Люфт шаровой опоры: признаки неисправности, диагностика и причины выхода из строя

Неисправность шаровой опоры рычага подвески: диагностика и замена

Шаровая опора рычага подвески — это очень важный элемент подвески автомобиля. На самом деле это шаровой шарнир, позволяющий поворачивать колеса на нужный угол через рычаг поворотного кулака и отвечающий за их правильное положение. В ходе эксплуатации шаровая опора подвергается естественному износу. Пренебрежение ее неисправностью может повлиять на безопасность движения. Как диагностировать люфт этого элемента и произвести правильную замену?

В результате износа шаровой опоры, оставленного без внимания, может оторваться ее палец от поворотного кулака, который, в свою очередь, вместе с колесом может отделиться от рычага (колесо просто вытолкнет его вверх) и тем самым привести к возникновению чрезвычайно опасной ситуации для всех участников дорожного движения, т.к. автомобиль станет практически неуправляемым. Именно поэтому необходимо своевременно выявлять признаки износа шаровой опоры, способные в некоторых случаях даже стать причиной аварии. В интернете мы можем увидеть фотографии автомобилей с неестественно искривленным колесом. Причиной этого явления чаще всего служит именно выскочивший палец шаровой опоры.

Высвобождение пальца шаровой опоры начинается с заметного люфта, стуков и незначительного ухудшения управляемости автомобиля. Механик может проверить люфт с помощью монтажной лопатки, которую необходимо аккуратно вложить между шаровой опорой и поворотным кулаком и подвигать ей вправо-влево. Если чувствуется люфт, то в сочетании с другими признаками можно сделать заключение о необходимости замены шаровой опоры. Стоит отметить, что шаровые опоры рычагов подвески необходимо менять парами: неисправность одной опоры предвещает поломку этого элемента на втором колесе — с противоположной стороны. Такую процедуру мы рекомендуем всем клиентам компании SKF.

Для замены шаровой опоры необходимо снять колесо, затем открутить гайку шарового пальца опоры рычага, которая крепит его к поворотному кулаку. Если мы имеем дело с элементом, который давно не меняли, перед началом работы стоит смазать эту область, например, проникающей антикоррозионной смазкой в виде спрея. После снятия гайки необходимо выкрутить болты, расположенные в нижней части шаровой опоры, и отделить опору от рычага. Во время процедуры допускается использование специального съемника шаровых опор. В некоторых автомобилях шаровая опора присоединена к рычагу металлическими заклепками, которые в случае демонтажа опоры необходимо высверлить. На отдельных автомобилях шаровая опора может конструктивно отвечать за угол развала передних колес. Тогда обязательно сразу после замены следует проверить углы установки колес автомобиля.

Перед установкой новой детали необходимо очистить область установки проволочной щеткой. Шаровая опора рычага подвески — это деталь, которую меняют достаточно редко, поэтому через некоторое время в месте ее крепления оседает грязь и образуется коррозия, от которых следует избавляться. Все операции по монтажу следует выполнить в порядке, обратном снятию.

Шаровые опоры производства компании SKF отличаются наивысшим качеством исполнения. Они являются ключевым элементом подвески, который оказывает непосредственное влияние на безопасность водителя и пассажиров. Только запчасти известных производителей в сочетании с квалифицированным монтажом служат гарантией бесперебойной эксплуатации на десятки тысяч километров.

Шаровая опора и признаки ее неисправности

Насколько важна шаровая опора

Шаровая опора требует к себе особого внимания, это одна из многих причин которая раз и навсегда заставит человека, который считает что контролирует все, соблюдать скоростной режим и уделять своему автомобилю должное внимание.

На смену шкворневому устройству пришел один основной элемент подвески, который называется шаровая опора. Когда она изнашивается до критичной черты, то возникают серьезные проблемы в некоторых моделях автомобилей. Как определить неисправность шаровой опоры, читайте далее.

Шаровой опорой является узел, который соединяет ступицу на управляемом колесе и рычаг подвески. Ее задача заключается в обеспечении возможности поворота ступицы с исходным положением колеса по горизонтали при вертикальном перемещении.

Конструкция шаровой опоры очень проста. Она являет собой палец конусообразной формы с грибообразным или сферическим наконечником, который способен вращаться и, в то же время, раскачиваться на углы в корпусе опоры. Корпус запрессовывается к рычагу или крепится болтами. В данном случае шаровая опора, как правило, изменяется вместе с рычагом подвески.

В современных ново-введенных узлах в основном используется конструкция не разборная. В ней после установки пальца корпус имеет свойство завальцовываться. Пластиковые или другого рода вкладыши помещаются между корпусом и пальцем. Они работают наподобие подшипника скольжения и обеспечивают вращение с небольшим усилием. Для отечественных, старых моделей машин поставляются и другие шаровые опоры, которые называются разборными. Люфты в них устраняются с помощью подтяжки крышки.

Причины поломки шаровой опоры

В процессе эксплуатации эти опоры испытывают серьезнейшие нагрузки. В зависимости от места их установки и от конструкции подвески, опоры несут на себе большую часть всей массы автомобиля, а также выдерживают постоянные систематические удары при езде на неровной дороге.

Основной из причин в нарушении правильной работы шаровой опоры выступает износ соприкасающихся поверхностей, он приводит к увеличенному зазору в промежутке от корпуса до пальца. В результате чего, палец начинает не только вращаться, но и болтаться в корпусе.

Если износ чересчур сильный, то нагрузки на опору могут привести к тому, что палец вырвется из корпуса. Как следствие всего этого получается, что механизм не в состоянии удержать колесо, и автомобиль рушится на асфальт.

Увеличение зазора возникает в связи со следующими факторами:

  • 1. Естественный износ в совокупности с устаревшими материалами
    — в среднем, шаровый шарнир может ходит в пределах от 20 до 150 тысяч километров пробега. Однако, если деталь более-менее качественная, то проблемы с ней могут начаться примерно через 100 тысяч километров пробега на автомобиле. На износ влияет много факторов — качество выполненной детали, условия эксплуатации, уход за деталью, наличие смазки, целостность пыльника.
  • 2. увеличиваются динамические нагрузки во время езды — в первую очередь это касается езды на автомобиле на высокой скорости по неровным дорогам. В таких условиях удары приходятся на различные элементы подвески, и в том числе — на шаровую опору. Естественно, что это приводит к ее износу и повреждению.
  • 3. разрывается защитный чехол или пыльник — в результате этого, в зазор попадает вода и всякая грязь, а они в своё время усиливают коррозию, да еще и абразивный износ. Если пыльник порванный, то внутрь, во время езды на автомобиле наверняка попадет влага, песок, грязь, мелкий мусор. Все эти элементы будут образовывать абразивный материал, который будет естественным образом изнашивать ее внутренности.
  • 4. отсутствие в шарнире смазки (при необходимости ее наличия) — смазка удаляется из шаровой по естественным причинам — высыхание, испарение. Как указывалось выше, при повреждении пыльника смазка может быть удалена очень быстро вследствие естественных причин, что приведет к усиленному износу шаровой опоры. Соответственно, полезно периодически добавлять смазочную массу в шаровую

Приведем несколько главных признаков износа:

  • Когда проезжаете по неровной дороге с небольшой скоростью и слышится стук.
  • Если усилие на руль увеличено, и при его повороте слышится скрип спереди машины.
  • Из-за того, что передние колеса виляют, ваша машина движется по прямой траектории неустойчиво.
  • Шины на колесах изношены неравномерно.

Симптомы и причины неисправности

СимптомыОписание и причины возникновения
Стук от колеса во время движенияПосторонние звуки будут проявляться на любой скорости, отчетливо заметны при наезде на неровность, яму и тд. Носит как разовый так и повторяющийся характер.
Изменение развал-схожденияКолесо у которого неисправна шаровая страдает сильнее всего. Возможен повышенный износ шины по краям.
Авто виляет по дорогеВ шаровой опоре появляется люфт, следовательно колесо шатается при езде.
Скрипы во время маневровСкрипы могут быть от рулевой, задних колес, следует прислушиваться именно к передним и во время маневров.
Изменение траектории торможенияМашину будет сносить в ту сторону, с которой имеется неисправная шаровая.
Неравномерный износ покрышекКогда в результате повреждения шаровой опоры рулевое колесо стоит не строго вертикально, а под углом к поверхности дороги, то по его внутреннему краю (тот, который ближе к двигателю) протектор изнашивается сильнее, чем на остальной поверхности колеса.

Как определить неисправность шаровой

Состояние опор, к сожалению, не всегда могут определить стенды, предназначенные для диагностики узлов подвески. Оценить их состояние можно обычными старыми методами — на ощупь и слух.

Способ №1 Когда происходит проверка на слух, необходимо раскачать машину и прислушаться, что именно в ней стучит.

Способ №2 Для того чтобы избежать ошибки в результате диагностики, при выжатой тормозной педали до самого упора (для исключения  люфта подшипников) колесо необходимо покачивать руками. Для этого надо взяться за него в самой верхней и наиболее нижней точках. Если люфт все же ощущается, то знайте, что в опоре присутствует зазор, и ее необходимо заменить.  А вот для определения величины износа лучше будет использовать наиболее точные приспособления, а также инструменты, например монтировку или домкратом.

В классической модели автомобиля ВАЗ есть контрольное специальное отверстие, находящееся в конструкции нижней шаровой опоры. Для ее диагностики следует штангенциркулем или глубиномером через это контрольное отверстие под нагрузкой измерить расстояние между торцом шарового пальца и внешней поверхностью корпуса. У автомобилей ВАЗ показатель будет не больше 11,8 миллиметров (для оригинальных опор).

В верхней опоре люфт можно замерить специализированным устройством с индикатором. Люфт не должен быть выше 0,8 миллиметров.

В том случае, если у вас под рукой не имеются специализированные инструменты, приборы и отсутствие подъемника, вы можете положить свою ладонь на корпус шаровой опоры так, чтобы одновременно касаться корпуса и пальца. Попросите напарника раскачать колесо. Если люфт имеется, то, как правило, он чувствуется.

Ремонт шаровой опоры

Существует несколько способов ремонта. Зачастую, шаровую опору заменяют новой. Замена опоры вместе с рычагом у большинства иномарок является очень даже недешевым удовольствием, так как цена одного рычага составляет не маленькую сумму, а есть и такие автомобили, у которых сложные много-рычажные подвески (до 5-ти только с одной стороны). Стоимость выполненных работ тоже будет достаточно высокая для нижнего рычага, и вдвое больше — для верхнего.

Поэтому услуги реставраторов, которые занимаются ремонтом даже тех опор, которые меняют в сборке с рычагом, значительно востребованы.

Реставрация обходится намного дешевле, чем приобретение новой детали. Это особенно заметнее для опор, которые поставляются в сборе с рычагами. Для их восстановления могут использоваться различные технологии.

  • Самая легкая – это переделка в разборную конструкцию, смена вкладышей из пластика и полирование пальца.
  • Несколько трудоемкая технология – жидким полимером под давлением заполняется корпус. Далее этот полимер в зазорах застывает. Запрессованные опоры в рычаги сначала извлекают, а затем производят замену не оригинальными опорами.

Бывают случаи когда просто проваливается в рычаг т.е. впрессовывать ее не требуется, если решите оставить шаровую так то она будит биться в рычаге и ресурс ее будет многократно понижен, решается это сваркой т.е. ее цепляют к рычагу точечно на 6-8 точек сварки.

Помните, что подобная экономия, быть может, станет причиной неприятностей на дороге, во избежание этого, рекомендуется использование все-таки новых узлов.

стук рейки

виляние авто

доносится звук

устранить вовремя

срок использования

слышны появления

диагностировать визуально

защита от трещин

показать все

Какой ресурс у шаровой опоры

Служебный срок в основном зависит от нескольких факторов, он может колебаться от 15 до 120 тысяч километров.

Резко сокращает «жизнь» даже небольшая трещинка в пыльнике. Она может привести к проникновению воды, грязи и песка в шарнир. Для предотвращения поломки, необходимо наблюдать состояние защитного резинового чехла. Лучше всего это делать на эстакаде.

Чтобы она прослужила дольше, следует аккуратнее ездить по разбитым дорогам, а также своевременно заменять поврежденные пыльники.

Можно ли ездить с разбитой шаровой

Все зависит от степени изношенности и поврежденности указанного узла. Если стук при шаровой опоры на ходу только появился и при этом машину еще не «водит» по дороге, она не стучит при поворотах, то есть, имеются лишь ранние признаки, то на такой машине передвигаться еще можно.

Однако, следите затем, чтобы скорость движения была не большая, а также старайтесь избегать ям и неровностей. Ну и, конечно же, все равно нужно задуматься о предстоящем ремонте. Ведь чем раньше его сделать — тем, во-первых, он дешевле обойдется, а, во-вторых, машину можно будет эксплуатировать безопасно!

Если же поломка шаровой дошла уже до такой степени, что машина «ерзает» на дороге и стук шаровой опоры на ходу отчетливо прослушивается, то от эксплуатации такого автомобиля лучше отказаться до выполнения ремонта. В крайнем случае можно на небольшой скорости и соблюдая правила безопасной езды доехать на ней до автосервиса или гаража, где предстоит выполнить ее замену.

Как определить неисправность шарового шарнира

шаровой шарнир соединяет колесо и шину с системой рулевого управления и подвески автомобиля и позволяет колесу вращаться — без них вы далеко не уедете. поскольку шаровые шарниры находятся под большой нагрузкой, постоянно перемещаясь по не идеально ровным дорогам, они имеют тенденцию изнашиваться и время от времени нуждаются в замене.

Когда шаровой шарнир ломается, это может привести к опасной ситуации, в которой вы можете оказаться в затруднительном положении или потерять контроль над автомобилем. в большинстве случаев перед выходом из строя шарового шарнира вы увидите предупреждающие знаки, указанные ниже.

  • металлический лязг:  одним из наиболее заметных и распространенных признаков неисправности шарового шарнира является лязг или стук при движении подвески вверх и вниз. изношенная шаровая опора начнет греметь внутри гнезда при движении по неровной дороге, пересеченной местности, выбоинам или лежачим полицейским. этот шум будет становиться громче по мере износа сустава, и это может привести к тому, что сустав в конечном итоге сломается.
  • скрип: поскольку шаровые шарниры постоянно двигаются, для их смазки требуется смазка. эта смазка делает работу шарнира тихой и плавной. если резиновый чехол, удерживающий и защищающий эту смазку, будет поврежден, шаровая опора может начать скрипеть или скрипеть.
    шум слышен при повороте руля и при проезде неровностей. это может звучать как шумная дверная петля, кресло-качалка или скрипучий пружинный матрас.
  • вибрация:  ослабленный или изношенный шаровой шарнир может вызвать чрезмерную вибрацию. это может сделать автомобиль очень неустойчивым, а в некоторых случаях его будет трясти. Вы также можете почувствовать вибрацию рулевого колеса.
  • Блуждающее рулевое управление: изношенный шаровой шарнир может привести к тому, что автомобиль будет тянуть вправо или влево. развал-схождение передних колес устанавливается, когда компоненты рулевого управления и подвески затянуты и находятся в хорошем состоянии. как только шаровой шарнир ослабнет, он может нарушить выравнивание и потребовать, чтобы вы компенсировали это рулевым колесом. это также может привести к неравномерному износу шин.

как работают шаровые шарниры

шаровой шарнир аналогичен шаровому шарниру в плечевом или тазобедренном суставе. это твердая сфера с торчащим из нее коническим стержнем с резьбой, заключенная в стальной корпус, содержащий смазку для смазки. он защищен от грязи и мусора резиновым чехлом. почти каждый автомобиль имеет передние нижние шаровые опоры, и, в зависимости от типа подвески вашего автомобиля, у вас также могут быть верхние шаровые опоры или задние шаровые опоры.

шаровой шарнир соединяет поворотный кулак или шпиндель с рычагом подвески. сустав имеет ограниченный диапазон, но может двигаться во всех направлениях. он действует как точка поворота рулевого управления, позволяя вам поворачивать руль.

» подробнее: получите точную смету на ремонт вашего автомобиля

совет по ремонту шаровых опор

большинство шаровых опор, произведенных за последние несколько десятилетий, не подлежат ремонту, но некоторые старые автомобили и грузовики имеют пресс-масленки, которые можно смазывать . шаровые шарниры не требуют технического обслуживания, но их следует регулярно проверять на наличие чрезмерного люфта.

Шаровые шарниры следует периодически проверять. В вашем руководстве по эксплуатации может быть указано конкретное время или интервал пробега для проверки, но если вы сомневаетесь, проверяйте их во время каждой замены масла. Шаровые шарниры

могут служить много лет, некоторые из них никогда не нуждаются в замене. такие вещи, как плохие дорожные условия и езда по городу, могут привести к более быстрому износу шаровых шарниров. автомобиль, который ездит по шоссе легко, может проехать сотни тысяч миль без замены шаровой опоры, в то время как городскому автомобилю могут потребоваться новые шаровые опоры всего через 30 000 миль.

Если вы начинаете испытывать какие-либо симптомы плохой шаровой опоры, важно немедленно доставить автомобиль в ремонтную мастерскую. сломанная шаровая опора может привести к тому, что ваш автомобиль потеряет управление или разрушится подвеска.

Ваш механик проверит шаровые шарниры на наличие чрезмерного люфта. техник может порекомендовать заменять соединения парами, даже если неисправна только одна сторона. это потому, что когда один шаровой шарнир начинает выходить из строя, другая сторона, скорее всего, вскоре последует за ним. это также прекрасное время для проверки всей подвески автомобиля.

Стоимость замены шаровых опор может варьироваться. на некоторых автомобилях можно заменить сами шаровые шарниры, а на других может потребоваться замена всего рычага подвески. это может поднять цену. затраты на оплату труда также могут варьироваться в зависимости от того, насколько сложна ваша система подвески и является ли ваш автомобиль полноприводным или полноприводным.

После замены шаровых опор обычно требуется развал-схождение.

если вы делаете это сами

эту работу лучше доверить профессионалам. при работе с подвеской автомобиля необходимо соблюдать крайнюю осторожность, так как некоторые детали находятся под большим напряжением и могут привести к травмам или смерти.

Если у вас есть большой опыт и вы решили заняться этой работой самостоятельно, обязательно приобретите все необходимые инструменты и рабочие инструкции, так как разборка вашей подвески должна выполняться безопасно и в определенном порядке.

не забудьте использовать домкраты, защитные очки и иметь в своем распоряжении вторую пару рук и глаз.

Всегда используйте детали заводского качества или оригинальные детали и соблюдайте требования по крутящему моменту.

 

Измерение износа шарового шарнира

Обнаружение и измерение износа шарового шарнира имеет решающее значение для обеспечения безопасности автомобиля. При выходе из строя шаровой опоры водитель теряет контроль над автомобилем. Это может привести к повреждению не только подвески, но и полуосей, тормозов и даже кузова.

Типы шаровых шарниров

Шаровой шарнир состоит из корпуса, шарового пальца, подшипников, торцевой крышки и тарельчатой ​​шайбы или пружины. Шайба Бельвиля представляет собой пружину конической формы, предназначенную для нагружения в осевом направлении. Шарнир крепится к рычагу управления путем вдавливания или заклепывания шарнира в рычаг. Если шарнир вдавливается в руку, потребуется специальный инструмент для удаления старого шарнира и установки нового.

Неудачные прессованные соединения могут быть трудно удалены из-за коррозии между рычагом управления и соединением. Это особенно верно, когда стальной корпус шарового шарнира запрессован в алюминиевый рычаг подвески. Когда шарнир приклепывается к рычагу управления, заклепки высверливаются или вырезаются с помощью пневматического долота. Новое соединение заменяется с помощью болтов и стопорных гаек.

1) Нагруженный шарнир: Нагруженный шарнир предназначен для поддержки веса автомобиля и следящего шарнира, который позиционирует рычаг управления или стойку в сборе.

Нижний рычаг подвески, соединенный с пружиной, использует нагруженный шаровой шарнир для соединения поворотного кулака с шаровым шарниром толкателя верхнего рычага в подвеске SLA. Шаровой шарнир также позволяет рулевой тяге вращать поворотный кулак.

2) Шарнир толкателя: В подвеске со стойками используется шаровой шарнир толкателя для соединения нижнего рычага подвески, поворотного кулака и стойки.

Узел крепления верхней стойки обычно содержит упорный подшипник, поддерживающий вес автомобиля и позволяющий рулевому механизму вращать стойку и поворотный кулак.

Нести нагрузку?

Шаровые шарниры можно разделить на несущие и ненесущие категории. Несущий шаровой шарнир предназначен для поддержки веса автомобиля, обеспечивая при этом точку шарнира для системы рулевого управления. Большинство несущих шаровых шарниров спроектированы таким образом, чтобы нейтрализовать последствия нормального износа, центрируясь в собственных гнездах.

Шаровые шарниры, не несущие нагрузки, с другой стороны, предназначены для соблюдения точных допусков на размеры в системе рулевого управления или подвески. Износ ненесущего шарового шарнира вызовет заметное изменение развала, кастера или угла схождения передней подвески. Следовательно, ненесущие соединения предварительно нагружены, чтобы компенсировать износ. Например, ненагруженные шаровые шарниры рычагов подвески должны быть проверены на предварительную нагрузку при разборке системы подвески.

Износ шарового шарнира

В некоторых шаровых шарнирах со смазкой используется фитинг в качестве индикатора износа. Если смазочный шприц не соединяется с фитингом, соединение необходимо заменить.

По мере износа шарнира тарельчатая шайба или пружина поддерживают натяжение подшипников для поддержания нулевого осевого люфта при движении рычагов управления — тарельчатая шайба или пружина не компенсируют боковой износ. Боковой износ вызывает перемещение шарового пальца внутри подшипника, что может повлиять на развал и износ шины.

Проведение осмотра

Нагруженный шарнир: Чтобы проверить нагруженный шаровой шарнир, установите домкрат или домкратную подставку под нижний рычаг подвески, чтобы выдержать вес автомобиля. Прикрепите циферблатный индикатор к нижнему рычагу подвески и расположите циферблат в вертикальном положении, чтобы измерить осевое биение на поворотном кулаке. В случае передней стойки с полным приводом или независимой задней подвески может потребоваться установка циферблата на ШРУС. Перемещением поворотного кулака можно проверить поперечное биение. Для подвески SLA, в которой цилиндрическая пружина находится над верхним рычагом, нагружается верхний шарнир. Чтобы проверить соединение, поддержите верхний рычаг управления, чтобы разгрузить соединение. Если шаровая опора имеет встроенный индикатор износа, люфт шарнира следует проверять на автомобиле, стоящем на колесах.

Следящий шарнир: Для проверки следящего соединения тарельчатую шайбу или пружину нагружают или сжимают для проверки осевого осевого люфта.

Для подвески со стойками поместите домкрат под опору, чтобы стойка полностью выдвинулась. Прикрепите зажим циферблатного индикатора к нижнему рычагу управления и установите циферблат в вертикальное положение, чтобы измерить осевое биение на поворотном кулаке. Поместите домкрат под шаровой шарнир и нагрузите шарнир, подняв домкрат. Поверните рулевое колесо и наблюдайте за шаровым шарниром, чтобы проверить боковое биение.

Для подвески SLA можно заблокировать верхний рычаг и сжать шарнир. Прикрепите циферблатный индикатор к поворотному кулаку и расположите его в вертикальном или параллельном положении, чтобы измерить осевое биение нижнего рычага подвески. Перемещением поворотного кулака можно проверить поперечное биение.

Шаровые шарниры наконечников рулевых тяг: Шаровые шарниры наконечников рулевых тяг более устойчивы к износу. При наличии помощника, который может повернуть руль автомобиля в припаркованном положении, метод испытаний на сухой стоянке укажет на чрезмерный износ большинства наконечников рулевых тяг. Когда техник работает один, конец рулевой тяги можно сжать с помощью плоскогубцев для водяных насосов, пока техник ищет изменение угла схождения.

Заключительные замечания

Общее состояние шасси важно для безопасности и производительности автомобиля. Что касается безопасности, рекомендуется прикрывать свои активы. Убедитесь, что владелец осведомлен об условиях, которые могут сделать его автомобиль небезопасным, и убедите его в важности надлежащего ремонта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *