Масляной базис. Группы моторных масел | SUPROTEC
Вид базового масла определяет итоговый тип масла – минеральное, синтетическое или частично синтетическое масло, в просторечии называемое «полусинтетикой». Само понятие «синтетическое масло» является довольно широким
Что лить в мотор? Чем отличаются масла, кроме цены? Что было раньше и куда идем сейчас? Попробуем разобраться…
Любое масло – это смесь основы, называемой базовым маслом, и пакета присадок, за счет которых формируются заданные свойства масла – вязкостные, противоизносные, противозадирные, антиокислительные, моющие и другие.
Вид базового масла определяет итоговый тип масла – минеральное, синтетическое или частично синтетическое масло, в просторечии называемое «полусинтетикой». Само понятие «синтетическое масло» является довольно широким. Под таковым понимается масло, основа которого получена путем химического синтеза. На практике же в интересах Его Величества Маркетинга фирмы трактуют состав масел достаточно широко, причем в своих интересах. В профессиональном сообществе принято полагаться на систему классификации API (American Petroleum Institute), следование которой четко разделяет масла по группам.
— Группа I – базовые масла, полученные методом селективной очистки и депарафинизации. Простой и дешевый вариант, который получается на конечной стадии переработки нефти, после того, как из нее отогнаны бензиновые и дизельные фракции. Это масла, которые в обиходе называются «минеральными». Операции селективной очистки и депарафинизации требуются для удаления из масла смол, серы, разложения парафинов на более короткие и легкие группы углеводородов. За счет этого удается достичь приемлемых депрессорных свойств масла и более-менее допустимой зависимости вязкости от температуры.
Статьи по теме «Моторное масло»
|
С одной стороны, на таких маслах ездили наши отцы и деды, и особых проблем не испытывали. С другой, менять масло надо было раз в три-пять тысяч километров, да и степень форсирования моторов была очень невысокой по современным меркам. Зато – дешево.
- Группа II – так называемые «улучшенные минеральные», высокорафинированные базовые масла с низким содержанием ароматических углеводородов и парафинов. Это та же «минералка» по базе и технологии получения, но несколько улучшенная по свойствам. На базовых маслах этой группы производятся большая часть современных минеральных масел. Используют ее и производители полусинтетических масел, смешивая основы второй группы и третьей групп;
- Группа III – базовые масла, полученные по технологии каталитического гидрокрекинга (НС-технология). Это термический крекинг нефти при определенных температурах и давлении, проводимый в среде водорода в присутствии специальных катализаторов. Этот метод позволяет решить несколько задач.
Во-первых, удаляются сера и азот, наличие которых в моторном масле нежелательно: они ухудшают экологические показатели и повышают коррозионную активность масла.
Во-вторых, удаляются нестабильные непредельные углеводороды – насыщаясь водородом, они переходят в стабильные предельные. Тем самым обеспечивается сохранение свойств базового масла во времени. В-третьих, тяжелые ароматические и парафиновые углеводороды разбиваются на более легкие, что резко улучшает вязкостные и депрессорные свойства базового масла.
Как следствие, требуется меньший объем загущающих и депрессорных присадок, свойства масла от партии к партии и во времени становятся более стабильными и предсказуемыми.
По сути, это тоже минеральные масла, но со свойствами, приближенными к синтетическим. Некоторые фирмы называют их либо полусинтетическими, либо синтетическими, либо гидросинтетическими. На современном рынке масел именно эта группа является преобладающей.
- Группа IV – синтетические базовые масла на базе полиальфаолефинов (ПАО), углеводородных соединений со сравнительно короткой цепочкой – не более 12 атомов — получаемых путем полимеризации мономеров (коротких соединений из 3-5 атомов), которые в свою очередь синтезируются преимущественно из газов – этилена и бутилена. Такие масла обладают исходно предсказуемыми свойствами, стабильны, имеют нужную вязкостно-температурную характеристику, низкую летучесть. Масла на базе ПАО называются «полной синтетикой», или «full synthetic» и в настоящее время составляют основную часть рынка синтетических масел. Однако эти базовые масла достаточно дороги. Потому в производстве товарных масел эту базу частенько смешивают с гидрокрекинговыми маслами, причем вплоть до совсем «неприличных» соотношений, например, 20% ПАО на 80% НС-масла. И лишь немногие, чаще всего очень дорогие масла, относимые их производителями к группе элитных, содержат до 70…80% ПАО.
- Группа V – другие базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы. В частности, это масла на растительной основе, а среди них — на основе эстеров. Эстеры это сложные эфиры, являющиеся продуктами нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Сырьем для получения эстеровых базовых масел являются не нефтяные, а растительные масла – кокосовое, рапсовое или другое. Улучшенные эксплуатационные свойства масел на эстеровой основе определяются несколькими обстоятельствами. Во-первых, молекулы эстеров – полярны. Их электрический заряд, «прилепляет» масляную пленку к стенкам пар трения. Во-вторых, они более стабильны, чем даже масла на базе ПАО, поскольку их вязкостные свойства могут быть заложены на уровне проектирования базового масла и не требуют специальных загущающих присадок. И, наконец, эстеровые масла являются биологически разлагаемыми, стало быть, легко утилизируются. Сегодня в западных странах эти масла активно используются для смазывания подвесных и стационарных моторов катеров, поскольку они минимизируют экологический ущерб при подводном выхлопе.
Главная проблема эстеров, помимо их высокой цены, это очень неважная смазывающая способность. Потому эстеры используют лишь как компоненты базовых масел 4-ой и 5-ой группы, добавляя их в базовое масло на основе ПАО в объеме, не превышающем 5…20%. Область применения таких масел – высокофорсированные двигатели, в том числе спортивные, с которых требуется усиленная защита мотора от износа.
Соотношение между классами вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1 и SAE J300
ГОСТ 147479.1 | SAE J300 |
33 | 5W |
43 | 10W |
53 | 15W |
63 | 20W |
6 | 20 |
8 | 20 |
10 | 30 |
12 | 30 |
14 | 40 |
16 | 40 |
20 | 50 |
24 | 60 |
33/8 | 5W-20 |
43/6 | 10W-20 |
43/8 | 10W-20 |
43/10 | 15W-30 |
53/10 | 15W-30 |
53/12 | 15W-30 |
53/14 | 15W-40 |
63/10 | 20W-30 |
63/14 | 20W-40 |
63/16 | 20W-40 |
Подробнее о том, чем именно базовые масла более высоких групп лучше обычных «минералок», мы поговорим в следующих статьях: «Синтетика против минералки (практика)» и «Синтетическое масло против минерального (теория)»
Статьи по теме «Моторное масло»
|
Состав моторных масел. Классификация API
Все, что нужно знать о составе моторных масел, чтобы понимать их истинную ценностьБолее половины себестоимости моторного масла приходится на стоимость его базы – базового масла, которое есть основа любого смазочного материала.
Казалось бы: зачем обычному автолюбителю вдумываться, что там внутри у моторного масла? Какую ценность несёт в себе знание о том, например, что такое базовые масла, какими они бывают и чем они друг от друга отличаются?
Пожалуй, немного разбираться в вопросе следует хотя бы затем, чтобы понимать, за что именно мы платим, покупая автомобильное масло: за реальную ценность состава – или за выдающийся маркетинг.
Начнём с того, что базовое масло в составе готового моторного масла занимает порядка 80%. Всё остальное – это присадки, т.е. химические добавки, позволяющие в ту или иную сторону корректировать свойства, уже имеющиеся у базы.
Получают базовые масла двумя основными способами:
• путем перегонки нефти и очистки получившихся нефтепродуктов при помощи реагентов;
• путем химического синтеза из нефти, природного газа или же органических кислот.
По этому признаку все базы делят на минеральные и синтетические – имея в виду, в первую очередь, сам способ получения, а не источник.
Что же касается свойств и характеристик, имеющих значение непосредственно при эксплуатации смазки, то Американский институт нефти (API) делит все существующие на сегодняшний день базовые масла на пять групп.
Это минеральные масла, получаемые путем растворения нефтепродуктов, оставшихся после производства бензина (или другого горючего). Имеет низкий индекс вязкости. Иными словами, нормально работает такое масло в очень узком диапазоне температур.
Значит ли это, что базы I группы – плохие? Вовсе нет. Да, технология их получения дешёвая, если сравнивать с более высокими группами. И да, как основу для автомобильных смазок их сегодня никто не применяет. В то же время, «минералку» активно и повсеместно используют для создания индустриальных масел и смазок. Например, для некоторых продуктов индустриальной линейки Lotos: машинных, редукторных, турбинных и других масел и смазок, находящих применение в самых разных областях человеческой деятельности.
II группа: чистые маслаА вот это уже масла высокой степени очистки. Для их получения применяют многоступенчатый и сложный процесс – гидрокрекинг, когда «грязное» масло под высоким давлением обрабатывают водородом, чтобы максимально убрать из него все примеси. В результате получается прозрачная жидкость с низким содержанием серы (менее 0,03%), но и по-прежнему с низким индексом вязкости – ненамного выше, чем у масел I группы.
Используются ли такие базовые масла для производства современных моторных масел? Да, конечно же, используются, но, как правило, в смеси с маслами более продвинутых групп, у которых индекс вязкости существенно выше. Чаще всего встречается комбинация баз II и III групп в разных соотношениях.
III группа: чистые масла с улучшенными свойствамиМасла этой группы также получают путём гидрокрекинга, но настолько глубокого, что в процессе меняется сама структура молекул углеводорода. За счёт такого изменения на молекулярном уровне увеличивается индекс вязкости получающегося в итоге масла, что больше всего и ценится в базах III группы и даёт основание считать их полностью синтетическими.
Это самая распространённая на сегодняшний день группа базовых масел для автомобильных смазок.
API не выделяет эти масла в отдельную группу, но мы всё-таки выделим. Получают их путем всё того же гидрокрекинга — но не из нефти, а из сжиженного природного газа. Технология называется GTL (gas-to-liquids), то есть преобразование газа в жидкие углеводороды. В результате получается очень чистое, похожее на воду, базовое масло, которое к тому же очень устойчиво к воздействию агрессивных условий. Автомобильные масла, созданные на такой базе, также считаются полностью синтетическими. По своим качествам они близки к маслам на базе ПAO и полиэфиров, о которых речь пойдёт чуть ниже. Не зря GTL масла применяются, в первую очередь, для создания моторных масел премиального сегмента.
IV группа: синтетика в истинном смыслеК этой группе относятся масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Таких химических соединений в природе нет, их можно только синтезировать, поэтому и базовые масла на их основе – синтетических в самом полном смысле слова. Низкотемпературные показатели у такой базы лучше, чем у III группы, поэтому моторные масла с ПАО незаменимы, например, в условиях очень низких отрицательных температур.
К ПАО-основе всегда добавляется некоторое количество базы III или II группы, а то и обеих сразу. Ну, а чаще всего встречаются такие смеси, в которых ПАО не более трети, а то и вовсе процентов 10-15. Впрочем, и их бывает достаточно, чтобы существенно повысить качество моторного масла по всем основным показателям и увеличить срок его службы раза в 1,5.
V группа: эфирыПо правде говоря, сюда входят все масла, не вошедшие в предыдущие четыре группы: силикон, вазелиновые белые масла и многие другие, которые в производстве моторных масел не используются или используются редко, да и то в смеси с базами предыдущих групп.
В контексте именно моторных масел ценны т.н. эстеры – сложные эфиры, полученные из жирных кислот. Базовые масла на основе сложных эфиров в настоящее время считаются самыми совершенным среди баз для моторных масел. Присадки к ним требуются в минимальном количестве – почти со всеми задачами эстеровая база справляется сама!
Классификация масел по SAE для двигателей Honda F серии | Как правильно выбирать марку масла для Хонда
ВНИМАНИЕ! Изменения в графике работы магазина и сервиса в СПб: воскресенье — ВЫХОДНОЙ!
Этот вопрос встает перед владельцем автомобиля обычно только тогда, когда гарантийный срок на автомобиль уже закончился. Как правило в течении гарантийного срока замена масла производится на сервисной станции с использованием одобренных производителем автомобиля марок масел. Если же «гарантия» уже позади, то перед Вами встает проблема выбора. А выбирать есть из чего — полки магазинов буквально «ломятся» от разнообразия продукции различных производителей. Чем же руководствоваться при выборе? Остановимся на общих моментах:
- Основой для подбора конкретной марки являются требования производителя Вашего автомобиля к применяемым маслам и жидкостям, приведенные в инструкции по эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований (спецификаций) на используемые продукты, там также в качестве примера приводятся конкретные марки масел или ссылки на фирмы-производители смазочных материалов.
- Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно (или они просто устарели), то Вы должны самостоятельно выбрать марку масла для двигателя или трансмиссии. При этом Вам будет необходимо подобрать:
Задачей данного материала как раз и является помочь Вам сделать правильный выбор и ответить на большую часть вопросов, которые могут при этом возникнуть:
- Как выбрать класс вязкости по SAE?
- Что такое «температура застывания» и можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?
- Как выбрать масло, если Вы ездите зимой?
- Что такое «индекс вязкости» и как его использовать для сравнения различных марок масел?
- Для всех ли марок автомобилей можно использовать моторные масла классов вязкости 5W-: и 0W-: по SAE ?
- Как соотносятся классы вязкости моторных масел по SAE и по ГОСТу ?
- Как правильно выбрать класс качества моторного масла?
- Имеет ли значение порядок написания «бензиновых» и «дизельных» спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API и ACEA?
- Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (такие, как например SAE SJ/CF или ACEA A3-96/B3-96) для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?
- В чем разница между спецификациями API и ACEA(CCMC)?
- Есть ли разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?
- Как переходить с одной марки моторного масла на другую?
- Как производить «промывку» двигателя?
- Чем отличается синтетическое масло от минерального?
- В каких случаях могут возникнуть проблемы при переходе на использование синтетического моторного масла?
- Как производить переход на использование синтетического моторного масла?
- Как поступать, если в инструкции на автомобиль рекомендуются какое-либо специальное масло без указания конкретных спецификаций?
- Взаимозаменяемы ли жидкости для автоматических коробок передач (ATF)?
- Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?
- Взаимозаменяемы ли тормозные жидкости?
Что такое «SAE»?
Спецификация SAE (SAE — общество инженеров-автомобилистов) является международным стандартом, регламентирующем вязкость масел. Ни о качественных характеристиках масел, ни их применении для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не говорит.
Для примера разберем, о чем говорит, например, обозначение SAE 10W-40 для моторных масел. Обозначение класса вязкости «10W» дает нам информацию о зимнем применении данного масла (W — это начальная буква английского слова WINTER — зима). Иными словами, от правильного выбора этого параметра зависит насколько легко, а самое главное без негативных последствий, Вы сможете запустить двигатель на морозе.
Класс вязкости «40» в нашем примере является так называемым «летним» классом и говорит о том, насколько масло способно сохранять работоспособность в высокотемпературных зонах двигателя.
Наличие только одного из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости по SAE говорит о сезонности данного масла (SAE 10W — зимнее сезонное масло, SAE 40 — летнее сезонное масло). Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем примере — SAE 10W-40) говорит о всесезонности данного масла. (См. Также «Как выбрать класс вязкости по SAE?»)
Как выбрать класс вязкости по SAE?
При выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкциям завода-изготовителя Вашего автомобиля. Если же она отсутствует или не содержит подобных рекомендаций (например, если автомобиль далеко не новый и рекомендации в инструкции или уже устарели или просто отсутствуют), то можно воспользоваться следующими рекомендациями.
При выборе так называемого «зимнего» класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш автомобиль. При этом можно воспользоваться следующей таблицей, рекомендации которой совпадают с требованиями производителей автомобилей:
0W | до -30 град.С и ниже |
5W | до -25 град.С |
10W | до -20 град. С |
15W | до -15 град.С |
20W | до -10 град.С |
25W |
Следуя этим рекомендациям, Вы и Ваш автомобиль будете застрахованы от проблем с запуском в зимнее время и от негативных последствий для двигателя (таких как повышенный износ и «заклинивание» во время и сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме масляного «голодания»), которые возникают обычно при применении масел несоответствующего класса вязкости.
Необходимо помнить, что при каждом запуске двигателя (не обязательно на сильном морозе, а даже при плюсовых температурах) требуется некоторое время для того, что бы масляный насос прокачал масло по системе смазки и оно поступило ко всем трущимся частям. В это время двигатель как раз и будет работать в режиме так называемого масляного «голодания», о котором мы уже упоминали выше. Понятно, что при этом резко возрастает трение и износ. Таким образом, чем более масло способно сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и обеспечит защиту двигателя. Лучшими в этом отношении являются моторные масла класса «0W».
Что касается выбора так называемого «летнего» класса, то следует отметить, что большинство европейских производителей автомобилей рекомендуют использование масел класса «40» по SAE и выше (например «50» по SAE). Это связано с высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения. Это задача становится особенно актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и «заклинивания» в жару или во время длительного нахождения в «пробке» (в условиях отсутствия обдува и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха и, как следствие, перегрева масла в картере двигателя), а также в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения.
Что такое «температура застывания» и можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?
Температура застывания, приводимая обычно в разделе технических характеристик масла, получается в результате лабораторного теста и является температурой, при которой масло практически полностью теряет текучесть (подвижность). На самом же деле работоспособность моторного масла теряется намного раньше уже при значительно менее низких температурах, когда оно уже потеряло способность быть прокачанным штатной системой смазки двигателя. Таким образом, при подборе масла для использования в зимнее время нужно руководствоваться не температурой застывания, а классом вязкости по SAE. Температура застывания часто используется в рекламных целях, она так же может быть завуалирована под терминами «потеря текучести», «потеря подвижности» и т.д. При этом указываются фантастические цифры, начиная от — 50С и ниже, но для реальной эксплуатации это имеет лишь косвенное значение.
Как выбрать масло, если Вы ездите зимой?
См. «Как выбрать класс вязкости по SAE?»
Что такое «индекс вязкости» и как его использовать для сравнения различных марок масел?
Индекс вязкости — это безразмерная величина, характеризующая способность масла работать в широком диапазоне температур. Чем выше индекс вязкости, тем относительно меньше меняется вязкость масла при изменении температуры. Иными словами чем выше этот параметр, тем относительно ниже вязкость масла (а следовательно и лучше пусковые свойства масла) на морозе и одновременно там, где температура масла достигает высоких температур, вязкость (а следовательно и защитные свойства масла) будет относительно выше. Таким образом, чем выше индекс вязкости, тем относительно выше «качество» масла с точки зрения вязкости.
Для минеральных моторных масел значение индекса вязкости обычно не превышает 160, для синтетических составляет 170 и выше.
Для всех ли марок автомобилей можно использовать моторные масла классов вязкости 5W-: и 0W-: по SAE ?
Никаких ограничений по использованию моторных масел данных классов вязкости не имеется. Эти классы подходят также и для старых и для изношенных двигателей. Исключение составляют случаи, когда производители специально запрещают применение данных классов вязкости в силу каких-то конструктивных особенностей двигателя.
Пример: двигатель объема 1300 см3 Skoda Felicia, в котором имеются особенности смазки цепи механизма газораспределения распылением масла через форсунку.
Как соотносятся классы вязкости моторных масел по SAE и по ГОСТу?
Примерное соответствие выглядит следующим образом:
ГОСТ | SAE | ГОСТ | SAE | ГОСТ | SAE |
3з | 5W | 12 | 30 | 4з/10 | 10W-30 |
4з | 10W | 14 | 40 | 5з/10 | 15W-30 |
5з | 15W | 16 | 40 | 5з/12 | 15W-30 |
6з | 20W | 20 | 50 | 6з/10 | 20W-30 |
6 | 20 | 3з/8 | 5W-20 | 6з/12 | 20W-30 |
8 | 20 | 4з/6 | 10W-20 | 6з/14 | 20W-40 |
10 | 30 | 4з/8 | 10W-20 | 6з/16 | 20W-40 |
Как правильно выбрать класс качества моторного масла?
Существуют две наиболее распространенные спецификации моторных масел по качеству:
- API — американского института нефти
- АСЕА (ССМС) — ассоциации европейских производителей.
В настоящий момент спецификация API имеет следующие классы:
- для бензиновых двигателей:
- SA, SB, SC, SD, SF — «устаревшие» классы;
- SG, SH, SJ — действующие классы, т.е. те требования, по применению которых Вы можете встретить в инструкциях по эксплуатации автомобилей, начиная примерно с 89 года выпуска. Но даже если Ваш автомобиль «старше» и в инструкции рекомендуются один из приведенных выше устаревших классов (например, SD или SF), нет необходимости искать масло именно с таким же классом качества по API и имеющее, соответственно, далеко не самые совершенные характеристики. Недаром рекомендации производителя автомобиля звучат примерно следующим образом: «Рекомендуется моторное масло класса не ниже (например) SF по API. Таким образом, моторные масла самого последнего класса качества SJ (продукты семейства VISCO 7000, 5000, 3000 и 2000) являются абсолютно универсальными (с точки зрения API).
- для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.
- CA, CB, CC, CD — устаревшие классы;
- CF — действующий класс, который является универсальным (с точки зрения API) для любых дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п.
- CA, CB, CC, CD — устаревшие классы;
Таким образом, с точки зрения API, масла, имеющие спецификацию SJ/CF, являются универсальными и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п. (независимо от года выпуска), производители которых требуют применение масел, удовлетворяющих только лишь требованиям одного из классов по API (продукты семейства VISCO 7000, 5000, 3000 и 2000).
В отличии от API, спецификация АСЕА наиболее полно учитывает конструктивные особенности европейских двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. Ее требования по отдельным тестам значительно превышают требования API. Предпочтение следует отдавать маркам масел, прошедшим испытания в АСЕА и получившим соответствующий класс качества по этой спецификации. В настоящий момент спецификация АСЕА имеет следующие классы:
- для бензиновых двигателей:
А1, А2, А3; - для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п.:
В1, В2, В3, B4
Спецификации A1 и B1 — это специальные высококачественные маловязкие масла, применяющиеся в первую очередь для достижения максимальной топливной экономичности. Применяются там, где этого требует производитель. Типичными производителями, требующими применения A1, В1 являются Ford, Chrysler, Mazda, последние модели Opel и VW и еще ряд других.
Масла, одновременно удовлетворяющие классам А3-96 и В3-96, имеют самые совершенные характеристики и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п. (независимо от года выпуска) (продукты семейства VISCO 7000, 5000, 3000 и 2000).
Имеет ли значение порядок написания «бензиновых» и «дизельных» спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API и ACEA?
Нет, не имеет. Нет никакой разницы (с точки зрения применения масел для бензиновых или дизельных двигателей), в каком порядке написаны спецификации.
Например:
API SJ/CF означает то же, что и API CF/SJ;
ACEA A3-96/B3-96 означает то же, что и ACEA B3-96/A3-96.
Ни о каком преимущественном применении для бензиновых или дизельных двигателей порядок написания не говорит.
Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (такие, как например SAE SJ/CF или ACEA A3-96/B3-96) для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?
Конечно можно. Слишком «хорошего» масла не бывает. Чем качественней масло и чем, соответственно, выше его спецификации, тем лучше оно будет защищать даже самый «старый» или изношенный двигатель.
Исключения из этого правила см. в «В каких случаях могут возникнуть проблемы при переходе на использование синтетического моторного масла?»
В чем разница между спецификациями API и ACEA(CCMC)?
См. «Как правильно выбрать класс качества моторного масла?»
Есть ли разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?
В большинстве случаев моторные масла для легковых автомобилей, «джипов», микроавтобусов применимы как для бензинового, так и для дизельного двигателя.
О применении каждого конкретного масла для бензинового или дизельного двигателя можно узнать по спецификациям API и ACEA(CCMC), которые оно имеет.
Как переходить с одной марки моторного масла на другую?
Если ранее в двигателе использовалось качественное масло (минеральное или синтетическое), производства ведущих фирм, не нарушались интервалы замены, двигатель не имеет значительных отложений, то переход на использование масла другой марки производится в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла, которые приводятся в инструкции по эксплуатации. Во всех остальных случаях, а именно:
- если неизвестна марка залитого в двигатель масла
- если неизвестен пробег автомобиля после последней замены масла
- если имеются значительные отложения на внутренних поверхностях двигателя, которые возникают обычно при использовании некачественных масел, нарушении сроков замены или попадании в масло посторонних веществ, таких как охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т. п.
- необходимо произвести «промывку» двигателя.
Подробнее см. «Как производить «промывку» двигателя?».
Как производить «промывку» двигателя?
Случаи, когда необходима «промывка» двигателя, рассмотрены в разделе «Как переходить с одной марки моторного масла на другую?».
Относительно «промывки» можно отметить следующее:
Во-первых, необходимость в промывке возникает не тогда, когда масло в двигателе кажется «слишком» темным и Вы думаете, что двигатель «грязный». Как раз наоборот, случается, что в двигателе имеются значительные отложения, а масло даже после нескольких тысяч километров пробега остается чистым и прозрачным. Это показатель того, что данное масло не обладает необходимыми «моющими» свойствами и его необходимо поменять.
Во-вторых, если на внутренних поверхностях двигателя имеются значительные отложения, то отмыть его полностью удастся только при полной разборке двигателя. Никакая, даже самая агрессивная, специальная промывочная жидкость не справится с этой задачей.
В-третьих, следует иметь в виду, что «промывка» — это длительный процесс. Даже самая агрессивная промывочная жидкость не сможет за 5-10 мин снять слой отложений, например, с клапанной крышки или с головки блока цилиндров, на поверхности которых масло (или в данном случае промывочная жидкость) попадает лишь в виде брызг. Лучше всего решить проблему с промывкой сможет обычное, качественное моторное масло (не обязательно синтетическое!)(например Visco 3000 и Visco 2000), на котором, в отличии от промывочных жидкостей, можно не только «дать поработать двигателю на холостом ходу в течении 5-10 мин», а проехать не одну сотню километров. Однако, если Вы проехали уже более тысячи километров, а отложения в двигателе еще остались, это означает, что запас моющих свойств масла уже на исходе и требуется его замена. Следовать данной схеме необходимо и далее вплоть до исчезновения отложений, после чего можно переходить на интервал замены масла, рекомендованный изготовителем.
Если же неизвестно, какое масло было залито ранее и каков пробег автомобиля на этом масле, можно рекомендовать предварительную промывку масляной системы или заменяющим маслом, или, например (в случае перехода на продукты производства BP):
— минеральным моторным маслом Visco 2000 в течении примерно 5-10 мин на холостом ходу или
— BP Visco 3000 с сокращенным вдвое от рекомендованного производителем интервалом замены.
Чем отличается синтетическое масло от минерального?
Отличие состоит в основном в молекулярном строении базы (основы) масла. В процессе производства синтетических масел «строятся» (синтезируются) молекулы с заданными, оптимальными эксплуатационными свойствами. Синтетические масла в отличии от минеральных имеют максимальную химическую и термическую стабильность.
Химическая стабильность означает, что при работе синтетических масел в двигателе с ними не происходит каких-либо химических превращений (окисления, парафинизации и т.п.), ухудшающих его эксплуатационные характеристики.
Термическая стабильность означает сохранение оптимального значения вязкости масла в широком диапазоне температур, что означает легкий и безопасный пуск двигателя на морозе и одновременно максимальную защиту двигателя в его самых высокотемпературных зонах при работе на высоких скоростях и нагрузках. Благодаря особенностям своего молекулярного строения синтетические масла обладают более высокой (по сравнению с минеральными) текучестью и проникающей способностью.
В каких случаях могут возникнуть проблемы при переходе на использование синтетического моторного масла?
Проблемы, связанные с переходом на «синтетику», возникают обычно в случаях, когда ранее использовались некачественные масла, нарушались рекомендованные интервалы замены или имело место попадание в масло посторонних веществ, таких как, например, охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т.п. При этом в двигателе могут появится значительные отложения.
Обычно одновременно наблюдается частичная или полная потеря эластичности (вплоть до растрескивания) уплотнительных элементов (сальников, маслосъемных колпачков и т.п.).
В отличии от минеральных масел, которые «моют» отложения в двигателе постепенно, слой за слоем, синтетические масла (благодаря присущей им высокой текучести и проникающей способности) вызывают отслоение отложений с внутренних поверхностей двигателя, что может привести к закупориванию сетки маслоприемника, масляных каналов, работе в режиме масляного голодания и, как следствие, выходу из строя двигателя. Аналогично, в зоне сальниковых уплотнений (в том числе и из микротрещин, если таковые имеются) будут удалены все отложения и, в случае потери эластичности сальников, синтетическое масло, очистив предварительно себе «дорогу», будет вытекать из двигателя.
Таким образом, применение синтетических масел не рекомендуется в следующих случаях:
- при наличии значительных отложений на внутренних поверхностях двигателя
- если уплотнительные элементы (сальники, маслосъемные колпачки и т.п.) потеряли эластичность и (или) имеют микротрещины (необходимо заменить сальники)
- в двигателях с сальниками с «набивкой» (ГАЗ, Газель, УАЗ, старый Renault) — возможны подтекания (однако при экстремально низких температурах, когда нет другого выхода, допускается использовать «синтетику»)
- в период обкатки для двигателей, требующих обкатку, т.е. «полезный износ», с целью приработки пар трения. То же касается и двигателей после капитального ремонта. В этих случаях обкатку необходимо произвести на качественном минеральном масле (например, Visco 2000), после чего можно переходить на «синтетику».
- в роторно-поршневых двигателях
Во всех остальных случаях применение синтетических масел не только ни в коем случае не повредит даже «старому» и изношенному двигателю, а наоборот, гарантирует его защиту и обеспечит максимально возможный срок службы.
Как производить переход на использование синтетического моторного масла?
Если есть опасения, что при переходе на «синтетику» могут возникнуть проблемы, то следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Сначала оценить состояние двигателя, т.е. проверить наличие отложений и дефектных сальниковых уплотнений. Если в двигателе уже имеются подтекания масла, то переход на «синтетику» невозможен до ликвидации причин, их вызывающих.
- Если в двигателе имеются значительные отложения — «промыть» масляную систему двигателя (Подробнее см. «Как производить «промывку» двигателя?»).
- Если есть основания полагать, что сальниковые уплотнения потеряли эластичность (о чем, например, говорят следы подтеков в местах посадки), то переход на «синтетику» лучше отложить до ремонта двигателя и замены сальников. Если же следов подтеканий не наблюдается, то для надежности можно порекомендовать сначала перейти на использование полусинтетического масла (Visco 3000) и проехать на нем полный интервал до замены. Если и после этого подтеки в местах посадки сальников не появились, то можно переходить на использование синтетических продуктов.
Как поступать, если в инструкции на автомобиль рекомендуются какое-либо специальное масло без указания конкретных спецификаций?
Обычно в инструкции по эксплуатации производителем приводятся требования к применяемым смазочным материалам в зависимости от температуры окружающей среды, режимов эксплуатации и т.д. Иногда, только в качестве примера, приводятся конкретные марки масел конкретных производителей. В этом случае, используя приведенные в данном буклете рекомендации, Вы сможете правильно выбрать подходящую марку масла.
Если же в рекомендациях производителя нет никаких требований к маслам, а рекомендован лишь один единственный продукт (название которого начинается в большинстве случаев с сокращенного названия фирмы-производителя автомобиля), то в этом случае владельцу такого автомобиля остается только поехать на ближайшую сервисную станцию и поменять там масло или же получить консультацию о том, где можно приобрести этот специальный продукт.
Взаимозаменяемы ли жидкости для автоматических коробок передач (ATF)?
Некоторые жидкости взаимозаменяемы. Однако в настоящее время нет проблемы найти на полке жидкость, имеющую точно такую спецификацию, которая требуется производителем Вашего автомобиля и приводится в инструкции по эксплуатации. Например, в инструкции требуется жидкость, имеющая спецификацию Dexron IID. В этом случае для замены и доливки необходимо просто найти марку жидкости, имеющую именно эту спецификацию (из продуктов BP — Autran MBX).
При доливке необходимо также помнить, что жидкости разных цветов не совместимы.
Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?
Большинство производителей требуют применения для системы охлаждения охлаждающей жидкости, состоящей из 50% концентрата антифриза на основе этиленгликоля и 50% воды определенного качества (можно рекомендовать использование для этой цели дистиллированной воды). При этой концентрации температура замерзания будет составлять минус 35-40 градусов Цельсия. Рекомендуется также менять охлаждающую жидкость не реже, чем 1 раз в 2 года или после определенного пробега.
Здесь можно дать следующие рекомендации:
- Не рекомендуется смешивать жидкости разных марок. Это может привести к снижению защитных свойств антифриза
- Нельзя смешивать антифризы разных цветов
- В случае необходимости для доливки лучше использовать обычную воду, контролируя при этом плотность получаемой смеси для определения температуры замерзания
Взаимозаменяемы ли тормозные жидкости?
Взаимозаменяемыми являются тормозные жидкости, имеющие спецификации DOT 3 и/или DOT 4 (пример BP Brake Fluid, BP Super Disk Brake Fluid). Жидкости, имеющие спецификацию DOT 5 взаимозаменяемы только между собой.
АСЕА — ассоциация европейских производителей автомобилей
API — американский институт нефти
ССМС — комитет изготовителей автомобилей стран Общего рынка (с 01.01.1996 г. заменен АСЕА)
SAE — общество инженеров-автомобилистов
http://auto. rin.ru
Руководство для начинающих по моторному маслу. Часть 4 Классификация API серии S
Руководство для начинающих по моторным маслам: что вам нужно знать. Часть 4
- Автор сообщения: Трей
- Сообщение опубликовано: 1 февраля 2019 г.
- Категория сообщения: Масло для газовых двигателей AMSOIL / Основы моторного масла
Ссылки на часть 1, часть 2 и часть 3.
Как классифицируется моторное масло для бензиновых двигателей?
Американский институт нефти (API) разработал систему классификации масел, состав которых соответствует различным эксплуатационным требованиям бензиновых и дизельных двигателей. Система API имеет две основные категории: серия S и серия C.
Сервисная классификация серии S для легковых автомобилейAPI S — серия
Система классификации API серии S направлена на создание стандартов для масел со свойствами, критически важными для современных бензиновых двигателей. В последнем стандарте SN+ основное внимание уделяется улучшению следующих элементов по сравнению с предыдущими стандартами (API SM): защита поршней от отложений, улучшенная стойкость к окислению, улучшенная работа с системами выбросов, увеличение расхода топлива, предотвращение LSPI или супердетонации.
Масло должно пройти серию стендовых испытаний и тестов производительности двигателя (тесты API Sequence), чтобы получить лицензию API и использовать Starburst API.
Классификации увеличиваются в алфавитном порядке по мере повышения стандартов производительности моторного масла для новых технологий двигателей или при неожиданном возникновении проблем. Это имело место в случае повышения с SN до SN+ в 2017 году из-за повреждения поршней LSPI и введения профилактического теста LSPI. Каждая новая классификация заменяет предыдущую. Эти новые классификации «обычно» совместимы с предыдущими версиями, что означает, что они соответствуют требованиям к рабочим характеристикам предыдущих стандартов и могут использоваться в двигателях, требующих более старых стандартов. Новые масла FA4 для более новых (2017 года выпуска и новее) дорожных дизелей являются примером классификации масел без обратной совместимости.
Вот стандарт API для классификации SN с сайта API:
«Представлено в октябре 2010 г., предназначено для обеспечения улучшенной защиты от высокотемпературных отложений на поршнях, более строгого контроля образования шлама и совместимости с уплотнениями. API SN с сохранением ресурсов соответствует ILSAC GF-5, сочетая характеристики API SN с улучшенной экономией топлива, защитой турбонагнетателя, совместимостью с системой контроля выбросов и защитой двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до E85».
Знак + был добавлен в классификацию SN в 2017 году по требованию автопроизводителей, поскольку LSPI был серьезной проблемой в новых двигателях. В дополнении + добавлен тест предотвращения LSPI.
Что такое ILSAC
ILSAC — это комитет, состоящий из автопроизводителей США и Японии. Они рекомендуют масла, лицензированные API для использования в транспортных средствах. У этого комитета нет стандартов для автомобилей, выпущенных до 1993 года. Однако самый последний стандарт (GF-5) содержит эксплуатационные характеристики всех предыдущих стандартов, и эти масла рекомендуются для использования в старых двигателях, как это было рекомендовано ранее.
Это текущий стандарт ILSAC, ILSAC GF-5.
Это определение взято из самой ILSAC. «GF-5 – представлен в октябре 2010 года и предназначен для обеспечения улучшенной защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений, более строгого контроля образования отложений, повышения топливной экономичности, совместимости с улучшенной системой контроля выбросов, совместимости с уплотнениями и защиты двигателей, работающих на этанолсодержащих топливо до E85».
Вы заметите, что классификации API и ILSAC почти идентичны. Это потому, что масла, которые рекомендует ILSAC, имеют лицензию API. и стандарты API основаны на потребностях автопроизводителей в защите двигателя. Отвечая на другой вопрос, да, производятся масла, не соответствующие этим стандартам. Так что нужно быть осторожным при покупке масел. Сейчас API размещает на своем сайте масла, которые незаконно используют их «звездообразование». Это масла, которые не прошли тест на использование символов.
Некоторые вещи, которые вы должны помнить об этих стандартах: Это минимальные отраслевые требования к маслам, и производители масел должны платить за лицензирование API масел
Экономия ресурсов – что это значит?
В 2010 году API ввел новую дополнительную категорию моторных масел под названием ресурсосберегающие. Это заменило категорию «Энергосбережение», которая фокусировалась только на свойствах масел, позволяющих экономить топливо. Ресурсосберегающие масла теперь включают в себя свойства, ориентированные на: защиту системы выхлопа, турбозащиту, совместимость с топливом на основе этанола до E85, а также максимальную экономию топлива.
Для получения дополнительной информации о том, почему синтетические масла AMSOIL лучше всего подходят для ваших транспортных средств, оборудования и «игрушек», в которые вы инвестируете, см. эту страницу.
Метки: API, GF-5, ILSAC, Рейтинги, SN plus, SN+
Трей
Я пожарный/фельдшер на пенсии. У меня 3 бизнеса. У меня есть дилерский центр AMSOIL и бизнес по обучению безопасности домашних животных, где я являюсь сертифицированным инструктором по оказанию первой помощи домашним животным и инструктором по сердечно-легочной реанимации домашних животных. У меня также есть растущая франшиза по дрессировке собак с моей женой, которую мы расширяем, чтобы открыть несколько мест. Мне нравится работать с автомобилями и другими реставрационными проектами. Мне также нравится проводить время со своими тремя дочерьми, обучая их ремонту автомобилей, охоте и рыбной ловле.
Понимание классификации моторных масел и почему это важно для моего
В этой статье мы объясняем важные различия между различными типами моторных масел и как выбрать лучшее моторное масло для вашего Porsche.
В основе каждого автомобиля Porsche лежит искусно сделанный двигатель. От оппозитных шестерок с воздушным охлаждением до гигантских двигателей V8 с турбонаддувом — эти блестяще спроектированные шедевры завоевали репутацию не только благодаря своим характеристикам, но и легендарной надежности и долговечности. Но чтобы эти двигатели работали наилучшим образом, им нужно масло. Не какое-нибудь старое масло, а смазка, удовлетворяющая всем существенным требованиям высокопроизводительного двигателя.
Не так давно было время, когда при выборе моторного масла вам приходилось беспокоиться только о вязкости (часть 10W-50) и категории обслуживания (часть SG в классификации API). В остальном у вас не было выбора, и масло было маслом.
Сегодня все изменилось: да, вязкость и классификация по-прежнему важны, но теперь у вас также есть выбор минерального или синтетического масла. Кроме того, вы также можете выбирать между полностью синтетическим (базовое масло синтезировано) и синтетическим маслом на минеральной основе (ультрарафинированное или «гидрокрекинговое» сырое масло).
Более того, с появлением каталитических нейтрализаторов, не переносящих свинец и цинк, в большинстве современных моторных масел пришлось отказаться от присадок, таких как диалкилдитиофосфат цинка (ZDDP) и свинец, которые были жизненно важны для смазывания клапанного механизма во многих двигателях. более старые высокопроизводительные двигатели, такие как плоские двигатели Porsche с воздушным охлаждением, оснащенные распределительными валами с плоским толкателем.
Итак, учитывая все эти варианты, какое масло следует использовать в вашем Porsche? Чтобы помочь вам принять обоснованное решение, возможно, стоит более подробно рассмотреть различные типы масел, а также преимущества и недостатки двух основных групп — масел на минеральной основе и современных полностью синтетических смазочных материалов.
Что такое минеральное или сырое масло?
Минеральные масла или масла на сырой основе классифицируются Американским институтом нефти (API) как группы I, II или III, что приблизительно указывает на уровень очистки, которому подверглось базовое масло.
Это «традиционные масла», и мы все знаем, что они работают. Но с повышенным вниманием к окружающей среде и производительности многие из этих смазочных материалов больше не удовлетворяют потребности каждого потребителя.
На минеральные масла отрицательно влияет температура. При низких температурах они имеют тенденцию становиться очень «густыми», что приводит к потере эффективности преодоления дополнительного «трения», в то время как при высоких температурах вязкость падает по мере разжижения масла, что может привести к ухудшению смазывания. При более высоких температурах они также быстрее окисляются, что означает более частую замену масла в тяжелых условиях, например, в двигателях с воздушным охлаждением.
Положительным моментом является то, что они дешевле синтетических масел, хотя масла Группы III очень похожи на синтетические масла как по характеристикам, так и по стоимости. Фактически, Общество автомобильных инженеров разрешает рекламировать их как синтетические масла.
Преимущества полностью синтетических смазочных материалов для двигателей – и предостережение
Это масла группы IV по API, часто с полиальфаолефинами (ПАО) в качестве основы, которые производятся путем синтеза химикатов. Тот факт, что они созданы руками человека, означает, что им можно придать очень специфические свойства.
Синтетические смазочные материалы очень стабильны в широком диапазоне температур, что позволяет производителям использовать более жидкие масла. На самом деле Porsche заливает в свои двигатели масла 0W-40 с 19-го века.96. Это, в свою очередь, приводит к улучшению характеристик двигателя и экономии до трех процентов расхода топлива.
Так как эти смазочные материалы очень стабильны при экстремальных нагрузках и температурах, они рекомендованы Porsche для использования в двигателях с турбонаддувом. Поскольку температура турбонаддува обычно достигает 900 o градусов по Цельсию (1600 o по Фаренгейту), минеральные масла требуют частой замены.
Пакеты присадок также могут быть точно разработаны для удовлетворения конкретных эксплуатационных требований. Это означает, что антипенные, моющие и антикоррозионные свойства часто превосходят свойства минеральных смазочных материалов.
Синтетические масла более безопасны для окружающей среды благодаря:
- Производятся из возобновляемых источников
- Снижение расхода топлива
- Продление срока службы масла, что означает меньшее количество масла, выбрасываемого в окружающую среду
Предупреждение относительно продленной замены масла: Пока автомобиль находится на гарантии, необходимо соблюдать интервалы обслуживания, установленные производителем. Также важно помнить, что любое масло (минеральное или синтетическое) может быть загрязнено попаданием пыли через воздушный фильтр, а также частицами механического износа в масле. Поэтому важно, чтобы фильтры менялись через соответствующие промежутки времени.
Недостатком использования синтетического смазочного материала являются первоначальные затраты, хотя экономия на деталях и рабочей силе в результате увеличения интервалов замены масла может компенсировать это.
Еще одна проблема, часто упоминаемая владельцами старых классических автомобилей, — несовместимость синтетических смазочных материалов со старыми сальниками. Многие из первых синтетических моторных масел были на основе сложных эфиров, а с некоторыми уплотнениями двигателя также на основе сложных эфиров уплотнения имели тенденцию набухать и размягчаться, снижая предел прочности на растяжение и позволяя маслу просачиваться через уплотнение. Переход на PAO позаботился об этой проблеме.
Тем не менее, есть предостережение для владельцев классики, желающих перейти на синтетическое масло. Хотя это и не является прямым следствием использования синтетического масла, отсутствие ZDDP и свинца в этих смазочных материалах создает проблему для более ранних плоских двигателей Porsche с воздушным охлаждением, оснащенных распределительными валами с плоскими толкателями. Без этих «высоконагруженных» присадок кулачки распределительного вала, вероятно, будут подвергаться повышенному износу. Поэтому важно соблюдать осторожность при выборе моторного масла для классических моделей Porsche 356 и более ранних моделей Porsche 9.11с.
Какое масло следует использовать в вашем Porsche?
Перед тем, как принять решение о том, какое масло заливать или доливать в двигатель вашего Porsche, всегда следует обращаться к спецификациям и рекомендациям Porsche в руководстве.
Важнейшая информация, необходимая для выбора правильного масла для вашего двигателя:
- Вязкость масла.
- Сервисная классификация масла. Например, в таксономии API SN буква «S» подтверждает, что масло пригодно для использования в двигателях с искровым зажиганием, а буква «N» подтверждает, что масло соответствует требованиям двигателей, выпущенных после октября 2010 года. совместимости со старыми категориями услуг, это не всегда так, поэтому всегда соблюдайте требования Porsche.
- На старых классических автомобилях Porsche также необходимо определить, совместим ли ваш двигатель с синтетическим маслом.
К счастью, специалисты Porsche Classic разработали линейку моторных масел, специально разработанных для классических оппозитных двигателей с воздушным охлаждением. С помощью инженеров Центра разработки Porsche в Вайссахе и немецкого поставщика масел Porsche Classic было разработано масло 20W-50 для моделей 356, 914 и ранних моделей 911 с воздушным охлаждением рабочим объемом до 2,7 л. Все эти масла были разработаны для сохранения устойчивости к сдвигу при высоких температурах и в старых двигателях не влияют на уплотнения.
Более того, учитывая, что не каждый классический автомобиль используется для повседневных поездок, эти автомобили часто припаркованы на длительное время и используются только время от времени для коротких поездок, что повышает вероятность повреждения компонентов двигателя. Моторные масла Porsche Classic были разработаны для защиты классических автомобилей, даже если они не используются в течение длительного времени.
Ассортимент был расширен за счет масла 10W-60 для 3,0-литровых моделей 911 с воздушным охлаждением, а также масла 10W-50 для Porsche 9. 28, 924, 944 и 968, а также масло 5W-50 специально для моделей 996 и Boxster типа 986.
Таким образом, в то время как ассортимент моторных масел продолжает расти, зная, как классифицируются масла, и следуя рекомендациям Porsche, вы можете с уверенностью выбрать лучшее моторное масло для вашего Porsche и условий, в которых он работает.
Вам понравилась эта статья? Чтобы не пропустить будущие публикации, подпишитесь на RSS-канал этого блога, используя
https://frazerpart.com/blogs/technical-articles.atom 9.0016
Все о масле: классификация и испытания масел
Все о нефти
Еще на рубеже веков автомобильная и нефтяная промышленность осознали, что должен быть какой-то метод классификации и описания картерных масел. В период с 1911 по 1970 год предпринимались постоянные усовершенствования первых грубых попыток классификации моторных масел. Сегодня масла классифицируются по системе, разработанной совместно Американским институтом нефти (API), Американским обществом по испытаниям и материалам (ASTM) и Обществом автомобильных инженеров (SAE).
Тем временем SAE разрабатывала отдельный метод измерения вязкости нефти. С помощью этих двух классификаций автомобилист может лучше понять, с чем он сталкивается при покупке моторного масла.
Рейтинг | Описание |
---|---|
SA: | Универсальное моторное масло для бензиновых двигателей без присадок, за исключением того, что оно может содержать присадки и/или пеногасители. Для этого класса нет требований к производительности. |
СБ: | Масло для бензиновых двигателей для минимальных условий эксплуатации со всеми качествами класса SA, но с некоторыми антиоксидантными и противозадирными свойствами. |
СК: | Это масло было разработано в соответствии с гарантийными характеристиками для бензиновых двигателей с 1964 по 1967 год и включает в себя все качества класса SB с дополнительными присадками для защиты от ржавчины и моющими/диспергирующими свойствами. |
SD: | Разработанное в соответствии с гарантийными требованиями автомобилей, выпущенных с 1968 по 1970 год, это масло обладает всеми качествами масла класса SC с лучшими присадками против образования шлама и коррозии. Его можно использовать там, где рекомендуется классификация API SC. |
SE: | Дальнейшая модернизированная классификация, предусматривающая гарантийное обслуживание легковых автомобилей 1972–1980 годов выпуска. Помимо улучшенных противошламовых и антикоррозионных присадок, оно содержит улучшенные антиоксидантные присадки. |
СН: | Эта классификация обусловлена более суровыми условиями эксплуатации двигателя. Масло класса SF предназначено для работы в соответствии с гарантийными требованиями в новых двигателях, работающих при более высоких температурах. |
ТД: | Этот рейтинг обеспечивает улучшения по сравнению с рейтингом SF в том смысле, что масло обладает лучшей устойчивостью к окислению, лучшей защитой от образования шлама и лучшими противоизносными свойствами. Это было сделано для соблюдения гарантийных требований для автомобилей 1989 года. |
ИС: | Соответствует требованиям гарантии 1994 года. Все предыдущие категории услуг устарели по этой классификации. Категория обслуживания API SH была принята в 1992 году для описания моторных масел, доступных в 1993 году. Эти масла предназначены для использования в бензиновых двигателях легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков, работающих в соответствии с процедурами технического обслуживания, рекомендованными производителями транспортных средств. Моторные масла, разработанные для этой сервисной категории, обеспечивают характеристики, превышающие минимальные требования API сервисной категории SG, которую должна была заменить сервисная категория SH, в области контроля отложений, окисления масла, износа, ржавчины и коррозии. |
СЖ: | Соответствует требованиям гарантии 1997 года. Категория обслуживания API SJ была принята для использования в описании моторных масел, доступных в 1996 году. Эти масла предназначены для использования в обычных условиях эксплуатации бензиновых двигателей легковых автомобилей, внедорожников, фургонов и легких грузовиков, работающих в соответствии с процедурами технического обслуживания, рекомендованными производителями транспортных средств. . Моторные масла, которые соответствуют обозначению API Service Category SJ (см. Приложение G), могут использоваться там, где рекомендована API Service Category SH и более ранние категории. |
СЛ: | Соответствует требованиям гарантии 2001 года. API Service Category SL была принята для использования в описании моторных масел, доступных в 2001 году. Эти масла предназначены для использования в обычных бензиновых двигателях современных и более ранних легковых автомобилей, внедорожников, фургонов и легких грузовиков, работающих под маркой производителей транспортных средств. рекомендуемые процедуры технического обслуживания. Моторные масла, соответствующие обозначению API Service Category SL (см. Приложение G), могут использоваться там, где рекомендованы API Service Category SJ и более ранние категории S. |
СМ: | Соответствует требованиям гарантии 2005 года. Категория обслуживания API SM была принята для использования в описании моторных масел, доступных в 2004 году. Эти масла предназначены для использования в бензиновых двигателях современных и более ранних легковых автомобилей, внедорожников, фургонов и легких грузовиков, эксплуатируемых производителями транспортных средств. ‘ рекомендуемые процедуры технического обслуживания. Моторные масла, которые соответствуют обозначению API Service Category SM (см. Приложение G), могут использоваться там, где рекомендованы API Service Category SL и более ранние категории S. |
Литера S в служебной классификации означает, что масло предназначено для использования в легковых автомобилях. Существует буквенная классификация C (CA, CB, CC и CD), которая относится к маслам, предназначенным для коммерческого применения, причем CD является наиболее строгой классификацией.