Вязкость: разновидности, предельные значения, таблицы.
Вязкость жидкости определяет способность жидкости сопротивляться сдвигу при ее движении, а точнее сдвигу слоев относительно друг друга. Для правильного подбора насосов ЦНС или насосов КМ и распространения на них гарантийных обязательств Вы должны четко знать значения вязкости вашей рабочей жидкости.
Вы, или ваши технические службы могут измерять и оперировать либо кинематической вязкостью с размерностями [мм2/с] и [сСт (сантистоксы)], либо динамической вязкостью с размерностями [сП сантипуазы] и [мПа*с]. Мы указываем предельно допустимые значения кинематической вязкости, так как она обычно идет в паспортах с характеристикой жидкости, но динамическая используется при расчетах оборудования и научных работах, поэтому для удобства рассмотрим оба варианта и связь между ними. Обращаем ваше внимание что вышеуказанные размерности равны между собой т.е. [мм2/с] = [сСт] и [сП] = [мПа*с], для остальных величин смотрите переводные таблицы указанные ниже:
Таблица для кинематической вязкости ν
Таблица для динамической вязкости η
Если же Вам необходимо перевести одну вязкость в другую, то воспользуйтесь формулой:
Где:
v – кинематическая вязкость,
η – динамическая вязкость
р – плотность
В том случае, когда вы используете простой вискозиметр, и посчитали отношение времени истекании 200 мл вашей жидкости к 200 мл эталонной жидкости, то Вы получили число условной вязкости, она измеряется в условных градусах (°ВУ) и имеет значение 1 ед. °ВУ = 3,78 мм2/с кинематической вязкости.
Если вы не знаете, какова вязкость вашей рабочей жидкости, и у вас нет приборов для ее измерения, или же Вы привыкли все делать «на глаз», то мы подготовили таблицы с данными по самым распространенным жидкостям.
Динамическая (абсолютная) вязкость жидкостей при атмосферном давлении:
Динамическая вязкость часто применяемых жидкостей при атмосферном давлении: | |||||
η, 10 -3 Па· с | 0°C | 20°C | 50°C | 70°C | 100°C |
Ацетон | = | 0.32 | 0.25 | = | = |
Бензин | 0.73 | 0.52 | 0.37 | 0.26 | 0.22 |
Бензол | = | 0.65 | 0.44 | 0.35 | = |
Вода | 29221 | 43101 | 0.55 | 0.41 | 0. 28 |
Глицерин | 12100 | 1480 | 180 | 59 | 13 |
Керосин | 43133 | 43221 | 0.95 | 0.75 | 0.54 |
Кислота уксусная | = | 43132 | 0.62 | 0.50 | 0.38 |
Масло касторовое | = | 987 | 129 | 49 | = |
Пентан | 0.28 | 0.24 | = | = | = |
Ртуть | = | 19725 | 14611 | = | 45292 |
Спирт метиловый | 0.82 | 0.58 | 0.4 | 0.3 | 0.2 |
Спирт этиловый (96%) | 43313 | 43132 | 0.7 | 0.5 | 0.3 |
Толуол | = | 0.61 | 0.45 | 0.37 | 0.29 |
Кинематическая вязкость распространенных жидкостей при атмосферном давлении и разных температурах
— индустриальных и пищевых масел, дизельного топлива, кислоты, нефти, мазута и др.
Кинематическая вязкость часто применяемых жидкостей при атмосферном давлении: | ||||
Жидкость | Температура | Кинематическая вязкость | ||
(oF) | (oC) | сантиСтоксы (cSt) | Универсальные секунды Сейболта (SSU) | |
Аммиак | 0 | -17.8 | 0.30 | — |
Ангидрид уксусной кислоты (CH3COO)2O | 59 | 15 | 0.88 | — |
Анилин | 68 | 20 | 13606 | 40 |
50 | 10 | 43196 | 46.4 | |
Арахисовое масло | 100 | 37. 8 | 42 | 200 |
130 | 54.4 | 43213 | ||
Асфальт RC-0, MC-0, SC-0 | 77 | 25 | 159-324 | 737-1.5M(1500) |
100 | 37.8 | 60-108 | 280-500 | |
Ацетальдегид (уксусный альдегид) CH3CHO | 61 | 43116 | 0.305 | 36 |
68 | 20 | 0.295 | ||
Ацетон CH3COCH3 | 68 | 20 | 0.41 | — |
Бензин a | 60 | 43266 | 0.88 | — |
100 | 37.8 | 0.71 | ||
Бензин b | 60 | 43266 | 0.64 | — |
100 | 37. 8 | |||
Бензин c | 60 | 43266 | 0.46 | — |
100 | 37.8 | 0.40 | ||
Бензол C6H6 | 32 | 0 | 1.0 | 31 |
68 | 20 | 0.74 | ||
Бром | 68 | 20 | 0.34 | — |
Бромид этила C2H5Br | 68 | 20 | 0.27 | — |
Бромид этилена | 68 | 20 | 0.787 | — |
Бутан | -50 | -1.1 | 0.52 | — |
30 | 0.35 | |||
Вазелиновое масло | 130 | 54.4 | 43240 | 100 |
160 | 71. 1 | 15 | 77 | |
Вода дистиллированная | 68 | 20 | 1.0038 | 31 |
Вода свежая | 60 | 43266 | 41275 | 43251 |
130 | 54.4 | 0.55 | ||
Вода морская | — | — | 42005 | 43251 |
Газойль | 70 | 43121 | 43356 | 73 |
100 | 37.8 | 43197 | 50 | |
Гексан | 0 | -17.8 | 0.683 | — |
100 | 37.8 | 0.401 | ||
Гептан | 0 | -17.8 | 0.928 | — |
100 | 37. 8 | 0.511 | ||
Гидроксид натрия (каустик) раствор 20% | 65 | 43177 | 4.0 | 39.4 |
Гидроксид натрия (каустик) раствор 30% | 65 | 10.0 | 58.1 | |
Гидроксид натрия (каустик) раствор 40% | 65 | 43177 | — | — |
Глицерин 100% | 68.6 | 43179 | 648 | 2950 |
100 | 37.8 | 176 | 813 | |
Глицерин с водой ( 50% на 50% ) | 68 | 20 | 47239 | 43 |
140 | 60 | 1.85 (абс. в. сПуаз) | ||
Глюкоза | 100 | 37.8 | 7.7M-22M | 35000-100000 |
150 | 65. 6 | 880-2420 | 4M-11M(4000-11000) | |
Декан | 0 | 43329 | 13181 | 34 |
100 | 37.8 | 1.001 | 31 | |
Дизельное топливо 2D | 100 | 37.8 | 43253 | 32.6-45.5 |
130 | 54.4 | 1.-3.97 | -39 | |
Дизельное топливо 3D | 100 | 37.8 | 27704 | 45.5-65 |
130 | 54.4 | 3.97-6.78 | 39-48 | |
Дизельное топливо 4D | 100 | 37.8 | 29.8 макс. | 140 макс. |
130 | 54.4 | 13.1 макс. | 70 макс. | |
Дизельное топливо 5D | 122 | 50 | 86.6 макс. | 400 макс. |
160 | 71.1 | 35.2 макс. | 165 макс. | |
Дизельное топливо CH3COOC2H3 | 59 | 15 | 0.4 | — |
68 | 20 | 0.49 | ||
Диэтилгликоль | 70 | 43121 | 32 | 149.7 |
Диэтиловый эфир | 68 | 20 | 0.32 | — |
Закалочное масло | — | — | 100-120 | 45797 |
Карболовая кислота (фенол) | 65 | 43177 | 30621 | 65 |
194 | 90 | 1.26 cp | ||
Касторовое масло | 100 | 37.8 | 259-325 | 1200-1500 |
130 | 54. 4 | 98-130 | 450-600 | |
Керосин | 68 | 20 | 25965 | 35 |
Китовый жир | 100 | 37.8 | 35-39.6 | 163-184 |
130 | 54.4 | 19.9-23.4 | 97-112 | |
Кокосовое масло | 100 | 37.8 | 29.8-31.6 | 140-148 |
130 | 54.4 | 14.7-15.7 | 76-80 | |
Костяное масло (Жидкий костный жир) | 130 | 54.4 | 47.5 | 220 |
212 | 100 | 43262 | 65 | |
Ксилол | 68 | 20 | 0.93 | — |
104 | 40 | 0.623 (абс. в. сПуаз) | ||
Кукурузное масло | 130 | 54. 4 | 43309 | 135 |
212 | 100 | 43259 | 54 | |
Кукурузный крахмал раствор 22 Боме | 70 | 43121 | 32.1 | 150 |
100 | 37.8 | 43247 | 130 | |
Кукурузный крахмал раствор 24 Боме | 70 | 43121 | 129.8 | 600 |
100 | 37.8 | 95.2 | 440 | |
Кукурузный крахмал раствор 25 (Baume) | 70 | 43121 | 303 | 1400 |
100 | 37.8 | 173.2 | 800 | |
Лак | 68 | 20 | 313 | — |
100 | 37. 8 | 143 | ||
Льняное масло | 100 | 37.8 | 43250 | 143 |
130 | 54.4 | 18.94 | 93 | |
Мазут 1 | 70 | 43121 | 2.39-4.28 | 34-40 |
100 | 37.8 | -2.69 | 32-35 | |
Мазут 2 | 70 | 43121 | 3.0-7.4 | 36-50 |
100 | 37.8 | 2.11-4.28 | 33-40 | |
Мазут 3 | 70 | 43121 | 2.69-5.84 | 35-45 |
100 | 37.8 | 2.06-3.97 | 32.8-39 | |
Мазут 5A | 70 | 43121 | 7.4-26.4 | 50-125 |
100 | 37.8 | 4.91-13.7 | 42-72 | |
Мазут 5B | 70 | 43121 | 26. 4- | 125- |
100 | 37.8 | 13.6-67.1 | 72-310 | |
Мазут 6 | 122 | 50 | 97.4-660 | 450-3000 |
160 | 71.1 | 37.5-172 | 175-780 | |
Масло из семян кунжута, кунжутное масло | 100 | 37.8 | 39.6 | 184 |
130 | 54.4 | 23 | 110 | |
Масляная кислота (бутановая кислота) | 68 | 20 | 22282 | 31.6 |
32 | 0 | 2.3 (абс. в. сПуаз) |
Вязкость дизельного топлива — МОСТОПЛИВО
Ели мы покупаем бензин оптом, то в первую очередь смотрим на октановое число, а уж потом на другие параметры, В отличие от бензина, дизельное топливо имеет свою специфику и особенности, что обуславливается, прежде всего, определенными характеристиками, что позволяет использовать его для быстроходных дизелей. Чтобы достичь высокого КПД, снизить риски коррозии деталей, а также образовывать в камере сгорания топливно-воздушную смесь, ДТ должно иметь определенные свойства.
Основные свойства дизельного топлива
К числу главных характеристик любого ДТ относится фракционный состав и весовая плотность, от чего зависит коэффициент полезного действия, а также способность топлива воспламеняться при конкретной температуре окружающей среды. Не менее важным показателем является и вязкость дизтоплива, которая определяет свойства жидкости оказывать определенное сопротивление в результате перемещения слоев относительно друг друга.
Важно отметить, что при повышении температуры вязкость уменьшается, в связи с чем риск утечки дизельного топлива через неплотности в конструкциях насоса или форсунки увеличивается. Что касается фракционного состава, то для исправного протекания процесса топливо, поступающее в камеру сгорания, должно своевременно переходить из жидкого в парообразное состояние. Именно от характеристик его испаряемости зависит период задержки воспламенения топлива, полнота и возгорание, пусковые качества, а также экономичность мотора.
Определение вязкости
При анализе данного показателя важно выделять условную, динамическую и кинематическую вязкость, однако в технических условиях на ДТ указывается именно кинематическая вязкость. Единицей ее измерения является стокс, под которым определяют жидкость, плотностью 1 г. на 1 см2, которая перемещается на 1 см/сек. относительно 2 слоев. При этом она выражается таком параметре, как сантистокс (сст).
Как можно понять, цена на дизтопливо тоже зависие от его вязкости, которая напрямую связана с плотностью жидкости, и поэтому зависит от температуры воздуха. При этом каждое ДТ имеет свои показатели вязкости в зависимости от класса топлива:
- зимнее — от 1,9 до 5,0 кв. мм/с;
- летнее — от 4 до 6 кв. мм/с;
- арктическое — от 1,5 до 4,0 кв. мм/с.
Чем меньше вязкость, тем ниже риск подтеканий в форсунках и насосах. Вместе с тем, важно использовать топливо, характеристики которого соответствуют оптимальным показателям конкретной температуры окружающей среды.
Дело в том, что при малой вязкости скорость движения частиц уменьшается, в результате чего экономическая мощность двигателя снижается. При более высоких значениях увеличивается сопротивление в форсунках и трубопроводах, что также приводит к снижению мощности, поэтому соответствие топлива своему классу имеет очень важное значение.
Динамическая вязкость дизельного топлива
Классическим понятием является динамическая вязкость дизельного топлива, под которой подразумевают перемещение одного слоя жидкости относительно другого при воздействии на нее внешних сил, а также собственного веса. Данный параметр измеряют в паскалях/секунду — кг/(м·с).
Кинематическая вязкость дизельного топлива
Еще одним важным параметром является кинематическая вязкость, для вычисления значения которой соотносят динамическую вязкость и плотность топлива. При этом расчет осуществляют при температуре в районе +20 градусов по Цельсию, что позволяет добиться получения оптимальных параметров. Стоит также добавить, что значение напрямую зависит от объема сернистых соединений, поэтому при расчете важно принимать во внимание и этот показатель.