до окончательного уничтожения. Кроме того,
партии отходов должны быть упакованы, маркированы и транспортированы в соответствии с
с международными правилами. В случае аварии во время
отправке отходов, Базель требует, чтобы ответственные стороны
информировать потенциально затронутые страны об аварии. Окончательно,
Стороны Конвенции должны представлять годовой отчет в Базельский секретариат.
обобщение объемов и типов вывозимых опасных отходов и
назначения и способы утилизации.
Начало страницы
B. Базельские ограничения
Базельская конвенция содержит два основных ограничения на перемещение отходов. Первое ограничение требует, чтобы экспорт отходов происходил только в следующие обстоятельства:
- Если страна-экспортер не имеет достаточных мощностей по утилизации
- Если в стране-экспортере нет площадок для утилизации отходов экологически безопасным способом
- Если отходы требуются в качестве сырья для переработки или восстановления отрасли в стране-импортере.
Базель также запрещает перемещение отходов между участниками конвенции. и не являющиеся сторонами, за исключением случаев, когда эти перемещения происходят при эквивалентном
двустороннее или многостороннее соглашение. Двустороннее или многостороннее
соглашения должны предусматривать столь же надежную структуру управления трансграничными
перемещения отходов.
Начало страницы
C. Последствия для импортеров и экспортеров США
На сегодняшний день Соединенные Штаты подписали Базельскую конвенцию, но еще не ратифицировать Конвенцию. Для того чтобы Соединенные Штаты стали Базельской стороной, она должна ратифицировать Конвенцию и иметь достаточные полномочия для выполнения условий Базеля. По этой причине Соединенные Штаты не могут участвовать в передаче отходов Базельским Сторонам без отдельного и эквивалентное двустороннее или многостороннее соглашение.
Как обсуждалось ранее в этом документе, Соединенные Штаты вступили
в несколько двусторонних соглашений и одно многостороннее соглашение. В настоящее время Соединенные Штаты поддерживают многостороннее соглашение с
члены ОЭСР, регулирующие трансграничную перевозку отходов для утилизации
целей. Кроме того, Соединенные Штаты установили два двусторонних
соглашения с Канадой и Мексикой об импорте и экспорте опасных
напрасно тратить. Наконец, Коста-Рика, Малайзия и Филиппины вступили в
отдельные соглашения с США. Под этими тремя
соглашения, США могут получать отходы из Коста-Рики, Малайзии,
и Филиппины, но не может экспортировать отходы в эти страны.
Начало страницы
D. Глава V: Список ссылок
13.04.2000 Cotsworth to Citizen
FB 14434 Basel General EPA должно получить согласие правительства на импорт
страна до того, как может произойти экспорт опасных отходов; так как США нет
в настоящее время является участником Базельской конвенции, должно быть двустороннее соглашение
между США и страной-импортером, что соответствует требованиям
Конвенции; У США есть соглашения с ОЭСР и Мексикой, регулирующие переработку
и с Канадой как для переработки, так и для утилизации; EPA обеспечивает строгое соблюдение
программа в области экспорта опасных отходов.
Вопрос о ежемесячном отчете за 2/2000 г. Базель и США
Обсуждает, что
США подпадают под действие Базельской конвенции, но не являются ее членами; США должны быть
знают о Базеле, потому что они могут быть не в состоянии импортировать или экспортировать отходы
если он идентифицирован как опасный в соответствии с Базелем, но не в соответствии с RCRA, если только
существует двустороннее или многостороннее соглашение.
19.08.1999 Котсуорт Макдермотту
FB 14362 Базельское законодательство EPA поддерживает законодательство, которое позволит
Соединенные Штаты присоединяются к Базельской конвенции; Агентство по охране окружающей среды считает
что до тех пор, пока отходы, ввозимые в Соединенные Штаты, управляются в соответствии с
стандартам США (HWID и последующим стандартам), это будет экологически
защитный
17. 06.1996 Гурли Фельдману
FB 14035 Базель и США Стороны Базельской конвенции не могут
торговля опасными отходами с государствами, не являющимися сторонами, при отсутствии двустороннего
соглашение; Сингапур является участником Базеля, а США — нет.
страны имеют соглашение об импорте/экспорте; Правила EPA не запрещают
импорт опасных отходов; ввозимые отходы регулируются таким же образом
как опасные отходы, образующиеся в США.
15.02.1996 Бассард Эндрюсу
FB 14034 Базельские и двусторонние соглашения EPA не имеет полномочий
возражать против ввоза неопасных отходов; для базельских вечеринок
для экспорта покрытых отходов сторонам, не входящим в Базель, обе стороны должны иметь
наличие двустороннего соглашения; список стран, являющихся участниками
Базель по состоянию на 10 января 1996 г.
23.12.1994 Буссар в Деело
FB 13723 Basel General Никелевый штейн, перерабатываемый в Китае, может быть твердым
отходы, если они будут использоваться способом, представляющим собой утилизацию; Базельская конвенция
сторона не может импортировать отходы, подпадающие под действие Базеля, из стран, не являющихся сторонами
14.