Диагностика ГБО 4 и 5 поколения, не работает ГБО? Звоните!
Установка на автомобиль газобаллонного оборудования ― единственное и верное решение для экономии денег на заправке. Помимо более низкой стоимости газ дает много других преимуществ: увеличивается моторесурс двигателя, снижается содержание вредных веществ в выхлопе.
Некоторые автовладельцы утверждают, что установка ГБО приводит к быстрому прогару клапанов на двигателе. Это происходит в случае неграмотного монтажа газового оборудования и неправильной регулировке его работы.
Никаких проблем в работе ГБО не возникает, если регулярно проводить его диагностику.
Согласно общим рекомендациям производителей ГБО первую проверку необходимо производить через 1000 км после установки комплекта. Затем каждые 10000 км.
Когда нужна внеплановая диагностика ГБО
В некоторых случаях возникает необходимость во внеплановой диагностике ГБО. Определить необходимость в посещении СТО можно по следующим признакам:
- автомобиль теряет динамику;
- затруднения с запуском;
- в салоне появился характерный газовый запах;
- увеличение расхода газа.
Если вовремя обратиться на СТО для диагностики, то удастся избежать дорогостоящего ремонта.
Как проводится диагностика
Современный комплект газобаллонного оборудования представляет собой систему впрыска газа, работа которой регулируется электронным блоком. Самым популярным и востребованным считается система ГБО 4 поколения. Современное ГБО отличается высокой степенью надежности. При грамотной эксплуатации и регулярном обслуживании работа автомобиля на газе совершенно не отличается от бензинового питания.
В большинстве случаев причиной для диагностики и ремонта ГБО является естественный износ расходных компонентов.
Диагностика ГБО проводится с использованием специального оборудования. Это так называемая компьютерная диагностика. Для этого необходимые специальные стенды. В процессе диагностики проверяется работа всех узлов и агрегатов. На основании полученной информации об отклонениях и неполадках определяется стратегия ремонта ГБО.
В процессе компьютерной диагностики ГБО используется специальный кабель с набором разъемов. С их помощью производится подключение к системе. При этом следует учитывать, что у разных марок авто прошивки электронных блоков отличаются. Также и тип комплекта ГБО может быть разным. Это говорит о том, что собственными усилиями без помощи специалистов провести диагностику и ремонт ГБО в условиях гаража невозможно. Подобные попытки, как и самостоятельная диагностика, могут закончиться полным выходом из строя газобаллонного оборудования.
Преимущества диагностики ГБО на СТО:
- возможность точной регулировки расхода горючего;
- считывание, грамотное определение и устранение ошибок в электронном управлении ГБО;
- выявление потенциальных неисправностей в газовом оборудовании;
- экономия денежных средств и времени.
Регулярная диагностика ГБО — это самый надежный способ долгой и безаварийной эксплуатации автомобиля.
Основные неисправности, выявляемые в процессе диагностики ГБО
Помимо компьютерной диагностики ГБО производится визуальный осмотр состояния оборудования.
Редуктор-испаритель. Для этого агрегата может возникать проблема с промерзанием зимой. Проблема может крыться в неправильном подключении к системе охлаждения. Также могут повредиться мембраны, и тогда редуктор будет пропускать газ. Из-за ненадежного крепления редуктора трубки, подсоединяемые к нему, будут со временем ломаться. На эти нюансы нужно обращать пристальное внимание.
Газовые фильтры. Регулярная замена фильтров даст возможность поступлению в систему чистого газа. Тем самым комплект ГБО будет работать без сбоев. Из-за сильной засоренности фильтра подача газа может вообще прекратиться.
Состояние газовой магистрали. Из-за нарушения герметичности соединений образуется утечка газа, за счет чего в салоне появляется характерный запах. Выявленные в процессе диагностики ГБО повреждения соединений ремонтируются путем замены отдельных элементов магистрали или уплотнителей.
Мультиклапан. Отказ в работе мультиклапана может быть связан с зависанием поплавка или выходом из строя датчика. И-за этого не отслеживается уровень газа.
Клапан аварийного сброса. Может пропускать газ. Такая поломка может привести к очень плохим последствиям. С такой неисправностью дальнейшая эксплуатация ГБО крайне нежелательна.
Электромагнитный клапан, расположенный на газовом баллоне. Из-за поломки этого клапана может полностью прекратиться подача газа в систему.
Магистральный клапан. Для магистрального клапана характерен целый список возможных поломок: поломка пружины, повреждение корпуса, перегорание катушки, заклинивание поршня.
Обращаясь для диагностики ГБО на СТО “ГАРАНТ-ГАЗ” вы получите квалифицированное обслуживание и грамотную консультацию специалистов.
Диагностика ГБО
Цены на бензин постоянно растут и облагаются новыми акцизами. Но без автомобиля в нашей стране с её огромными расстояниями и слаборазвитой транспортной системой просто нельзя. Поэтому многие автолюбители хотят сэкономить на своем автомобиле. Одним из способов достижения солидной экономии является установка газового оборудования. Цена на газ всегда ниже, чем на бензин, и каждый километр, пройденный на газе, в среднем обходится на 30-50% дешевле.
Установка газового оборудования является одним из способов экономии
Содержание
- 1 Состав ГБО
- 2 Установка и настройка ГБО
- 3 Обслуживание ГБО
- 3.1 Основные неисправности и диагностика ГБО
- 3.2 Диагностика ГБО и его настройка с помощью программы
Состав ГБО
На данный момент на рынке представлены различные поколения ГБО, всего их шесть. Первые два поколения разработаны для карбюраторных двигателей и не имеют электронной начинки. Остальные же поколения были разработаны для инжекторных двигателей и с каждым поколением усложнялись все больше, как и двигатели внутреннего сгорания.
В России самым распространенным является газобаллонное оборудование четвертого поколения.
Оно включает в себя следующие части:
- Газовый баллон. Это емкость для хранения запаса топлива. Баллоны для метана и пропана-бутана отличаются.
- Мультиклапан. Это устройство располагается прямо на баллоне и делает возможным извлекать газ или же, наоборот, — заполнять баллон. На него же монтируются защитные устройства для аварийного сброса газа.
- Устройство для заправки газа. Поскольку газ может быть жидким только под огромным давлением, просто залить его не выйдет, поэтому для заправки монтируется специальное устройство.
- Магистраль высокого давления. Это трубопровод, по которому газ попадает в двигатель.
- Редуктор-испаритель. Служит для возвращения газа к его нормальному состоянию.
- Газовые форсунки. Служат для подачи газа в двигатель, отличаются от бензиновых.
Газовые форсунки нужны для подачи газа в двигатель
- Электромагнитный клапан для бензина. Перекрывает подачу бензина при езде на газе.
- Электромагнитный клапан для газа. Перекрывает подачу газа при езде на бензине.
- Дополнительные датчики. Нередко для нормальной работы двигателя требуется установка дополнительных датчиков.
- Электронный блок управления. Управляет комплектом ГБО и смешивает правильную смесь.
- Соединительные и крепежные элементы.
- Переключатель вида топлива. Просто кнопка, которая монтируется в салон автомобиля.
Установка и настройка ГБО
Установка газового оборудования производится в сертифицированном сервисе опытными профессионалами. Только так можно достичь надежности, безотказности, безопасности и стабильности работы автомобиля на новом виде топлива.
Настройка и регулировка также должна производится профессионалами. Неправильно настроенный комплект ГБО серьезно скажется на ресурсе и работе двигателя, расход может стать выше, чем на бензине, динамика автомобиля пропадет, и двигатель может сломаться.
Обслуживание ГБО
Газобаллонное оборудование – это новая система в автомобиле, и она потребует к себе внимания.
Обслуживание ГБО
Обслуживание ГБО подразумевает следующие операции:
Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Читать далее >>
- Заправка баллона газа.
- Слив конденсата. Из-за температуры газа в системе постоянно образуется конденсат, который необходимо сливать через каждую третью заправку.
- Очистка комплекта от грязи и пыли.
- Очистка медных трубок и магистралей. В них накапливается грязь, и им требуется обслуживание. Раз в два года требуется очистить все элементы ГБО.
- Замена расходных материалов: фильтров тонкой и грубой очистки, раз в месяц — мембран на редукторе. Фильтры обычно меняются раз в 10000 километров пробега или вместе с заменой масла в двигателе. Мембраны на редукторе обычно «устают» через 1-2 года эксплуатации.
- Контроль соединений комплекта ГБО и их герметичности производится раз в полгода, при необходимости они подтягиваются.
- Контроль креплений комплекта ГБО. Особенно это касается жестких металлических трубок, если элемент, который к ним закреплён, расшатан – они могут обломаться, поэтому все должно быть закреплено жестко.
- Регулировка и настройка ГБО. Для инжекторов и для карбюраторов производится по-разному. Для карбюраторных двигателей процедура похожа на настройку самого карбюратора – смесь настраивается с помощью регулировочных болтов.
Настройка ГБО для инжекторов и для карбюраторов производится по-разному
Для инжекторных двигателей для этих целей применяется программное обеспечение, компьютер подключается к электронному блоку управления газового оборудования.
- Обслуживание и регулировка зазоров клапанов двигателя при работе на газе должны осуществляться своевременно.
- Контроль проводки автомобиля. Утечка газа в подкапотное пространство и искра от неисправной проводки – это очень плохое сочетание, которое приведет к возгоранию автомобиля или даже взрыву.
Обслуживание ГБО несложное, и его можно производить своими руками.
Основные неисправности и диагностика ГБО
Редуктор-испаритель. Самая распространенная проблема с редуктором испарителем – его перемерзание. В этом случае необходимо смотреть подключение к системе охлаждения автомобиля. На втором месте идет повреждение мембран, тогда редуктор пропускает газ. Плохое крепление может привести к тому, что трубки, подключенные к нему, сломаются. Если редуктор давно не чистили – он мог засориться. Раз в два года необходимо делать его ревизию и менять вышедшие из строя элементы.
Фильтры. Засорение фильтра приводит к тому, что газ перестает поступать в систему.
Фильтр нужен для поступления газа в систему
Повреждение соединений или газовой магистрали. Как и любое нарушение герметичности в системе газового оборудования, это приводит к утечкам газа и появлению его запаха в салоне. Утечка газа определяется намыливанием, далее следует разборка элемента, его повторный монтаж, замена уплотнителя или самого элемента в случае, если его невозможно починить.
Мультклапан. Зависание поплавка или обрыв датчика количества газа приводят к тому, что уровень газа не отслеживается.
Поломка скоростного клапана. Газ в систему не подается, или его у него слишком маленький расход.
Клапан аварийного сброса. Не работает или пропускает газ. Очень опасная поломка, которая может привести к печальным последствиям. Выход из строя запорной арматуры, облом штока или вентиля означают, что ГБО эксплуатировать нельзя.
Электромагнитный клапан на баллоне. Пропускает или не пропускает газ, необходимы ремонт или замена.
Магистральный клапан. Обрыв цепи, выход из строя катушки, заклинивание поршня, обрыв или ослабление пружины, трещины на корпусе, повреждение резьбы могут привести к отказу клапана или потере герметичности.
Магистральный клапан ГБО
Если запах газа проявляется только при включенном зажигании, это свидетельствует о поломке магнитного клапана второй ступени, он ремонтируется или меняется.
Устройство для заправки газа. Поломка корпуса, утеря или поломка крышки, поломка защитного клапана не позволят заправить баллон. Клапан должен издавать характерный щелчок.
Перегорание предохранителей. Неисправная проводка в системе ГБО может привести к перегоранию предохранителей и отказу работы электрической части ГБО.
Загрязнение трубопроводов, их повреждения. Газопровод может быть загрязнен до такой степени, что газ пройти по нему просто не сможет.
Если механическая часть комплекта газобаллонного оборудования в порядке – стоит приступить к диагностике электрической части и датчиков. Это проще сделать с помощью программы.
Диагностика ГБО и его настройка с помощью программы
Системы газового оборудования четвертого поколения (например, Ловато, Тамона и Stag) имеют свою систему диагностики, настройки и компьютерную программу. Каждый производитель ГБО стремится нажиться на поставках оборудования и продает такие кабели для проведения компьютерной диагностики и настройки отдельно и совсем недешево. И они не универсальные.
Изготовить универсальный кабель для диагностики и настройки своими руками вполне реально
Большая часть кабелей для диагностики и настройки газового оборудования Ловато, Тамона и Stag очень похожи и за редким исключением выполнены на базе двух типов разъемов: восьми- и четырехпиновом. Причем, кабели эти различаются только разъемом, распайка же внутри кабеля обычна идентична. Это было сделано, чтобы для каждого комплекта покупали свой кабель. Однако изготовить универсальный кабель для диагностики и настройки своими руками вполне реально.
Стоит начать с определения типа питания при помощи мультиметра. Некоторые комплекты ГБО начинают работу только при включённом зажигании. Необходимо найти плюс и минус.
Для работы комплектов ГБО Ловато, Тамона и Stag с программой подойдут разъёмы от Волги или Лады с четырьмя контактами.
Для перехода проводов на USB интерфейс необходимо будет приобрести адаптер K-L-Line или аналогичный. Все ГБО работают на базе порта RS-232, который в современные компьютеры не устанавливаются, необходимо будет подключить его через USB адаптер. Распайки и распиновки интерфейсов USB, RS-232 и конкретного комплекта ГБО можно найти в интернете.
Для того чтобы изготовить диагностический кабель для диагностики ГБО, вам понадобятся
- схемы распайки кабеля для диагностики и настройки USB адаптера;
- кабель от телефона или USB адаптер;
разъем от Волги или Лады с четырьмя контактами;
Для изготовления диагностического кабеля понадобится паяльник
- паяльник;
- изолента;
- термоусадочная трубка;
- тонкий четырехжильный кабель.
Можно просто купить готовый адаптер для диагностики и настройки. Самые новые разработки позволяют подключать систему ГБО к смартфонам и планшетам на базе системы Андроид.
После того, как кабель готов, можно установить программу для настройки и диагностики ГБО и драйверы для того чтобы USB адаптер заработал правильно и определился. Адаптер проверяется без подключения к автомобилю – если все в порядке, то можно подцепить и ГБО.
Если ГБО не определяется программой, то тут возможны два варианта:
— Неправильная распайка кабеля. В этом случае её необходимо проверить и переделать, если необходимо.
— Не определился USB адаптер. Дело может быть в системе, драйвере или адаптере. Некоторые китайские адаптеры просто не работают.
После того как программа работает и видит установленный комплект газового оборудования Stag, можно приступать к настройке и запуску программы. В большинстве программ есть функция автокалибровки, которая сможет правильно выполнить большую часть операций, для того чтобы оборудование Stag работало нормально.
Настройка комплекта газового оборудования Stag-300 Plus
Но в большинстве случаев ручная настройка при помощи программы все-таки не помешает. Не все комплекты ГБО Stag сразу будут адекватно работать во всех режимах. Ручная настройка по оборотам помогает достичь оптимальной работы. Компьютер с помощью программы определит оптимальный состав смеси, параметры зажигания и другие. Эту же операцию можно проделать прямо во время движения автомобиля на разных скоростях, при ускорении и движении в горку. Для этого понадобится напарник, один будет вести автомобиль, второй — производить в это время настройку ГБО Stag с помощью программы.
Автор: А. Копылов
Восемь правил тестирования водородных смесей на газовых генерирующих установках
Концепция смешивания водорода с природным газом быстро развивается как способ сокращения выбросов двуокиси углерода при стремлении сохранить надежность и доступность, обеспечиваемые существующим парком газовых двигателей. огневые объекты электроэнергетики.
Сколько водорода можно безопасно смешать с природным газом в установках с простым, комбинированным или поршневым двигателем? На этот вопрос пытается ответить вся энергетическая отрасль.
Калифорнийская комиссия по коммунальным предприятиям недавно завершила исследование, согласно которому смесь до 5% водорода с 95% природного газа считается безопасной для существующих трубопроводов и не оказывает вредного воздействия на компоненты, материалы и оборудование.
В настоящее время задача в Калифорнии и других странах состоит в том, чтобы определить, осуществимы ли более высокие проценты водорода, и если да, то какие модификации установок могут потребоваться по мере того, как промышленность продвигается к цели в один день использовать 100% водород в качестве источника топлива для выработка энергии.
Хотя эти вопросы могут показаться простыми, процесс их решения на самом деле довольно сложен. Компания Burns & McDonnell недавно завершила первое в своем роде пилотное испытание совместно с EPRI и Wärtsilä на электростанции с поршневым двигателем WEC Energy Group на Верхнем полуострове штата Мичиган, испытание, для успешного проведения которого потребовался почти целый год планирования.
1. Безопасность превыше всего
Учитывая уникальные химические характеристики водорода, безопасность должна быть главным приоритетом. Он в 14 раз легче воздуха, что делает его самым легким элементом во Вселенной. Как газ его трудно обнаружить, потому что он бесцветен, не имеет запаха и не скапливается у земли, как другие виды топлива. Из-за небольшого молекулярного размера он может вытекать из трубопроводов через клапаны, фланцы или другие точки соединения. Проверка герметичности с помощью азота или гелия является разумной мерой безопасности перед введением водорода в систему. Водород также легче воспламеняется, потому что он имеет широкий диапазон воспламеняемости и горит без видимых следов пламени.
Принимая во внимание эти факторы, важно заранее планировать безопасность, включая встречи по вопросам опасностей и работоспособности (HAZOP) и анализу технологических опасностей (PHA) в дополнение к обзору применимых норм.
Таким образом, Правило № 1 заключается в том, что безопасность должна быть наивысшим приоритетом.2. Согласование с OEM
Независимо от того, проводится ли испытание газовой турбины или поршневого двигателя, должен участвовать производитель оригинального оборудования (OEM). Wärtsilä была важным партнером, потому что ее команда понимала рабочие характеристики своего оборудования лучше, чем кто-либо другой.
Все эти производители быстро адаптируют свои устройства для работы с все более высоким процентным содержанием водорода. Очень важно, чтобы их инженеры и техники принимали активное участие в разработке планов испытаний, которые им понадобятся для последующего анализа контрольных точек, соотношений смеси и продолжительности. В данном случае OEM-производитель помог определить ограничения оборудования, которые следует учитывать при содержании водорода в смеси 25 %.
3. Определение типа и источника водорода
Существует три основных варианта получения водорода:
- Доставка грузовиком (чаще всего)
- Генерация на месте
- Доставка по трубопроводу
Для большинства мелкомасштабных кратковременных испытаний доставка по трубопроводу или выработка на месте технически или экономически нецелесообразна.
После определения источника следующей задачей является определение того, следует ли транспортировать водород в жидкой или газообразной форме. Это может быть сложным вопросом, потому что для достижения надлежащей плотности энергии газообразного водорода необходимо, чтобы он хранился при высоком давлении. Между тем, жидкий водород необходимо хранить при криогенных температурах, близких к абсолютному нулю.
При отсутствии испарителей, насосов и компрессоров для преобразования жидкого водорода в газ предпочтительным выбором, вероятно, будет запуск с газообразного водорода и установка оборудования для снижения и контроля давления перед смешиванием с подачей природного газа.
4. Надежное снабжение водородом как можно скорее
Учитывая быстрое появление новых вариантов использования водорода, нельзя терять время на обеспечение надежного снабжения водородом. Необходимо договориться с поставщиками промышленного газа о координации поставок больших объемов водорода для этих испытаний в течение короткого периода времени. Это может быть контрастом с повторяющимися аранжировками небольшого объема в течение длительного периода, которые более типичны. Это еще более очевидно в спросе на зеленый водород (т. е. водород, произведенный из возобновляемых источников энергии, питающих электролизеры), поскольку спрос быстро растет, и в настоящее время в продаже имеется лишь относительно небольшое количество зеленого водорода.
5. Место, место и еще раз место
Хотя местоположение уже давно признано важным в сделках с недвижимостью, оно также является важным фактором при тестировании водорода. Кодекс Национальной ассоциации противопожарной защиты (NFPA), относящийся к водородным объектам (NFPA 2), определяет минимальные требования для хранения жидкого и газообразного водорода, а также расстояние между хранилищами и другими конструкциями. В дополнение к ключевым параметрам ограничения для газообразного водорода (давление в хранилище и размер трубы) и жидкого водорода (объем хранилища) необходимо оценить ограничения по площади площадки. Источники и типы водорода, выбранные для теста, влияют на местонахождение блока, выбранного для теста. Следует отметить, что это повторяющийся процесс, и изменение одного правила повлияет на многие другие.
6. Врезки и смешивание водорода
После определения типов и мест хранения необходимо тщательно продумать, как подача водорода будет связана с существующими линиями подачи природного газа. Есть две основные врезки:
- Подача водорода в существующую систему природного газа перед блоком смешивания.
- Смешанное топливо, состоящее из водорода и природного газа, в существующий газопровод ниже по потоку от блоков смешивания до испытуемых установок.
Независимо от того, какой подход выбран, крайне важно свести к минимуму воздействие водорода на существующие компоненты установки, поскольку они, вероятно, рассчитаны только на природный газ. Также важно разместить соединение для смешанного топлива как можно ближе к блоку, который будет проводить пробный прожиг. Это уменьшит любые переменные, которые могут поставить под угрозу данные, необходимые для дальнейшего анализа. OEM будет важным консультантом на этом этапе, чтобы предоставить информацию о любом оборудовании, которое может потребоваться добавить или заменить перед испытанием.
Например, вероятно, потребуется установить анализатор для отслеживания любых процентных изменений в составе топлива во время проведения испытания. Это обеспечит понимание, необходимое для оценки того, насколько эффективно происходит смешивание на различных уровнях смешивания.
7. Мониторинг воздействия на другие операции завода
При разработке теста ключевой вопрос, который необходимо решить, заключается в том, будут ли другие блоки завода продолжать работать в нормальных условиях в течение всего периода теста. Если они могут работать изолированно из-за отдельной подачи топлива, вполне вероятно, что они смогут продолжать работу, но если все блоки питаются от общего газового топливного коллектора, их необходимо будет отключить на время активной части испытания.
Кроме того, план испытаний должен учитывать, будет ли смесь водородного топлива подаваться вблизи обозначенной опасной зоны электрического оборудования. В целях безопасности необходимо проверить параметры электрооборудования, находящегося в непосредственной близости от топливной смеси. Вполне возможно, что для будущих воздействий водородного топлива потребуется ввести новые электрические характеристики. Также возможна оценка любых необходимых изменений в средствах контроля.
8. Последующие действия
После того, как пилот будет завершен, некоторые ответы будут ясны, в то время как другие могут потребовать дополнительного анализа и оценки. Если окажется возможным, что завод сможет использовать некоторый процент водорода в качестве источника топлива в долгосрочной перспективе, получение водорода станет приоритетом. Из-за большого объема, необходимого в долгосрочной перспективе, доставка прицепов и грузовиков может больше не быть жизнеспособным вариантом. Можно ли будет подключиться к существующему трубопроводу, рассчитанному на водород? Будет ли экономически целесообразно разработать некоторые средства производства водорода на месте?
После того, как на эти вопросы будут даны ответы, существующие разрешения на качество воздуха необходимо будет пересмотреть и, возможно, повторно зарегистрировать, чтобы они соответствовали ожидаемому новому профилю выбросов.
Смешивание водорода обладает огромным потенциалом для обезуглероживания существующего парка газогенерирующих установок, которые сегодня обеспечивают примерно 38% генерирующих мощностей энергосистемы США.
Поиск ответов на неизбежные вопросы, возникающие в связи с перспективой смешивания водорода с природным газом, поможет операторам установок поддерживать исторический уровень надежности и общей производительности установок при одновременном снижении выбросов углерода. По мере того, как данные оцениваются, отслеживаются и анализируются, неизбежно появляется осуществимость будущих путей.
Все это указывает на захватывающее будущее, в котором выбросы сокращаются, а отрасль избегает потенциальной возможности простоя критически важных активов по производству электроэнергии в то время, когда электроснабжение наиболее необходимо.
По мере того, как все больше штатов вводят требования по достижению нулевых выбросов углерода, коммунальные предприятия и владельцы электростанций сталкиваются с растущим давлением в плане снижения углеродоемкости своих парков ископаемых. Решения по смешиванию водорода привлекают повышенное внимание как вариант, позволяющий избежать миллиардных потерь активов.
Николас Кляйн, PE, PMP, инженер-разработчик в Burns & McDonnell, который отвечает за ряд передовых инициатив по обезуглероживанию.
Производство, сбор и тестирование газов | Эксперимент
- Три из пяти
Газы представляют особую опасность, поэтому при подготовке, сборе или тестировании необходимо соблюдать особую осторожность
Газы представляют особую опасность, поэтому при их подготовке, сборе или тестировании необходимо соблюдать особую осторожность.
То, как будет использоваться газ, будет отличаться от эксперимента к эксперименту — важно внимательно прочитать конкретные инструкции, данные или упомянутые в экспериментальной процедуре, и любые сопутствующие технические примечания. Это особенно важно, если газ необходимо осушать.
Газы можно собирать путем подачи вверх или вниз или над водой. См. конкретную информацию по каждому газу ниже.
Примечание
В дополнение к приведенным ниже инструкциям, пожалуйста, обратитесь к нашему стандартному руководству по охране труда и технике безопасности и к Лабораторному справочнику CLEAPSS , раздел 13.2.2.
Общая подготовка газов
На приведенной ниже схеме показан стандартный набор аппаратов, которые можно использовать для подготовки ряда газов.
Источник: Королевское химическое общество
Типичное устройство, используемое для подготовки ряда газов
Методы сбора газа
На приведенных ниже схемах показаны три различных метода сбора газа.
Источник: Королевское химическое общество
Три метода сбора газов
Подготовка определенных газов
Носите соответствующие средства защиты глаз. Приведенных ниже количеств достаточно для производства 1 литра (1 дм 3 ) каждого из названных газов.
Углекислый газ, CO
2Медленно добавьте 42 см 3 2 М соляной кислоты (РАЗДРАЖАЮЩЕЕ) к избытку мраморной крошки. Соберите газ путем подачи вниз или над водой (слабо растворимой).
См. карты опасностей CLEAPSS HC020a и HC047a, а также книгу рецептов CLEAPSS RB021.
Водород, H
2Медленно добавьте 28 см 3 3 М соляной кислоты (КОРРОЗИОННОЕ ВЕЩЕСТВО) к избытку гранул цинка и 1 г гидратированного сульфата меди (ВРЕДНО). Соберите газ путем подачи вверх или над водой.
См. карты опасностей CLEAPSS HC048, HC047a, HC107 и HC027c, а также книгу рецептов CLEAPSS RB044.
Газообразный водород ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОГНЕОПАСЕН – убедитесь, что нет открытого огня.
Кислород, O
2Медленно добавьте 50 см 3 20 об. перекиси водорода (РАЗДРАЖАЕТ) к порошку оксида марганца (IV) (ВРЕДНО). Соберите газ над водой.
См. карту опасности CLEAPSS HC069, HC050 и HC060, а также книгу рецептов CLEAPSS RB064.
Кислород является ОКИСЛИТЕЛЕМ.
Хлор, Cl 2Работа в вытяжном шкафу. Способ 2 безопаснее и рекомендуется, но медленнее.
Метод 1
Добавьте 14 см 3 концентрированной соляной кислоты (КОРРОЗИОННОЕ) по крайней мере к 3 г манганата калия(VII) (ОКИСЛЯЮЩИЙ, ВРЕДНЫЙ И ОПАСНЫЙ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ).
Дважды проверьте , что кислота является соляной, а НЕ серной. См. карты опасностей CLEAPSS HC022a, HC047a и HC081, а также книгу рецептов CLEAPSS RB024.
Метод 2
Добавьте 5 М соляной кислоты (РАЗДРАЖАЮЩЕЕ СРЕДСТВО) в 30 см 3 недавно приобретенного (10–14% доступного хлора) раствора хлората натрия (I) (КОРРОЗИОННОЕ ВЕЩЕСТВО) при интенсивном перемешивании. Обратите внимание, что хлорат натрия (I) доступен только в виде раствора, который часто называют «гипохлоритом натрия»; его не следует путать с хлоратом натрия (V) (иногда его просто называют «хлорат натрия»), который представляет собой белое кристаллическое твердое вещество. Школьные образцы часто реагируют слишком медленно, потому что используется старый хлорат натрия(I). Это будет иметь меньше, чем требуемые 10% доступного хлора (как это применимо к обоим методам). См. карты опасности CLEAPSS HC022a, HC047a и HC089., а также книга рецептов CLEAPSS RB024.
Источник: Королевское химическое общество
Оборудование, необходимое для подготовки газообразного хлора
Соберите газ путем подачи вниз. Хлор классифицируется как ТОКСИЧНЫЙ, РАЗДРАЖАЮЩИЙ и ОПАСНЫЙ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Дополнительная информация
Это ресурс проекта «Практическая химия», разработанного Фондом Наффилда и Королевским химическим обществом. Эта коллекция из более чем 200 практических заданий демонстрирует широкий спектр химических концепций и процессов. Каждое задание содержит исчерпывающую информацию для учителей и техников, включая полные технические примечания и пошаговые инструкции. Практические занятия по химии сопровождают практические занятия по физике и практической биологии.