Если плотность электролита ниже нормы что делать: Как повысить плотность электролита в аккумуляторе. Самостоятельно, зарядным устройством и без него. Простые шаги

Содержание

Пришла зима – заряжай АКБ | Автомиг

Но даже исправный аккумулятор в зимние холода может не завести двигатель. «Прикуривание» исправит проблему, но надолго ли? И как понять, что с аккумуляторной батареей есть проблемы?

В чём причина?

Постепенный разряд аккумуляторной батареи – процесс неизбежный. Обычный срок службы батареи – около 4–5 лет, при правильном уходе его можно продлить. В то же время есть факторы, которые могут привести к преждевременному выходу из строя даже относительно новой батареи.

Во-первых, влияет характер поездок. Если автомобиль эксплуатируется в режиме: «дом – работа – дом», АКБ не успевает получить достаточный заряд от генератора и ёмкость его постепенно снижается. Вторая причина: неисправности в самом автомобиле, в первую очередь генераторе, стартере, реле регулятора. Неисправный генератор будет хуже питать АКБ, а проблемы с реле могут привести к перезаряду, следствием которого станет повышенное газообразование, выкипание электролита и снижение его плотности.

Третье – проблемы с проводкой и электрооборудованием. Ослабление или окисление контактов соединения с электропроводкой приводят к снижению эффективности зарядки от генератора из-за падения напряжение на клеммах аккумулятора. Неправильно установленные нештатные приборы могут приводить к значительной утечке тока. Негативно на состоянии АКБ сказываются длительные стоянки – электроприборы в современных автомобилях никогда не отключаются полностью и постепенно разряжают батарею. Кроме того, аккумулятор можно «убить», постоянно забывая выключать фары или освещение в салоне.

Летом для запуска двигателя требуется примерно на 30 процентов меньше энергии, чем зимой, поэтому зачастую автомобилисты не замечают разряда аккумулятора и продолжают эксплуатировать «севшую» АКБ. С наступлением холодов для запуска требуется больше энергии, но так как батарея имеет недозаряд, энергии на запуск двигателя не хватает. К тому же холодная АКБ очень плохо принимает заряд от генератора, и после каждого пуска она долго физически не может восстановиться до прежнего уровня.

Плюс к этому повышается расход энергии при прогреве машины на автозапуске, автовладельцы начинают использовать больше электрооборудования: обогрев сидений, стёкол, зеркал.

Проверяем АКБ

В преддверии зимних холодов стоит проверить состояние любого, даже относительно нового аккумулятора. Сделать это тем более необходимо, если АКБ была установлена давно или автомобиль «намотал» большой километраж (срок службы батареи – порядка 100000 километров).

Аккумуляторы делятся на обслуживаемые и необслуживамые. В обслуживаемых АКБ есть возможность выкрутить пробки и получить доступ к банкам с электролитом. Если покупать АКБ обслуживаемого типа, то за ней придется следить: замерять плотность электролита, доливать дистиллированную воду и выполнять другие работы по уходу, поэтому она больше подходит опытным автовладельцам. Банки необслуживаемого аккумулятора герметично запаяны, что снижает потерю электролита, степень саморазряда и продлевает срок эксплуатации.

Но в любом случае его нужно периодически заряжать.

Первый этап проверки – визуальный осмотр. Аккумулятор должен быть чистым, без трещин и деформаций, клеммы не должны быть окислены. Окисление клемм – признак негерметичности корпуса, а также перезаряда батареи, при котором происходит неконтролируемый гидролиз и испарение электролита. Второй внешний признак – вздутие корпуса. Причиной может стать излишне активное газообразование из-за перезаряда или снижения уровня электролита при засорении вентиляционных отверстий. Поэтому клеммы и вентиляционные отверстия на корпусе нужно очищать от пыли и грязи. Также корпус может быть деформирован из-за замерзания электролита, если разряженная батарея долго простояла на улице. Если на корпусе есть трещины, аккумулятор необходимо заменить.

Обратите внимание: если аккумулятор разряжен, при запуске стартер будет хуже запускать двигатель, особенно при низкой температуре. Другие признаки: при выключении двигателя падает яркость освещения салона, стеклоочистители и стеклоподъёмники работают слишком медленно, замки хуже реагируют на брелок сигнализации. Также о проблеме может сообщить индикатор необходимости зарядки АКБ бортового компьютера. Чтобы узнать остаточный ресурс аккумулятора, можно провести испытание под нагрузкой. Для этого после подзарядки или длительной поездки подождать пару часов до нормализации напряжения на АКБ. Включить свет фар на полчаса, затем запустить мотор. При изношенном аккумуляторе пуск окажется затруднённым.

Проверьте уровень электролита: он должен быть на 1,5–2 сантиметра выше поверхности пластин. Во многих АКБ внутри сервисных отверстий есть метки уровня, в некоторых моделях он отображается с помощью поплавкового индикатора. Если уровень ниже нормы, его можно восстановить дистиллированной водой. Плотность электролита на исправной заряженной аккумуляторной батарее должна составлять около 1,27–1,28 г/см3 при комнатной температуре. Как правило, необслуживаемая батарея имеет встроенный индикатор-ареометр, по цвету которого определяется плотность электролита – зелёный при нормальной плотности, красный или белый – при низкой (батарея подлежит замене).

Чтобы проверить заряд АКБ, понадобится мультиметр. Для начала стоит измерить напряжение на клеммах при работающем моторе. В норме оно составляет 14,0–14,4 вольт. Если показатели значительно ниже, нужно искать причину в генераторе или проводке. Напряжение спустя три часа после выключения двигателя должно быть не ниже 12,6 вольт. Если прибор покажет 12,3 и меньше – батарею нужно зарядить и проверить, будет ли она держать заряд. Если после полной зарядки автомобиль простоял 10–12 часов и напряжение снова упало до 12,5 и ниже, АКБ лучше поменять. Если вольтаж не достигает 11 вольт, то есть вероятность короткого замыкания одной из ячеек.

Скорая помощь для АКБ

Что делать, если заряда аккумулятора недостаточно для запуска двигателя, а ехать нужно срочно? Существует несколько способов экстренной реанимации АКБ. Самый распространённый – «прикурить» его от другого автомобиля или воспользоваться портативным пусковым устройством – бустером. Бустеры бывают литиевыми и конденсаторными.

Литиевые батареи чувствительны к холоду, суперконденсаторы можно хранить и при минусовой температуре и заряжать от остаточного заряда АКБ или пауэрбанка. Правда, конденсаторные бустеры по цене выйдут дороже новой аккумуляторной батареи.

Бустеры не заряжают батарею, только помогают запустить мотор. Выглядят они как пауэрбанк большой ёмкости и со слотами для подсоединения зажимов-«крокодилов» с проводами. Как правило, в них также есть USB- порты для зарядки всевозможных гаджетов. Бюджетные бустеры могут запускать двигатель, если аккумулятор разряжен не полностью. Более дорогие – даже при полностью разряженной АКБ. При выборе бустера обращайте внимание на ёмкость батареи – она определяет, сколько раз можно запустить двигатель автомобиля с разряженным аккумулятором. В основном устройства выпускают с ёмкостью 10000–20000 ампер-час. Чем выше цифра, тем лучше. Главная характеристика пускового устройства – пусковой ток. Среднему автомобильному двигателю летом достаточен ток в 200–250 ампер.

Зимой пусковой ток возрастает до 300–400 ампер и выше. Бустер может быть использован только как временная мера. Если аккумулятор недозаряжен, спустя какое-то время проблема повторится. Если прикуривать и ездить на разряженном аккумуляторе, может произойти его перезаряд.

Зарядить аккумулятор полностью можно с помощью зарядного или пуско-зарядного устройства. Среди широкого ассортимента ЗУ и ПЗУ можно выбрать сочетающие свойства автоматического зарядника и устройства с ручным управлением. Несомненный плюс пуско-зарядного устройства в отличие от обычного ЗУ – переключатель режимов. С его помощью можно как заряжать аккумулятор, так и запускать двигатель. Правда, и стоят такие аппараты недёшево.

Подбирать зарядное устройство нужно в зависимости от типа АКБ. Так, к примеру, кальциевую батарею многие производители рекомендуют заряжать токами в 16–16,5 вольт, не каждое устройство обладает такими характеристиками. Поэтому возможность заряда AGM, GEL и кальциевых батарей будет нелишней.

Также большой плюс – система десульфатации, позволяющая восстановить батарею (если это еще возможно) циклами заряда – разряда. Очень полезная функция проверки АКБ, позволяющая проверить напряжение, ёмкость батареи, пусковую мощность – не придётся дополнительно покупать мультиметр. Некоторые ЗУ и ПЗУ могут определять, не произошло ли короткое замыкание в одной из ячеек АКБ. Функция автоматического отключения перестаёт заряжать аккумулятор после его полной зарядки. Также устройства могут иметь режимы зимней зарядки, быстрой зарядки, иметь USB-порты для зарядки мобильных устройств, разъём для прикуривателя, фонарик, гнездо прикуривателя (для подключения компрессора или автомобильных устройств). Лучше выбирать ЗУ и ПЗУ проверенных фирм. В любом случае перед покупкой важно внимательно прочитать характеристики и желательно отзывы покупателей. Важно: запуск двигателя зарядными устройствами запрещён.

Заряжаем АКБ

Заряжать АКБ можно и самостоятельно – для этого вам понадобится зарядное или пуско-зарядное устройство, а также мультиметр. Для обслуживаемого аккумулятора также пригодится ареометр для измерения плотности электролита. У обслуживаемого аккумулятора нужно выкрутить пробки или снять крышку, а затем проверить уровень электролита в каждой банке. Он должен находиться между метками «min» и «max». Если корпус батареи непрозрачный – вставить в банку стеклянную трубку, а затем измерить уровень с помощью линейки. Уровень должен составлять 10–15 миллиметров. Если он окажется ниже – нужно долить дистиллированную воду (она продаётся в специализированных магазинах).

Спустя два часа после добавления воды нужно проверить плотность электролита с помощью ареометра – она должна составлять 1,28 г/см3 при температуре электролита 25°С. Если плотность электролита в банках ниже нормы или отличается более чем на 0,02 г/см3 – это означает, что аккумулятор требует подзарядки.

Провода зарядного устройства присоединяются к клеммам батареи с соблюдением полярности. При выставлении тока важно, чтобы он был не выше десяти процентов от ёмкости АКБ (для батареи ёмкостью 55 ампер-час – 5,5 ампер, для батареи ёмкостью 65 ампер-час – 6,5 ампер и так далее). Ещё лучше установить щадящий режим заряда – это примерно 3–5 процентов от ёмкости. То есть для АКБ 60 ампер-час – 2–3 ампера. Такая зарядка будет дольше, но безопаснее. При выставлении напряжения учитывайте тип АКБ – на аккумулятор 12 вольт (такие устанавливают на все легковые автомобили) нужно подавать 13,2–14 вольт (именно столько даёт генератор). А вот если у вас кальциевый или тем более GEL – AGM АКБ, напряжение должно быть выше.

Заряжаемая батарея должна быть прогрета до температуры от +15°С до +25°С. Аккумулятор с улицы ставить на зарядку нельзя. Важно – при подзарядке аккумулятора в воздух выделяются сернистый газ, мышьяковистый водород, сурмилистый водород, хлористый водород и другие вредные вещества, поэтому проводить зарядку нужно в хорошо проветриваемом помещении или отапливаемом гараже.

Правила эксплуатации

Зимой желательно эксплуатировать машину регулярно, не допуская простоев больше пары дней. Если автомобиль остаётся на улице на более продолжительное время, АКБ лучше снять. В сильные морозы можно использовать утеплитель для аккумулятора, но стоит помнить о том, что он будет сохранять тепло всего 6–10 часов. Тем, у кого аккумуляторная батарея размещена в багажнике, – опускать спинку заднего сиденья или чаще ставить машину в отапливаемые паркинги. При низких минусовых температурах поможет завестись утром использование автозапуска, настроенного на автоматический прогрев двигателя при сильном охлаждении. Если такой опции нет, придётся самостоятельно прогревать машину. Второй вариант – снимать на ночь АКБ и заносить домой.

Стоит хотя бы раз в несколько дней организовывать продолжительную поездку на значительное расстояние, лучше с выездом на трассу. При городском стиле без длительных поездок пару раз за зиму желательно поставить батарею на зарядку. И, конечно, регулярно проводите техническое обслуживание АКБ, следите за натяжением ремня генератора, не перегружайте бортовую сеть дополнительными потребителями электроэнергии, особенно в зимний период.

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля?

работаем 24/7 | круглосуточно и без выходных

БлогКак правильно заряжать аккумулятор автомобиля?

Регулярная зарядка автомобильного аккумулятора обеспечивает срок службы в соответствии с данными завода-изготовителя. Делать это нужно хотя бы дважды в год — перед наступлением холодов и весной, рекомендуется хотя бы раз в месяц проверять уровень заряда и если он опустился ниже 70% — подзаряжать батарею.

Среди огромного многообразия автомобильных  аккумуляторов чаще всего встречаются свинцово-кислотные аккумуляторы, они просты в эксплуатации и обслуживании. Если уровень заряда ниже нормы, на пластинах образуется налет из сульфата свинца, который со временем становится толще, из-за чего емкость батареи постепенно снижается и становиться менее доступной для владельца автомобиля. Это отражается на снижении способности батареи часто запускать двигатель в условиях “голодания” по обратному заряду, что становиться заметно особенно в холодный период года. Также это приводит к тому, что пластины начинают осыпаться, что также уменьшает емкость батареи, снижает ее ресурс и в какой-то очень важный в жизни момент батарея может подвести своего владельца, не запустив двигатель.

Разряжать аккумулятор полностью крайне нежелательно, это приводит к необратимой сульфатации и значительной потере емкости без возможности восстановления. Но если зарядка АКБ производится вовремя, сульфат свинца преобразуется обратно в активную массу и характеристики батареи восстанавливаются до необходимого уровня для эксплуатации в штатном режиме.

Как понять, что аккумулятор уже нужно заряжать

Заметить проблему несложно. Проще всего измерить напряжение на выводах батареи, если показатель ниже 12,6 В, нужна подзарядка, если меньше 12,4 В — заряжать АКБ надо срочно. Чтобы не остановиться в дороге и предотвратить ускоренный износ батареи, стоит периодически проверять АКБ одним из способов, описанных ниже.

Определяем заряд по плотности электролита

Измерение плотности — один из самых точных и доступных способов определения заряженности батареи. Но его нельзя использовать в необслуживаемых аккумуляторах, где банки недоступны из-за применения “глухой” крышки. Но во многих современных моделях верхняя часть закрыта плоской заглушкой (или этикеткой), а под ней есть стандартные пробки, которые можно вывернуть.

Рефрактометр или ареометр, используемые для измерения плотности, можно купить в любом автомобильном магазине. Проверить АКБ несложно: откройте все банки и по порядку определите плотность в каждой из них. Заодно убедитесь, что уровень электролита везде одинаков, при необходимости долейте дистиллированную воду. При температуре +25 градусов показания будут такими:

  • У полностью заряженной АКБ — более 1,27 г/см³.
  • Когда батарея разряжена наполовину — 1,20-1,21 г/см³.
  • При полном разряде или выходе из строя аккумулятора значение составит 1,11-1,12 г/см³.

Помните, что плотность электролита меняется в зависимости от температуры. Чем ниже температура, тем выше показания плотности и наоборот. Кроме того, сравнивайте показания в каждой из банок, если в одной плотность намного ниже, скорее всего там замыкание.

Определение заряда по напряжению

В этом случае понадобится вольтметр или мультиметр в режиме вольтметра. Сразу после эксплуатации авто батарея теплая, поэтому показания всегда выше. Лучше всего измерять напряжение утром или хотя бы через два часа после поездки. Метод проверки без нагрузки прост:

  • В машине должны быть выключены все потребители энергии, иначе результат окажется неточным.
  • На измерительном приборе следует выставить напряжение 20 Вольт.
  • Щупы мультиметра или вольтметра прижимаются к клеммам аккумулятора. Щуп с черной маркировкой идет к минусовой, а с красной к плюсовой, это важно.
  • Напряжение полностью заряженной АКБ — не менее 12,7 В. Каждая десятая равна примерно 10% емкости батареи. То есть, если показатель 12,4В и ниже, стоит подзарядить АКБ.

Второй вариант проверки — использование приборов типа «Midtronics» . Это специальный прибор, позволяющий продиагностировать аккумулятор без его отключения от бортовой сети. Этот метод считается точнее, поэтому на автомобильных сервисах используют именно его, но его может также купить любой желающий для самостоятельной проверки.

Помните о том, что этот прибор нельзя применять при температуре воздуха ниже +20 градусов. Нужно выставлять нагрузку в 100 А, а для батарей большой емкости — 200 А. 

Про проверке показывается не только напряжение разомкнутой цепи и ток холодной прокрутки, но и состояние аккумулятора. 

Если нагрузочной вилки нет, можно проверить АКБ под нагрузкой с помощью вольтметра. Для этого нужно включить фары, печку, магнитолу и провести замеры. При высоком заряде показатель будет не ниже 11,8 В, а если прибор показал 10 В — пришла пора заряжать аккумулятор.

Измерение без ареометра и вольтметра

Если нужно проверить АКБ в дороге, или под рукой нет приборов для измерения плотности или напряжения, используйте один из альтернативных методов:

  • Если в автомобильном зарядном устройстве есть функция проверки заряда — воспользуйтесь ей. Чаще всего нужно просто подсоединить клеммы и нажать на кнопку — на цифровом табло появятся показания, по которым можно судить о состоянии источника питания.
  • Проверка по уровню электролита. Подходит для АКБ, в которых можно отвернуть пробки. Поставьте батарею на ровную поверхность, и измерьте уровень электролита выше пластин. Для этого используют мерную стеклянную трубку. Но если ее нет под рукой, возьмите ровный длинный прутик и сделайте несколько меток через каждые 5 мм. Вставьте в отверстие до упора, после чего извлеките и проверьте уровень — в заряженной и исправной батарее он должен быть не менее 10 мм.
  • Если на авто установлен аккумулятор с индикатором, узнать примерный уровень заряда и уровень электролита можно по нему. Если с АКБ все в порядке, в окошке будет зеленый цвет, если требуется подзарядка — белый. При полной разрядке батареи — индикатор черный. Это не самый точный метод, но определить состояние аккумулятора в дороге он поможет (цвет состояния индикатора может быть иным в зависимости от завода-изготовителя АКБ, более точную информацию смотрите на этикетках АКБ, либо в оригинальном руководстве по эксплуатации).
  • Можно приобрести индикатор напряжения бортовой сети и контролировать уровень заряда прямо во время движения, вставив его в прикуриватель. Этот вариант удобен тем, что можно сравнить показания под нагрузкой и без нее. Эта функция есть по многих FM-модуляторах, для проверки нужно переключить устройство в режим измерения напряжения.
  • В некоторых сигнализациях есть функция проверки заряда аккумулятора, так как от питания зависит работа системы безопасности. В вариантах с брелоком нужно нажать определенную кнопку и подержать, чтобы увидеть значение на экране брелока. В более современных сигнализациях найти показания можно в мобильном приложении.

                                                                                                                     

Как готовить АКБ к зарядке

Перед тем, как зарядить аккумулятор автомобиля, его нужно правильно подготовить. Помните о том, что в электролите содержится серная кислота, вызывающая химические ожоги при попадании на кожу. А во время зарядки из банок выделяются небезопасные испарения, иногда жидкость разбрызгивается.

Соблюдение мер безопасности нужно взять за правило, это предотвратит любые проблемы и исключит вред здоровью тех, кто находится рядом. Помните простые рекомендации:

  • Лучше всего надеть спецодежду или же вещи, которые не жалко, они должны закрывать руки, майки с коротким рукавом не подойдут. Также лучше не использовать хлопчатобумажные ткани, кислота легко прожигает их, тут больше подойдет синтетика и специальные вариант. Желательно надеть защитные очки и резиновые перчатки (можно и самые простые, если кислотостойких нет).
  • Отвернуть крепление аккумулятора и осмотреть его. Если на поверхности видны подтеки, то после снятия батареи нужно протереть ее раствором пищевой соды. Не пытайтесь стереть загрязнения тряпкой или смыть водой, это не даст нужного эффекта. Если поверхность сухая, просто протрите ее для удаления пыли.
  • Так как при зарядке из банок выделяются ядовитые испарения, нельзя ставить ее в плохо проветриваемое и жилое помещение, или в нежилое помещение с постоянным пребыванием людей, особенно если там есть дети. Лучше всего делать это на улице, на балконе или в гараже. Если по каким-то причинам надо оставить батарею заряжаться в замкнутом пространстве, то после возвращения нужно хорошо проветрить его.
  • Курить рядом с аккумулятором не рекомендуется. В выделяемых испарениях есть водород, который уже в небольших количествах может быть взрывоопасен.
  • Никогда не заряжайте батарею, которая долго стояла в холоде. Оставьте ее в помещении на пару часов. Это важный момент, его многие автомобилисты упускают из вида. Если батарея долго была на морозе, нужно оставить ее на несколько часов, резкое нагревание при зарядке крайне нежелательно.
  • Не стоит располагать батарею рядом с другими электроприборами, гаджетами и т. д.
  • Необходимо внимательно осмотреть клеммы и очистить их от окислов. Делать это нужно аккуратно, чтобы сильно не повреждать поверхность. Чтобы исключить окисление впоследствии, обрабатывайте клеммы специальной смазкой. При подсоединении зажимов зарядного устройства убедитесь, что они держатся прочно и не слетят при зарядке.
  • Нельзя переворачивать аккумулятор при переноске и очистке и класть его на бок. Сбоку на верхней крышке АКБ имеются газоотводные каналы, через них может пролиться электролит. 
  • Перед началом зарядки аккуратно отверните крышки, для этого используйте большую отвертку или тонкую пластину шириной около 1 сантиметра. Помните, что на пробках может быть кислота, обращайтесь с ними осторожно. И не забудьте проверить уровень электролита, если его меньше нормы в отдельных банках — долейте дистиллированной воды.

Всегда держите под рукой 10%-й раствор пищевой соды, им можно очистить участки кожи, на который попал электролит. Если соды нет, лучше всего промывать куки под большим количеством проточной воды. А после того, как вы зарядили батарею и поставили ее на место, не забудьте помыть руки с мылом.

Способы зарядки батареи

Используется два основных способа зарядки — постоянным током и постоянным напряжением. У каждого есть свои преимущества и недостатки, поэтому следует ознакомиться с описанием методов и выбрать тот, который лучше подходит в конкретной ситуации.  

А при выборе зарядного устройства стоит отдавать предпочтение моделям, в которых можно контролировать и напряжение, и силу тока. И не стоит использовать самодельные варианты непонятного происхождения, это может привести не только к замене аккумулятора, но и к пожару или взрыву.

Зарядка постоянным током

В этом случае настраивается сила тока. Но не все так просто — настройки нужно корректировать в процессе зарядки. То есть, придется следить за процессом. Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля в этом случае: 

  • Вначале нужно установить силу зарядного тока в 10 раз меньше емкости батареи. Например, если АКБ на 55 А*ч, то выставляется значение в 5,5 А. 
  • По мере заряжания будет расти напряжение, по нему и нужно ориентироваться. Когда значение достигнет 14,4 В, нужно уменьшить силу тока в два раза.
  • После этого не стоит оставлять аккумулятор без присмотра, напряжение снова будет расти, когда оно дойдет примерно до 15 В, нужно снова уменьшить постоянный ток вдвое.  
  • Ступенчатое понижение снижает нагрузку на батарею и обеспечивает стабильный набор емкости. Если показатели остановились и не меняются больше часа — можно снимать АКБ с зарядки.

Сколько заряжать аккумулятор автомобиля таким способом? Обычно уходит около 10 часов, это сравнительно немного, но и  АКБ при этом изнашивается быстрее если постоянно использовать такую методику. В процессе выделяется много газов, особенно в финальной стадии. Батарея может перегреваться, поэтому следует периодически проверять корпус — если он горячий, лучше на время прервать процесс, если батарея очень перегрета.

Еще один недостаток этой методики — нужно постоянно следить за процессом, вовремя снижать силу тока. Профессионалы рекомендуют использовать данный вариант только в случаях, когда ограничено время.

Зарядка постоянным напряжением

В этом случае применяется противоположный подход — выставляется напряжение, а сила тока меняется по мере набора емкости батареей. Важно выставить ограничение в 20 А, если такая настройка есть. Постепенно значение будет снижаться. Что касается рекомендаций, нужно помнить следующее:

  • На цифровом или аналоговом дисплее выставить напряжение в 14,5 В. Впоследствии оно не меняется.
  • После включения ЗУ не нужно постоянно следить за зарядкой, этот вариант не требует внимания. Но иногда проверять температуру все-таки стоит.
  • По мере набора емкости сила тока будет снижаться. Снимать аккумулятор с зарядки можно, когда показатель на устройстве примерно в 100 раз меньше емкости АКБ. То есть, если у вас вариант на 60 А*ч, то нужно ждать до тех пор, пока цифра не составит 0,6 А или ниже, и это значение будет стабильно в течение одного, двух часов. 
  • После окончания зарядки оставьте батарею на пару часов для остывания, затем измерьте напряжение. Оно должно быть не менее 12,7В. При возможности, обязательно проверьте плотность и уровень электролита, при необходимости долейте дистиллированную воду.

Главное преимущество этого способа — АКБ изнашивается намного меньше. Но и тут есть определенные недостатки. Во-первых, аккумулятор набирает не полную емкость, а 80-85%. Установка напряжения в 15 В позволяет зарядить батарею на 90%, но это немного повышает износ.

При зарядке постоянным напряжением процесс занимает сутки, а иногда и больше. Не всегда есть столько времени для полной зарядки. Температура воздуха должна быть не ниже +20 градусов, если она ниже, электрическое сопротивление в батарее повышается и эффективность зарядки существенно снизится.

Как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством

Как ни странно, многие не знают, как правильно пользоваться зарядным устройством. Чтобы гарантировать хороший результат, нужно помнить следующее:

  • Обязательно проверяйте полярность клемм. Обычно на плюс идет красная, а на минус черная маркировка. Также на них есть символы «+» и «-». Помните и о том, что расположение клемм на аккумуляторе может отличаться, проверяйте и этот аспект.
  • Подключать зарядное устройство к сети можно только после установки клемм устройства на электрические вывода батареи. Это вопрос безопасности.
  • В зависимости от выбранного способа зарядки выставляется напряжение. В новых моделях это делается кнопками, в старых — вращающимися регуляторами. Также есть варианты, которые заряжают батарею автоматически и подбирают оптимальные параметры без постороннего вмешательства.
  • После окончания процесса делайте все в обратной последовательности. Отключите сеть на ЗУ (при наличии такой кнопки), извлеките вилку из розетки и только потом снимайте клеммы.

Если в комплекте с зарядным устройством есть инструкция производителя, стоит изучить ее и делать все по рекомендациям. При соблюдении элементарных правил процесс безопасен и требует минимум внимания от человека. 

Если в старых зарядных устройствах нужно следить за показаниями, чтобы определить, когда снимать батарею, то в новых все проще. Обычно там есть индикатор, который загорается когда процесс окончен.

Как завести автомобиль от другой машины

Этот вариант можно использовать в качестве временной меры, если батарея села в дороге или с утра машина не заводится. Понадобится специальный комплект проводов, выдерживающих большой ток и оборудованный зажимами-крокодилами с обеих сторон. Длина должна быть достаточной для того, чтобы можно было соединить заряжаемый и заряжающий аккумуляторы. 

Тут важно правильно соединять клеммы так, чтобы не перепутать полярность, иначе электрооборудование автомобиля пострадает. Провода для удобства разных цветов — черного и красного.

«Прикуривать», как называют процесс в народе, можно только от аккумуляторов с таким же напряжением. То есть, легковую машину, где установлена батарея на 12 В, нельзя подзаряжать от грузовика с напряжением 24 или 48 В. Самый безопасный способ подзарядки выглядит так:

  • Машины ставятся друг около друга так, чтобы аккумулятора располагались как можно ближе. Автомобили не должны соприкасаться друг с другом, оптимальное расположение авто стоит определить заранее. 
  • На транспорте, от которого будет заряжаться севший аккумулятор, нужно выключить зажигание. После этого надо надеть зажимы красного провода на плюсовые клеммы, следует обязательно убедиться, что они держатся хорошо и не соскользнут при зарядке.
  • Подключению минусовой клеммы стоит уделить особое внимание, чтобы исключить замыкания. Один зажим крепится на отрицательном контакте батареи донора, второй — на кузове или двигателе заряжаемого авто. Это нужно для того, чтобы в заряжающем авто не садился аккумулятор при подзарядке.
  • Проверьте расположение проводов и убедитесь, что они находятся далеко от подвижных частей мотора и при запуске не будут повреждены.
  • Далее нужно завести заряжающую машину и дать ей поработать 5-10 минут. Чем ниже температура на улице, тем больше времени потребуется для того, чтобы подзарядить батарею.  
  • Мотор в автомобиле доноре авто нужно заглушить и выключить зажигание. После чего пробовать запустить машину, в которой сел аккумулятор. Если все нормально, аккуратно снять провода, следя за тем, чтобы не замкнуть контакты.

Конечно, это временная мера и если пришлось подзаряжать АКБ  так, следует сделать это в нормальных условиях, как только появится возможность.  

Если времени мало, можно просто «прикурить» авто. Тут важно делать все аккуратно. Вначале машины ставятся так, чтобы АКБ были рядом, потом клеммы надеваются так, как описано выше. Вначале заводится заряжающее авто, потом заряжаемое. После запуска провода аккуратно снимаются. 

                                                                                                         

Часто задаваемые вопросы

Здесь собраны самые распространенные вопросы от автомобилистов, чтобы каждый мог быстро узнать нужную информацию и не допускать ошибок.

Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля?

Да, такой вариант возможен, хоть это и не очень удобно. Нужно отсоединить клеммы с батареи, чтобы перепады напряжения не повредили электрооборудование. Далее подключается зарядное устройство и проводится стандартная процедура зарядки. Закрывать капот в процессе нельзя, так как обязательна нормальная вентиляция.

Что заряжает лучше — генератор или зарядное устройство?

Генератор предназначен для подзарядки аккумулятора в постоянном режиме, он дает небольшую силу тока и при любых неисправностях не может полноценно поддерживать батарею. Зарядное устройство работает намного эффективнее. Кроме того, при определенных режимах оно может провести десульфатацию — разрушение налета на пластинах, что улучшает работу АКБ и восстанавливает ее емкость.

Можно ли заряжать аккумулятор на морозе?

Заряжать можно при температуре от указать (рекомендуется заряжать в проветриваемом отапливаемом помещении  с температурой +15…+ 25С ) градусов, иначе вся энергия будет уходить на разогрев электролита в батарее. В первую очередь следует проверить не замерз ли электролит — если внутри лед, отогревать батарею придется в любом случае. Когда все нормально и нет других вариантов, можно подключить зарядное устройство, но надо постоянно следить за показаниями и проверять не только напряжение и силу тока, но и плотность электролита. Зарядить АКБ полностью при отрицательной температуре невозможно, этот вариант можно использовать только как временный.

Сколько заряжать аккумулятор автомобиля?

Здесь нет четких критериев, так как все зависит от состояния батареи, ее емкости, температуры окружающего воздуха, степени разряженности и т. д. Кроме того, отличаются параметры устройств, что также сильно влияет на время зарядки, оно может составлять от 2-3 часов до полутора-двух суток.

Например, исправный, но полностью разряженный аккумулятор на 55 А*ч при температуре выше +20 градусов наберет полную емкость примерно за 24 часа при использовании метода постоянства напряжения. А вот если АКБ замерзла, придется оставить ее до полного нагревания и только потом начинать процесс, а на это уходить еще как минимум несколько часов. В некоторых ЗУ есть режим «замерзший аккумулятор», но будьте готовы, что в нем процесс будет дольше в 2-3 раза.

Если же зарядка завершилась буквально за несколько часов, то скорее всего батарея потеряла емкость из-за сильной сульфатации пластин. В этом случае нужно провести десульфатацию, такой режим есть на многих современных зарядных устройствах. Если и после этого ничего не изменилось, надо приобретать новый аккумулятор.

Нужно ли заряжать новый аккумулятор автомобиля?

Здесь все зависит от показаний АКБ. Попросите продавца измерить напряжением мультиметром, если значение 12,6 В и выше, можно ставить батарею на машину и не подзаряжать ее дополнительно. Но когда показатель 12,4В, то лучше зарядить аккумулятор. Ничего страшного в этом нет и на работоспособность впоследствии не повлияет.

Как работает аккумулятор

Принцип работы достаточно прост: аккумуляторное устройство накапливает электрическую энергию, а потом отдает ее потребителям. В процессах накопления-отдачи энергии происходят химические реакции между пластинами и электролитом, которые носят обратимый характер, что и обеспечивает длительный срок службы АКБ. А чтобы батарея работала долго, во время эксплуатации ее постоянно подзаряжает генератор.

Как проверить заряд аккумулятора

Есть несколько способов: измерить плотность электролита ареометром, использовать вольтметр, мультиметр или нагрузочную вилку для контроля напряжения. На многих АКБ есть индикаторы, также можно применять специальные устройства или снять данные через сигнализацию. Все эти методы подробно описаны в обзоре.

Когда батарею нужно заряжать

Это следует делать как минимум дважды в год — перед наступлением зимы и после нее. Но лучше всего хотя бы раз в месяц проводить измерения, и если напряжение разомкнутой цепи или плотность снизились, подзаряжать АКБ. То есть, делать это следует по мере необходимости, жестких сроков нет.

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Все зависит от выбранного способа зарядки. Если используется метод постоянного тока, то придется контролировать показатели тока и постепенно снижать их. При зарядке постоянным напряжением ничего регулировать не нужно, что очень удобно. Еще проще приобрести автоматическое ЗУ, которое регулирует показатели без вмешательства человека и сигнализирует об окончании процесса.

Техника безопасности при зарядке АКБ

Нужно использовать закрытую одежду, надевать перчатки и очки. Важна хорошая вентиляция в помещении, подтеки электролита и брызги с кожи и одежды лучше всего удалять 10%-м раствором пищевой соды. Перед началом зарядки внимательно изучать инструкцию и действовать строго по ней.

Как заряжать при нечастых поездках?

Тут нет особых отличий от стандартного процесса. Если авто ставится надолго, стоит полностью зарядить АКБ и по возможности снять клеммы, чтобы исключить любую утечку электричества.

Зарядное устройство или генератор – что лучше заряжает?

Генератор заряжает аккумуляторную батарею при работе двигателя, небольшая сила тока подзаряжает АКБ, но при ее разрядке генератор не поможет. Зарядное устройство работает иначе и способно восполнить энергию при любом уровне разряда. В процессе зарядки пластины десульфатируются — налет переходит обратно в рабочую жидкость, а емкость восстанавливается.

Какой должен быть режим заряда?

Все зависит от степени разряда батареи и ее состояния. Процесс регулировки описан выше, повторять его нет смысла. А проще всего купить автоматическое зарядное устройство, которое будет контролировать все параметры и обеспечит оптимальный режим набора емкости.

Снимать ли батарею с автомобиля для заряда?

Это необязательно, но желательно. Во-первых, вне авто подключать ЗУ и контролировать состояние банок намного проще. Во-вторых, если возникнет проблема и электролит разбрызгается или случится что-то еще, то устранить последствия в машине будет намного сложнее.

Можно «прикуривать» от другой машины?

Это небезопасно для машин с чувствительной электроникой, но если делать все аккуратно и минусовую клемму ставить не на отрицательный контакт АКБ, а на кузов или двигатель, риск возникновения проблем будет минимальным.

Ждем Вас за покупками!

Сайт использует файлы Cookie (куки-файлы)

Продолжая использовать сайт Вы соглашаетесь на сбор данных о Вашем посещении сайта.

Транспортировка литиевых батарей | PHMSA

Литиевые элементы и батареи питают бесчисленное количество устройств, поддерживающих повседневную жизнь, от портативных компьютеров, беспроводных инструментов, мобильных телефонов, часов до инвалидных колясок и автомобилей. Наше общество стало зависеть от литиевых элементов и батарей для более мобильного образа жизни. Сегодняшние литиевые элементы и батареи обладают большей энергоемкостью, чем когда-либо, что приводит к неуклонному росту количества мощных устройств на рынке. С увеличением плотности энергии возникает больший риск и необходимость управлять им. Грузоотправители играют важную роль в снижении этого риска и предотвращении инцидентов, включая пожары на борту самолетов или других транспортных средств.

Литиевые батареи классифицируются как опасный материал в соответствии с Правилами обращения с опасными материалами Министерства транспорта США (HMR; 49 C. F.R., части 171–180). HMR применяется к любому материалу, который, по мнению DOT, может представлять необоснованный риск для здоровья, безопасности и имущества при коммерческой транспортировке. Литиевые батареи должны соответствовать всем применимым требованиям HMR, когда они предлагаются для перевозки или транспортируются по воздуху, шоссе, железной дороге или воде.

Почему литиевые батареи регулируются на транспорте?

Риски, связанные с литиевыми элементами и батареями, как правило, зависят от их типа, размера и химического состава. Литиевые элементы и батареи могут представлять как химическую опасность (например, коррозионно-активные или легковоспламеняющиеся электролиты), так и опасность поражения электрическим током. В отличие от стандартных щелочных батарей, большинство производимых сегодня литиевых батарей содержат легковоспламеняющийся электролит и обладают невероятно высокой плотностью энергии. Они могут перегреться и воспламениться при определенных условиях, таких как короткое замыкание, физическое повреждение, неправильная конструкция или сборка. После возгорания возгорание литиевых элементов и батарей может быть трудно потушить. Дополнительные, хотя и нечастые, события могут привести к тепловому выходу из строя литиевых элементов и батарей, цепной реакции, ведущей к резкому выбросу накопленной энергии и горючего газа. Этот тепловой выброс может распространяться на другие батареи или горючие материалы поблизости, что может привести к крупномасштабным тепловым событиям с серьезными последствиями.

Литиевые батареи представляют опасность возгорания, даже если они больше не используются в потребительском оборудовании/продуктах. Поврежденные, дефектные или отозванные аккумуляторы имеют большую вероятность короткого замыкания, выделения тепла или даже возгорания, чем неповрежденные литиевые аккумуляторы. Любой, кто предлагает бывшую в употреблении литиевую батарею для утилизации или переработки, должен, в дополнение к обеспечению защиты клемм от короткого замыкания, полностью оценить потенциал пожарной опасности при транспортировке.

В информационном бюллетене по безопасности обсуждаются основные требования к подготовке упаковок использованных батарей для утилизации или переработки, а также выделяются дополнительные ресурсы для получения дополнительной информации.

Полное уведомление о безопасности можно просмотреть по адресу: https://www.phmsa.dot.gov/training/hazmat/safety-advisory-notice-transportation-lithium-batteries-disposal-or-recycling.

Дополнительные ресурсы DOT для переработчиков/операторов по сбору/перевозчиков:

Руководство по литиевым батареям для грузоотправителей

Веб-академия устойчивого управления материалами (SMM) Веб-семинар – Безопасная транспортировка литиевых батарей: что нужно знать в 2021 году

Информация OSHA

Управление по охране труда и здоровья (OSHA) поддерживает веб-сайт, посвященный ресурсам по утилизации батарей: https://www.osha.gov/green-jobs/recycling/batteries

Информация EPA

Агентство по охране окружающей среды (EPA) поддерживает веб-сайт, посвященный ресурсам по утилизации аккумуляторов: https://www. epa.gov/recycle/used-lithium-ion-batteries. Кроме того, EPA поддерживает часто задаваемые вопросы: https://www.epa.gov/recycle/used-household-batteries

Частные лица и домашние хозяйства

Частные лица должны утилизировать бытовые литиевые батареи через соответствующие каналы утилизации и никогда не должны выбрасывать литиевые батареи в мусор или в общую переработку из соображений безопасности. Переработчики электроники или центры сбора/сбора металлолома в вашем регионе можно найти в Интернете. Некоторые продуктовые магазины, магазины товаров для дома, крупные магазины и магазины бытовой электроники предлагают услуги по переработке литиевых батарей. Кроме того, ваш местный отдел твердых отходов может предложить программу сбора литиевых батарей или проводить регулярные мероприятия по сбору отходов. Производитель вашего электронного устройства может также предложить программу почтовой рассылки. Если вы используете программу доставки по почте, вы должны соблюдать все требования USPS (для почтовых отправлений USPS) или DOT (для отправлений другими перевозчиками). Организатор вашей почтовой программы должен предоставить вам рекомендации по отправке в соответствии с требованиями USPS и/или DOT.

Вы можете обратиться к веб-странице Агентства по охране окружающей среды, посвященной бытовым батареям, для получения дополнительной информации и советов по поиску подходящих каналов утилизации в вашем регионе: https://www.epa.gov/recycle/used-household-batteries

Независимо от того, перевозите ли вы один аккумулятор, комплект аккумуляторов на поддонах или устройство с питанием от аккумулятора, безопасность посылки и тех, кто будет обращаться с ней в пути, зависит от соблюдения HMR. Несоблюдение применимых правил может привести к штрафам или даже уголовному преследованию. См. 49CFR 173.185 и приведенные ниже ресурсы для получения подробных требований, касающихся поставок литиевых батарей, в том числе содержащихся в электронных устройствах.

Руководство по литиевым батареям для грузоотправителей

Уведомление о безопасности при транспортировке литиевых батарей для утилизации или переработки доступ к Публикации 52 и Руководствам по международной почте (IMM). Публикация 52 описывает типы и количество опасных материалов, которые можно отправить с помощью USPS. Кроме того, вы можете просмотреть ресурс ниже для получения полезной информации.

USPS безопасно доставляет опасные вещества

Литиевые элементы и батареи, предлагаемые для перевозки, должны пройти проектные испытания, указанные в Руководстве по испытаниям и критериям Организации Объединенных Наций (ООН), раздел 38.3. С 21 января 2022 г. производители литиевых элементов и аккумуляторов должны предоставлять сводные документы по испытаниям по запросу. Краткий отчет об испытаниях включает стандартизированный набор элементов, обеспечивающих прослеживаемость и подотчетность, чтобы гарантировать, что конструкции литиевых элементов и батарей, предлагаемые для перевозки, соответствуют требованиям к испытаниям ООН 38.3.

Обратитесь к производителю батареи, дистрибьютору или поставщику продукта, чтобы определить, прошла ли конструкция батареи эти испытания, или получите документ с кратким описанием испытаний.

Дополнительные сведения см. в приведенном ниже ресурсе.

Сводки испытаний литиевых батарей (TS)

Федеральное авиационное управление (FAA) поддерживает веб-сайт, посвященный безопасности литиевых батарей с акцентом на транспортировку по воздуху: https://www.faa.gov/hazmat/resources/lithium_batteries

В рамках своей инициативы SafeCargo FAA предоставляет серию руководств по надлежащей перевозке опасных материалов по воздуху, включая схему перевозки ионно-литиевых и литий-металлических аккумуляторов.

Таблица литиевых батарей FAA

Для получения дополнительной информации об инцидентах с литиевыми батареями в воздухе см. интерактивную таблицу FAA.

Воздушные происшествия с литиевыми батареями

Если вы летите, вы можете взять с собой ноутбук, мобильный телефон, камеру, планшет или другие устройства с литиевыми батареями! Эти персональные электронные устройства представляют меньший риск, если соблюдаются определенные условия и ограничения, такие как предотвращение непреднамеренной активации. Запасные батареи, в том числе багаж, оснащенный литиевыми батареями, можно упаковать в ручную кладь, если приняты меры по защите от короткого замыкания.

Для получения информации об условиях и ограничениях на провоз литиевых батарей или любых других опасных материалов во время вашего следующего рейса посетите веб-сайт FAA PackSafe for Passengers перед полетом.

FAA PackSafe for Passengers

Кроме того, Управление транспортной безопасности (TSA) публикует информацию о дополнительных предметах, которые они ограничивают на рейсах. См. ресурсы TSA ниже.

TSA Что я могу принести?

Есть вопрос по перевозке литиевых аккумуляторов? Нужны разъяснения по правилам обращения с опасными материалами? Информационный центр Hazmat PHMSA предоставляет индивидуальную помощь в режиме реального времени с понедельника по пятницу с 9.00.утра — 5 вечера

1-800-HMR-4922
1-800-467-4922
202-366-4488
infocntr@dot.gov

Последнее обновление: среда, 16 ноября 2022 г.

Панель биохимического анализа крови : Центр волчанки Джона Хопкинса

Панель биохимического анализа крови — это еще один распространенный тест, используемый для оценки различных компонентов. Обычно он состоит примерно из 7-25 тестов. Приведенная ниже информация предназначена для предоставления обзора этих тестов. Ваш врач проконсультирует вас относительно результатов вашего личного анализа крови и лабораторных анализов.

Тесты функции почек

Анализ крови на креатинин и анализ азота мочевины крови (АМК) используются для оценки функции почек у людей с волчаночным заболеванием почек (нефритом).

  • Креатинин : Креатинин вырабатывается вашими мышцами, когда они расщепляют креатин, вещество, участвующее в сокращении мышц. Креатинин образуется в организме с постоянной скоростью и выводится почками, поэтому, оценивая количество креатинина в крови, врач может определить, насколько эффективно работают ваши почки. Уровень креатинина измеряется путем взятия образца крови из вашей вены; затем концентрацию креатинина в крови сравнивают со стандартным количеством для вашего возраста и пола. Повышение уровня креатинина в крови может указывать на усиление поражения почек волчанкой. Другие состояния, такие как высокое кровяное давление или диабет, также могут вызывать повышение уровня креатинина.
  • Иногда людей просят сдать 24-часовой образец мочи для дальнейшей оценки. Комбинацию образцов крови и мочи можно использовать для оценки клиренса креатина — насколько эффективно ваши почки фильтруют небольшие молекулы, такие как креатинин, из вашей крови. Кроме того, поскольку креатинин обычно удаляется из крови с постоянной скоростью, уровень креатинина в крови можно использовать в качестве стандарта, по которому врачи могут сравнивать другие анализы мочи или крови. Ваш уровень креатинина в сыворотке (крови) также можно комбинировать с вашим возрастом, весом и полом, чтобы оценить расчетную скорость клубочковой фильтрации (рСКФ). Клубочки — это крошечные шаровидные структуры в почках, которые помогают фильтровать кровь и предотвращают потерю ценных веществ, таких как клетки крови и белки. рСКФ — это обоснованная оценка количества крови, фильтруемой вашими клубочками в минуту, и часто используется для выявления повреждения почек.
  • Азот мочевины крови (АМК) : Анализ азота мочевины измеряет количество азота мочевины в крови. Печень вырабатывает азот в форме аммиака (Nh4), расщепляя белки на составляющие их аминокислоты. Из печени мочевина попадает в кровь к почкам, которые фильтруют мочевину и выводят ее из организма в виде мочи. Для оценки уровня BUN у человека берут кровь из вены, оценивают концентрацию азота мочевины в крови и сравнивают со стандартным значением для возрастного диапазона этого человека. Несмотря на то, что повышенный уровень белка в рационе человека может вызвать повышение уровня азота мочевины в крови, повышенный уровень азота мочевины может свидетельствовать о поражении почек из-за волчанки или другого состояния, такого как обезвоживание, которое вызывает снижение притока крови к почкам. Низкий уровень азота мочевины встречается редко и обычно не так важен; они могут указывать на определенные состояния, такие как недоедание, чрезмерная гидратация или заболевание печени, но врачи обычно используют другие тесты для мониторинга этих состояний.

Анализ уровня глюкозы в крови (сахар)

Анализы уровня глюкозы в крови проводятся для определения того, находится ли уровень глюкозы в крови человека в пределах нормы. Этот тест помогает обнаружить гипергликемию (высокий уровень сахара в крови), гипогликемию (низкий уровень сахара в крови) и диабет (который может возникнуть после длительной терапии стероидами). Глюкоза — это простой сахар, который ваш организм получает из пищи, которую вы едите. Клетки вашего тела нуждаются в глюкозе для получения энергии, и они не могут функционировать без нее. Когда мы думаем об обеспечении нашего тела энергией, мы обычно думаем о движении и физической активности. Однако глюкоза также жизненно важна для клеток вашего мозга и центральной нервной системы.

Количество глюкозы в крови регулируется механизмом обратной связи с участием двух гормонов, инсулина и глюкагона. Эти гормоны работают, чтобы гарантировать, что ваша кровь содержит нужное количество глюкозы, чтобы ваши клетки, в том числе в вашем мозгу и центральной нервной системе, могли функционировать правильно. Когда ваше тело получает глюкозу после еды, клетки поджелудочной железы (бета-клетки) выделяют инсулин, чтобы снизить уровень глюкозы в крови до соответствующего уровня. Когда уровень сахара в крови становится слишком низким, альфа-клетки поджелудочной железы выделяют глюкагон для повышения уровня глюкозы. Нарушения в этом механизме обратной связи могут быть вредными для вашего тела. У людей с диабетом организм либо не вырабатывает достаточного количества инсулина, либо не использует его должным образом. Высокий или низкий уровень сахара в крови, вызванный диабетом или другими заболеваниями, может быть серьезным, если его не контролировать.
Уровни глюкозы в крови обычно оценивают, когда пациент находится натощак, но они также могут быть взяты случайным образом, после еды или в ходе «провокационного» теста, в котором человек потребляет определенное количество глюкозы, чтобы проверить свою систему и отслеживать как его/ее тело справляется с глюкозой с течением времени. Диабетики обычно контролируют уровень глюкозы в крови дома.

Липидный профиль натощак

Липидный профиль представляет собой группу тестов, включающую измерение общего холестерина, холестерина ЛПВП («хороший холестерин»), холестерина ЛПНП («плохой холестерин») и триглицеридов (жиров), всех которые являются факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний. Важно, чтобы ваши врачи определяли липидный профиль натощак, если у вас повышен уровень холестерина, потому что люди с волчанкой подвержены повышенному риску сердечных заболеваний. Фактически, сердечно-сосудистые заболевания, а не сама волчанка, являются основной причиной смерти людей с волчанкой. Кроме того, лекарства, используемые для лечения волчанки, особенно кортикостероиды, такие как преднизолон, могут повышать артериальное давление, уровень глюкозы в крови, холестерина и триглицеридов, усугубляя факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у людей с волчанкой.

Липидный профиль натощак проводится только тогда, когда пациент находится натощак (т. е. не ел с полуночи предыдущей ночи). Голодание обеспечивает точное определение исходного уровня общего холестерина, ЛПВП, ЛПНП и триглицеридов. Тем не менее, пожалуйста, поймите, что можно принимать лекарства с водой в день голодания — вода не влияет на липидный профиль натощак.

  • Общий холестерин : Холестерин представляет собой жировое вещество, вырабатываемое в организме и всасываемое из определенных продуктов, которое необходимо для нормальных процессов в организме. Он играет важную роль в мембранах ваших клеток, используется для выработки гормонов и помогает формировать желчные кислоты, необходимые вашему организму для получения питательных веществ из пищи. Ваш общий холестерин является показателем обоих типов холестерина — ЛПНП и ЛПВП — и должен быть ниже 200 мг/дл. Уровень общего холестерина выше 240 мг/дл считается опасно высоким, особенно у людей с дополнительными факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний, такими как курение, ожирение или семейный анамнез. Если ваш общий уровень холестерина выше 200 мг/дл, ваш врач, скорее всего, порекомендует вам соблюдать диету с низким содержанием насыщенных жиров и холестерина и начать умеренные физические нагрузки. Если одной только диеты и физических упражнений недостаточно для контроля уровня холестерина, врач может назначить лекарство, называемое статинами, для снижения уровня холестерина.
  • Липопротеины низкой плотности (ЛПНП) : Холестерин циркулирует в организме в виде сложных молекул, называемых липопротеинами. Липопротеины низкой плотности (ЛПНП) иногда называют «плохим холестерином», потому что они могут откладывать лишний холестерин в стенках артерий, ограничивая кровоток и вызывая состояние, известное как атеросклероз. Если артерии блокируются, у человека может возникнуть сердечный приступ, инсульт или другие осложнения. Уровни ЛПНП выше 100 мг/дл считаются выше оптимального диапазона. Если у вас есть другие факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, такие как курение в анамнезе, низкий уровень ЛПВП, высокое кровяное давление, диабет или личная или семейная история сердечно-сосудистых заболеваний, вам следует стремиться к более низким уровням ЛПНП.
  • Липопротеины высокой плотности (ЛПВП) : Липопротеины высокой плотности (ЛПВП) известны как «хороший холестерин», поскольку они помогают выводить холестерин из организма, перенося его в печень, где он обрабатывается для выведения. Уровни ЛПВП менее 40 мг/дл связаны с повышенным риском сердечных заболеваний, но хороший уровень ЛПВП выше 60 мг/дл.

Белок

Комплексная метаболическая панель также проверит уровень определенных белков в крови. В частности, тест проверяет уровень альбумина и общий уровень белка.

  • Альбумин : Альбумин представляет собой небольшой белок, вырабатываемый в печени и являющийся основным белком сыворотки крови. Альбумин выполняет множество функций в организме, в том числе питает ткани, транспортирует по телу различные вещества (гормоны, витамины, лекарства и ионы) и предотвращает утечку жидкости из кровеносных сосудов. Концентрация альбумина упадет, если человек страдает повреждением печени, заболеванием почек, недоеданием, серьезным воспалением или шоком. Уровни абумина позволяют вашему врачу оценить или контролировать заболевание печени или почек, вызванное волчанкой и другими факторами.
  • Общий белок : В дополнение к альбумину сыворотка крови также содержит белок, называемый глобулином. На самом деле глобулин — это класс белков, который включает ферменты, антитела и сотни других белков. Тест на общий белок измеряет общее количество этих белков в крови. Также рассчитывается отношение альбумина к глобулину (A/G). Общий уровень белка у человека дает информацию о повреждении почек, печени и здоровом питании. Если ваш общий белок выходит за пределы нормального уровня, ваш врач, скорее всего, назначит другие тесты для оценки функции печени или почек.

Электролиты

Электролиты представляют собой ионы (электрически заряженные химические вещества) в крови и других жидкостях организма. Концентрация электролитов в вашем организме зависит от адекватного потребления питательных веществ, правильного усвоения питательных веществ кишечником и правильной работы почек и легких. Аномальные концентрации электролитов могут указывать на нарушения в определенных органах и процессах организма. Например, задержка натрия, бикарбоната или кальция может указывать на проблемы с функцией почек. Гормоны также помогают контролировать концентрацию электролитов, поэтому аномальные уровни электролитов также могут указывать на дефицит определенных гормонов или проблемы с определенными железами или органами, регулирующими гормоны. Некоторые электролиты, измеренные в комплексной метаболической панели, объясняются ниже.

  • Натрий (Na+) : Натрий помогает регулировать водный баланс организма и играет важную роль в поддержании правильного сердечного ритма, артериального давления, объема крови, а также функции мозга и нервной системы. Гипернатриемия относится к избыточному содержанию натрия в крови; это может произойти, например, из-за диеты с высоким содержанием соли. Среди прочего, слишком много натрия в крови может вызвать высокое кровяное давление. Гипонатриемия означает, что в крови слишком мало натрия. Гипонатриемия может вызывать спутанность сознания, беспокойство, тревогу, слабость и мышечные спазмы. Уровень натрия в крови регулируется гормоном альдостероном, который секретируется надпочечниками. Альдостерон регулирует уровень натрия, увеличивая реабсорбцию ионов натрия в почках.
  • Калий (K+) : Калий играет роль в регулировании кислотно-щелочного баланса и водного баланса в крови и тканях организма. Это также помогает вашему телу синтезировать белки и использовать углеводы в качестве топлива. Калий необходим для нормального роста мышц и помогает натрию и кальцию поддерживать нормальный сердечный ритм и регулировать водный баланс организма. Калий также помогает мышцам сокращаться, а нервам посылать импульсы. Уровни калия могут быть низкими, если человек принимает диуретики (таблетки с жидкостью), такие как гидрохлоротиазид (ГХТС) или фуросемид (лазикс). Слишком высокий или низкий уровень калия в крови может привести к мышечной слабости и спазмам; очень низкие уровни могут вызвать нарушения сердечного ритма. Как и уровень натрия, уровень калия в крови регулируется альдостероном, который способствует выведению калия из почек.
  • Кальций (Ca2+) : Большинство людей признают, что кальций входит в состав костей и зубов, но кальций играет в организме много других функций, таких как регуляция сердцебиения, передача нервных импульсов, сокращение мышц и помощь в свертывании крови. Уровень кальция в крови регулируется паратиреоидным гормоном, который секретируется паращитовидной железой, и кальцитонином, который секретируется щитовидной железой. Поскольку волчанка вызывает повышенный риск развития остеопороза, а использование кортикостероидов (например, преднизолона) может повысить этот риск, большинству людей с волчанкой следует принимать добавки с кальцием и витамином D для поддержания адекватной плотности костей. Лекарства, называемые бисфосфонатами, могут быть добавлены, чтобы помочь с целостностью кости, если обнаружен остеопороз. Однако важно, чтобы вы понимали, что тест на кальций в крови измеряет количество кальция в крови, а не в костях. Для адекватного измерения здоровья костей вам необходимо проходить сканирование DEXA каждые 2 года.
  • Хлорид (Cl-) : Ионы хлорида помогают вашему организму поддерживать правильный рН и баланс жидкости. Он также выделяется желудком во время пищеварения. Чрезмерное потоотделение, рвота или диарея могут привести к снижению уровня хлоридов. Низкий уровень хлоридов может изменить рН вашей крови, вызвать обезвоживание; они также могут привести к потере калия.
  • Углекислый газ (CO2) : Этот тест измеряет количество углекислого газа (CO2) в крови, который присутствует в форме CO2, бикарбоната (HCO3-) и угольной кислоты (h3CO3). Эти три формы участвуют в равновесии, которое поддерживает рН вашей крови (7,35-7,45). Бикарбонат также работает с другими электролитами для поддержания определенного баланса заряда в ваших клетках. Концентрация углекислого газа в крови поддерживается легкими и почками. Высокий или низкий уровень CO2 может побудить вашего врача назначить другие тесты для проверки функции почек и легких, газов крови или задержки жидкости.

Анализы печени

Волчанка и некоторые лекарства, используемые для лечения волчанки, могут влиять на печень. Кроме того, такие факторы, как чрезмерное употребление алкоголя или вирусный гепатит, могут влиять на печень у людей с волчанкой так же, как и у обычного населения. Определенные тесты могут быть выполнены в рамках комплексной метаболической панели, чтобы дать представление о функции вашей печени. Кроме того, ваш врач может назначить тест, называемый панелью печени, если он/она подозревает, что у вас есть симптомы заболевания печени. Обычно эти тесты измеряют определенные ферменты печени, а именно щелочную фосфатазу (ЩФ), аланинаминотрансферазу (АЛТ) и аспартатаминотрансферазу (АСТ). Также измеряется билирубин, продукт жизнедеятельности печени, который хранится в желчном пузыре. Эти значения могут использоваться вашим врачом в качестве инструмента скрининга или мониторинга поражения печени. Около 30-60% больных волчанкой имеют отклонения в функциональных пробах печени; у некоторых нет симптомов заболевания печени. Как правило, повышенный уровень коррелирует с повышенной активностью, но другие факторы могут способствовать повышенному уровню ферментов печени в крови. Например, НПВП, ацетаминофен (тайленол) и аспирин могут вызывать повышение уровня ферментов печени, особенно у людей с волчанкой. Если ваш врач заметит аномальные уровни ферментов печени, он/она может попросить вас пройти дополнительные тесты на гепатит.

Ферменты печени и вещества, обнаруженные в комплексной метаболической панели, более подробно описаны ниже.

  • Щелочная фосфатаза (ЩФ) : Щелочная фосфатаза (ЩФ) — это фермент — белок, который помогает вызывать химические реакции в вашем организме — содержится в основном в печени и костях. Высокий уровень ЩФ в крови может указывать на аномалии костей или печени. Если высокие значения ЩФ сопровождаются высокими значениями других ферментов печени и билирубина, то тест предполагает поражение печени. Определенные соотношения ферментов печени также могут указывать на более специфические состояния. У детей обычно более высокий уровень ЩФ, чем у взрослых, потому что их кости все еще растут.
  • Аланинаминотрансфераза (АЛТ) : Аланинаминотрансфераза (АЛТ) — еще один фермент, обнаруживаемый главным образом в печени. Меньшие количества также можно найти в почках, сердце и мышцах. Уровни этого фермента обычно оценивают в сочетании с показаниями других ферментов печени, чтобы определить или контролировать поражение печени. Очень высокие уровни АЛТ могут указывать на острый гепатит.
  • Аспартатаминотрансфераза (АСТ) : Аспартамаминотрансфераза (АСТ) представляет собой фермент, обнаруженный главным образом в печени, сердце и мышцах. АСТ высвобождается в кровь поврежденными клетками печени или мышц, но в основном используется для выявления повреждения печени. [Другой фермент, называемый креатинкиназой (CK или CPK), является лучшим индикатором повреждения сердца или мышц.] Уровни AST обычно рассматриваются вместе с другими ферментами печени для оценки повреждения печени. Как и АЛТ, очень высокие уровни АСТ могут свидетельствовать об остром гепатите.
  • Билирубин : Билирубин представляет собой желто-коричневое вещество, образующееся, когда печень расщепляет старые эритроциты. Слишком много билирубина может быть признаком того, что печень не может адекватно удалить билирубин из системы из-за блокировки (например, желчных камней, опухолей), цирроза или острого гепатита. Повышенный билирубин также может указывать на гемолитическую анемию, снижение количества эритроцитов из-за аномального распада эритроцитов (гемолиз). Гемолитическая анемия может быть наследственной или приобретенной; примерно у 10-15% людей с волчанкой развивается аутоиммунная гемолитическая анемия. Гемолитическая анемия приводит к сокращению срока жизни эритроцитов в крови, а поскольку билирубин является продуктом старых эритроцитов, он накапливается в организме быстрее, чем может быть выведен. [Другие тесты, называемые тестом Кумбса, подсчетом гаптоглобина и подсчетом ретикулоцитов, являются лучшими диагностическими тестами для гемолитической анемии. ] Некоторые наследственные состояния, такие как синдром Жильбера, также могут вызывать у человека слишком много билирубина. Эти состояния могут быть серьезными или доброкачественными. Часто накопление билирбубина сопровождается пожелтением кожи, называемым желтухой.

Анализы щитовидной железы

Щитовидная железа — это железа на шее, связанная с вашим метаболизмом — процессами, посредством которых ваше тело использует энергию. Аутоиммунное заболевание щитовидной железы может возникать у людей с волчанкой, как и другие заболевания щитовидной железы. Обычно заболевания щитовидной железы заставляют железу выделять слишком много или слишком мало гормона. Ваш врач может назначить анализы для определения уровня гормонов щитовидной железы в крови, особенно если вы испытываете значительную потерю или увеличение веса, потливость, острую чувствительность к горячему или холодному, усталость или другие симптомы. Эти тесты также могут помочь вашему врачу контролировать эффективность лечения щитовидной железы. Тесты на гормоны щитовидной железы описаны ниже более подробно. Ваш врач может запросить дополнительные анализы, например, тесты на антитела к щитовидной железе, чтобы узнать больше о вашем состоянии.

  • Тиреотропный гормон (ТТГ) : Тиреотропный гормон (ТТГ) – это гормон, высвобождаемый гипофизом, который сигнализирует щитовидной железе о высвобождении своих гормонов (Т3 и Т4), когда их уровень в крови становится низким. Вместе ТТГ, Т3 и Т4 являются частью петли отрицательной обратной связи, которая поддерживает постоянный уровень гормонов щитовидной железы в крови. Аномальные уровни ТТГ в крови могут свидетельствовать о проблемах с гипофизом, таких как опухоль, но это маловероятно. Чаще высокий или низкий уровень ТТГ свидетельствует о проблемах со щитовидной железой. Щитовидная железа может не реагировать на стимуляцию ТТГ или выделять слишком много Т3 и Т4. Низкая активность щитовидной железы (гипотиреоз) чаще встречается при волчанке, но также может наблюдаться гиперактивность щитовидной железы (гипертиреоз). Оба этих состояния могут быть опасными, если их не лечить должным образом.
  • Т4 и Т3 : Гормон щитовидной железы содержит тироксин (Т4, 90%) и триидотиронин (Т3, 10%). Основная роль этих веществ заключается в регулировании обмена веществ в организме. Аномальные уровни гормонов щитовидной железы могут указывать на гипо- или гипертиреоз.

Источники

  • «Альбумин». Лабораторные тесты онлайн . 8 апреля 2009 г. Американская ассоциация клинической химии. 12 июля 2009 г. .
  • «БУЛОЧКА». Лабораторные тесты онлайн . 8 апреля 2009 г. Американская ассоциация клинической химии. 12 июля 2009 г. .
  • «Комплексная метаболическая панель». Лабораторные тесты онлайн . 8 апреля 2009 г. Американская ассоциация клинической химии. 12 июля 2009 г. html>.
  • «Креатинин». Лабораторные тесты онлайн . 8 апреля 2009 г. Американская ассоциация клинической химии. 12 июля 2009 г..
  • «Электролиты». Лабораторные тесты онлайн . 8 апреля 2009 г. Американская ассоциация клинической химии. 12 июля 2009 г. .
  • «Глюкоза». Лабораторные тесты онлайн . 8 апреля 2009 г. Американская ассоциация клинической химии. 12 июля 2009 г. .
  • «Липидный профиль». Лабораторные тесты онлайн . 18 июня 2009 г. Американская ассоциация клинической химии. 12 июля 2009 г. .
  • «Печень». Лабораторные тесты онлайн. , 8 апреля 2009 г. Американская ассоциация клинической химии. 12 июля 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *