История резины: Резина (история изобретения): vitas1917 — LiveJournal

Резина (история изобретения): vitas1917 — LiveJournal

Изобретатель: Чарльз Гудиер

Страна: США

Время изобретения: 1839 г.

Еще испанские конкистадоры привезли из Южной Америки чудесные изделия (эластичные мячи, непромокаемую обувь). Индейцы изготавливали их из застывшего млечного сока гевеи. Делалось это просто. Например, чтобы изготовить мяч, они обмазывали круглый предмет соком слой за слоем по мере его застывания. Когда получался достаточно толстый слой, форму удаляли. Подобным образом делали и непромокаемую обувь, причем колодкой служили собственные ноги. Материал этот жители Бразилии называли «каучу» («кау» — дерево, «учу» — плакать), а ныне он известен как каучук.

Серьезное внимание на каучук обратили лишь после того, как французский инженер из Кайенны Франсуа Фрейсине доставил в Парижскую академию наук из Южной Америки каучук, изделия из него и описание Dobivaniye-kaychukaспособов его добычи. Его записка и образцы попали в руки исследователя Шарля Мари де ля Кондамина, который использовал эти образцы, чтобы укрывать от дождя инструменты. В 1751 г. Кондамин сообщил о записке Ф.Фрейсине Парижской академии наук.

Долгое время каучук использовали преимущественно для изготовления мягких игрушек, пробовали им покрывать обувь, чтобы сделать ее водонепроницаемой. Каучук попытались использовать и для шин повозок, но материал был очень мягок и легко стирался о покрытие дороги. Кроме того, в жару он становился липким, а в мороз — хрупким.

Английский химик и изобретатель Чарльз Макинтош (1766-1843) нашел новое применение каучуку. Он изготовил плащ из двух слоев материи, связанных раствором каучука в нефтяных углеводородах, и начал выпуск непромокаемых пальто, названных впоследствии его именем. В 1823 г. Ч.Макинтош Dobivaniye-kaychukaполучил патент на это изобретение. Но и макинтоши портились при высокой и низкой температуре, поэтому каучуковая промышленность переживала период упадка.

Многие исследователи пытались устранить недостатки каучука, сохранив его достоинства, но безуспешно. Наконец, это удалось американскому изобретателю Чарльзу Гудиеру (Charles Goodyear).

Чарльз Гудиер (29.12. 1800 — 1.07.1860) родился в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. В молодости он делил свое время между магазином, фабрикой и фермой отца, который среди прочих инструментов продавал и собственные изобретения. В 1826 г. Чарльз с отцом организовали в Филадельфии первый американский специализированный магазин скобяных товаров, бизнес оказался неудачным: в 1830 г. фирма разорилась.

Энергичный молодой человек занялся изобретательством. В 1834 г. на витрине нью-йоркского магазина его заинтересовали изделия из каучука. Узнав, что требуется улучшить термостойкость этого перспективного материала, Гудиер после ряда опытов предложил добавлять в каучук оксиды магния и кальция. Он начал делать обувь из полученного «гумм-эластика», но в сильный мороз тот вел себя не лучше обычного каучука.

Charlz-Gudier  В 1836 г. изобретатель научился обрабатывать каучук азотной кислотой, нитратами висмута и меди и 17 июня 1837 г. получил патент, а затем основал фабрику в Нью-Йорке. Однако дела шли неважно. Гудиер продолжал эксперименты. В 1838 г. он приобрел патент Хэйварда, состоящий в смешивании каучука с раствором серы.

Но лишь в 1839 г. Гудиер изобрел способ, который ныне именуется вулканизацией и получил широкое распространение во всем мире. Отчасти это произошло случайно, когда оставленный на горячей печи образец из смеси каучука с серой не растекся, а превратился в твердый обугленный материал, который нам известен как резина. Еще пять лет изобретатель посвятил напряженной работе над технологическим процессом, прежде чем 15 июня 1844 г. появился патент №3633. Однако автор не мог получать с патента прибыль, ибо не располагал средствами для его юридического оформления.

В 1841 г. Гудиер дал несколько кусков резины англичанину. Эти образцы, попавшие в руки английского химика Т. Хэнкока, помогли ему повторить технологию вулканизации и получить в 1843 г. британский патент. Название процесса по имени бога Вулкана предложил также английский изобретатель.

Avtomodilniye-shini  Ч. Гудиер пытался широко распространить свое изобретение сначала в США, затем в Европе, затратил огромные деньги на выставки в Лондоне и Париже, экспозицию которых составляли изделия из резины, вплоть до страниц книги самого Гудиера. Изобретатель способствовал развитию резиновой промышленности в Старом и Новом свете, но сам не смог разбогатеть. Он шутил, что его можно узнать как человека, одетого во все резиновое и с резиновым кошельком без единого цента. Гудиер умер в бедности, оставив большие долги. Лишь его» сыну, тоже Чарлзу, который продолжил дело отца, удалось добиться успеха в резиновом бизнесе.

Lebedev  В 1846 г. А.Паркс предложил процесс холодной вулканизации при помощи хлористой серы. Каучуковые изделия при комнатной температуре помещают в хлористую серу, растворенную в сероуглероде, либо в камеру, наполненную парами хлористой серы. Процесс длится 1-2 мин, после чего остатки реагента удаляют с изделия. Этот метод применяют при изготовлении тонкостенных изделий (перчатки, детские игрушки и т.п.). Полученные при холодной вулканизации изделия обладают худшими свойствами, чем продукты горячей вулканизации.

Развивающейся промышленности все больше и больше требовалось резины. Разрастались огромные плантации гевеи в Южной Америке и Индонезии. Примерно в то же время один предприимчивый англичанин тайком вывез из Бразилии 70 тыс. семян гевеи, но прижились они только в одном месте – на Цейлонских островах, принадлежавших тогда Англии.

На мировом рынке каучука появились два крупных монополиста, и стало ясно: природный каучук не экономичен и не рентабелен, необходимо обнаружить способ получения искусственного каучука. Дальнейшая история освоения резины – это история химических исследований, в основном, российской химической науки.

Rezina-v-rulone  В России резиновая промышленность возникла в первой половине 19 века. До революции резиновое производство было представлено четырьмя предприятиями: «Треугольник», «Проводник» и сравнительно небольшими заводами «Богатырь» и «Каучук». В 1913 году на них работало 23 тыс. человек и выпускали они главным образом обувь.

Сырье и оборудование были заграничными, техническое руководство осуществляли иностранцы. Мало кто знает, что производство туалетной губки являлось в 19 веке секретом завода «Треугольник»; как ни странно, этот незамысловатый предмет был наиболее конкурентоспособным резиновым изделием на мировом рынке. После Октябрьской революции   резиновая промышленность представляла достаточно мощную отрасль. Был взят общий курс на индустриализацию, а потому резко возросла потребность в комплектующих резинотехнических изделиях.

Rezinovie-sapogi  Но производство резины находилось в исключительной зависимости от импорта натурального каучука. Существовало два возможных варианта решения проблемы. Первый — изыскание каучуконосов, пригодных для разведения в районах с умеренным климатом. В СССР этим занимался Н.И. Вавилов, в США инициаторами этих работ были Т. Эдисон и Г. Форд.

Второй вариант – создание синтетического каучука. Химические исследования состава каучука начались еще с опытов М. Фарадея в 1826 году. В 1879 А. Бушард наблюдал превращение изопрена в каучукоподобную массу, а Rezinoviy-protektorв 1910 – И. Л. Кондаков подобное превращение диметилбутадиена. В 1909 г. Сергей Васильевич Лебедев показал вещество, близкое к каучуку, приготовленное из дивинила – бесцветного летучего газа. Но после долгих трудов ему удалось добыть всего лишь 19 граммов.

В России в том же направлении работал И. И. Остромысленский, проводя опыты на заводе «Богатырь», в Германии – К. Гарриес, в Англии – Ф. Мэтьюс и Е. Стрейкедж. Таким образом, наука шла по стопам природы: сначала надо было получить полимер диеновых углеводородов, а затем синтезировать из них каучук.

В 1926 году Советское правительство объявило всемирный конкурс на производство искусственного каучука,  Rezinovie-sharikiпричем выдвигались 3 условия: 1) сырье должно быть дешевым; 2) качество не хуже натурального; 3) срок до представления результатов разработок – 2 года. В мае 1928 года этот конкурс выиграл С. В. Лебедев. В качестве сырья он использовал обыкновенный картофель, из которого получал спирт, а уже из спирта – дивинил. Причем сначала из 1 л спирта он получал 5 грамм дивинила, а два года спустя — 50 грамм тем самым сокращая расходы в 10 раз.

Но этот безусловный прорыв не решал проблему, так как, например, на изготовление одной автомобильной шины уходило 500 кг картофеля. Потом ученые, усовершенствовав изобретение С. В. Лебедева, стали добывать дивинил из природных газов. И уже в 1929 году правительство приняло решение строить в Ленинграде опытный завод по получению синтетического каучука из спирта по методу Лебедева и еще два завода, которые должны были опробовать другие известные методы: Б. В. Бызова и группы ученых под руководством А. Л. Клебанского.

15 февраля 1931 года газеты всего мира сообщили, что в СССР выпущена первая большая партия искусственного каучука. Ни Германия, ни Англия на тот момент не были готовы предложить свой вариант решения этой промышленной проблемы.

Sovremennoe-proizvodstvo-razini  Интересно, что Т. Эдисон в своем интервью так оценил это событие: «Известие о том, что Советы достигли успехов в производстве синтетического каучука из нефти, невероятно. Этого нельзя сделать. Я бы даже сказал больше: весь этот отчет является фальшивкой. На основании моего собственного опыта и опыта других сейчас нельзя сказать, что получение синтетического каучука вообще когда-нибудь будет успешным». И тем не менее, уже в 1932 году в Ярославле дал продукцию первый завод синтетического каучука.

С 1951 года началось производство каучука из нефтяных газов и продуктов переработки нефти. Долгое время искусственный каучук, превосходя настоящий по отдельным показателям (температурный диапазон, прочность, химическая стойкость), уступал в одном – в эластичности (что очень важно для, например, автомобильных и авиационных шин), но и эта проблема была решена.

Таким образом, и природный дар – дерево гевея, и ряд случайностей, и долгий кропотливый труд ученых сделали резину одним из самых необходимых и универсальных материалов, востребованным каждый день, в самых разных ситуациях, в самых разных сферах деятельности человека.http://istoriz.ru/rezina-istoriya-izobreteniya.html

История одной шины — журнал За рулем

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Эволюция

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ШИНЫ

Этот материал задумывался как обычная справочная информация для читателей. Однако без подробного рассказа об истории рождения и эволюции

«НИИШП-Ралли» не обошлось, тем более что шине стукнуло 25 лет — возраст, достойный уважения.

Сергей ВОСКРЕСЕНСКИЙ

В начале 70-х Научно-исследовательский институт шинной промышленности (НИИШП) по заданию АвтоВАЗа разработал и помог освоить на Ярославском шинном заводе первую отечественную радиальную покрышку ИЯ-170 с текстильным брекером. Она тут же попала на трассы спортивных соревнований, где снискала популярность благодаря неплохим сцепным свойствам на льду и укатанном снегу. Однако «сто семидесятая» оказалась беспомощной в рыхлом снегу, на сыпучих грунтах и в грязи. И тогда в раллийной команде НИИШПа попытались создать нечто новое, взяв за основу конструкцию ИЯ-170. Специальным электроножом изрезали протектор «сто семидесятой» на характерные «шашки».

Дебют новинки ошеломил: в первой же гонке раллисты НИИШПа не оставили конкурентам никаких шансов, выиграв все грунтовые спецучастки. О новой шине заговорили, посыпались заявки от самых именитых гонщиков и команд. Электронож не справлялся со все возрастающим объемом заказов. Тогда молодые инженеры Александр Крымский и Виктор Игнатьев, поддерживаемые Александром Варенко (в те годы руководителем гоночной команды института) и ведущим конструктором легковых шин Александром Скепнером, решили делать совсем новую шину. Подпольно (не теперь — в те годы!) изготовили пресс-форму и сварили первую шину, впоследствии получившую официальное название «НИИШП-Ралли» (НР). Надо отдать должное руководству института: вызвав «подпольщиков» «на ковер» и выяснив суть дела, оно на свой страх и риск поддержало инициативу. И шина, что называется, пошла, мгновенно став предметом огромного дефицита среди спортсменов. Однако настоящий взрыв популярности ожидал НР с наступлением зимы. Ее возможности раскрылись на некогда популярном московском ралли «Снежинка» в 1976 году, где выяснилось, что никакая другая отечественная резина не в силах составить конкуренцию новинке. После этого НР размерности 165R13 надолго заняла господствующие позиции в автоспорте.

К сожалению, в то время НР не получила широкого распространения. Опытный завод выпускал несколько тысяч покрышек в год. Все они расходились в спортивные команды и «нужным людям».

Однако надолго замороженная в стенах опытного производства НР не захирела. В конце 70-х в ее конструкции появился металлокордный брекер и модель была, наконец, сертифицирована, правда, уже размерностью 175/70R13. Начались поиски оптимального состава резиновой смеси — проще говоря, рецептуры. В спортивной среде появилась новая добавка к сочетанию НР — «соленый». Это не метафора: в сырую резину, из которой варили шину, действительно добавляли соль. При контакте шины со снегом она постепенно вымывалась из массива, образуя мельчайшие шероховатости на поверхности протектора. Такие покрышки делали по специальному заказу — прежде всего, ведущим гонщикам страны.

Другое направление в развитии — применение мягких протекторных смесей. Таких шин едва хватало на одну зимнюю гонку, зато они феноменально «цеплялись» за все скользкое. НР имела твердость резины по Шору около 40 единиц — даже сегодня столь необычной рецептурой могут похвастать немногие, а тогда большинство зимних шин имело твердость 52–58 ед., и лишь чехи (основные конкуренты наших гонщиков по соцлагерю) пытались довести свой «Барум OR32» до подобного уровня.

Шло время, и с началом перестройки в жизни НР наступила эра коммерции.

Пресс-формы НР попали на Бобруйский шинный завод, который быстренько освоил ходовую продукцию, присовокупив к легендарному имени цифру 1. НР1 размерности 165/80R13 собиралась на каркасе массовой тогда МИ-16 — понятно, без каких-либо рецептурных изысков. Затем НР появилась в Воронеже, на Уральском шинном заводе… Новый производитель, сохранив товарную марку, забыл не только об оригинальных рецептурах. Шина собиралась на любом подходящем каркасе, даже на диагональном.

Потребитель, пройдя этап восторгов «зубастостью» необычной покрышки, стал замечать и недостатки. НР оказалась не только тяжелой, но и шумной, вибронагруженной. Да и в управлении шина перестала соответствовать рассказам «бывалых».

В институте, однако, про шину не забывали. В конце 70-х работы по НР возглавила Нина Ильинична Рябова. Тогда появились НР2 и НР5 — обе 175/70R14. Первая шина по идеологии полностью повторяла своих «боевых» предшественников, а вот НР5 вышла с несколько видоизмененным протектором, став ближе к запросам обычного потребителя. В экстремальных режимах она не могла соперничать с гоночными покрышками, но оказалась более комфортной в эксплуатации. Спустя годы семейство НР5 разрослось, включив основные «иномарочные» и даже «нивовские» размеры.

В 1996-м появилась новая зимняя шина НР2000 размерности 175/70R13, ориентированная, в основном, на массового потребителя. Инженеры постарались максимально сгладить недостатки спортивной шины, но при этом сохранили бойцовский характер, свойственный всему семейству. Новинка изначально готовилась к широкому тиражированию и сегодня выпускается в 13-, 14- и 15-дюймовых вариантах.

Как видим, история шины «НИИШП-Ралли» получилась немного грустной. Сегодня в спорте задают тон другие модели. А рядовой покупатель старается выбрать что-нибудь помягче, покомфортнее и поуниверсальнее. Получается, «зубастые» покрышки стали несовременными, пригодными в основном для российской глубинки. Значит ли это, что время НР уходит в прошлое? И да, и нет. По крайней мере, в спорте эти покрышки еще поживут: пример тому — трековые гонки на приз памяти Константина Жигунова, немало поработавшего над доводкой и популяризацией НР.

История изобретения резины

История открытия резины берет свое начало вместе с открытием американского континента. Издавна исконное население Центральной и Южной части Америки получали каучук путем сбора млечного сока с каучуковых деревьев.

Еще Колумб в свое время обратил внимание, что мячи, которыми играли индейцы, были созданы из каучуковой массы черного цвета, и они отскакивали намного лучше, чем кожаные мячи, сделанные европейцами. Из каучука делали не только мячи, но и посудную утварь, использовали для герметизации дна пирог, создавали «чулки», которые не промокали (это была довольно болезненная технология: ноги покрывались каучуковой массой, далее их необходимо было удерживать над огнем до образования непромокаемого покрытия). Использовался каучук и в качестве клея, индейцы с его помощью украшали свои тела перьями.

Колумб сообщал о существовании необычайного вещества с многочисленными свойствами, но Европа не обратила на это должного внимания, хотя даже первопоселенцы Нового света активно применяли каучук. Длительное время каучук использовался при создании мягких игрушек, также делали попытки создать обувное водонепроницаемое покрытие.

И только в 1839 году американским изобретателем Чарльзом Гудьиром было сделано открытие. Он стабилизировал эластичный состав каучука путем перемешивания каучука в сыром виде и серы, с дальнейшим подогревом. Этот метод назвали вулканизацией, скорее всего именно он стал первым процессом полимеризации в промышленности.

Материал, который получался в результате процесса вулканизации, назвали резиной. Позже резину стали активно использовать в машиностроительной отрасли, создавая различные уплотнители и рукава. А в только начинающем своем развитии электротехника нуждалась в прочном и эластичном материале для кабелей. Сегодня резина используется повсеместно. Очень востребованы вот такие резиновые коврики http://www.ru.all.biz/kovriki-rezinovye-bgg1001384. Они используются в коридорах, тамбурах, перед входом в помещение, на крыльце. Эти коврики препятствуют попаданию грязи и снега в дом.

Производство каучука из нефтяных продуктов переработки и газов берет свое начало с 1951 года. Длительное время каучук, созданный искусственным путем, превосходил н

История резины. Для чего нужна вулканизация

15 июня 1844 года он запатентовал способ вулканизации резины. Это изобретение, по мнению многих историков, поставило Чарльза Гудьира в один ряд с другими великими создателями автомобиля. А открытое явление по превращению каучука в резину получило название в честь бога огня Вулкана — вулканизация.

Для вулканизации резины прежде употребляли одну серу, но потом было предложено множество веществ, содержащих в составе серу: сернистые щелочи, сернистый кальций, сернистые мышьяк, сурьма, свинец, ртуть серноватисто-свинцовая, цинковые соли, хлористая сера и др. Таким образом, процесс вулканизации сделал возможным использование каучука в производстве, что дало толчок к  промышленному производству резины и автомобильных покрышек. Начало применению каучука в шинной промышленности положили, сами того не подозревая,  англичанин Роберт Вильям Томсон, который в 1846 году изобрёл «патентованные воздушные колеса»,  и ирландский ветеринар Джон Бойд Денлоб, натянувший каучуковую трубку на колесо велосипеда своего маленького сына.
По всему миру быстро стали множиться  заводы и фабрики бытовых резиновых изделий, сильно возрос спрос на каучук в связи с развитием транспорта, особенно в автомобильной промышленности.

Крупнейшим производителем резинотехнических изделий  является американская компания  «Гудьир тайр энд раббер», известная прежде всего своими автомобильными покрышками.  Ей принадлежат также торговые марки «Dunlop», «Fulda», «Kelly», «Debica», «Sava». История фирмы началась в 1898 году в США, когда братья Фрэнк и Чарлз Сейберлинги основали в Арконе (штат Огайо) компанию по производству шин для велосипедов и грузовиков. Новейшая история GoodYear ознаменована, прежде всего, появлением в 1992 году дождевых шин Aquatread. Идея разделить протектор глубокой центральной канавкой для лучшего водоотвода оказалась революционной. В настоящее время компания представлена на шести континентах. CoodYear продает свои шины в 185 странах. GoodYear отождествляется с безусловно высоким качеством и ведущими позициями в шинной промышленности мира.

В России первое крупное предприятие резиновой промышленности было основано в Петербурге в 1860 году, впоследствии названное «Треугольником» (с 1922 года «Красный треугольник»). За ним были основаны и другие русские заводы резиновых изделий: «Каучук» и «Богатырь» в Москве, «Проводник» в Риге и другие.

Сегодня  лидирующие позиции по объемам производства всех видов шин России занимают компании «Сибур–Русские шины», «Нижнекамскшина» и «Amtel-Vredestein» (в совокупности 92,2% от общего объема производства).

Современная шинная промышленность требует постоянного обновления оборудования и технологии, так как требования к шинам стремительно повышаются. Например, в 1980-е годы легковые радиальные шины категории S (скорость до 180 км/час) являли собой одно из достижений технического прогресса, в 1990-х годах их заменили шины категории Н (скорость 210 км/час), а в настоящее время рынок требует шины категории Z (240 км/час). Для таких скоростей важнейшим эксплуатационным фактором становится силовая неоднородность. Сегодня используются новые материалы: высокопрочный текстильный корд, металлокорд, новые типы каучуков и техуглерода, кремнекислотные наполнители и другие химикатные добавки. В России только на шинных заводах «АК «Сибур» производятся такие уникальные виды шинной продукции, как цельнометаллокордные шины с металлокордом в каркасе (ЦМК, All steel), шинопневматические муфты для буровых установок, массивные шины и шины «Суперэластик».

Все справки>>


 

История резины | STENA.ee

Участники первой экспедиции Колумба видели у индейцев мячи, которые скакали, как живые. «Каа-о-чу» — слезы дерева — материал, из которого были сделаны эти мячи, считался священным и использовался в магических обрядах.

У майя и ацтеков была принята религиозная церемония в виде спортивного соревнования. В игре могли принимать участие только представители аристократических семей. Играли двое на двое. Сама игра напоминала одновременно футбол и баскетбол — игроки не могли касаться тяжелого каучукового мяча руками и ступнями ног, а только бедрами, плечами и ягодицами. Побеждала команда, сумевшая забросить мяч в каменное кольцо, прикрепленное к стене храма. После чего проигравшие торжественно отрезали победителям головы кремневыми ножами и приносили их в жертву Кетцалькоатлю. Несмотря на такое странное противоречие, ацтеки в поддавки не играли. Шла суровая рубка, с применением силовых приемов. Доспехи игроков напоминали современные доспехи американских футболистов.

Победители плакали от счастья, а побежденные рыдали и рвали на себе волосы от горя, что они
лишены высокой чести стать жертвой верховному божеству, и тем самым увеличить урожай маиса на
полях, тучность стад голых мясных собачек и плодовитость ацтекских женщин. Из голов победителей
строили пирамиды в столице Теночтитлане. Пирамиды достигали тридцати метров в высоту —
высоты священного дерева гевея, дававшей божественный сок для производства мячей. Черепа
самых выдающихся форвардов инкрустировались бирюзой, в глазницы им вставляли ониксы. Затем
они навечно помещались в залы спортивной славы местных храмов.

Судьба побежденных была печальна. Добрые ацтеки за глаза смеялись над ними, но вслух
выражали свои соболезнования. Чтобы подсластить горечь поражения, проигравшим выделялось

по 52 корзины плодов какао, по полусотне рабынь и по наделу для сбора налогов в казну империи.
Один игрок, получивший среди индейцев прозвище Моктесумы-неудачника за череду непрерывных
поражений на протяжении двадцати сезонов подряд, в конце концов собрал под своим началом всю
империю. Впрочем, испанские конкистадоры, пораженные столь неспортивным поведением
Моктесумы, в 1520 году казнили его, индейский футбол запретили, а мячи конфисковали и увезли в
Испанию. Там эта игра, правда, без летальных последствий, стала популярной под именем «пелота»,
от которой и произошел современный футбол.

Суровыми были нравы в мире спортивного бизнеса древних ацтеков. Мгновенна, но ослепительно
прекрасна была карьера игроков. И только пирамиды из черепов в древнем Теночтитлане,
туристическом центре Мехико, напоминают нынешнему поколению латиноамериканских футболистов

о славе их предков…

Однако «слезы дерева» использовались не только для производства спортинвентаря. Однажды
португальский король Жоао II получил из своих южноамериканских владений плащ, пропитанный
соком гевеи. Два часа подданные, не жалея сил, поливали водой своего короля, закутанного в чудо-
плащ. Король остался сухим. Португалия стала первой страной в Европе, наладившей выпуск
непромокаемых тканей. Правда, латекс, которым была пропитана ткань, плавился на солнце, но это
можно было списать на издержки средневекового производства. Впоследствии способ пропитки
ткани был усовершенствован шотландским химиком Чарльзом Макинтошем, предложившим
пропитку из смеси латекса с бензином.
Новый этап в освоении каучука человечеством наступил в 1826 году, когда англичанин Т. Хэнкок
открыл процесс пластикации каучука, который используется во всех современных способах его
переработки. Его пластикатор состоял из шипованного ротора, вращающегося в шипованном полом

цилиндре; это устройство имело ручной привод. Стало возможным превращать каучук в мягкую,
пластичную массу, легко смешивающуюся с различными порошковыми ингридиентами.

И, наконец, в1838 году Чарльз Нельсон Гудьир открыл способ вулканизации каучука смешав его с
серой. Резина и изделия из нее стали одной из составляющих частей технической революции,
которую переживало человечество в XIX веке. Спрос на каучук стремительно рос. Бразилия под
страхом смертной казни запретила вывоз семян гевеи из страны. Наступил «резиновый бум».

Это была золотая пора для бразильских плантаторов. Манаус, «каучуковая столица» Бразилии, в
1850-1920 годах был самым пышным и богатым городом западного полушария. Если на «каучукового
барона» находила блажь послушать французскую оперу, то он не утруждал себя долгим и
выматывающим путешествием в Париж. Он поступал гораздо проще — покупал Гран Опера в полном
составе. И не только труппу, но и здание театра. Строительные материалы, дабы не портить общего

впечатления от постановок Бизе и Верди в затерянном в амазонских джунглях Манаусе,
привозились из Франции. Театр строили лучшие зодчие и каменщики Парижа…

Здание оперы Манауса — лучшей памятник той эпохе. Как говорил незабвенный кот Матроскин:
«Средства у нас есть, ума у нас маловато». Ума, действительно, оказалось маловато.
Не уберегли бразильцы свою монополию на каучук.

Шел 1876 год. Черной тропической ночью, прорубая себе путь сквозь сплетения лиан, чавкая
высокими сапогами в вязком мангровом иле, к реке спускался человек с заплечным мешком.
В мешке у него было семьдесят тысяч сморщенных серых комочков — семян столь охраняемых
«резиновыми баронами» гевеи. Звали этого человека Генри Уикгем.

Подкупом, лестью, ложью, а иногда и оружием, подданный Британской империи Уикгем внедрился в
близкое окружение бразильского правительства. Выдав себя за безобидного ботаника, изучающего

флору дождевого леса Амазонии, он сумел проникнуть на заповедные плантации гевеи и похитить
сокровище, превосходящие по стоимости любое состояние, принадлежащее самой богатой семье в
мире. Тайком погрузив их на английский корабль, он доставил в ботанический сад в Кью. Семена
были высеяны, но взошло только четыре процента. Однако буквально через несколько дней сеянцы
достигли полуметровой высоты. 1 900 сеянцев были запакованы в 38 ящиков и под присмотром
садовника направлены на остров Цейлон, а оттуда разосланы на Яву, в Бирму, Австралию, в
Тринидад, где неожиданно для Бразилии появились обширные плантации гевей.

Я не знаю, поставили ли бюст герою на родине. Но Уикгем того заслуживает. Бразильцы до сих пор
произносят его имя сквозь зубы. Ныне Манаус — заштатный городок в отсталой бразильской
провинции. Вскоре Ява, Суматра, Борнео — бывшие голландские колонии — тоже покрылись
плешинами вырубленных джунглей, на которых тропический бриз нежно колыхал изумрудные

саженцы нового для этих мест растения — гевеи. От одного дерева путем подсечки и сбора латекса
получали от 3 до 7,5 кг каучука в год. Мировое производство выросло на порядок. Не имеющие
тропических колоний промышленно развитые страны постепенно становились зависимыми от
конкурентов.

Поэтому неудивительно, что поиском замены, получаемой из химического реактора, было занято
много светлых голов. В 1906 году совет директоров фирмы «Байер» объявил, что тот, кто до 1 ноября
1909 года «найдет способ изготовления каучука или его полноценного заменителя» получит ни много,
ни мало 20 000 марок. При желании этот призыв можно назвать «химической высадкой на луну».
20000 марок были тогда немалой суммой: в 1900 году за 50 марок можно было купить шикарный
мужской костюм; рабочие в металлургической промышленности в 1909 году зарабатывали в среднем
около 1 300 марок. Так что стоило поторопиться.

На фабрике красителей в Эльберфельде 100 лет назад работал Фриц Гофман – в то время ведущий
химик отдела фармакологии. Сейчас его имя больше связывают с производством первого
синтетического каучука.

Производство основного элемента резины – изопрена – несмотря на специальную экспертизу,
разработанную сотрудниками Гофмана, давалось с трудом. Сначала Гофману пришлось смириться с
тем, что ценные пузырьки с изопреном должны оставаться в шкафу, а для экспериментов пришлось
прибегать к химически близкому родственнику этой субстанции – т. н. метилизопрену, который в то
время был более доступным. И успешно. Патент № 250 690 на первый синтетический каучук в мире
был выдан 12 сентября 1909 года – сто лет назад.

Следует однако отметить что небольшое количество метилкаучука, полученное Гофманом ,
отличалось высокой себестоимостью и низким качеством.

В 1910-х годах многие ученые-химики начали интенсивную работу по синтезу каучука. Именно к этому

периоду относятся первые труды С.В. Лебедева, И.Л. Кондакова, И.И. Остромысленского. Первая
мировая война прервала эти работы.
В 1920, пытаясь получить новый антифриз из этиленхлорида и полисульфида натрия, Дж.Патрик
вместо этого открыл новое каучукоподобное вещество, названное им тиоколом. В 1931 году
компания «Дюпон» начала производство хлоропренового каучука «Неопрен».

Советское правительство тоже принимало меры для обеспечения сырьевой независимости и
обороноспособности страны. В апреле 1926 года ВСНХ объявил международный конкурс на лучший
способ получения синтетического каучука. С.В. Лебедев победил в этом конкурсе и возглавил работу
по практическому внедрению технологической схемы производства бутадиенового каучука.

Интересно, что когда великий американец Томас Альва Эдисон узнал об успехах России в области
каучука, он на весь мир заявил, что эти сообщения ложны, так как он лично занимался получением
синтетического каучука и убедился, что это невозможно.

Исторически первым синтетическим каучуком, имевшим промышленное значение, был
полибутадиеновый (дивиниловый) каучук, производившийся синтезом по методу С. В. Лебедева
(анионная полимеризация жидкого бутадиена в присутствии натрия), однако ввиду невысоких
механических качеств нашел ограниченное применение.

Изопреновые каучуки — синтетические каучуки, получаемые полимеризацией изопрена в
присутствии катализаторов — металлического лития, перекисных соединений. В отличие от других
синтетических каучуков изопреновые каучуки, подобно натуральному каучуку, обладают высокой
клейкостью и незначительно ему уступают в эластичности.

В настоящее время большая часть производимых каучуков является бутадиен-стирольными или
бутадиен-стирол-акрилонитрильными сополимерами.
Наиболее массовое применение каучуков — это производство резин для автомобильных,
авиационных и велосипедных шин.

Из каучуков изготавливаются специальные резины огромного разнообразия уплотнений для целей
тепло- звуко- воздухо- гидроизоляции разъёмных элементов зданий, в санитарной и вентиляционной
технике, в гидравлической, пневматической и вакуумной технике.

Каучуки применяют для электроизоляции, производства медицинских приборов и средств
контрацепции.
В ракетной технике синтетические каучуки используются в качестве полимерной основы при
изготовлении твердого ракетного топлива, в котором они играют роль горючего, а в качестве
наполнителя используется порошок селитры (калийной или аммиачной) или перхлората аммония,
который в топливе играет роль окислителя

Рекомендуется к просмотру: 

До чего докатилась покрышка: факты из истории автомобильной резины
 Сейчас каждый автомобилист знает, что хорошая резина – это залог отличной управляемости и безопасности. Но пристальное внимание на качественные характеристики автомобильной шины стали обращать сравнительно недавно. На заре автомобилестроения лучшие инженерные умы в первую очередь колдовали над двигателями и трансмиссией, во что «обут» автомобиль, их волновало мало. Сейчас ситуация кардинально изменилась. На выбор автомобилиста десятки марок и тысячи моделей шин. Kolesa.Ru предлагают вспомнить историю и разобраться: чего в современной авторезине больше – инноваций или маркетинга?

На первый взгляд автомобильное колесо XIX века не сильно отличается от современного. Но за свою полуторавековую историю произошло слишком много технических изменений: менялся состав резины, изобретались новые рисунки протекторов, произошло разделение на «зимнюю», «летнюю» и «внесезонную». Поэтому «резиновую» историю можно разделить на несколько ключевых этапов.

Из «ямы» с любовью

Чарльз Гудьир Производство шин Goodyear

Сложно поверить, но автомобильная резина обязана своему появлению долговой тюрьме. В начале позапрошлого века молодой и амбициозный Чарльз Гудьир много и долго «колдовал» с составом резины. Главным требованием было сделать популярный в то время каучук безразличным к температурным скачкам. «Резиновые» опыты довели Гудьира до банкротства и долговой ямы. Но именно в переполненной американской тюрьме не самый удачливый торговец из Филадельфии сделал главное открытие в своей жизни. В 1839 году впервые был описан процесс, который впоследствии назвали вулканизацией. Химическая реакция превратила «хрупкий» к температурным перепадам каучук в выносливую резину. Однако самому Гудьиру изобретение принесло больше проблем, чем пользы. «Вулканизатор» резины умер в 1860 году в нищете, оставив долг в 200 000 долларов, но его опыты перевернули автомобильную индустрию.

Перебороть зависимость

Вулканизация – дело хорошее! Но все равно основным ингредиентом резины оставался каучук, который добывали на бразильских плантациях гевеи и перепродавали с выгодой до 1 000%. Тогда перед мировыми умами встал другой вопрос: как синтезировать каучук, чтобы не зависеть от своенравных южноамериканских плантаторов, которые ежегодно заламывали цены? Тут на помощь автомобилестроительной (и не только) общественности пришел русский ученый Сергей Лебедев, который первым в 1927 году сумел синтезировать драгоценный и баснословный по стоимости материал. Наступила новая «резиновая» эра.

Обруч с воздухом

Вернемся в XIX век и ближе к автомобильным колесам. Сначала Чарльз Макинтош придумал, как придать каучуку воздухо- и водонепроницаемые свойства. Тогда у учёного получились отличные непромокаемые плащи. «Резиновые» инновации перекачивали в автомобильную сферу благодаря другому американцу – Джону Данлопу. В 1887 году он пристально наблюдал за своим сыном, который резво катался на велосипеде. Когда неказистое двухколёсное транспортное средство в очередной раз подпрыгнуло на упругом резиновом шланге, Данлопа осенило. Он отрезал кусок шланга по размерам колеса, вмонтировал его в обод и примастерил к этой конструкции обыкновенный по сегодняшним меркам ниппель. Не прошло и года, как бойкий американец запатентовал изобретение «пневматического обруча». Правда, первое время этим изобретением пользовались исключительно велосипедисты.

Производство шин Goodyear

Доехать до финиша

Только в 1895 году братья Андрэ и Эдуард Мишлен «обули» свой автомобиль «Молния» в пневматические колеса и отправились на гонку Париж – Бордо – Париж. Сражаясь против соперников с «литой» резиной на колесах, Мишлены заслужили только насмешки и неодобрительные оскорбления, так как в соревнованиях пришли последними. Этот факт братьев нисколько не расстроил. Несмотря на то что во время гонки им пришлось менять резину не менее 60 раз, они верили, что будущее – за ниппелем и воздушной подушкой. Братьям приходилось бесплатно раздавать непопулярные шины владельцам первых парижских таксомоторов. Со временем «пневматика» окончательно вытеснила литую резину. А Мишлены открыли на Лазурном побережье собственную фабрику. Впрочем, «шинная» эволюция на этом не закончилась.

Реклама Michelin

Без шипа и задоринки

Первые зимние шины вошли в автомобильный обиход в начале прошлого века, но популярность к ним пришла спустя несколько десятилетий. Отличить «зиму» от «лета» было очень просто: первые имели на протекторе большие шипы, причем химический состав резины для разных погодных условий ничем не отличался. В этом и крылась главная ошибка, которую активно взяли на вооружение современные инженеры. От шипа как такового, конечно, зависит очень много, но далеко не все: за «цепкость» отвечает также мягкость и прочность протектора. Отсюда и выросла «липучка» – зимняя шина без шипов. Вопросы о ее эффективности оставим экспертам. Но факт остается фактом – Европа борется с шипованой резиной на всех фронтах, но побеждают в этом противостоянии в первую очередь маркетологи. Кстати, несколько слов о так называемой «внесезонке» – шине для европейской мягкой зимы, которую можно использовать круглогодично. Для России – не лучший вариант, так как зима в Мурманске и Ницце – это две большие разницы.

Фрикционная шина Bridgestone Фрикционная шина Bridgestone

Не без проколов

В 1974 году на «шинном» рынке появился принципиально новый игрок, который свел угрозу безопасности водителя и пассажиров на нет, во всяком случае так утверждали создатели инновационной шины. Подобный тип колёс называется ранфлэт (run-flat), и особенно часто его стали ставить на свои творения немецкие автопроизводители. Если попробовать перевести это выражение на русский, то получится что-то типа «плоскокатящийся». Словечко корявое, но правильное. Шины ранфлет по своей специфике – те же бескамерные шины, но с единственным и довольно принципиальным отличием: боковые края у ранфлета намного жестче «стандартной» резины.

Run-flat (ранфлет) шина

Фото: BMK, Germany, wikipedia.org

Разбалованные мягкой подвеской автолюбители утверждают, что такой рецепт безопасности негативно сказывается как на комфорте, так и на семейном бюджете: на российских дорогах ранфлет шумит, «жестит» и норовит покрыться «грыжами», а стоимость у такой резины – заоблачная. Изюминка в том, что в случае прокола можно смело ехать дальше, правда, медленно и недолго, не больше 50 километров. Машину в рабочем состоянии удерживает не столько сжатый воздух, сколько сама резина, точнее, ее усиленная боковина. Ранфлет, кстати, можно подобрать далеко не для каждого авто. Дело в том, что по соображениям безопасности, run-flat-покрышки могут корректно работать только на современных машинах, оборудованных системой электронного контроля устойчивости и датчиком давления воздуха, встроенным в «мозги» автомобиля.

Вывод

Известную поговорку о том, что «история нас ничему не учит», можно смело отнести и к автомобильным шинам. Казалось бы, все уже придумано, но с каждым годом в шинной индустрии появляются инновации. Известные производители то отказываются от шипов, то, наоборот, увеличивают их количество. Индустрия не стоит на месте, но сейчас ее двигателем является скорее не инженерная мысль, а находчивый маркетинг. Согласитесь, многие подбирают резину, опираясь не на характеристики, а на «красивый» рисунок протектора, что является уже чистой победой продающих.

История изобретения резины

  Еще испанские конкистадоры привезли из Южной Америки чудесные изделия (эластичные мячи, непромокаемую обувь). Индейцы изготавливали их из застывшего млечного сока гевеи. Делалось это просто. Например, чтобы изготовить мяч, они обмазывали круглый предмет соком слой за слоем по мере его застывания. Когда получался достаточно толстый слой, форму удаляли. Подобным образом делали и непромокаемую обувь, причем колодкой служили собственные ноги. Материал этот жители Бразилии называли «каучу» («кау» — дерево, «учу» — плакать), а ныне он известен как каучук.

  Серьезное внимание на каучук обратили лишь после того, как французский инженер из Кайенны Франсуа Фрейсине доставил в Парижскую академию наук из Южной Америки каучук, изделия из него и описание способов его добычи. Его записка и образцы попали в руки исследователя Шарля Мари де ля Кондамина, который использовал эти образцы, чтобы укрывать от дождя инструменты. В 1751 г. Кондамин сообщил о записке Ф.Фрейсине Парижской академии наук.

  Долгое время каучук использовали преимущественно для изготовления мягких игрушек, пробовали им покрывать обувь, чтобы сделать ее водонепроницаемой. Каучук попытались использовать и для шин повозок, но материал был очень мягок и легко стирался о покрытие дороги. Кроме того, в жару он становился липким, а в мороз — хрупким.

   Английский химик и изобретатель Чарльз Макинтош (1766-1843) нашел новое применение каучуку. Он изготовил плащ из двух слоев материи, связанных раствором каучука в нефтяных углеводородах, и начал выпуск непромокаемых пальто, названных впоследствии его именем. В 1823 г. Ч.Макинтош получил патент на это изобретение. Но и макинтоши портились при высокой и низкой температуре, поэтому каучуковая промышленность переживала период упадка.

  Многие исследователи пытались устранить недостатки каучука, сохранив его достоинства, но безуспешно. Наконец, это удалось американскому изобретателю Чарльзу Гудиеру (Charles Goodyear).

 Чарльз Гудиер (29.12. 1800 — 1.07.1860) родился в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. В молодости он делил свое время между магазином, фабрикой и фермой отца, который среди прочих инструментов продавал и собственные изобретения. В 1826 г. Чарльз с отцом организовали в Филадельфии первый американский специализированный магазин скобяных товаров, бизнес оказался неудачным: в 1830 г. фирма разорилась.

  Энергичный молодой человек занялся изобретательством. В 1834 г. на витрине нью-йоркского магазина его заинтересовали изделия из каучука. Узнав, что требуется улучшить термостойкость этого перспективного материала, Гудиер после ряда опытов предложил добавлять в каучук оксиды магния и кальция. Он начал делать обувь из полученного «гумм-эластика», но в сильный мороз тот вел себя не лучше обычного каучука.

  В 1836 г. изобретатель научился обрабатывать каучук азотной кислотой, нитратами висмута и меди и 17 июня 1837 г. получил патент, а затем основал фабрику в Нью-Йорке. Однако дела шли неважно. Гудиер продолжал эксперименты. В 1838 г. он приобрел патент Хэйварда, состоящий в смешивании каучука с раствором серы.

   Но лишь в 1839 г. Гудиер изобрел способ, который ныне именуется вулканизацией и получил широкое распространение во всем мире. Отчасти это произошло случайно, когда оставленный на горячей печи образец из смеси каучука с серой не растекся, а превратился в твердый обугленный материал, который нам известен как резина. Еще пять лет изобретатель посвятил напряженной работе над технологическим процессом, прежде чем 15 июня 1844 г. появился патент №3633.  Однако автор не мог получать с патента прибыль, ибо не располагал средствами для его юридического оформления.

  В 1841 г. Гудиер дал несколько кусков резины англичанину. Эти образцы, попавшие в руки английского химика Т. Хэнкока, помогли ему повторить технологию вулканизации и получить в 1843 г. британский патент. Название процесса по имени бога Вулкана предложил также английский изобретатель.

  Ч. Гудиер пытался широко распространить свое изобретение сначала в США, затем в Европе, затратил огромные деньги на выставки в Лондоне и Париже, экспозицию которых составляли изделия из резины, вплоть до страниц книги самого Гудиера. Изобретатель способствовал развитию резиновой промышленности в Старом и Новом свете, но сам не смог разбогатеть. Он шутил, что его можно узнать как человека, одетого во все резиновое и с резиновым кошельком без единого цента. Гудиер умер в бедности, оставив большие долги. Лишь его» сыну, тоже Чарлзу, который продолжил дело отца, удалось добиться успеха в резиновом бизнесе.

  В 1846 г. А.Паркс предложил процесс холодной вулканизации при помощи хлористой серы. Каучуковые изделия при комнатной температуре помещают в хлористую серу, растворенную в сероуглероде, либо в камеру, наполненную парами хлористой серы. Процесс длится 1-2 мин, после чего остатки реагента удаляют с изделия. Этот метод применяют при изготовлении тонкостенных изделий (перчатки, детские игрушки и т.п.). Полученные при холодной вулканизации изделия обладают худшими свойствами, чем продукты горячей вулканизации.

  Развивающейся промышленности все больше и больше требовалось резины. Разрастались огромные плантации гевеи в Южной Америке и Индонезии. Примерно в то же время один предприимчивый англичанин тайком вывез из Бразилии 70 тыс. семян гевеи, но прижились они только в одном месте – на Цейлонских островах, принадлежавших тогда Англии.

  На мировом рынке каучука появились два крупных монополиста, и стало ясно: природный каучук не экономичен и не рентабелен, необходимо обнаружить способ получения искусственного каучука. Дальнейшая история освоения резины – это история химических исследований, в основном, российской химической науки.

  В России резиновая промышленность возникла в первой половине 19 века. До революции резиновое производство было представлено четырьмя предприятиями: «Треугольник», «Проводник» и сравнительно небольшими заводами «Богатырь» и «Каучук». В 1913 году на них работало 23 тыс. человек и выпускали они главным образом обувь.

  Сырье и оборудование были заграничными, техническое руководство осуществляли иностранцы. Мало кто знает, что производство туалетной губки являлось в 19 веке секретом завода «Треугольник»; как ни странно, этот незамысловатый предмет был наиболее конкурентоспособным резиновым изделием на мировом рынке. После Октябрьской революции резиновая промышленность представляла достаточно мощную отрасль. Был взят общий курс на индустриализацию, а потому резко возросла потребность в комплектующих резинотехнических изделиях.

  Но производство резины находилось в исключительной зависимости от импорта натурального каучука. Существовало два возможных варианта решения проблемы. Первый — изыскание каучуконосов, пригодных для разведения в районах с умеренным климатом. В СССР этим занимался Н.И. Вавилов, в США инициаторами этих работ были Т. Эдисон и Г. Форд.

  Второй вариант – создание синтетического каучука. Химические исследования состава каучука начались еще с опытов М. Фарадея в 1826 году. В 1879 А. Бушард наблюдал превращение изопрена в каучукоподобную массу, а в 1910 – И. Л. Кондаков подобное превращение диметилбутадиена. В 1909 г. Сергей Васильевич Лебедев показал вещество, близкое к каучуку, приготовленное из дивинила – бесцветного летучего газа. Но после долгих трудов ему удалось добыть всего лишь 19 граммов.

  В России в том же направлении работал И. И. Остромысленский, проводя опыты на заводе «Богатырь», в Германии – К. Гарриес, в Англии – Ф. Мэтьюс и Е. Стрейкедж. Таким образом, наука шла по стопам природы: сначала надо было получить полимер диеновых углеводородов, а затем синтезировать из них каучук.

  В 1926 году Советское правительство объявило всемирный конкурс на производство искусственного каучука, причем выдвигались 3 условия: 1) сырье должно быть дешевым; 2) качество не хуже натурального; 3) срок до представления результатов разработок – 2 года. В мае 1928 года этот конкурс выиграл С. В. Лебедев. В качестве сырья он использовал обыкновенный картофель, из которого получал спирт, а уже из спирта – дивинил. Причем сначала из 1 л спирта он получал 5 грамм дивинила, а два года спустя — 50 грамм тем самым сокращая расходы в 10 раз.

   Но этот безусловный прорыв не решал проблему, так как, например, на изготовление одной автомобильной шины уходило 500 кг картофеля. Потом ученые, усовершенствовав изобретение С. В. Лебедева, стали добывать дивинил из природных газов. И уже в 1929 году правительство приняло решение строить в Ленинграде опытный завод по получению синтетического каучука из спирта по методу Лебедева и еще два завода, которые должны были опробовать другие известные методы: Б. В. Бызова и группы ученых под руководством А. Л. Клебанского.

   15 февраля 1931 года газеты всего мира сообщили, что в СССР выпущена первая большая партия искусственного каучука. Ни Германия, ни Англия на тот момент не были готовы предложить свой вариант решения этой промышленной проблемы.

  Интересно, что Т. Эдисон в своем интервью так оценил это событие: «Известие о том, что Советы достигли успехов в производстве синтетического каучука из нефти, невероятно. Этого нельзя сделать. Я бы даже сказал больше: весь этот отчет является фальшивкой. На основании моего собственного опыта и опыта других сейчас нельзя сказать, что получение синтетического каучука вообще когда-нибудь будет успешным». И тем не менее, уже в 1932 году в Ярославле дал продукцию первый завод синтетического каучука.

  С 1951 года началось производство каучука из нефтяных газов и продуктов переработки нефти. Долгое время искусственный каучук, превосходя настоящий по отдельным показателям (температурный диапазон, прочность, химическая стойкость), уступал в одном – в эластичности (что очень важно для, например, автомобильных и авиационных шин), но и эта проблема была решена.

  Таким образом, и природный дар – дерево гевея, и ряд случайностей, и долгий кропотливый труд ученых сделали резину одним из самых необходимых и универсальных материалов, востребованным каждый день, в самых разных ситуациях, в самых разных сферах деятельности человека.

Источник публикации

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Резина — это материал, который может растягиваться и сжиматься. Это полимер. Он может быть получен из природных источников (например, натурального каучука) или может быть синтезирован в промышленном масштабе. Многие вещи сделаны из резины, такие как перчатки, шины, пробки и маски. Несколько вещей можно сделать только из резины.

Иногда слово означает только натуральный каучук (латексная резина ). Натуральный каучук производится из белого сока некоторых деревьев, таких как Hevea brasiliensis (Euphorbiaceae).Другие эластомеры, называемые синтетическими каучуками, получают химическими процессами.

Hevea brasiliensis — это дерево, из которого происходит большинство резины. Другими растениями, имеющими особый сок (называемый латексом), являются инжир ( Ficusastica ), Кастилия (Панамское каучуковое дерево), молочай, салат-латук, обыкновенный одуванчик, Taraxacum kok-saghyz (русский одуванчик), Scorzonera tau-saghyz и Guayule.

В 1800-х годах большинство сока для производства каучука пришло из Южной Америки.В 1876 году Генри Уикхем получил семена каучуковых деревьев в Бразилии, доставил их в сады Кью, Англия, и отправил на Цейлон (Шри-Ланка), в Индонезию, Сингапур и Британскую Малайю. Позже Малая (сейчас Малайзия) сделала больше всего резины. Люди пытались выращивать каучук в Индии, в 1873 году в Ботаническом саду в Калькутте. Первые фермы Hevea в Индии были созданы в Таттекаду в Керале в 1902 году. В начале 20-го века в Свободном государстве Конго в Африке также было много деревьев для резины, и большинство людей, которые работали на этих фермах, были вынуждены труд, работа.Либерия и Нигерия также начали выращивать деревья для производства каучука.

Шарль Мари де ла Кондамин представил образцы резины Королевской академии наук Франции в 1736 г. , Это было упомянуто как первая научная статья по каучуку. [1]

В 1770 году британский химик Джозеф Пристли заметил, что резина очень хороша для удаления следов от карандаша на бумаге.

Натуральный каучук плавится в жару и замерзает на холоде. В 1844 году Чарльз Гудиер нашел способ улучшить натуральный каучук с помощью химического процесса, известного как вулканизация, что сделало его полезным для многих других продуктов, включая, спустя десятилетия, шины.

В 20-м веке стали использоваться синтетические (искусственные) каучуки, такие как неопрен. Они широко использовались, когда Вторая мировая война перекрыла поставки натурального каучука. Они продолжают расти, потому что натурального каучука становится все меньше, а также потому, что в некоторых случаях они лучше, чем натуральный каучук.

Wikimedia Commons имеет СМИ, связанные с Резина .
  1. 1,0 1,1 Документ без названия
,

резина: история | Infoplease

доколумбовые народы Южной и Центральной Америки использовали резину для мячей, контейнеров, обуви и для гидроизоляции тканей. Упомянутые испанскими и португальскими писателями в 16-м веке резина не вызывала интереса у европейцев до тех пор, пока об этом не сообщили (1736–51) во Французскую академию наук Шарль де ла Кондамин и Франсуа Фресно. Пионерские исследования по поиску резиновых растворителей и гидроизоляционных тканей проводились до 1800 года, но резина использовалась только для эластичных лент и ластиков, и они были сделаны путем разрезания кусков, импортируемых из Бразилии.Джозефу Пристли приписывают открытие c.1770 его использования в качестве ластика, таким образом, название резины.

Первый завод резины в мире был основан под Парижем в 1803 году, первый в Англии Томасом Хэнкоком в 1820 году. Хэнкок разработал предшественника жевательной резинки (ролики, через которые пропускается резина для частичного разрыва цепей полимера) и в 1835 году американец Эдвин Чаффи запатентовал смесительную мельницу и каландр (пресс для прокатки резины в листы).

В 1823 году Чарльз Макинтош нашел практический способ гидроизоляции тканей, а в 1839 году Чарльз Гудиер открыл вулканизацию, которая произвела революцию в резиновой промышленности. Во второй половине 19 в. потребность в резиновой изоляции со стороны электротехнической промышленности и изобретение пневматической шины увеличили спрос на резину. В 19 веке дикий каучук собирали в Южной и Центральной Америке и в Африке; большая часть этого была из каучукового дерева Пара в бассейне Амазонки.

Несмотря на законодательные ограничения Бразилии, семена дерева были ввезены контрабандой в Англию в 1876 году. Полученные в результате саженцы были отправлены на Цейлон (Шри-Ланка), а затем во многие тропические регионы, особенно в Малайский район, на Яву и Суматру, начиная с огромной Восточной Азии. резиновая промышленность. Здесь плантации были так тщательно выращены и управлялись, что относительная важность каучука Амазонки уменьшилась. Американские компании по производству каучука в качестве шага к снижению контроля над поставками со стороны иностранных государств расширили свои плантационные владения в Либерии, а также в Южной и Центральной Америке.

Во время Первой мировой войны Германия производила синтетический каучук, но он был слишком дорог для использования в мирное время. В 1927 году был изобретен менее дорогой сорт, а в 1931 году был произведен неопрен, как в Соединенных Штатах. Немецкие ученые разработали резину Buna незадолго до Второй мировой войны. Когда во время Второй мировой войны был прекращен импорт натурального каучука из Ост-Индии, Соединенные Штаты начали крупномасштабное производство синтетического каучука, концентрируясь на Buna S. Сегодня синтетический каучук составляет около 60% мирового производства каучука.

Колумбийская электронная энциклопедия, 6-е изд. Copyright © 2012, Columbia University Press. Все права защищены.

См. Больше статей энциклопедии: Органическая химия

.

История резины | Компания Holz Rubber уже более 80 лет

Откуда берется резина?

История резины

История резины довольно захватывающая. Истории о том, как была обнаружена резина, варьируются в зависимости от того, кто рассказывает историю. Одна история рассказывает о женщине-индейце майя, которая шла через дождевой лес, собирая съедобные, когда натолкнулась на плачущее дерево. Она взяла образец слез обратно к вождю племени, который обнаружил, что латексное вещество уникально.

Возможно, вы слышали, что Христофор Колумб был ответственным за открытие резины после посещения Гаити в 1490-х годах и наблюдения за игрой туземцев с бодрым мячом. Или даже лучше, как французский астроном в 1736 году был отправлен правительством в Перу и вернулся с образцами белой жидкой консистенции меда.

Резина в Америке

Несмотря на то, что эти истории имеют большую вероятность, история, которая оказывает наибольшее влияние на резину, как мы ее знаем сегодня, — это Чарльз Гудиер из Трентона, штат Нью-Джерси.Вы можете подумать, что Чарльз Гудиер был основателем Goodyear Tire Company, но вы ошиблись. Компания была названа в честь Чарльза, но занялась бизнесом только спустя годы после его смерти. Скорее, мистер Гудиер считается первым изобретателем, который вулканизировал резину.

Все началось после того, как мистер Гудиер вошел в магазин, чтобы купить резиновый спасательный круг в 1834 году. После своей покупки он стал одержим материалом и тем, как он может быть полезен. Вскоре после этого мистер Гудиер получил звание U.С. Контракт правительства на изготовление резиновых почтовых мешков, но при изготовлении почтовых мешков они начали довольно быстро разлагаться. Видите ли, у резины были две существенные проблемы; он становился липким, когда было жарко, и жестким, когда было холодно. Хотя известно, что торговцы используют резину в одежде и обуви с 1820-х годов, только в 1839 году мистер Гудиер случайно обнаружил процесс отверждения всей массы резины, а не только снаружи, который оказал наибольшее влияние.

В 1844 году г-ну Гудиеру был присвоен U.С. запатентовал свое открытие, но, к сожалению, он ни на что не обойдется. Скорее он умер в 1860 году, бедняк.

Пока мистер Гудиер делал свои открытия в Америке, через Атлантический океан, другой изобретатель по имени Томас Хэнкок делал то же самое. Позже ему будет приписываться имя «вулканизация», которое, как говорят, происходит от бога вулканца римской мифологии. Мистер Хэнкок также изобрел внутренний смеситель, который упростит адаптацию резины к другим тканям.

По мере роста популярности и спроса на каучук росли и проблемы, связанные со сбором натурального каучука. К сожалению, резиновые фермеры подвергались безжалостной эксплуатации, в то время как поставки и транспортировка стали серьезной проблемой. Говорят, что в 1876 году англичанин собрал семена из Бразилии и вернулся в Англию. Семена были сброшены и на Дальний Восток. Эта акция положила начало росту каучуковых ферм по всему миру.

Резиновая промышленность

В 1889 году Джон Данлоп из Англии выпустил первую коммерчески успешную шину для велосипедов, а позже в 1906 году создал первую автомобильную шину.Когда автомобильная промышленность начала развиваться после 1910-х годов, резина продолжала оставаться популярным товаром. Прогресс Второй мировой войны показал уязвимость поставок каучука, поскольку многие страны изо всех сил пытались получить достаточно каучука для производства оружия и материалов. Становилось все более очевидным, что нужна альтернатива натуральному каучуку. Химики по всему миру активно пытались изобрести искусственный вариант каучука, который назвали бы синтетическим каучуком.

В 1910 году история говорит нам, что русские были первыми, кто приготовил синтетический каучук под названием Полибутадиен.Через 20 лет немцы выпустят коммерческий каучук под названием Buna-S (Styrene Butadience Copolymer). В Соединенных Штатах правительство совместно с промышленностью инициировало научно-исследовательский проект по разработке бутадиен-стирольного каучука или того, что сейчас называется SBR.

С течением времени были введены другие искусственные каучуки:

.Резина

— история резины

Резина

— это вещество, которое широко используется в современном обществе. Это помогает в строительстве, формирует структуру для шин, и даже поддерживает подошвы обуви. Тем не менее, с момента его идентификации около трех тысячелетий назад каучук превратился в современное вещество, знакомое сегодня.

Впервые идентифицированный и собранный в Центральной и Южной Америке примерно в 1600 г. до н.э., самая ранняя резина использовалась в основном для игр. Собранные на растении, эти древние народы образовывали шарики с веществом и использовали эти шарики для примитивных прыгающих игр.

Хотя в то время игры использовались для изготовления резины, следы этого вещества были также обнаружены при изготовлении металлических и каменных инструментов, которые в основном использовались для крепления этих материалов к деревянной ручке. Со временем эти ранние люди обнаружили, что резина водонепроницаема и может быть использована для создания водостойкой одежды. Когда европейцы впервые столкнулись с резиной, они были настолько потрясены ее свойствами, что подумали, что это колдовство.

Однако к 1770 году резина была введена в английское общество Джозефом Пристли.Он заметил, что резина способна стирать маркировку карандашом, поэтому и дала ему название «резина». По мере роста его потребления в этих западных странах спрос на продукт усиливался. Поэтому южноамериканские и африканские леса, в которых росло каучуковое дерево, к сожалению, были изнасилованы местными жителями, которые были вынуждены совершить непосильный труд по сбору этого вещества. В конце концов, культивирование каучука было перевезено в Юго-Восточную Азию, где оно все еще росло и по сей день.

К сожалению, натуральная форма каучука является липкой, рыхлой и вонючей, поэтому его использование было ограничено в течение 18 и 19 веков.В связи с возросшим спросом, особенно на автомобильные шины, в 1844 году Чарльз Гудиер ввел в производство специальный тип обработки каучука на основе серы, называемый вулканизацией. Вскоре после этого был изобретен синтетический каучук как способ удовлетворить спрос на прочные резиновые изделия.

Сегодня во всем мире произошло множество дополнительных достижений в области закупок, обработки и производства каучука. Используемая в промышленности, автомобилестроении, а также для крепления других типов мелких механических деталей, резина продолжает оставаться необходимым компонентом современной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *