Что такое стояночный тормоз: Стояночный тормоз: устройство и принцип работы

Содержание

Правила эксплуатации стояночного тормоза / Статьи / Технический центр «Гвардейский»

Стояночный (ручной) тормоз представляет собой один из основных элементов тормозной системы любого автомобиля и применяется для удержания транспортного средства неподвижным во время остановки на склоне или для фиксации на парковочном месте. Нередко ручной тормоз применяется для безопасного старта автомобиля, остановившегося на склоне, в тех ситуациях, когда скатывание назад недопустимо.

Правила эксплуатации стояночного тормоза

С точки зрения действующих правил дорожного движения, эксплуатация транспортного средства считается недопустимой, когда в конструкции стояночного тормоза имеются следующие неисправности:

  • Использование ручного тормоза не обеспечивает должную фиксацию автомобиля;
  • ручной тормоз не обеспечивает неподвижность снаряженного грузового автомобиля, припаркованного на уклоне в 16%;
  • ручной тормоз не обеспечивает надежную фиксацию полностью снаряженного легкового автомобиля или микроавтобуса на уклоне в 23%;
  • ручной тормоз не обеспечивает надежную фиксацию грузового автомобиля или автопоезда на склоне в 31%.

Как проверить, исправен ли стояночный тормоз?

Убедиться в исправности ручного тормоза можно во время визита в сервис или дома. Для проверки без привлечения специалистов достаточно полностью зажать ручной тормоз и, включив первую передачу, предпринять попытку тронуться с места. Если двигатель в результате такой попытки заглох, значит, ручной тормоз работает нормально. Если же движение продолжилось, пусть и с потерей мощности, такое положение дел говорит о неисправности и необходимости немедленного ремонта ручного тормоза.

Стоит отметить, что в определенных дорожных ситуациях вместо ручного тормоза можно использовать и трансмиссию. На практике это выглядит так:

  • Если имеется вероятность скатывания автомобиля капотом вперед, то водитель включает заднюю передачу и отпускает сцепление.
  • Если есть вероятность скатывания автомобиля вперед багажником, то водитель включает первую передачу и отпускает сцепление, в результате чего трансмиссия препятствует скатыванию автомобиля.

Существенный недостаток рассмотренного способа фиксации автомобиля заключается в том, что ресурса трансмиссии оказывается недостаточно для удержания автомобиля на крутом склоне. В силу такой особенности данный способ стоит рассматривать скорее как страховочный, а не основной.

Прайс-лист на запчасти от 30.01.2023

Смотреть на сайте Онлайн Скачать в формате Excel Скачать в формате PDF

Стояночный тормоз на АКПП

Вопреки расхожему мнению, стояночный тормоз присутствует не только в конструкции автомобилей с механической коробкой передач, он есть и в моделях, оснащенных «автоматом».

В обычных условиях эксплуатации для обеспечения нужд водителя бывает достаточно и позиции «Р» на механизме переключения скоростей. Однако при помещении автомобиля на эстакаду или во время применения домкрата использование ручного тормоза является обязательным требованием техники безопасности.

Такой запрет обусловлен техническими особенностями АКПП: в момент, когда одно из колес автомобиля, оснащенного «автоматом», отрывается от земли (например, при замене прохудившейся покрышки), возникает существенная вероятность разблокировки остальных колес посредством дифференциала с последующим неконтролируемым качением.

Кроме того, специалисты настоятельно рекомендуют применять ручной тормоз при старте с подъема, поскольку позиция «Р» на переключателе скоростей не всегда обеспечивает желаемый эффект. Она предназначена скорее для фиксации автомобиля на парковке и не заменяет собой стояночный тормоз. Еще одна любопытная особенность «ручника» на автомобиле, оснащенном АКПП, заключается в необходимости его регулярного использования.

Практической необходимости в использовании стояночного тормоза может не возникать достаточно долго, но периодически включать его все-таки нужно. Такая необходимость продиктована тем, что проверка надлежащего состояния стояночного тормоза должна выполняться регулярно. В противном случае он может подвести автомобилиста в самый неподходящий момент (во время замены колеса, например), что само по себе грозит крайне серьезными последствиями: от ущерба автомобилю до серьезных физических травм, причиненных его хозяину.

В техническом центре «Гвардейский» можно провести диагностику тормозной системы, в том числе и стояночного тормоза на тормозном стенде.

Причины, по которым плохо работает ручной тормоз в автомобиле

Так называемый ручник является важным узлом в автомобиле, обеспечивающим безопасность, когда водителя нет в салоне. Стояночный тормоз блокирует колеса машины, предотвращая ее самопроизвольное движение. Это особенно важно, если автомобиль паркуется в месте под уклоном. О необходимости ставить машину на ручник говорит не только здравый смысл, но и регламенты ПДД. 

Иногда автовладельцы сталкиваются с тем, что не работает стояночный тормоз. Исправить эту проблему несложно, достаточно вовремя обнаружить неисправности ручника и обратиться за помощью профессионалов.  

Принцип работы ручника

Прежде чем говорить о том, почему не работает стояночный тормоз, стоит понять общий принцип его функционирования. Он довольно прост, поэтому понять, как работает ручник, не составит труда.

Ручной или стояночный тормоз выглядит как специальная ручка в салоне. Расположена она рядом с водительским сидением. Иногда стояночный тормоз может быть и ножным. При подъеме рычага натягивается внутренний трос, сцепленный с планкой посредством регулировочного болта. По краям планки есть еще два тросика, уходящие в направлении к задним колесам. Когда и они натягиваются, скобы внутри барабанов разжимаются, колодки разводятся. Так и осуществляется блокировка колес. 

Признаки неисправности

О том, что перестал работать ручник можно понять по следующим характерным признакам. 

  1. После постановки на стояночный тормоз не блокируются колеса, машина не надежно фиксируется.

     

  2. Для постановки на стояночный тормоз нужно приложить множество усилий. 

  3. Узел, напротив, слишком легко поддается воздействию. 

Один из этих признаков может свидетельствовать о том, что возникла неисправность стояночного тормоза. Однако, в случае с автомобилями ВАЗ ручник может даже при отсутствии проблем срабатывать не с первого раза. Как признак неисправности ручника можно считать ненадежную фиксацию машины после третьей попытки натяжения тросиков. 

Частые причины поломок

Как правило, ответ на вопрос о том, почему не работает ручник, кроется в самых банальных вещах. Существует 4 основных неисправности стояночного тормоза.

  1. Неправильно отрегулированный болт, который нужно ослабить или подтянуть. 

  2. Клин троса в оплетке. В этом случае поломка ручного тормоза происходит из-за попадания влаги внутрь, которая приводит к коррозии.

     

  3. Обрыв тросиков, идущих от планке к колесам. Этот элемент легко поддается замене.

  4. Закисание тросика. Случается это, если подолгу не пользоваться стояночным тормозом.  

Кроме того, причина поломки ручника иногда кроется и в состоянии тормозных колодок. Они могут изнашиваться, из-за чего при остановке автомобиля слышен характерный скрежет. В этом случае нужно произвести замену изношенных деталей, которые, как правило, выходят из строя на правом и левом колесе одновременно. Привести к этому может и неправильное использование самого ручника. Он во время движения должен быть полностью опущен. 

Еще одной причиной того, что плохо работает ручной тормоз, является появление налета на тормозных колодках. Случается это редко, чаще всего после объезда луж. Лед, соли и реагенты можно счистить легким нажатием на тормоз во время движения машины на короткие дистанции. Кроме того, накладки могут быть попросту замасленными из-за течи сальника или рабочего цилиндра.

В этом случае нужно вначале устранить неисправность в подтекающем элементе, а затем полностью заменить колодки или очистить их. 

Ремонт стояночного тормоза

Устранять неполадки ручника нужно своевременно. Кроме того, что он позволяет фиксировать автомобиль на стоянке, важно, что стояночный тормоз можно использовать при отказе основных для экстренной остановки. Опытные водители пользуются ручником и для того, чтобы тронуться на подъеме, а также при вхождении в резкие повороты. 

Прежде чем приступить к ремонту, необходимо выяснить, почему не работает ручной тормоз. Для этого вы можете обратиться за диагностикой в профессиональную мастерскую. Самостоятельный визуальный осмотр днища поможет определить возможный обрыв тросиков. 

Если причина неисправности кроется в образовании коррозии, можно выполнить ремонт стояночного тормоза самому. Для этого нужно нажать на кнопку и подергать рычаг вверх и вниз множество раз, пока ржавчина не отпадет от рабочих элементов. Для ремонта троса ручника можно его полностью снять и смазать, но в этом случае потребуется яма в гараже или эстакада. 

Чтобы сэкономить свое время и быть уверенным в качестве проведенных работ, можно провести ремонт ручного тормоза в автосервисе. Здесь мастера точно определят причину неисправности и оперативно ее устранят. Автовладельцев Санкт-Петербурга и области мы приглашаем в наш сервис, где можно выполнить ремонт блока ручника и других элементов быстро, качественно и по разумной цене. 

10 раз, когда вы должны использовать экстренное торможение, и 3 раза, когда вы не должны

Это была одна из первых вещей, которую вы узнали в автошколе, так что, конечно же, вы знаете, когда использовать экстренное торможение… или знаете?

1 / 14

Коробка с фотографиями/Shutterstock

Вы уверены, что правильно используете свой?

В каждом автомобиле есть аварийный тормоз, будь то ручной рычаг на центральной консоли, ножной тормоз на полу рядом с педалями или современная электрическая кнопка на приборной панели. Но многие водители не знают, когда им следует его использовать. Во всяком случае, не совсем. Итак, что это за история? Аварийный тормоз был разработан, чтобы удерживать, а не останавливать транспортное средство, но его использование может помочь вам восстановить контроль над автомобилем в экстремальных ситуациях. Есть и другие случаи, когда вы должны использовать аварийный тормоз, в том числе различные ситуации с парковкой.

2 / 14

debr22pics/Shutterstock

Каждый день

Ежедневное включение стояночного тормоза может снять нагрузку с трансмиссии и других компонентов привода, включая стояночную собачку, которая блокирует трансмиссию при парковке, но, конечно, всегда может выйти из строя. Согласно Firestone, вы должны включить аварийный тормоз до того, как переключится в режим парковки, «чтобы уменьшить нагрузку на вашу трансмиссию, обеспечить вам дополнительный уровень безопасности, помочь предотвратить отказ при парковке и даже предотвратить ремонт трансмиссии в будущем». Думайте о двух системах как о динамичном дуэте — вместе они лучше».

3 / 14

Нор Гал/Шаттерсток

Когда отказали тормоза

Как следует из названия, аварийный тормоз предназначен для экстренных случаев. Одной из самых критических и пугающих аварийных ситуаций для водителя является отказ тормозов. В случае, если вы не можете остановить свой автомобиль, Nationwide Insurance предлагает вам «медленно потянуть вверх ручку аварийного тормоза или нажать на педаль до полной остановки».

4 / 14

Финмики/Shutterstock

При парковке на склоне

Классический и наиболее очевидный момент использования экстренного торможения — это когда вам нужно припарковать машину на склоне. Независимо от того, оставите ли вы свой автомобиль лицом вверх или вниз по склону, вы захотите использовать аварийный тормоз, чтобы не найти свой автомобиль у подножия холма.

5 / 14

Гриша Бруев/Shutterstock

При парковке на ровной поверхности

Да, вы не ошиблись. Многие автомобильные эксперты говорят, что вам следует использовать аварийный тормоз всякий раз, когда вы паркуете свой автомобиль, независимо от того, находитесь ли вы на холме или нет. Одна из причин такого частого использования электронного тормоза? «Неиспользуемые аварийные тормоза могут заржаветь, что снижает вероятность их правильной работы в чрезвычайной ситуации», — сообщает Nationwide.

6 / 14

AntiD/Shutterstock

Если у вас произошла утечка тормозной жидкости

По словам Чайи М. Мильхтейн из MechanicShopFemme.com, «если у вас пропала гидравлическая мощность тормозов (т. помочь вам получить контроль над вашим автомобилем ». По общему признанию, это не идеальное решение, говорит Мильхтейн, «поскольку стояночные тормоза предназначены для удержания вашего автомобиля на одном месте, а не для остановки движущейся машины, потому что они задействуют только задние колеса». Но отчаянные времена требуют отчаянных мер, и это один из таких моментов — и что-то, что может помочь, пока вы не сможете безопасно остановиться.

7 / 14

Микадун/Шаттерсток

Пока ваш автомобиль проходит техническое обслуживание

«Когда ваш автомобиль разбирается для обслуживания, вы должны включить стояночный тормоз, чтобы снять нагрузку с трансмиссии», — говорит Лорен Фикс, автомобильный инструктор. Использование аварийного тормоза во время обслуживания вашего автомобиля также может помочь обеспечить безопасность механиков, пока ваш автомобиль загружается в их грузовик. Если вашему автомобилю требуется бортовая платформа для обслуживания, возможно, пришло время обзавестись новой машиной.

8 / 14

icolorful/Shutterstock

При замене спущенной шины

Fix также предлагает использовать аварийный тормоз при замене спущенной шины. Это важная мера предосторожности, которая гарантирует, что задние колеса не будут пробуксовывать во время замены шин. Это, наряду с блокировкой шин камнями или блоками, предотвратит скатывание автомобиля. Конечно, для вашей безопасности также важно менять шину на ровной поверхности, отмечает Edmunds.com.

9 / 14

Дмитрий Ма/Shutterstock

При парковке у бордюра

Все основные причины использования экстренного торможения так или иначе связаны со сценарием парковки. Ричард Рейна, директор по обучению продукции в CARiD.com, добавляет в список парковку вдоль бордюра. «При парковке вдоль бордюра в тесноте использование стояночного тормоза может помочь предотвратить повреждение трансмиссии, если ваш автомобиль толкнет или ударит на парковочном месте», — объясняет он. Кроме того, он может предотвратить скатывание автомобиля в случае удара.

10 / 14

Рэймонд Делеон/Shutterstock

При парковке рядом с другим автомобилем

Если вы паркуетесь рядом с другим автомобилем, используйте аварийный тормоз. «Когда вы припарковались рядом с кем-то еще, аварийный тормоз не дает машине катиться», — объясняет Томми из Vekhayn. com. «Потому что даже если ваша машина сдвинется всего на дюйм, это может стоить вам сотен с трудом заработанных долларов [если вы нанесете ущерб припаркованной поблизости машине]».

11 / 14

Моника Вишневска/Shutterstock

Во время дорожного испытания

Конечно, любой потенциальный водитель должен продемонстрировать свою способность правильно использовать экстренное торможение во время дорожного испытания. Но экзаменатору DMV также нужен полный доступ к нему, потому что вы видели новых водителей на дороге? Согласно ItStillRuns.com, именно поэтому DMV Нью-Джерси требует, чтобы дорожные испытания проводились на автомобиле, который позволяет экзаменатору добраться до стояночного тормоза. Прежде чем явиться на дорожный экзамен, ознакомьтесь с требованиями DMV вашего штата. Автомобили с ножными электронными тормозами могут быть не допущены к испытаниям, поэтому старомодный стояночный тормоз на центральной консоли становится необходимостью.

12 / 14

бибифото/Shutterstock

Но не во время дождя или снега Чрезвычайная ситуация

Чрезвычайная ситуация — это чрезвычайная ситуация, верно? Неправильный. Энтони Димедио, техник по обслуживанию в Rafferty Subaru на Ньютаун-сквер, штат Пенсильвания, предостерегает от использования экстренного торможения в экстренных ситуациях, когда идет снег или дождь. «Задние колеса заблокируются, вы потеряете больше контроля и сделаете все еще хуже», — объясняет он. Прочтите о других случаях, когда использование экстренного торможения является большой ошибкой.

13 / 14

Яромир Чалабала/Shutterstock

Когда температура опускается ниже нуля

Хотя вам, очевидно, придется использовать аварийный тормоз, когда на улице холодно, вам следует быть осторожным, когда термостат остается ниже точки замерзания в течение значительного периода времени. Согласно How Stuff Works, «трос аварийного тормоза может замерзнуть и не отпустить при отпускании рычага». Если ваш аварийный тормоз замерзает, не пытайтесь просто так ехать. Вместо этого подождите, пока тормоз оттает, или поддомкратьте автомобиль и используйте фен, чтобы нагреть его.

14 / 14

тити-како/Shutterstock

При вождении автомобиля в нормальных условиях

«Работа на тормозе» во время вождения вызывает трение тормозных колодок о диски. Это выделяет тепло и заставляет тормозную жидкость кипеть. По словам Рэя Маглиоцци из Car Talk, «кипящая тормозная жидкость не может передавать давление на тормоза. Так что вы можете нажать на педаль, и тормоза не сработают». Хотя большинство водителей в какой-то момент случайно нажали на аварийный тормоз, важно проявлять бдительность и следить за тем, чтобы он не был включен во время вождения. На самом деле, это один из способов сократить срок службы вашего автомобиля.

Первоначально опубликовано: 06 марта 2020 г.

Первоначально опубликовано в Reader’s Digest

Джефф Богл

Джефф Богл — отец дочерей, пастух домашних кошек, отмеченный наградами фотограф, заядлый путешественник и английский футбольный фанат, который имел честь писать истории для Esquire, PBS, Good Housekeeping, Time Out New York. , и Критик семейного отдыха Trip Advisor, среди других прекрасных публикаций.

Как устранить неполадки стояночного тормоза, который не включается или не отключается?

Неприятно, когда ты вдруг понимаешь, что твоя машина не едет, потому что твой стояночный тормоз не отключается. Если вы окажетесь в такой ситуации, вам может быть интересно, почему это произошло, как устранить неполадки и отсоединить стояночный тормоз и как предотвратить подобные проблемы в будущем? Эксперты компании ABS Unlimited (расположенной в Фэрфаксе, штат Вирджиния) хотели бы дать вам следующие советы!

С механической и функциональной точки зрения стояночные тормоза относительно просты. По сути, это трос, прикрепленный к вашим тормозным колодкам. Когда трос натягивается, он прижимает тормозные колодки к внутренней части барабана и помогает предотвратить вращение колеса.

Наиболее распространенные причины, по которым ваш стояночный тормоз не включается/отключается:

Неправильное расположение тормозных колодок: Если ваши тормозные колодки расположены неправильно, они могут не обеспечивать надлежащий контакт и, таким образом, препятствовать правильной работе вашего стояночного тормоза. Регулировка тормозных колодок обычно требует снятия колес и барабанов (если они есть на вашем автомобиле) или роторов и суппортов (если у вас дисковые тормоза).

Порванный/отсоединенный/изношенный трос : Неисправность может быть вызвана сломанным, отсоединенным или изношенным тросом стояночного тормоза. При проверке вы хотите убедиться, что ваш кабель не отсоединен ни с одной, ни с обеих сторон. Также важно, чтобы трос был прикреплен к обоим задним тормозам, чтобы он работал эффективно.

 Ослабленный трос : Если у вас есть тормоз с прикрепленной гайкой, убедитесь, что гайка не ослабла. Ослабление гайки может привести к провисанию троса, что может привести к тому, что он не зацепится.

Ржавчина/коррозия : Коленчатый рычаг (также известный как рычаг, который находится перед узлом стояночного тормоза) может со временем заржаветь, что может привести к неисправности тормоза.

 Замерзший тормоз : Как правило, прямой результат холодной и влажной погоды, которая может привести к замерзанию тормоза.

Как предотвратить заедание стояночного тормоза?

Периодически пользуйтесь стояночным тормозом : Вода и грязь со временем могут привести к эрозии тросов. Регулярное использование может предотвратить коррозию и, в свою очередь, свести к минимуму отказы стояночного тормоза.

Включите автомобиль и дайте ему прогреться : Если холодная/влажная погода заморозила стояночный тормоз, то проще всего завести автомобиль и дать ему прогреться. Это может быть простое, но немного трудоемкое решение.

Не тяните слишком сильно : Натяжение электронного тормоза также может привести к его застреванию, поэтому мы рекомендуем не использовать уровень стояночного тормоза для проверки прочности или снятия напряжения. Если стояночный тормоз заедает по этой причине, вы можете попробовать несколько раз включить и отпустить тормоз, чтобы увидеть, отпускает ли это тормоз, попробовать протянуть трос под автомобилем или покачать колесо (если это безопасно).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *