Лучшие бюджетные автомобили — AutoProper.ru
AutoProper.ru Наши знания и опыт — гарантия
надежности вашего автомобиля
Мы работаем ежедневно с 9 до 21 часа
Напишите нам: [email protected]
или
+7 495 | 792-68-67 |
+7 903 | |
Недорогие автомобили уже более века составляют основу авторынка. Еще Генри Форд в начале ХХ столетия решил задачу создания автомобиля «для всех» — доступного, простого в эксплуатации и непритязательного. «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения» — эта идея принадлежит именно Форду. Она не утратила своей актуальности и сейчас. Абсолютное большинство продаваемых во всем мире автомобилей относятся именно к бюджетному и среднему классу, и Россия – не исключение.
Преимущества и особенности недорогих авто
Помимо низкой цены, такие авто имеют еще много других преимуществ. Как правило, они очень экономны как с точки зрения обслуживания, так и по показателям расхода топлива. Компактные бюджетные модели часто очень маневренны и идеально подходят для вождения на улицах города. В случае необходимости замены какой-либо детали бюджет владельца также не сильно пострадает, ведь для недорогих авто запчасти также стоят недорого.
Самое интересное то, что по набору базовых функций бюджетные автомобили мало в чем уступают моделям премиум-класса. На них точно так же можно ездить, у них тоже есть кондиционер и другое оборудование. Отличия могут заключаться в материалах кузова и салона, некоторых специфических функциях. Поэтому покупку бюджетного авто часто можно расценивать как практичное решение расчетливых людей, а не стесненность в средствах
Популярные в России недорогие авто
В нашей стране традиционно популярными являются бюджетные автомобили европейских, американских и японских производителей. В последнее время также популярными стали корейские и китайские автомобили.
Из американских авто наибольшее распространение получил Ford с моделями Fiesta и Focus, а также Chevrolet Aveo. Среди представителей французского автопрома на наших улицах чаще всего можно встретить Renault Logan, Renault Sandero и Peugeot 107. Среди японских компаний особой популярностью пользуются Toyota Corolla и Avensis. Из корейских автомобилей можно выделить продукцию Hyundai, Kia и Daewoo.
И, конечно же, любой рейтинг будет неполным без упоминания об отечественных производителях. Прежде всего речь идет о Lada Granta и Kalina, а из отечественных недорогих внедорожников – УАЗ Патриот. Автолюбителям есть из чего выбрать!
Другие полезные статьи:
- Что делать при краже автомобильных номеров?
- 5 важных нюансов, которые нужно знать при покупке б/у авто
- Что нужно знать о гаражах?
- Авто для путешествий: что нужно знать при покупке?
- Выбор б/у авто по объявлению в интернете: как не прогадать?
- Скручивание пробега: кому и зачем это нужно?
- Лучшие автомобили для женщин
- Услуга покупки подержанного автомобиля «под заказ»
- Особенности и преимущества немецких автомобилей
- Особенности покупки автомобилей в Японии
- Особенности покупки автомобилей из США
- Комиссионное переоформление ТС: что это?
Оказываем помощь в подборе бу автомобиля, выездной диагностике авто, подборе нового авто, перегоне авто в ваш город. Работаем во всех округах Москвы (Центральный, Северный, Северо-Восточный, Восточный, Юго-Восточный, Южный, Юго-Западный, Западный, Северо-Западный и Зеленоградский), по всему ближайшему Подмосковью (Люберцы, Балашиха, Подольск, Чехов, Красногорск, Солнцево, Долгопрудный, Пушкино, Химки, Жуковский, Софрино, Подольск, Щелковский, Дзержинский, Малаховка, Щербинка и т. д.) и по всей России.
Падение продаж автомобилей в России снижает шумиху вокруг нового седана.
* Продажи предметов роскоши задерживаются, бюджетные автомобили страдают* Инфляционные страхи берут верх
Элизабет Пайпер
ТОЛЬЯТТИ, Россия, 16 июля (Рейтер) продажи семейного седана Datsun on-Do крупнейшему российскому автопроизводителю в понедельник было воспринято как несомненный успех.
Произведенный АвтоВАЗом для японского Nissan, автомобиль on-Do, икона 1970-х годов, предназначен для растущих рядов «подающих надежды» российских семей, которые хотят иметь иномарку, но не могут позволить себе дорогие модели.
Но тщательное исследование рынка, проведенное фирмами, не учитывало одну переменную — решение президента Владимира Путина аннексировать украинский Черноморский регион Крым, что нанесло удар по и без того слабой экономике и вызвало неуверенность среди потребителей, чувствительных к цене.
И, несмотря на уверенность, продемонстрированную на обширном автомобильном заводе в Тольятти, названном в честь итальянского коммунистического лидера, некоторые руководители говорят, что падение продаж автомобилей в России вызывает беспокойство.
После падения более чем на 17% в июне по сравнению с прошлым годом, согласно данным лоббистской группы ведущих европейских автопроизводителей, продажи автомобилей в России, похоже, продемонстрируют худший год со времен глобального экономического кризиса 2008-2009 годов.
Это поворотный момент для рынка, который до июня входил в тройку лидеров Европы и где многие из 143 миллионов жителей рассматривают автомобили как символ статуса.
Для Виталия Павловского, исполнительного директора российской дилерской сети «Рольф», торгующей только иностранными брендами, это означает попытки найти новые способы побудить потребителей совершить покупку и, возможно, предложить скидки.
Павловский, управляющий крупнейшим в России автодилером по доходам, сказал, что продажи в этом году были хорошими, увеличившись за первые шесть месяцев на 14% благодаря здоровому спросу на люксовые бренды. Но в июне они упали на пять процентов.
«Конечно, мы не можем вечно плыть против рынка», — сказал он, прогнозируя, что продажи иностранных брендов упадут как минимум на 10–12 процентов, если они будут следовать прошлогодней динамике.
Подобно руководителям компаний Datsun и АвтоВАЗ, наиболее известных производством автомобилей Lada, он не предсказывал экономической стагнации в этом году с ростом чуть выше нуля, западными санкциями и угрозой дальнейшего оттока капитала из страны.
Многие российские потребители все больше обеспокоены инфляцией. По данным государственного опроса ВЦИОМ, 62 процента россиян считают инфляцию самой важной проблемой на сегодняшний день.
Чиновники Центрального банка предполагают, что инфляция может достичь 6,5 процента к концу года, что выше официального прогноза в 6 процентов, после того как к середине июля она достигла 7,6 процента в годовом исчислении. С ростом цен некоторые россияне сократили свои расходы.
СЖАТЫЙ СРЕДНИЙ КЛАСС
Дилерские центры, такие как Rolf, хотели бы видеть возобновление государственной поддержки в предоставлении кредитов новым клиентам, но Datsun надеется, что его акцент на пакеты, облегчающие каждую покупку, повысит его популярность среди людей. которые «на ходу».
«Речь идет о молодой семье, 35-40 лет… Люди, у которых в прошлом были автомобили, в основном подержанные, и которые хотят обновиться до комбинации интернациональной — в данном случае японской ДНК -стиль – производительность и комфорт в доступном автомобиле, сделанном для России», – сказал Винсент Коби, глава Datsun и корпоративный вице-президент Nissan.
Коби отрицает, что Datsun on-Do запускается, возможно, в самый неподходящий момент, когда эти семьи страдают из-за роста цен и замедления роста доходов.
«В ту минуту, когда вы нацеливаетесь на быстрорастущие рынки, вы должны быть готовы к волатильности», — сказал он, добавив, что его четырьмя стартовыми рынками были Индия, Индонезия, Южная Африка и Россия — все они испытывают определенные экономические трудности.
«Во-первых, вы не запускаете автомобили на один год, когда вы запускаете и развиваете бренд, особенно с автомобилями, вы делаете это на пять, шесть, семь, восемь лет», — сказал он, предлагая долго срок роста был безопасным.
Коби указывает на практически неосвоенные рынки за пределами двух крупных российских городов, Москвы и Санкт-Петербурга, а также на большое количество подержанных автомобилей как на доказательство того, что на рынке больше пробега.
По данным российского аналитического агентства «Автостат», рынок подержанных автомобилей в прошлом году вырос на 4,1 процента до 5636 автомобилей — основной конкурент бюджетным автомобилям. On-Do стоит от 329 000 рублей (9 600 долларов).
Это мнение в значительной степени разделяет российский АвтоВАЗ, который производит автомобили для Renault, Nissan, а теперь и Datsun в рамках совместного предприятия Renault-Nissan, которое контролирует завод советских времен.
Он также производит Lada, которую компания пытается модернизировать, чтобы избавиться от советского квадратного имиджа. Оригинальная Lada советских времен черпала вдохновение в 19Седан Фиат 60-х годов.
АвтоВАЗ, столп командной экономики в советское время, ведет разработку моделей Lada. После того, как «АвтоВАЗ» сообщил об убытках в прошлом году, его исполнительный директор Бо Андерссон заявил, что хочет вернуть себе прибыль, восстановить гордость бренда и вернуть ему долю рынка с нынешних 16% до 20%.
«Мы можем сделать это, только производя новые продукты», — сказал Андерссон, который проработал шесть месяцев после работы в российском автопроизводителе «Газ». Он проводит большую часть своего времени, путешествуя по регионам России, пытаясь улучшить имидж «Лады» и стимулировать продажи.
«В течение последних восьми недель я каждые выходные ездил в город, работая с местными органами власти, работая с местными дилерами и работая с местными СМИ, и это помогает создать лучший образ Lada и помогает людям чувствовать себя немного лучше. горжусь Ладой».
НЕТ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОЛНУ
Это послание звучит в России после того, как Путин вывел страну на более патриотический путь после санкций, введенных против страны Соединенными Штатами и Европейским Союзом в связи с участием Москвы в украинском кризисе.
Замораживание активов и запрет на выдачу виз ограниченному числу российских фирм и чиновников наступили в то время, когда экономика с оборотом в 2 триллиона долларов уже катилась к рецессии.
В понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев принял решение ограничить количество импортных автомобилей, которые могут покупать госчиновники, однако аналитики говорят, что никакого «патриотического всплеска» продаж они не заметили.
«Те чисто российские бренды, Лада и УАЗ (производитель в основном внедорожников), занимают менее 20 процентов рынка, поэтому остальное импорт примерно на 30 процентов и 50 процентов местная постройка иномарок », — сказал Владимир Беспалов, аналитик банка ВТБ.
«Поэтому нельзя говорить о том, что все пересаживаются на «жигули» или «уазики» ради патриотизма».
Продажи Lada упали на 19% в июне в годовом исчислении и на 15% с начала 2014 года, но это лишь небольшое падение по сравнению с другими брендами, такими как Ford, чьи продажи упали на 53% в годовом исчислении. года в июне и 39 процентов в 2014 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса.
Некоторые люксовые бренды преуспевают, например, Mercedes, бывший выбор российской политической элиты, в июне увеличил продажи на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом, а 19процентов с начала года.
Но несколько ярких пятен не могут скрыть тот факт, что многие дилерские центры пустуют, чем пользуется одна российская бизнес-леди.
«Это уже не рынок дилеров, это рынок клиентов, поэтому дилеры должны понимать это и просто делать что-то по-другому», — сказала Марина Глушкова, исполнительный директор AutoSpot, автомобильного онлайн-сервиса, обслуживающего Россию. (1 доллар США = 34,4110 российских рублей) (дополнительный отчет Глеба Столярова, Марии Киселевой, редакция Джанет МакБрайд)
Экономика России может выдержать долгую войну, но не более интенсивную
A НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ Россия вторглась в Украину в прошлом году, Энтони Блинкен, госсекретарь США, воскликнул: «Стоимость рубля резко упала; российский фондовый рынок закрылся из-за роста опасений бегства капитала; процентные ставки более чем удвоились; Кредитный рейтинг России был снижен до мусорного статуса».
Американские власти явно надеялись, что «огромные, беспрецедентные последствия», которые они и их союзники наложили на Россию, включая «серьезные и долгосрочные экономические издержки», помогут затормозить ее военную машину. Однако в течение следующего года, несмотря на неоднократное ужесточение западных санкций, российская экономика восстановила свое равновесие. МВФ ожидает, что в этом году он вырастет на 0,7% — наравне с Францией, и даже на фоне сокращения экономики Великобритании и Германии. Надежда на то, что состояние экономики России хоть как-то сдержит войну, угасла.Послушайте эту историю. Наслаждайтесь большим количеством аудио и подкастов на iOS или Android.
Ваш браузер не поддерживает элемент
Такое отчаяние, однако, так же ошибочно, как и первоначальная эйфория мистера Блинкена. По признанию не кого иного, как президента России Владимира Путина, «неправомерные ограничения, наложенные на российскую экономику в среднесрочной перспективе, действительно могут оказать на нее негативное влияние».
Российская бюрократия совершила три подвига за последние 14 месяцев. Она нашла способы противостоять санкциям, которые объявил г-н Блинкен. Он предоставил достаточно людей и техники, чтобы спровоцировать вторжение России. И все это без резкого снижения уровня жизни, которое могло бы спровоцировать народные волнения. Но любая попытка эскалации конфликта неизбежно свела бы на нет эти успехи.
России приходится справляться с самыми широкими санкциями, когда-либо наложенными на большую страну, в том числе на лиц, связанных с войной, на финансовые операции с участием российских организаций, на экспорт определенных товаров в Россию и на импорт большинства товаров из России . Тем не менее, эта экономическая атака привела к разочаровывающим результатам, отчасти потому, что в режиме санкций всегда были большие дыры, а отчасти потому, что Россия нашла способы обойти некоторые из ограничений, которые изначально ограничивали ее9. 0003
Некоторые из самых эффектных мер были направлены против олигархов и других приспешников путинского режима. Компания данных World-Check считает, что 2215 человек, имеющих тесные связи с правительством, больше не могут путешествовать в некоторые или все западные страны или получать там доступ к своему имуществу, или и то, и другое. Некоторые богатые россияне жалуются на потерю социального положения. Некоторые покинули Россию и отказались от гражданства.
Несмотря на сообщения о конфискованных суперъяхтах, большинство олигархов по-прежнему кладут икру на стол. Иностранные правительства заморозили частные российские активы на сумму около 100 миллиардов долларов — это лишь около четверти из 400 миллиардов долларов, которыми российские домохозяйства владеют за границей. Самая большая нагрузка на многих богатых россиян связана с их праздниками. Французская Ривьера закрыта; Дубай и Анталия являются основными заменителями. Санкции, наоборот, могут проложить путь к созданию нового поколения олигархов. Поскольку западные фирмы массово покидают страну, активы на сотни миллиардов долларов могут быть конфискованы. Если цель этих мер заключалась в том, чтобы вызвать дискомфорт в ближайшем окружении г-на Путина, то на это мало что указывает.
Финансовые санкции также имели ограниченный эффект. После того, как Россия вторглась в Украину, десять российских кредиторов были выгнаны из SWIFT , который более 11 000 банков по всему миру используют для трансграничных платежей. Почти две трети российской банковской системы больше не могут обрабатывать транзакции в евро или долларах.
Но западные страны не полностью отключили российские банки, так как им нужно платить за российскую нефть и газ, которые они продолжают импортировать. Газпромбанк, обрабатывающий эти платежи, остается участником СВИФТ . Более того, взамен западных строятся новые финансовые трубы. Среднесуточные транзакции с использованием CIPS, китайской альтернативы SWIFT , увеличились на 50% с начала вторжения.
Ограничения на экспорт некоторых товаров в Россию тоже разочаровали. Америка и ее союзники запретили продавать в Россию тысячи высокотехнологичных товаров, а многие западные фирмы, которые раньше работали в России, добровольно ушли. Из примерно 3000 глобальных фирм с российским присутствием, отслеживаемых Институтом KSE Киевской школы экономики, примерно половина так или иначе сократила свою деятельность. В прошлом году объем прямых иностранных инвестиций в Россию сократился на четверть.
Однако Россия продолжает импортировать почти столько же, сколько и до вторжения. На смену Западу пришли новые торговые партнеры. Сейчас Китай продает в Россию вдвое больше, чем в 2019 году. Резко вырос «параллельный» импорт — несанкционированная продажа с Запада в Россию через третью страну всего, от газированных напитков до компьютерных чипов. В 2022 году импорт из ЕС в Армению таинственным образом удвоился, тогда как армянский экспорт в Россию утроился. Экспорт телефонов из Сербии в Россию вырос с 8 518 долларов в 2021 году до 37 миллионов долларов в 2022 году. Поставки стиральных машин из Казахстана в Россию выросли с нуля в 2021 году до почти 100 000 единиц в прошлом году.
У этих механизмов есть недостатки. Экономические центры России ближе к Брюсселю, чем к Пекину. Более высокие транспортные расходы означают более высокие цены. У людей также меньше выбора, чем раньше (один москвич жалуется на трудности с поиском мортаделлы). Согласно недавнему исследованию, проведенному российской маркетинговой фирмой «Ромир», две трети россиян считают, что качество покупаемой ими продукции ухудшается.
Более того, не все товары можно получить в достаточном количестве по задним каналам. Многие лекарства российского производства, которые зависят от импортного сырья, в дефиците. Тем временем автомобильная промышленность борется с нехваткой импортных полупроводников. В январе-феврале производство сократилось на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но даже если Россия уже не сможет производить столько автомобилей, она все равно сможет их импортировать. После советской «Лады» самой популярной маркой в России сейчас является Haval, китайская марка среднего класса. Его ежемесячные продажи выросли на 331% по сравнению с прошлым годом.
Похоже, Россия также получает запчасти, необходимые ей, чтобы каким-то образом поддерживать в воздухе свои гражданские самолеты. Хакеры крадут обновления программного обеспечения для самолетов, которые российские фирмы больше не могут покупать. Аварии, хотя и частые по западным меркам, не увеличились.
Влияние санкций на российский экспорт было сильнее, но западные страны всегда избегали делать их слишком жесткими, опасаясь, что цены на энергоносители для их собственных потребителей поднимутся до невыносимого уровня. Импорт российского газа ЕС резко упал. У России ограниченные возможности перенаправить экспорт в Китай, поскольку трубопровод, соединяющий две страны, невелик. Для морских перевозок требуются новые заводы по сжижению, строительство которых требует времени и сложных технологий. Rystad Energy, консалтинговая компания, прогнозирует, что продажи газа в России сократятся до 136 млрд кубометров (млрд кубометров) в 2023 году с 241 млрд кубометров в 2021 году9.0003
Масло, однако, более взаимозаменяемо. В декабре ЕС , на который в 2021 году приходилось более 40% российского экспорта нефти, ввел запрет на импорт. Он также запретил своим судоходным компаниям, страховщикам и финансистам содействовать продаже российской нефти покупателям в других странах, если цена за баррель не была ниже 60 долларов. В феврале аналогичный пакет санкций вступил в силу в отношении российской рафинированной нефти — небольшого, но прибыльного экспорта, большая часть которого до войны также шла в Европу.
Но азиатские покупатели были счастливы поглощать нефть, которую отвергает Европа. В марте почти 90% всего экспорта сырой нефти из России приходилось на Китай и Индию, по оценкам Рейда И’Энсона из Kpler, компании по обработке данных, по сравнению с четвертью до войны. В этом месяце Россия отгружала в среднем 3,7 млн баррелей в сутки, больше, чем в 2021 году. Март также был успешным месяцем для продаж нефтепродуктов, таких как дизельное топливо. Появилась новая экосистема теневых торговцев и грузоотправителей, базирующихся в основном в Гонконге и Дубае, чтобы помочь переправить запрещенные бочки в новые пункты назначения, часто с помощью российских кредиторов и страховщиков. Эти новые покупатели, а также высокие цены на сырьевые товары, отчасти вызванные войной, помогли довести положительное сальдо текущего счета России до рекордных 227 миллиардов долларов — 10% от ВВП .
Но вряд ли мы увидим еще один небывалый год. Цена барреля нефти марки Brent упала ниже 85 долларов со среднего уровня в 100 долларов в 2022 году (см. график 1). Юралс, основной сорт в России, теперь продается с большой скидкой в российских портах: по данным министерства финансов, в среднем ниже 50 долларов в январе и феврале по сравнению со средним показателем в 76 долларов в 2022 году. России потребуется цена значительно выше 100 долларов за штуку. баррель, чтобы сбалансировать свой бюджет, по оценкам аналитиков. Международное энергетическое агентство считает, что доходы России от продажи нефти в марте были на 43% ниже, чем годом ранее. Экономисты ожидают, что профицит текущего счета страны упадет до 3-4% с ВВП в этом году, что соответствует среднему показателю 2010-х годов.
Снижение продаж углеводородов означает снижение государственных доходов. В 2022 году российское правительство имело дефицит в размере около 3 триллионов рублей (37 миллиардов долларов), или 2% от ВВП . В этом году планируется нечто подобное, но фактические данные о расходах и налогах за этот год заставляют это выглядеть оптимистично. Дефицит в пределах не менее 10 трлн рублей, целых 5% от 90 095 ВВП 90 096, выглядит более вероятным — высоким по российским меркам.
Тем не менее, у российского государства есть много возможностей финансировать себя. В российском суверенном фонде все еще есть около 150 млрд долларов (около 10% от 90 095 ВВП 90 096), даже после того, как в прошлом году из него было потрачено около 30 млрд долларов. Правительство могло бы также выпустить больше долга. Небывалый экспорт в прошлом году оставил крупные российские энергетические компании с большим количеством денег, которые они должны где-то спрятать. Эти фирмы, которые в любом случае в основном принадлежат государству, также могут столкнуться с налогом на непредвиденные расходы, как это было в прошлом году. А российские финансовые институты располагают достаточными активами, чтобы покрыть дефицит в 10 трлн рублей в течение 25 лет — огромный ресурс, который правительство может каким-то образом попытаться использовать. Ричард Коннолли, эксперт по российской экономике в 9 летАналитический центр 0095 RUSI утверждает: «Правительство всегда может финансировать себя, беря деньги у крупных компаний».
Другими словами, деньги не будут серьезным препятствием для военных действий. Требования к бюджету для этого в любом случае скромны. Наше лучшее предположение, основанное на сравнении фактических цифр расходов с тем, что было заложено в бюджет до войны, состоит в том, что нападение России на Украину в настоящее время обходится ей примерно в 5 трлн рублей в год, или 3% от ВВП — меньше, чем Америка потратила на войну в Корее. .
Но замена поврежденного оружия и израсходованных боеприпасов — это не просто вопрос денег. Россия произвела огромное количество военной техники. Согласно недавнему отчету Центра стратегических и международных исследований ( CSIS ), аналитического центра, оценки количества бронетехники, уничтоженной во время войны, например, колеблются от 8000 до 16000. Россия также потеряла много самолетов, беспилотников и артиллерийских систем.
Одним из решений является использование существующих запасов, хотя многие из них устарели и находятся в плохом состоянии. Другой — перенаправить оружие, предназначенное для экспорта, на передовую. Симон Веземан из SIPRI , шведский аналитический центр, считает, что экспорт вооружений из России резко упал с 50 миллиардов долларов в 2021 году до 11 миллиардов долларов или меньше в прошлом году. Он указывает, что на поле боя в Украине были замечены необычные танки Т-90 — возможно, демонстрационные образцы или части, изначально предназначенные для Алжира.
Россия тоже пытается производить больше оружия. Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета безопасности России, недавно заявил, что в 2023 году страна произведет 1500 современных танков. Чиновники также заявили, что хотят, чтобы беспилотники производились в России в массовом порядке. Некоторые заводы работают круглосуточно. Правительство щедро кредитует производителей оружия или приказывает банкам делать это. Согласно официальной статистике, в январе и феврале производство «готовых металлических изделий» было на 20% выше, чем годом ранее.
Проблема в том, что для производства передового оружия ему нужен доступ к высокотехнологичным компонентам «двойного назначения» западного производства, от двигателей до микрочипов, которые трудно получить из-за западных санкций. Отчаянно необходимые детали всегда можно перенаправить на самое срочное применение. Так, в феврале правительство временно прекратило прием заявлений на биометрические паспорта в целях экономии микрочипов. Высококачественные стиральные машины также импортируются в больших количествах, чтобы избавиться от их чипов, предположительно для использования в управляемых ракетах и другом военном снаряжении. Украинская военная разведка недавно сообщила, что каждый месяц России удается производить около 30 Х-101 и 20 «Калибров», двух основных типов управляемых ракет, предположительно благодаря таким уловкам.
Но объемы производимого передового оружия и близко не соответствуют тому, что нужно России, чтобы пополнить свои истощающиеся запасы. Украинские и западные военные чиновники считают, что Россия израсходовала большую часть своих запасов самых точных управляемых ракет. Серийные номера, найденные среди обломков отработавших ракет, позволяют предположить, что сейчас используются новые, изготовленные во время войны. Инсайдеры говорят, что армия просит в десять раз больше танков, чем могут произвести российские заводы. Нехватка программного обеспечения и технического оборудования, по-видимому, также мешает развитию производства беспилотников в России.
Недостаток качества Россия может частично компенсировать количеством — приукрашивая оружие советских времен. Ежемесячно она модернизирует примерно 90 старых танков, оснащая их новой электроникой и системами связи. Он модернизирует старые ракеты, которые менее точны, но их трудно перехватить, и перепрофилирует ядерные системы доставки для их запуска. Он разбирает гражданские самолеты для ремонта истребителей.
Россия также получает военные поставки от союзников. Некоторые артиллерийские снаряды, похоже, прибывают из Китая через Беларусь. Россия также покупает (якобы гражданские) беспилотники у своего восточного соседа, а также артиллерийские снаряды у Северной Кореи. Сообщается, что Иран также обменял 60 самолетов Су-35 на несколько тысяч дронов-камикадзе. Одним словом, качество российского оружия снижается, но оно нашло способы избежать его истощения.
Больше риторики, чем роторыПоиск достаточного количества людей, чтобы поддерживать военные действия, является еще одной проблемой. Многие погибли в бою; многие другие эмигрировали. По данным аудитора «ФинЭкспертизы», за год к декабрю 2022 года количество трудоустроенных россиян в возрасте до 35 лет сократилось на 1,3 млн человек. Нехватка рабочих является обычным явлением. В декабре центральный банк заявил, что половина опрошенных фирм изо всех сил пытались найти достаточно сотрудников. На каждого безработного приходится 2,5 вакансии, что делает российский рынок труда в два раза более тесным, чем американский. Заработная плата быстро растет. Особенно мало специалистов, таких как IT-инженеры и юристы. На недавнем заседании Союза предпринимателей России главной темой разговора стала нехватка рабочей силы.
Нехватка рабочей силы осложняет жизнь и военным вербовщикам. Армия теперь рассылает уведомления о призыве и мобилизации по электронной почте в дополнение к бумажным копиям, чтобы людям было труднее притворяться, что они их не видели. Призывникам запрещено покидать страну. Однако при достаточном принуждении у России не должно возникнуть проблем с пополнением своих рядов. В стране не скоро закончатся молодые люди: до войны их было около 17 миллионов. Но чем больше людей на передовой, тем меньше людей в офисах и на заводах. И чем более широкое распространение получает воинская повинность в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, тем выше вероятность народных волнений.
Третьим экономическим достижением правительства стало поддержание уровня жизни. В прошлом году на стимулирование экономики было потрачено дополнительно 3% от ВВП . Помимо увеличения расходов на армию, гражданским компаниям оказывается поддержка в виде экономической помощи: прямые подачки фирмам, субсидированные кредиты, совместные инвестиции и так далее. Расходы по бюджетной категории, включающей в себя многие из этих статей, «народное хозяйство», выросли в 2022 году на 20%, до 4,3 трлн рублей. В период с января по середину марта он увеличился еще на 45% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Банки просят дать фирмам-должникам передышку. В 2022 году количество неудач в бизнесе упало до семилетнего минимума.
В прошлом году выросли и «социальные» расходы с 6 трлн до 7 трлн рублей (4,5% от ВВП ). Однако, по словам бывшего заместителя министра энергетики Владимира Милова, на долю федерального правительства приходится лишь часть общих социальных расходов. Пенсионный фонд — номинально независимое агентство, недавно переименованное в Социальный фонд — также раздает деньги пенсионерам, матерям, инвалидам и многим другим, как и региональные правительства. Пособия важным для Путина слоям населения, таким как многодетные семьи, малоимущие и пожилые, растут, отмечает Мария Снеговая из CSIS . За пределами Москвы выплат семьям погибших призывников может хватить на покупку квартиры.
Все это может объяснить, почему война не так сильно повлияла на жизненный уровень россиян. Потребительские цены в прошлом году выросли на 12%, в основном из-за обесценивания рубля весной. Средняя заработная плата в средних и крупных компаниях, в число которых входят многие государственные предприятия, незначительно выросла в прошлом году даже с учетом инфляции. Согласно статистике центрального банка, стоимость сбережений людей снизилась лишь незначительно. Инфляция снизилась до 3,5% в марте.
В целом российская экономика оказалась устойчивой. Реальный ВВП в году упал всего на 2-3% в прошлом году, что намного меньше, чем падение на 10-15%, которое предсказывали многие экономисты. «Индикатор текущей активности», составленный банком Goldman Sachs, который тесно коррелирует с официальными цифрами ВВП до войны, показывает, что Россия вышла из рецессии около года назад. Большинство прогнозистов считают, что в этом году экономика будет расти (см. график 2).
Все это говорит о том, что г-н Путин должен быть в состоянии поддерживать военные действия в течение некоторого времени. А вот расширить его — другое дело. Некоторые справа призывают Путина потратить больше, чем несколько процентных пунктов от ВВП о вторжении. В конце концов, Россия принимала тотальную войну и раньше, в том числе в 1942 и 1943 годах, когда, согласно книге Марка Харрисона «Accounting for War», опубликованной в 1996 году, она потратила на вооруженные силы невероятные 60% своего ВВП .
Но трудно понять, как Путину удалось это сделать, сохранив при этом экономическую стабильность и уровень жизни. Первой проблемой будет быстрый сбор денег. Не все активы суверенного фонда ликвидны. Печатание денег подстегнёт инфляцию, обесценив рубль и подорвав уровень жизни, над сохранением которого так упорно трудилось правительство. Наполнение банков огромными суммами государственного долга в одночасье могло иметь аналогичный эффект, вызывая сомнения в том, насколько надежно управляется экономика. Повышение налогов или значительное смещение государственных расходов в сторону обороны также съедают личные доходы. И любая из этих мер подорвет атмосферу спокойствия, контроля и стабильности, которую г-н Путин изо всех сил старается поддерживать. «Конечно, национальная оборона является высшим приоритетом, — сказал он недавно, — но при решении стратегических задач в этой области мы не должны повторять ошибок прошлого и не должны разрушать собственную экономику».
Неясно, трата значительно больших денег все равно приведет к желаемым результатам. Экономика России стала более централизованной, но это уже не плановый командно-административный аппарат советских времен. Таким образом, превращение бюджетной базуки в оружие более традиционного типа в лучшем случае потребует времени. Эти усилия усугубят узкие места, которые уже ограничивают военное производство России, например, в отношении машин, подпадающих под санкции, и квалифицированных рабочих. Многое будет зависеть от постоянной помощи Китая, стран Персидского залива и других стран, через которые проходят российские капиталы и импорт, и они могут нервничать из-за того, что пособничают крупной российской эскалации.