Что такое ЭБУ в автомобиле и где он находится
Современные автомобили всё больше напоминают сплошное переплетение из проводов, датчиков и всевозможных компьютеров. Машина переполнена электроникой. Можно бесконечно долго спорить на тему того, плохо это или всё же хорошо.
Здесь куда важнее разобраться с устройством, которое фактически руководит и контролирует работу всей электронной начинки автотранспортного средства. И тут речь идёт об электронном блоке управления, либо просто ЭБУ.
Про эту аббревиатуру не слышал разве что самый ленивый человек, который совершенно не интересуется автомобилями и никогда не вникал в суть их устройства, но таких найдутся единицы. Большинство знает об этом блоке. Если быть точнее, то о его существовании. Но при этом мало представляют себе суть ЭБУ, его функции, возможности и даже расположение в конструкции автомобиля.
Для всех расшифровка стала уже вполне понятной и известной. Понять смысл устройства стало куда проще даже после этого шага.
Теперь вы знаете, что это за аббревиатура и как расшифровывается рассматриваемый нами ЭБУ. Довольно часто используется только аббревиатура в технической документации, поскольку автомобилистам нет смысла каждый раз напоминать её значение. ЭБУ можно называть коротко с помощью аббревиатуры, использовать полное понятие электронного блока управления, либо просто контроллер. Суть от этого никак не изменится. Куда важнее узнать, что же такое этот ЭБУ и где он находится в автомобиле.
Фактически блок является мозгами современного автомобиля, без которого мы бы получили груду металла со всевозможными датчиками, проводами и электронными устройствами, никак не связанными друг с другом.
ЭБУ практически постоянно находится в режиме работы, поскольку на него поступает огромный объём информации от всевозможных датчиков. Эти данные блок обрабатывает, используя предусмотренные в его программе алгоритмы, после чего отправляет командные сигналы на так называемые исполнительные устройства.
Блок заставляет в соответствующем режиме работать насосы, системы зажигания, форсунки и многое другое.
В итоге получается так, что блок выступает в качестве руководителя для всех предусмотренных в автотранспортном средстве электронных процессов. А это от элементарной работы фар до управления системами безопасности.
Есть достаточно обширный перечень датчиков, с которых информация сначала идёт на наш ЭБУ, а затем, проходя обработку, сам блок отправляет команды на исполнительные устройства, в зависимости от результатов анализа полученных сведений.
Среди основных датчиков, которые зависят от контроллера, можно выделить несколько. Они отвечают за:
- температуру мотора;
- холостой ход;
- подачу горючего;
- подачу кислорода;
- температуру окружающей среды;
- антиблокировочную систему;
- систему стабилизации;
- антизанос;
- скорость;
- текущее положение заслонки дросселя;
- уровень нажатия педали акселератора;
- коленвал;
- тормозную систему;
- уровень ОЖ;
- уровень тормозной жидкости;
- напряжение в бортовой сети;
- гидроусилитель;
- электроусилитель руля;
- кондиционер;
- отопление и пр.

Но тут перечислен только базовый набор, который есть практически на каждом современном автотранспортном средстве. На более продвинутых машинах в богатой комплектации список значительно увеличивается.
Обработав полученную информацию, контроллер или мозг автомобиля отправляет команды различным исполнительным узлам, системам и механизмам. Это позволяет внести изменения в работу:
- дроссельной заслонки;
- системы подачи воздуха;
- зажигания;
- фаз газораспределения;
- системы кондиционирования;
- выхлопной системы;
- освещения;
- стеклоподъёмников;
- подогрева;
- АКПП и пр.
Но и тут речь идёт исключительно о минимальном наборе, характерном для базовой комплектации недорогой иномарки. Увеличьте комплектацию или купите более современных и продвинутый автомобиль с большим количеством электроники, и ЭБУ будет посылать команды целому ряду дополнительных систем, механизмов и устройств.
Для многих это удивительно, что один небольшой блок выполняет столь сложную работу.
Причём делает это постоянно, без перерывов, одновременно обрабатывая огромный объём информации.
Из-за широких функций и возможностей некоторые полагают, что ЭБУ должен выглядеть как компьютер, ноутбук или планшет, обладать внушительными размерами. Исключением можно назвать лишь отсутствие экрана. Но в действительности все поражаются ещё больше, видя реальный форм-фактор этого управляющего блока.
Как выглядит
Фактически вы уже знаете, что такое ЭБУ в любой современной машине. Это контрольно-командный центр всего автотранспортного средства. Вся используемая электроника завязана на одном блоке. Она обязана отчитываться перед ЭБУ ежесекундно и порой даже чаще. При этом сам контроллер, анализируя полученные данные, может корректировать работу систем и всей машины, передавая необходимые командные сигналы к исполнительным устройствам.
Внешник вид ЭБУ двигателя БошТеперь стоит взглянуть на блок просто как на составляющий элемент автомобиля. Это небольшое устройство, которое заключено в специальный корпус.
В качестве материала для корпуса используется пластик или металл, чаще всего алюминий из-за его неподверженности коррозии.
Корпус устанавливается в разных местах, в зависимости от конкретной марки и модели. При этом от расположения зависит сам материал корпуса ЭБУ. Если инженеры решили установить его в салоне, тогда применяется пластик и прочный полимер, поскольку угрозы быстрого износа и повреждения нет. Когда ЭБУ располагают в подкапотном пространстве, тут лучше применять металл.
Внутри этого корпуса располагается плата. Она и есть тот самый контроллер или управляющий блок. Наружу выходят разъёмы в количестве 2 штук. Адаптированы эти разъёмы под шины типа CAN. Через них происходит соединение со всеми проводами от датчиков и устройств в авто.
Дополнительно на большинстве ЭБУ есть разъём для подключения диагностического оборудования. С его помощью чистятся мозги блока, меняется программное обеспечение, восстанавливаются базовые настройки, удаляются ошибки и пр.
Проведение диагностики блока управленияАктивная работа блока приводит к его активному нагреву.
Чтобы отвести тепло, инженеры предусмотрели наличие специальных оребрений. Это похоже на радиатор охлаждения процессоров, которые применяются в компьютерах и ноутбуках.
Сняв с автомобиля этот блок управления, вы увидите перед собой коробочку компактных размеров. Примерные параметры составляют 30х30 мм при толщине не более 70 мм. Хотя блоки бывают разными, в зависимости от года выпуска, конкретного автомобиля и автопроизводителя.
Внутренняя начинка
С коробкой разобрались. Теперь ведь интересно заглянуть внутрь. Под оболочкой, выполняющей роль кожуха и защиты, скрывается плата внушительных размеров. Во многом напоминает те платы, которые вмонтированы в системный блок обычного персонального компьютера.
Плата электронного блока управления двигателемВдаваться в подробности устройства платы ЭБУ не имеет смысла. Тут важно знать, что она включает в себя 2 ключевых узла. Это память и программное обеспечение.
Причём память здесь есть 3 типов:
- Постоянно запоминающее программируемое устройство или просто ППЗУ.
Она служит для закладки различных программ и функций для работы силового агрегата; - Оперативное запоминающее устройство, либо же сокращённо ОЗУ. Этот отдел памяти блока необходим для осуществления работы с промежуточной информацией. Фактически здесь данные обрабатываются в режиме реального времени;
- Последней частью памяти является ЭРПЗУ. Также запоминающее устройство, которое называют электронным репрограммируемым. Хранит временную информацию в виде кодов доступа, блокировки, пробега, расхода топлива и пр.
Следующим разделом платы блока управления выступает программное обеспечение. Его делят на 2 типа:
- Наиболее важным считается функциональное ПО. Сюда приходит различная информация со всевозможных датчиков. ПО анализирует данные и отправляет затем команды на исполнение;
- Другим типом памяти выступают модули или контрольные микросхемы. Нужно для контроля полученной информации и проверки на предмет ошибок. При их обнаружении ПО старается устранить ошибки.
Если это сделать не удаётся, тогда водитель видит их в виде буквенно-цифровых обозначений. Самым известным можно считать Check или Check Engine. В некоторых случаях, если ошибка критическая, ПО блокирует возможность пуска ДВС.
Также о программном обеспечении в составе платы ЭБУ хорошо известно поклонникам чип-тюнинга. Сюда вносятся изменения, переписываются программы, задаются новые алгоритмы.
Расположение
Справедливо будет узнать, где именно в автомобиле находится ЭБУ. В действительности блок располагается в разных местах. Всё зависит от конкретного автомобиля и порой даже года выпуска.
Расположение ЭБУ двигателя MazdaЕсть 2 основных места, куда автопроизводители в процессе сборки транспортного средства устанавливают управляющий блок.
- Салон. Поскольку салон является достаточно вместительным пространством, искать следует исходя из руководства к вашему автомобилю. В случае с машинами производства АвтоВАЗ выбирают место под панелью около печного радиатора.
У некоторых блок располагается под задним диваном. Это наиболее актуально в последнее время для иномарок премиум класса. Есть редкие случаи, когда блок ставят в багажный отсек. - Подкапотное пространство. Вообще инженеры давно пришли к выводу, что располагать блок под капотом не очень правильное решение. Это обусловлено постоянным воздействием грязи, воды, влаги, осадков, высоких температур. Всё это негативно влияет на блок, даже если он заключён в прочный и надёжный корпус. Искать ЭБУ следует в районе аккумуляторной батареи, около блока с предохранителями.
На практике отыскать управляющий блок даже на автомобиле, который вы только приобрели и не успели разобраться с его устройством, не сложно.
Автопроизводители никогда не размещают блоки под панелями, которые тяжело снять или для доступа требуется разбирать половину салона. Обычно это одна скрытая панель, удерживающаяся на фиксаторах или на 1-2 саморезах. В подкапотном пространстве найти ЭБУ ещё проще. Визуально ищите коробочку, от которой отходит пара шлейфов.
Опытные автомобилисты и специалисты в области диагностики автомобилей настоятельно не рекомендуют любителям пытаться разбирать и чинить блок. Это сложное устройство, что вы уже наверняка поняли. Потому и крайне дорогостоящее даже на автомобилях бюджетного класса. Если возникают проблемы, лучшим решением будет обращение в проверенный автосервис.
Неисправности
Часто автолюбители интересуются, как можно проверить свой ЭБУ на работоспособность. Для этого не нужно разбирать весь блок и пытаться что-то там открутить. Следует ориентироваться на косвенные признаки.
Неисправность блока управления из-за попадания масла на платуЕсть несколько признаков неисправности ЭБУ, которые проявляются в виде следующих симптомов:
- двигатель не запускается вообще;
- все или часть систем блокируются;
- мотор работает с погрешностями;
- плавают обороты;
- проваливаются обороты мотора;
- вылезают ошибки.
Любая неисправность в ЭБУ является крайне неприятной, поскольку блок считается надёжным и долговечным элементом.
Плюс очень дорогим. Никто не хочет столкнуться с необходимостью его замены. Симптомы поломок появляются лишь в результате неправильной эксплуатации, механических повреждений или некорректной заливки программного обеспечения, что часто случается с любителями чип-тюнинга.
Причины самой поломки предельно банальные. Это короткое замыкание, попадание на плату влаги и воды, перегрузка, перегрев, физические воздействия, влияние коррозийных процессов.
Серьёзное повреждение или перегорание платы практически не оставляет шансов на восстановление работоспособности старого управляющего блока. Потому приходится покупать новый. И тут возникает главная проблема в виде высокой стоимости.
Если у вас бюджетный автомобиль в простой комплектации, в среднем за блок придётся отдать не менее 300-500 долларов.
Не стоит сразу же спешить выкидывать свой ЭБУ. Для начала попробуйте разобрать блок и посмотреть, что произошло внутри. Бывает так, что ошибки вылезают из-за проблем лишь с одной небольшой микросхемой, коррозия задела некоторые участки, нарушились контакты. Подобные неисправности устраняются с вероятностью 80%. После такого ремонта ЭБУ может прослужить ещё много лет. Но лучше отдать в ремонт хорошему специалисту, а не пытаться что-то сделать самому, не имея надлежащего опыта, знаний и умений.
ЭБУ является важнейшим и неотъемлемым составляющим компонентом любого современного автомобиля. И чем больше электроники используется в машине, тем выше значимость блока управления. Но тем и выше его ответственность. Потому производители крайне ответственно подходят к вопросу его создания, чтобы предотвратить возможные сбои, минимизировать неисправности и не допустить появления ошибок.
Невероятно сложное устройство, внешность которого порой не даёт поверить в это.
ЭБУ в автомобиле. Вопросы и ответы.
Содержание
Современные автомобили невозможно представить без набора систем, отвечающих как за безопасность, так и за комфорт. Работа каждой возможна благодаря сложным электронным компонентам. Один из главных — электронный блок управления (ЭБУ).
Что делает ЭБУ?
Аббревиатура расшифровывается как «Электронный блок управления». Чаще его называют блоком управления двигателем или системой управления двигателем.
Основная задача блока — обеспечить бесперебойную работу двигателя. На автомобилях с электронным впрыском топлива блок может контролировать количество топлива, поступающего в цилиндры двигателя.
Это оптимизирует топливно-воздушную смесь в цилиндре при его сжатии, что, в свою очередь, увеличивает мощность автомобиля и снижает количество потраченного впустую топлива.
Где находится электронный блок управления в автомобиле?
Не существует отраслевого стандарта для установки электронного блока управления в автомобилях, поэтому его расположение может отличаться в разных марках и моделях авто.
Однако, автопроизводители не располагают этот блок слишком далеко от двигателя, поэтому, при необходимости, искать его нужно в моторном отсеке, либо где-нибудь в передней части салона автомобиля, например, в бардачке или под приборной панелью. Точное расположение должно быть указано в руководстве пользователя.
Что произойдет, если блок управления автомобиля неисправен?
Поскольку блок управляет многими функциями современных автомобилей, последствия неисправности ЭБУ могут сильно различаться. Например, на приборной панели может загореться «Check engine», расход топлива и производительность автомобиля могут ухудшиться, а двигатель может начать глохнуть или вовсе не запускаться.
Может ли машина работать без этого блока?
В то время как современный автомобиль может управляться с неисправным или дефектным ЭБУ, управлять им без блока вообще невозможно. Например, блок автомобиля будет управлять электронной системой впрыска топлива, двигатель не сможет работать, если в нем отсутствует этот компонент.
Как проверяется ЭБУ автомобиля?
Можно протестировать блок управления, но сделать это не имея профессиональных навыков и не разобравшись в электронных и вычислительных системах современного автомобиля, практически невозможно.
В результате, если необходима профессиональная диагностика на наличие потенциальных проблем, необходимо обратиться в сервисный центр.
Можно ли заменить ЭБУ автомобиля на другой?
Заменить электронный блок автомобиля на запасной, конечно можно. Однако, блоки часто программируются специально для марки или модели автомобиля, эта работа не так проста, как вынуть старый блок и подключить новый.
Эта манипуляция, как и в случае с диагностикой, в большинстве случаев не может быть выполнена самостоятельно. Это связано с тем, что в официальных сервисных центрах должны быть инструменты и оборудование, необходимые для выполнения такой работы, тогда как в независимом гараже потенциально их может не быть.
Как настроить ЭБУ автомобиля?
Можно настроить электронную систему автомобиля, загрузив в блок новое программное обеспечение.
Это процесс, известный как прошивка. Есть ряд компаний, занимающихся послепродажным обслуживанием, они могут настроить ЭБУ автомобиля.
Во многих случаях прошивка увеличивает выходную мощность двигателя, хотя некоторые из них ориентированы на экономию топлива. Стоит иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев перепрошивка аннулирует его гарантию.
Что такое ECU (электронный блок управления) в автомобиле?
ECU может показаться на первый взгляд непритязательной аббревиатурой, хотя это важная часть вашего автомобиля.
Но что именно означает ECU и почему это так важно? Это руководство здесь, чтобы объяснить.
Что делает ЭБУ?
ECU расшифровывается как «Электронный блок управления». Возможно, вы слышали, что это также называется блоком управления двигателем или системой управления двигателем.
Основная задача ЭБУ — обеспечить бесперебойную работу двигателя. На автомобилях с электронным впрыском топлива ЭБУ может контролировать количество топлива, поступающего в цилиндры двигателя.
Это оптимизирует топливно-воздушную смесь в цилиндре, когда он сжат, что, в свою очередь, увеличивает мощность автомобиля и снижает количество потраченного топлива.
Где находится ЭБУ в моей машине?
Не существует отраслевого стандарта для упаковки блоков управления двигателем в автомобилях, поэтому их расположение может различаться в зависимости от марки и модели вашего автомобиля. Они не должны быть слишком далеко от двигателя, поэтому вы, скорее всего, найдете их либо в моторном отсеке, либо где-нибудь в передней части салона вашего автомобиля, например, в бардачке или под приборной панелью. Точное местонахождение ЭБУ вашего автомобиля должно быть указано в руководстве пользователя.
Что произойдет, если ЭБУ моего автомобиля неисправен?
Поскольку ЭБУ управляет многими функциями современных автомобилей, последствия неисправности ЭБУ могут сильно различаться. Например, на приборной панели может появиться сигнальная лампа двигателя, экономия топлива и производительность вашего автомобиля могут ухудшиться, а двигатель может начать глохнуть или отказываться запускаться.
Найдите свой следующий автомобиль с carwow
Часто задаваемые вопросы: Электронный блок управления (ЭБУ)
Может ли автомобиль работать без ЭБУ?
В то время как современный автомобиль может управляться с неисправным или неисправным ЭБУ, управлять им без ЭБУ вообще невозможно. Например, поскольку ЭБУ автомобиля будет управлять электронной системой впрыска топлива, двигатель не сможет работать, если в нем отсутствует этот компонент.
Как проверяется ЭБУ автомобиля?
Можно проверить ЭБУ автомобиля, хотя вы, скорее всего, не сможете сделать это самостоятельно, если не разберетесь в электронных и вычислительных системах современного автомобиля.
В результате, если вы хотите проверить и диагностировать ЭБУ вашего автомобиля на наличие потенциальных проблем, вам, вероятно, будет лучше, если профессиональный механик в гараже сделает эту работу за вас.
Могу ли я заменить ЭБУ моего автомобиля на другой?
Вы можете заменить ЭБУ вашего автомобиля на запасной элемент.
Однако, поскольку ЭБУ часто программируются специально для марки или модели автомобиля, эта работа не так проста, как удаление старого ЭБУ и установка нового.
Если вам необходимо заменить ЭБУ вашего автомобиля, вам, вероятно, лучше всего доставить машину в гараж, уполномоченный ремонтировать и обслуживать автомобили вашей марки. Это связано с тем, что в официальных сервисных центрах должны быть инструменты и оборудование, необходимые для выполнения такой работы, тогда как в независимом гараже потенциально их может не быть.
Как настроить ЭБУ автомобиля?
Можно настроить систему ЭБУ автомобиля, загрузив в ЭБУ новое программное обеспечение. Это процесс, известный как переназначение. Есть ряд компаний, занимающихся послепродажным обслуживанием, которые могут настроить ЭБУ автомобиля для вас.
Во многих случаях эти переназначенные ЭБУ увеличивают выходную мощность двигателя, хотя некоторые из них ориентированы на экономию топлива. Стоит иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев перепрошивка вашего автомобиля аннулирует его гарантию.
Продайте свой автомобиль через carwow
Что такое электронный блок управления?
Популярные запросы:
Отчет об устойчивом развитии за 2022 г.
Электронная мобильность
Умная архитектура автомобиля
Автономное вождение
Инсайдер мобильности
Радар
Главная
Электронный блок управления (ЭБУ) — это небольшое устройство в кузове автомобиля, отвечающее за управление определенной функцией.
Современные автомобили могут содержать 100 или более ЭБУ, управляющих функциями, которые варьируются от основных (таких как управление двигателем и усилителем рулевого управления) до обеспечения комфорта (таких как электрические стеклоподъемники, сиденья и HVAC), до безопасности и доступа (таких как дверные замки и вход без ключа).
Каждый ЭБУ обычно содержит специальный чип, на котором работает собственное программное обеспечение или микропрограмма, и для работы которого требуется питание и подключение для передачи данных.
Блок управления двигателем получает данные от различных частей автомобиля в зависимости от его функции. Например, ЭБУ дверного замка будет получать входные данные, когда пассажир нажимает кнопку запирания/отпирания двери на двери автомобиля или на беспроводном брелке. ЭБУ подушек безопасности будет получать входные данные от датчиков столкновения и от датчиков, которые определяют, когда кто-то сидит на определенном сиденье. А ЭБУ автоматического экстренного торможения будет получать данные от направленных вперед радаров, которые обнаруживают, когда автомобиль слишком быстро приближается к препятствию.
Затем ЭБУ связывается с исполнительными механизмами для выполнения действия на основе входных данных. В наших примерах ЭБУ дверного замка активирует исполнительный механизм, который запирает или отпирает соответствующую дверь. ЭБУ подушек безопасности выберет, какие подушки безопасности следует раскрыть, в зависимости от местоположения пассажиров, а затем направит исполнительные механизмы на их развертывание. А ЭБУ автоматического экстренного торможения включил бы тормоза, чтобы предотвратить столкновение.
По мере того, как производители автомобилей продолжают добавлять новые функции и возможности, пространство становится проблемой. То есть для каждой новой функции требуется новый ЭБУ, а OEM-производителям негде их разместить. Этот поэтапный подход также становится неэффективным.
Следующим логическим шагом является консолидация или повышение уровня интеграции для снижения сложности и более эффективного использования пространства. Smart Vehicle Architecture™ от Aptiv передает управление несколькими функциями контроллеру домена.


Она служит для закладки различных программ и функций для работы силового агрегата;
Если это сделать не удаётся, тогда водитель видит их в виде буквенно-цифровых обозначений. Самым известным можно считать Check или Check Engine. В некоторых случаях, если ошибка критическая, ПО блокирует возможность пуска ДВС.
У некоторых блок располагается под задним диваном. Это наиболее актуально в последнее время для иномарок премиум класса. Есть редкие случаи, когда блок ставят в багажный отсек.