Как определить работу двигателя по нагару свечей: Определение состояния автомобиля по свечам зажигания

Диагностика работы ДВС по свечам зажигания

Содержание

  • Хорошее состояние свечей
  • Черный нагар
  • Белый нагар
  • Красный нагар
  • Желтый налет
  • Поломка клапанов
  • Разрушение центрального электрода
  • Зольные отложения
  • Разрушение керамического изолятора
  • Разрушение и эрозия электрода

В данной статье мы рассмотрим способы сделать диагностику работы инжекторного двигателя по внешнему виду свечей зажигания. Рассмотрим причины появления черного нагара, зольных отложений на свечах зажигания.

ДВС в хорошем состоянии

На фото №1 изображена свеча, вывернутая из двигателя работу которого можно считать отличной. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Владельцу данного мотора можно только позавидовать, и есть чему — это экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены.

Черный нагар и повышенный расход

На фото №2 типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора или неисправность инжектора), засорение воздушного фильтра.

Белый нагар и обедненная смесь

На фото №3 наоборот пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Здесь есть повод для беспокойства. Езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева свечи(фото 3.1) её плавления (фото 3.2), и перегрева камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания — прямой путь к прогару выпускных клапанов.

Красный нагар и избыток присадок

Юбка центрального электрода свечи изображенной на фото №4 имеет характерный красноватый оттенок, этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича. Это покраснение вызвано работой двигателя на топливе содержащем избыточное количество присадок имеющих в своем составе металл. Длительно использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать.

Желтый налет и долгая стоянка

Фото № 5. Свеча имеет ярко выраженные следы масла, особенно в резьбовой части. Двигатель с такими свечами после длительной стоянки, имеет обыкновение после запуска «троить» некоторое время, а по мере прогрева работа стабилизируется. Причина этого неудовлетворительное состояние масло отражательных колпачков. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп.

Поломка клапанов проблемы с цилиндрами

Свеча на фото № 6 вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина этого — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель «троит» уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один — ремонт.

Разрушение центрального электрода и детонация

Фото № 7 это полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой. Причиной данного разрушения мог стать один из перечисленных ниже факторов: длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание, и просто бракованная свеча. Симптомы работы двигателя такие же, как в предыдущем случае. Единственное на что можно надеяться так это на то, что частицы центрального электрода сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, иначе тоже не избежать ремонта головки блока цилиндров. Но это зависит от человека, грешен он или нет (шутка). Если говорить об этой конкретной свече, то ее хозяина Бог миловал.

Зольные отложения и залегание колец

Фото № 8 Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина этого нароста — сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец, неудовлетворительного состояния масло отражательных колпачков. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синее дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.

Разрушение керамического изолятора свечи зажигания

Фото № 9 Разрушение керамического изолятора. Причины возникновения: резкое изменение температуры, например при охлаждении свечи, выкрученной с горячего мотора, в холодной воде. В некоторых случаях разрушение может быть вызвано дефектом самой свечи (брак или подделка), либо механическим повреждением, например в результате падения.

Разрушение и эрозия электрода свечи зажигания

Как не странно, многие неисправности связанны с неправильным подбором свечи зажигания по автомобилю. Часто экономия средств на покупку свечей и подбор дешевых аналогов влечет за собой дорогостоящий ремонт двигателя авто.

Диагностика работы двигателя по состоянию свечей зажигания

  • Свеча зажигания, искровая запальная свеча, устройство для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах карбюраторного двигателя внутреннего сгорания искрой, образующейся между её электродами. С. з., ввёртываемая в головку цилиндров, состоит из стального корпуса 4 (см. 
    рис.
    ) с боковым электродом 2 и изолятора 5 с центральным электродом 1, на верхней части которого установлена контактная гайка 6.Периодически в искровом промежутке между центральным и боковым электродами создаётся высокое напряжение и проскакивает искра. Длина юбки 3 изолятора определяет тепловую характеристику С. з. Короткая юбка обеспечивает хороший отвод тепла от изолятора к корпусу, и свеча с такой юбкой называется холодной. Свеча с длинной юбкой называется горячей. Холодные свечи применяют при длительной работе двигателя с большими нагрузками и на повышенном тепловом режиме.

  • © 2001 «Большая Российская энциклопедия» 


     

      Каким образом можно  удостовериться в том, что используемая на данный момент в двигателе свеча зажигания – исправная или наоборот,требует замены? 
    Достаточно часто бывает такое, что и по внешнему виду свечи зажигания, а далее —  при ее проверке   как и ручным , «школьным» тестером – «Тест – М»,так и специальным,настольным , где свеча зажигания проверяется еще и под давлением —  ничего не говорит о неисправности.

    А неисправность – присутствует.

    (  думается, что  при «ручной» проверке , даже  при смоделированном давлении до 10 кг\см2  , свече зажигания «не хватает» , например,  повышенной температуры (около 50 градусов Цельсия), вибрации, краковременной детонации и каких-то еще «естественных условий»,что бы она «показала себя», то есть начала работать с краковременными перебоями).

     Выражается  неисправнсть свечи зажигания  в довольно странном и на первый взгляд непонятном поведении двигателя:

    • И минуту, и две минуты двигатель работает ровно и устойчиво, а потом  обороты внезапно поднимаются и через секунду-две медленно опускаются до «нормального» холостого хода. Иногда перед этим можно почувствовать «легкое вздрагивание» двигателя.

    Иногда  в таком «поведении» двигателя   «виновата» свеча зажигания.

    Конечно, имея мотор-тестер конкретно  приспособленный  конкретно для проверки системы зажигания , можно все-таки «уловить» перебои и посмотреть их на экране монитора.

    Однако, даже в большом городе можно по пальцам пересчитать мастерские,которые имеют такой тестер или такую диагностическую линию.

    В принципе, подобные перебои можно «уловить» еще и при помощи стробоскопа, подключая его поочередно к каждому высоковольтному проводу , обладая как и хорошим зрением,так и  достаточным терпением.Однако мало кто сможет,например, подключить стробоскоп и проверить это утверждение на двигателе Nissan RB-20,где нет высоковольтных проводов , а на каждой свече зажигания стоит своя катушка зажигания. Таким примеров «невозможности» использования стробоскопа можно привести достаточно много.

                      Если попытаться объяснить с «научной точки зрения» эти, вроде бы и не совместимые понятия : « плавают обороты двигателя» — «неисправность свечи зажигания», то  можно сказать  таким образом ,-

    • Во время работы двигателя на ХХ  устойчивость работы (приготовление топливо-воздушной смеси) ,в основном, обеспечивается MAP-sensor ( MAF-sensor) и Oxygen sensor,работающего по принципу «обратной связи».
    • В случае, если какая-то свеча зажигания в какой-то момент своей работы дает «сбой», то есть произведет «пропуски зажигания», это немедленно отразится  как и на величине разряжения во впускном коллекторе (обороты двигателя на какое-то мгновение станут меньше «рассчетных»), так и на составе выхлопных газов  
      ( произойдет мгновенно – резкое «обеднение» смеси,что тут же зафиксируется датчиком кислорода).
    • Бортовой компютер,который  от 4 до 8 раз в секунду получает информацию от датчика кислорода и  постоянно — от MAP-sensor – это «просто исполнительное устройство» пока еще «думать» не наученное и, получив от этих сенсоров и датчиков информацию о том, что состав смеси и разряжение во впускном коллекторе изменились, тут же «подбрасывает дровишек» — добавляет топливо в цилиндры (расширяет импульсы на форсунки). 
      В этот момент обороты двигателя вырастают.
    • Однако, пока компютер хоть и быстро, но «думал» и «добавлял» — прошло какое-то время и свеча зажигания «снова заработала». Состав смеси и разряжение во впускном коллекторе выровнялись и стали нормальными. И компютеру приходится снова менять расширение импульсов на форсунки в сторону уменьшения – обороты двигателя в это время начинают снижаться.
    • И так продолжается несколько раз,пока компютер не «поймет»,что и разряжение во впускном коллекторе,и «выхлоп» стали нормальными. Вот такая «инерционность» регулировки может продолжаться несколько секунд.

      А теперь стоит посмотреть и попытаться определить для себя – по каким причинам свеча зажигания может «барахлить».

      Ниже приведен рисунок (разрез)  свечи зажигания и небольшое  описание  ее составных элементов :

     

                                                                          

                                                                                          

    1.  наконечник свечи зажигания (обычно – двухволнистый), изготовленный из  металла со специальными свойствами и запрессованный «на горячую» в самом конце технологического цикла изготовления свечи – предназначен для передачи напряжения зажигания на центральный электрод свечи через специальный токопроводящий стержень (13) .
      Не откручивается и не вращается,в отличии от поддельных свечей зажигания или «чисто русских» свечей зажигания.
    2.  многоволнистый ( обычно – «пятиволнистый»,но встречается  как и более, так и менее) изолятор свечи изготовленный из специальной керамики. Естественно,что каждая фирма — изготовитель держит в секрете ее состав и технологию изготовления. За счет количества и высоты «волн» керамики , такой изолятор удлиняет  возможный путь прохождения высокого напряжения и тем самым максимально препятствует току утечки ( если мысленно мы «разгладим» эти волны, то сможем представить,насколько «длиннее» станет изолятор свечи).
    3. металический  корпус свечи ( может быть , например, никелированным), соединенный с остальными деталями свечи при помощи горячего прессования  под определенным давлением и при строго фиксированной температуре.Особое внимание  уделяется  времени остывания свечи зажигания после этого процесса — оно строго фиксированное и должно происходить в определенных условиях.
      Именно на  этом корпусе фирма-производитель выдавливает свои специальные технологические значки (  у них очень ровная линия, а глубина выдавленных букв и расстояние между ними строго одинаковы). Поддельные свечи зажигания можно определить именно по цвету корпуса  — если он радужно «переливается», то такая свеча зажигания не прошла окончательную термическую обработку и является «левой». Тоже относится и к способу нанесения «фирменной» надписи — расплывчатая.неровная и так далее говорит о «левом» или «полу-левом» производстве.
    4. металическое уплотнительное кольцо,герметизирующее соединение свечи зажигания с блоком цилиндров – запресовано и обжато на самой свече зажигания  под давлением, не снимается и не откручивается в отличии от «поддельных» свечей зажигания ( если при покупке свечи зажигания вы проверите хотя бы это условие — попытаетесь снять (открутить) это металическое кольцо и это вам удастся, — вот вам наглядный пример «левой» продукции, такая свеча, может быть, изготовлена в дощатом  китайском сарайчике на окраине большого города.
      ..). 
      Кроме того, это уплотнительное кольцо изготовлено не из «просто металла» — у него так же специальные форма, состав и свойства, чисто «фирменное» кольцо после правильного вкручивания свечи зажигания «садится» по своей высоте на 50%.
    5. внутреннее уплотнение предназначенное для фиксации  положения керамического изолятора и улучшения внутреннего теплоотвода ( отсутствует на поддельных свечах зажигания для удешевления производства).
    6. основание пятиволнистого изолятора( бывает изготовлено «под конус» или «бочонком» и зависит от предназначения свечи зажигания) , внутри которого запрессован центральный электрод  —  по цвету данного изолятора обычно определяется «правильность» работы конкретного цилиндра, «нормальный и рабочий» цвет изолятора – светло-коричневый,все остальные цвета или отложения «говорят» о каких-то нарушениях (неправильный состав топливо-воздушной смеси – цвет или «чисто белый» или «черный», наличие дополнительных присадок в топливе –  «красноватый или рыжеватый  налет» и так далее).

    7.  технологическая фаска,облегчающая вкручивание свечи зажигания в головку блока цилиндров.Рекомендуется перед вкручиванием свечи зажигания наносить на нее специальную аэрозоль – «антипригарную», что никто и никогда, в принципе. не делает.
    8. боковой (заземляющий) электрод изогнутый строго под 90 градусов,который содержит специальные добавки или платиновое напыление,улучшающие и увеличивающие долговечность и работоспособность свечи.В зависимости от исполнения и «предназначения» свечи зажигания боковых электродов может быть один,два,три и четыре, а форма их,состав так же могут быть различными.
    9. воздушный зазор между керамическим изолятором и металическим корпусом свечи,который служит для процесса самоочищения и уменьшения нагара (определяется последней цифрой в наименовании свечи зажигания,например, у свечи BCPR6EY-11 зазор установлен в процессе технологической сборки  в 1.1 мм).
    10. центральный электрод (в зависимости от исполнения свечи зажигания может быть как и разного диаметра,так и высоты и  выполнен из специальных сплавов — платина,вольфрам и так далее).
    11. специальное соединение из электропроводящей стекломассы,которое служит для соединения токонесущего стержня с центральным электродом
    12. керамический корпус, который служит для изоляции центрального электрода от массы и который способен выдержать  напряжение пробоя  от 40 до 50 Квольт
    13. токопроводящий стержень,запресованный  «на горячую» и под давлением в токопроводящую стекломассу и связанный с центральным электродом

      Как мы видим, свеча зажигания устроена  очень и очень  непросто.

     И если задать вопрос : «Какие же «слабые места» могут быть у нее?», то ответить,наверное, можно таким образом : 
    —  Для свечей зажигания «левых», то есть поддельных и не  «от производителя» — слабыми местами могут быть практически все вышеперечисленные пункты.  
    К нашему сожалению.

     

    Осмотр свечи нужно проводить после продолжительной работы двигателя, идеальным вариантом будет осмотр свечи после длительной поездки по загородному шоссе. Ошибкой некоторых автолюбителей, например является то, что после холодного старта двигателя при минусовой температуре и неустойчивой его работе первым делом выкручивают свечи и увидев черный нагар, делают поспешные выводы. А ведь этот нагар мог образоваться во время работы двигателя в режиме холодного старта, когда смесь принудительно обогащается, а неустойчивая работа могла быть следствием скажем плохого состояния высоковольтных проводов. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, если вас что-то не устраивает в работе двигателя, и вы решили сделать диагностику его работы с помощью свечей нужно проехать на изначально чистых свечах минимум километров 250-300 лучше еще больше и только после этого делать какие-то выводы.


    Фото №1 изображена свеча, вывернутая из двигателя работу которого можно считать отличной. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Владельцу данного мотора можно только позавидовать, и есть чему это экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены.


    Фото №2 типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора, угла опережения зажигания или неисправность инжектора), засорение воздушного фильтра.


    Фото №3 наоборот пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Здесь есть повод для беспокойства. Езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева, как самой свечи, так и камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания прямой путь к прогару выпускных клапанов.


    Фото №4 юбка центрального электрода свечи имеет характерный красноватый оттенок, этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича. Это покраснение вызвано работой двигателя на топливе содержащем избыточное количество присадок имеющих в своем составе металл. Длительно использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать.


    Фото № 5 свеча имеет ярко выраженные следы масла особенно в резьбовой части. Двигатель с такими свечами после длительной стоянки, имеет обыкновение после запуска «троить» некоторое время, а по мере прогрева работа стабилизируется. Причина этого неудовлетворительное состояние маслоотражательных колпачков. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп.


    Фото № 6 свеча вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина этого — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель «троит» уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один — ремонт.


    Фото № 7 это полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой. Причиной данного разрушения мог стать один из перечисленных ниже факторов: длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание, и просто бракованная свеча. Симптомы работы двигателя такие же, как в предыдущем случае. Единственное на что можно надеяться так это на то, что частицы центрального электрода сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, иначе тоже не избежать ремонта головки блока цилиндров. Но это зависит от человека, грешен он или нет (шутка). Если говорить об этой конкретной свече, то ее хозяина Бог миловал.


    Фото № 8 последнее в этом обзоре. Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина этого нароста сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синие дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.

    Если вы хотите, чтобы с работой вашего двигателя было меньше проблем, не вспоминайте о свечах только тогда, когда мотор отказывается работать. Производитель гарантирует безотказную работу свечи на исправном двигателе 30 тыс. километров пробега. Но и вы в свою очередь не забывайте с каждой заменой масла или в среднем каждые 10 тыс. километров пробега проверять состояние свечей. Прежде всего, это регулировка зазора до требуемой величины, удаление нагара. Нагар удалять лучше металлической щеткой, от пескоструйной обработки разрушается керамика центрального электрода, и вы рискуете получить копию с фото № 7.

    Источник: www.td-vezdehod.ru

    Как работают свечи? — Homesick.com

    Свечи существуют уже тысячи лет, и это осветительное устройство никуда не денется в ближайшее время. Хотя свечи очень просты по сравнению с другими источниками света, такими как электричество, мало кто знает, как работают эти классические устройства. Ниже мы объясним, как работают свечи, как цвета пламени указывают на каждую стадию горения и какие типы воска обеспечивают лучшее горение.

    Как работают свечи?

    Свечи питаются от реакции горения. Когда вы зажигаете фитиль свечи, воск вокруг основания фитиля тает. Благодаря капиллярному действию этот жидкий горячий воск втягивается вверх по фитилю. Тепло пламени превращает воск в горячий газ (или испаряет его) и начинает расщеплять воск на молекулы водорода и кислорода. Эти испаренные молекулы реагируют с кислородом воздуха, создавая тепло, свет, водяной пар (h3O) и углекислый газ (CO2).

    Около 25% энергии, вырабатываемой в результате этой реакции горения, выделяется в виде тепла. Это тепло расплавляет еще больше воска, создавая больше топлива для реакции горения. Реакция горения будет продолжаться до тех пор, пока не сгорит фитиль или не израсходуется весь воск, в зависимости от того, что произойдет раньше (или, конечно, пока вы не задуете свечу).

    Когда вы впервые зажжете свечу, стабилизация реакции горения может занять несколько минут. Вот почему пламя свечи иногда сильно мерцает, когда вы впервые зажигаете ее. Если фитиль правильно обрезан, пламя должно стабилизироваться через несколько минут и стабильно гореть в форме красивой капли.

    Почему пламя свечи разного цвета?

    Если вы присмотритесь, то заметите, что пламя свечи не одного цвета. Это потому, что пламя свечи имеет несколько разных зон тепла. Голубоватый цвет у основания пламени — это место, где молекулы углеводорода испаряются и начинают распадаться на атомы водорода и углерода. В этой зоне много кислорода, поэтому водород начинает с ним реагировать с образованием водяного пара. Некоторые из атомов углерода в этой зоне также могут начать гореть с образованием углекислого газа.

    Средняя часть пламени будет темно-оранжево-коричневой из-за относительного отсутствия кислорода. В этой области углерод продолжает разрушаться. Он также начинает формировать крошечные затвердевшие частицы, которые нагреваются примерно до 1000 градусов по Цельсию, когда они поднимаются вверх через пламя.

    Далее идет желтая зона, которая формирует основную часть пламени и придает ему классический золотистый цвет. В этой зоне создается все больше частиц углерода, что может привести к образованию сажи. Эти частицы продолжают нагреваться до тех пор, пока не загорятся, испуская полный спектр света, причем желтый цвет является наиболее доминирующим для человеческого глаза.

    Последняя зона — это завеса, она же бледно-голубой край, окружающий пламя. Это самая горячая часть пламени, и она образуется, когда водород и углерод, выделяющиеся в результате реакции горения, встречаются с кислородом воздуха.

    Имеет ли значение тип свечного воска?

    Хотя все типы воска для свечей в основном состоят из углеводородов, разные типы воска содержат разные добавки и составы, влияющие на работу свечи. Например, при нагревании парафина в воздух выделяется сажа и 11 известных токсинов, два из которых являются канцерогенами. Полностью натуральные воски, такие как соевый и кокосовый, имеют более чистый ожог.

    Различные воски не только обеспечивают более чистое горение, но и обеспечивают более длительное время горения при том же количестве воска, что продлевает срок службы вашей свечи. Вообще говоря, соевые воски обеспечивают отличный баланс между чистым горением с низким содержанием сажи и более длительным временем горения. Посмотрите наше руководство, чтобы узнать больше о том, из чего сделаны свечи и о различных типах воска, таких как наши свечи из кокосового воска.

    Наш стандартный 13,75 унций. соевые свечи обеспечивают 60-80 часов горения, в зависимости от того, насколько хорошо вы заботитесь о своей свече. Обрезка фитиля, хранение зажженной свечи вдали от сквозняков и другие советы по уходу за свечой также продлят срок службы вашей свечи.

    Изучение того, как работают свечи, поможет вам лучше понять, насколько удивительны эти изобретения. Используете ли вы свечи для освещения или просто для того, чтобы выпустить их удивительные ароматы, знание того, как они работают, улучшит ваш опыт.

    Куда девается воск, когда горишь свечу?

    Вы знаете, воск свечи сгорает и исчезает всякий раз, когда вы зажигаете свечу. Но куда именно уходит этот воск, и вы его вдыхаете? Сегодня мы углубимся в науку сжигания свечей из соевого воска, чтобы узнать о реакциях горения и выяснить, куда уходит воск, когда вы сжигаете свечу. Мы также объясним, почему реакции неполного сгорания могут привести к дымлению вашей свечи, и узнаем, что означают цвета пламени свечи.

    Источник: Vomirak / Shutterstock.com

    Куда девается воск, когда вы зажигаете свечу?

    Неважно, из какого воска сделана ваша свеча, она в основном состоит из атомов водорода и углерода, то есть углеводородов. Когда вы зажигаете фитиль, воск нагревается до тех пор, пока не растает, а затем впитывается фитилем. Расплавленный воск действует как топливо, поддерживая горение свечи.

    В частности, тепло пламени превращает воск из твердого состояния в жидкое, а затем из жидкого в газообразное, расщепляя углеводороды на отдельные молекулы водорода и кислорода. После испарения воска молекулы водорода и углерода втягиваются в пламя. Находясь там, они взаимодействуют с кислородом воздуха с образованием тепла, света, водяного пара и углекислого газа. Около 25 процентов энергии, создаваемой реакцией горения, выделяется в виде тепла. Этого тепла достаточно, чтобы расплавить больше воска и поддерживать реакцию горения, пока вы не задуете свечу или не сгорит фитиль.

    Источник: Gilang Prihardono / Shutterstock.com

    Почему пламя свечи заикается или дымит?

    Иногда реакция сгорания не идет идеально, и в свечу поступает слишком много или слишком мало топлива или воздуха, что приводит к неполному сгоранию. Это неполное сгорание может привести к заиканию пламени или образованию сажи. Чаще всего это происходит сразу после того, как вы зажгли свечу, пока реакция горения еще стабилизируется. Через несколько минут пламя свечи обычно начинает стабильно гореть.

    Однако, если пламя свечи по-прежнему гаснет или дымит, следует проверить свечу, чтобы убедиться, что она горит правильно. Если фитиль слишком длинный, свеча впитает слишком много топлива (т. е. расплавленного воска), поэтому каждый раз перед зажиганием следует обрезать фитиль на ¼ дюйма. Следите за тем, чтобы пламя свечи не попадало на сквозняки и порывы ветра, из-за которых оно также будет гореть неравномерно.

    Если вы боитесь вдохнуть свечной воск, не беспокойтесь. Испаренный воск существует только вокруг пламени свечи и быстро рассеивается, как только свеча гаснет. При этом вы должны предпринять шаги, описанные выше, чтобы убедиться, что пламя свечи горит чисто и не создает слишком много сажи, которой может быть неприятно дышать.0003

    Источник: Rido / Shutterstock.com

    Что еще может рассказать нам пламя свечи о реакции горения?

    У основания пламени вы найдете синюю область, где углеводороды испаряются, превращаясь в составляющие их частицы. Эта область очень богата кислородом, и когда водород отделяется, он взаимодействует с кислородом, образуя водяной пар. Между тем, часть углерода сгорает, образуя углекислый газ.

    Следующая область пламени имеет темно-оранжево-коричневый цвет и относительно низкое содержание кислорода. В этой области углерод продолжает разрушаться и образует затвердевшие частицы с образованием сажи. Следующая часть пламени — это желтый цвет, который мы традиционно ассоциируем с пламенем свечи. В этой части сажеобразование продолжается до воспламенения частиц.

    Если вы присмотритесь, то заметите, что пламя свечи имеет тонкий голубой ореол. Этот синий край находится там, где пламя контактирует с кислородом окружающего воздуха и является самой горячей частью пламени. Как и у основания пламени, синий цвет возникает из-за присутствия кислорода.

    Когда горит свеча, горячий воздух движется вверх по пламени, а более холодный воздух, богатый кислородом, устремляется к основанию, чтобы заменить его. Этот непрерывный цикл движения воздуха придает пламени свечи удлиненную форму и делает его направленным вверх. Без гравитации горячий воздух не поднимается. Пламя свечи имеет сферическую форму и в основном синего цвета.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *