Детонация в цилиндрах: причины, последствия, как бороться
Многие автомобилисты не понаслышке знают о достаточно неприятной неполадке, которая может привести к серьезным поломкам – это детонация двигателя. Данная проблема возникает как на холостом ходу, так и при других режимах работы – она может привести к разрушению элементов мотора, поэтому требует срочного устранения. Сегодня мы расскажем, какие причины могут вызвать детонацию в цилиндрах, каковы ее последствия, а также как с ней можно бороться – обо всем по порядку.
Причины появления детонации внутри цилиндров
Само по себе явление основано на раннем воспламенении топливовоздушной смеси, когда оно опережает появление искры от свечей – этот процесс сопровождается ударным горением топлива, что и является детонацией.
Детонация сродни мелким взрывам внутри двигателя – ничего хорошего в них нет!
Столкнуться с данной неполадкой можно на любом двигателе вне зависимости от его типа или возраста автомобиля, однако более новые модели оснащают датчиком детонации – он позволяет компьютеру на борту регулировать работу двигателя, чтобы избежать подобного явления в дальнейшем.
- низкокачественное горючее, либо топливо с неверно подобранным октановым числом,
- неправильно выставленное упреждение зажигания,
- слишком бедная топливная смесь,
- стенки цилиндра покрыты углеродистыми отложениями,
- некачественные свечи зажигания,
- неисправности в системе охлаждения, ведущие к перегреву мотора.
Перед тем как рассмотреть способы борьбы с детонацией, стоит подробнее остановиться на разборе каждой из причин, перечисленных выше.
Неподходящее топливо
При попадании в двигатель горючего, октановое число которого ниже рекомендованного, шанс столкнуться с детонацией внутри цилиндров возрастает до ста процентов. Все дело в том, что автопроизводители рассчитывают степени сжатия лишь для конкретного вида топлива. Исправить ситуацию с некачественным горючим можно при помощи специального Октан-корректора от LAVR.
Неверные настройки зажигания
Некоторые автолюбители в погоне за крутящим моментом меняют заводские настройки системы зажигания, выставляя слишком большой угол опережения – искра от свечи проскакивает раньше, чем поршень доходит до верхней мертвой точки. Таким образом, воспламенение случается раньше, чем топливо успеет перемешаться с воздухом.
Свечи зажигания
Свечи могут быть неисправными, либо вовсе не подходить по параметрам – тогда искра появляется не так, как задумывалось производителем при конструировании двигателя.
Бедная топливная смесь
Как говорится, лучше всего придерживаться золотой середины – слишком бедная смесь не воспламеняется от искры, а слишком обогащенная будет воспламеняться раньше положенного срока.
Нагар внутри цилиндров
Одна из очень частых причин появления детонации связана с образованием отложений внутри камеры сгорания. Раскаленный нагар воспламеняет топливную смесь раньше времени, так как он увеличивает степень сжатия. В таком случае идеальным средством для очистки двигателя будет раскоксовка и промывка от LAVR – лучше всего подойдет готовый набор из раскоксовки ML202 и 5-минутной промывки. Препараты эффективно и безопасно очищают элементы камеры сгорания, выравнивают компрессию в цилиндрах, а также исключают риск детонации.
Проблемы с системой охлаждения
При разгоне мотор перегревается, камера сгорания раскаляется, а пары бензина начинают непроизвольно воспламеняться – это приводит к появлению детонации.
Детонация внутри цилиндров – последствия
После того, как мы разобрались с причинами возникновения данной неполадки, стоит рассмотреть и ее последствия. Ни для кого не секрет, что детонация сродни мелким взрывам внутри двигателя – ничего хорошего в них нет, так как обычно это сопровождается температурой до 3500 градусов совместно с превышающим в несколько раз норму давлением. Таким образом, ни один двигатель не сможет выдерживать это явление на постоянной основе – особенно сильно страдают легкие агрегаты из сплавов алюминия. Главные последствия детонации можно выделить коротким списком:
- перегрев элементов двигателя,
- пробой прокладки ГБЦ, а точнее ее прогар,
- уменьшение мощности мотора,
- разрушение перегородки между поршневыми кольцами.
Если «повезет», можно получить провернутый кривошипно-шатунный механизм – тогда коленвал будет двигаться в обратном направлении, что полностью разрушает некоторые узлы двигателя.
Как бороться с детонацией
Когда мы описывали причины данной неисправности выше, мы порекомендовали пару средств, если проблема связана с неправильным октановым числом топлива, либо с нагаром внутри цилиндров. Теперь мы дадим чуть более расширенные рекомендации.
- Качество топлива. Выбирайте только проверенные заправочные станции, горючее на которых соответствует рекомендациям производителя вашего автомобиля. Всегда возите с собой присадки, улучшающие качество топлива, например, Октан-корректор или Усилитель моторного топлива.
- Зажигание. Не регулируйте угол зажигания, так как даже мастера в автосервисе ошибаются. Лучше не менять настройки производителя, если нет уверенности, что ничего не случится.
- Свечи. Внимательно проверяйте свечи зажигания на соответствие рекомендованным параметрам, при необходимости меняйте их на нужные.
- Нагар. Для профилактики образования отложений регулярно нагружайте двигатель, а также пользуйтесь специальными очистителями и промывками от LAVR. При слишком сильных загрязнениях проводите раскоксовку, воспользовавшись пенным средством COMPLEX, либо жидкостью ML203 NOVATOR.
- Перегрев. Проверьте температуру охлаждающей жидкости, если ее недостаточно – долейте. Если антифриз чувствует себя хорошо, осмотрите термостат или вентилятор. Воспользуйтесь промывкой системы охлаждения. Она очистит систему, а также защитит ее от коррозии.
Промывка эффективно справляется с перегревами двигателя и рекомендована для профилактического применения.
Детонация
Детонация – это процесс химического превращения взрывчатого вещества, сопровождающийся освобождением энергии (тепла) и распространяющийся по веществу в виде волны от одного слоя к другому со сверхзвуковой скоростью.
Химическая реакция вводится интенсивной ударной волной, образующей передний фронт детонационной волны. Благодаря резкому повышению температуры и давления за фронтом химическое превращение протекает с постоянной скоростью, превышающей скорость звука в данном веществе, и в очень тонком слое, непосредственно прилегающем к фронту волны. Энергия, освобождающаяся в зоне превращения, непрерывно поддерживает высокое давление в ударной волне, т.е. обеспечивает самоподдерживающийся процесс. Благодаря высокой скорости детонации (в газовых смесях 1000-3500 м/с, в твердых и жидких взрывчатых веществах — до 9000 м/с) давление в газообразных взрывчатых смесях составляет десятки атмосфер, а в жидких и твердых телах достигает нескольких сотен тыс.
атмосфер. При расширении сжатых продуктов детонации происходит взрыв. Этим объясняется огромное разрушающее действие подобных процессов.В однородном веществе детонация распространяется с постоянной скоростью, которая среди возможных для данного вещества скоростей распространения детонационной волны является минимальной. В такой волне зона химической реакции перемещается относительно продуктов реакции со скоростью звука (но со сверхзвуковой скоростью относительно исходного вещества). Скорости детонации некоторых взрывчатых веществ представлены в табл.
Скорости детонации
Вещество | ν, м/сек |
2Н2 + О2 (газовая смесь) | 2820 |
СН4 + 2О2 (газовая смесь) | 2320 |
CS2 + 3О2 (газовая смесь) | 1800 |
Нитроглицерин, C3H5(ОNО2)3 (жидкость, плотность d=1,60 г/см3) | 7750 |
Тринитротолуол (тротил, тол), C 7H5(NО2)3CH3 (твердое вещество, d=1,62 г/см3) | 6950 |
Пентаэритриттетранитрат (ТЭН) C5H8(ОNО2)4 (твердое вещество, d=1,77 г/см3) | 8500 |
Циклотриметилентринитроамин (гексоген), C3H6О6N6 (твердое вещество, d=1,80 г/см3) | 8850 |
Виды детонации
При анализе чрезвычайных ситуаций, связанных с проявлением детонации, различают несколько видов процесса.
Физическая детонация — процесс, возникающий при смешении жидкостей с разными температурами, когда температура одной из них значительно превышает температуру кипения другой.
Детонационный взрыв — при котором воспламенение последующих слоев взрывчатого вещества происходят в результате сжатия и нагрева ударной волной, когда ударная волна и зона химической реакции следуют неразрывно друг за другом с постоянной сверхзвуковой скоростью.
Дефлаграционный взрыв — при котором нагрев и воспламенение последующих слоев взрывчатого вещества происходит в результате диффузии и теплопередачи, когда фронт волны сжатия и фронт пламени движутся с дозвуковой скоростью.
Возбуждение детонации является обычным способом осуществления взрывов. Детонация в заряде взрывчатого вещества создается интенсивным механическим или тепловым воздействием (удар, искровой разряд, взрыв металлической проволочки под действием электрического тока, и т. п.). Сила воздействия, необходимого для возбуждения детонации, зависит от химической природы взрывчатого вещества. К механическому воздействию чувствительны, например, так называемые инициирующие взрывчатые вещества (гремучая ртуть, азид свинца и др.), которые входят в состав капсюлей-детонаторов, используемых для возбуждения детонации вторичных (менее чувствительных) взрывчатых веществ.
При определенных условиях во взрывчатом веществе может быть возбуждена детонация, скорость распространения которой превышает минимальную скорость, указанную в приведенной выше таблице. Так, взрыв заряда твердого взрывчатого вещества, помещенного в газообразную взрывчатую смесь, порождает в смеси ударную волну, интенсивность которой во много раз превосходит интенсивность волны, отвечающей режиму с минимальной скоростью. В результате в газовой смеси распространяется детонационная волна с повышенной скоростью. В этой волне зона химической реакции движется относительно продуктов реакции с дозвуковой скоростью. Поэтому по мере удаления такой волны от места ее возникновения ударная волна постепенно ослабевает (сказывается влияние волн разрежения) и скорость распространения детонации снижается до минимального значения. Детонационную волну с повышенной скоростью распространения можно также получить в неоднородном взрывчатом веществе при движении волны в направлении убывающей плотности. Еще одним примером распространения детонации со скоростью, превышающей минимальное значение, может служить сферическая детонационная волна, сходящаяся к центру. Скорость волны с приближением к центру возрастает. Устойчивый процесс детонации не всегда возможен. Например, волна детонации не может распространяться в цилиндрическом заряде взрывчатого вещества слишком малого диаметра (разлет вещества через боковую поверхность вызывает прекращение химической реакции прежде, чем вещество успеет заметно прореагировать). Минимальный диаметр заряда, в котором возможен незатухающий процесс детонации, пропорционален ширине зоны химической реакции. В газообразных взрывчатых смесях распространение детонации возможно лишь при условиях, когда концентрация горючего газа (или паров горючей жидкости) находится в определенных пределах. Эти пределы зависят от химической природы взрывчатой смеси, давления и температуры. Например, в смеси водорода с кислородом при комнатной температуре и атмосферном давлении волна детонации способна распространяться, если концентрация (по объему) водорода находится в пределах от 20 до 90 %. Исследование волны детонации в газах показывает, что при понижении начального давления химическая реакция приобретает характер пульсаций. Неравномерное протекание реакции вызывает искажения движущейся впереди ударной волны. Наконец, при достаточно низком давлении осуществляется режим так называемой спиновой детонации, при котором на фронте детонационной волны возникает излом, вращающийся по винтовой линии. Дальнейшее снижение давления приводит к затуханию детонации.
В двигателях внутреннего сгорания детонация — быстрый, приближающийся к взрыву процесс горения топливной смеси в цилиндре карбюраторного двигателя, сопровождающийся неустойчивой работой (металлический стук в цилиндре), износом и разрушением деталей. В результате детонации двигатель перегревается и его мощность падает. Детонация возникает, если топливо не соответствует конструкции или работе двигателя. Для каждого топлива существует определенная степень сжатия, при которой возникает детонация. Детонационную стойкость бензинов для бедных смесей характеризуют октановым числом, для богатых смесей — сортностью бензинов.
Детонационный взрыв и взрывное горение могут иметь разное назначение — причинять ущерб жизни и здоровью людей и животных, разрушать объекты инфраструктуры и повреждать окружающую среду, но и выполнять полезную работу по строительству тоннелей, каналов и дорог, по добыче полезных ископаемых и сносу строительных конструкций. Детонация является физической основой проведения специальных боевых операций. Одним из наиболее опасных проявлений детонации является использование ее разрушающего действия в большинстве террористических атак. Во многих случаях, например, при горении топливной смеси в двигателях внутреннего сгорания или реактивного двигателя, при горении пороха в стволе артиллерийского орудия и другого, детонация недопустима. В связи с этим подбираются такие условия горения и химический состав используемых веществ, чтобы возникновение детонации с характерным для нее чрезвычайно резким повышением давления было исключено.
Детонация и калильное зажигание
Источник: Детонация конденсированных и газовых систем. — М., 1986; Теория детонации. Зельдович Я.Б., Компанеец А.С. — М., 1955.
ДЕТОНАЦИЯ — это… Что такое ДЕТОНАЦИЯ?
ДЕТОНАЦИЯ — (лат., от tionare звучать). 1) в музыке уклонение от надлежащего тона. 2) в химии: мгновенный взрыв. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕТОНАЦИЯ лат., от tonare, звучать. Уклонение от надлежащего тона … Словарь иностранных слов русского языка
ДЕТОНАЦИЯ — (франц. detoner взрываться от лат. detono гремлю), процесс химического превращения взрывчатого вещества, происходящий в очень тонком слое и распространяющийся со сверхзвуковой скоростью (до 9 км/с). Детонация представляет собой комплекс мощной… … Большой Энциклопедический словарь
детонация — взрыв Словарь русских синонимов. детонация сущ., кол во синонимов: 1 • взрыв (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
детонация — и, ж. détonation f., нем. Detonation. хим. Детоннация. Вспышка в химии, выстрел, возгорание каких либо тел с громом. Ян. 1803. Лекс. Ян. 1803: детонация; САН 1895: детона/ция … Исторический словарь галлицизмов русского языка
детонация — Распространение взрыва со сверхзвуковой скоростью, сопровождающееся выделением тепла и газов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] детонация Распространение взрыва по взрывчатому веществу, обусловленное… … Справочник технического переводчика
Детонация — взрывчатых веществ (франц. detoner взрываться, от лат. detono гремлю * a. detonatiоn of explosives; н. Detonation von Sprengstoffen; ф. detonation des explosifs; и. detonacion de explosivos) процесс хим. превращения ВВ, сопровождающийся… … Геологическая энциклопедия
ДЕТОНАЦИЯ — ДЕТОНАЦИЯ, детонации, жен. (от лат. detono гремлю) (спец.). Мгновенный и разрушительный взрыв какого нибудь взрывчатого вещества под действием удара или воспламенения детонатора. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДЕТОНАЦИЯ — ДЕТОНАЦИЯ, и, жен. (спец.). 1. Мгновенный взрыв вещества, вызванный взрывом другого вещества или сотрясением, ударом. 2. Быстрое и неполное сгорание топлива в двигателе внутреннего сгорания. Д. топлива. | прил. детонационный, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
ДЕТОНАЦИЯ — (франц. detoner взрываться, от лат. detono гремлю), процесс хим. превращения взрывчатого в ва (ВВ), сопровождающийся выделением теплоты и распространяющийся с пост. скоростью, превышающей скорость звука в данном в ве. В отличие от горения, где… … Физическая энциклопедия
Детонация — режим сгорания парового облака, а также других взрывчатых веществ и смесей. В детонационных режиме возникает мощная самоподдерживающаяся ударная волна, сжимающая вещество и инициирующая химическое превращение с выделением энергии. Скорость… … Словарь черезвычайных ситуаций
Детонация двигателя — что это такое
Детонация двигателя является одной из самых тревожных проблем транспортного средства, но не многие знают, что это такое и с чем связано. В принципе, она возникает, когда смесь воздух/топливо внутри цилиндра неправильно распределяется, что делает неравномерным горение. В нормальных условиях топливо сгорает в цилиндре в процессе смешивания с воздухом и необходимой энергией. Когда начинается взрыв внутри цилиндра, оно горит неравномерно, что может повредить стенки цилиндра и сам поршень.
Что это такое – детонация двигателя?
Детонация мотора появилась одновременно с рождением двигателя внутреннего сгорания и описывается как автоматическое зажигание газа в камере сгорания. В первое время не было возможности проверить её действие и бытовало мнение, что всё дело в зажигании. Тем не менее только в 1940 годах была проверена теория её возникновения, возможность обнаружения и последующие действия устранения этого явления.
Когда двигатель переходит в детонацию, слышится громкий шум. Поскольку её последствия очень печальны, важно определить, что является причиной такого взрывного горения горючей смеси. Чтобы устранить проблему, возможно, нужно изменить работу двигателя, в противном случае она может его разрушить в короткий промежуток времени. Характерный звук от двигателя в процессе этого явления обусловлен давлением волны в случае сгорания от вибрации стенок цилиндра. Газ и форма, размеры и толщина камеры сгорания и стенки цилиндра определяют высоту звуковой волны.
Детонация двигателя на холостом ходу может произойти после прохождения транспортным средством условий, которые способствуют повышению нагрева деталей силового агрегата. Даже если выключить зажигание, под воздействием энергии коленчатый вал продолжает движение, что приводит к попаданию топлива в цилиндр мотора, а там оно успевает нагреться до такой температуры, что само по себе воспламеняется.
Детонация двигателя – устанавливаем причины
Детонация двигателя является крайне нежелательным процессом при работе двигателя вашего автомобиля. Так как сама детонация является неконтролируемым процессом ускоренного сгорания топливно-воздушной смеси сопровождаемая резкими ударными нагрузками на ЦПГ (цилиндро поршневую группу), а так же кривошипно-шатунный механизм. Разберемся с причинами возникновения детонации:
1. Заниженное октановое число
Первым делом при возникновении детонации двигателя следует перейти на заправку двигателя более высокооктановым бензином (в пределах разрешенных заводом производителем). В современных двигателях степень сжатия является повышенной, что подразумевает использование топлива с повышенным октановым числом.
2. Раннее зажигание
Часто встречаются случаи с установкой сильно раннего зажигания. Делается это для того, чтобы двигатель лучше «реагировал» на открытие дроссельной заслонки. Так оно и есть, но в этом трюке есть одна тонкость. Устанавливая слишком раннее зажигание мы провоцируем возникновение преждевременного воспламенения топливно-воздушной смеси как раз в тот момент, когда поршень движется вверх к ВМТ (верхней мертвой точке), а раннее воспламенение оказывает на него противодействующую ударную нагрузку, что и приводит к детонации и повышенному перегреву внутри цилиндра.
3. Обеднённая смесь
Обедненная смесь имеет повышенное содержание воздуха и недостаточное содержание топлива. Такая смесь создается в двух случаях: либо в случае ошибки в регулировках, либо намеренно для увеличения мощности двигателя.
В случае качественной смеси (как предусмотрено заводом) топливо обеспечивает более плавное ее воспламенение, что позволяет контролировать температуру горения. Обедненная же смесь вызывает перегрев внутренних элементов двигателя, что влечет при дальнейших впрысках топлива, неконтролируемое воспламенение смеси. Обедненная смесь сильно увеличивает шансы возникновения детонации двигателя.
4. Нагар/отложения в камере сгорания
Детонация двигателя может возникать в случае образования отложений, которые создают «тепловую рубашку» в камере сгорания, что соответственно приводит к значительному повышению рабочих температур и неконтролируемому воспламенению смеси в цилиндре.
5. Свечи зажигания
Для каждого двигателя внутреннего сгорания предназначены свечи подходящие под конкретный двигатель по тепловым характеристикам. Несоответствием же свечей может быть вызвана детонация двигателя. Следует помнить, что при регулярно повторяющейся детонации прогорают днище поршня и клапана. А так же возникает сильный износ двигателя за счет не рассчитанных ударных нагрузок на внутренние детали. При обнаружении детонации следует заняться скорейшим устранением причины, во избежание дорогостоящего ремонта.
Последствия детонации
При таком «неправильном» сгорании топлива температура в цилиндрах резко повышается, что пагубно сказывается на свечах зажигания, клапанах и поршневых кольцах. Резкая температура способствует выгоранию масляной пленки на цилиндрах, что в свою очередь, неизбежно приводит к более интенсивному износу цилиндропоршневой группы вплоть до залегания колец и появления задиров на стенках цилиндров. Выгорание электродов свечей, трещины, зазубрины и оплавления на поршнях, клапанах и цилиндрах, – это далеко не полный список последствий детонационных стуков в двигателе.
Наряду с высокой температурой возникает и ударная нагрузка на все движущиеся части механизмов двигателя. В первую очередь страдает кривошипно-шатунный механизм. Сильные ударные нагрузки негативно сказываются на состоянии поршня, шатуна, а также коренных и шатунных вкладышей и коленчатого вала. Другими словами, ни один механизм двигателя не приспособлен к детонационным нагрузкам.
Звук детонации двигателя – стоит ли обращать внимание на дефект?
К чему приводит сильная детонация двигателя, признаки которой изложены выше?
Во-первых, существенно падает мощность мотора и происходит интенсивный износ деталей кривошипно-шатунного механизма.
Во-вторых, в результате этих негативных процессов двигатель сильно перегревается, что приводит к разрушению поршней и поверхности цилиндров.
В-третьих, если не устранить причину детонации, может прогореть прокладка под головкой цилиндров. Иногда для увеличения крутящего момента повышают угол опережения зажигания, что является одной из самых распространенных причин возникновения детонации. Существенно увеличивается риск ее появления, если осуществлялось самостоятельное и неоправданное изменение заводских регулировок для соотношения в горючей смеси топлива и воздуха (обедненная смесь).
Как устранить детонацию двигателя?
Естественно, мы должны посоветовать, как устранить детонацию двигателя, приступим. Детонация не возникает на пустом месте. Если до заправки двигатель работал, как часы, а после нее стал детонировать, то причина может быть в топливе, которое необходимо слить и заправить автомобиль качественным бензином (соляркой).
При продолжительной эксплуатации автомобиля без существенных нагрузок возможно образование нагара в цилиндрах, что вызывает увеличение степени сжатия и снижение эффективности отвода тепла. Существует простой способ решения этой проблемы. Рекомендуется раз в несколько дней давать двигателю максимальную нагрузку, то есть разогнать автомобиль до максимальной скорости буквально на пару минут. Только не стоит этого делать в условиях плотного потока городского транспорта. Иногда детонация дизельного двигателя сопровождается черным или зеленоватым выхлопом. Это говорит о том, что в цилиндрах произошло разрушение поршней, и через выхлопную трубу вылетают частицы алюминия. В этом случае простыми регулировками уже ничего не исправить. Потребуется замена поршневой группы.
Небольшая детонация при запуске двигателя может возникать в результате нарушения работы свеч зажигания. На дизельном моторе это происходит, если запала игла форсунки. В первом случае ничего не стоит просто заменить неисправные свечи, а вот во втором – не обойтись без посещения СТО.
Как избежать детонирование двигателя?
Чтобы избежать последствий данной проблемы, рекомендуется:
Заправлять автомобиль только бензином с октановым числом, отмеченным в руководстве по эксплуатации машины и только на сертифицированных АЗС.
Важно следить за состоянием элементов системы охлаждения, регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости, при необходимости заменять ее. Также рекомендуется регулярно осматривать радиатор, при необходимости очищать его, а также следить за работоспособностью охлаждающего вентилятора. Выполнение этих несложных условий поможет избежать внезапного перегрева двигателя и как его следствия, детонации.
Также верным избавлением от этой дисфункции двигателя служит регулировка угла опережения зажигания. После регулировки зажигания желательно сделать пробный заезд, на котором следует разогнать автомобиль до 40-50 км/ч и резко нажать педаль акселератора. Если при этом характерные звуки под капотом несильные и непродолжительные, то зажигание можно считать отрегулированным. Если же нет, процедуру регулировки необходимо повторить. Ну и, разумеется, свечи и проводка должны быть чистыми и исправными. Зная, что такое детонация и методы ее устранения, можно обеспечить двигателю своего автомобиля долгую и безаварийную жизнь.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Взрыву вопреки — Авторевю
Что позволяет современным бензиновым двигателям работать без особых проблем на топливе с разным октановым числом? Откуда такая всеядность — и почему нынешние двигатели почти равнодушны к детонации?
Детонация стала самым страшным врагом инженеров сразу после изобретения двигателя внутреннего сгорания в XIX веке. Для большей отдачи увеличивали степень сжатия, вслед за которой росли давление и температура смеси в цилиндре в конце такта сжатия, — и после подачи искры топливовоздушная смесь детонировала. То есть воспламенялась практически мгновенно по всему объему камеры сгорания: этакий мини-взрыв, разрушающий детали двигателя.
Проблему усугубило появление наддува: сперва на авиационных моторах (в годы Первой мировой войны), а затем и на автомобильных. Чем выше давление в цилиндре, тем больше мощность — но и склонность к детонации тоже возрастает. Конструкторам пришлось уменьшать степень сжатия и применять высокооктановый бензин, но этого было недостаточно.
Oldsmobile F-85 Jetfire 1962 года — первый серийный легковой автомобиль с турбомотором: степень сжатия у двигателя V8 объемом 3,5 л уменьшать не стали, но применили систему впрыска воды (схема справа). Мощность по сравнению с атмосферником увеличилась со 188 до 218 л.с., крутящий момент — с 312 до 408 Нм
Oldsmobile F-85 Jetfire 1962 года — первый серийный легковой автомобиль с турбомотором: степень сжатия у двигателя V8 объемом 3,5 л уменьшать не стали, но применили систему впрыска воды (схема справа). Мощность по сравнению с атмосферником увеличилась со 188 до 218 л.с., крутящий момент — с 312 до 408 Нм
Оставалось регулировать угол опережения зажигания. Ведь чем позже проскакивает искра, тем медленнее растет давление в цилиндре, да и его пик меньше — а значит, снижается вероятность детонации.
Но вот незадача: мощность двигателя при этом тоже уменьшается. Так что в предельных режимах — например, на взлете, когда необходима максимальная отдача, — с детонацией боролись… с помощью обычной воды! Ее впрыскивали во впускной коллектор, она испарялась в камере сгорания, снижая температуру топливовоздушной смеси, — и предотвращала детонацию.
Тем временем химики тоже не сидели без дела. В 1921 году сотрудники компании General Motors Чарльз Кеттеринг и Томас Мидгли обнаружили, что добавление химического соединения под названием тетраэтилсвинец в бензин существенно повышает его антидетонационную стойкость — иными словами, увеличивает октановое число. Через пару лет в GM вместе с компанией DuPont наладили промышленное производство этой добавки к бензину под маркой Этил — намеренно не упоминая слова «свинец». Ведь этот тяжелый металл вызывает опасные отравления.
Экологи начали бить тревогу с конца 60-х годов, а в 1973 году в американском Агентстве по защите окружающей среды (EPA) подготовили первый акт о запрете этилированного топлива. Но его дешевизна и усилия лоббистов химической и автомобильной промышленности были настолько велики, что заметно уменьшить использование тетраэтилсвинца в Штатах удалось только к началу 90-х. Помогло то, что тетраэтилсвинец «отравлял» каталитическое покрытие сот нейтрализаторов и препятствовал их внедрению в качестве систем очистки отработавших газов.
Toyota Crown Turbo 1980 года с системой контроля детонации при помощи резонансного пьезодатчика. Рядная двухлитровая «шестерка» M-TEU с турбонаддувом и впрыском топлива развивала 147 л.с. и 211 Нм
В конце концов тетраэтилсвинец запретили. В США — с 1996 года, в Евросоюзе — с 2000. У нас этилированный бензин нельзя производить и распространять с 2003 года. К сожалению, в слаборазвитых государствах, таких, как Алжир, Ирак, Северная Корея и Афганистан, это ядовитое топливо все еще в ходу.
Да и не был этилированный бензин панацеей — двигателисты не оставляли попыток придумать иное средство для борьбы с детонацией. Например, на купе Oldsmobile F-85 Jetfire 1962 года турбомотор (!) V8 3.5 мощностью 218 л.с. с высокой даже по нынешним меркам степенью сжатия 10,25:1 был оснащен системой впрыска смеси воды и метанола! Спирт был нужен, для того чтобы защитить систему от замерзания в холодное время года. В 1978 году аналогичный впрыск воды применила и шведская компания Saab, выпустившая ограниченной серией трехдверку 99 Turbo S.
Но эти модели были настоящим эксклюзивом, а большинство автолюбителей в 60-е и 70-е годы боролись с детонацией самостоятельно.
Как? Прислушиваясь. Зазвучал знакомый «металлический» детонационный звон — значит, либо на улице стало очень жарко (высокая температура окружающего воздуха — верный союзник детонации), либо бензин в баке ненадлежащего качества. Нужно было открыть капот и подкрутить специальное регулировочное колесико на трамблере — так называемый октан-корректор — в сторону уменьшения угла опережения зажигания. Если водитель все делал правильно, то детонация исчезала. А заводская настройка угла опережения зажигания, разумеется, была очень мягкой: чтобы даже в тяжелых условиях, например, в жарком климате и при полной загрузке автомобиля, исключить риск детонации.Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
я уже подписанКомпрессия и Детонация — что это такое, чем опасно для двигателя преждевременное воспламенение смеси
Увеличение коэффициента полезного действия (КПД) автомобильного двигателя весьма полезно с точки зрения его экономичности, но практически всегда заводит инженеров в конструкционный тупик. Так произошло и при попытках увеличения степени сжатия в цилиндрах. Бесконечно уменьшать объём камеры сгорания невозможно, ограничения накладывает применяемое топливо.
Содержание статьи:
Что такое компрессия
Компрессия измеряется в единицах давления и представляет собой пиковое его значение в цилиндре при быстром подводе поршня к верхней мёртвой точке (ВМТ) в конце такта сжатия, когда клапаны закрыты, а утечкой через кольца можно пренебречь за счёт скорости процесса.
Читайте также: Как прогреть салон автомобиля в зимний период
В отличие от степени сжатия, которая выражается в отношении рабочего объёма цилиндра к пространству камеры сгорания и является величиной безразмерной, не зависящей от технического состояния мотора, компрессия двигателя может меняться и зависеть от множества условий.
Поэтому именно она представляет большой интерес для оценки текущего положения дел в двигателе. Ведь горение смеси происходит не в абстрактном цилиндре нового мотора, а во вполне конкретных условиях, иногда далёких от идеала.
Чем отличается компрессия в дизельных и бензиновых ДВС
В дизельном моторе воспламенение смеси происходит за счёт тепла, выделяемого воздухом при его быстром и значительном сжатии. Температура поднимается настолько, что при впрыске даже тяжёлого дизтоплива в этот раскалённый газ оно мгновенно и надёжно загорается во всём объёме.
Бензиновый мотор работает иначе. Смесь подготавливается заранее, независимо от того, происходит ли это в цилиндре (так называемый прямой впрыск бензина) или ещё во впускном коллекторе, по ту сторону от клапана.
При нормальной работе воспламеняться самопроизвольно она не должна, поджигание происходит от электрической искры в свече зажигания. И не во всём объёме сразу, а только в ограниченной области искрового промежутка, откуда дальше и распространяется фронт пламени, поджигающий всю оставшуюся смесь.
Отсюда и различия в уровне компрессии. Если не брать в расчёт новейшие разработки ещё не пошедших в серию двигателей, то компрессия в дизелях значительно больше, примерно вдвое от бензиновых аналогов.
Это интересно: Что такое Вебасто и как им подогреть двигатель и прогреть салон
Точные цифры привести невозможно, поскольку моторных технологий масса, а с появлением турбированных двигателей с большим избыточным давлением на впуске ситуация вообще сильно изменилась. Остался только общий принцип – при прочих равных условиях компрессия в дизеле должна быть выше, а ограничения в её росте существуют в обоих случаях.
Как проверить компрессию в цилиндрах
По определению понятия компрессии можно догадаться, как её измерить. Предварительно ДВС прогревается до высокой температуры 70-90 градусов.
Из цилиндра выворачивается свеча, а вместо неё вставляется наконечник жёсткого или гибкого армированного шланга, заканчивающегося манометром с подходящим пределом измерения давления.
После чего выполняется несколько процедур:
- отключается топливный насос, для чего достаточно вынуть соответствующий предохранитель;
- блокируется подача искры и топлива в цилиндры, например, снять разъёмы с модулей зажигания и форсунок;
- наконечник шланга плотно фиксируется для предотвращения утечек, полностью нажимается педаль газа для освобождения пути воздуха на впуск, после чего включается стартёр;
- как только показания манометра прекращают расти, данное финишное значение давления запоминается или записывается, это и будет означать компрессию в данном цилиндре.
Для каждого двигателя существует свой допустимый диапазон значения компрессии, зависящий от его конструкционной геометрической степени сжатия.
Среднее значение давление в бензиновом моторе составляет в районе — 10 кг/см² (в дизельном ДВС — 20 кг/см²).
Практический смысл имеет также разбег показаний между цилиндрами, поскольку все одновременно выходят из строя довольно редко.
Упомянутые выше утечки через кольца по мере износа начинают играть всё большую роль. Обычно компрессия уменьшается со временем, но случаются парадоксальные случаи так называемой масляной компрессии.
Масло поступает в цилиндр в таком количестве, что полностью заливает кольца, и компрессия может даже превысить показания нового мотора.
Что представляет собой детонация
В нормальном режиме смесь в бензомоторах горит достаточно медленно, и фронт пламени от свечи распространяется с небольшой скоростью порядка 50 м/с.
Однако при выполнении ряда условий эта скорость резко возрастает:
- низкое качество антидетонационных свойств бензина, характеризуемых его октановым числом;
- самовоспламенение по дизельному типу задолго до ВМТ;
- высокая температура в цилиндре;
- возникновение дополнительных нагретых очагов в камере сгорания;
- неконтролируемое увеличение степени сжатия, например, при сильном нагаре;
- низкие обороты при большой нагрузке;
- слишком бедная, быстро сгорающая смесь.
Физическими свойствами детонации становятся быстрое, взрывное горение и распространение волны со скоростью звука. Причём эта скорость в условиях высокого давления и температуры значительно превышает её в нормальной обстановке.
Причины возникновения
Условия проявления детонации вызваны неисправностями мотора или пренебрежением к правилам его эксплуатации:
- заправка некондиционным или неподходящим для данного мотора топливом;
- перегрев двигателя;
- езда на повышенных передачах с малыми оборотами и значительным нажатием на педаль акселератора;
- установка слишком раннего зажигания на двигателях, где оно регулируется;
- нагар в камере сгорания;
- неисправность датчика детонации, не вызывающая выявления его ошибки со стороны блока управления;
- чрезмерное обеднение смеси.
Полностью исправный двигатель, снабжённый электронной системой впрыска и заправленный положенным по инструкции горючим, не детонирует.
Признаки детонирования
Самое частое упоминание о детонации – это знаменитая фраза «пальцы стучат». Разумеется, никакие пальцы там не стучат, а характерный звук возникает от ударов волны с большой скоростью о днище поршня.
Это надо знать: Гидроудар двигателя, что это такое, признаки и меры предосторожности
При сбросе газа, а также при равномерном движении на больших оборотах звон пропадает, хотя в особо тяжёлых случаях мотор может звенеть постоянно, что очень опасно для него, тем более, что при раскрутке звон плохо различим.
Последствия процесса
Разница между нормальным процессом и детонацией примерно такая же, как между горением артиллерийского пороха и взрывом бризантных веществ.
Первое выталкивает снаряд, а второе разрушает его вместе со стволом пушки. Примерно то же возникает и в цилиндрах двигателя.
Разваливаются и прогорают поршни, сокрушаются перегородки между кольцами, перегревается и искривляется головка блока. Ездить с детонацией категорически недопустимо.
Меры устранения и профилактика
Всё сводится к соблюдению простейших правил:
- заправляться только проверенным бензином с заданным октановым числом;
- вовремя менять масло, не дожидаясь отложений нагара;
- следить за состоянием системы управления двигателем, проводя полную диагностику после появления сигналов об ошибках;
- не допускать перегревов;
- не ездить под нагрузкой на чрезмерно малых оборотах;
- при увеличении расхода масла двигателем проверять компрессию и не откладывая принимать решение о ремонте мотора.
Актуальность борьбы с детонацией резко уменьшилась после прощания с карбюраторными моторами и повышением общей культуры обслуживания автомобилей.
Но знать об этом явлении нужно, тем более, что запас прочности у новых двигателей значительно меньше, чем был во времена постоянно «звенящих» от детонации моторов старых «Москвичей» и любителей ездить на «Жигулях», заливая «76й» бензин.
Особенно быстро детонация убьёт турбомотор, где и так конструкторы вынуждены снижать степень сжатия из-за высокого начального давления на впуске.
Детонация двигателя: причины появления и способы устранения
Что такое детонация двигателя внутреннего сгорания
Детонация двигателя явление не из приятных. Причины детонации мы разберем в конце статьи, а сначала давайте разберемся в том, что такое детонация, и что при ней происходит с двигателем.
Нормальное сгорание топлива в цилиндре, это химическое взаимодействие, протекающее в смеси паров бензина с воздухом. Для того чтобы процесс начался, мало просто перемешать горючее с воздухом в нужной пропорции, этому веществу необходимо еще дать необходимую энергию.
В дизельных двигателях для этого создается очень высокое давление на горючую смесь и температура в конце такта сжатия способствует воспламенению топлива. В бензиновых моторах смесь необходимо поджечь искрой, которая создается при помощи автомобильной свечи. Сформировавшееся пламя распространяется от электродов автомобильной свечи к стенкам всей камеры сгорания.
Пока фронт пламени идет от свечи зажигания к дальним зонам камеры сгорания, может произойти ее самовоспламенение до прихода огня. Несомненно, из-за этого возникает слабая ударная волна, которая встречает на своем пути подготовленное к воспламенению топливо.
От сжатия горючая смесь тут же воспламеняется. Проще говоря, эта волна и есть детонация, скорость ее распространения в цилиндре двигателя достигает порядка 1000 м/с. Это в несколько раз быстрее обыкновенного фронта огня. При этом вы можете слышать металлический звук.
Это явление проявляется, как правило, при средних и больших оборотах мотора. Слабая и кратковременная нагрузка не оказывает серьезного вредного воздействия. Кроме того, чем ближе обстоятельства сгорания в моторе к детонации, тем выше его КПД.
В дизельных двигателях уровень сжатия намного выше, от чего топливо нагревается до пятисот градусов, и самовоспламеняется без помощи искры. В бензиновых моторах уровень сжатия намного меньше, соответственно, и температура в цилиндрах ниже. Кроме того, способность самовозгораться у бензина ниже, чем у дизельного горючего.
Последствия детонации двигателя
Сильная детонация губительно действует на детали камеры сгорания. По сути, детонация — это взрыв, и несложно догадаться, что вследствие этого происходит механическое разрушение деталей двигателя.
При длительной и сильной детонации может быть испорчен и поршень, и шатун, другие элементы КШМ. Так же негативному воздействию подвергаются клапаны и другие элементы ГРМ. И конечно же цилиндры подвергаются сильнейшему негативному воздействию.
Детонация двигателя при выключении
После того как выключили зажигание, мотор автомобиля может временами продолжать работать, то есть «дергается». Частота вращательных движений коленчатого вала то увеличивается, то уменьшается. И происходящее в камере сгорания напоминает процесс самовозгорания топлива в дизельном двигателе. Это явление называется «дизелинг». Не нужно его путать с детонацией, это другое явление и ничего общего с детонацией не имеет.
Дизелинг появляется при некорректной регулировке холостого хода. В случае если система загрязнена и смесь обогащают принудительным способом, путем закручивания винта количества. Свыше меры приоткрывают заслонку первой камеры, при этом получается, что всегда работает главная дозирующая система. Это так же может служить причиной детонации на холостых оборотах.
Причины возникновения детонации в двигателе
Причиной детонации в современных двигателях, включая ВАЗ, чаще всего является низкое качество топлива и количество примесей в нем. Прежде чем ехать в сервис попробуйте сменить заправку. Если детонация не исчезнет, то необходимо проверить работу топливной системы с помощью компьютерной диагностики. Так же необходимо обратиться в сервис в том случае, если детонация сильная.
Помимо низкого качества топлива причиной детонации может стать:
- низкое октановое число используемого топлива
- грязный топливный фильтр
- плохо работающие форсунки
- неполадки в работе топливного насоса
- неисправный кислородный датчик
- использование неподходящих свечей зажигания
- неисправность системы охлаждения двигателя
- неисправность блока управления работой двигателя
То есть причин много, но большинство из них можно определить только лишь с помощью специального диагностического оборудования.
Что делать, если двигатель детонирует?
Детонация, как правило, возникает при определенных режимах работы двигателя, характеризующихся высокими оборотами двигателя и повышенной нагрузкой.
Это может быть резкий старт с места, движение в гору, движение с полной загрузкой и т.д.
Для борьбы с детонацией в современных двигателях используется специальный датчик, который так и называется датчик детонации. Он отслеживает параметры работы двигателя, и в случае появления детонации изменяет режим работы двигателя за счет изменения состава топливной смеси и параметров угла опережения зажигания.
Однако, если во время движения вы заметили, что двигатель детонирует, то первым делом необходимо изменить стиль вождения. Как можно плавнее нажимая на педаль газа старайтесь так же плавно трогаться, снизьте скорость движения, преодолевайте подъемы на пониженной (по сравнению с обычным режимом) передаче.
При первой же возможности залейте в бак гарантировано хороший бензин, купленный на официальной заправке того же Лукойла или BP. Если детонация не прекратится, то езжайте в сервис на диагностику.
Причины и способы предотвращения
У него несколько названий — стук, гудок, детонация и т. Д., И многие из этих терминов могут сделать событие довольно безобидным. По правде говоря, при умеренных и высоких нагрузках постоянное количество детонаций может вызвать катастрофический отказ двигателя, обычно в виде раздробленных подшипников штока, трещин в кольцевых зацепах или отверстия в поршне.
Практически каждый двигатель с искровым зажиганием от средней до высокой мощности будет испытывать случайные детонации в течение всего срока службы.Это одна из тех вещей, которых невозможно полностью избежать, но их можно легко контролировать и удерживать в безопасных пределах с помощью датчиков и ответственной настройки. Для начала, это помогает понять, что происходит внутри камеры сгорания, чтобы вызвать этот разрушительный свистящий звук.
Что это такое
В зависимости от нагрузки двигателя и настройки, свеча зажигания срабатывает в пределах от 45 градусов до 5 градусов перед верхней мертвой точкой (ВМТ) такта сжатия и воспламеняет топливно-воздушную смесь.
Во время нормального цикла сгорания фронт пламени расширяется от точки воспламенения к стенкам цилиндра и днищу поршня, этот процесс горения может занять до 90 градусов вращения коленчатого вала для полного сгорания. Детонация определяется как любое самовозгорание, возникающее после того, как процесс горения уже начался, и не зависит от начального фронта пламени. Это неконтролируемое событие может происходить из любого места в камере и обычно вызвано высокими температурами и / или давлением в баллоне.
Что он делает
Теперь, когда у вас есть базовое понимание стука и двух его основных причин (тепла и давления), мы можем поговорить о связанных с ним разрушающих эффектах. Повреждение вызвано не энергией, высвобождаемой при детонации, а скорее скоростью высвобождения энергии (энергетический потенциал такой же, как и при нормальном цикле сгорания). Детонация часто считается эквивалентом удара по верхней части поршня взрывным молотком.
Как это обнаружить
Слева: датчик детонации, обычно встречающийся на автомобилях EFI.Справа: электронные детекторы, обычно используемые тюнерами.
При возникновении детонации можно услышать звуковой сигнал. В вашем среднем двигателе EFI обнаружение детонации зависит от использования одного или нескольких датчиков детонации, установленных в определенных местах на двигателе. Эти датчики представляют собой тип микрофона, который откалиброван для улавливания определенного диапазона частот, который, как известно, связан с детонацией. Когда датчик обнаруживает достаточно большое количество детонаций, ЭБУ начинает замедлять опережение зажигания и / или добавлять больше топлива, в зависимости от используемого ЭБУ.
Эти частоты детонации будут различаться в зависимости от конструкции двигателя и также должны быть откалиброваны тюнером после модификации тяжелого двигателя.
Австралийская компания по управлению двигателями Haltech создала отличное видео, объясняющее этот процесс калибровки:
Профессиональные тюнеры часто полагаются на использование детонационных баллончиков (детонационных баллончиков) для обнаружения событий детонации в сильно модифицированных двигателях. Эти дет-банки могут быть как электронными, так и механическими, в первом из которых используется микрофон для передачи звука через пару наушников, а во втором — только с использованием медного крепления и трубки для передачи звука, улавливаемого медью, на наушники.Бидоны Det также могут помочь ускорить процесс повторной калибровки датчика детонации.
Как им управлять
При настройке двигателя есть два основных источника тепла и давления, подача топлива и угол опережения зажигания.
Момент зажигания для контроля давления
При настройке угла опережения зажигания вы должны помнить о том, насколько вы его опережаете — большее время не всегда означает большую мощность. Идея состоит в том, чтобы рассчитать время искры в нужный момент до ВМТ, чтобы обеспечить достаточно времени горения для достижения пикового давления в цилиндре в оптимальной точке ВМТ.
Заводская карта опережения зажигания от JDM Mitsubishi Evo X 2008 года выпуска (Degrees BTDC). Обратите внимание на то, что по мере увеличения нагрузки и числа оборотов опережение уменьшается. Приложения с наддувом имеют тенденцию работать с более низкой пиковой синхронизацией из-за повышенного давления в цилиндре, связанного с принудительной индукцией.
Превышение опережения зажигания приведет к слишком раннему возникновению искры, в результате чего давление в цилиндре будет расти быстрее, чем может распространяться фронт пламени. Это создаст два источника давления в цилиндре, работающих одновременно (ход поршня и сгорание), в результате чего давление и температура в цилиндре превысят точку самовоспламенения несгоревшего топлива, все еще оставшегося в цилиндре, что мгновенно сгорит.Это самовозгорание является детонационным событием и является одной из наиболее частых причин выхода из строя поршня, штока и подшипника.
Примеры отказов подшипников из-за детонации. Слева: усталость промежуточной футеровки на основе меди в трехметаллических подшипниках. Справа: Локальный чрезмерный износ из-за деформации шатуна от детонации.
Заправка топливом для контроля температуры
При настройке двигателя топливо используется как форма контроля температуры. Добавление большего количества топлива создает более богатую смесь и охлаждает камеру, а удаление топлива выжимает смесь и добавляет больше тепла.
Haltech предлагает отличную аналогию, которая поможет вам понять этот процесс. «Думайте об этом как о выпечке торта. Когда вы закончите выпечку, откройте духовку и вытащите пирог, чтобы он остыл. Температура воздуха внутри духовки составляет 180 градусов по Цельсию, поэтому и торт, и стальная форма для выпечки имеют температуру 180 градусов, но при этом, когда вы кладете руки на 180 градусов воздуха, вы не обжигаетесь. Однако металлическая форма для торта наверняка обожжет руки, как и сам торт через пару секунд.
Что вы хотите убрать из этого, так это то, что воздух — ужасный проводник тепла, потому что воздух на 180 градусов в духовке не обожжет вас, как форма для торта при той же температуре.Топливо гораздо лучше проводит тепло, поэтому, в общем, чем больше топлива вы добавляете, тем больше тепла будет отводиться от стенок цилиндров, поршней, клапанов и т. Д.
Заводская топливная карта EDM Mitsubishi Evo X 2008 года (масштабируется для AFR). Обратите внимание, что по мере увеличения нагрузки и числа оборотов увеличивается заправка (богаче). Двигатели с наддувом обычно требуют как минимум на 10% более богатой топливной смеси для борьбы с детонацией, вызванной повышенными температурами цилиндров, создаваемыми принудительной индукцией.
Однако можно добавить слишком много топлива, особенно в областях с низкой нагрузкой, таких как холостой ход или круиз, и вы можете вызвать стук или даже расплавить поршень, если вы слишком обеднены при более высоких нагрузках.Задача тюнеров — откалибровать несколько различных компонентов двигателя (MAF, VE, VVT, Boost, заправка, время зажигания и т. Д.) Для достижения наиболее эффективных целей заправки и опережения зажигания для двигателя и его конкретных модификаций.
Заключение
Детонация может вызвать катастрофический отказ двигателя, если ее не остановить. Вот почему большинство современных двигателей включают в себя отказоустойчивую заводскую настройку, чтобы замедлить опережение зажигания или добавить топлива, когда датчик детонации обнаруживает слишком большое количество детонаций.Чтобы предотвратить детонацию модифицированных двигателей, требуется настройка для настройки заводских калибровок и приведения вашего двигателя в равновесие с вашими новыми модами.
Детонация, предварительное зажигание и детонация двигателя
Детонация — обычно вызываемая топливом с низким октановым числом — это тенденция топлива к предварительному воспламенению или самовоспламенению в камере сгорания двигателя. Это раннее (до того, как загорится свеча зажигания) воспламенение топлива создает ударную волну по всему цилиндру, поскольку горящая и расширяющаяся топливно-воздушная смесь сталкивается с поршнем, который все еще движется к верхней мертвой точке.В результате стук или звон — это звук ударов поршней о стенки цилиндра.
Эффекты детонации могут быть от произвольных до серьезных. Продолжительный и интенсивный стук может привести к поломке поршня или двигателя, хотя он также может выдержать эту небольшую проблему на протяжении тысяч миль. Точно так же перегрев может вызвать дополнительный износ двигателя, быть относительно безвредным или вызвать возгорание и поломку двигателя.
Распространенные причины детонации
Детонация чаще всего возникает из-за использования низкокачественного моторного топлива и, как следствие, порчи деталей вашего двигателя.Однако конструкция камеры играет ключевую роль в определении того, когда и если двигатель может неожиданно взорваться. Форма, размер, расположение искры и геометрия конструкции — все это помогает определить, где эти взрывы могут произойти.
Перегретый наконечник свечи зажигания также может вызвать преждевременное зажигание. Это может вызвать пинг в вашем автомобиле при движении по шоссе, но на самом деле он может сохраняться в двигателе на тысячи миль. Если вы слышите металлический щелкающий звук во время езды на большие расстояния, вам следует проконсультироваться со своим механиком и узнать, нужно ли заменить свечу зажигания.
Общие эффекты
Детонация может вызвать три типа отказа двигателя в зависимости от источника и серьезности: истирание, механическое повреждение и перегрев. Механическое повреждение происходит из-за того, что сильное воздействие природы может вызвать разрушение частей двигателя внутреннего сгорания. Это может особенно повлиять на посадку верхнего или второго поршневого кольца или даже на выпускные или впускные клапаны.
При истирании головка поршня медленно разрушается, создавая микроскопический эффект швейцарского сыра на ее поверхности, что приводит к снижению эффективности и возможной поломке.Однако перегрев — более серьезная проблема, которая при запуске действует почти как эффект снежного кома. Из-за того, что пограничный газовый слой прерывается на головке блока цилиндров и теплопередача к охлаждающей жидкости через головку блока цилиндров, этот перегрев двигателя будет продолжаться по мере повышения температуры, вызывая усиление детонации.
Общие решения
К счастью, есть несколько способов предотвратить преждевременное зажигание. Лучшее решение, очевидно, — поговорить с вашим механиком о проблеме, но если у вас есть опыт ремонта двигателя, вы также можете воспользоваться следующими методами, чтобы снизить вероятность детонации двигателя.
Переход на топливо с более высоким октановым числом для уменьшения нагрева камеры сгорания и более медленного сжигания топлива — лучший способ борьбы с ложным срабатыванием. Точно так же снижение температуры воздуха на входе в двигатель значительно снизит вероятность преждевременного воспламенения и детонации. Как правило, на каждые 10 градусов холоднее входящего воздуха, он производит на один процент больше энергии. Регулировка фаз газораспределения также может помочь решить эту проблему. Если ваш двигатель работает во время открытия дроссельной заслонки на низких оборотах двигателя, вам может потребоваться отрегулировать время на два-три градуса.
Определение детонации по Merriam-Webster
det · o · нация | \ ˌDe-tᵊn-ā-shən , ˌDe-tə-nā- \2 : быстрое сгорание в двигателе внутреннего сгорания, приводящее к детонации.
Что такое детонация двигателя? — Блог AMSOIL
Термины «предварительное зажигание» и «детонация двигателя» часто используются как синонимы для описания явления, вызывающего детонацию в двигателе.В то время как предварительное зажигание относится к раннему воспламенению топливно-воздушной смеси до зажигания свечи зажигания, что такое детонация двигателя? Другое событие ненормального сгорания, детонация двигателя , относится к самовозгоранию оставшейся топливно-воздушной смеси в камере после того, как нормальное сгорание инициировано свечой зажигания.
В правильно работающем двигателе искровое зажигание обычно происходит за несколько градусов до того, как поршень достигнет верхней мертвой точки (ВМТ). Такой тщательный расчет времени гарантирует, что направленная вниз сила взрывающейся топливно-воздушной смеси работает в тандеме с направленным вниз импульсом поршня, что приводит к оптимальному КПД и мощности.
Однако детонация двигателя может быть вызвана чрезмерным нагревом и давлением, что приводит к детонации двигателя. Компьютеры в современных транспортных средствах могут обнаруживать детонацию в двигателе и компенсировать ее, регулируя синхронизацию двигателя. Хотя это предохраняет ваш двигатель от разрушения, производительность и экономия топлива могут пострадать.
Причины детонации двигателя
Хотя множество факторов могут вызвать детонацию и детонацию двигателя, это три наиболее распространенных.
1) Углеродистые отложения
Углеродистые отложения в камере сгорания могут быть опасными, если они становятся достаточно горячими, чтобы воспламенить любое остаточное топливо в результате сгорания, или если они забивают форсунки и влияют на схему распыления, что приводит к чрезмерному остаточному топливу.
Хотя весь бензин, продаваемый в США, должен содержать моющие присадки с наименьшей концентрацией присадок (LAC), для прохождения испытаний требуется очень низкий уровень присадки. Низкий уровень моющих присадок в современном бензине способствует накоплению отложений на важнейших компонентах топливной системы.
Очистить отложения с помощью топливных присадок AMSOIL
AMSOIL P.i.®
AMSOIL P.i. Performance Improver — это эффективный очиститель всей топливной системы с одним баком.Более мощный, чем другие присадки к топливу на рынке, P.i. эффективно очищает все, что касается топлива, включая форсунки прямого и прямого впрыска, впускные клапаны и камеры сгорания, всего в одном баке с бензином.
AMSOIL Смазка для верхнего цилиндра
AMSOIL Upper Cylinder Lubricant содержит моющие присадки, предназначенные для поддержания чистоты форсунок. В то время как AMSOIL P.i. Смазка для верхнего цилиндра предназначена для разрушения и удаления стойких отложений на форсунках, которые могут снизить мощность и экономию топлива. Смазка для верхнего цилиндра помогает сохранить чистоту форсунки и камеры сгорания.Использование его с каждым баком топлива помогает сохранить экономию топлива и производительность, а также продлить срок службы компонентов.
2) Охлаждающая жидкость / система охлаждения
При перегреве двигателя повышается вероятность детонации двигателя. Проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если он низкий, долейте. Если это не помогло, осмотрите свою систему охлаждения, чтобы убедиться, что все в рабочем состоянии. Следите за неисправным водяным насосом, отсутствующим кожухом вентилятора, слишком горячим термостатом или проскальзыванием муфты вентилятора.
Обеспечьте превосходную защиту системы охлаждения с помощью охлаждающих жидкостей AMSOIL
Антифриз и охлаждающая жидкость для легковых / легких грузовиков AMSOIL и антифриз и охлаждающая жидкость на основе пропиленгликоля обеспечивают превосходную теплопередачу и превосходную защиту от коррозии, замерзания и кипения. Они обеспечивают максимальную защиту при экстремальных температурах и условиях эксплуатации.
3) Неправильные свечи зажигания
Свечи зажигания не только создают искру, но и отводят тепло из камеры сгорания в головку.Они предназначены для работы в определенном температурном диапазоне, и использование свечей зажигания, отличных от рекомендаций OEM, может привести к детонации двигателя.
Убедитесь, что вы используете правильные свечи зажигания, чтобы избежать детонации.
определение детонации по The Free Dictionary
Но непредвиденное обстоятельство, а именно взрыв, произведенный Колумбиадой, немедленно вызвал беспокойство в земной атмосфере, накопив большое количество пара, — явление, вызвавшее всеобщее негодование, поскольку Луна была скрыта от глаз людей. наблюдатели на несколько ночей.Словно в ответ раздался громкий кричащий рев, тусклый от расстояния, перемежающийся детонацией за детонацией. Около шести часов вечера, когда я сидел за чаем с женой в беседке, энергично обсуждая предстоящую битву, Я услышал приглушенный взрыв из рядового, и сразу после порыва выстрела. В то же мгновение ужасный взрыв расколол уши; и когда я поднялся на следующую лысину, где несколько секунд назад лежал горящий корабль, остался лишь раскаленный докрасна позвоночник, который шипел и уменьшался еще на минуту, а затем оставил черноту, сквозь которую каждая звезда сияла с удвоенным блеском.Бедняга вообразил, что уже чувствует огромные лапы свирепого зверя в своей плоти, когда в узком проходе раздался второй взрыв, и доктор услышал шум всех огромных двойных петард Сен-Жана, разряд двадцать аркебузов на опорах, взрыв знаменитого змеевика Башни Билли, который во время осады Парижа в воскресенье, 26 сентября 1465 года убил семерых бургундцев одним ударом, взрыв всего пороха Хранившийся у ворот Храма, в этот торжественный и драматический момент его уши были бы менее резкими, чем эти несколько слов, сорвавшиеся с уст пристава: «Его преосвященство, монсеньер кардинал де Бурбон».«Не рассчитывая, — добавил Арамис, — что взрыв может привести к обрушению пещеры». И затем, когда она догнала его, он на полном ходу, а она прыгнула носом к его колену, внезапно вспыхнула вспышка. Взрыв дыма, ужасный взрыв, и на месте, где за мгновение до этого были человек и собака, не было видно ничего, кроме большой дыры в земле. Это поразило его больше, чем небольшой и отдаленный взрыв, который произошел незадолго до этого. Тишина, последовавшая за взрывом торпеды, была почти столь же ужасающей.И все же на этой неустойчивой и смертоносной субстанции, из которой, как он прекрасно понимал, состоит Ван Хорн, он тяжело ступил своей личностью, осмелившись, на грани взрыва, чтобы ударить ее своей наглостью. Пора; ибо едва они проплыли и поллиги, как д’Артаньян увидел вспышку и услышал взрыв. О закрытии порта сообщила пушка.Технологии тысячелетия
Наиболее частой причиной отказа двухтактных двигателей является детонация. Мы попросили трехкратного профессионального механика года AMA, руководителя экипажа, неоднократно выигравшего чемпионаты SX / MX, и технического менеджера Millennium Technologies Тома Моргана составить краткое руководство по двухтактной детонации и способам ее предотвращения.Мы надеемся, что это поможет.
Детонация, вызванная октановым числом топлива или сжатием.
На этом рисунке показана наиболее распространенная форма двухтактной детонации. Это выглядит как ямка по периметру канала ствола на стороне, противоположной выхлопной трубе. Край поршня и внешний диаметр зоны сжатия будут повреждены. Более сильная детонация будет выглядеть как цилиндр и головка на этих фотографиях.
Небольшая детонация проявляется как небольшая шероховатость области, выглядящая так, как если бы она была подвергнута легкой пескоструйной очистке.
Также могут наблюдаться задиры на стороне поршня из-за разбрызгивания расплавленного материала поршня на отверстие и разрушения масляной масляной пленки.
Есть два способа предотвратить возникновение этого типа детонации:
1. Используйте более качественное топливо (с более высоким октановым числом)
2. Уменьшите степень сжатия.
Этот тип детонации может произойти, даже если ваш двигатель полностью исправен. Современные газовые насосы предназначены для использования в автомобилях, а не для двухтактных двигателей.В нем мало свинца и много этанола…… противоположно тому, что требуется для высокопроизводительного двухтактного двигателя. Есть несколько стандартных двигателей, которые подвержены этому типу детонации; Конструктор двигателей слишком приблизил настройку двигателя к грани. В связи со снижением качества перекачиваемого газа надежность теперь под вопросом. Если вы видите это состояние в своем стандартном двигателе, вам следует подумать об использовании топлива с более высоким октановым числом или о механической обработке головки для небольшого снижения степени сжатия.
Детонация, вызванная обедненной топливной смесью.
Детонация из-за обедненного соотношения воздух / топливо появляется на стороне выпускного отверстия поршня. Этот тип детонации обычно более серьезен, чем детонация с октановым числом, вызывая больший ущерб и более быстрый отказ двигателя. Головка поршня будет иметь повреждения в области выпускного отверстия, в тяжелых случаях край поршня над кольцом разрушится. Произойдет повреждение кольца, и выхлопная сторона поршня будет поцарапана и повреждена.
В случаях, когда смесь слегка бедная или иногда бедная при определенных условиях, признаки детонации будут более тонкими.Кольцо перегреется. Это будет заметно в виде небольшого синего цвета на выхлопной стороне кольца, небольшого плоского пятна на кольце, где оно соприкасается с выхлопной перемычкой, или сломанного кольца.
Как я узнаю, что мой двигатель детонирует до того, как произойдет повреждение?
Обычно невозможно услышать детонацию, пока не станет слишком поздно для вашего двигателя. Вот несколько советов, которые помогут вам поймать его, пока не стало слишком поздно:
Внимательно осмотрите свечу зажигания через увеличительное стекло.Детонация (даже небольшая) будет проявляться в виде крошечных пятнышек на изоляторе свечи зажигания (см. Рисунок). При увеличении он выглядит как крошечные металлические шарики.
Вы всегда должны внимательно осматривать двигатель каждый раз, когда снимаете головку. Обратите внимание на точечную коррозию или пескоструйную обработку по периметру днища поршня и ленты головки поршня.
Советы по предотвращению детонации
Всегда следите за тем, чтобы ваш жиклер (особенно главный жиклер) был достаточно богатым.Стремление к невероятной мощности в целом не принесет вам большой мощности. Струя на размер или два богаче на трассе не будет заметна, но ваш двигатель будет намного надежнее.
Имейте в виду, что правильная подача зависит от плотности воздуха. Плотность воздуха изменится на:
Температура воздуха
Высота
Барометрическое давление
Влажность
Обращайте внимание на изменения погоды и вносите соответствующие изменения в параметры струи.
Jet больше «на ощупь», чем цвет штекера при двухтактном изображении. Два такта обеспечивают максимальную мощность при низких температурах двигателя, и это в сочетании с маслом в топливе и свечами зажигания диапазона холодного нагрева обеспечивает хорошее считывание свечей, которое темнее, чем большинство ожидает увидеть. Ваш главный жиклер должен быть достаточно богатым, чтобы он был всего на размер или два ниже точки распыления при полном открытии дроссельной заслонки на более высоких передачах.
Не меняйте топливо, не убедившись в правильности заливки.Это не так сильно относится к неэтилированному бензину премиум-класса с вашей заправочной станции (однако зимние и летние смеси топлива различаются). Это относится к разным типам гоночного топлива или при переходе с гоночного топлива на насосное или наоборот.
Избегайте соблазна настроить время в поисках увеличения мощности. Современные двухтактные двигатели с цифровым зажиганием запрограммированы на точную синхронизацию в соответствии с числом оборотов в минуту, а некоторые — с положением дроссельной заслонки. Это один из аспектов современных двухтактных двигателей, который труднее всего и требует много времени для улучшения.Небольшой выигрыш в мощности от момента зажигания обычно приводит к снижению надежности, если не пройти тщательные испытания.
Добро пожаловать в THOR Racing, — Thor Racing & Garage Services (Ковентри)
Тюнинг автомобилей Performance: ремонт, обслуживание, тюнинг, управление двигателем, подготовка к гонке :Сводка
Нужна ваша Toyota Supra, Nissan Skyline R32, R33, R34 GTS и GTR, Toyota MR2, Toyota MRS Roadster, Lexus Altezza, A-Class, Lexus V300 Vertex, Toyota Aristo« Toyota Soarer V8, Toyota Soarer 2.5TT, Celica GT4 Tuning, ECU Re Mapping или даже обновления двигателя, включая турбо-зарядные устройства и восстановление двигателя, а также многие другие модифицированные обновления двигателя и компоненты, включая Dyno Verification, тогда мы можем помочь.
Идеально, если вы живете в следующих районах:
Бирмингем, Тамворт, Ковентри, Солихул, Нунитон, Реддич, Лимингтон, Уорик, Кенилворт, Уорикшир, Уэст-Мидлендс и прилегающие районы.
Мы также предлагаем полный ремонт двигателя , техническое обслуживание, изготовление нестандартных трубопроводов и переоборудование коробки передач.
ECU Сводка схемы
Можно сопоставить следующие ЭБУ: Link, Greddy, Apexi, Motec, Omex, Autronic, Emerald, Gems, Electromotive, Haltech, DTA, MicroTech, Taxtrix OpenPort2.0, SyVecvs, Tomei Rytec ECU. Если ваш ECU подключен правильно, ваш автомобиль будет работать с оптимальной производительностью.
ECU Re Mapping обычно занимает 3-4 часа. Когда ваш ECU правильно запрограммирован с точными настройками, вы заметите более плавный, более отзывчивый и более быстрый автомобиль.Переназначение ЭБУ вторичного рынка для улучшения крутящего момента и выходной мощности выполняется на динамометре шасси 1600 л.с. с прямым подключением. (Rolling Road)
Dynapack 6000 способен измерять до 1600 л. проскальзывание шины / ролика, повышающее безопасность и точность измерения. Это идеально подходит для анализа неисправностей, обнаруживаемых только при движении под нагрузкой, и настройки двигателя на максимальную выходную мощность.
Большие потолочные вентиляторы всасывают воздух снаружи и закачивают его в камеру через отверстие размером с радиатор, а затем выводят его через большое вентиляционное отверстие в потолке и выводят наружу. Выхлопные газы выводятся отдельно.
Оборудование может измерять в реальном времени крутящий момент двигателя, температуру воздуха на впуске, давление турбонаддува и, что важно, соотношение воздух / топливо; BHP рассчитывается и корректируется в соответствии с британскими стандартами DIN.
Анализ производительности / диагностика
Коды неисправностей
Мы можем считывать и удалять многие коды неисправностей системы управления двигателем и диагностировать электрические и / или механические неисправности британских и серых импортных японских автомобилей.Европейское тоже возможно.
Анализ производительности — Дополнительная информация
————————————————- ——————————-
THOR Racing может поставить большую часть электроники и продуктов для настройки двигателя для вашего автомобиля, а также предложить услуги по установке , и , , используя наш 4WD 1600BHP Chassis Dynamometer .
(Chassis Dyno похож на Rolling Road)
Анализ производительности прогонов и показаний динамометрического стенда
Простая подача мощности на динамометрический стенд Dynapack позволяет получить подробную картину работы вашего двигателя и трансмиссии.Устройство также оказывает ценную помощь в полном переназначении электронного управления двигателем, а также повторной подкачки карбюраторных систем; так что даже ваш классический спортивный автомобиль будет обслужен в рамках нашего спектра услуг.
Power Run — Дополнительная информация
————————————————- ——————————-
Воздушные фильтры
Индукционные комплекты
Интеркулеры
Регуляторы давления топлива
Топливные насосы
Клапаны сброса
Контроллеры наддува
Дополнительные форсунки
Выхлопные системы
Шланги турбонагнетателя
————————————————- ——————————-
Сводка услуг
Спектр услуг, специально направленных на настройку электроники и управления двигателем, с широким спектром механических услуг.
Когда дело доходит до настройки, важно точно понимать, что вы ищете с точки зрения производительности. Возможно, вы просто хотите, чтобы ваша машина работала для повседневного использования, но с дополнительным кое-чем. Они могут выполнять модификации, подходящие для трек-дней, дрэг-рейсинга или других соревнований по автоспорту.
Различные детали, которые они рекомендуют для вашего автомобиля, поставляются ведущими производителями и выбираются по уровню качества сборки, производительности и долговечности.Они испытали и протестировали очень много компонентов на протяжении многих лет, и наши мнения основаны на нашем собственном опыте, а также на опыте наших клиентов. Проще говоря, … если они думают, что это не работает, они не устанавливают его.
Опыт настройки гоночных двигателей накоплен за многие годы. Знания и технический опыт позволяют нам рекомендовать решения и компоненты для настройки от ведущих производителей, а также выполнять все установки для максимальной надежности. Они понимают все аспекты настройки высокой производительности.Если вы планируете участвовать в трек-днях или просто получать удовольствие от повседневной езды, у нас есть правильные решения и рекомендации, которые заставят вас улыбнуться.
.