Максимально допустимые габариты и масса автогрузового транспорта
(Соглашение стран СНГ)
1. Максимальные размеры транспортных средств, с учетом положений статьи Соглашения, не должны превышать приведенные ниже значения:
1.1. Максимальная длина, м
грузового автомобиля …………………12,0
автобуса ……………………………..12,0
прицепа ………………………………12,0
сочлененного транспортного средства….20,0
сочлененного автобуса ……………….18,0
автопоезда……………………………20,0
1.2. Максимальная ширина, м
всех транспортных средств………..2,55
изотермических кузовов транспортных средств ….2,60
1.3. Максимальная высота, м………..4,0
2. Максимальные размеры транспортных средств, указанные в пункте 1 настоящего Приложения, включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.
3. Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним радиусом 12,5 м и внутренним радиусом 5,3 м.
4. Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью комбинированного транспортного средства не должно превышать 12,0 м.
5. Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки прицепа, за вычетом расстояния между задней частью тягача и передней частью прицепа, не должно превышать 17,0 м.
6. Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки полуприцепа не должно превышать 16,4 м.
7. Установленный в кузове транспортного средства груз не должен выступать за заднюю внешнюю точку автомобиля или прицепа более чем на 2,0 м.
8. Расстояние между задней осью грузового автомобиля и передней осью прицепа должно быть не менее 3,0 м.
9. Горизонтально измеренное расстояние между осью шарнирного крепления полуприцепа и любой точкой передней части полуприцепа не должно превышать 2,04 м.
10. Длина транспортного средства должна измеряться в соответствии с пунктом 6.1 стандарта ISO 612-1978. При этом при измерении длины не учитываются следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве:
- устройства для очистки стекол и брызговики;
- фронтальные и боковые маркировочные пластины;
- устройства для пломбирования и защитные приспособления для них;
- устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них;
- оборудование для электроосвещения;
- зеркала задней обзорности и приспособления для обзора пространства за автомобилем;
- воздуховодные трубки;
- длины клапанов и разъемов для соединения с прицепами или съемными кузовами;
- ступени для доступа в кузов, подъемник для запасной автопокрышки;
- подъемные платформы, ступени для доступа и иное аналогичное оборудование, не превышающее в рабочем положении 200 мм и выполненное таким образом, чтобы оно не могло увеличивать предельную массу загрузки автомобиля, установленную изготовителем.
11. Высота транспортного средства должна измеряться в соответствии с пунктом 6.3 стандарта ISO 612-1978. Причем при измерении высоты не должны учитываться смонтированные на транспортном средстве антенны и пантограф в поднятом положении.
Для транспортных средств, имеющих устройство для подъема оси, должен учитываться эффект от воздействия этого устройства.
12. Ширина транспортного средства должна измеряться в соответствии с пунктом 6.2 стандарта ISO 612-1978. При этом при измерении ширины не учитываются следующие смонтированные на транспортном средстве:
- устройства для пломб, печатей и защитные приспособления к ним;
- устройства для закрепления брезента и защитные приспособления к ним;
- выступающие части брызговиков;
- устройства для опознавания повреждения автопокрышек;
- осветительное оборудование;
- ступени, подвесные платформы и иное аналогичное оборудование, которое в рабочем положении выступает не более чем на 10 мм с каждой стороны транспортного средства, у которых обращенные вперед или назад углы ступеней имеют радиус закругления не менее 5 мм, а их кромки — радиус закругления не менее 2,5 мм:
- зеркала заднего обзора;
- индикаторы давления в шинах;
- втягивающиеся или убирающиеся в транспортном положении ступени или лестницы;
- искривленная часть поверхности автопокрышки, выступающая за точку ее контакта с поверхностью дороги.
Максимальные массы транспортных средств
1. Максимальная масса транспортных средств не должна превышать приведенные ниже значения, т
1.1. Грузовые автомобили:
двухосный автомобиль ……………………..18,0
трехосный автомобиль ……………………..24,0
трехосный автомобиль, имеющий ведущую ось, состоящую из двух пар колес, оборудованных воздушной или эквивалентной ей подвеской …………….25,0
четырехосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску ……32,0
1.2. Транспортные средства, образующие часть комбинированного транспортного средства:
двухосный прицеп ………………………….18
трехосный прицеп ………………………….24
1.3. Комбинированные транспортные средства
1. 3.1.* Седельные автопоезда:
двухосный тягач
с двухосным полуприцепом
при расстоянии между осями полуприцепа 1,3 и более метра, но не более 1,8 метра ………..36,0
двухосный тягач с двухосным
полуприцепом, при расстоянии между осями полуприцепа, превышающем 1,8 метра…..38,0
двухосный тягач с трехосным полуприцепом………………..38,0
трехосный тягач с двухосным полуприцепом………………..38,0
1.3.2.** Прицепные автопоезда:
двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом ………36,0
двухосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом ………42,0
трехосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом ………42,0
трехосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом ………44,0
трехосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом…..44,0
1.4. Автобусы:
двухосный ……………………… ……18,0
трехосный …………………………….24,0
трехосный шарнирно-сочлененный ….28,0
четырехосный шарнирно-сочлененный..28,0
Максимальные осевые массы транспортных средств***
1. Максимальная осевая масса транспортных средств не должна превышать приведенные ниже значения:
1.1 Для одиночной оси, т
ведомой…………..10
ведущей с двухскатными колесами…..10
1.2. Для сдвоенных осей, прицепов или полуприцепов с двухскатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстоянии между осями, т
от 0,5 м до 1 м………..11,0
от 1 м до 1,3 м…………14,0
от 1,3 м до 1,8 м ………..16,0
равном или более 1,8 м………18,0
1.3. Для сдвоенных осей прицепов или полуприцепов с односкатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстоянии между осями, т
от 0,5 м до 1м. ………….11,0
от 1 м до 1,3 м………..13,0
от 1,3 м до 1,8 м ……….15,0
равном или более 1,8 м ……..17,0
1.4. Для трехосных осей прицепов или полуприцепов с двухскатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстояниях между осями, т
от 0,5 м до 1 м……..16,5
от 1,0 м, но не более 1,3 м… 19,5
от 1,3 м до1,8 м ……..22,5
равном или более 1,8 м….. 25,5
1.5. Для трехосных осей прицепов или полуприцепов с односкатными колесами при расстояниях между осями, т
от 0,5 м до 1 м……..15,0
от 1,0 мдо 1,3 м ……..18,3
от 1,3 м до 1,8 м …….21,0
равным или более 1,8 м ….24,0
1.6. Для сдвоенных ведущих осей грузового автомобиля или автобуса с двухскатным колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстоянии между осями, т
от 0,5 м до 1 м….. ………………..12,0
от 1 м до 1,3 м ……………………14,0
от 1,3 м до 1,8 м…………………..16,0
равном или более 1,8 м………………..18,0
то же при креплении на воздушной или эквивалентной ей подвеске..19,0
1.7. Для сдвоенных ведущих осей грузового автомобиля или автобуса с односкатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстоянии между осями, т
до 1м ………..11,0
от 1 м до 1,3 м…….13,0
от 1,3 м до 1,8 м ……15,0
2. Вес, передающийся на ведущую или ведущие оси автомобиля иди комбинированного транспортного средства, не должен быть менее 25% суммарного или комбинированного транспортного средства.
* 1.3.1.1. Для автотранспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по территории Республики Узбекистан.
Седельные автопоезда:
двухосный тягач с одноосным прицепом .
……………………………….28,0
двухосный тягач с двухосным полуприцепом при расстоянии между
осями полуприцепа 1,3 и более метра, но не более 1,8 метра ……….36,0
двухосный тягач с двухосным полуприцепом при расстоянии между осями
полуприцепа, превышающем 1,8 метра ………………………40,0
двухосный тягач с трехосным полуприцепом …………..40,0
трехосный тягач с двухсотым полуприцепом ……………40,0
трехосный тягач с трехосным полуприцепом ……………40,0
1.3.1.2. Для автотранспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по территории Республики Казахстан, и автотранспортных средств Республики Казахстан, осуществляющих межгосударственные перевозки по территориям других государств-участников настоящего Соглашения:
максимальный общий вес транспортного средства ……..36,0
трехосный тягач с трехосным полуприцепом ………..38,0
Для транспортного средства, состоящего из 18-тонного грузовика и 20-тонного полуприцепа, по пункту 1. 3.1.(б) настоящего Приложения, максимальная масса может быть увеличена на 2 т в случае, если транспортное средство имеет ведущую ось, состоящую из спаренных колес и оборудованную воздушной или эквивалентной ей подвеской.
** 1.3.2.1. Для автотранспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по территории Республики Беларусь, и автотранспортных средств Республики Беларусь, осуществляющих, межгосударственные перевозки по территориям других государств-участников настоящего Соглашения. Прицепные автопоезда:
двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом …..36,0
другие автопоезда…………………..38,0
*** Для автотранспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по территории Республики Казахстан, и автотранспортных средств Республики Казахстан, осуществляющих межгосударственные перевозки по территориям других государств-участников настоящего Соглашения:
1. Максимальная осевая масса транспортных средств не должна превышать приведенные ниже значения:
1. 1 Для одиночной оси, т
ведомой…………….8,0
ведущей с двухскатными колесами….8,0
1.2. Для сдвоенных осей, прицепов или полуприцепов с двухскатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстоянии между осями, т
более 0,5 м, но менее 1м………12,0
равном или более 1 м, но менее 1,3 м ..13,0
равном или более 1,3 м, но менее 1,3 м ..14,2
равном или более 1,3 м ……..14,6
1.3. Для сдвоенных осей прицепов или полуприцепов с односкатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстоянии между осями, т
более 0,5, но менее 1 м ………11,0
равном или более 1 м, но менее 1,3 м …12,0
равном или более 1,3 м, но менее 1,8 м .13,2
равном или более 1,8 м ………..13,6
1.4. Для трехосных осей, прицепов или полуприцепов с односкатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстояниях между осями, т
более 0,5, но не менее 1м. ……………………..17,4
равном или более 1,0 м, не более 1,3 м …18,4
равном или более 1,3 м, но менее 1,8 м …21,2
равном или более 1,8 м ………………………..21,9
1.5. Для трехосных осей, прицепов или полуприцепов с односкатными колесами при расстояниях между осями, т
более 0,5 м, но менее 1м ……….15,9
равном или более 1,0 м, но не более 1,3 м ..17,2
равном или более 1,3 м, но менее 1,8 м ….19,7
равном или более 1,8 м……….20,4
1.6. Для сдвоенных ведущих осей грузового автомобиля или автобуса с двухскатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстоянии между осями, т
более 0,5 м, но менее 1 м …….. …12,0
равном или более 1 м, но менее 1,3 м …..14,0
равном или более 1,3 м, но менее 1,8 м …..16,0
равном или более 1,8 м ………..18,0
то же при прикреплении на воздушной или эквивалентной ей подвеске. .19,0
1.7. Для сдвоенных ведущих осей грузового автомобиля или автобуса с односкатными колесами сумма осевых масс не должна превышать при расстоянии между осями, т
менее 1 м ……………..11,0
равном или более 1м, но менее 1,3 м …..13,0
равном или более 1,3 м, но менее 1,8 м…..15,0
2. Вес, передающийся на ведущую или ведущие оси автомобиля или комбинированного транспортного средства, не должен быть менее 25 % суммарного веса автомобиля или комбинированного транспортного средства.
Источник информации: http://www.alfatrans.ru
размеры, давление в шинах, рисунок и глубина протектора
Автобусные покрышки отличаются от автомобильных не только габаритами, но и спецификой строения. Резина берет на себя основную нагрузку при движении, обеспечивая безопасность пассажироперевозкам. Устанавливаемая на автобус резина должна гарантировать уверенное движение транспорта как в черте города, так и на шоссе за счет хорошего сцепления независимо от погоды.
Производители выпускают разные модели автобусных шин, отличных по строению, типу, глубине протектора и параметру внутреннего давления. Правильно подобранные покрышки гарантирую стабильное поведение ТС, его курсовую устойчивость, а также экономию в расходе ГСМ.
Категории автобусной резины
Предлагаемые производителями автобусные шины делятся на несколько типов с учетом основных параметров
Протекторный узор
Подбор резины по этому критерию осуществляется с учетом условий эксплуатации. Автобусные шины представлены следующими видами:
- Дорожные. Используются при передвижении по большинству автодорог и трасс. Протектор неглубокий. Бесшумные покрышки обеспечивают хорошую устойчивость. Автобус плавно и уверенно тормозит, развивает требуемую скорость, не расходует лишнее топливо.
- Магистральные. Используются при нагрузке автобусов спецтехникой, чаще применяются на грузовиках. Отличаются от других моделей повышенным индексом слойности.
- Региональные. Универсальные покрышки. Узор протектора многоплановый: центральная часть стандартная, на боковинах присутствуют грунтозацепы. Покрышки подходят для пассажирских автобусов, маршрут которых проходит по плохим дорогам.
Осевая посадка
Подбор выполняется с учетом особенностей каждого типа автобусов. Выделяют следующие виды:
- На переднюю ось. Расположенные спереди колеса несут большую нагрузку, поэтому важно обеспечить их качественное сцепление при разгоне и остановке. Высота протекторного узора автобусных шин больше, на нем присутствуют многочисленные продольные выемки для отвода влаги. Даже на скользкой и мокрой дороге транспорт не уходит в занос.
- Задняя ось. Модели авторезины оснащаются большим количеством поперечных канавок.
- Универсальные. Подходят для установки на любую ось.
Конструкция
- Диагональные. Обладают выделяющимся каркасом на основе прорезиненных кордовых прокладок.
- Радиальные. Кордовые нити размещаются от борта до борта и не пересекаются между собой.
Давление в автобусных покрышках
Данный параметр весьма важен для авторезины, устанавливаемой на пассажирском транспорте. Показатели давления устанавливаются:
- Автопроизводителем. Расчет предельных показателей выполняется в процессе производственных испытаний и отмечается поставщиком автобусов. Современные модели транспорта оснащаются индикаторами максимального давления, а также позволяют подкачивать его при обнаружении отклонений.
- Изготовителем авторезины. Разные модели автобусных покрышек различаются по параметру предельного и рекомендуемого давления.
Правильный выбор школьного автобуса для перевозки детей дошкольного возраста
Правильный выбор школьного автобуса для перевозки детей дошкольного возраста ДетиПропустить навигационные ссылки | |||||
Содержимое
| Ширина проходаСредняя ширина внутренней части большой школьный автобус около 90 дюймов. Ассортимент небольших школьных автобусов шириной от 72 до 92 дюймов. Ширина прохода школьного автобуса зависит от ширины его посадочных мест (обычно в пределах от от 18 до 45 дюймов) чем шире сиденья, тем уже проход. Школьные автобусы обычно изготавливаются с минимальной Ширина прохода 12 дюймов, за исключением автобусов с подъемниками для инвалидных колясок. Школьные автобусы с подъемниками для инвалидных колясок часто имеют минимум 30-дюймовый проход от подъемника до крепления для инвалидной коляски положение и между положением прикрепления и дверь аварийного выхода. Некоторым организациям, перевозящим детей дошкольного возраста, стало легче проносить детские кресла безопасности через проходы, ширина которых превышает стандартные 12 дюймов. Чтобы получить более широкие проходы школьного автобуса, в автобусе установлены сиденья разной ширины, например, 39-дюймовые сиденья с одной стороны и 30-дюймовые сиденья с другой. Некоторые покупатели считают выгодным заказывать эти комбинации сидений в первых нескольких рядах (рядах, которые они используют для крепления CSRS). Когда используются проходы разной ширины, стандарты школьных автобусов NHTSA требуют защиты пассажиров, находящихся со стороны прохода, на первом более широком сиденье, чтобы предотвратить падение пассажира в проход в случае аварии. Чтобы выполнить это требование, производители школьных автобусов могут установить защитный барьер (высокая мягкая стена, отвечающая тем же стандартам, что и спинка сиденья школьного автобуса) перед этим местом для сидения. Это может уменьшить количество сидячих мест в школьном автобусе. |
Размеры шины для проектирования | Транспортное агентство Waka Kotahi NZ
Это черновик руководства, и мы будем рады вашим отзывам |
В этом разделе обсуждаются основные размеры и рабочие характеристики автобусов, которые обычно используются в Новой Зеландии.
Размеры автобусов различаются в зависимости от типа автобуса, но все автобусы, курсирующие в Новой Зеландии, должны соответствовать Правилам размеров и массы транспортных средств 2016 года.
Правило наземного транспорта: размеры и масса транспортных средств 2016
Кроме того, все городские автобусы должны соответствовать стандартам транспортных средств, содержащимся в Требовании к городским автобусам в Новой Зеландии, за исключением случаев, когда изменение было запрошено и одобрено транспортным агентством Waka Kotahi NZ.
Требования к городским автобусам в Новой Зеландии(внешняя ссылка)
Габаритные параметры транспортного средства
При определении площади, необходимой для проектирования объектов общественного транспорта, необходимо учитывать следующие особенности:
Каталожные номера
- Дизайн автобусной остановки
- Правило наземного транспорта: Размеры и масса транспортных средств 2016
- Требования к городским автобусам в Новой Зеландии*
* Если изменение не было запрошено и одобрено транспортным агентством Waka Kotahi NZ.
Соответствующее руководство
- Транспортный кодекс Окленда: общественный транспорт – автобусы(внешняя ссылка)
- Правительство Нового Южного Уэльса: Путеводитель по автобусной инфраструктуре(внешняя ссылка) (см. стр. 5)
- Транспорт в Лондоне: руководство по проектированию доступных автобусных остановок(внешняя ссылка) (см. стр. 13 и 48)
Стандартные размеры автобусов для конструкции
Ожидается, что объекты общественного транспорта будут спроектированы с учетом «стандартных» размеров транспортных средств, включая установку стойки для велосипедов с учетом будущих требований.
Обратите внимание, что правила по габаритам и массе транспортных средств и требования для городских автобусов имеют приоритет над размерами, указанными в таблице ниже, в случае каких-либо расхождений.
Разработчикам рекомендуется подтверждать текущие и будущие характеристики парка общественного транспорта на ранних стадиях проектирования. Существуют определенные типы автобусов, такие как автобусы с сочлененной рамой и туристические автобусы, для которых проектировщику может потребоваться рассмотреть «нестандартную» конструкцию. Для проектирования сочлененных транспортных средств и/или туристических автобусов рекомендуется, чтобы проектировщик получил дополнительную информацию о размерах транспортного средства, относящуюся к этим «нестандартным» транспортным средствам, от соответствующих производителей до начала каких-либо работ по проектированию инфраструктуры.
В рамках данного руководства, если не указано иное, компоновки и рекомендации, приведенные в таблице ниже, основаны на «стандартных» размерах одноэтажных и двухэтажных автобусов.
Характеристики и размеры автомобиля
Характеристики автомобиля | Стандартные размеры шины | ||
---|---|---|---|
Малый одноэтажный автобус | Большой одноэтажный автобус | Двухэтажный автобус | |
Длина – только для автомобиля | 10,0 м | 13,5 м | 12,5 м |
Длина – автомобиль с держателем для велосипедов | 11,0 м | 14,5 м | 13,5 м |
Ширина (включая зеркала) | 2,85 м | 2,85 м | 2,85 м |
Высота | 3,4 м | 3,4 м | 4,3 м |
Передний свес | 2,5 м | 2,7 м | 2,5 м |
Задний свес | 2,5 м | 3,0 м | 2,5 м |
Дорожный просвет | 75 мм (на оси) | 75 мм (на оси) | 75 мм (на оси) |
Высота входной двери – нормальная и на коленях | 320–370 мм (обычный) и 245–280 мм (на коленях) | 320–370 мм (обычный) и 245–280 мм (на коленях) | 320–370 мм (обычный) и 245–280 мм (на коленях) |
Высота задней двери | 350 мм | 350 мм | 350 мм |
Круг поворота (от стены до стены)* | 22,0 м | 25,0 м | 25,0 м |
* На основе спецификаций производителя при низких рабочих скоростях.
Одноэтажный автобус
Двухэтажный автобус
Пример «стандартных» типов автобусов, применимых к Руководству по проектированию общественного транспорта Новой Зеландии (Источник: Лорелей Шмитт)
Каталожные номера
Правило наземного транспорта: размеры и масса транспортных средств 2016 г.
Требование к городским автобусам в Новой Зеландии (внешняя ссылка)
Расположение дверей
Расположение дверей в городских автобусах является важным фактором при проектировании транспортных развязок и доступных автобусных остановок.
На автобусных остановках пространство вокруг дверей должно быть свободным от препятствий, чтобы пассажиры могли садиться и выходить. Расположение дверей определяет, где следует размещать тактильные плитки, чтобы помочь клиентам с ограниченным зрением найти входную дверь.
На изображении ниже показано типичное расположение передних и задних дверей городских автобусов в Новой Зеландии. Передние двери обычно расположены перед передней осью и непосредственно напротив водителя. Задние двери обычно расположены перед задними колесами. Из-за различной компоновки городских автобусов расположение задней двери для некоторых моделей автобусов может отличаться от типичной компоновки, что следует учитывать при проектировании.
Типичное расположение передней и задней двери (адаптировано из New South Wales State Transit, Руководство по автобусной инфраструктуре)
Анализ и отслеживание маршрута автобуса
Отслеживание автобусного транспорта и анализ маршрута должны проводиться для преобразования характеристик и размеров транспортного средства в конкретные проектные требования к автобусной остановке и остановочной инфраструктуре.
Отслеживание включает моделирование траектории или положения шин транспортного средства, чтобы обеспечить достаточное пространство (по горизонтали) для безопасного и эффективного маневрирования, особенно при выполнении поворотов и узких маневров на дорожном покрытии. Огибающая траектории используется для обозначения, например, когда автобусы проходят крутые повороты, передний и задний повороты автобуса могут выходить за линию бордюра или осевую линию полосы движения, что может конфликтовать с другими участниками дорожного движения, придорожными конструкциями или уличной мебелью. .
Ключевым моментом в процессе слежения за транспортным средством является скорость, с которой автобус может (или намеревается) совершать маневр. Как правило, чем ниже скорость, тем более крутой маневр может совершить автобус, хотя и с последующим воздействием на передний и задний повороты.
Ниже приведены типичные рабочие скорости автобусов, которые используются для оценки влияния траектории движения транспортного средства:
- 5 км/ч для крутых поворотов транспортного средства, таких как маневрирование в депо
- 15 км/ч для стандартных поворотов автомобиля, например, на городских перекрестках
- 30 км/ч + (с учетом ограничения скорости) для поворотов с рабочей скоростью.
После того, как скорость и габариты транспортного средства определены, можно выполнить отслеживание с помощью специального программного обеспечения для проектирования. Для простых и регулярно используемых движений можно разработать шаблон и применить его к дизайну, как показано на изображении ниже.
Примечание: В шаблоне должны быть четко указаны основные допущения при проектировании транспортного средства и скорость, с которой репрезентативен поворот. Если какое-либо из этих предположений неприменимо к ситуации, следует разработать другой шаблон или провести новое отслеживание транспортных средств с использованием специального программного обеспечения.
Поворотный шаблон для шины 12,5 м. (Источник: Стандартные чертежи городского совета Брисбена.)
При интерпретации и применении результатов отслеживания автобусных транспортных средств необходимо учитывать следующее: боковые зеркала автомобиля, наклон автобуса и ошибка водителя.