Клапанный механизм
Устройство газораспределительного механизма
|
Клапанный механизм включает в себя следующие детали: клапаны, направляющие втулки, седла клапанов, возвратные пружины, опорные тарелки, сухари, механизм вращения клапана (двигатель ЗИЛ-508.10).
Клапаны предназначены для герметизации цилиндра при тактах сжатия и рабочего хода и соединения их с трубопроводами впускной или выпускной системы при тактах впуска или выпуска в процессе газообмена.
Условия работы клапанов:• большие динамические нагрузки;
• высокие скорости перемещения;
• неравномерный нагрев отдельных участков;
• повышенная коррозионно-активная среда.
Клапаны изготовляются из легированных сталей с высоким содержанием хрома и никеля.
Устройство клапана
Притирка клапанов
|
Клапан состоит из головки (или тарелки) и стержня. Различают клапаны с плоской, выпуклой и тюльпанообразной головками. Головки обычно имеют небольшой (около 2 мм) цилиндрический поясок и уплотнительную фаску, снятую под углом 45 и 30 градусов. Уплотнительные фаски клапанов шлифуют и притирают к седлам (притирка клапанов), а стержни подвергают термообработке, шлифовке, полировке и покрывают хромом.
Торцы стержней (3—5 мм) закаливают. На концах стержней имеются цилиндрические, конусные или фасонные проточки для крепления клапанных пружин.Чтобы уменьшить напряженность выпускных клапанов, возникающую вследствие высоких температур, в ряде двигателей применяют натриевое охлаждение. С этой целью клапан выполняют полым с утолщенным стержнем и примерно на 1/3 полости заполняют металлическим натрием, температура плавления которого составляет около 97 К. В рабочем состоянии расплавленный натрий, перемещаясь внутри полости при возвратно-поступательном движении клапана, увеличивает интенсивность отвода теплоты от горячей головки к более холодному стержню и далее к направляющей втулке.
Направляяющие втулкиНаправляющие втулки обеспечивают строго перпендикулярное относительно седла перемещение клапанов. Материалом для изготовления направляющих втулок служат в основном перлитный чугун и металлокерамика, представляющая собой смесь из порошков железа, меди и графита, которые подвергаются прессованию, спеканию в печи и пропитыванию маслом.
Рассухариватели клапанов
|
Клапанные пружины обеспечивают плотное прилегание клапанов к седлам и своевременное их закрытие после завершения действия кулачков распределительного вала. Характеристику (жесткость) клапанных пружин подбирают из условий сохранения кинематической связи между деталями механизма газораспределения. Клапанные пружины изготовляются из стальной проволоки диаметром 4-6 мм, легированной марганцем и хромом.
Нижним концом пружина опирается на головку блока цилиндров через специальную опорную тарелку, а верхним концом соединяется двумя сухарями с клапаном через верхнюю тарелку. Для этой цели сухари на внутренней поверхности имеют выступы, которые входят в проточку клапана, а гладкая наружная поверхность сухарей выполнена в виде усеченного конуса.
Два сухаря установленные на клапан, образуют опорную коническую поверхность, которая сопрягается с опорной поверхностью проточки в верхней тарелке, и это соединение удерживается в замкнутом состоянии за счет предварительного сжатия пружины. Чтобы устранить возможность возникновения опасного для прочности пружин резонанса, на клапаны ставят по две пружины с навивкой витков в противоположные стороны или делают пружины с переменным шагом навивки.
Седла клапанов. Наиболее важным сопряжением, определяющим долговечность механизма газораспределения, является сопряжение седло — клапан, так как оно подвержено ударным нагрузкам при посадке клапана и значительным термическим перегрузкам. Седло клапана, с которым соприкасается уплотнительная фаска клапана, обрабатывают инструментом с углами заточки 15, 45 и 75 градусов таким образом, чтобы уплотнительный поясок седла имел угол 45 градусов и ширину около 2 мм. По своим размерам поясок должен подходить ближе к меньшему основанию конусной фаски клапана. Фаска клапана имеет меньший угол и соприкасается с седлом только узким пояском у своего большого основания, что обеспечивает хорошее уплотнение клапанного отверстия. Вставные седла изготовляются в виде отдельных колец из специального чугуна, легированной стали или металлокерамики.
Механизм вращения клапанаДля поддержания в рабочем состоянии контактных поверхностей уплотнительных фасок выпускных клапанов иногда применяют специальные устройства, позволяющие принудительно поворачивать клапаны в процессе работы.
Механизм вращения клапана состоит из неподвижного корпуса, в наклонных канавках которого расположены пять шариков с возвратными пружинами, дисковой пружины и опорной шайбы с замочным кольцом. Механизм вращения клапана устанавливается в расточке, сделанной в головке блока цилиндров иол опорной шайбой клапанной пружины. При закрытом клапане давление на дисковую пружину невелико, и она вогнута наружным краем вверх, а внутренним краем опирается в заплечик корпуса. Шарики отжаты пружинами в исходное положение. В момент открытия клапана усилие со стороны клапанной пружины возрастает, под действием чего дисковая пружина, выпрямляясь, перелает усилие на шарики и вызывает их перемещение в углубление. Когда клапан закрывается, сила, действующая на дисковую пружину, уменьшается, и она, выгибаясь, освобождает шарики. Шарики под действием возвратных пружин перемешаются в исходное положение, что приводит к повороту клапана на некоторый угол (клапаны совершают 20—40 оборотов в минуту).
В некоторых двигателях применяют менее эффективное, но более простое устройство, основанное на использовании способа крепления клапанной пружины на стержне клапана. Крепление пружины на клапане состоит из опорной тарелки, втулки и двух сухарей.
Неисправности ГРМ, подробнее
клапанные пружины от восьмёрки…
УДАВ
Не нашёл я в конфе где это раньше обсуждалось, хотя обсуждалось помню. Так что не прогоните.
Кто реально ставил вазовские пружины. Что с тарелками делать. просто отторцевать? Или, быть может штатные от восьмёрки подойдут?
Да, ещё. Штанги толкателей гнуться не будут?
Распред сколько после это ходить будет?
skyfox2002
Работает нормально но ресурс клапанного механизма немного укорачиваеться, тарелки немного больше сделать внутренний диаметр,а пружины ставить и внешние и внутренние. Штанги не погнуться . Распред будет ходить, износ на нем минимальный если изначально вал не был убит, и такие мутки ставяться полностью на капитальный двигатель.
УДАВ
для skyfox2002: Так понимаю — сам себе от 2108 поставил?
Chase
Для чего их, вообще, ставить?
Объясните темному, что это улучшает? Вазовские пружины более жесткие?
meehei
цитата:Вазовские пружины более жесткие?
Ну есть слегка,просто если мотор хорошо крутиться то более жёсткие пружины предатвратят встречу клапона и цилиндра.
skyfox2002
Просто лучше и плотнее закрываеються клапана, вот и вся премудрость ребята!
serj
Дырку нужна больше в нижней тарелке для того, штоб направляющая пролезла- она в опозитах толще немного чем в жигулях.
Если придумал ставить пружины то придет время — поставиш и направляющие ВАЗ(включая маслосъемные колпаки)
Поет. ниче в нижних тарелках(вазовских)не изменяй, тем более что они с цементацией — токарь меня матом обложил. А ставь сразу направляющие, колпачки, за одно и клапана новые накинеш там по правилам все сделаеш и будет ТЕМА.
Gler
На днепра какие клапанные втулки пресовать от зубила или классики?
ziurke
u vaz’ov kak znaju napravliajuscije is cuguna, a eto govno.
orginalu dnepra-spec splav bronzy ili medi, nepomniu.
na staree modeliah, na vpusknom odin splav, na vypusknom-drugoj, eto byvajet toko na tiuningovyx dvizkax takije. .:-))))
lucse orginaly kakije dolzny byt..
Изя_Райдер
для ziurke: у ВАЗов направляющие — металлокерамика
Gler
По крайней мере у вазов они ходит по 120 тыщ и ничего….. Мене хватит…
От зубила больш идут можно и от классики но тогда только маленькие бо длинные за клапан задевают…
Мене сення чувак консультировал так у него такая муть стоит уже два сезона и ничога, он доволен…
bilibons
Уменя стоят и пружины и втулки+маслоотражающие! просто супер вазовская пружина болле жёская вот и думайте!!!!
Gler
Надыбал себе втулочки от зубила, производства немецкой фирмы SM, качество по сраввнению с нашими просто оххх.. всмысле обалденное, правда цена тож большая. Пять баксов за 4 штуки отдал (они по четыре в коробочке продаются) а русские у нас по три бакса за 8 штук. Долго мерял наши втулки, стоял в магазине и надевал на выпускной днепровский клапан, так вот втулки из одного комплекта, некоторые налазят со свистом а некоторые не хотят, а немецкие налезли все, причем люфт отсутствует…
УДАВ
тут вопрос возник. топик по нему сбацал, но процитирую.
Днепрячьи головы:
Я тута выпрессовал направляющие клапанов. Оказалось, что они последнего ремонтного (14,5). А вазовские уже есть. Елы-палы, обидно. Так вот, можа кто знает другие направлющие от других тачек с таким или чуть большим размером. А если точить придётся, то из какого конкретно материала (марка бронзы) ?
УДАВ
Да, в догонку. Купил пружины и от девятки и от классики и от москвича.
от девятки маленькие по диаметру и самые жёсткие. от классики и мосвича по диаметру один в один, но от классики длиннее почти на 1см. и проволока тоньше. в целом по жёсткости приблизительно равны (москвич,класика). НО , хотя москвичёвские по высоте один в один с днепровскими родными, у них характеристика прогрессивная (то есть с начала жмутся довольно легко, а потом к пределу ближе тяжко), тогда как вазовские дают практически линейную зависимость. Ваше мнение.
З.Ы. Жалко фотоаппарата нет, а то бы выложил с размерчиками и прочим.
maugli
для УДАВ:
прогрессивная характеристика есть большой ГУТ, потому как износ распреда уменьшает здорово. ты это кстати как замерял, на глазок или прибором каким.
касательно жесткости. если москвичевские в начале сжатия по жесткости примерно как родные, то я бы поставил их, если не планируется дальнейшая форсировка и эксплуатация на пределе.
если же планируется выжимать движок как алкаш кота, то ставь девятые
Gler
я вот подумал и решил,от зубила не хочу ставить — жесткие, это не есть большой гуд, лучше от классики, прогресивные в такой ситуации тож не есть гуд, так как под конкретный двиган высчитываються прогресивные характеристики(ИМХО), про родные вааще молчу, я их недавно пальцами рассухаривал, волнует другое, в одном из топиков было сказано что нада канавку в бошке делать чтоб в нее утопало колечко втулки, что в свою очередь не будет мешать нормально лечь тарелочке нижней (вазовской) а можно про это поподробней. .. и чем эту канавку лучше сделать…
УДАВ
для maugli: Извини, не спец я, к сожалению, но поясни, чем именно прогрессивные лучше. На подвеске — понятно почему, а в ГРМ?. Мое мнение сейчас такое, что если жестко в конце сжатия пружины, то максимум нагрузки приходится на верх кулачка распреда, а ему и так не сладко.
По поводу как сравнивал. Не прибором. Просто брал пару пружин (внешнюю и внутреннюю) и сдавливал их меж ладонями по очереди. Только не надо шибко стебаться по поводу метода. Я руками нагрузку довольно точно чувствую.
Лучше шестые поставлю.
для Gler: Можно тупо зазенковать сверлом. Но это неэстетично. Если не жалко сверла,то сточи его перпендикулярно оси — получишь своеобразную фрезу. Только ей орудовать надо руками — дрелью — уведёт мгновенно.
maugli
для УДАВ: в общем вся фишка там в инерции механизма ГРМ. эти силы наиболее вредны в начале подъема клапана, когда они сильнее всего прижимают толкатель к распреду. там и так сильно давит, а если еще прибавить жесткую пружину лучше не становится. поэтому в начале ее неплохо бы сделать помягше. когда клапан полностью поднялся и начинает опускаться все наоборот — силы инерции стремятся оторвать толкатель от распреда — клапан зависает в воздухе а потом больно удараяе по распреду толкателем. так что здесь пружина должна быть пожестче.
в общем почти то же самое что и про подвеску
по поводу метода стебаться не буду. руки достаточно точный инструмент если насобачиться.
ты мне лучше скажи что жестче и насколько — родные пружины или москвичевские в начале сжатия? а то сам пока в раздумьях что ставить
УДАВ
для maugli: Однозначно самые мягкие родные. Во всех моментах. А москвичёвские пожалуй в сумме даже немного пожёстче вазовских. Там проволока толще и витки ближе.
Качественные хар-ки приблизительно такие:
Gler
Что-то я тарелки не нахожу, УДАВ скажи пожалуйста пружины от классики и восьмеры сильно по диаметру отличаются? Просто у мене направльяющие от восьмеры а пружинки я от классики взял недавно. ..
maugli
для УДАВ: добре. огромное спасибо. буду ставить москвичевские
я так понимаю ты 408/412 имел в виду?
[Редактировано 16/3/2004 maugli]
УДАВ
для Gler: пружины 09 от 06(и моск.) отличаются несильно, но заметно, особенно если рядом для сравнения поставить родные. В общем, тарелки от классики с девяточными пружинами никак (соответственно наоборот). А вот направляющие по-моему одинаковые (8мм внутр. 14 наружн.).
для maugli: Да не зачто.
цитата:
я так понимаю ты 408/412 имел в виду?
— упс! не помню. Вроде да.
Demon
А температурный режим опозита эта вся хрень выдержит?
Digger
Тут еще одна шняга: под нижния тарелки подкладки толстыя паранитовые нада ставить, а то пружины от температуры попустит
Demon
для Digger: вот и я о чем
morfey
не из паронита а из фторопласта или из текстолита хотя бы
morfey
не из паронита а из фторопласта или из текстолита хотя бы
morfey
не из паронита а из фторопласта или из текстолита хотя бы
maugli
для УДАВ: ты уж вспомни
terrax
Я себе от Вазовские поставил замечтательно все работает. ..
УДАВ
для maugli: Модель не помню. Помню на тот, у которово стаканчики сверху на пружинах.
для terrax: подкладки ставил?
Gler
Народ подскажите, видел для классики только одну нижнюю тарелку да и то под внутреннюю пружину, а для наружной тарелка есть? И есть ли на ваз паранитовые (иль еще какие) прокладки иль их от чего другого брать надобно?
УДАВ
для Gler: Для внешней вазовской я взял стаканчики от москвичёвских пружин. Про подкладки не слышал. Придётся самому или искать.
sam
Я вот на счет этих подкладок под пружину, вед на урале их нет, а на Днепре они есть, по моему мнению, мона обойтись и без этих подкладок.
УДАВ
для sam: Думается — надо. А то при длительной езде пружины по-маленьку отпускаться будут.
Digger
для Gler:Кароче тарелки есть и верхние и нижние, фиксируются родными сухарями нармально, Паранитовые прокладки брал Днепрвския, внутренний диаметр нада расширить
Gler
На следующей неделе себе втулки запресую и седла отшарошу, потом потиху притру клапана….
Соберу это все и водружу башни на их законное место…
Gler
Да народ поставил я себе эту гадость, делал чел который только по машинам специалист…
Хочу дать несколько советов
1 Ставил металлокерамику (SM) сломал две втулки, пришлось одну поставить без воротника (на кот. одевается колпачек) а одну стальную. Голову надо сильно греть, никакой плитой этого не добьешся, после сломаной первой втулки, поехали в мастерскую и там грели газосваркой.
2 втулки идут с охеренным натягом потому как толще.
3 нижние тарелки ставил от волги (24-ки) на них ложил маленькие от классики, поэтому проточки в голове делать не надо было
4 паранитовые шайбы не ложил, колпачки не надевал
5 пружины брал четыре б\у ставил на впуск, и четыре новые на выпуск.