Подробная инструкция, как самому проверить свечи зажигания своими руками
15.10.20228 127 1 2 Система зажигания
Автор:Иван Баранов
Как известно, работоспособность свечей зажигания (СЗ) играет одну из ключевых ролей в функциональности силового агрегата авто — двигателя. Выход из строя этих элементов влечет за собой определенные проблемы, о которых любой автолюбитель должен знать. Как самому в домашних условиях проверить свечи зажигания мотора и как выявить неисправность — читайте ниже.
Содержание
- 1 Как определить неисправности?
- 2 Способы диагностики
- 2.1 Проверка искры
- 2.2 Проверка мультиметром
- 2.3 Проверка «пистолетом»
- 3 Самостоятельная чистка СЗ
- 4 Видео «Самодельное устройство для диагностики СЗ»
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Как определить неисправности?
Тестер для диагностики СЗВыявить своими силами работоспособность СЗ не так сложно — это можно сделать как путем визуального осмотра, так и проанализировав работоспособность двигателя.
Одним из основных симптомов поломки СЗ является нестандартная работа двигателя. В частности, речь идет о тяжелом запуске силового агрегата, его нестабильной работе, в частности, на холостых оборотах.
Но кроме этих симптомов, существуют множество других признаков, которые приведены ниже:
- В частности, речь идет о вращении коленвала. Коленчатый вал вращается с необходимой частотой, однако силовой агрегат не заводится, поскольку в системе не происходит зажигания, т.е воспламенения воздушной смеси.
- Наличие вспышек в цилиндрах. Если в цилиндрах происходят вспышки топливовоздушной смеси, это может привести к нестабильной работе мотора. В частности, ДВС будет работать с перебоями.
- Плохой запуск мотора. В принципе, двигатель может запускаться, но если стартер перестает работать, мотор также глушится.
- Повышенный расход бензина. Если воспламенение топливовоздушной смести отсутствует, то мощность двигателя либо снижается, либо вовсе теряется. Соответственно, компенсация мощности мотора осуществляется в результате подачи увеличенной порции топлива в цилиндры.
В конечном итоге это приводит к перерасходу топлива. - Выход из строя катализатора. Если в системе не происходит зажигание, топливовоздушная смесь не сможет воспламеняться. То горючее, которое не воспламеняется, будет попадать в катализатор и окисляться, таким образом, способствуя его выходу из строя.
- Проблемы в запуске холодного мотора. В тот момент, когда водитель проворачивает ключ в замке зажигания, холодные СЗ могут собирать конденсат, что само по себе является хорошим электропроводником. Если зазор между электродами СЗ будет увеличенный, уровень напряжения пробоя должно быть повышен. Однако в домашних условиях его повысить невозможно, поскольку электроэнергия будет уходить по этим самым электродами и керамическому конусу.
- Еще один, не менее важный признак — наличие следов механических повреждений на поверхности свечи зажигания. Это свидетельствует если не о полной поломке, то, как минимум, некорректной работе СЗ, что со временем может привесит к ее выходу из строя.

- Наличие нагара и отложений на электродах СЗ. Кроме того, если от СЗ пахнет горючим, это свидетельствует о неисправности самой системы, а также свечей.
- Высоковольтные кабеля на СЗ также могут способствовать ухудшению работоспособности двигателя. Особенно, если эта провода повреждены.
Способы диагностики
Как осуществляется проверка свечей зажигания своими руками в своем авто? СЗ, являющаяся одним из основных компонентов системы в целом, нуждается в периодической диагностике и регулярном обслуживании, особенно, если осуществляется ТО мотора. В основном СЗ являются доступными для диагностики, поэтому демонтировать их и проверить — не проблема. После снятия их желательно не перепутать, поэтому складывайте их по порядку.
Так как проверить свечи зажигания самостоятельно? Существует несколько вариантов, которые позволяют произвести наиболее продуктивную диагностику СЗ. Чтобы выполнить процедуру проверки, для начала нужно отключить высоковольтные кабеля от СЗ, которые идут к распределителю.
Если необходимо выявить конкретную неработающую СЗ, необходимо ее снять и послушать, как функционирует мотор. Если при демонтаже свечи звук двигателя остался таким же, то неисправность кроется именно в ней.
Проверка искры
Демонтаж СЗ перед диагностикойДиагностика искры является одним из наиболее популярных и используемых вариантов проверки. Как проверить искру на свече в домашних условиях? Для начал произведите очистку СЗ от нагара и загрязнений. После чего, используя щуп — прибор для регулировки зазора — настройте расстояние между электродами. Затем, после работы с щупом, на свечку надевается провод, после чего она прикладывается к металлической части мотора автомобиля.
Это делается для того, чтобы создать необходимый электрический контакт. Если вы не знаете, как проверить свечу таким образом, то просто включите стартер и попытайтесь запустить двигатель. Если искра синяя и появляется сразу же при попытке завести ДВС, то это свидетельствует об исправности СЗ. Если же искра красная или ее нет, то свечу необходимо менять.
Проверка мультиметром
Можно использовать специальное устройство для проверки — он называется тестер либо мультиметр. Нужно отметить, что тестер — это не стенд для проверки, стенды обычно используются на СТО и для диагностики в домашних условиях они не применяются. С помощью щупов тестера можно произвести замер устройства на предмет короткого замыкания внутри.
В целом мультиметр — это достаточно простое в плане эксплуатации устройство, имеющее простую конструкцию. Для диагностики короткого замыкания накиньте один щуп тестера на выход СЗ, в другой щуп — на ее цоколь. Если в момент подключения вы увидели искру, то со свечей все хорошо, ее можно использовать дальше (автор видео — Дмитрий Мазницын).
Проверка «пистолетом»
Есть еще один вариант проверки работоспособности устройств в домашних условиях. Для этого вам потребуется специальный пистолет для проверки свечей зажигания.
Такое устройство появилось достаточно давно, однако широкое распространение среди отечественных автомобилистов получило сравнительно недавно.
В данном случае производится проверка свечей зажигания под давлением, процедура осуществляется таким образом:
- СЗ устанавливается в специальный разъем устройства, после чего ан нее надевается колпачок.
- Когда свечка будет зафиксирована, необходимо нажать на так называемый курок на устройстве, после чего автолюбителю необходимо быть наиболее внимательным.
- Если после нажатия курка вы заметили искру, при этом на пистолете загорелась лампа, это свидетельствует о работоспособности детали.
Следует отметить, что такой вариант проверки не получил широкое распространение среди наших автомобилистов потому, что он не может давать полной уверенности в работоспособности СЗ. Все потому, что процедура осуществляется под давлением, а давление в пистолете значительно отличается от того, которое используется в автомобильной системе.
Но зато, способ проверки пистолетом позволит водителю быть полностью уверенным в том, что СЗ не работает, если это было выявлено в ходе диагностики (автор видео — Наиль Порошин).
Самостоятельная чистка СЗ
Процедура очистки СЗ представляет собой достаточно важный вопрос для любого автолюбителя. Необходимо понимать, что во время самостоятельной очистки свечи необходимо быть наиболее осторожным и внимательным, в противном случае вы можете просто испортить СЗ.
Чтобы сделать очистку, можно воспользоваться несколькими методами, подробное описание каждого из них приведено ниже:
- Процедура ручной очистки является наиболее популярным способом, поскольку для его выполнения не нужны дополнительные приборы. В ходе ручной очистки нужно быть аккуратным. Поскольку неосторожные действия могут привести к повреждению электрода. Для чистки нельзя использовать острые предметы.
Для этого можно использовать жесткую металлическую или зубную щетку, также подойдет мелкозернистая наждачная бумага. - В некоторых случаях для очистки можно применять песок, кстати, этот вариант является одним из наиболее эффективных. Вам потребуется емкость с песком и дрель. В дрель устанавливается свеча, которая концом с электродом помещается в песок, после чего дрель запускается на небольших оборотах.
- Использование пескоструйной машинки — такой способ более актуален для специализированных станций. Для удаления отложений и нагара применяется несколько видов песка, сам способ осуществляется с воздействием сжатого воздуха. Следует отметить, что данный метод является одним из наиболее эффективных.
- Вариант химической очистки также позволяет эффективно избавиться от отложений. Для этого может применяться несколько средств — уксус, ацетон, моющее средство Фейри. Также для этих целей можно использовать жидкость для прочистки карбюратора либо средство от ржавчины. Кроме того, некоторые автолюбители используют напиток кока-кола — как показывает практика, данный метод также является довольно эффективным.

- Для очистки можно использовать ацетон либо любое средство от ржавчины. Одно из этих средств необходимо нанести на поверхность, при этом слой должен составлять около 3 мм. Свечу необходимо подержать около 40 минут, после чего промыть ее обычной водой. Для очистки наконечника используйте деревянную палку или спичку.
- Использование силита. СЗ кладутся в банку, после чего емкость заливается силитом, а затем поддается напору горячей воды, в конечном итоге происходит химическая реакция. Затем нужно подождать час, после чего, применяя обычную зубную щетку, можно прочистить поверхность электрода.
- «Дедовский» способ очистки — с применением уксуса. Свечка помещается в емкость с уксусом на один час. Далее, в раствор необходимо добавить несколько капель электролита, после чего СЗ очищается, для этого можно применять зубочистку. Более подробно об очистке и способах определения причины появления нагара сказано в этой статье.
Специалисты не советуют проверять работу свечей методом снимания колпачков на работающем двигателе.
Во-первых, может ударить током, а, во-вторых, можете спалить катушку или коммутатор.
Загрузка …
Видео «Самодельное устройство для диагностики СЗ»
Как самодельный прибор для проверки свечей зажигания позволяет произвести диагностику — смотрите на видео ниже (автор видео — Olegsh).
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (100.00%)
Нет
Где искра или диагностика свечей зажигания по внешнему виду электродов и изолятора
Четыре запертых отверстия, из которых два впускных и пара выпускных… упорно двигающийся вверх поршень. Имеем закрытый объем под названием «камера сгорания». Отдельное отверстие отведено под установку свечки накаливания – но это на дизеле. В бензиновом моторе роль воспламенителя поджатой топливно-воздушной смеси отводится искровой «спичке».
По ее состоянию можно оценить качество используемого топлива и здоровье двигателя в целом.
Содержание
- 1 Как выполняется диагностика выкрученных свечей зажигания по внешнему виду: анализ электродов
- 1.1 Черный налет
- 1.2 Красный нагар
- 1.3 Белесый налет
- 1.4 Зольный нагар
- 1.5 Мокрая автосвеча
- 2 Узнаем, как проверить автомобильные свечи зажигания в домашних условиях на работоспособность
- 3 Зачем менять или что дает замена старых свечей зажигания на новые
Как выполняется диагностика выкрученных свечей зажигания по внешнему виду: анализ электродов
Когда стехиометрия топливно-воздушной смеси оптимальна, а двигатель технически исправен, то имеем здоровый налет. Он светло-серого или кремово-коричневатого оттенка. Однако достичь этого в городе с многокилометровыми пробками невозможно. Нужна трасса протяженностью 100-200 км и, для чистоты эксперимента, комплект новых автосвечей.
Предупреждение! Покупать новый комплект можно только после выбора по каталогу согласно VIN номера.
Черный налет
Пугаться темного нагара не стоит – диагностика свечей зажигания по внешнему виду покажет, что он мог образоваться из-за медленного перемещения по городским улочкам или продолжительной работы на холостом ходу. В этих случаях возникает бархатистый черный налет. Он же образуется при повышенном расходе топлива, к чему приводит:
- Неверная настройка карбюратора на старых двигателях.
- Неисправность лямбда-зонда или ДМРВ на инжекторных моторах.
- Забитый воздушный фильтр.
К сведению. Появление темного налета на карбюраторном моторе возможно еще и из-за воспламенителя, несоответствующего мотору по калильному числу.
Красный нагар
Это повод беспокоится о качестве бензина. Цвет красного кирпича на электродах указывает на то, что в топливо включено много металлосодержащих компонентов (зачастую используемых для повышения октанового числа).
На свечи это не влияет, а вот ресурс двигателя сократить может. Еще данная картина проявляется вследствие переобогащения бензина присадочными средствами, заливаемыми в него со специальных бутылочек.
Белесый налет
Белый или светло-желтый нагар свидетельствует о бедной ТВС. Отлаживается при использовании низкооктанового топлива. На карбюраторных моторах белесый налет может вызвать неправильно настроенное зажигание или неверно подбор по калильному числу. Продолжать эксплуатировать силовую установку не рекомендуется – бедная смесь вызывает перегрев камеры сгорания и электродов.
Зольный нагар
Для тех, кто знает, как проверить исправность свечи зажигания в домашних условиях, вывод один – двигатель начал «кушать» масло. Такая структура отложений на электродах обусловлена выгоранием содержащихся в смазке присадок. Чаще серые крупинки – признак поступления масла через поршневые кольца. Тут может пригодиться самостоятельная раскоксовка двигателя автомобиля.
Мокрая автосвеча
Влажным разжигатель становится только в том случае, когда на него попадает либо масло, либо бензин. Самостоятельно определить работу ДВС по таким свечам зажигания довольно просто:
- Если на электродах смазка или масло-бензиновая смесь – имеем аварийное состояние: серьезный «масложор». Без капиталки здесь не обойтись.
- Если следы масла имеются только на резьбе, а электроды чистые, тогда следует ремонтировать ГБЦ: износились маслосъемные колпачки и/или втулки клапанов (в единичных случаях причина в вентиляции картера и уплотнениях турбины).
- Ежели на «жале» обнаружен бензин в чистом виде – проблема с топливоподачей и воспламенением.
Узнаем, как проверить автомобильные свечи зажигания в домашних условиях на работоспособность
В эру карбюраторных моторов водители часто самостоятельно разбирались с тем, почему не заводится двигатель. Светящиеся на приборной доске лампочки и нежелание силовой установки пускаться точно указывает на проблемы с топливоподачей или искрообразованием в цилиндрах.
Современный автолюбитель, столкнувшись с тем, как проверить свечи зажигания в домашних условиях, сразу посоветует поочередно отключать питание катушек зажигания на работающем двигателе. Обесточив рабочий цилиндр, мотор тут же откликнется нестабильной работой. Отключенный неработающий «горшок» никак не скажется на характере функционирования силовой установки.
Не вызывает сложностей и такая технология:
- Выкрутить свечи.
- Надеть на одну свечу провод питания.
- Включить зажигание.
- Поднести свечку к металлической части мотора.
- Вращать коленвал стартером.
Работы выполняются поочередно с каждым разжигателем. При проскоке искры между электродом и двигателем система зажигания считается исправной. Только вот на инжекторных моторах применять эту технологию запрещено – с легкостью можно «спалить» дорогостоящий модуль зажигания или катушку.
В автомагазине свечу могут проверить специальным пистолетом:
- Разжигатель вставляется в паз приспособления.

- К верхнему контакту присоединяется колпак пистолета.
- Жало пьезоэлектрического прибора подносится к резьбе и оператор кратковременно нажимает на курок.
При проскакивании искры между электродами свеча в тестируемых условиях считается исправной. Также на это укажет лампочка, расположенная в корпусе пистолета. При изменении среды обитания поджигателя работа не гарантируется, поэтому достоверность этого метода не 100%.
К сведению. Соорудить устройство, подобное пистолету, можно в домашних условиях. Для этого достаточно иметь пьезомодуль от зажигалки и небольшой отрезок провода.
Мультиметр также ясного ответа не даст. С помощью него можно проверить только наличие короткого замыкания: приложить один контакт к верхнему металлическому наконечнику, второй – к резьбе. При КЗ проскакивает 4-миллиметровая искра.
Другое дело – тест под давлением. Появление искры здесь свидетельствует о том, что свечка будет работать в камере сгорания исправно.
Выполняется на специальном стенде.
Зачем менять или что дает замена старых свечей зажигания на новые
Тем, кто интересуется, что дает замена свечей зажигания, можно посоветовать взглянуть на мотор со свечками, которые давно не менялись. У него наблюдается:
- Троение или неровная работа.
- Пониженная мощность.
- Повышенный «аппетит».
Многие производители прописывают смену обычных воспламенителей через каждые 30 000 километров. Бывалые водители одобряют этот момент, поскольку по истечении большего пробега двигатель начинает хандрить – межэлектродный зазор увеличен, искрообразование ухудшено. На мощных V-образниках нездоровый посыл трудно заметить, а вот на 4-цилиндровых силовых установках вполне несложно.
Как снять старые свечи зажигания Редакция
Исследовать Книга Купить на Amazon
Первый шаг при замене свечей зажигания — снять старые. Чтобы не превратить эту работу в проект, рассчитанный на все выходные, вынимайте по одной свече зажигания, осматривайте ее, очищайте и, если это возможно, замените свечи зажигания.
Затем замените ее, прежде чем переходить к следующей свече зажигания в порядке последовательности цилиндров 9.0019 .
Выполните следующие действия, чтобы снять каждую свечу зажигания:
Аккуратно возьмите провод свечи зажигания за чехол (место, где он соединяется со свечой зажигания), поверните его и вытащите.
Никогда не дергайте сам провод (вы можете повредить проводку). Блестящая штука, торчащая из блока цилиндров после того, как вы отсоедините провод от свечи зажигания, — это клемма свечи зажигания. На этом рисунке показаны все части свечи зажигания, включая клемму.
Используйте мягкую чистую тряпку или небольшую малярную кисть, чтобы очистить место, где свеча зажигания входит в блок.

Вы также можете сдуть грязь соломинкой для газировки. Очистка области предотвращает попадание мусора из отверстия в цилиндр, когда вы снимаете заглушку.
Поместите головку свечи зажигания (большую с резиновой прокладкой) на свечу зажигания; приложите некоторое давление, слегка поворачивая его, чтобы убедиться, что он полностью опущен.
Не бойтесь проявить силу. Но используйте его контролируемым образом. Если вы ударяете или дергаете вещи, вы можете повредить их.
Вставьте квадратный конец рукоятки с храповым механизмом в квадратное отверстие гнезда свечи зажигания.
Добавление пары удлинителей между ручкой и гнездом может помочь вам свободно перемещать ручку из стороны в сторону, ничего не задев.
Ослабьте свечу зажигания, повернув ее против часовой стрелки.
Чтобы получить надлежащий рычаг, положите свободную руку на головку ключа, крепко схватив головку, и потяните за ручку, слегка ударив по ней ладонью, чтобы она заработала, как показано здесь.
Убедитесь, что головка надежно закреплена на свече и что храповик находится под тем же углом, что и свеча, чтобы не сорвать резьбу на свече или в отверстии для свечи зажигания в головке двигателя.
У вас могут возникнуть трудности с ослаблением свечи зажигания в первый раз. Смазка, шлам и другой мусор могли привести к тому, что заглушка застряла на месте, особенно если она давно не менялась. Если чувствуете, что он застрял, попробуйте распылить немного смазки.
Когда храповик свободно вращается, завершите работу, сняв рукоятку храповика и поворачивая гнездо вручную, пока заглушка не освободится от двигателя.
После извлечения свечи зажигания из двигателя выньте вилку из розетки. Но не переходите к следующей заглушке, пока не замените ее.
Об этой статье
Эта статья из книги:
- Авторемонт для чайников, 2-е издание,
Об авторе книги:
Дина Склар — известный специалист по ремонту автомобилей.
Она появлялась в сотнях радио- и телешоу, включая шоу NBC Today и NBC Nightly News . Склар читает лекции на международном уровне об экологическом воздействии транспортных средств и активно продвигает программы солнечной энергии в жилых домах. Склар также является автором книги «Покупка автомобиля для чайников».
Эту статью можно найти в категории:
- Общий ремонт и обслуживание автомобилей,
Как проверить и заменить свечи зажигания вашего автомобиля
Вы здесь
Главная | Как проверить и заменить свечи зажигания вашего автомобиля
Роб Кинан управляет BMW 2 серии.
Найдите его в Твиттере @zorba_t_greek
Свеча зажигания — ключевой компонент бензинового двигателя. Как следует из названия, он обеспечивает воспламенение между стадиями сжатия и сгорания четырехтактного цикла, используемого в современных автомобильных двигателях.
В большинстве двигателей используется одна свеча зажигания на цилиндр, поэтому в двигателях Alfa Romeo и Fiat Twinair их две. Некоторые, например, двигатели Mercedes M112 и M113, имеют по две свечи зажигания на цилиндр, что делает замену несколько дорогой, поскольку M113 — это двигатель V8.
Узнайте здесь, как работает система зажигания автомобиля и что она включает.
Посмотрите это видео, чтобы узнать, как заменить свечи
Для встроенных видео Vimeo требуется Javascript. Если вы отключили javascript в своем браузере, попробуйте включить его и перезагрузить страницу. (Вы все еще можете использовать описанную ниже процедуру без видео, если предпочитаете не разрешать Javascript.)
В каждом руководстве Haynes показано, как заменить свечи зажигания вашего автомобиля, выполнив простые шаги
Из чего сделана свеча зажигания?
Современные свечи зажигания состоят из керамики и иридия или платины.
На одном конце есть по крайней мере один, а часто и до трех электродов, а на другом — клемма. Конец электрода находится в верхней части цилиндра двигателя, где он создает искру, а другой — там, где соединяется высоковольтный провод.
Узнайте больше о том, из чего сделаны свечи зажигания и для чего они нужны здесь.
Плохие свечи зажигания вызывают пропуски зажигания в моем двигателе?
Вполне возможно, поэтому стоит проверять их по очереди и осматривать на предмет износа. На самом деле наконечник свечи зажигания и изолятор могут многое рассказать о состоянии двигателя:
Если они чистые и белые, без отложений, это свидетельствует о слабой смеси или слишком горячей свече (горячая свеча передает тепло от электрода медленно, холодная свеча быстро отводит тепло).
Если наконечник и изолятор покрыты твердыми черными отложениями, это свидетельствует о слишком богатой смеси. Если свеча черная и маслянистая, то вполне вероятно, что двигатель изрядно изношен, а также слишком богатая смесь.

В конечном итоге это приводит к перерасходу топлива.
Для этого можно использовать жесткую металлическую или зубную щетку, также подойдет мелкозернистая наждачная бумага.
