Автобусы из СССР — серийные и экспериментальные — журнал За рулем
Даже самый заядлый автомобилист хоть раз, да все-таки ездил на автобусе. Ну а люди более взрослого поколения так или иначе вышли из советских ЛИАЗов, ЛАЗов и ПАЗов. На территории бывшего СССР автобусы делали и собирали более 120 (!) заводов. Но мы вспомним лишь полтора десятка машин: от серийных, массовых до необычных и редких.
Открытые курортные автобусы на шасси ЗИС-5 для здравниц Крыма и Кавказа производили несколько небольших заводов на импортных и отечественных шасси АМО и ЗИС. В частности, их делало тбилисское предприятие под мудреным именем Закавтопромторг. После войны аналогичные машины строили на горьковских шасси, причем открытые автобусы делали вплоть до второй половины 1960-х.
ЗИС-5
ЗИС-5
ЗИС-8А — продукция ленинградского завода АТУЛ на удлиненном шасси ЗИС-8. Машины вместимостью 48 человек (32 пассажира ехали сидя) делали с третьим неведущим так называемым подкатным мостом и 73-сильным двигателем ЗИС-5 с 1936 по 1941 гг.
После войны выпускали аналогичные автобусы, но уже с вагонным кузовом.
ЗИС-8А, 1936 г.
ЗИС-8А, 1936 г.
ЯА-2 неофициально называли Гигант. В 1932-м авторемонтные мастерские автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) построили на ярославском шасси трехосный автобус длиной аж 11,5 м, рассчитанный на 80 пассажиров (мест для сидения — 50!). На машине стоял 6-цилиндровый 7-литровый американский двигатель Hercules в 103 л.с. (подходящего отечественного просто не было) и четырехступенчатая коробка передач с понижающей передачей. Тормоза были механические, на колесах задней тележки — с вакуумным усилителем. Сделали только одну сложную, дорогую и неповоротливую машину.
ЯА-2, 1932 г.
ЯА-2, 1932 г.
ЗИС-154 — удивительная большая городская машина появилась сразу после войны, в 1946-м. Автобус вагонной компоновки оснастили американским дизелем GM — двухтактным 4-цилиндровым, мощностью 110 л.
с. Затем стали ставить советскую копию — ЯАЗ-204. Трансмиссия — электрическая автоматическая. Городская машина расходовала до 65 л топлива на 100 км, была очень дымной и сложной в производстве. До 1950-го сделали только 1165 ЗИС-154, его сменил более простой ЗИС-155 с бензиновым двигателем спереди.
ЗИС-154, 1946 г.
ЗИС-154, 1946 г.
ГЗА-651, он же ПАЗ-561, он же КаВЗ, РАФ, КАГ и т.д. Знаменитые теперь машины для коротких загородных маршрутов или служебных нужд начиная с 1950-го в течение четверти века производили полтора десятка заводов во всех концах огромной страны. Шасси, «лицо» и 70-сильный 6-цилиндровый двигатель — газовские, кузова довольно долго делали на деревянном каркасе, обшивая его стальным листом.
ГЗА-651
ГЗА-651
ПАЗ-652 — первый автобус вагонной компоновки павловского завода. Опытный образец, по наработкам горьковского завода, собрали в 1955-м.
Кузов имел силовой каркас — рамы в прямом понимании у машины не было. Автобусы на узлах ГАЗ с 90-сильным двигателем объемом 3,5 л начали производить в 1958-м, в 1963-м модель модернизировали, а с 1967-го делали ПАЗ-672 уже со 115-сильным мотором V8. «Пазиков» модели 652 выпустили более 62 000.
ПАЗ-652, 1955 г.
ПАЗ-652, 1955 г.
ЛАЗ-695 — один из самых массовых городских автобусов Советского Союза. Прототип, разработанный под руководством В.В. Осепчугова, появился в 1956-м. Первую промышленную партию сделали в 1957-м. Автобус вместимостью 55 человек (22 места для сидения) сделали под огромным влиянием лучших немецких образцов. Кузов — с несущим основанием, выполняющим роль рамы, подвески — на продольных рессорах с корректирующими пружинами, которые обеспечивали отменную плавность хода. Двигатель ЗИЛ, установленный сзади, рабочим объемом 5,6 л развивал 109 л.с. С 1961 г. на ЛАЗ-695 и все последующие версии устанавливали зиловский V8.
Модернизируя, ЛАЗ-695 делали до 2003 года, и изготовили более 268 тысяч машин.
ЛАЗ-695, 1957 г.
ЛАЗ-695, 1957 г.
Двухэтажные автобусы в мире — не диковина. Но в советском НАМИ-0159 водитель сидел на втором этаже! Машину колесной формулой 6х2 с двигателем V8 и автоматической коробкой передач не планировали к серийному производству, а сделали для проверки смелых инженерных идей. Вместимость салона увеличилась почти на 30%. Каково там наверху было водителю, история умалчивает.
НАМИ-0159
НАМИ-0159
Первый советский сочлененный автобус ЛиАЗ-5Э676 сделали в 1962-м. Машину длиной 15,5 м построили на базе массового ЛиАЗ-158. Серийный двигатель в 150 л.с. был для столь большого автобуса слишком слабым. В том числе и поэтому сочлененный ЛиАЗ так и остался прототипом. А позднее в СССР работали аналогичные по конструкции Икарусы.
Первый советский сочлененный автобус ЛиАЗ-5Э676, 1962 г.
Первый советский сочлененный автобус ЛиАЗ-5Э676, 1962 г.
ЛАЗ-699 — самый большой и комфортабельный серийный туристический автобус СССР. Первую версию длиной 10 565 мм под именем Карпаты производили с 1964 по 1966 г. Мотор ЗИЛ-375 V8, рабочим объемом 7 л, развивал 180 л.с. Тяжелую машину поставили на мосты МАЗ с рессорно-пневматической подвеской. В салоне было 41 комфортабельное кресло. В различных вариантах туристические ЛАЗы производили до 2004-го. Сделали около 36 000 машин. На фото — ЛАЗ-699Н (1972–1978 гг.)
ЛАЗ-699
ЛАЗ-699
ПАЗ-Турист, 1969 г. — опытный образец сделали для международного конкурса автобусов в Ницце, где павловскую машину оценили очень высоко. Конструкцию создавали под руководством С.И. Жбанникова, дизайн — М.В. Демидовцева, который позднее работал на ВАЗе. Машина была заднемоторной, со 150-сильным двигателем ЗИЛ-130, имела гнутые боковые стекла, гардероб и вместительный багажник. В серию планировали чуть измененный вариант, сделали и упрощенную версию.
Но начать серийное производство завод не смог.
ПАЗ-Турист, 1969 г
ПАЗ-Турист, 1969 г
Полноприводный ПАЗ-3201 — довольно редкое явление в мире автобусов. Машина, прототип которой сделали в 1966-м, основана на узлах ГАЗ-66. Восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ объемом 4,25 л развивал 115 л.с., коробка передач — четырехступенчатая с двухступенчатой раздаткой. Серийное производство начали в 1972-м. До 1988 года, когда в производство пошла следующая модель ПАЗ-3206, изготовили 13 873 полноприводных ПАЗ-3201. В СССР полноприводные «пазики», используемые, в основном, в качестве ведомственных, были большим дефицитом.
Полноприводный ПАЗ-3201
Полноприводный ПАЗ-3201
Самый маленький советский автобус РАФ-2203 — потомок модели 977. Для производства машины с необычным для конца 1960-х оригинальным кузовом построили новый завод в Елгаве. Двенадцатиместный автомобиль базировался на явно слабых для него узлах Волги.
Двигатель развивал 95 л.с., коробка передач — четырехступенчатая, тормоза — барабанные с двумя гидровакуумными усилителями. С 1982-го делали модернизированный РАФ-22038-02. Окончательно производство рафиков прекратили в 1997-ом.
РАФ-2203
РАФ-2203
ЛиАЗ-677 и 677м — самые массовые большие городские автобусы СССР. Разработка НАМИ была прогрессивной: подвески на пневмобаллонах, двухступенчатая автоматическая коробка передач — с блокировкой гидротрансформатора. Впервые водитель городской машины получил возможность не орудовать целый день рычагом коробки. Но двигатель на ЛиАЗе стоял все тот же — прожорливый бензиновый зиловский V8 мощностью 180 л.с. Сидений было всего 25, заявленная вместимость автобуса — 80, а потом и 110 человек. Да кто их в час пик считал? Водители-остряки называли вечно переполненные ЛиАЗы скотовозами. В Ликино 677-й делали до 1996 года, на нескольких заводах из подмосковных машинокомплектов — до конца 1990-х.
Всего изготовили более 194 тысяч машин.
ЛиАЗ-677
ЛиАЗ-677
Дитя перестройки — автобус подмосковной марки Альтерна, который был создан предприятием, организованным на основе НТЦ ЛиАЗа. Машину проектировали как максимально дешевую, которую можно комплектовать серийными двигателями ЗИЛ или КАМАЗ. Помимо Альтерны-4216 создали сочлененный, междугородный и аэродромный варианты. В Подмосковье производство вели с 1993 по 1995 гг. Альтерны выпускали также в Перми и Орске.
Альтерна-4216
Альтерна-4216
- 14 автомобильных марок, исчезнувших в наши дни, мы собрали тут.
- Как тюнинговали автомобили в СССР, смотрите по ссылке.
- Самый популярный грузовик СССР — такого ГАЗ-51 вы не видели.
Фото: из архива автора
Автобусы из СССР — серийные и экспериментальные
Даже самый заядлый автомобилист хоть раз, да все-таки ездил на автобусе.
Ну а люди более взрослого поколения так или иначе вышли из советских ЛИАЗов, ЛАЗов и ПАЗов. На территории бывшего СССР автобусы делали и собирали более 120 (!) заводов. Но мы вспомним лишь полтора десятка машин: от серийных, массовых до необычных и редких.Автобусы из СССР — серийные и экспериментальные
Автобусы из СССР — серийные и экспериментальные
Даже самый заядлый автомобилист хоть раз, да все-таки ездил на автобусе. Ну а люди более взрослого поколения так или иначе вышли из советских ЛИАЗов, ЛАЗов и ПАЗов. На территории бывшего СССР автобусы делали и собирали более 120 (!) заводов. Но мы вспомним лишь полтора десятка машин: от серийных, массовых до необычных и редких.
Автобусы из СССР — серийные и экспериментальные
Наше новое видео
Mazda вернулась в Россию с элегантным кроссовером (уже в продаже!)
Тест самого необычного, пожалуй, китайского кроссовера в России
Haval Dargo X: новая версия для русской зимы?
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Новости smi2.
ru
Как выглядит автобус, который возможно заменит ПАЗики в Сыктывкаре
Комсомольская правда
ОбществоКАРТИНА ДНЯ
Анастасия МАШКАЛЕВА
21 августа 2020 14:15
Мы посмотрели, как он устроен
Автобус только с заводаФото: Анастасия МАШКАЛЕВА
В Сыктывкаре медленно, но верно старые автобусы заменяют на новые. На смену устаревшим моделям приходят современные и, самое главное, доступные для всех категорий горожан. В четверг, 20 августа, на базе Сыктывкарского автопредприятия №1 прошла презентация новой модели автобуса ПАЗ Next «Доступная среда». Возможно (но пока не точно) эта марка заменит ПАЗики, которые, в частности, совсем не подходят для маломобильных людей, передвигающихся на коляске. Мы тоже посмотрели, как он устроен.
ПАЗ Next «Доступная среда» — совершенно новая модель: пока она не представлена ни в одном городе России. Участники презентации смогли прокатиться на новом автобусе по территории автопринятия и стали первыми пассажирами авто.
Задняя часть довольно вместительна для человека в коляске. Есть «приоритетные» сиденья — два двухместных по левой боковине и одно одноместное по правой боковине. Запомнился и низкий уровень пола, и механическая аппарель, которая хранится в специальном бардачке под замком. Кстати, ранее подобная модель выпускалась с коротким кузовом и относилась к категории малого класса. Сейчас инженеры внесли изменения в конструкцию, удлинив задний свес. Таким образом пассажировместимость увеличилась до 70 человек.
По внешней привлекательности он не сравнится с ПАЗикамиФото: Анастасия МАШКАЛЕВА
Участник встречи — общественник и правозащитник Илья Костин — протестировал, как будут чувствовать себя в автобусе люди, передвигающиеся на коляске. В общем и целом, он положительно оценил новую модель, но указал на два серьезных, с его точки зрения, недостатка.
Водитель должен вручную установить аппарельФото: Анастасия МАШКАЛЕВА
— Во-первых, аппарель необходимо складывать, раскладывать и прятать ее в специальный ящик в задней части автобуса на ключ, что увеличивает затрачиваемое на маршруте время (участники встречи засекли, что процесс занимает полторы минуты — ред.
). Во-вторых, заднюю часть авто необходимо оснастить складным сидением для людей с протезами. Из-за отсутствия подобного приспособления при резком торможении человек может получить весомую травму. Кроме того, человек с протезом не сможет попасть в салон, где расположены сидения, из-за отсутствия поручней, — говорит правозащитник. Представители автопредприятия сказали, что передадут замечания инженерам.
Илья Костин протестировал: могло быть и побыстрееФото: Анастасия МАШКАЛЕВА
Пока нельзя говорить утвердительно, приобретет ли автопредприятие ПАЗ Next «Доступная среда» или нет. Как уточнили в «Комиавтотрансе» подвижной состав фирмы обновляется постепенно. В 2016 и 2018 годах в Сыктывкаре поступили вместительные экологичные НефАЗы. В этих же годах обновили автобусы малого класса вместимости — закупили комфортабельные «Мерседесы».
Площадка в задней части авто довольно вместительнаяФото: Анастасия МАШКАЛЕВА
— Звеном, требующим замены, остаются автобусы среднего класса вместимости.
Таких автобусов в Сыктывкаре еще не былоФото: Анастасия МАШКАЛЕВА
КСТАТИ
Правозащитник Илья Костин еще зимой подал иск в адрес мэрии за неоснащенные для маломобильных групп населения ПАЗики по маршрутам №№6 и 20. Уточним, что низкопольные и удобные для людей на коляске НЕФАЗы курсируют далеко не по всем маршрутам. Именно поэтому активисту приходилось в 30-градусные морозы, в дождь и метель ехать домой на инвалидной коляске по проезжей части — на Ручейную не курсируют автобусы, приспособленные для людей с инвалидностью. Суд обязал мэрию сделать маршруты доступными для маломобильных групп населения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Сыктывкаре снизили стоимость проезда в автобусах
Но не везде и не для всех (подробности).
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: «Комсомольская правда в Коми», ул. Первомайская, 149, каб. 322, Сыктывкар,167031 Контактные телефоны: редакция 8-922-277-30-22, 8-922-277-36-53, телефон рекламной службы 8-922-277-36-60
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.
kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Как выглядят школьные автобусы в 12 странах мира
Рынки США Loading… ЧАС М С В новостях
Бизнес-инсайдер
Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.
Скачать приложение
Школьные автобусы в Японии иногда имеют форму героев мультфильмов. Твиттер/8Gear- Школьные автобусы в разных странах выглядят по-разному.
- Они различаются по размеру, форме и прочности, хотя в большинстве мест школьные автобусы должны быть желтыми.
- В некоторых странах школьные автобусы предназначены только для учащихся частных школ.
Если вы никогда не были в школе за пределами Соединенных Штатов, вы можете быть удивлены тем, насколько они отличаются от страны к стране.
То же самое касается школьных автобусов, которые в зависимости от того, в какой части света вы находитесь, могут быть маленькими, переполненными и даже иногда иметь форму Пикачу.
Хотя школьные автобусы бывают разных форм и размеров, почти везде можно увидеть, что они окрашены в ярко-желтый цвет, выбранный за его хорошую видимость с больших расстояний.
Вот как выглядят школьные автобусы в 12 странах мира:
В Гая, Индия, школьные фургоны — обычное дело. Но в прошлом году водители фургонов узнали, что их транспортные средства могут быть заменены автобусами большего размера.
Шаттерсток/Орел9Источник: Hindustan Times
Этот автобус был замечен в Тамбунане, Малайзия. По словам представителя национальной автобусной организации, большинству школьных автобусов Малайзии более 20 лет.
Викисклад / CEPhotoИсточник: The Star
Не все школьные автобусы желтые. Этот школьный автобус Mercedes-Benz из Германии напоминает чартерный автобус, который можно увидеть в США. Школьные автобусы в Германии обычно находятся в ведении региональных транспортных групп, а не местных органов власти.
Викисклад Источник: InternationsАвтобусам во Вьетнаме приходится ездить по затопленным дорогам в сезон дождей.
Все меньше и меньше учеников ездят в школу, поскольку парк автобусов в стране продолжает стареть и ломаться. Shutterstock/Анна ЛоИсточник: Vietnam News
Вот автобус в округе Макуэни, Кения. В январе секретарь кабинета министров Фред Матианги призвал принять меры по регулированию школьных автобусов по стране, включая требование, чтобы они были окрашены в желтый цвет.
Shutterstock/Настоящее путешествиеГавана, Куба, имеет парк желтых школьных автобусов, импортированных из Канады.
Но вы не найдете на них учеников, которые едут в школу — они используются для стандартного общественного транспорта. Shutterstock/Константин АксеновИсточник: Международные исследования за рубежом
Этот автобус в Новом Уренгое, Россия, заглавными буквами написано ДЕТИ. В России Павловский автобусный завод производит автобусы, которые используются по всей Восточной Европе.
Shutterstock/Арт КоноваловИсточник: ПАЗ
Вот парк автобусов в Дубае, Объединенные Арабские Эмираты.
Источник: Gulf News
Учащиеся начальной школы в Марракеше, Марокко, едут в школу на желтом фургоне. Большинство государственных школ в Марракеше не предоставляют транспорт для учащихся, в отличие от многих частных школ.
Shutterstock/Филип ЛанжИсточник: Marocmama
Школьный автобус в Сабхе, Ливия.
Как и во многих других странах, в Ливии школьные автобусы — это роскошь, предназначенная для учащихся частных школ. Shutterstock/Симона ФламиньиИсточник: The National
В большинстве школ Австралии нет специальных автобусов для перевозки детей. Исключением являются школы в городе Вагга-Вагга.
ВикискладИсточник: Busabout Wagga Wagga
В Японии некоторые школьные автобусы созданы по образцу любимых героев мультфильмов.
Дети в детском саду Осаки едут в школу внутри гигантского Пикачу. Среди других персонажей автобуса — Паровозик Томас и Hello Kitty. Flickr Creative CommonsИсточник: Секрет Японии
Читать далее
LoadingЧто-то загружается.Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Подробнее…
Практическое руководство: Поездка на автобусе
- Найдите автобусную остановку и подождите возле знака.
Автобусные остановки обычно расположены в одном или двух кварталах друг от друга.Встаньте возле знака автобусной остановки, где водитель автобуса сможет вас увидеть. (В Эванстоне автобусы останавливаются на любом углу — подождите на углу, где водитель автобуса может вас видеть, и отметьте приближающийся автобус.) ваш телефон, включая наше приложение Ventra.
- Проверьте знак пункта назначения, когда автобус приближается (или прочтите знак сбоку, когда он останавливается).
Некоторые остановки обслуживаются несколькими маршрутами, и не все автобусы на каждом маршруте доходят до самого дальнего конца линии, поэтому при посадке обязательно прочитайте знак, чтобы увидеть номер автобусного маршрута, название и куда он направляется.Когда автобус открывает двери, он также громко объявляет маршрут и пункт назначения автобуса.
(Если вы не уверены, идет ли автобус туда, куда вам нужно, вы всегда можете спросить!)
- Поездка.
Приготовьте плату за проезд к подъезду автобуса и оплатите проезд при входе. (Узнайте, как покупать проезд и оплачивать проезд.)Автобусы объявляют остановки в автобусе звуковым и визуальным сигналом.
Приятной поездки!
Моментальный снимок состояния системы
Общесистемный
Действуют новые расписания (все автобусные маршруты)
Статус маршрута «L»
Красная линия
Синяя линия
Коричневая линия
Зеленая линия
Оранжевая линия
Розовая линия
Фиолетовая линия
Желтая линия
оповещенияАвтобусные маршруты с оповещениями
6
8
15
22
28
56
75
81
82
92
Все оповещения об автобусах: Текущие оповещения об автобусах или Предстоящие оповещения об автобусах.
