Электролитом в автомобильном аккумуляторе является: Как выбрать электролит для автомобильного аккумулятора

советы по подготовке, правила эксплуатации

Электрическая батарея автомобиля представляет собой перезаряжаемый аккумулятор, который обеспечивает электрической энергией двигатель при его запуске и позволяет функционировать всем системам транспортного средства. Работоспособность батареи определяется его выходным напряжением, которое в большей степени зависит от состава электролита для аккумуляторов.

Содержание

  1. Общая информация
  2. Концентрация кислоты
  3. Правила эксплуатации
  4. Измерение плотности
  5. Уровень жидкости
  6. Подготовка электролита и батареи

Аккумуляторная батарея получила такое название потому, что она состоит из нескольких ячеек, которые располагаются одна за другой в ряд. Такое устройство является последовательным соединением электрических элементов в цепи, что позволяет увеличить выходное напряжение. Каждая ячейка батареи представляет собой закрытый сосуд, в котором расположены два электрода, погруженные в специальную жидкость — электролит, представляющий собой смесь серной кислоты и дистиллированной воды. Он выступает в качестве среды, обеспечивающей ионный обмен между электродами.

Положительные электроды — пластины, которые состоят из пентоксида свинца, а отрицательные электроды — пластины из активного свинца. Они объединяются и группируются с помощью контактных прослоек горизонтального и вертикального типа. Такая структура обеспечивает равномерное распределение электрического тока. Объединение положительных и отрицательных свинцовых пластин называется элементом. Как правило, отрицательные пластины имеют большую толщину.

Каждый элемент батареи отделяется тонкой прослойкой из пластика. Эта прослойка предотвращает возникновение короткого замыкания между рядом находящимися плюсом и минусом соседних элементов.

Между электродами и электролитом происходят электрохимические реакции, в результате которых поглощаются или выделяются электроны. Такие реакции создают разницу напряжений между электродами элемента.

На внешнюю часть корпуса аккумулятора выводятся две клеммы, с помощью которых он подсоединяется к электрической цепи. Эти клеммы расположены на верху корпуса, однако в некоторых батареях они делаются сбоку. В последнем случае возникает множество проблем, связанных с их расположением, в частности, боковые клеммы облегчают скопление паров электролита внутри батареи, что приводит к быстрому выходу из строя его рабочих элементов.

Клемма аккумулятора является либо положительной, либо отрицательной. Положительная клемма имеет больший размер, поэтому выполнить правильную установку батареи не составит никакого труда даже новичку. Если подсоединить неправильно аккумулятор, то есть перепутать плюс и минус, тогда можно повредить всю электрическую цепь.

Происходящие электрохимические реакции приводят к медленному износу активных элементов батареи, в частности, отрицательные электроды окисляются и становятся толще, а положительные электроды восстанавливаются и утончаются. По этой причине при покупке аккумулятора для автомобиля всегда следует обращать внимание на гарантийный срок службы устройства.

Аккумулятор может работать в ограниченном температурном диапазоне и плохо переносит низкие температуры, поэтому уход за ним состоит в периодических проверках напряжения на его клеммах и его механической целостности. Важно следить за наличием в батареи электролита для кислотных аккумуляторов и составом его.

Концентрация кислоты

Основным компонентом электролита автомобильной аккумуляторной батареи (АКБ) является концентрированная серная кислота. Но на чистой серной кислоте устройство работать не может, поэтому в составе автомобильного электролита также присутствует дистиллированная вода. Государственный стандарт ГОСТ 667–73 регулирует качество серной кислоты, поставляемой для АКБ. Важность соблюдения этого ГОСТа связаны с резким снижением срока службы устройства в случае использования грязной серной кислоты.

Плотность серной кислоты равна 1,84 г/мл, рабочее же значение плотности электролита составляет 1,3 г/мл. Следует знать, что при приготовлении электролита выделяется большое количество теплоты, поэтому не нужно забывать правило, что следует всегда лить кислоту в воду, и ни в коем случае наоборот.

Электролит, плотность которого лежит в пределе 1,07 — 1,30 г/мл, считается пригодным для работы. Этому пределу плотности соответствует концентрация h3SO4 27−40%.

Правила эксплуатации

Свойства электролита достаточно чувствительны к смене температурного режима окружающей среды, поэтому в зонах с умеренным климатом рекомендуется проверять его состояние два раза в год: в конце осени и в конце весны.

Измерение плотности

Плотность является важной характеристикой кислотного электролита, состав которого определяет ее величину. Прибор, которым измеряется плотность электролита, называется ареометром, который можно купить в любом автомагазине. При его использовании следует учитывать температуру окружающей среды и связанный с ней поправочный коэффициент.

Следующая таблица демонстрирует поправочные коэффициенты к полученным показаниям ареометра в зависимости от температуры (градусы Цельсия):

  • от -40 до -26: -0,04;
  • от -25 до -11: -0,03;
  • от -10 до +4: -0,02;
  • от +5 до +19: -0,01;
  • от +20 до +30: 0,00;
  • от +31 до +45: +0,01.

Помимо ареометра, для записи измеренных результатов рекомендуется заранее приготовить чистый лист бумаги и карандаш. Проверку необходимо проводить в каждом элементе батареи отдельно. Следующие шаги объясняют порядок действий:

  1. Первым делом следует открыть каждую емкость в батарее, плотность электролита в которой должна быть измерена.
  2. Предназначенную для измерения часть ареометра нужно поместить в электролит.
  3. Грушей прибора следует забрать некоторую порцию электролита так, чтобы поплавок ареометра начал плавать.
  4. В месте соприкосновения специального стержня и жидкости следует смотреть настоящие показания измеряемой величины.
  5. Полученный результат записать, а затем провести аналогичные действия для оставшихся емкостей батареи.

Плотность является физической величиной, размерность которой определяется как г/см3. В случае электролита после проведенных измерений следует удостовериться, что ее колебания во всех элементах АКБ не превышают 0,2−0,3 г/см3. Если средняя величина плотности по всем емкостям АКБ лежит ниже установленного значения в паспорте, тогда необходимо зарядить аккумулятор.

При уходе за аккумулятором и контроле плотности электролита необходимо иметь в виду температурный режим. Так, в холодное время года следует поддерживать более высокие значения этой величины (1,30 г/см3), так как она обеспечивает более низкую температуру замерзания жидкости. Например, если значение плотности лежит ниже 1,1 г/см3, то в электролите могут появляться кристаллики льда уже при температуре -6 °C. Летом же лучше снижать плотность заряженной батареи до уровня 1,23 г/см3, поскольку чем она ниже, тем дольше прослужит устройство.

Зимой при низких температурах воздуха рекомендуется снимать аккумулятор с автомобиля и заносить его в помещение, в котором следует проводить все контролирующие замеры электролитических параметров. Кроме того, для эксплуатации электроприбора в северных районах страны следует приобрести специальный контейнер-рубашку, который позволяет сохранять тепло корпуса АКБ.

Уровень жидкости

Еще одной ключевой характеристикой аккумуляторной батареи, за которой необходимо следить регулярно, является уровень электролита в каждом элементе. Согласно общим рекомендациям, он не должен быть ниже 1−1,5 см верхнего края пластин.

Перед измерением уровня электролита в каждой секции батареи следует поставить электроприбор на горизонтальную поверхность. После этого рекомендуется взять стеклянную трубку длиной 25−30 см и диаметром 5−6 мм, опустить ее на дно измеряемой банки, закрыть свободный конец трубочки большим пальцем, чтобы предотвратить спад жидкости в ней при вытягивании из банки, а затем вытянуть ее из электролита и любой линейкой измерить уровень.

Эту операцию можно провести с помощью обычного листа бумаги, который следует свернуть в трубочку и опустить на дно измеряемой емкости. При последующем измерении линейкой мокрого отпечатка на листе следует учесть величину погрешности, возникающую из-за капиллярного эффекта.

Если при измерениях обнаружен недостаток жидкости в какой-либо емкости батареи, тогда следует в нее добавить нужное количество дистиллированной воды.

Делать это следует осторожно, небольшими порциями, поскольку вода, попадая в кислоту, вызывает большое выделение теплоты и вскипание. Добавлять следует именно воду, а не электролит, в противном случае можно серьезно повредить электроприбор.

Подготовка электролита и батареи

Если старый аккумулятор вышел из строя и пришло время купить новый, то можно поступить двумя способами: во-первых, можно купить уже готовый залитый в АКБ электролит, во-вторых, можно приобрести сухозаправленную батарею и самостоятельно выполнить ее заливку. Первый способ рекомендуется для новичков, ко второму же методу следует прибегать, если прибор будет эксплуатироваться в каких-либо экстремальных условиях.

При подготовке раствора самостоятельно необходимо следующее:

  1. Канистра с дистиллятом, которая продается в каждом автомагазине, приобрести эту воду можно и в аптеке.
  2. Серная кислота h3SO4. Рекомендуется приобретать ее в разбавленном виде, то есть с плотностью 1,40 г/см3. Реже используется концентрированная кислота с плотностью 1,84 г/см3.
  3. Градуированная емкость, которую можно использовать, чтобы отмерять нужные порции жидкости.
  4. При приготовлении электролита его нужно будет мешать, поэтому следует запастись трубкой из химически инертного материала, например, из стекла или керамики.
  5. Резиновые перчатки, прозрачные очки, защитный фартук, старая одежда — основные средства индивидуальной защиты.

Во время приготовления раствора следует соблюдать элементарные правила химической безопасности, которые заключаются в добавлении воды в электролит не большими порциями, что может привести к вскипанию и разбрызгиванию во все стороны жидкости, а тонкой струей. При этом трубкой рекомендуется плавно перемешивать раствор.

Аккумуляторный электролит нужного состава готовится согласно инструкции на упаковке путем смешивания кислоты и дистиллята. В ряде случаев их объемы смешиваются в равных количествах. После завершения процедуры надо будет замерить плотность ареометром.

В различных моделях автомобилей используют АКБ разного объема, вариации которого составляют от 2,6 до 3,7 л. В любом случае электролит можно приготовить с запасом, а оставшийся раствор необходимо нейтрализовать, бросив в него несколько ложек пищевой соды.

Как только рабочий раствор подготовлен, его нужно залить во все емкости батареи. Использовать для этого нужно либо стеклянную воронку, либо стеклянную кружку с удобным носиком. Процесс заполнения банок прибора следует проводить аккуратно и не спеша.

Заполнение производят до уровня, когда свинцовые пластины поднимаются над поверхностью электролита на 1−1,5 см.

Затем прибор оставляют на 3−4 часа, при этом плотность раствора может незначительно уменьшиться.

Через несколько часов после заправки АКБ заряжают. Выполняется это так: на корпусе батареи проверяется значение емкости в Ампер-часах, это число делится на 10, и полученную величину уже используют для установления тока зарядки. Например, если емкость батареи составляет 80 А*ч, тогда ток для ее зарядки равен 8 А. Заряжать следует в течение 4 часов, после чего замеряются значения плотности и уровня электролита, и если они соответствуют рабочим величинам, тогда аккумуляторная батарея готова к использованию.

Опасность воздействия электролита | АКБ-сервис

Первая страница

В каком виде хранится электролит в АКБ?
Электролит может находиться в аккумуляторе в жидком или гелеобразном состоянии. В первом случае он представляет собой раствор серной кислоты либо щелочи в дистиллированной воде.

Гелевые аккумуляторы также используют раствор серной кислоты, который с помощью специальных добавок превращается в гель. Наибольшее распространение имеют свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторные батареи. Щелочи используются реже – преимущественно в никель-кадмиевых или никель-железных источниках электропитания автомобиля.
Чем опасен электролит аккумуляторной батареи?
Людям, которым часто приходится иметь дело с автомобильными аккумуляторами, следует опасаться непосредственного контакта с опасной жидкостью:
— попадание на открытые участки кожи;
— вдыхание паров электролита;
— попадание вещества в глаза;
— случайное проглатывание жидкости и ее проникновение в пищеварительный тракт.
 

 

Какой вред можно нанести здоровью при неосторожном обращении с электролитом?
Соприкосновение раствора с кожей вызывает химический ожог, сопровождающийся покраснением, отечностью, появлению волдырей, формированию болезненных струпьев. Человека, надышавшегося парами кислотного или щелочного раствора, будут беспокоить симптомы поражения слизистой оболочки дыхательных путей и органов:
— кашель;
— чихание;
— сильное слюноотделение;
— одышка;
— падение кровяного давления;
— бронхиальный спазм;
— удушье;
— судороги.
Попадание электролита в систему пищеварения способно сильно повредить слизистую пищевода, желудочно-кишечного тракта. При этом человек будет ощущать сильную боль, колики, его будет мучить рвота с кровяными выделениями. Случайно попавшие в глаза брызги могут сильно обжечь роговицу и привести к частичной или полной утрате зрения.

Воздействие на одежу.

Если электролит попал вам на одежду, то спасти её не получится, особенно если она хлопковая, через некоторое время на местах попадания электролита появятся дырки.

 

Как можно уберечься от опасности?
Для предотвращения неприятностей автомобилистам, работникам станций техобслуживания, людям, осуществляющим прием автомобильных аккумуляторов, следует предпринимать совсем несложные меры:
— быть предельно внимательными;
— соблюдать рекомендации производителей аккумуляторов относительно условий их эксплуатации, ремонта и утилизации;
— придерживаться элементарных правил техники безопасности;
— пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Первая помощь при попадании электролита в организм человека.
Хорошими средствами, нейтрализующими кислоту, являются всем доступные сода и нашатырный спирт (раствор). На щелочные растворы воздействуют с помощью лимонной и уксусной кислоты. Если при работе с аккумулятором не удалось избежать попадания электролита на кожу, то следует немедленно обработать пораженный участок каким-либо из перечисленных веществ, после чего не менее 15 минут подержать его под струей чистой воды. Глаза при несчастном случае нужно сразу промыть большим количеством воды, после чего немедленно обратиться к врачу. При попадании химикатов в желудочно-кишечный тракт потребуется как можно быстрее сделать промывание желудка, обеспечить пострадавшему обильное питье. В любом случае необходимо найти способ сразу же после происшествия обратиться за профессиональной врачебной помощью. Это поможет спасти не только здоровье, но и во многих случаях жизнь пострадавшего.

Что бы немного успокоить читателя после всего прочитанного, кратковременный контакт электролита с кожей, при обслуживании аккумулятора не принисет каких-либо увечий, но следить за техникой безопасноски обязательно нужно!

Дата публикации: 

14/07/2020

Не нашли то, что искали?
Закажите звонок, и мы поможем с вабором

Заказать

Магазин аккумуляторов «АКБ-Сервис» предлагает своим клиентам высокое качество обслуживания.

На всю продукцию (исключая жидкости) «АКБ-Сервис» предоставляет гарантию до трёх лет. В течении гарантийного срока Вы можете в любое время приехать на бесплатное сервисное обслуживание аккумулятора (зарядку, доливку дистиллированной воды, подготовку к сезону).

Мы имеем сертификат разрешающий работы по обслуживанию и утилизации аккумуляторных батарей.

Пошаговое руководство по обслуживанию автомобильного аккумулятора

Этот пост может содержать партнерские ссылки. Мы можем получить небольшую комиссию бесплатно для вас, если вы совершите покупку по ссылке.
Спасибо, что поддержали нас в нашем приключении!! Узнать больше

Последнее обновление: 26 апреля 2022 г., Thierry

Люди (и я часть этого) склонны забывать, что некоторые аккумуляторы нуждаются в обслуживании, полагая, что, как только аккумулятор будет установлен, он будет обеспечивать энергию для запуска. двигатель вашего автомобиля на неопределенный срок или до тех пор, пока не сломается клетка внутри него.
Могу ли я самостоятельно обслуживать автомобильный аккумулятор? Конечно, прочитайте руководство по обслуживанию автомобильного аккумулятора ниже!

Сначала технические сведения…

Типичная свинцово-кислотная батарея на 12 В состоит из 6 элементов, состоящих из чередующихся пластин из сеток из свинцового сплава, заполненных губчатым свинцом или покрытых диоксидом свинца. Каждая ячейка погружена в электролит, представляющий собой смесь серной кислоты (до 40%) и дистиллированной воды.

При нормальной работе часть воды теряется в процессе электролиза и испарения. Серная кислота остается в аккумуляторной ячейке. Уровень электролита со временем снижается.

Если уровень электролита слишком низкий, пластины подвергаются воздействию воздуха и начинается процесс, называемый сульфатированием. Сульфатация — это химическая реакция, которая мешает нормальной работе элементов и сокращает срок службы батареи, а также может привести к тому, что вы застрянете в глуши!

Таким образом, если ваша батарея не является герметичной (имеется в виду крышка заливной горловины сверху или какая-либо крышка), вы можете проверить уровень электролита и при необходимости долить его, чтобы ваша батарея работала с полным потенциалом.

Пример негерметичного аккумулятора от нашей Mitsubishi Delica. Да он грязный!

Важно: для обычных операций по доливке используйте только дистиллированную воду и ничего больше, так как это может мгновенно повредить аккумулятор. Никакой соленой воды, пищевой соды или любого другого типа электролита. Нет даже серной кислоты!

… А теперь пошаговая инструкция по уходу за автомобильным аккумулятором!

Итак, большой вопрос. Как выполнить эту операцию обслуживания? Это сложно?

Не паникуйте, это довольно просто, успокойтесь!

Однако, если вы не уверены в выполнении действий, описанных ниже, обратитесь за помощью к знающему человеку или профессионалу. Кроме того, этот пост предназначен для предоставления основной информации и рекомендаций и представляет то, что работает для меня. Вы используете это руководство под свою ответственность.

Можно выполнять проверки и техническое обслуживание непосредственно с аккумулятором, установленным в автомобиле, или вне автомобиля, как в примере, представленном в этом посте. Примите некоторые меры предосторожности :

  • Если установлено на автомобиле => автомобиль должен быть полностью выключен
  • Если установлено на автомобиле => отсоедините отрицательную клемму (черную)
  • Наденьте защитное снаряжение, такое как как перчатки, защитные очки, старая одежда,… так как серная кислота в аккумуляторе очень едкая!
  • Не курить
  • Наконец, будьте осторожны, не прикасайтесь к электродам батареи.

Уборка!

Вам нужно начните это обслуживание с хорошей очистки аккумулятора . Важно удалить любые следы аккумуляторной кислоты, грязь и пыль. Вы не хотите, чтобы что-то упало в аккумулятор, так как это может повредить его непоправимо. Более того, грязь, пыль и кислотные отложения на аккумуляторе заставляют его разряжаться, создавая токи утечки. Нужен чистый аккумулятор.

Та же батарея, очищенная

Проверка уровней

Для добавления воды в ячейки стандартной негерметичной свинцово-кислотной батареи, первая, открыть одну из крышек заливных горловин (пластиковая завинчивающаяся крышка или какая-то крышка). Заглянув внутрь, вы увидите металлические элементы, составляющие ячейку, и, возможно, немного жидкости. Жидкость является электролитом.

верхняя часть металлических пластин видна и сухая = недостаточно электролита!

Добавьте немного дистиллированной воды

Если металлические пластины не подвергаются воздействию воздуха, перейдите к следующему шагу.
Если металлические пластины подвергаются воздействию воздуха, добавьте дистиллированной воды ровно столько, чтобы покрыть металлические компоненты (2-3 мм) . Не больше. Это связано с тем, что электролит будет расширяться во время зарядки и, скорее всего, переполнится, если вы уже долили его до зарядки.

Добавлен электролит, ровно столько, чтобы покрыть пластины

Наконец, вытрите все пролитые жидкости, установите обратно и затяните крышку заливной горловины и переходите к следующей ячейке.

Зарядите аккумулятор

После проверки каждой ячейки вы можете зарядить аккумулятор (см. уведомление об используемом зарядном устройстве).

Вы можете проверить, нужно ли заряжать аккумулятор, используя вольтметр, подключив отрицательный провод (обычно черный) к отрицательному выводу аккумулятора, а положительный провод (красный) к положительному выводу аккумулятора.

Отображаемые показания могут дать вам полезную информацию. Все значения от 12,4 до 12,8 вольт указывают на то, что батарея в хорошем состоянии. Все, что ниже 12,4 или выше 12,9 вольт, является признаком проблемы. Вы должны зарядить аккумулятор, если показания ниже 12,4 вольт.

Измеренное напряжение аккумуляторной батареи 12,57 В после установки аккумуляторной батареи на автомобиль

Проверьте уровни… Еще раз!

Как только ваша батарея будет полностью заряжена (это означает, что напряжение теперь в норме, и вы отключили зарядное устройство и дали батарее отдохнуть в течение нескольких минут), вы можете повторить цикл пополнения . На этот раз покройте пластины слоем электролита примерно на 1 см или в соответствии с отметками на внешней стороне батареи, если таковые имеются/видны. Некоторые аккумуляторы имеют пару маленьких выемок в нижней части заливных трубок. При этом жидкость должна едва касаться дна пробирки.

Последнее предупреждение: будьте осторожны, не заливайте слишком много жидкости , иначе она вытечет из аккумулятора в моторный отсек!

Последняя проверка после зарядки аккумулятора. Все хорошо!

Готово!

Это должно завершить цикл обслуживания. Это не имело большого значения, верно?

Итак, последний совет в этом руководстве по обслуживанию автомобильного аккумулятора, чтобы поддерживать аккумулятор в хорошем состоянии, состоит в том, чтобы преобразовать эту проверку в процедуру обслуживания, в идеале ежемесячно, но я бы сказал, что каждые три месяца приемлемо, в зависимости от того, как вы используете ваш автомобиль.

Любые вопросы по обслуживанию батареи, пожалуйста, оставьте комментарий или отправьте мне сообщение через контактную страницу или напишите мне по электронной почте. Я отвечу вам!

Когда пора меняться?

Свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы состоят из пластин из свинца и диоксида свинца, погруженных в раствор электролита, состоящий примерно из 35 процентов серной кислоты и 65 процентов воды.

Когда двигатель автомобиля запускается, аккумуляторная батарея разряжается, поскольку она обеспечивает необходимую мощность для запуска автомобиля. В течение этого периода серная кислота в электролите истощается, оставляя раствор электролита с более высоким содержанием воды. Сульфат кислоты покрывает пластины, уменьшая площадь поверхности, на которой может произойти химическая реакция. Зарядка обращает эту химическую реакцию, возвращая сульфат в раствор кислоты.

Свинцово-кислотные аккумуляторы предпочтительнее использовать в транспортных средствах из-за высокой мощности при их весе и низкой стоимости. Этот тип батареи может обеспечить высокий ток стартера для запуска двигателя автомобиля.

Аккумулятор питает двигатель. Как только двигатель запускается, аккумулятор автомобиля заряжается с помощью системы зарядки с приводом от двигателя, называемой генератором переменного тока. Он получает энергию от вращения двигателя через ременный привод для подачи зарядного тока.

Коррозия возникает на клеммах аккумуляторной батареи и является распространенной причиной того, что автомобиль не заводится. Коррозия, которая часто принимает форму белого порошка (сульфат свинца), увеличивает сопротивление, уменьшая электрический ток в автомобиле.

Необходимо периодически чистить клеммы. Для этой цели можно использовать простую проволочную щетку и воду. Убедитесь, что вы носите перчатки и защитные очки, потому что, если кислота вступает в контакт с кожей, ее вдыхание или проглатывание может быть опасным.

 

Распространенные проблемы с батареями

Вот несколько распространенных проблем с батареями, которые могут вызвать проблемы, если их игнорировать:

  1. Короткое замыкание элементов: Из-за неисправности сепаратора между двумя пластинами.
  2. Сульфатирование: После длительного периода неиспользования в незаряженном состоянии.
  3. Коррозия на положительных или отрицательных клеммах.
  4. Разрыв внутренних соединений из-за коррозии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *