Как прозвонить диодный мост генератора мультиметром: Как проверить диодный мост генератора мультиметром или лампочкой не выпаивая или на снятом » АвтоНоватор

проверка обмотки и интегралки, причины неисправностей

Нормальная зарядка аккумулятора в любом генераторе обуславливается функционированием диодного моста. В случае поломки элемент отправляют в сервисный центр для ремонта. Но в большинстве случаев знаний о том, как прозвонить диодный мост генератора, достаточно для устранения возникших неполадок. Мастеру нужно уметь разбираться в особенностях работы элемента и определять причину неисправности.

  • Принцип работы моста
  • Причины поломок
  • Проверка диодов

Принцип работы моста

Диодный мост в конструкции генератора выступает в качестве выпрямителя электричества. Ток преобразуется с помощью четырёх или шести диодов, объединённых в одну цепь. Именно её называют мостом.

У него простое функционирование — он проводит электричество, выработанное генератором, к аккумулятору и не даёт ему пройти в обратном направлении. Сначала вырабатывается определённое сопротивление, затем оно стремится к бесконечности.

Неисправный элемент приводит к тому, что электронные детали в автомобиле перестают работать.

Аккумулятор даст сбой, а поскольку от него питается стартер, машина просто не заведётся. Перед ремонтом нужно выявить главную причину поломки, а затем найти методы её устранения.

Причины поломок

Если аккумулятор перестал работать, то нужно проверить диодный мост генератора мультиметром. Поломки могут происходить по нескольким причинам:

  • влага внутри аккумулятора;
  • переполюсовка клемм;
  • поломка электронных схем, которую сложно устранить самостоятельно.

Наиболее частая неполадка — попадание и накапливание влаги, которая просачивается под корпус во время мытья автомобиля. Также нужно избегать езды по глубоким лужам. Клеммы могут переполюсовываться при неправильном подключении зарядного устройства или прикуривании.

Поэтому нужно прозвонить обмотку генератора, снять повреждённые элементы и установить на их место новые.

У аккумулятора прямая связь с диодным мостом, и его необходимо тщательно прозвонить. Поломки могут привести к некоторым последствиям: электричество может совсем не поступать к генератору или последний получает ток с чрезмерно высокими частотами, что вызывает кипение электролита.

Проблему нужно решать максимально быстро. Если не устранить поломку, то аккумулятор испортится безвозвратно, в итоге придётся покупать новое оборудование. Можно проверить обмотку генератора двумя способами — с помощью лампочки или мультиметра.

Проверка диодов

При проверке лампой нужно извлечь мост из генератора. Собранным элементом нужно прикоснуться к одной из клемм аккумулятора. Контакт нужно соблюдать

, он должен быть крепким и прочным. Плюсовым полюсом лампочки дотрагиваются до этой же части аккумулятора. Затем прозванивают поочерёдно каждый контакт и переходят к проверке обмотки стартера.

Нерабочий мост выявляется зажжённой лампочкой. Цепь необходимо подключать поэтапно через один диод. Так можно выявить неисправную деталь и заменить её на новую. Если нужно проверить мост на разрывы, то его минусовой полюс накидывают на плюсовую клемму аккумулятора. Лампу подключают к батарее, а свободный контакт присоединяют к диоду так, чтобы знаки совпадали. При исправности моста лампочка должна загореться. Если в цепи есть разрывы, то она не будет светиться вообще или несколько раз промигает.

Чтобы проверить интегралку генератора, мост также снимают и прозванивают каждый диод отдельно. Прибор устанавливают на режим «прозвон». Если такой функции у него нет, то достаточно выбрать показатель сопротивления в 1 кОм.

Это позволит устройству отреагировать на замыкание двух контактов. Мост делят на две части — силовые и вспомогательные диоды. Схема их проверки одинаковая. При прозвонке рабочего диода сопротивление в направлении аккумулятора подскочит до нескольких сотен Ом, а на обратном пути будет стремиться к бесконечному числу.

Щупы мультиметра подключают к контактам диода и замеряют показатели. Затем концы устройства меняют местами и проверяют значение сопротивления. Диод оказывается сгоревшим в том случае, если мультиметр показал разные значения. Процедуру повторяют для каждого диода. Нулевое значение появляется, если в цепи есть обрывы. С помощью мультиметра можно быстро выявить пробитый диод.

Лампу используют в случае отсутствия измерительного прибора, но у такого способа проверки есть несколько недостатков:

  • при слабом токе лампа может мигать не из-за поломки;
  • работать можно только с извлечённым из генератора мостом;
  • лампочка не всегда может быть под руками;
  • при неосторожном обращении проверка приводит к замыканию.

Неисправный диод заменяют новым с помощью паяльника. Новый элемент можно приобрести в любом строительном магазине, а присоединить его нетрудно самостоятельно.

Моделей генератора множество, для некоторых из них сложно найти деталь, поэтому лучше её отремонтировать.

Как проверить диодный мост мультиметром на генераторе автомобиля

Диодный мост представляет собой электротехническую конструкцию, предназначенную для выпрямления напряжения. Выпрямление посредством обозначенной конструкции получило название двухполупериодного выпрямления.

Данное устройство является важным рабочим элементом автомобильного генератора.

Содержание

  • 1 Устройство, принцип работы и вероятные неисправности
  • 2 Как проверить диодный мост мультиметром
  • 3 Другие способы проверки диодных конструкций

Устройство, принцип работы и вероятные неисправности

Для выпрямления тока в ряде электротехнических устройств, в частности автомобильном генераторе, устанавливается четыре (обычно) полупроводниковых кремниевых элемента, которые объединяются в цепь – это и есть диодный мост.

Принцип его работы заключается в пропускании через себя электрического тока, направленного от генератора к аккумулятору и блокировании тока обратного направления. Иными словами, при прямом направлении создается определенное сопротивление, а приобратном – данная характеристика полупроводниковых элементов стремится к бесконечности.

Существуют также монолитные конструкции рассматриваемых устройств для выпрямления токовых характеристик. Они бюджетнее и отличаются меньшими габаритными размерами, а также простотой монтажа. Тем не менее, монолитные полупроводниковые мосты обладают одним существенным недостатком – при выходе из строя одного из диодов, являющихся неотъемлемой частью такого устройства, замене подлежит вся конструкция целиком.

Различают два типа неисправности диодов, входящих в состав моста рассматриваемой конструкции:

  • пробой – наиболее распространенная неисправность, возникающая обычно вследствие повышенного обратного электрического тока (напряжения), выдержать который полупроводниковом элементу не под силу; при такой ситуации диод пробивается и начинает выполнять роль обыкновенного проводника;
  • обрыв – менее распространенная причина неработоспособности конструкции; при такой ситуации диод вообще перестает проводить электрический ток и обретает сопротивление, стремящееся к бесконечности.

Диодный мост

Как проверить диодный мост мультиметром

Для того, чтобы прозвонить диодный мост на исправность необходимо воспользоваться таким прибором, как мультиметр (тестер). Если вести речь о проверке генератора на автомобиле мультиметром, то начинать ее следует с извлечения из него полупроводникового моста, а также с включения мультиметра при режиме позвонки электрической цепи.

Проверять следует по отдельности каждый элемент, являющийся частью данного устройства, причем осуществлять прозвонку придется поочередно в двух направлениях. Алгоритм такой проверки диодного моста генератора мультиметром выглядит следующим образом.

  1. Находим у одного из диодов анод (положительных вывод) и катод (отрицательный вывод). Обычно их можно распознать по цветовой либо символьной маркировке на его корпусе.
  2. Чтобы произвести прозвонку в прямом направлении, присоединяем красный щуп мультиметра к анодному выводу, а черный – к катодному. Дисплей мультиметра при этом должен показать значение падения напряжения на полупроводниковом устройстве (в милливольтах – мВ). Оно равняется минимальному напряжению, требуемому для открытия данного диода.
  3. Чтобы произвести прозвонку в обратном направлении, необходимо поменять щупы местами: красным щупом касаемся катода, а черным – анода. На дисплее мультиметра должна отобразиться единица – это свидетельствует о высоком сопротивлении перехода P-N и, следовательно, об исправности диода.
  4. В том случае, если во время прозвонки элементав ту или иную сторону мультиметр издает звуковой сигнал, значит, данный диод неисправен (пробит).
  5. В том случае, если при прозвонке диода в обе стороны мультиметр выдает единицу на своем дисплее, произошел обрыв данного элемента.

Проведение работ

Важно! Если у вашего тестера не предусмотрена функция прозвонки электрической цепи, то произвести проверку полупроводникового моста возможно посредством включения прибора при режиме измерения сопротивления с пределом  данных измерений, равным 1 кОм. При такой проверке исправный диод выдаст на дисплей мультиметра значение, равное нескольким сотням Ом, в прямом направлении, а при прозвонке в обратном направлении показания мультиметра будут стремиться к бесконечности.

После того, как вы проверили диодный мост генератора мультиметром и обнаружили в его составе неработоспособные диоды, последние подвергаются выпаиванию и замене, прикачественной и грамотной реализации которых рассматриваемый мост снова будет исправен.

Другие способы проверки диодных конструкций

Проверку полупроводникового моста на работоспособность можно осуществить и иными способами:

  • индикаторной отверткой;
  • батарейкой и контрольной лампочкой (светодиодом).

Проверка посредством индикаторной отвертки поможет только определить, исправноуказанноеустройство или нет, обнаружить неработоспособные элементы с ее помощью не представляется возможным. Это простейшая, но весьма грубая проверка.

При сборке цепи, состоящей из батарейки, лампочки и диода, в зависимости от полярности и работоспособности последнего лампочка может начать светиться либо останется погасшей. По ее поведению при разных способах включения диода в цепь можно сделать вывод о его исправности либо наличию пробоя или обрыва.

Теперь вы знаете о том, что такое диодный мост и для чего он предназначен, а также осведомлены о способах проверки работоспособности указанного устройства и диодов, являющихся неотъемлемой частью его конструкции.

Как проверить диодный выпрямитель

Обновлено 26 ноября 2018 г.

Автор Chris Deziel

Диод — это полупроводниковое устройство, пропускающее ток только в одном направлении. Его часто называют выпрямителем, потому что он «выпрямляет» переменный ток, превращая его в пульсирующий постоянный ток. Диоды распространены в схемах бытовой техники, например, микроволновых печей. Микроволновый диод работает вместе с конденсатором, чтобы удвоить напряжение трансформатора, который питает магнетрон, который является компонентом, генерирующим микроволновое излучение.

На принципиальных схемах символ диода представляет собой треугольник, наложенный на линию, причем вершина треугольника указывает направление тока. Если диод работает, очень небольшой ток, а в идеале вообще никакой, течет в противоположном направлении. Конец диода, на который указывает треугольник, является отрицательным выводом или катодом, а противоположный конец — положительным выводом или анодом. Важно обращать внимание на полярность диода, потому что он не будет работать, если он установлен в цепи задом наперёд.

Когда ток, проходящий через диод, превышает номинал диода, он может закоротиться, и диод больше не будет блокировать ток, протекающий в обратном направлении. Цепь внутри диода также может размыкаться из-за старения или износа, и когда это происходит, диод не пропускает ток ни в одном направлении. В обоих случаях диод неисправен и требует замены. Проверить можно мультиметром.

TL;DR (слишком длинный; не читал)

Для проверки диода можно использовать один из двух методов. Если у вас есть измеритель с функцией проверки диодов, вы можете использовать ее. В противном случае вы можете настроить мультиметр на измерение сопротивления.

Проверка выпрямителя с функцией диода

Если ваш мультиметр имеет функцию диода, одна из настроек шкалы будет иметь маркировку, аналогичную символу диода. Когда вы выбираете эту настройку, между выводами измерителя существует напряжение, и когда вы прикасаетесь к выводам диода, измеритель регистрирует падение напряжения. В прямом направлении падение напряжения обычно составляет от 0,5 до 0,8 вольт. В обратном направлении ток не течет, поэтому счетчик записывает либо 0, либо OL, что означает разомкнутый контур.

Для проведения проверки необходимо сначала убедиться, что цепь отключена и все конденсаторы в цепи разряжены. Пока вы это делаете, вам не нужно удалять диод из цепи. Начните с прикосновения отрицательного вывода измерителя, который обычно черный, к катоду диода, а положительного вывода (красного) к аноду. Обратите внимание на показания счетчика, которые должны быть в пределах от 0,5 до 0,8 вольт. Если он близок к 0, диод неисправен. Теперь поменяйте местами провода. Диод исправен, если вы получаете показания 0 или OL. Если вы получите примерно такое же значение напряжения, диод закоротил и не работает.

Проведение проверки диода с помощью омметра

При проведении проверки сопротивления необходимо удалить диод из цепи. Перед этим отключите питание и разрядите все конденсаторы в цепи. Это особенно важно при тестировании микроволнового диода, поскольку высоковольтный конденсатор в микроволновой печи может нанести серьезный удар током.

Настройте мультиметр на измерение сопротивления (Ом) и прикоснитесь черным щупом (отрицательным) к катоду, а красным щупом (положительным) к аноду. В этой конфигурации диод смещен в прямом направлении, и вы должны получить показания сопротивления от 1 кОм до 10 МОм. Теперь переключите провода на противоположные клеммы. Теперь диод смещен в обратном направлении, и показания должны быть равны бесконечности или OL. Если показания одинаковы в обоих направлениях, диод неисправен.

Как проверить диодный мост

Диодный мост или, как его еще называют, выпрямитель нужен для преобразования переменного тока в постоянный. Применяется везде, где нужно получить мощность постоянного напряжения, вне зависимости от мощности устройства, потребляемого тока или напряжения.

Устройство

Для выпрямления однофазного напряжения используется схема Греца из четырех диодов. Если в схеме есть трансформатор с отводом от средней точки, используйте схему из двух диодов.

Мостом называется включение четырех диодов.

Диодный мост может быть выполнен в одном корпусе, а может быть из дискретных диодов, то есть отдельных. Вход диодного моста называется точками подключения переменного напряжения, а выход — точкой, с которой снимается постоянная.

Переменное напряжение прикладывается к точкам, в которых анод соединен с катодом диодов. На выходе получается плюс и минус, при этом плюсовой полюс снимается с точки соединения катодов, т.е. плюс питания, а точка соединения анодов — минус.

На рисунке представлена ​​схема диодного моста, где точки подключения переменного тока обозначены «AC~», а постоянный вывод «+» и «-».

Некоторые новички наивно полагают, исходя из принципа обратимости электрических машин, что подав на остальные контакты постоянную перемычку, они получат обрыв. Это не так, это не электрическая машина и тут нужен преобразователь.

На современных диодных мостах контакты также маркируются: вход AC или ~, а парковочные выходы + и -. Совместим схему с изображением реального моста, чтобы понять, как это выглядит на практике.

Где устанавливать

Диодный мост обычно устанавливают на входе силовой цепи, если напряжение сети 220В выпрямляется, такое решение применяется в импульсных источниках питания, в том числе компьютерного блока питания, устройства который рассматривался в одном из ранее размещенных на сайте (см.

— Как устроен компьютерный блок питания) Или во вторичной обмотке трансформатора, это включение используется в обычных блоках питания, например маломощных радиоприёмниках для дома или старый телевизор.


В современных блоках питания часто используются импульсные схемы, в которых диодный мост выпрямляет сетевое напряжение, а трансформатор управляется полупроводниковыми ключами (транзисторами).

Будьте внимательны:

Если диодный мост стоит на входе по линии 220В, то на его выходе пульсирующий или сглаженный (при наличии фильтрующего конденсатора) знак постоянного напряжения с амплитудой 310В. В любом случае выпрямленное напряжение увеличивается, по отношению к переменному.

То же самое касается остаточного заряда фильтрующих электролитических конденсаторов, их может бить током даже при отсутствии питания на плате блока питания. Их нужно предварительно разрядить лампой накаливания или резистором.

Не следует разряжать емкость, замыкая ее железным инструментом: можно получить удар током, повредить конденсаторы или дорожки на плате.

Начнем проверку диодного моста

Рассужу на примере типичной ситуации. Есть нерабочее устройство и его нужно отремонтировать.

Вы решили отремонтировать устройство, при разборке увидели перегоревший предохранитель на плате, защитный резистор или дорожку на печатной плате.

После замены сгоревшего элемента и восстановления гусеницы не спешите его включать. Начинающие электронщики любят делать «жучки» вместо предохранителя, тогда, к тому же, плату можно и не включать.

Если предохранитель вышел из строя не по какой-то причине, а из-за проблем на плате питания, вы снова получите перегорание предохранителя. А если на его место был поставлен жучок, то это включение должно сопровождаться эффектным фейерверком, возможно повреждение провода или розетки, сломанные вилки и автоматы.

Если пробит диодный мост, то после предохранителя будет короткое замыкание на плате. Для проверки диодного моста на пробой без мультиметра воспользуйтесь проверенным методом: подключите сомнительные блоки пятня, через лампу накаливания на 40-100 Вт 220В. Он будет действовать как ограничитель тока, и плата не будет повреждена, а предохранитель не перегорит. Лампа подключается к разрыву одного из силовых кабелей 220В.

При обрыве диодного моста лампа загорится в полную силу.

Это достаточно грубый способ диагностики диодного моста без мультиметра. Лампа может загореться и при исправном мосте, если КЗ в цепи после него. Проверить диодный мост на обрыв можно без мультиметра и индикаторной отверткой, на его выходе, как уже было сказано, должно быть высокое напряжение, если он установлен на линии 220В, то должен загореться неоновый индикатор в отвертке .

Проверка диодного моста мультиметром

Любая деталь в электрической цепи перед проверкой и прозвонкой должна быть спаяна. Можно, конечно, проверить на плате, но велика вероятность получить ложные результаты измерений.

Так же, если прозвонить мост со стороны дорожек и контактных площадок на плате, есть вероятность отсутствия электрического контакта при визуально нормальной пайке. В то же время, если диодный мост собран на плате из отдельных диодов, часто его удобно проверять, не выпаивая с платы на ее лицевую сторону. В этом случае вы получаете удобный доступ к металлическим ножкам диода.

Вам понадобится любой цифровой мультиметр, например, самый дешевый и распространенный типа DT-830. Включите режим диодной прозвонки, найти его можно по значку с его символом.

Часто этот режим совмещают с режимом звукового набора номера. Любая прозвонка и большинство омметров состоит из пары щупов, один из которых плюс, а второй минус. На мультиметре чаще всего за плюс принимают красный щуп, а за минус черный.

Как известно — диод проводит ток в одном направлении. В этом случае протекание тока возможно только при подключении положительного щупа (плюса) к аноду, а отрицательного к катоду. Затем при проверке мультиметром в этом режиме питания кремниевого диода на дисплее отображаются цифры в диапазоне 500…700.

Количество милливольт, которое падает на p-n переходе. Если вы увидели эти значения — диод уже наполовину исправен. Если цифры большие или в левой части экрана появляется единица и больше ничего — диод открыт. Если раздается звук зуммера или на экране около 0, диод пробит.

Теперь нам нужно определить, течет ли ток в обратном направлении. Для этого меняем щупы местами, на экране либо должно быть значение намного больше 1000, порядка 1500, либо единица в левой части экрана — это означает большое значение, выходящее за пределы диапазон измерения. Если значения маленькие — диод неисправен, он пробит.

Если оба измерения совпали с описанными, то с диодом все в порядке.

Таким образом проверяется диодный мост из отдельных диодов.

Для диодов Шоттки падение напряжения от 0,3В, то есть при проверке на экране мультиметра будет отображаться цифра порядка 300-500.

Если поменять местами щупы — красный к катоду, а черный к аноду, то на экране будет либо единица, либо значение больше 1000 (около 1500). Такие замеры говорят об исправности диода, если в одном из направлений измерения они расходятся, то диод неисправен. Например, произошло отключение прозвона — пробит диод, в обе стороны высокие значения (как при обратном включении) — диод обрезан.

Проверка диодного моста в корпусе мультиметром

Статью я начал с описания точек куда подключается переменная и куда не просто так убрана постоянная константа. Это поможет при проверке, давайте разбираться!

Сразу оговорюсь, что черный щуп вставляется в разъем «СОМ» на мультиметре.

Прикладываем черный щуп мультиметра к контакту, отмеченному как «+», а красным попеременно касаемся контактов «~», к которым поочередно подключается переменное напряжение. В обоих случаях на экране вы должны увидеть падение напряжения на прямо включенном p-n переходе, т.е. цифры около 600, если диод исправен. Поменяв местами щупы, если выпрямитель исправен, вы увидите большие значения или единицу.

В некоторых мультиметрах вместо единицы используются символы 0L.

Проверить вторую пару диодов. Для этого поднесите красный щуп к выводу «-» диодного моста, а красным коснитесь выводов «~», на экране мультиметра должны появиться значения прямого падения — около 600 при касании любого из контакты со знаком «~» (АС). Меняем щупы местами — на экране больше значений или бесконечность. Если что-то не так, то диодный мост нужно заменить.

Быстрая проверка диодного моста

Иногда возникает необходимость экспресс-проверки диодного моста, это можно сделать тремя касаниями щупов мультиметра к мосту. Осуществить его можно без выпаивания моста из платы.

Первое положение щупов: поставить оба щупа между клеммами для подключения напряжения переменного тока (вход) «~». При обрыве диодного моста прозвонка сработает, а если ее нет, то на экране мультиметра значения уйдут в ноль.

Второе положение щупов: красный щуп ставим на выход со знаком «-», а черный на выход со знаком «+», если диоды исправны — мультиметр покажет цифры еще два чем прямое падение на диоде, то есть 1200-1400 мВ. Если на экране около 600, значит один диод пробит, а на одном оставшемся вы видите падение напряжения.

На рисунке ниже вы видите, как протекает ток при таком тесте, подумайте, почему получаются такие результаты.

Однако, если один из диодов в обрыве, ток течет по уцелевшей ветви и на экране появляются условно-исправные значения.

Третье положение щупов красный щуп к выходу со знаком «-», а черный к выходу со знаком «+», тогда мультиметр покажет те же результаты, что и при проверке диода, подключенного в противоположное направление (бесконечность). Если пословица сработала или на экране маленькие значения (от нуля до сотен) значит мост разорван.

Такая проверка эффективна, но не даст такой достоверности, как описано в предыдущем пункте статьи. Если прибор по-прежнему не работает и на выходе диодного моста нет напряжения, то выпаивайте мост и перепроверяйте его.

Проверка другими средствами

Если у вас нет мультиметра, но есть советский тестер или, как его еще называют «мастерская», или какой-нибудь Омметр с пределом измерения до десяти кОм , вы можете использовать эти циферблатные индикаторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *