Что такое EFB аккумуляторы — плюсы и минусы
EFB-аккумуляторы – улучшенная заливная батарея, разработанная по новым технологиям, имеет продолжительный срок службы и надежна в эксплуатации.
Технологии EFB.
Что такое EFB-аккумулятор?
Аккумуляторы по технологии EFB имеют следующее улучшенное строение:
- Ионопроницаемый сепаратор конвертного типа.
- Между сепаратором и пластиной расположена полиэстеровая сетка, которая удерживает активную массу внутри, что обеспечивает высокий уровень заряда.
- Для удерживания свинцовых пластин в правильном положении на сепаратор приклеено стекловолокно.
- Каждая пластина размещена в микроволоконном конверте, который заполнен жидким электролитом. Это защищает от преждевременной сульфатации и предотвращает возникновение токов короткого замыкания.
- Увеличена толщина пластин и емкость, в результате чего требуется меньше времени для зарядки.
- Смешивающий элемент.
- Дополнительная стабилизационная защита от вибрационных нагрузок.
- Крышка-лабиринт.
- Улучшена стойкость к полному разряду и показатели пускового тока за счет сниженного объема электролита.
Сферы применения
Развитие автомобильной промышленности и оснащение автомобилей системой «старт-стоп» привело к необходимости производства ЕФБ-аккумулятора, который обеспечивает требуемый заряд в момент запуска машины.
EFB аккумулятор Exide.
Также батареи применяются в электромобилях, катерах.
Преимущества и недостатки использования
К преимуществам относятся:
- увеличенные свинцовые пластины;
- защита пластин с помощью специального конверта;
- быстрая зарядка;
- длительный срок службы;
- вибростойкость;
- наличие воронок, в которых перемешивается электролит;
- продуктивная работа при высоких температурах;
- безопасность применения за счет отсутствия испарения электролита;
- улучшенные показатели тока холодной прокрутки, благодаря чему обеспечивается работа при низкой температуре.
К недостаткам относятся:
- EFB-аккумуляторы несовместимы с двигателями с системой рекуперации кинетической энергии торможения;
- мощность меньше, чем у AGM-батарей;
- стоимость выше в сравнении с другими АКБ.
Обзор отечественных и зарубежных моделей EFB-аккумуляторов
Впервые EFB-батареи были произведены в Европе и использовались на передовых европейских автомобилях. Батареи российского производства изготавливаются с учетом климатических условий. Такие батареи обеспечивают бесперебойную работу в условиях русской зимы.
Разновидности европейских EFB АКБ
Зарубежные модели:
- TAB Magik производится в Словении. Продаются батареи для грузовых и легковых автомобилей.
- Varta выпускает серию Blue Dinamik Start-Stop. В нее входят батареи емкостью от 60 до 95 а/ч. Преимуществом этой марки считается технология PowerFrame. Выпускаются модели для грузовых автомобилей, автобусов, специального транспорта.
- Exide – американская компания выпускает линию улучшенных EFB АКБ. Производители усовершенствовали технологию производства свинцовых сплавов, разработали оригинальные добавки. Емкость моделей составляет от 60 до 80 а/ч.
- Bosch выпускает линейку S5 EFB. Емкость АКБ составляет 60-80 а/ч. Используют “серебряную” технологию производства.
- Mutlu – производит большую линейку АКБ. В нее входят разные по емкости и полярности модели в корпусе европейского и азиатского стандарта.
- Topla- емкость батарей составляет от 60 до 90 а/ч. Преимуществом марки считается MFW-флис на положительных электродах. За счет него предотвращается осыпание обмазки и увеличивается срок использования. На корпусе находится встроенный индикатор для наблюдения за состоянием батареи. Имеется пламягаситель. Обеспечена защита от переворачивания.
- Autopart – производит батареи для автомобилей с наличием потребителей энергии. В производстве используется угольная добавка к электродам. Увеличен срок службы. Имеет противовзрывные вкладыши. Отсутствуют сбои в работе при морозе и в жаркую погоду.
- Yuasa – аккумулятор рассчитан на 270000 стартов. Производители улучшили прием заряда. Конструкция обеспечивает использование в подкапотном пространстве и в знойную погоду.
- Deta – немецкая компания производит АКБ емкостью 65-80 а/ч, пусковой ток 650 ампер.
Схема EFB аккумулятора Moll.
Российские модели
Аком первым в России начал изготовление efb батарей под маркой Ultimatum. Акб имеют емкость от 60 до 100 А/ч.
Продукция отличается надежностью, обеспечивает бесперебойную работу в разных погодных условиях. Диапазон температур составляет -40…+50°С.
Особенности зарядки EFB-аккумуляторов
При зарядке АКБ требуется соблюдать рекомендации производителя.
Правила зарядки:
- Использовать исправное зарядное устройство.
- Вести наблюдение за процессом зарядки.
- Температура электролита должна быть не более 50°С.
- Батарея считается заряженной, если сила тока и напряжение не изменяются.
- Запрещено заряжать в ускоренном режиме.
- Запрещено открывать пробки.
Отличие EFB- и AGM-аккумуляторов
Между этими 2 технологиями имеются следующие отличия:
- У EFB-батарей пластины завернуты плотнее.
- Толщина пластин больше.
- Стоимость меньше.
В остальном батареи похожи.
Enhanced Flooded Battery (EFB) или, говоря по-русски, улучшенная аккумуляторная батарея с жидким электролитом. Аккумулятор, произведенный по такой технологии, отличается от привычной «классической» батареи пластинами, каждая из которых заключена в специальный пакет – сепаратор. Поверхность пластин лучше защищена от сульфатации, батарея не боится «осыпания» пластин.
В результате батарея с улучшенной технологией EFB – устойчива к глубоким разрядам и циклическим нагрузкам, легко переносит многочисленные циклы заряд-разряд, имеет увеличенные токи холодного пуска, быстрее восстанавливает заряд, работает в широком диапазоне температур, что особенно актуально для России. А еще хорошо переносит пиковые нагрузки и почти не испаряет электролит.
Теперь, вооружившись минимумом знаний о новой технологии, попробуем пройтись по собранию самых выдающихся заблуждений про аккумуляторы с улучшенной технологией EFB.
Миф первый – EFB батареи производятся за границей, поэтому цена на них очень высока. Да, безусловно, за границей их производят, и до недавнего времени подобные батареи были доступны далеко не всем. Но теперь, лидер по производству аккумуляторных батарей в России, завод АКОМ выпускает и батареи серии «АКОМ + EFB». С применением той самой инновационной технологии, что видно даже из названия. И цена у них существенно ниже зарубежных аналогов, при этом, благодаря многоступенчатому контролю производства, качество не уступает мировым аналогам.
Миф второй – аккумуляторы с улучшенной технологией EFB боятся русских морозов. Все аккумуляторы не любят сильных морозов, но аккумуляторы «АКОМ + EFB» боятся их значительно меньше. Они лучше переносят пиковые нагрузки при запуске холодного двигателя и быстрей восстанавливаются. Конечно, при желании, и такую батарею можно посадить «в ноль». Но вспомним про устойчивость к глубокому разряду. Зарядил и можно снова крутить стартер! Может лучше двигатель в порядок привести?
Миф третий – аккумуляторы с улучшенной технологией EFB могут устанавливаться только на дорогие автомобили с системой Start-Stop. Не могут, а должны! Устойчивость аккумулятора к циклическим нагрузкам здесь крайне важна. Для таких машин они – «обязательная программа». И российская батарея «АКОМ + EFB» великолепно работает на импортном бизнес-седане. Также, впрочем, как и в любом другом автомобиле. Разве владельцы бюджетных машин не стоят в многочасовых пробках, когда батареи едва хватает на фары-обогрев-музыку-подогрев сидений и прочие блага?!
Не заводите мотор в сильный мороз, не заинтересованы в долговечности своей батареи?! Таким образом, аккумуляторные батареи «АКОМ + EFB» предназначены не только для автомобилей с системой Start-Stop или для автомобилей, оборудованных дополнительными источниками энергопотребления – свет, мощные звуковые системы, лебедки, предпусковые подогреватели, прожекторы, инверторы и т.д., но и для обычных автомобилей.
Миф четвертый – как раз про долговечность. Дескать, EFB – батареи недолго живут. Насколько «недолго», что тот же российский производитель заявляет об удвоенном ресурсе таких батарей и дает на свою линейку «АКОМ + EFB» четырехлетнюю гарантию.
Вернемся немного назад и вспомним про улучшенную защиту от сульфатации, стойкость к осыпанию пластин, устойчивость к глубоким разрядам. Батареи с улучшенной технологией EFB могут эксплуатироваться значительно дольше классической стартерной батареи.
Миф пятый – EFB – это несерьезно. Вот аккумуляторы с технологией AGM или гелевые батареи – это вещь! И правда – вещь! Без всякой иронии. Но, как всякая «вещь» – имеет немалую цену. EFB-батареи по большинству параметров не уступают «сухим» аккумуляторам, а где-то и превосходят их. Например, быстрей принимают заряд. А стоят при этом заметно дешевле! И, забегая вперед, тот же АКОМ готовит вывод на рынок батареи с технологией AGM в 2018 году, а значит, и эта технология в скором времени станет более доступной для россиян.
Учитывая возможности и достоинства аккумулятора с технологией EFB, это разумная покупка, которая прослужит не один год. В линейке «АКОМ + EFB» семь моделей емкостью от 55 до 100 Ач с прямой и обратной полярностью – можно подобрать батарею практически для любого автомобиля. Аккумуляторы с применением улучшенной технологии EFB, отлично подойдут автолюбителям, привыкшим получать лучшее и не идти на компромисс, теряя в качестве.
Аккумуляторы EFB
Этот материал посвящён аккумуляторам EFB. Многие владельцы автомобилей видели в магазинах подобные модели. Большинство крупных производителей обзавелись линейками аккумуляторных батарей EFB. Они позиционируют их в качестве АКБ для автомобилей, оснащённых двигателями с системой Start-Stop. При этом цена их меньше, чем батарей, изготовленных по технологии AGM. Давайте, разберёмся, в чём особенность аккумуляторов EFB. Посмотрим, для чего они предназначены, их плюсы и минусы.
Содержание статьи
Особенности аккумуляторов EFB
Аббревиатура EFB расшифровывается, как Enhanced Flooded Batteries. На русский это можно перевести, как усовершенствованные аккумуляторные батареи с жидким электролитом. То есть, известный нам тип WET. Это тот же свинцово-кислотный аккумулятор, залитый электролитом. Подавляющее большинство батарей EFB продаются залитыми, заряженными и готовыми к эксплуатации.
Технология Enhanced Flooded Batteries предусматривает некоторые улучшения по сравнению со стандартными автомобильными WET батареями. Одной из основных доработок стало использование специального материала для стабилизации активного материала на свинцовых пластинах АКБ.
В иностранной литературе его называют polyfleece или polyester scrim. Перевести это можно, как полифлисовый холст или полиэфирная сетка. Как известно, между пластинами укладывается микропористый сепаратор (часто пластины находятся в конверте из этого материала). В случае технологии Enhanced Flooded Batteries между сепаратором и пластиной ещё добавляется эта сетка.
Назначение этой дополнительной сетки заключается в укреплении обмазки пластин. В процессе работы АКБ происходит постоянный частичный заряд и разряд. То есть, кристаллическая решётка материала пластин то наполняется электронами, то теряет их. В результате материал постепенно разрушается. В сочетании с сульфатацией это приводит к постепенному осыпанию обмазки. Специальная сетка в аккумуляторах EFB препятствует разрушению пористой обмазки. Стоит также сказать о том, что сетка снижает пагубное влияние вибрации на пластины АКБ при езде по плохим дорогам.
На изображении ниже можно посмотреть схематичную иллюстрацию внутренностей аккумуляторной батареи Varta.
Ещё один полезный момент от этой сетки заключается в том, что вновь образовавшиеся электроны удерживаются рядом с поверхностью каждой свинцовой пластины. Это обеспечивает более равномерный и мощный поток электрической энергии. Сеточный материал обеспечивает правильное положение пластин в случае повышенной вибрации.
Ещё одним важным отличием конструкции АКБ EFB от обычных аккумуляторов является толщина пластин. Она у них больше.
И есть ещё одно важное конструктивное отличие батарей Enhanced Flooded Batteries. В них предусмотрен регулятор плотности электролита. К сожалению, сложно определить точные названия тех или иных усовершенствований, поскольку разные производители дают им свои маркетологические названия. В компании Varta, к примеру, это конструктивный элемент обозначен, как Acid Circulation. В своём рекламном ролике они демонстрируют, как он функционирует. На скриншоте ниже можно посмотреть, как он выглядит.
Это трубки с уменьшающимся диаметром, которые используют раскачивание электролита в результате движения автомобиля. Они обеспечивают постоянную циркуляцию электролита в корпусе аккумулятора. Благодаря этому плотность остаётся однородной, что улучшает приём заряда и увеличивает общий срок службы АКБ.
Добавлю, что про такой регулятор плотности сообщает Varta и ещё несколько производителей. Вполне возможно, что этот конструктивный элемент реализован не на всех марках батареей EFB.
Вернуться к содержанию
Преимущества
Ниже приведены основные преимущества аккумуляторных батарей EFB по сравнению с обычными.
- Увеличение срока службы в два раза. Имеется в виду при частичном разряде.
- При той же ёмкости модели EFB позволяют существенно больше раз завести двигатель без подзарядки.
- EFB являются более устойчивыми к глубокому разряду. Но это не значит, что он для них безопасен. В этом технология Enhanced Flooded Batteries уступает AGM.
- Лучший и более быстрый приём тока по сравнению моделями WET.
- Лучше переносят повышенную температуру под капотом и эксплуатацию в жарком климате.
- Подходят для использования на автомобилях с большим количеством потребителей электрического тока на борту, а оснащённых системами Start-Stop и рекуперации энергии торможения.
Кроме того, аккумуляторы, изготовленные по технологии Enhanced Flooded Batteries, рекомендуются для использования на коммерческих транспортных средствах благодаря повышенной виброустойчивости.
Вернуться к содержанию
Вопросы и ответы по аккумуляторным батареям EFB
А теперь разберём несколько распространённых вопросов, касающихся аккумуляторов EFB. Информация взята из ответов на вопросы представителей компании GS Yuasa относительно их моделей АКБ EFB.
«Насколько EFB по сроку службы превосходят стандартные свинцово-кислотные АКБ? Можно ли убедительно показать преимущество на цифрах?».
«Стандартная Pb батарея WET обеспечивает 30 тысяч пусков двигателя, а выполненная по технологии EFB, 85 тысяч».
«В чём отличия АКБ, выполненных по технологиям AGM и EFB?».
«Аккумуляторные батареи EFB являются более низким уровнем по сравнению с AGM по сроку службы и производительности. Можно сказать, что технология EFB является промежуточной между AGM и WET. Она является более усовершенствованным вариантом стандартных Pb батарей. AGM, несмотря на то что это тоже свинцово-кислотные АКБ, имеют иную конструкцию и характеристики. Это следующая ступень развития Pb аккумуляторов. Аккумуляторы AGM лучше подходят для автомобилей со сложной чувствительной электроникой, двигателями Start-Stop и системами рекуперации тормозной энергии. Однако и цена у них ощутимо выше».
«Можно ли оставить аккумулятор EFB на хранение в гараже без отопления? Электролит не замёрзнет?».
«Можно. Если АКБ полностью заряжена, не замёрзнет».
«У моделей EFB высокий уровень саморазряда?».
«Не выше, чем у стандартных свинцово-кислотных аккумуляторов».
«Есть ли у этих батарей эффект памяти?».
«Отсутствует. Эффект памяти есть только у Ni─Cd и Ni─MH аккумуляторов».
Вернуться к содержанию
Примеры линеек АКБ EFB у крупных производителей
Теперь кратко рассмотрим линейки аккумуляторных батарей EFB у крупных производителей.
Exide
Впервые Exide выпустили модели EFB в 2008 году. Они были предназначены для использования на передовых в тот период европейских автомобилях. Сейчас уже выпускаются более усовершенствованные аккумуляторы EFB с лучшими характеристиками приёма тока и более длительным сроком эксплуатации. Были усовершенствованы технологии производства свинцовых сплавов и разработаны уникальные углеродные добавки.
В линейке Exide EFB присутствуют модели ёмкостью от 60 до 80 Ач. Присутствуют модели в корпусах европейского и азиатского стандарта.
Вернуться к содержанию
Bosch
У этого бренда есть линейка Bosch S5 EFB. Производитель на своём сайте, помимо обычных преимуществ технологии Enhanced Flooded Battery, ещё упоминает о своей «серебряной» технологии и прочих особенностях. В линейке EFB присутствуют аккумуляторы ёмкостью 60─80 Ач.
Вернуться к содержанию
Varta
В ассортименте Varta присутствует серия Blue Dynamic EFB. В ней присутствует около десяти моделей ёмкостью от 60 до 95 Ач. В числе преимуществ своих батарей Varta называют запатентованную технологию PowerFrame.
Стоит также отметить, что под брендом Varta также выпускаются аккумуляторы Promotive EFB для коммерческого транспорта (грузовые автомобили, автобусы, спецтранспорт).
Вернуться к содержанию
Mutlu
Mutlu выпускают более широкую линейку батарей EFB, чем другие производители. Можно найти модели разной ёмкости, полярности, типоразмера (азиатский и европейский). В том числе для коммерческого транспорта.
Вернуться к содержанию
Topla
Под маркой Topla выпускаются аккумуляторные батареи EFB ёмкостью 60─90 Ач. В качестве преимуществ своей продукции этот европейский производитель называет MFW-флис на положительных электродах. Он сдерживает осыпание обмазки, увеличивая срок эксплуатации АКБ в два раза. Более быстрый приём заряда обеспечивается за счёт расширителя с углеродом.
Сообщается также о защите от переворачивания и герметичной крышке. В конструкции предусмотрен пламегаситель. Решётки электродов выполнены по просечно-растяжной технологии. В корпус встроен электронно-оптический индикатор уровня для мониторинга состояния АКБ.
Вернуться к содержанию
Вывод
Сейчас по дорогам в западных странах ездят 15─20% автомобилей, двигатели которых оснащены системами Start-Stop. В ближайшие годы их число дойдёт до 50%. В них могут использоваться только те аккумуляторы, которые поддерживают режим их работы, связанный с постоянными запусками и остановками двигателя. Это приведёт к серьёзным подвижкам на рынке автомобильных стартерных батарей.
В идеале на автомобиль с системой Start-Stop рекомендуется устанавливать АКБ AGM, но их цена высока. Поэтому для начального уровня были разработаны модели EFB. Их цена выше, чем у стандартных свинцово-кислотных батарей, но они доступнее AGM. В настоящее время многие производители автомобилей уже комплектуют аккумуляторами EFB свои модели на сборочных конвейерах.
Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваши отзывы об аккумуляторах EFB, оставляйте в комментариях ниже.
Вернуться к содержанию
что это такое, устройство, плюсы и минусы
Не так давно на рынке появился новый тип аккумуляторов, изготовленных по технологии EFB. Данные АКБ имеют улучшенные характеристики и особенности, которые достойны внимания. Зачастую многие водители путают EFB с AGM, поэтому постараемся разобраться в отличительных чертах и преимуществах данного типа батарей.
Технология EFB
Данные аккумуляторы работают по такому же принципу, как и все свинцово-кислотные АКБ. Ток вырабатывается в результате химической реакции между двуокисью свинца и кислотой. Аббревиатура EFB расшифровывается как Enhanced Flooded Battery, что означает «Улучшенная батарея с жидким электролитом». То есть внутри залит именно жидкий электролит.
Устройство аккумуляторов EFBОтличительной особенностью технологии EFB являются свинцовые пластины. Для их изготовления используется только чистый свинец без примесей. Это позволяет уменьшить внутреннее сопротивление. Также пластины в аккумуляторах EFB вдвое толще, чем в обычных свинцово-кислотных. Положительные пластины запакованы в специальный материал из микроволокна, который впитывает и удерживает жидкий электролит. Это предотвращает интенсивное осыпание активного вещества и значительно замедляет процесс сульфатации.
Такая компоновка позволила уменьшить долю электролита и сделать батарею практически необслуживаемой. Испарение происходит, но очень незначительно.
Еще одним отличием является система циркуляции электролита. Это специальные воронки в корпусе батареи, которые обеспечивают перемешивание за счет естественного движения автомобиля. Электролит по ним поднимается вверх, а затем вновь опускается на дно банки. Жидкость остается гомогенной, что повышает общий срок службы и улучшает скорость зарядки.
Отличие от AGM аккумуляторов
В аккумуляторах AGM применяется стекловолокно, которое разделяет пластины в элементах батареи. В этом стекловолокне находится электролит. То есть, он не в жидком состоянии, а запечатан в порах материала. AGM батареи полностью герметичные и необслуживаемые. Никаких испарений нет, только если не произойдет перезаряд.
AGM значительно проигрывают по цене EFB, но превосходят их по некоторым характеристикам:
- устойчивы к саморазряду;
- хранятся и эксплуатируются в любом положении;
- выдерживают большое количество циклов разряд/заряд.
Актуальнее всего использовать аккумуляторы AGM для накопления энергии от солнечных батарей или в различных переносных станциях и приборах. Они выдают высокие пусковые токи до 1000А, но для пуска стартера автомобиля достаточно 400-500А. По сути, такие мощности нужны только при наличии большого числа энергозатратных потребителей в автомобиле. Например, подогревы руля и сидений, мощные мультимедийные системы, отопители и кондиционеры, электроприводы и так далее.
В остальном с повседневными задачами прекрасно справляется аккумулятор EFB. Такие АКБ можно назвать промежуточным звеном между обычными свинцово-кислотными батареями и более премиальными AGM.
Сфера применения
На создание EFB аккумуляторов инженеров подтолкнуло распространение автомобилей с системой запуска двигателя «Старт-Стоп». При остановке транспортного средства двигатель автоматически отключается, а запускается при нажатии педали сцепления или отпускание тормоза. Такой режим очень перегружает аккумулятор, так как вся нагрузка ложится на него. Обычная батарея просто не успевает заряжаться во время движения, так к
EFB аккумуляторы: устройство и принцип работы
Аккумулятор является основным элементом автомобильной техники, без него не сможет работать ни один прибор бортовой сети, а также невозможно будет запустить двигатель. Современные автомобили постоянно совершенствуются, а вместе с ними улучшения терпят и их механизмы. Так и разработчики аккумуляторных батарей нового поколения стараются идти в ногу со временем предоставляю потребителю устройства позволяющие удовлетворить все условия эксплуатации.
История создания технологии
EBF аккумуляторы считаются передовым достижением современных технологий. Их разработки начались сравнительно недавно. Многие зарубежные производители давно перешли на технологию EFB. В отличие от своих аналогов они имеют значительный срок службы при уменьшенном количестве применяемого электролита.
EFB аккумуляторы
Маркировка таких источников питания расшифровывается, как «улучшенная утопленная батарея». В конструкции таких аккумуляторов применяются утолщенные пластины, которые позволяют эффективнее накапливать внутреннюю емкость. Электроды упаковываются в специальный материал, который имеет возможность пропитываться электролитом.
Устройство
В конструкции применяются следующие улучшения:
- Применение свинцовых пластин размером в 1,5 раза больше, чем у аналогов, в результате таких изменений стало возможно накапливать больше заряда при меньшем времени.
- Использование разделительной сетки из полиэстера, в результате чего активные вещества находятся внутри мешка это позволяет аккумулятору устойчиво переносить глубокие режимы заряд-разряд.
- Сепаратор в своем составе имеет составляющие из стекловолокна, благодаря этому батарея надежно защищена от разрушения пластин в результате тряски в процессе эксплуатации.
- Защитная упаковка из микроволокон позволяет надежно сохранить электролит на основе серной кислоты и дистиллированной воды. Такое приспособление вокруг электродов позволяет надежно сохранить свинец от преждевременного разрушения от серных соединений. При осыпании пластин обеспечивается защита от короткого замыкания.
- Количество используемого электролита в аккумуляторе снижается практически в три раза, при этом повышается устойчивость к глубокому разряду. При возникновении условий полного снижения заряда АКБ имеет свойство быстрого его восполнения.
Интересно знать! ЕФБ аккумуляторами являются усовершенствованными источниками питания, которые выгодно отличаются от своих аналогов.
Принцип действия
Работа источников питания основана на химической реакции окисления свинцовых пластин в растворе кислоты на основе серы и дистиллированной воды. В процессе разряда на положительном электроде происходит окисление свинца, а на отрицательном электроде его преобразование в диоксид. При восстановлении заряда происходит процесс обратного преобразования диоксида в металл. Электролит также меняется в результате обратимой реакции.
Области применения
Особенность применения АКБ EFB обусловлена их основным преимуществом, ради которого они разрабатывались. В результате использования такой технологии стало возможно применять систему старт-стоп в условиях городских пробок. Аккумуляторы данного типа имеют свойство быстро заряжаться от генератора и восстанавливать энергию. Производители рекомендуют использовать такие источники питания для катеров и электрокаров, в гибридных устройствах, а также для альтернативных систем накопления энергии.
Интересно знать! Источники питания обеспечивают бесперебойную работу всех устройств, где они применяются.
Отличие от AGM
В отличие от AGM описываемые аккумуляторы имеют следующие особенности в сравнении:
- Каждая отдельная пластина имеет увеличенную толщину, в результате повысился срок службы.
- Использование меньшего объема электролита, а также применение очищенного свинца, что привело к увеличению накопленного заряда.
- Повышенная надежность при эксплуатации в городских условиях с большим количеством остановок.
- Имеют низкую стоимость в отличие от AGM.
- Воздействие электролита на пластины снижена практически на 40%.
Есть также и отрицательные стороны отличия от аналогов:
- Меньшая накопленная мощность, особенно это сказывается при наличии большого количества потребителей.
- Не поддерживают технологию преобразования торможения.
Электролит
В аккумуляторах данного типа присутствует электролит в небольшом количестве, при этом он перетекает свободно между пластинами. В его составе используется серная кислота и дистиллированная вода. При эксплуатации рекомендуется контролировать его количество и плотность, они должны соответствовать указанным в технической документации параметрам. При необходимости имеется возможность доливки раствора через отверстия в верхней части аккумулятора, предварительно необходимо вывернуть крышки.
Достоинства и недостатки
ЕФБ источники питания как любое электрическое устройство имеют плюсы и минусы, которые делают их приоритетными относительно аналогов и наоборот. В последнее время такой вид АКБ пользуется особой популярностью среди автовладельцев.
Преимущества
К основным преимуществам относят:
- При изготовлении используется большее количество свинца в отличие от других кислотных видов батарей.
- Для защиты пластин от преждевременного разрушения применяется технология упаковки пластин в специальную оболочку.
- Применение очищенного свинца способствует быстрому заряду.
- Снижено пагубное воздействие глубокого разряда происходит это благодаря тому, что оксидные соединения не оседают на поверхности пластин. Аккумулятор разряжается только наполовину.
- Большое число возможных глубоких разрядов.
- Защита от возможных механических повреждений в процессе тряски. Гарантированный срок службы от изготовителя 7 лет.
- В конструкции применяются специальные воронки для постоянного перемешивания электролита.
- Практически не требуют постоянного обслуживания.
- Широкий диапазон рабочих температур.
Недостатки
К недостаткам EFB батареи следует отнести:
- Несовместимость данных источников питания с двигателями в которых применяется преобразование энергии при торможении.
- В отличие от АГМ аккумуляторов имеет пониженное значение мощности.
- Повышенная стоимость.
Система старт-стоп
Современные технологии позволили создать автомобили с новыми технологиями. Одной из таких новаций считается система старт-стоп. Конструктивной особенностью таких систем является полное отключение двигателя в момент остановки, чтобы вновь его запустить необходимо только отпустить педаль тормоза. В момент повторного запуска основная часть нагрузки ложится на аккумулятор, что ставит технологии EFB на ступень выше относительно своих аналогов.
Обычные кислотные батареи не могут справиться с циклическими запусками двигателя без дополнительного подзаряда и снижения потребления энергии бортовой сетью.
Интересно знать! Система старт-стоп значительно экономит расход топлива, а также снижает вредные выбросы в атмосферу.
Условия безопасной эксплуатации
Для предотвращения преждевременного выхода из строя EFB батареи необходимо соблюдать ряд требований:
- Содержать источник питания в чистоте, проводить систематическое обслуживание. Протирать ветошью, пропитанной аммиаком или раствором соды.
- Соблюдать необходимые рекомендации при запуске двигателя.
- Запрещается допускать перезаряд и глубокий разряд.
- Необходимо постоянно контролировать уровень электролита, не допускается снижение ниже минимального значения.
- Рекомендуется раз в три месяца проводить проверку плотности электролита.
- Восстановление заряда проводят в хорошо проветриваемом помещении, перед включением зарядного устройства необходимо вывернуть пробки и подключить клеммы соответственно их полярности.
- Во время заряда контролируется температуры, при достижении максимальных значений рекомендуется временно отключить заряд.
Важно! Соблюдение требований эксплуатации значительно увеличивает срок службы батареи.
Как заряжать EFB аккумулятор
Зарядка EFB аккумулятора практически ничем не отличается от процесса восстановления заряда для AGM батарей. Необходимо применять проверенное зарядное устройство, оно должно отличаться повышенным качеством. В используемом устройстве должна быть обеспечена подача номинального рабочего напряжения 14,4 В. Производители рекомендуют использовать зарядные приспособлении с индикаторным экраном, благодаря которому будет возможно отслеживать некоторые параметры.
В процессе восстановления заряда необходимо контролировать температуру электролита, она не должна превышать значение 55°С. При увеличении этого показателя возможно преждевременное старение пластин аккумулятора, в результате чего они могут выйти из строя и осыпаться.
Инструкция от завода изготовителя незначительна, в ней описываются только общие и основные рекомендации. Необходимо применять исправное зарядное устройство, при подключении клемм соблюдать полярность. При восстановлении заряда следует следить за основными параметрами и отключить устройство от аккумулятора при достижении значения 2,5 А. Если присутствует возможность отслеживать значение напряжения и силы тока, необходимо выключать зарядник при прекращении изменения этих параметров.
Производитель не рекомендует использовать режим ускоренного заряда, в результате которого может произойти повышенное выделение газа, а также преждевременный выход из строя источника питания. Запрещается открывать крышки во время восстановления заряда, при этом может произойти нарушение внутренних рекомбинационных процессов. Во время заряда применяются две стадии:
- Первая стадия подразумевает использование тока значением 0,1 от внутренней емкости аккумулятора, и возрастающим напряжением.
- Вторая стадия режим дозаряда при токе равному емкости, и постоянному напряжению 14,4 В.
Обзор отечественных и зарубежных производителей
При выборе среди российских аккумуляторов, где применяется технология EFB следует обратить внимание на следующие:
- АКОМ в своем ассортименте имеет до 7 источников питания с различной емкостью при невысокой стоимости.
- «Ультиматум» применяют особые технологии изготовления электролита, в результате чего имеют повышенный срок службы, а также легко воспринимают ускоренное восстановление заряда.
- «Тубор» имеет расширенный ассортимент и удовлетворит любые требования потребителя.
К зарубежным аналогам относят:
- «Varta Blue Dynamic» в конструкции применяют особые добавки в результате чего добились низкой стоимости при высокой емкости.
- Турецкие производители изготавливают источники питания, которые используют в легковой и грузовой автомобильной технике. Устанавливаются при первичной комплектации.
- «Bosch s5» применяется на технике, где присутствует технология старт-стоп.
Имея хотя бы общую информацию про источники питания технологии EFB, можно сделать выбор в их пользу. Соблюдение требований безопасной эксплуатации и постоянное тестирование аккумуляторов позволит продлить срок службы, а также предотвратит преждевременный выход из строя батареи. Технология ЕФБ — это значительный рывок в перед в этой отрасли.
Что такое аккумулятор — гелевые батареи, AGM и EFB?
В настоящее время помимо аккумуляторов «классической» конструкции (с жидким электролитом), так называемые SLI батареи, существуют также гелевые аккумуляторы и батареи, созданные по технологии AGM, а также по технологии EFB.
Гелевые батареи — это модификация стандартных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, в которых вместо жидкого электролита используется так называемый «загущенный»: в электролит добавляется загуститель, в результате чего он переходит из жидкого состояния в гелеобразное. «Гелеобразность» электролита предотвращает возможность его выливания и исключает газовыделение в процессе эксплуатации батареи. Основной же недостаток, присущий гелевым батареям, — повышенное внутреннее сопротивление (следствие того, что электролит менее текучий). Это препятствует получению высоких токов, и именно поэтому гелевые батареи мало применяются в качестве стартерных автомобильных батарей и используются, в основном, в качестве резервных источников питания.
Батареи, созданные по EFB-технологии, являются промежуточным звеном между батареями «классической» конструкции (SLI) и AGM-батареями и характеризуются следующими свойствами:
- В 2 раза выше устойчивость к циклированию по сравнению с SLI батареями благодаря пленкам из полиэстера, нанесенным на положительные пластины.
- Улучшенный прием заряда.
- Повышенная плотность активной массы по сравнению с SLI батареями.
- Повышенный пусковой ток.
Пример применения технологии EFB — VARTA Blue Dynamic EFB (прежнее название — Start-Stop EFB).
Батареи конструкции AGM, к которым относятся, в частности, аккумуляторы OPTIMA, VARTA Silver Dynamic AGM (прежние названия — Start-Stop Plus и ULTRA Dynamic), BOSCH S5 AGM (прежнее название S6 HighTech), ENERGIZER Premium AGM, ATLAS ABX AGM, а также мотоциклетные аккумуляторные батареи VARTA Powersports AGM (FUNSTART AGM) и BOSCH M6 AGM, — это другой тип батарей, которые, с одной стороны, имеют положительные свойства гелевых батарей — способность работать в любом положении и отсутствие газовыделения при нормальном режиме эксплуатации — и одновременно с этим лишены присущих гелевым батареям недостатков.
Технология AGM (Absorbed Glass Mat) предполагает, что электролит в корпусе батареи находится не в свободном жидком или гелеобразном виде, а абсорбирован в высокопористой волокнистой стеклоткани-сепараторе, плотно прижатой к пластинам (при этом сам электролит – жидкий). В результате достигается высокая степень контакта электролита с активной массой пластин и, как следствие, снижается собственное сопротивление батареи.
AGM-батареи имеют совершенно уникальные эксплуатационные свойства:
- Существенно более высокие пусковые характеристики по сравнению с батареями SLI и более высокие по сравнению с EFB-аккумуляторами.
- AGM-батареи выдерживают в 3-4 раза больше циклов разряда-заряда, чем обычные свинцово-кислотные стартерные батареи.
- AGM-батареи способны выдерживать более глубокие разряды: если обычные свинцово-кислотные стартерные батареи можно разряжать на 10-15 % без возникновения необратимых повреждений, то AGM-батареи – на 25-30 %. Это означает, что AGM-батареи без участия генератора способны снабжать электропитанием более энергоемкие системы автомобиля.
- AGM-батареи принимают заряд в два-три раза быстрее, т.е. после разряда быстрее заряжаются до 100 %. Вследствие этого удается избежать длительно нахождения батареи в недозаряженном состоянии, что крайне губительно для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
Аккумуляторные батареи OPTIMA, обладая всеми преимуществами технологии AGM, отличаются еще и тем, что пластины в них не прямоугольные и плоские (как в батареях «классической» конструкции), а представляют собой длинные ленты, плотно скрученные в рулон (инновационная система SPIRALCEL®-TECHNOLOGY).
Вследствие использования такой конструкции батареи OPTIMA могут не только безопасно работать в любом положении и выдерживать вибрации, которые не может выдержать ни одна батарея «классической» конструкции, но и способны работать с поврежденным корпусом, например, с пробоинами. Конструкция SPIRALCEL®-TECHNOLOGY дает возможность использовать такие батареи не только в качестве стартерных и не только в автомобилях, но и для питания электроприборов, а также в качестве бортовых источников тока на катерах и яхтах. Кроме перечисленных преимуществ батареи OPTIMA имеют еще более высокие пусковые характеристики (ток холодной прокрутки) и более продолжительный срок службы.
Чтобы купить авто аккумулятор, воспользуйтесь формой подбора.
— AKBEXPERT
Что означает аббревиатура EFB?
Ответ:
EFB расшифровывается как Enhanced Flooded Battery и переводится дословно: улучшенная залитая батарея. То есть аккумуляторы, произведенные по технологии EFB – это улучшенные АКБ с жидким электролитом.
Конструктивные особенности:
– Толщина токоотводов увеличена на 20% , изменен химический состав свинцового сплава.
– Применены уникальные углеродные добавки.
– Использован модифицированный электролит со специальным химическим составом.
– Поверхность электродов покрыта нерастворимым в электролите волокнистым материалом, предотвращающим оплывание и разбухание активной массы.
– Полиэтиленовый сепаратор, способный адсорбировать находящиеся в электролите вредные примеси.