Летающие автомобили. Визуальные признаки будущего / Хабр
Будущее без летающих автомобилей – не будущее, а профанация, спросите у любого охотника из Rep Detect
Летающий автомобиль – один из самых узнаваемых штампов фантастики. Неважно, идёт ли речь о человечестве или иных цивилизациях, о ближнем будущем или совсем недалёком, об утопическом обществе или ужасном – в небе непременно можно видеть что-то подобное. Между небоскрёбами мрачного Лос-Анджелеса 2019 года в «Бегущем по лезвию» рассекают спиннеры, над зелёными проспектами коммунистической Москвы 2084-го парят флипперы — уровень спецэффектов и художественного дизайна несопоставим, но в остальном эти машины удивительно схожи.
Где-то летающие автомобили служат просто фоном, где-то играют более важную роль. В «Пятом элементе» или втором эпизоде «Звёздных войн», например, с их участием сделаны весьма зрелищные сцены погонь, которые выгодно смотрятся в трейлерах и обзорах. В любом случае — художественная функция летающего автомобиля очевидна. Это средство передать зрителю (читателю, игроку) ощущение необычности показываемого мира, где привычный предмет (автомобиль) выполняет непривычную функцию (летает). Но люди не были бы людьми, если бы не попытались создать нечто подобное в реальности.
Первый такой аппарат появился в 1917 году — то есть как только и автомобили и самолёты обрели более-менее достаточное распространение. Авиаконструктор Глен Кёртис представил на Пан-Американской воздухоплавательной выставке в Нью-Йорке свой Autoplane, то есть «Автомобиль-самолёт». Алюминиевая кабина вмещала пилота и двух пассажиров, крылья использовались от учебного аэроплана модели L, который Кёртис создал годом ранее. В движение Autoplane приводил 100-сильный бензиновый мотор, который через ремённую передачу вращал толкающий четырёхлопастной пропеллер. Крылья и хвост можно было снять и использовать аппарат как обычный автомобиль. Правда, пропеллер, не снабжённый никаким ограждением, мог в этом случае представлять опасность для окружающих, но в те времена и не столь странные конструкции можно было встретить на дорогах.
А вот летать Autoplane не умел — мощности двигателя хватало лишь на то, чтобы совершать небольшие подскоки. Возможно, Кёртис сумел бы это исправить, но через два месяца США вступили в Первую мировую войну, и ему стало не до этого — стране стали нужны боевые самолёты.Autoplane Глена Кёртиса
Следующая примечательная попытка состоялась в 1936 году и снова в США. Фирма ACA построила по заказу Бюро воздушной торговли автожир AC-35. Автожир — летательный аппарат, промежуточный между самолётом и вертолётом. В воздухе его держит несущий винт, но раскручивается этот винт сам, под действием набегающего потока воздуха. Автожир медленнее самолёта и не умеет взлетать и садиться вертикально, как вертолёт, но обладает рядом достоинств, и потому с автожирами в 1930-е много экспериментировали. Конкретно AC-35 отличается тем, что мог применяться и как автомобиль, причём был для этого более удобен, чем Autoplane. Несущий винт мог складываться, а привод от мотора переключался с тянущего пропеллера на заднее колесо шасси.
Автожир AC-35
Первым летающим автомобилем самолётной схемы, совершившим успешный полёт, стал W-5 Arrowbile («Стрела-мобиль») Вальдо Уотермана. Созданный в 1937 году на базе его же самолёта W-4, Arrowbile отличался от него управлением и устройством шасси. Крыло можно было снимать, и тогда машина превращалась в небольшой автомобиль, перемещающийся при помощи толкающего пропеллера. Для управления на земле служило переднее поворотное колесо шасси. Было построено шесть экземпляров с разными двигателями и мелкими отличиями в конструкции, последний – в 1957 году. Уотерман хотел развернуть бизнес по торговле этими машинами, но покупателей за двадцать лет так и не нашлось.
W-5 Arrowbile
В 1942 году был построен первый летающий автомобиль неамериканской разработки. Британский инженер Рауль Хафнер решал вопрос переброски лёгкой военной техники по воздуху. Ему и пришла в голову идея приспособить к обычному американскому джипу «Виллис» винт от автожира. Получившаяся конструкция получила название Rotabuggy («Багги с винтом») и официальное обозначение M.L. 10/42. Взлетать самостоятельно Rotabuggy, правда, не мог – его приходилось буксировать. Для отрыва от земли нужно было набрать не менее 72 км/ч, на что перегруженного дополнительными деталями джипа уже не хватало. Для управления требовалось два человека – один рулил джипом на земле, второй отвечал за воздушное управление, вынесенное отдельно. Испытания машины продолжались до осени 1944 года, после чего программу свернули. Появившиеся и уже успешно опробованные при высадке в Нормандии тяжёлые десантные планеры позволяли перевозить технику быстрее и эффективнее, причём в них помещались даже лёгкие танки. Rotabuggy оказался не нужен.
Летающий джип Rotabuggy
После Второй Мировой стало появляться больше проектов летающих автомобилей. Во-первых, сами автомобили стали куда более распространёнными, что не могло не породить мысли придать им дополнительные функции. Во-вторых, общий рывок научно-технического прогресса породил оптимизм – попытки осуществить старые мечты фантастов стали мейнстримом.
Наиболее известной такой попыткой по части летающих автомобилей стал Aerocar («Аэроавтомобиль») американского конструктора Молтона Тейлора. Работу над ним Тейлор начал в 1946 году и уже через три года совершил первый полёт. Конструкция была уже привычного вида – толкающий пропеллер, съёмные крылья и хвост. Отличия крылись в мелочах. Конструкция была продумана и проста, так что трансформировать машину из дорожной конфигурации в летающую или наоборот мог один человек буквально за несколько минут. Снятые элементы соединялись, образуя прицеп, который можно было возить за собой. В дорожной конфигурации привод двигателя переключался на задние колёса, а сам пропеллер снимался, так что не представлял опасности для окружающих. Aerocar был успешно сертифицирован в США и как легковой автомобиль, и как гражданское воздушное судно.
Тейлор планировал продать не менее пятисот машин, но заказов пришло немногим больше двух сотен, и дело оказалось невыгодным. В итоге «Аэроавтомобилей» оказалось построено всего пять, один из них даже до сих пор летает.
Aerocar в трёх конфигурациях — для полёта (на заднем плане), для поездки (крылья, хвостовое оперение и пропеллер буксируются в виде прицепа) и компактной (без прицепа)
У всех этих машин (и аналогичных, появившихся во второй половине XX века) был один общий недостаток. Для взлёта и посадки им требовалась полоса. Конечно, более короткая, чем большинству самолётов, но тем не менее. Нельзя было, как в кино, стартовать прямо с лужайки перед домом — надо было искать прямой отрезок дороги с хорошим покрытием, свободный от других автомобилей. В городе, например, это по определению нереально.
В 1950-70 годы в США, Великобритании и ФРГ велись работы по созданию «прыгающей» военной техники. Специальные вертикально установленные двигатели с винтами должны были позволить джипу или бронеавтомобилю при необходимости преодолеть препятствие, совершив подскок на высоту в несколько метров и около ста метров длиной.
И мы бы не упоминали здесь об этих проектах, но британская фирма Handley Page среди прочего предлагала и полноценно летающий вариант «прыгающего джипа», оснащённый крыльями и хвостовым оперением. Но военный бюджет острова в тот момент подвергался крупным сокращениям, и места для подобных безумных агрегатов в нём не нашлось. Дело ограничилось картинками и парой макетов.
Макет «прыгающего джипа» Handley Page в летающем варианте
Похожие идеи посещали и канадского инженера Пола Моллера. Его задумкой стал именно тот транспорт, который мы видим в фантастике – машина, лишённая колёс и способности ездить по дорогам как обычный автомобиль, зато способная взлетать и садиться вертикально, используя для этого любой ровный пятачок поверхности. Летать она должна при помощи двигателей, вращающих пропеллеры, установленные в цилиндрических обтекателях. Для взлёта, посадки и зависания на месте двигатели могут разворачиваться вертикально, для полёта по горизонтали – в горизонтальное положение.
Разработку Моллер начал в 1960-х, но лишь три десятка лет спустя решил представить своё творение публике. Правда, даже к тому моменту был готов только одноместный прототип, носящий название M400 Skycar («Небесный автомобиль»). Желающим предлагалось оформить предзаказ, а эти деньги планировалось пустить на завершение разработки. Уже в новом тысячелетии, в 2003 году, было продемонстрировано, как Skycar летает. Правда, без пилота и на страховочной привязи, к тому же показали только взлёт на небольшую высоту, зависание и посадку – никакого горизонтального полёта.
Компания Моллера прошла череду финансовых скандалов, пыталась достать денег путём продажи прототипов с аукциона, а также собирать пожертвования, но в итоге, судя по всему, лавочка прикрылась. Сейчас официальный сайт недоступен, да и в новостях Skycar последний раз упоминался в 2013 году.
M400 Skycar
Настоящий бум летающих автомобилей начался уже в XXI веке. Распространение и удешевление технологий сделало подобные проекты более доступными для всяческих стартапов. Например, в конце нулевых появились сразу два интересных проекта сходной конструкции – лёгкие автомобили, способные летать как мотопарапланы, то есть используя в качестве крыла парашют. Это SkyCar от британской фирмы Parajet (не путать с упомянутым выше Skycar Пола Моллера) и I-TEC Maverick, созданный Центром технологий и образования коренных народов во Флориде.
В наши дни есть несколько проектов, выглядящих довольно перспективными. Дадут ли они плоды в будущем – неизвестно. Как мы могли видеть ранее, успешные испытания и даже постройка малой серии летающих автомобилей ещё не обозначает, что они найдут практическое применение.
Словацкий профессор Стефан Клейн занимается летающими автомобилями с 1980-х. В 1994-м он построил весьма футуристично выглядящий AeroMobil, который постепенно переделывал, пока в 2014-м не построил версию 3. 0, которая смогла успешно полететь. Потом он покинул проект и основал фирму Klein Vision. Бывшие коллеги сейчас вовсю допиливают AeroMobil 4.0, обещая уже в 2023 году начать продавать его всем желающим по скромной цене в полтора миллиона долларов США. Особенностью конструкции этой машины являются складные самолётные крылья (появились на версии 3.0) и гибридная силовая установка (внедрена в 4.0). Клейн тем временем построил первый прототип новой машины – AirCar. Прототип успешно налетал более сорока часов. Клейн обещает, что вторая модель AirCar, в которую будут внесены улучшения по результатам испытаний, уже будет доступна для покупки. По конструкции AirCar схож с AeroMobil – складные крылья и встроенное в корпус хвостовое оперение. Только двигатель обычный бензиновый.
AirCar Стефана Клена
Модным трендом последних лет стали компактные электрические вертолёты. У них пока очень небольшой запас хода и малая мощность, но перевозить одного человека на расстояния в десяток километров они уже способны, а значит, теоретически могут служить городским воздушным транспортом. Техасская фирма HEXA даже умудрилась заинтересовать своим вертолётом армию США. Из аналогов можно вспомнить японский SkyDrive, турецкий Cezeri и немецкий Volocopter. Обещают подключиться к негласной гонке и китайцы – фирма XPeng, производящая электромобили, заявила о выпуске уже в 2024 году электромобиля-вертолёта. Впрочем, пока они даже рабочего прототипа не показали, только красивые картинки. Зато уже обещают, что цена будет заметно ниже, чем у конкурентов.
Не забыты и автожиры – голландская компания PAL-V уже сейчас предлагает предзаказать выполненный по этой схеме летающий автомобиль PAL-V Liberty по цене от 400 тысяч долларов.
Электрический вертолёт HEXA
Пока реальные летающие автомобили не столь пригодны для каждодневного применения, как их фантастические аналоги. Во-первых, сказываются технические ограничения – при реализации на нынешнем уровне технологий (не говоря уже о более раннем) обычно получается машина, которая ездит и летает одинаково плохо. Во-вторых, финансовый фактор. Как показывает история, стартапы, рассчитывающие на то, что за их дорогой игрушкой тут же выстроится очередь заказчиков, прогорают. В-третьих, юридический момент — регламентная сфера, от правил дорожного движения до порядка получения прав и лицензий, рассчитана на то, что летательные аппараты — штука редкая, очень мало кому из гражданских лиц доступная. Соответственно, его движение здорово ограничено, особенно над крупными населёнными пунктами. В-четвёртых, отсутствует нужная инфраструктура. Ведь парковка, например, для летающей машины нужна своя – в обычный гараж её просто так не загонишь.
Впрочем, все эти проблемы вполне решаемы — особенно последние две. Так что наверняка в будущем мы всё же увидим транспорт из классической фантастики на улицах наших городов. Ну или хотя бы наши дети увидят.
НЛО прилетело и оставило здесь промокоды для читателей нашего блога:
— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.
— 20% на выделенные серверы AMD Ryzen и Intel Core — HABRFIRSTDEDIC.
Доступно до 31 декабря 2021 г.
Летающие машины: когда фантастическая технология станет обыденностью
Развлечения
Человек придумал аэромобиль сразу после самолета – более века назад. Почему же у нас до сих пор нет летающих такси и когда автомобили поднимутся в воздух?
Дмитрий Петросьянц
Getty Images
Кажется, что будущее уже давно наступило, но мы почему-то до сих пор не видим в вечернем небе Москвы летающих такси. Система распознавания лиц – есть, искусственный интеллект, генерирующий контент всякой сложности, – есть. Есть даже роботы, наталкивающие на мысли о восстании искусственных собак, но автомобили перемещаются по воздуху пока что только в кино.
А ведь весь XX век команды автомобильных и авиационных инженеров независимо друг от друга работали над созданием авиамашины будущего. Были разработаны десятки прототипов, проводились сотни тестов, и нам давали тысячи обещаний, что человек вот-вот сможет воспарить над шоссе и улететь куда подальше. Первый шаг в этом направлении был сделан в далеком 1917 году американским пионером авиации Гленном Кертиссом. Его автоплан вмещал трех пассажиров, имел довольно массивные крылья и внушительную мощность 100 л. с., но полететь не смог – лишь на короткое время оторвался от земли во время испытаний. Кертисс расстраивался недолго, махнул на проект рукой и вернулся к классической авиации.
Спустя два десятилетия на горизонте появился «Стрелобиль» (в оригинале – Arrowbile), автором которого был авиаконструктор Уолдо Уотермен. Однажды ему в голову пришла идея отрезать хвост у самолета и на его месте разместить пропеллер. Эксперимент прошел удачно, самолет взлетел и благополучно приземлился, и тогда Уотермен подумал сделать из него машину. Главной деталью прототипа стали съемные крылья: их можно было оставить на аэродроме и привычным образом мчаться по городским делам. Трансформер и ехал, и летел с внушительной скоростью (110 км/ч на земле и 200 км/ч в воздухе), но всего таких аппаратов было выпущено шесть штук: компания «Студебеккер», производившая «Стрелобиль», посчитала проект слишком затратным.
«Стрелобиль» Уолдо Уотермена совершил первый полет в феврале 1937 года. В воздухе аппарат развивал скорость до 200 км/ч
Getty Images
Однако концепция съемных крыльев настолько укрепилась в сознании инженеров того времени, что они еще не раз к ней обращались – например, в проекте ConvAirCar. В 1947 году компания-производитель планировала выпустить первую партию в количестве 160 тыс. (!) штук, однако энтузиазм поубавился после неудачного теста прототипа. Проблема в итоге была лишь в том, что в один из баков ConvAirCar забыли залить горючее, но разработчики либо знали о чем-то еще, либо просто восприняли аварию как плохой знак и прекратили работу над проектом.
ConvAirCar – пример чисто механического симбиоза автомобиля и одномоторного самолета. После неудачных испытаний проект заглох. 1948 год
Getty Images
Примерно тогда же летающим автомобилем со съемными крыльями занимался изобретатель Роберт Фултон. Он создал три идеальных прототипа своей «Аэрофибии», которым удалось пройти все испытания на земле и в воздухе, но развитие проекта уперлось опять-таки в финансы. Компания Taylorcraft, которой Фултон продал свое детище, не стала выводить его на рынок: послевоенный мир был небогат. А энтузиасты Генри Смолински и Гарольд Блейк, увы, вообще переоценили свои возможности. Они скрестили Ford Pinto c самолетом Cessna 337 Skymaster, но допустили ошибку в конструкции складных крыльев: те не выдержали нагрузки, и оба конструктора разбились при первом же полете.
«Аэрофибия» Роберта Фултона на городской улице. У прототипа были съемные крылья и пропеллер, которые необходимо было крепить к корпусу перед полетом. 1949 год
Getty Images
Только в 1970-х дизайнеры перестали визуализировать летающие машины как гибрид самолета и автомобиля. Пионером новой эры стал Пол Моллер, который придумал единую конструкцию с нуля и решил реализовать в ней технологию VTOL (Vertical Take-Off and Landing – вертикальный взлет и приземление). Ее преимущества были очевидны: для полета на работу или за город не требовалось никакой взлетной полосы. Но и Моллер особых успехов не добился: инженеру удалось совершить тестовый полет и оторваться от поверхности земли, и на этом все – попытки привлечь финансирование ни к чему не привели. Так, в общем-то, XX век для автовоздухоплавания и закончился.
Пол Моллер придумал свой Sky Car в середине 1970-х, отойдя от идеи скрещивания машины с самолетом. 1999 год
Getty Images
Сегодня индустрия летающих машин стоит на пороге чего-то большого и неизбежного. Есть амбициозные проекты, есть конкуренция, но при этом нет ни одного заметного игрока на рынке, о котором все бы говорили так же, как, например, говорят о внедорожнике Tesla. Даже странно, что Илон Маск, Джефф Безос или Ричард Брэнсон отправились сразу в космос, не уладив все дела на Земле. Как бы то ни было, современная индустрия летающих машин заметно отличается от того, что было в прошлом веке, а на успех рассчитывают не только крупные компании, но и небольшие стартапы.
Среди самых заметных проектов – голландская летающая машина PAL-V Liberty, которую начали разрабатывать еще в 2000-х и которая свой первый полет совершила в 2012-м. Разработка представляет собой гибрид автомобиля и автожира (автожир – это винтокрылый летающий аппарат, чем-то напоминающий миниатюрный вертолет), а винт у него складывается и раскладывается вручную – в зависимости от того, как и куда вы собрались. На текущий момент компания PAL-V принимает предзаказы: первая партия будет лимитированной, но не слишком – 90 штук. На выбор доступно две версии: PAL-V Liberty Sport Edition ($500 тыс.) и PAL-V Liberty Executive Edition ($750 тыс.). Создатели позиционируют свою разработку как первую в мире летающую машину, но, пока дело не дошло до выхода на рынок, это могут позволить себе все.
PAL-V Liberty на 89-м Женевском автомобильном салоне, 2019 год. Цены на «летающего голландца» начинаются от $500 тыс.
Getty Images
Другим многообещающим проектом является словацкий AeroMobil, гибрид машины и самолета – первый прототип был собран в 2013 году, а в 2023-м компания планирует вывести его на рынок. Не остаются в стороне и российские разработчики, которые совсем недавно объявили о планах создать шестиметровый летающий автомобиль «Циклокар» с крайне футуристичным дизайном. Его конструированием занимаются люди из Фонда перспективных исследований совместно с Институтом теплофизики Сибирского отделения РАН. Основная особенность отечественной разработки – конструкция движителей, которые представляют собой вращающиеся в горизонтальной плоскости цилиндры (как лопасти у старых пароходов). Первый полет автомобиля запланирован на 2022 год.
И если «Циклокар» можно назвать футуристичным, проект воронежского стартапа Scienex выглядит чуть ли не за гранью реальности. В 2020 году его команда представила первое изображение летающего такси под названием Flyter, которое вполне соответствует романтизированным представлениям о летающих машинах будущего: на вижуале было что-то вроде овальной капсулы без крыльев и винтов. По словам разработчиков, они хотят создать летающую машину, которая идеально впишется в городское пространство. Винты кажутся им небезопасными (в них может угодить человек или животное), а крылья слишком габаритными – в условиях тесного мегаполиса с ними не будет никакой маневренности. Для решения этой проблемы потребовалась изобретательность. «Единственный способ решить эту задачу – поместить те же самые пропеллеры в воздушные каналы и сделать тягу за счет выдувания воздуха через воздушный канал», – делится задумкой основатель Scienex Евгений Тырнов. В отличие от многих конкурентов, Flyter находится на начальном этапе разработки, до финишной прямой ему еще многое предстоит пройти, но выглядит все многообещающе.
Разработчики Scienex Flyter отказались от винтов, которые небезопасны, и от крыльев, которые лишают аппарат маневренности
Scienex
Не игнорирует отрасль и Китай. Так, компания XPeng разрабатывает летающий электрокар, который должен вылететь на рынок в 2024 году. Выглядит он симпатично, а по сути является трансформером: по бокам у него массивные винты (как у коптера), которые при необходимости прячутся в корпус машины.
При этом для всех разработчиков, по какому бы конструкторскому пути они ни шли, очевидно: недостаточно просто создать удобную и дешевую технологию. Для летающих автомобилей необходимо подготовить почву, простите за оксюморон.
«Рынок есть, он уже готов, – уверен Евгений Тырнов из Scienex. – Но мы еще не летаем из-за ряда ключевых ограничений. Первое – отсутствие нормативной базы. Нельзя просто так взять и начать летать в городе. Летательные аппараты и у нас, и во многих других странах – это так называемые аппараты двойного назначения. На них можно как летать с работы домой, так и какую-нибудь бомбу скидывать на землю. То есть это довольно консервативная и строго регламентируемая отрасль. Но как только появились первые серьезные инициативы, а крупные компании и стартапы стали объединяться, ситуация сдвинулась с места. В Америке, например, к процессу подключились NASA и Федеральное управление гражданской авиации. У нас все происходит медленнее, но кое-какие первые намеки на решение ситуации появляются».
На более «шустрых» рынках вроде китайского и американского первая нормативная база должна появиться к 2025 году. Аналогичная ситуация – в Дубае и Сингапуре. Правда, сначала, скорее всего, аэромобилям не разрешат приземляться прямо посреди улиц – для этого либо будут построены специальные порты, либо высадка и посадка будут производиться на крышах зданий или на просторных парковочных пространствах (и, как следствие, появление летающих авто понемногу будет менять облик городов). Для полноценного включения летающих машин в повседневную жизнь нужно будет провести ряд бюрократических реформ, разработать правила перемещения по воздуху и так далее. Все, конечно, будет так же, как и на привычных нам трассах, – от правил движения до законов, регулирующих отношения водителей-пилотов. Правда, если в наземных условиях есть пространство для разметки и знаков, в чистом небе с подобным будут справляться, скажем, инструменты дополненной реальности: смело можно представлять себе виртуальные интерфейсы для пилотов, а также систему воздушных коридоров, какая уже есть в классической авиации.
Опытный образец электрического XPeng Voyager X2 был впервые показан в октябре 2021 года в китайском Гуанчжоу
Getty Images
Но не стоит, конечно, ожидать, что, как только свод новых правил будет создан и одобрен, мы в тот же день увидим в небе воздушный каршеринг. Отрасль будет развиваться постепенно, первое время – в тестовом режиме.
«Это же новый тип аппаратов, это не самолеты и вертолеты, – комментирует Евгений. – К тому же рынок сейчас требует, чтобы двигатели были электрическими. Мы только-только развились до того, чтобы обеспечить нормальную дальность поездки на электромобилях. А для полетов нужно больше энергии. При текущих технологических возможностях аппараты летают 20–30 минут – это не особо много с учетом того, что в городе нет инфраструктуры для подзарядки. Я грезил тем, что сразу построят систему аэротакси с возможностью шеринга, но, скорее всего, нет. Первым этапом развития будет покупка этих аппаратов богатыми людьми для себя. Потом уже начнется их плавное внедрение в массы».
По словам Тырнова, самые близкие к реализации проекты – немецкие Volocopter и Lilium Jet, а также американский Joby Aviation. Все они заходили на рынок с идеей сделать аэротакси, но в процессе развития немного ушли в сторону и сконцентрировались на близких региональных полетах между городами (на расстояние до 300 км). Дело в том, что большие самолеты для этого не очень удобны, а маленькие, легкие в управлении воздушные суда – то, что нужно.
Как бы то ни было, велика вероятность, что летающие машины появятся в воздушном пространстве мегаполисов и пригородов уже в ближайшие три-четыре года, а со временем и вовсе станут чем-то обыденным. Мы сможем наблюдать хорошо знакомые нам земные проблемы, только на небе. Например, пробки. Хотя на сегодняшний день их довольно трудно представить, учитывая то, что воздушное пространство практически не имеет границ. Однако для безопасности полетов границы точно появятся – пусть и условные.
ТегиМашиныТехнологиитехнологии будущего
Где, черт возьми, летающие машины, которые нам обещали?
|
| Характеристики
Более века изобретатели, футуристы, торгаши, журналисты и даже несколько крупных корпораций обещали, что они не за горами.
Но, может быть, на этот раз они действительно есть.Ходят слухи, что в первый раз, когда Карл Бенц вел свой Motorwagen 1885 года — первый в мире автомобиль — по общественному переулку в Мангейме, Германия, прохожий воскликнул другу: «Вау! Посмотри на эту штуку! было бы круто, если бы он мог летать?»
Кажется, с тех пор, как существуют автомобили, водители мечтают, чтобы их наземные автомобили могли подняться в воздух. В 1917 году, всего через 14 лет после первого полета самолета братьев Райт, пионер авиации Гленн Кертис представил свой крылатый автоплан с задним расположением винтов. Он совершил несколько коротких прыжков в воздух, но так и не взлетел. Спустя годы — после многочисленных неудачных прототипов и нескольких фатальных пике будущих пионеров летающих автомобилей — аэрокосмический инженер Моултон «Линька» Тейлор представил свой 1949 Aerocar , «дорожный самолет», который буксировал крылья во время движения и действительно работал. В 1956 году Aerocar даже получил сертификат Управления гражданской авиации, предшественника сегодняшнего FAA. Увы, машина Тейлора так и не получила необходимых 500 заказов, чтобы достичь статуса производства, и было построено всего шесть. (Они все еще существуют; три даже говорят, что годны к полетам.)
«Дороги? Эммет Браун, ‘ Назад в будущее ‘
Перенесемся на несколько десятилетий вперед, и мы подойдем к финалу крупнейшего голливудского блокбастера 1985 года, когда безумный ученый Док Браун обещает подросткам Марти МакФлаю и Дженнифер Паркер, что будущее, в которое их троих ведет путешествующий во времени ДеЛориан, будет быть местом, где автомобили могут летать — дороги не нужны. Тот далекий год, о котором идет речь? 2015.
Оказывается, в зависимости от того, с кем вы разговариваете, чокнутому Доку могло быть от пяти до десяти лет.
Определение «за углом»
Еще в 1940 году не кто иной, как сам Генри Форд предсказал: «Попомните мои слова. Приближается сочетание самолета и автомобиля. Вы можете улыбаться, но оно придет». Почти 80 лет спустя мы все еще улыбаемся. Несмотря на десятилетия затаивших дыхание «Твоя новая летающая машина!» обложки журналов и бесчисленное количество беспочвенных шумихи в вечерних новостях, никто еще не выпустил полностью функционального, коммерчески доступного автомобиля, способного с одинаковой легкостью передвигаться по дорогам и по воздуху. Но, может быть, только может быть — если верить сегодняшним инженерам и предпринимателям — будущее наших «Персональных летательных аппаратов» (PAV) у наших Jetsons уже совсем близко.
«Мы уже спроектировали, построили и пилотировали летающий автомобиль более 200 часов», — говорит Чак Эванс, вице-президент по маркетингу Terrafugia, фирмы из Массачусетса, основанной в 2006 году пятью выпускниками Массачусетского технологического института, которая недавно была приобретена. китайской Zhejiang Geely Holding Group, той же компании, которой принадлежит Volvo. В начале 2021 года экспериментальный прототип Terrafugia Transition, двухместный самолет, крылья которого складываются внутрь при нажатии кнопки для движения по дорогам, получил сертификат летной годности FAA Special Light-Sport Aircraft (LSA). Transition доступен для полетов уже сейчас, и его цель – сделать его пригодным как для полетов, так и для полетов где-то в 2022 году. Он был разработан в соответствии с правилами FAA и Национального управления транспорта и безопасности (NHTSA), но для него потребуется лицензия спортивного пилота. летать. Что касается амбициозного продолжения компании, TF-2 — модульного летательного аппарата, который будет перевозить съемный дорожный автомобиль со стыковкой, — Эванс говорит: «Мы нацелились на 2023 год, чтобы выйти на полную мощность».
Юрай Вацулик, соучредитель и генеральный директор словацкой компании AeroMobil, говорит: «Когда в 2013 году мы запустили наш первый концептуальный автомобиль, похожие проекты можно было пересчитать по пальцам одной руки. Сегодня реализовано более 100 проектов. работает в городах по всему миру, от Сан-Паулу, Бразилия, где они тестируют доступный вертолетный сервис, до Сингапура со своим проектом Skyways для доставки товаров дронами».
Вакулик признает, что Грааль — это полностью автономный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL) с электрическим приводом, который, по его мнению, может быть реализован к 2030–2035 годам. Тем временем председатель Патрик Хессель говорит об AeroMobil 4.0 своей компании: «Мы начинаем с «суперкара со сверхспособностями», двухместного автомобиля с красивым дизайном, который едет как обычный автомобиль и на котором легко летать». Хессель говорит, что 4.0, машина с укороченным взлетом и посадкой (STOL), доступная для предварительного заказа с 2017 года, а первые поставки ожидаются примерно в 2023 году, будет разработана для «авиаторов, которые хотят получить уникальный опыт полета, и покупателей суперкаров, которые ценят качество проектирования и концепции дизайна». » Стоимость: около 1,2 миллиона долларов.
AeroMobil оснащен гибридной трансмиссией с 2,0-литровым четырехцилиндровым двигателем с турбонаддувом, который действует как генератор для двух электродвигателей. Сообщается, что мощность двигателя в полетном режиме составляет 300 лошадиных сил. В наземном режиме автомобиль имеет ширину 7 футов и длину более 18 футов (длиннее, чем у традиционного пикапа), и требуется примерно три минуты, чтобы расправить крылья до 30 футов. Его максимальный взлетный вес составляет примерно 2100 фунтов, и, как сообщается, он может пролететь до 460 миль на высоте около 10 000 футов в оптимальных условиях. Как и в случае с Terrafugia Transition, для управления им потребуется лицензия пилота.
Хессель говорит, что следующим продуктом AeroMobil, 5.0, «будет вертикальный взлет и посадка, и он станет уникальным видом транспорта на городских и междугородних маршрутах. vertiport, который доставит вас к месту назначения, а затем довезет до конечной остановки». AeroMobil надеется выпустить версию 5.0 к 2025 году.
В игре есть несколько громких имен. Компанию eVTOL Kitty Hawk поддерживает соучредитель Google Ларри Пейдж, который, как говорят, инвестировал более 100 миллионов долларов в стартапы по созданию летающих автомобилей. Последний одноместный пассажирский самолет Kitty Hawk называется Heaviside (в честь известного английского инженера Оливера Хевисайда). Сообщается, что он может взлетать и приземляться в районе 30 на 30 футов, может развивать скорость до 180 миль в час и имеет дальность полета 100 миль. По словам Китти Хок, он также очень тихий для транспортного средства такого типа, настолько, что во время полета может сливаться с окружающим городским шумом. Генеральным директором компании является Себастьян Трун, пионер в области автономных транспортных средств, ранее руководивший подразделением Google по производству беспилотных автомобилей X.
Автопроизводители также изучают возможности. Производитель роскошных автомобилей Aston Martin объединился с Rolls-Royce (производитель газотурбинных авиационных двигателей, а не одноименный автопроизводитель) для создания трехместного гибридно-электрического концепта Volante Vision eVTOL.
«Мы обратились в Крэнфилдский университет, ведущий университет Великобритании по аэрокосмическим исследованиям, с предложением изучить, как может выглядеть низковысотный роскошный авиационный аппарат», — сказал бывший директор по маркетингу Aston Martin Саймон Спроул о проекте. «Они согласились работать с нами, а также предложили нам обратиться в Rolls-Royce. К 2018 году мы построили 40-процентную модель и представили ее не на автосалоне, а на авиасалоне. стенд среди огромных дисплеев Boeing, Lockheed — и реакция была замечательной! Итак, теперь мы перешли к изучению того, есть ли экономическое обоснование для нашего «спортивного автомобиля в небе»».0003
А еще есть крупные авиационные компании. Airbus активно работает над полностью автоматизированными летающими такси. Его последний четырехместный самолет eVTOL с неподвижным крылом, получивший название CityAirbus NextGen, находится в стадии испытаний, и есть надежда, что к 2023 году будут запущены прототипы, а к 2025 году появится коммерческая жизнеспособность. У Boeing были более тяжелые испытания. Его подразделение Boeing NeXt, транспортное подразделение компании будущего, было вынуждено прекратить свою деятельность в 2020 году из-за пандемии и других финансовых трудностей. Boeing NeXt работал с Aurora Flight Sciences, дочерней компанией Boeing, над проектированием и разработкой автономного eVTOL (NeXt также работал с другими партнерами над аналогичными проектами). На данный момент неясно, когда и возобновится ли Boeing NeXt, поскольку Boeing сосредоточился на своем основном бизнесе.
Аврора была одним из нескольких партнеров, работавших над транспортными средствами для запланированной Uber программы воздушного такси Elevate. Но затем в конце 2020 года Uber объявил об официальном партнерстве с Joby Aviation, еще одной транспортной компанией, разрабатывающей eVTOL. Uber согласился инвестировать в Joby дополнительные 75 миллионов долларов в рамках более широкой сделки, в рамках которой Joby приобрела Uber Elevate. Uber инвестировал в общей сложности 125 миллионов долларов, чтобы помочь финансировать Joby, который заявил, что начнет использовать свои «районы в небе» уже в 2024 году с самолетами, которые, по его словам, имеют дальность полета до 150 миль и максимальную скорость. 200 миль в час. Джоби возлагает большие надежды на то, чтобы к 2030 году стать крупнейшей авиакомпанией в мире по количеству вылетов9.0003
Один пункт назначения, два маршрута полета
Ясно, что сектор «аэромобилей» движется в двух разных направлениях. Во-первых, это управляемые самолеты, которыми можно управлять, но для полета им требуется лицензия пилота и взлетно-посадочная полоса, с которой можно взлетать и приземляться. Теоретически они будут нацелены на состоятельных энтузиастов, которыми они будут владеть и которыми будут наслаждаться, как элитными экзотическими спортивными автомобилями. Другой маршрут гораздо более сложен, но потенциально гораздо более преобразующий в долгосрочной перспективе: полностью автономные, подобные дронам машины eVTOL, работающие на электрических или гибридных силовых агрегатах, на которых может ездить каждый — взлетно-посадочные полосы не требуются, просто платите по мере использования. Модель Убер. У каждой стороны есть свои сторонники.
«Мне не нравятся слова «летающие машины», — говорит Алекс Зосель, соучредитель компании Volocopter GmbH, штаб-квартира которой расположена к северо-западу от Штутгарта, Германия, и частично финансируется Daimler. «Мы рассматриваем автономные воздушные такси. Они наиболее разумны. Вы устраняете человеческий фактор в полете. Отсутствие пилота на борту также освобождает место для другого пассажира. Я также твердо верю в вертикальный взлет и посадку. будет занимать слишком много места в городах».
Текущий дизайн Volocopter eVTOL, 18-роторный двухместный аппарат с батарейным питанием, летает с помощью одного джойстика до 30 минут с максимальной скоростью примерно 60 миль в час. В сентябре 2017 года беспилотная версия так называемого автономного воздушного такси (AAT) совершила успешный испытательный полет в Дубае — городе, который надеется, что к 2030 году автоматизированные такси будут обслуживать до 25 процентов всех городских пассажирских перевозок. ожидайте первых коммерческих маршрутов в ближайшие три-пять лет», — говорит Зосель. «Полное системное покрытие крупных мегаполисов через 10–15 лет. Тогда использование авиатакси будет таким же обычным делом, как в настоящее время использование наземного такси».
Нил де Грасс Тайсон задает вопрос: «Зачем вообще вам нужна летающая машина?» Он утверждает, что они у нас уже есть.
Десять лет назад Сэм Боусфилд, бывший архитектор и частный пилот, основал Samson Sky в Редмонде, штат Орегон, чтобы спроектировать и построить свой летающий автомобиль Switchblade. Он убежден, что, по крайней мере, на данный момент, дорожные самолеты, такие как его Switchblade и AeroMobil 4. 0, — это то, что нужно. «У eVTOL есть явный недостаток, — говорит Боусфилд. «Им не хватает инфраструктуры, технологий и правил — это три огромных препятствия. Подход «точка-точка» работает, только если у вас есть место для посадки, а сейчас их не так много. Даже большинство вертолетных площадок в центре города не работают. Не туда, куда вы хотите. Но почти в каждом городе есть аэропорт, во многих их несколько. И все правила полетов на самолетах уже действуют». Боусфилд надеется продать свой Switchblade как набор для самостоятельной сборки по цене около 120 000 долларов в самой базовой форме.
Как и Volocopter, одноместный квадрокоптер EHang 184 китайского производителя беспилотников стоит прямо в лагере eVTOL. «EHang — большой сторонник автономных летательных аппаратов, — говорит представитель компании. «Мы представили первый электрический AAV пассажирского класса для ближнемагистрального воздушного транспорта в низком воздушном пространстве на выставке Consumer Electronics Show в 2016 году». С тех пор компания утверждает, что 184-й провел тысячи часов летных испытаний — многие с пассажирами — в Китае, США и Дубае. Корабль предназначен для полностью автоматизированного полета; пассажир просто вводит желаемый пункт назначения через центральный экран, а затем нажимает кнопку «взлет». Говорят, что 184 может летать на расстояние до 10 миль или около 23 минут. Двухместная модель 216 также находится в разработке.
Liberty голландского производителя PAL-V ближе к дорожному самолету, чем к транспортному средству eVTOL, но имеет несколько иную форму. Liberty — автожир. Подобно Switchblade и AeroMobil 4.0, для полета ему потребуется лицензия пилота, но у него нет крыльев. Для подъема Liberty использует лопасти, как вертолет, за исключением того, что лопасти приводятся в движение только ветром. Двойные двигатели Rotax, которые продвигают Liberty вперед через задний пропеллер, обеспечивают поток воздуха, поддерживающий постоянное вращение парашютоподобных верхних лопастей. Если оба двигателя выходят из строя, автожир просто скользит вниз для короткой посадки. Чтобы переключиться в дорожный режим, лопасти и хвостовая часть складываются вплотную к кузову примерно за 15 минут. PAL-V сейчас принимает предварительные заказы на Liberty, базовые модели стоят от 400 000 долларов.
ПРЕПЯТСТВИЯ В НЕБЕБольшинство специалистов отрасли скажут вам, что технологии — это наименьшее из препятствий, стоящих перед нашим летающим автомобилем в будущем. В конце концов, дорожные самолеты и даже усовершенствованные прототипы eVTOL уже проходят испытания в воздухе. Но вывести эту технологию на рынок в качестве жизнеспособного варианта транспортировки — с надежным оборудованием, инфраструктурой, правилами, управлением воздушным движением и стандартами безопасности? Барьеры пугают. С другой стороны, сегодняшняя система коммерческой авиации началась с нуля чуть более века назад. Нет причин полагать, что совершенно новый вид транспорта не может быть разработан — по крайней мере, при наличии достаточного количества времени и денег. Назовем только одну компанию: к 2020 году Boeing переедет в новый Центр аэрокосмической техники и автономии в Кембридже, штат Массачусетс; объекту будет поручено помочь определить следующее столетие воздушной мобильности.
Больший лежачий полицейский в небе может показаться философским. Есть отрывок из подкаста «Опыт Джо Рогана», в котором знаменитый астрофизик Нил де Грасс Тайсон задается вопросом, зачем кому-то вообще нужна летающая машина. В клипе Тайсон утверждает, что у нас уже есть летающие машины. «Их называют вертолетами. Они шумные. Они должны создавать нисходящую тягу воздуха, равную собственному весу. Это то, что должен делать летающий автомобиль. «Я не хочу летающую машину. Ты хочешь путешествовать в третьем измерении. У нас это уже есть. Они называются туннелями. Они называются мостами. … Слишком много машин? Ты не можешь двигаться? Давайте построим метро. » Тайсон также указывает на грядущую волну автоматизированных автомобилей. «Если у вас есть автоматизированные автомобили, вам не нужны летающие автомобили».
Тайсон заканчивает мрачным предупреждением: «У вас есть какой-то парень, накаченный тестостероном, который не хочет, чтобы вы опередили его, и он пытается врезаться в вас, затем вы ломаете пропеллер, и вы оба выпадаете из небо.» Он смотрит на Рогана, и они вместе чуть ли не вслух произносят: «Небесная ярость».
Да, наше будущее летающих автомобилей действительно может быть «не за горами». Или, вполне возможно, учитывая огромные проблемы безопасности и регулирования, которые еще предстоит решить, сегодняшние оптимистичные прогнозы по-прежнему крайне оптимистичны. Итог: ваш Uber Air, вероятно, уже в пути. Только не удивляйся, если будет поздно.
Trending Pages
Никаких сожалений: мы отказались от кровати Jeep Gladiator в пользу кровати из сплава MITS
Полноприводный хэтчбек Mazda 3 2023 года. Купить Mercedes Sprinter Van Builds
2024 Maserati GranTurismo Folgore Exclusive First Drive Review: First Strike
Гонщик ралли Кен Блок погиб в аварии на снегоходе
Trending Pages
No Regrets: We Ditched Our Jeep Gladiator Bed for a MITS Alloy Bed
2023 Mazda 3 AWD Hatchback First Test: Carbon Goodies, Quicker Than Civic
Vanspeed Is the One- Stop Shop для Mercedes Sprinter Van Builds
2024 Maserati GranTurismo Folgore Exclusive First Drive Review: First Strike
Гонщик ралли Кен Блок погиб в аварии на снегоходе
БУДУЩЕЕ ЛЕТАЮЩИХ МАШИН НАБЛЮДАЕТСЯ
В прошлые годы летающие машины были предметом научной фантастики и фэнтези. Однако события последнего десятилетия делают реальность этого видения все ближе и ближе. В отличие от фантазии и роскоши, представленных в наших предыдущих представлениях, будущее наших автомобилей служит практическим целям — сокращение времени в пути, повышение эффективности и обеспечение бесконтактных транзакций.
Эксперименты и испытательные полеты беспилотных дронов проводятся в Дубае с начала 2017 года[1], а новозеландская компания Kitty Hawk при поддержке соучредителя Google Ларри Пейджа также добилась значительных успехов с электрическим VTOL (вертикальный взлет). -отключение и посадка) транспортного средства.[2] Этот новый персональный самолет, получивший название Heaviside, имеет дальность полета 100 миль и сможет развивать скорость до 180 миль в час.[3] Объявление в феврале 2021 года о том, что United Airlines приобретет электрические «летающие такси» на сумму 1 миллиард долларов для перевозки пассажиров в узловые аэропорты, подтверждает мнение о том, что широкое распространение личных дронов — это вопрос не «если», а «когда».
В течение 2021 года многие другие игроки активизировали испытания технологии воздушного такси, показывая многообещающие признаки.
Одним из новых лидеров в этой сфере является калифорнийская компания Joby Aviation. Пятиместные автомобили Joby имеют запас хода 150 миль и могут двигаться со скоростью до 200 миль в час. По словам основателя Joby Джобена Бевирта, к 2024 году компания запустит службу воздушного такси, которая станет общедоступной. над задыхающимся трафиком. Хотя изначально стоимость может быть выше, чем у традиционного райдшеринга, моделирование компании показывает, что стоимость воздушных поездок будет такой же, как и наземная.
Вопреки распространенному мнению, вертолеты вертикального взлета и посадки Joby удивительно тихие — примерно в 100 раз тише обычного вертолета. «Когда мы впервые приводим людей посмотреть, как летает наш самолет, первое, что они замечают, — это звук или его отсутствие», — говорит Бевирт. «Это звучит даже в режиме зависания, как листья на дереве. Вы его почти не слышите. Это означает, что они смогут работать в густонаселенных городских районах, сливаясь с фоновым шумом городов». конец 2020-х — к этому времени компания планирует стать крупнейшей авиакомпанией в мире по количеству вылетов.
Немецкая компания Volocopter, безусловно, еще один игрок, на который стоит обратить внимание. С уже заключенными соглашениями о предоставлении аэротакси в Лос-Анджелес, Париж, Сингапур и Японию в ближайшие годы Volocopter зарекомендовал себя как лидер в области возможностей вертикального взлета и посадки.
Предполагаемый запуск их первой коммерческой операции в 2024 году (вовремя для обслуживания посетителей Олимпийских игр 2024 года в Париже) Генеральный директор Volocopter Флориан Рейтер предполагает, что к 2030 году «Усовершенствованная воздушная мобильность» станет обычным явлением. «Как потребитель, я буду можно просто коснуться моего смартфона, и он покажет мне все различные варианты. И я могу выбрать тот, который лучше всего соответствует моим конкретным потребностям в данный момент — будь то мой приоритет — самая низкая цена, самая короткая поездка или что-то еще. Варианты должны быть на 100% устойчивыми, в этом нет никаких сомнений».[7]
Эту экологическую привлекательность eVTOL трудно игнорировать. В конце концов, если батарея аэротакси заряжается от возобновляемой энергии, работа eVTOL будет нейтральной по отношению к выбросам углерода. Исследования показывают, что даже если энергосистема питается от сжигания ископаемого топлива, электронные СВВП будут генерировать не более пятой части выбросов сопоставимого вертолета. Что еще более важно, моделирование, проведенное группой из Мичиганского университета, показало, что полностью загруженный eVTOL будет иметь на 52% меньше выбросов, чем у традиционного автомобиля с газовым двигателем, и на 6% ниже, чем у электромобиля.[8]
Размышляя о практических аспектах достижения полной автономии в воздушных такси, Флориан Рейтер предполагает, что это проще, чем сделать традиционные автомобили полностью автономными. «Есть две причины, по которым я считаю, что мы увидим гораздо более быстрое внедрение автономных возможностей в воздухе, чем на земле. Во-первых, авиалайнеры десятилетиями летают на автопилоте, так что есть уровень автономии, к которому мы уже очень привыкли и очень безопасно освоили в воздухе. Во-вторых, воздух гораздо легче контролировать, чем землю.[9]]
Третьим захватывающим претендентом на воздушное такси является британская компания Vertical Aerospace. В сентябре 2021 года бразильская бюджетная авиакомпания Gol заключила сделку о начале испытаний VA-X4 компании Vertical Aerospace с целью развертывания службы воздушного такси в Сан-Паулу к 2025 году. электрический седан и запас хода в 100 миль, воздушные такси Gol будут эффективными в эксплуатации и недорогими в использовании. Первоначальные цены будут такими же, как и у наземных транспортных компаний, с целью около 1 доллара за пассажиро-милю.[10]
Запуск массовых авиатакси в городах по всему миру, естественно, потребует значительной вспомогательной инфраструктуры. Чтобы удовлетворить эту потребность, многие компании, такие как британская компания Urban-Air Port, намерены в ближайшие годы построить сотни «вертипортов» по всему миру. [11]
В меньших масштабах COVID-19 также привел к значительным изменениям в использовании дронов для доставки посылок. Пожалуй, наиболее ярко об этом свидетельствует решение FAA в конце 2020 года одобрить доставку дронами в густонаселенные жилые районы. Американский продуктовый гигант Kroger в середине 2021 года запустил автономную службу доставки дронами. Эта инициатива позволила доставить продукты за 15 минут на ряд ключевых рынков Северной Америки.[12] Примерно в то же время UPS приобрела у BETA Technologies парк самолетов для доставки eVTOL с целью перевозки срочных посылок, которые в противном случае были бы доставлены с помощью традиционных самолетов. Каждый из дронов-доставщиков имеет дальность действия 250 миль и крейсерскую скорость до 170 миль в час и, что важно, получил первый сертификат Федерального авиационного управления США для работы с оператором или автономно.[13]
Темпы развития этой отрасли поразительны. В течение нескольких лет мы видим, как инновации, такие как дроны для доставки, становятся нормой, а изобретения, о которых мы когда-либо думали только как о фантастике, на самом деле обретают форму. В течение десятилетия мы, вероятно, увидим, как воздушные такси будут действовать как новый Uber, а автономные дроны станут основными доставщиками и жизнеспособным вариантом транспорта. Достаточно сказать, что будущее летающих автомобилей уже близко.
______________________________________________________________________________________________
Майкл МакКуин — прогнозист тенденций, бизнес-стратег и отмеченный наградами докладчик на конференциях.
Он регулярно выступает в качестве комментатора на телевидении и радио и является автором 9 бестселлеров. В его последней книге The New Now рассматриваются 10 тенденций, которые будут доминировать в мире после COVID, и способы подготовки к ним сейчас.
Нажмите здесь, чтобы увидеть выступление Майкла в прямом эфире.
Дополнительную информацию о темах основных выступлений Майкла можно найти на сайте michaelmcqueen.net/programs.
________________________________________________________________________________________
[1] Уильямс, Б. 2017 г., «Дубай хочет представить автономные летающие дроны уже в июле», Mashable , 15 февраля.
[2] Поуп, С. 2018, «Китти Хок испытывает дрон вертикального взлета и посадки в Новой Зеландии», Flying Magazine , 16 марта.
[3] Коросек, К. 2020, «Kitty Hawk завершает программу Flyer, переключает внимание на некогда секретный автономный летательный аппарат», TechCrunch, , 4 июня.
[4] Сайдер, А. 2021, «United Airlines купит 200 летающих электрических такси, чтобы доставить вас в аэропорт» , The Wall Street Journal, , 10 февраля.
[5] Харрис, М. 2022, «Joby Aviation хочет провести впечатляющие полеты eVTOL над заливом Сан-Франциско», TechCrunch , 29 января.
[6] Ридель, Р. 2021, «Совместные поездки в небе к 2024 году: Joby Aviation делает большие ставки на воздушное такси», McKinsey , 19 ноября.
[7] Хайнеке, К. 2021, «Преобразует ли VoloCity преобразование городов?» McKinsey , 19 ноября
[8] Кроуфорд, А.