Как проверить люфт руля: Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса

Содержание

Как проверить люфт руля — Авто журнал КарЛазарт

Рейтинг статьи

Загрузка…

ЧТО ТАКОЕ ЛЮФТ РУЛЯ, ЕГО ПРИЧИНЫ И УСТРАНЕНИЕ

Люфт – это свободный ход на соединении двух и более деталей автомобиля. Допустимый люфт – это максимальная величина смещения, которая не имеет критического значения для управляемого элемента.

Это явление может возникать в:

  • рулевом управлении;
  • карданах трансмиссии;
  • элементах ходовой части;
  • узлах подвески.

Разберемся с причинами возникновения свободного хода в рулевой колонке. Затем – как его устранить.

ЧТО ТАКОЕ ЛЮФТ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рулевая колонка – первый узел, в котором может появляться увеличенный свободный ход. Основная ее часть это шток, фиксирующийся на валу с шарнирами.

Соединение этих элементов обеспечивается зубчатой передачей. Еще с завода в ней присутствует незначительный зазор. Он необходим для того, чтобы края зубцов преждевременно не изнашивались из-за силы трения.

Водитель может заметить это явление, поворачивая руль влево и вправо, так чтобы при этом направление колес не менялось. Во время эксплуатации машины свободный ход на соединениях увеличивается. Чаще всего это происходит из-за естественного износа деталей.

Как работает рулевое управление автомобиля – смотрите в видео обзоре:

Урок 37 Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления
Watch this video on YouTube

ПРИЗНАКИ ПОЛОМКИ

Естественный износ зубчатых соединений и шарнирных передач происходит медленно, поэтому водителю сложно заметить, с какого момента люфт начал увеличиваться. Чтобы контролировать этот процесс, автомобилист должен периодически проверять этот параметр. Так, для легковых машин нормой считается, когда свободный ход руля не больше трех сантиметров.

Когда же во время движения автомобиль замедлил отклик на поворот рулевого колеса, водителю необходимо остановиться и проверить, в чем причина. Это явный признак поломки.

Любые скрипы, стуки, вибрации произвольное отклонение машины от заданной траектории – все это признаки неисправности рулевого управления. Из-за этого в экстренной ситуации водитель может не справиться с управлением транспортного средства и создать ДТП.

ДОПУСТИМЫЙ ЛЮФТ РУЛЕВОГО КОЛЕСА

Боясь этого, некоторые автомобилисты вообще стараются устранить свободный ход рулевого колеса. Однако это ускорит износ деталей и их нужно будет менять на новые чаще обычного.

В руководстве по эксплуатации и ремонта автомобиля завод-изготовитель указывает разрешенный люфт рулевого управления. Если эти данные отсутствуют, следует отталкиваться от основных требований, прописанных в ПДД.

Машина должна соответствовать следующим требованиям:

Тип автомобиля:Максимально допустимый люфт (в градусах)Легковой10Грузовой25Автобус20

Как видно, чем больше габариты автомобиля, тем выше величина свободного хода рулевого управления.

КАК ПРОВЕРИТЬ ЛЮФТ РУЛЯ

Проверить люфт руля нужно следующим образом.

  • Поставить автомобиль на твердую ровную поверхность – бетонное или асфальтированное покрытие. Колеса авто – сухие, чистые и поставлены в направлении продольной оси кузова.
  • Перед замерами руль поворачивают влево и вправо, чтобы почувствовать тот момент, когда колеса начинают менять свое направление.
  • На рулевое колесо устанавливают прибор, который показывает градус отклонения от центральной точки.
  • Показатели свободного поворота влево и вправо суммируются.

КАКИМ ИНСТРУМЕНТОМ ПРОВЕРЯЕТСЯ

Самый простой способ замера люфта руля выполняется при помощи обычной линейки. На рулевом колесе наносится отметка. Затем его поворачивают вправо, подставляют линейку шкалой к отметке, а одним краем упирают ее в левую стойку. При свободном повороте влево отметка пройдет несколько делений на шкале. Стоит отметить, что для прохождения техосмотра автомобиля этого показателя будет недостаточно.

Вот еще один способ определения суммарного люфта:

Как проверить люфт руля самостоятельно
Watch this video on YouTube

Для точного определения величины люфта необходимо приобрести люфтомер. Существует два вида этих приборов: электронный и механический. Первые отличаются большей точностью, в них может быть несколько функций и их очень легко использовать. Вторая категория не нуждается в элементах питания, и они отличаются высокой надежностью.

Вот как работает электронная модель:

Как проверить люфт руля прибором ИСЛ-М
Watch this video on YouTube

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ЛЮФТА И ИХ ДИАГНОСТИКА

Помимо естественного износа деталей, причина появления свободного хода в рулевой колонке – следствие неиспраавности деталей, участвующих в управлении автомобиля. Все поломки можно диагностировать следующими тремя способами.

ПРИ ВЫКЛЮЧЕННОМ ДВИГАТЕЛЕ

Если увеличенный показатель свободного хода ощущается при выключенном двигателе, необходимо проверить всю схему рулевого управления. Вот основные проблемы, которые может выявить диагностика:

  • износились рулевые наконечники;
  • поломка крестовины вала рулевой стойки;
  • выработка на зубьях шестерни рейки;
  • износ верхней или нижней шаровой опоры.

ПРИ ДВИЖЕНИИ

Если руль люфтит во время движения, необходимо обратить внимание на сопутствующие проблемы.

  • Автомобиль уводит в сторону. Причина – не отрегулированный развал-схождение.
  • При повороте рулевого колеса возникают посторонние шумы. Причина – недостаточный уровень жидкости гидроусилителя.
  • Стук в передней части при езде по неровной дороге. Причина – выход из строя рулевых тяг и их наконечников. Если этот стук отдает в руль – нужно проверить рулевую рейку.
  • Вибрация руля. Она возникает при разбалансировке колесных дисков. Помимо этого причиной биения руля может быть поломка шаровых опор или рулевых наконечников.
  • Потеря плавности хода. Поворот руля с рывками свидетельствует об износе рулевой рейки.

ПРИ ТОРМОЖЕНИИ

Свободный ход рулевого колеса, возникающий при торможении, может свидетельствовать о таких проблемах:

  • выход из строя подшипника ступицы. Выявить эту поломку можно, подняв на домкрате авто, и пошатав колесо. Если оно люфтит – значит проблема в ступичном подшипнике.
  • после недавнего ремонта ходовой механики плохо затянули крепление ступицы;
  • плохо затянуты крепежные болты рулевого управления;
  • износ тормозных дисков или колодок.

Любые изменения в поведении автомобиля на дороге достойны пристального внимания автомобилиста. Игнорирование тревожных сигналов чревато не только выходом из строя деталей, но и созданием аварийной ситуации.

КАК УСТРАНИТЬ ЛЮФТ

Во многих случаях люфт руля можно устранить, выполнив правильную регулировку системы управления автомобиля. Стоит проверить затяжку всех крепежных болтов, а также обратить внимание на регулировочные винты. Как убрать рулевой люфт в сложных ситуациях?

В РУЛЕВОЙ КОЛОНКЕ

На валу рулевого управления закреплены карданные шарниры. В стандартных колонках их два. Они фиксируются болтами. Еще одна причина свободного хода в рулевой колонке – выработка в гнездах, куда установлены эти элементы.

Чтобы выполнить ремонт, потребуется поставить автомобиль на эстакаду или загнать в гараж со смотровой ямой. При замене крестовины руль следует зафиксировать. Если после замены шарнира водитель слышит дребезжание, необходимо подтянуть крепежные болты.

РУЛЕВОГО КОЛЕСА

Редко, но случается так, что полная замена всех износившихся деталей не устраняет увеличенный свободный ход. В этом случае следует проверить монтаж самого руля. В некоторых автомобилях зубчатое крепление этой детали выходит из строя из-за некачественного материала, из которого она изготавливается.

Итак, устранение люфта в системе управления автомобиля – не просто вопрос комфорта. От исправности ее элементов зависит безопасность всех, кто находится в машине.

Нормативные требования к рулевому управлению

Требования к элементам рулевого управления транспортных средств регламентируются Правилами ЕЭК ООН №79. Этот документ содержит в основном конструктивные требования к данным элементам. Основные эксплуатационные требования, согласно которым и проводится проверка технического состояния рулевого управления, изложены в СТБ 1641-2006.

Суммарный люфт в рулевом управлении — это угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону.

Суммарный люфт в рулевом управлении в регламентированных условиях испытаний не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, а при отсутствии таких данных не должен превышать:

  • 10° для легковых автомобилей и созданных на их базе агрегатов грузовых автомобилей и автобусов
  • 20° для автобусов
  • 25° для грузовых автомобилей

Начало поворота управляемого колеса — это угол поворота управляемого колеса на (0,06 ± 0,01)°, измеряемый от положения прямолинейного движения.

При проверке суммарного люфта должны выдерживаться следующие предварительные условия:

  • шины управляемых колес должны быть чистыми и сухими
  • управляемые колеса должны находиться в нейтральном положении на сухой ровной горизонтальной асфальто- или цементо- бетонной поверхности
  • испытания автомобилей, оборудованных усилителем рулевого привода, проводятся при работающем двигателе

Значение суммарного люфта в рулевом управлении определяют по углу поворота рулевого колеса между двумя зафиксированными положениями начала поворота управляемых колес в результате двух или более измерений.

Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в бачке должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

При органолептической проверке рулевого управления проверяется выполнение следующих нормативных требований:

  • вращение рулевого колеса должно происходить без рывков и заеданий во всем диапазоне угла его поворота, неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии на транспортном средстве) не допускается
  • самопроизвольный поворот рулевого колеса от нейтрального положения при неподвижном состоянии транспортного средства с усилителем рулевого управления и работающем двигателе не допускается
  • максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией транспортного средства
  • не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов рулевого управления относительно друг друга или опорной поверхности не допускаются; резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства
  • применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами не допускается

Повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также не предусмотренное изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы) не допускаются.

Не допускается подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось. Рулевая колонка должна надежно соединяться с сопрягаемыми деталями, не иметь повреждений. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса, а также устройство, предотвращающее несанкционированное использование транспортного средства, должны быть в работоспособном состоянии.

Осевое перемещение и качание плоскости рулевого колеса, качание рулевой колонки определяются путем приложения к рулевому колесу знакопеременных сил в направлении оси рулевого вала и в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке, а также знакопеременных моментов сил в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки.

Взаимные перемещения деталей рулевого привода, крепление картера рулевого механизма и рычагов поворотных цапф определяются поворачиванием рулевого колеса относительно нейтрального положения на 40…60° в каждую сторону, а также приложением непосредственно к деталям рулевого привода знакопеременной силы.

0 0 голоса

Рейтинг статьи

Оценка статьи:

Загрузка…

0

Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Adblock
detector

Признаки и причины люфта рулевого колеса автомобиля

На каждом автомобиле имеется конструктивно определенный люфт (свободный ход) рулевого колеса (люфт руля).

Он необходим для снижения нагрузки на детали рулевого управления. Но. практически всегда, на автомобилях с пробегом он больше нормы, что сказывается как минимум на управляемости автомобиля, а как максимум на безопасности передвижения на нем.

На примере рулевого управления автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099), как  базового для целого ряда моделей, являющихся его модификациями рассмотрим признаки и причины люфта рулевого колеса. А так же приведем примеры способов его проверки и устранения своими силами.

Признаки люфта рулевого колеса (руля) автомобиля

— Ухудшение управляемости автомобиля при движении по дороге

Автомобиль во время перемещения на скорости по дороге приходится ловить рулем. Повороты колес при движении по кривой происходят с запаздыванием.

— Несоответствие вращения руля перемещению колес

На стоящем автомобиле водитель вращает рулевое колесо, но колеса не поворачиваются.

Причины люфта рулевого колеса автомобиля

1. Большой зазор в рулевой рейке.

От выработки может быть больше нормы зазор в месте контакта зубчатой рейки и шлицов вала привода внутри корпуса рулевой рейки.

Место износа зубцов рейки и контактирующих с ними шлицов ее вала — источник люфта руля

hr>
Он регулируется вращением гайки (пробки) поджимающего их упора при помощи специального ключа.

Вращение регулировочной пробки-упора рейки специальным ключом

См. «Признаки неисправности рулевой рейки».

2. Разбито или не затянуто соединение вала рулевой колонки и вала рейки.

Возможно просто забыли затянуть после ремонта или был использован болт для затяжки не той конструкции.

Если ослаблен стяжной болт муфты в соединении рулевой колонки и рулевой рейки, возможен увеличенный люфт рулевого колеса автомобиля
3.
Плохо закреплено рулевое колесо.

Возможно не затянуто его крепление. Или «слизаны» шлицы на валу.

4. Большие зазоры (люфты) в соединениях подвески и (или) рулевого управления.

Например, в наконечниках рулевых тяг, шаровых опорах и подшипниках передних колес. При вращении руля сначала выбираются эти люфты, а уж потом дело доходит до поворота колес, что водителем ощущается как потеря связи с дорогой.

Исправность этих элементов можно проверить самостоятельно. Например, «Проверка наконечников рулевых тяг автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Проверка люфта в рулевом наконечнике при помощи монтажки

Как проверить люфт рулевого колеса (люфт руля) автомобиля?

Для проверки люфта руля удобнее всего использовать специальное приспособление люфтометр. Они бывают механические и электронные. Мы проверим свободный ход рулевого колеса механическим люфтомером. См. фото в начале статьи.

Устанавливаем автомобиль на ровную площадку.

Доводим до нормы давление в шинах передних колес.

Выставляем колеса в положение соответствующее движению по прямой.

Люфтометр закрепляем на кожухе рулевой колонки, а его стрелку на ободе рулевого колеса.

Поворачиваем рулевое колесо влево, до упора.

Устанавливаем нуль шкалы люфтометра напротив стрелки.

Поворачиваем рулевое колесо до упора вправо.

Шкала люфтометра покажет свободный ход рулевого колеса (люфт) в градусах.

Сравниваем полученное значение с нормой и определяем величину люфта.

Норма люфта для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 не более 5 градусов или перемещение на 12-13 см обода руля.

Если люфтометра под рукой нет проводим проверку измерением длины дуги на ободе при вращении руля влево до упора, а затем вправо, так же до упора.

Либо, просто энергично вращая рулевое колесо из стороны в сторону, физически ощущаем большой люфт руками.

Примечания и дополнения

— Практически всегда люфт руля сопровождает тук со стороны передней подвески. Например стучит рулевая рейка или наконечники рулевых тяг.

Еще статьи по рулевому управлению автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Как смазать рулевую рейку не снимая ее с автомобиля?

— Устройство рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка рулевого управления и регулировка рулевого механизма автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка шаровых опор автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Как понять, что пришла пора менять рулевые наконечники?

Подписывайтесь на нас!

Часто задаваемые вопросы о рулевом управлении: Чрезмерный люфт в рулевом колесе

Чрезмерный люфт в системе рулевого управления можно определить как: когда рулевое колесо может быть повернуто более чем на один-полтора дюйма без колес вращающийся . Когда руль разболтался, «имеет люфт», водителям сложно правильно определить положение передних колес. Системы рулевого управления обычно своевременно предупреждают о проблемах, а чрезмерный люфт, как правило, вызывается изношенными рулевыми рейками и наконечниками рулевых тяг. Однако, поскольку детали рулевого управления считаются «критическими с точки зрения безопасности деталями», лучше устранять любые проблемы как можно скорее.

Для выявления потенциальных проблем рекомендуется визуальный осмотр системы рулевого управления. Лучший способ сделать это, когда автомобиль находится на земле, опираясь всем своим весом на систему рулевого управления и подвески, поскольку подъем автомобиля приводит к блокировке или заклиниванию компонентов друг относительно друга, устраняя любой свободный ход. Попросите помощника повернуть руль из стороны в сторону, но только до тех пор, пока не почувствуете сопротивление. Поворачивая руль таким образом, вы увидите:

  • Свободный ход рулевых тяг:

Наконечники поперечной рулевой тяги, как следует из названия, находятся на концах рулевой рейки и «привязывают» рейку к поворотному кулаку или держателю ступицы. Любой свободный ход в них влияет на трекинг и обычно проявляется в виде неравномерного износа внешнего края шин. Плохое отслеживание также приведет к тому, что автомобиль будет блуждать/уклоняться в сторону во время движения или торможения.

  • Свободный ход рулевой рейки:

В большинстве легковых автомобилей используется реечное рулевое управление. Рулевая рейка представляет собой прямой стержень со шлицами на концах. Эти шлицы входят в зацепление с аналогичными шлицами на шестерне и позволяют рулевому управлению функционировать при повороте колеса. Рулевые рейки довольно прочные, и, как правило, с ними мало что выходит из строя. Во всяком случае, втулки по обеим сторонам рейки имеют тенденцию выходить из строя, и именно они допускают люфт в рулевом управлении.

  • Свободный ход в шаровых шарнирах:

Чтобы реагировать на действия водителя и поворачивать колеса, шаровые шарниры позволяют подвеске двигаться вверх и вниз, позволяя поворотному кулаку поворачиваться. Изношенные шаровые шарниры влияют на развал колес и приводят к плохой реакции на действия водителя, а также к склонности автомобиля к уводу в сторону.

Для обслуживания компонентов подвески часто требуются специальные инструменты и оборудование. Развал-схождение необходимо выполнять после замены любого компонента подвески. Перед началом любых работ с автомобилем всегда обращайтесь к рекомендациям по ремонту изготовителя автомобиля.
В приведенной ниже таблице перечислены общие признаки и способы устранения люфта в системе рулевого управления.

Вероятная причина Средство
Неравномерный износ шин. Замените неисправные детали рулевого управления. Выполните сход-развал колес.
Незакрепленное крепление рулевого механизма (рейки или коробки). Затянуть болты крепления рулевого механизма/заменить втулки крепления.
Ослабленные подшипники колес. Отрегулируйте или замените подшипники.
Износ промежуточного рычага или сошки (если они установлены). Замените промежуточный рычаг или сошник.
Изношенные наконечники рулевых тяг. Заменить наконечники рулевых тяг.
Изношенные концы стойки. Замените концы стойки.
Износ рулевой муфты. Заменить рулевую муфту.

FAI предлагает широкий ассортимент деталей рулевого управления и подвески для всех марок легковых и легких коммерческих автомобилей. Более подробную информацию можно найти здесь .

 

 

Потеря рулевого управления: причины и симптомы

Делиться

Я принимаю Отправить Отправить

Стабильность на ходу

От преодоления поворотов до поддержания стабильного курса вы полагаетесь на систему рулевого управления вашего автомобиля каждый раз, когда садитесь на водительское сиденье. Эта важная система позволяет вам направлять ваш автомобиль по дороге к месту назначения. Если вы чувствуете, что рулевое управление разболталось, пришло время разобраться в сути проблемы. Читайте дальше, чтобы узнать о симптомах и причинах ослабления рулевого управления.

Взгляд на проблему

Серьезным врагом любой системы рулевого управления является свободный ход рулевого управления, обычно называемый «свободным ходом». Когда рулевое колесо испытывает чрезмерный свободный ход, вы можете обнаружить, что не можете управлять автомобилем. Рулевое управление может ощущаться ослабленным, и может потребоваться постоянная коррекция, чтобы удерживать автомобиль на прямой линии.

Также может быть стук при наезде на неровности из-за люфта в компоненте рулевого управления. Иногда при езде на высоких скоростях заметен стук в руле. Кроме того, ваш автомобиль может раскачиваться из стороны в сторону во время движения. Любой один из этих симптомов или их комбинация – это просто повод для немедленного изучения проблемы. Игнорирование предупреждающих знаков может привести к чрезмерному износу шин, затруднениям в управлении и, в тяжелых случаях пренебрежения, к отделению деталей, что может привести к аварии.

Причины ослабления рулевого управления

Наиболее распространенными причинами свободного хода рулевого управления являются ослабление самого рулевого механизма или ослабление одного или нескольких гнезд рулевой тяги.

Существует множество различных конструкций систем подвески и рулевого управления, однако все они состоят из трех основных групп компонентов:

Рулевой механизм или рейка и шестерня, соединенная с рулевым колесом рулевой колонкой.

Тяги, которые соединяют блок рулевого управления с передними колесами.

Детали передней подвески, которые позволяют колесам поворачиваться в шарнирах и удерживать шины в нужном положении на дороге.

Передняя часть соединяется с рулевым механизмом или реечной передачей с помощью ряда рычажных механизмов. Рычаги соединяют рулевой механизм с колесами в сборе на передних колесах, позволяя им двигаться вперед и назад при повороте рулевого колеса. Если эти рычаги изнашиваются, они становятся слабыми и допускают люфт в системе рулевого управления и делают рулевое управление неаккуратным.

Контакт зубьев внутри рулевого редуктора или реечной шестерни может измениться по мере старения автомобиля или может быть неправильно отрегулирован. В любом случае это может привести к ослаблению рулевого управления. Иногда проблему может решить регулировка, но в случае большого пробега может потребоваться замена всей коробки передач или рейки.

Изношенные компоненты шасси, такие как рейка и шестерня, наконечники рулевых тяг, втулки рычагов управления, шаровые шарниры, рулевые механизмы или любые другие детали, имеющие признаки износа или повреждения, могут вызвать проблемы, которые можно обнаружить при визуальном осмотре.

Диагностика ослабления рулевого управления

Если вы подозреваете, что с рулевым управлением могут возникнуть проблемы, пора записаться на прием к механику. Ваш механик, скорее всего, проведет испытание автомобиля в сухом состоянии. Сидя на шинах, ассистент слегка покачивает руль из стороны в сторону, пока механик смотрит на каждое гнездо рулевой тяги. Они также поднимут автомобиль на подъемнике для лучшего осмотра, чтобы помочь им диагностировать и устранить проблему.

Узнайте больше о качественных деталях рулевого управления и подвески, найдите запчасть для своего автомобиля или узнайте, где купить автомобильную запчасть уже сегодня.

Содержимое, содержащееся в этой статье, предназначено только для развлекательных и информационных целей и не должно использоваться вместо обращения за профессиональной консультацией к сертифицированному технику или механику. Мы рекомендуем вам проконсультироваться с сертифицированным техническим специалистом или механиком, если у вас есть конкретные вопросы или проблемы, связанные с любой из тем, затронутых в этом документе. Ни при каких обстоятельствах мы не несем ответственности за любые убытки или ущерб, вызванные тем, что вы полагаетесь на какой-либо контент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *