Коэффициент сцепления шин с дорогой
12.07.2016
На поведение вашего автомобиля во время движения влияет много факторов. К ним принадлежат скорость ветра, его направление, давление воздуха в шинах, другие причины. Но, по большому счету, они важны только для водителей-профессионалов. Простым водителям нужно иметь понятие только о коэффициенте сцепления или, говоря простым языком, скользкости дороги.
Этот показатель находится в прямой зависимости от времени года и погодных условий. На дороге может лежать снег, присутствовать грязь, асфальт от жары может размягчиться и т.д. Даже материал покрытия не так важен, хотя он также влияет на манеру вождения: дорога из плит напоминает поездку в поезде; на брусчатке автомобиль сильно трясет и т.п.
Чистое и сухое дорожное покрытие при нормальной температуре воздуха дает отличное сцепление шин с дорожным покрытием, но стоит вмешаться погоде и природе, как немедленно появляются проблемы, и приходится менять режим движения.
Таблица коэффицентов
Машина скользит на дороге по разным причинам. Их можно разбить на две группы: во-первых, скольжение на некоторых участках и, во-вторых, скольжение по всей дороге.
— Скольжение автомобиля на некоторых участках —
Изменение качества покрытия на некоторых участках коварно тем, что водитель, привыкая к режиму езды, ослабляет контроль и не готов сразу адекватно отреагировать на изменение качества покрытия.
Лужи на дороге
При проезде машины через большие лужи возникает так называемое «аквапланирование», которое опаснее, чем гололед. При гололеде машина имеет хоть какое-то сцепление с дорогой, а вода под колесами лишает автомобиль этого контакта. Колесо просто не успевает выталкивать воду из-под себя, и под ним образуется водяная подушка.
Потеки нефтепродуктов на покрытии
На участке дороги, где был пролит горюче-смазочный материал, скорость должна быть минимальной, поскольку на колесе образуется тонкий и часто неравномерный слой смазки. Поверхность колеса уже не может сохранять постоянный и качественный контакт с дорожным покрытием, что приводит к заносу.
Песчаные и снежные заносы
Снег или песок, нанесенные ветром на дорогу, никоим образом нельзя рассматривать как дорожное покрытие. Если вы едете по лесной песчаной дороге или по заснеженному проселку, вы понимаете, что твердого покрытия на них нет, и двигаетесь осторожно, чтобы вас не снесло в сторону. Точно так же приходится вести машину, если на проезжую часть нанесло песок или снег.
Пересечение с грунтовой дорогой
В местах заезда с грунтовой дороги на асфальтное покрытие может накапливаться грязь. Это случается в период полевых работ, в непогоду, после проливных дождей. Дорога оказывается укрытой скользким слоем земли, песка, глины. Это чрезвычайно опасно для водителя, незнакомого с местностью и не подготовленного к подобным казусам.
Частичный гололед
Гололедица может возникать на дороге выборочно, и это следует учитывать при движении. Например, лед плохо тает в тени деревьев, высоких сооружений и здесь же быстрее замерзает. На мостах, открытых путепроводах дорожное покрытие охлаждается одновременно со всех сторон, что приводит к более раннему замерзанию влаги и образованию льда.
Проблемные участки следут объезжать или проезжать на небольшой скорости. Грозит бедой езда одной стороной по твердому покрытию и другой – по участку с проблемами. Машину может развернуть и закрутить. Если приходится двигаться по длинному участку с такими условиями, не делайте резких движений и торможений. Двигаться следует по наиболее прямой линии, а на поворотах стараться внешними колесами ехать по сухому покрытию, а внутренней парой колес – по гололеду или грязному асфальту.
— Низкое сцепление по всей дороге —
Гололед
Тонкий слой льда часто незаметен, но он может присутствовать на покрытии, поэтому при нулевой температуре постоянно проверяйте качество покрытия. Если лед тает, выбирайте ту полосу, где в данный момент более интенсивное движение. Здесь дорога быстрее освобождается ото льда, поэтому езда будет более безопасной. Соответственно, на полосе со слабым движением будьте внимательны: гололед покажет, насколько он коварен, когда вы на большой скорости выедете на такую полосу Выборгского района, есть опасность попасть в ДТП, после чего понадобится эвакуатор для пермещения машины.
Дождь
Сцепление с дорогой снижается в первые минуты дождя, когда на покрытии еще сохраняется слой из остатков несгоревшего топлива, капель масла и мельчайших кусочков резины. В этот период на асфальте появляются полосы от колес впереди идущих машин; эти полосы видны только в начале дождя. Заметив их, снижайте скорость, действуйте, как во время гололеда: выбирайте прямолинейные траектории, увеличивайте дистанцию.
Снег
На зимней дороге опаснее всего мокрый снег. Когда покрытие накатывают, машина становится похожей на сани с отполированными полозьями.
Булыжная мостовая
В дождь булыжники особенно наглядно показывают, насколько хорошо они отшлифовованы колесами. Мокрое покрытие мостовой становится очень скользким, колеса не цепляются за дорогу, тормозной путь увеличивается, машину на большой скорости может занести.
Асфальт в сильную жару
При сильном нагреве асфальт выделяет из себя связывающее вещество, машина словно плывет по дороге.
Листва на проезжей части
Опавшие листья, сухие или влажные, недавно упавшие на дорогу или уже гниющие, не могут служить крепкой опорой для автомобиля. Они легко вылетают из-под колес, поэтому сцепление с покрытием низкое. Кроме того, под слоем листвы может скрываться выбоина или яма.
Как проверить, насколько скользкое сейчас покрытие? Примените легкое торможение или, двигаясь на небольшой скорости, резко нажмите на педаль газа. Если колеса пробуксовывают, это значит, что дорога скользкая. Нажмите на педаль несколько раз, постепенно увеличивая усилие, и вы поймете, насколько покрытие скользкое. Чем раньше машина начнет буксовать, тем хуже покрытие и опаснее дорога.
Как вести машину по скользкой дороге?
Опытные водители советуют: при любых условиях водитель должен вести себя одинаково и:
- всегда ехать с включенной передачей;
- при повороте крутить руль;
- тормозить без выжимания сцепления;
- менять передачу исключительно на прямых отрезках пути.
Если соблюдать эти правила, то на необычных участках водителю остается лишь снижать скорость.
Следует помнить: при движении по скользкой дороге помогает плавность движений. Это обеспечивает автомобилю большую устойчивость и заметно уменьшает возможность заноса.
Смотрите далее:
Европейская маркировка шин
Европейская маркировка шинВключите JavaScript в браузере для нормального отображения страниц.
8 (800) 707-65-40Заказать звонок
Напомнить пароль
Личный кабинет
Новый покупатель
2 + 9 =Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных. Узнать больше
Заказать звонок
Оставьте свой номер телефона и удобное время для звонка, и мы Вам обязательно перезвоним
Магазинул.
В целях предоставления стандартизованной информации о расходе топлива, сцеплении на мокром покрытии и внешнем шуме от качения, Европейский Союз решил ввести обязательную маркировку всех новых шин (европейская маркировка).
С ноября 2012 года все новые шины, продаваемые в ЕС, должны иметь стикер европейской маркировки. Основанием для этого является предоставление базовых сведений о шине и помощь конечному пользователю при принятии решения о выборе новой шины.
Топливная эффективность
От чего зависит экономичность шины?
Простыми словами, топливо сберегающие шины требуют меньше энергии для преодоления сопротивления качению.
Как измеряется топливная экономичность?
Топливная экономичность находится в диапазоне от «А» до «G» на цветовой шкале.
A (зеленый цвет)= максимальная топливная экономичность
G (красный цвет)= минимальная топливная экономичность
Для легковых автомобилей рейтинг «D» не используется.
Расход топлива: разница между оценкой «А» и «G» составляет 0,5 л/100 км, что представляет собой 80 литров топлива в год (на базе 15 000 км/год).
Что означает этот рейтинг
Различие между рейтингом «A» и «G» может указывать на разницу в расходе топлива до 7,5%. Если выразить это в абсолютных показателях, использование шин с рейтингом «A» вместо шин с рейтингом «G» позволит экономить более 6 литров на каждой тысяче километров.
При средней цене топлива 1,50 евро за литр можно сэкономить более 300 евро на протяжении всего срока эксплуатации шин*
И не забудьте о снижении влияния на окружающую среду!
*При условии среднего расхода 8 литров на 100 км, цены топлива на уровне 1,50 евро за литр и среднего пробега шин 35 000 км
Что еще влияет на топливную экономичность?
Для максимальной экономии топлива следите за уровнем давления в шинах. Низкое давление в шинах увеличивает сопротивление качению и влияет на эффективность сцепления с мокрым дорожным покрытием. Масса автомобиля и стиль вождения также влияют на расход топлива. Энергосберегающий стиль вождения, также называемый «эковождением», может существенно снизить расход топлива.
*При условии среднего расхода 8 литров на 100 км, цены топлива на уровне 1,50 евро за литр и среднего пробега шин 35 000 км
Представленные здесь значения приводятся только в качестве иллюстрации. Значения для различных типоразмеров шин могут отличаться.
Маркировка:
A- максимальная топливная экономичность (Коэффициент сопротивления качению (RR), en kg/t RR ≤ 6,5)
Топливная эффективность — первый критерий, который можно увидеть на этикетке автошины. От шины зависит приблизительно 20 % расхода топлива автомобиля. Чем выше сопротивление качению шины, тем выше расход топлива автомобиля. Этикетка указывает класс сопротивления качению шины и ранжируется от A до G.
B– очень высокая топливная экономичность (Коэффициент сопротивления качению (RR), enkg/t6,6 ≤ RR ≤ 7,7)
Топливная эффективность — первый критерий, который можно увидеть на этикетке автошины. От шины зависит приблизительно 20 % расхода топлива автомобиля. Чем выше сопротивление качению шины, тем выше расход топлива автомобиля. Этикетка указывает класс сопротивления качению шины и ранжируется от A до G.
C- высокая топливная экономичность (Коэффициент сопротивления качению (RR), enkg/t7,8 ≤ RR ≤ 9)
Топливная эффективность — первый критерий, который можно увидеть на этикетке автошины. От шины зависит приблизительно 20 % расхода топлива автомобиля. Чем выше сопротивление качению шины, тем выше расход топлива автомобиля. Этикетка указывает класс сопротивления качению шины и ранжируется от A до G.
D- средняя топливная экономичность (Коэффициент сопротивления качению (RR), enkg/tНе используется)
Топливная эффективность — первый критерий, который можно увидеть на этикетке автошины. От шины зависит приблизительно 20 % расхода топлива автомобиля. Чем выше сопротивление качению шины, тем выше расход топлива автомобиля. Этикетка указывает класс сопротивления качению шины и ранжируется от A до G.
E– ниже-среднего топливная экономичность (Коэффициент сопротивления качению (RR), enkg/t9,1 ≤ RR ≤ 10,5)
Топливная эффективность — первый критерий, который можно увидеть на этикетке автошины. От шины зависит приблизительно 20 % расхода топлива автомобиля. Чем выше сопротивление качению шины, тем выше расход топлива автомобиля. Этикетка указывает класс сопротивления качению шины и ранжируется от A до G.
F- низкая топливная экономичность (Коэффициент сопротивления качению (RR), enkg/t10,6 ≤ RR ≤ 12)
Топливная эффективность — первый критерий, который можно увидеть на этикетке автошины. От шины зависит приблизительно 20 % расхода топлива автомобиля. Чем выше сопротивление качению шины, тем выше расход топлива автомобиля. Этикетка указывает класс сопротивления качению шины и ранжируется от A до G.
G- минимальная топливная экономичность (Коэффициент сопротивления качению (RR), enkg/tRR ≥ 12,1)
Топливная эффективность — первый критерий, который можно увидеть на этикетке автошины. От шины зависит приблизительно 20 % расхода топлива автомобиля. Чем выше сопротивление качению шины, тем выше расход топлива автомобиля. Этикетка указывает класс сопротивления качению шины и ранжируется от A до G.
Сцепление на мокрой поверхности
Узнать больше о маркировке шин ЕС
Сцепление с влажной дорогой — это важный фактор при выборе новых шин. Сцепление на мокрой дороге — это важный фактор при выборе новых шин.
Что такое сцепление с влажной дорогой?
Сцепление с влажной дорогой — это способность шины удерживать контакт с мокрой поверхностью. В классификации ЕС рассматривается только один аспект сцепления с влажной поверхностью – характеристики торможения шины на мокрой дороге.
Как измеряется сцепление с влажной дорогой?
Сцепление на мокрой дороге классифицируется от «А» до «F»:
А = максимальный уровень
F = минимальный уровень
Для легковых автомобилей индексы «D» и «G» не используются.
Торможение: разница между шиной с оценкой A и G равна дистанции в 18 метров, что представляет собой расстояние в 4 автомобиля.
Что означает этот рейтинг
В экстренных ситуациях сокращение тормозного пути на несколько метров может иметь решающее значение. Тормозной путь легкового автомобиля, на котором установлены шины с индексом А, при резком торможении со скорости 80 км/ч будет на 18 метров короче, ==>чем при использовании шин с индексом «F». *
Примечание: во время вождения всегда соблюдайте рекомендованное расстояние для остановки.
*При измерении по методике, указанной в нормативах ЕС 1222/2009. Тормозной путь зависит от дорожных условий и прочих факторов.
Представленные здесь значения приводятся только в качестве иллюстрации. Значения для различных типоразмеров шин могут отличаться.
Наименования:
A- максимальный уровень сцепления шин на мокрой поверхности (Коэффициент сцепления (где G является индексом сравнения) 1,55 ≤ G)
Критерий характеризует длину тормозного пути на мокрой поверхности. Шины имеют оценку от A до F. К примеру, разница длины тормозного пути между шиной с оценкой A и шиной с оценкой F равна 18-ти метрам, при условии, что автомобиль движется со скоростью 80 км/ч.
B– очень высокий уровень сцепления шин на мокрой поверхности (Коэффициент сцепления (где G является индексом сравнения) 1,40 ≤ G ≤ 1,54)
Критерий характеризует длину тормозного пути на мокрой поверхности. Шины имеют оценку от A до F. К примеру, разница длины тормозного пути между шиной с оценкой A и шиной с оценкой F равна 18-ти метрам, при условии, что автомобиль движется со скоростью 80 км/ч.
C- высокий уровень сцепления шин на мокрой поверхности (Коэффициент сцепления (где G является индексом сравнения) 1,25 ≤ G ≤ 1,39)
Критерий характеризует длину тормозного пути на мокрой поверхности. Шины имеют оценку от A до F. К примеру, разница длины тормозного пути между шиной с оценкой A и шиной с оценкой F равна 18-ти метрам, при условии, что автомобиль движется со скоростью 80 км/ч.
D- средний уровень сцепления шин на мокрой поверхности (Коэффициент сцепления (где G является индексом сравнения) Не используется)
Критерий характеризует длину тормозного пути на мокрой поверхности. Шины имеют оценку от A до F. К примеру, разница длины тормозного пути между шиной с оценкой A и шиной с оценкой F равна 18-ти метрам, при условии, что автомобиль движется со скоростью 80 км/ч.
E– ниже-среднего уровень сцепления шин на мокрой поверхности (Коэффициент сцепления (где G является индексом сравнения) 1,10 ≤ G ≤ 1,24)
Критерий характеризует длину тормозного пути на мокрой поверхности. Шины имеют оценку от A до F. К примеру, разница длины тормозного пути между шиной с оценкой A и шиной с оценкой F равна 18-ти метрам, при условии, что автомобиль движется со скоростью 80 км/ч.
F- низкий уровень сцепления шин на мокрой поверхности (Коэффициент сцепления (где G является индексом сравнения) G ≤ 1,09)
Критерий характеризует длину тормозного пути на мокрой поверхности. Шины имеют оценку от A до F. К примеру, разница длины тормозного пути между шиной с оценкой A и шиной с оценкой F равна 18-ти метрам, при условии, что автомобиль движется со скоростью 80 км/ч.
G- минимальный уровень сцепления шин на мокрой поверхности (Коэффициент сцепления (где G является индексом сравнения) Не используется)
Критерий характеризует длину тормозного пути на мокрой поверхности. Шины имеют оценку от A до F. К примеру, разница длины тормозного пути между шиной с оценкой A и шиной с оценкой F равна 18-ти метрам, при условии, что автомобиль движется со скоростью 80 км/ч.
Внешний шум
Подробнее о маркировке шин ЕС
Значительная часть шума, создаваемого автомобилем при движении, связана с шинами. Использование тихих шин помогает снизить воздействие вашего автомобиля на окружающую среду.
Какие показатели охватывает шумовая классификация шин ЕС
Классификация ЕС измеряет уровень наружного шума, создаваемого шинами, в децибелах.
Класс шумности
Поскольку многие люди не ориентируются в децибелах, также приводится графическое обозначение класса шумности. Этот код показывает, как показатели шины соотносятся с будущими европейскими ограничениями на уровень шума от шин.
· 1 черная волна: тихая шина (как минимум на 3 дБ ниже будущего предельного значения для Европы)
· 2 черные волны: умеренно шумная шина (между будущим предельным значением и -3 дБ)
· 3 черные волны: шумная шина (превышает будущее предельное значение для Европы)
Что означает этот рейтинг
Количество децибел измеряется по логарифмической шкале. Дополнительные несколько децибел приводят к значительному увеличению уровня шума. Фактически разница в 3 дБ в два раза увеличивает уровень шума, производимого шиной.
Каждый день на дороги выезжают тысячи автомобилей. Если использовать более тихие шины, шум в наших городах станет значительно меньше.
Пожаловаться
Поблагодарить
Интернет-магазин KOLOBOX
Фрикционные и автомобильные шины
Джонс и Чайлдерс сообщают о коэффициентах трения около 0,7 для сухих дорог и 0,4 для мокрых дорог. Рисунок протектора представляет собой «всепогодный» компромисс. Если бы вы были гонщиком в Индианаполисе, вы бы использовали «гладкие» гоночные шины без протектора. На сухих поверхностях коэффициент трения может достигать 0,9, но ездить на них по мокрой дороге будет опасно, так как коэффициент мокрой дороги может быть всего 0,1. Рано или поздно большинству людей приходится сталкиваться с трудным суждением о том, насколько сильно тормозить при аварийной остановке. Это сложный вопрос, и здесь не даются окончательные ответы. Но приведенная ниже иллюстрация может указать на некоторые соответствующие физические принципы. В лучшем случае при торможении колеса должны вращаться, потому что нижняя точка шины мгновенно находится в состоянии покоя по отношению к дорожному полотну (не скользит), и если существует значительная разница между статическим и кинетическим трением, вы получить больше тормозного усилия таким образом. Может быть, блокировка тормозов не так уж плоха в хороших условиях на сухой дороге, и вы не сможете удержаться от этого в чрезвычайной ситуации. Но если вы заблокируете колеса на мокрой дороге, последствия могут быть плачевными! У меня нет ничего похожего на надежные оценки эффективного коэффициента трения, но я предполагаю, что он может легко упасть до менее чем половины торможения «качения колес», потому что вы скользите по поверхности, смазываемой водой. Может случиться так, что даже с катящимися колесами у вас может быть около 0,4 в качестве коэффициента по сравнению с 0,7 на сухой дороге, и он может упасть до 0,1 для сликов. | Индекс Концепции трения График стандартной модели Ссылка | ||
| Вернуться |
Уравнение силы тяги и калькулятор
Связанные ресурсы: калькуляторы
Уравнение и калькулятор шин
Проектирование и инженерия электропередачи
Инженерные и проектные приложения
Тяговая сила или тяговая сила — это сила, используемая для создания движения между автомобилем или грузовиком и дорогой или касательной поверхностью.
Сцепление с шиной может также относиться к максимальному тяговому усилию между телом и поверхностью, ограниченному доступным трением; в этом случае тяговое усилие часто выражается как отношение максимальной тяговой силы к нормальной силе и называется коэффициентом тягового усилия.
Приложенная тяговая сила на основе уравнения крутящего момента двигателя:
F z = [ 2 · π · M mot · η · i G · i v · i A ] / U
Где ,
F z = Сила тяги в Н
M mot = Крутящий момент двигателя в Нм
η = общий КПД силовой передачи (см. таблицу ниже)
i G = Передаточное отношение)
i v = Передаточное число ведущей оси
i A = Конечная передача ведущего(их) моста(ов)
U = Окружность качения шины = 2 · π · r в м
r = радиус шины в м
Общий КПД трансмиссии
Количество ведущих осей | η |
Одна ось | 0,95 |
Две оси | 0,90 |
Три оси | 0,85 |
Четыре оси | 0,80 |
Коэффициент сцепления : Коэффициент сцепления определяется как полезная сила тяги, деленная на вес ходовой части (колеса, гусеницы и т. д.).
полезное сцепление = коэффициент сцепления x нормальная сила
Факторы, влияющие на коэффициент сцепления
Сцепление шины между двумя поверхностями зависит от нескольких факторов:
- Состав материала каждой поверхности.
- Макроскопическая и микроскопическая форма (текстура; макротекстура и микротекстура)
- Нормальная сила, прижимающая контактные поверхности друг к другу.
- Загрязнения на границе материала, включая смазочные материалы и клеи.
- Относительное движение трущихся поверхностей — скользящий объект (один в кинетическом трении) имеет меньшее сцепление, чем нескользящий объект (один в статическом трении).
- Направление сцепления относительно некоторой системы координат — например, доступное сцепление шины часто различается при прохождении поворотов, ускорении и торможении.
- Для поверхностей с низким коэффициентом трения, таких как бездорожье или лед, сцепление можно увеличить за счет использования тяговых устройств, которые частично проникают в поверхность; эти устройства используют прочность на сдвиг подстилающей поверхности, а не полагаются исключительно на сухое трение (например, агрессивный протектор для бездорожья или цепи противоскольжения).
…
Максимально допустимое тяговое усилие, которое может быть приложено к колесам, зависит от двух факторов: веса автомобиля и коэффициента сцепления между шиной и поверхностью дороги.
Чем больше вес и коэффициент сцепления, тем больше тягового усилия можно приложить к колесам, не вызывая пробуксовки между шинами и дорогой.
При проектировании колесных или гусеничных транспортных средств высокое сцепление колес с грунтом более желательно, чем низкое, поскольку оно обеспечивает более высокое ускорение (включая прохождение поворотов и торможение) без проскальзывания колес. Одним заметным исключением является техника дрифта в автоспорте, при которой сцепление задних колес намеренно теряется при прохождении поворотов на высокой скорости.
В некоторых приложениях существует сложный набор компромиссов при выборе материалов. Например, мягкая резина часто обеспечивает лучшее сцепление с дорогой, но также быстрее изнашивается и имеет более высокие потери при изгибе, что снижает расход топлива и эффективность качения.