Shelby American — история бренда и модели авто
Shelby American (Шэлби Америкэн)
Прежде чем стать легендой американской автомобильной промышленности, уроженец штата Техас Кэролл Шэлби (Carroll Shelby) неоднократно, и всегда с успехом, менял род занятий. Во время второй мировой войны он был летчиком-инструктором, потом возглавлял автотранспортную фирму, затем переключился на птицеводство, а после ушел в автоспорт и стал знаменитым гонщиком.
Из-за болезни сердца его спортивная карьера завершилась в 1959 г. вскоре после того, как он вместе с Роем Сальвадори (Roy Salvador!) победил в Ле-Мане на автомобиле Aston Martin (Астон Мартин). Покинув большой спорт, Шэлби и не думал уходить на покой. Вскоре он заключил соглашение с английской компанией AC Cars (Эй-Си Карз) и концерном Ford Motor на постройку небольшой серии экзотической спортивной машины. Собрав команду единомышленников, он создал предприятие под названием Shelby American (Шэлби Америкэн) со штаб-квартирой в Винисе, пригороде Лос-Анджелеса.
Логотип Shelby украшал ряд знаменитых в Америке скоростных машин Кэролла Шэлби. |
Shelby American всегда была небольшим предприятием. Собственных автомобилей она не проектировала и не выпускала, ограничиваясь модернизацией. Это стало причиной критики со стороны некоторых специалистов, которые вообще отказывают этой фирме в праве считаться самостоятельной автомобильной маркой. Но за многочисленным хором любителей машин Shelby, в особенности моделей Cobra и «GT500», эти голоса практически не слышны.
Выход компании на автомобильный рынок состоялся в 1962 г., вслед за поездкой Кэролла Шэлби в Великобританию и посещения фирмы AC Cars в городе Тэймз Диттоне. Он пообещал англичанам поставки самого мощного двигателя Ford V8 и попросил их сконструировать для этого чисто американского мотора ходовую часть. Тогда он называл будущую машину Shelby American Cobra (Шэлби Америкэн Кобра), но во всем мире ее знали просто как AC Cobra.
Несколько сотен таких автомобилей уже нашли покупателей в США, когда Шэлби решил обратиться непосредственно в Дирборн, в штаб-квартиру концерна Ford, с предложением разработать, а затем организовать сбыт серьезно модернизированных вариантов спортивного автомобиля Ford Mustang под названием Shelby GT350 и Shelby GT500.
Таких автомобилей было продано значительно больше, чем собираемых вручную машин Cobra. Все таки за моделью Mustang стояла производственная мощь корпорации Ford. В 1965 г. начались поставки частично подготовленных машинокомплектов Ford Mustang с заводов концерна на предприятие в Винисе. Здесь немногочисленные, но искусные сотрудники фирмы Кэролла Шэлби превращали обычные серийные автомобили в весьма серьезные спортивные модификации, пригодные и для повседневной эксплуатации, и для участия в автогонках, и даже для дальнейшего переоборудования в дрегстеры.Шэлби рядом с автомобилем Shelby Mustang GT350, на заднем плане — AC Cobra 427 |
Сам Шэлби уже не мог принимать участия в автогонках, но он сумел привлечь финансовые средства сначала концерна Ford, а потом и шинного гиганта Goodyear. Ее оказалось вполне достаточно для формирования и полного обеспечения команды, участвующей в гонках SCCA (Sport Car Club of America — «Клуб спортивных автомобилей Америки) и Мировом чемпионате спортивных автомобилей. Команда Shelby выигрывала первенство SCCA в 1963,1964 и 1965 гг. на машинах Cobra.
Популярность автомобилей Shelby GT350 и Shelby GT500 достигла своего пика в 1969 г. Но уже в 1970 г. любовь американцев к так называемым «поникарам», «резвым лошадкам» заметно пошла на убыль. В результате производство обеих моделей Shelby, невзирая на всю их очевидную харизму, было свернуто уже в начале 1970 г.
Рекламный девиз Ford Mustang гласил: «Эти машины созданы так, чтобы вы сами могли сконструировать их для себя». Имелось в виду обилие заказного оборудования, способного определенным образом изменить базовый автомобиль до полной неузнаваемости. Shelby GT350 фактически была заказным исполнением с намного более мощным двигателем и несравненно лучшей управляемостью по сравнению с базовой моделью |
На протяжении 70-х гг. Кэролл Шэлби занимался делами, от автомобилестроения далекими. Но в 1982 г. он неожиданно вернулся. На этот раз обратился к корпорации Chrysler, где в те годы у руля стоял его старый знакомый еще по «фордовским» годам Ли Якокка. К концу 80-х гг. имя Шэлби вновь замелькало на автомобильных кузовах, украшая собой разнообразные «крайслеровкие» изделия, в том числе 16-клапанный мотор с двумя распредвалами. Тогда же в Калифорнии возобновился выпуск модификаций Shelby на базе обычных серийных машин — теперь уже марки Dodge (Додж).
Shelby GT350 (Шэлби GT350) 1965-1970
Этот автомобиль является модернизированным вариантом Ford Mustang (Форд Мустанг). Большинство американских историков и любителей марки считают, что «GT350» — настоящий Shelby. С 1965 по 1970 г. данный автомобиль был самым скоростным и самым популярным вариантом знаменитой «фордовской» модели.
Успех Кэролла Шэлби с AC Cobra (Эй-Си Кобра) заставил концерн Ford обратиться к нему за помощью в создании на базе модели Mustang гоночной серии для гонок Клуба спортивных автомобилей США (SCCA). Цель — нанести поражение доминировавшей в то время в SCCA машине Chevrolet Corvette (Шевроле Корветт). Чтобы обеспечить этому «серийному спортивному автомобилю» самые высокие показатели, руководство Ford согласилось собирать ограниченное количество машин на заводе в Калифорнии параллельно с моделью Cobra.
Shelby GT350 1966 г. |
Инженерам компании Shelby удалось создать такую же скоростную машину, как и Corvette, но более мощную, прочную и обладающую лучшей управляемостью. На Shelby начинали с переоснащения автомобилей Ford Mustang, установки на них форсированного V-образ-ного 8-цилиндрового 4,7-литрового двигателя. Его мощность увеличили сначала до 306, затем — до 350 и, наконец, — до 400 л.с. Использовалась 4-ступенчатая механическая коробка передач и усиленный задний ведущий мост.
Нашли применение более эффективные тормоза увеличенных размеров, специальные амортизаторы, рулевой механизм с уменьшенным передаточным отношением, 15-дюймовые колеса из легкого сплава, стеклопласти-ковый капот с воздухозаборником. Место заднего сиденья заняло запасное колесо.
На передней панели «GT350» заметно больше приборов, чем у базовой машины |
Перевод в 1968 г. сборки Shelby GT350 на завод Ford, охлаждение интереса руководства концерна к «гоночным дорожным автомобилям» привели к тому, что покупатели с неохотой стали приобретать дорогой Mustang, потерявший свою прежнюю привлекательность. Продажи сократились с 1657 машин в 1968 г. до 1279 штук в 1969 г. В 1970 г. продали всего 315 экземпляров.
Большую мощность двигателю обеспечивали 4-камерный карбюратор и клапаны с увеличенной высотой подъема |
Рабочий объем двигателя «GT350» был увеличен в 1968 г. до 4941 см3, его мощность составила 250 или 350 л. с. (с наддувом). На следующий год двигатель «подрос» до 5765 см3 при мощности 290 л.с. «GT350» первого образца был очень популярным автомобилем, но ограниченного объема производства. Он привлекал сумасбродных водителей. Вскоре размер страховых премий за эту машину возрос неимоверно, что во многом способствовало падению спроса на нее.
Машины Mustang от Shelby имели двойную полосу на кузове. Это один из автомобилей, заказанных прокатной фирмой Hertz |
Характеристика (1965 г.) | |
---|---|
Двигатель: | V8, верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 101,6×72,9 мм |
Рабочий объем: | 4727 см3 |
Максимальная мощность: | 290 или 306 л.с. |
Коробка передач: | 4-ступенчатая механическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | спереди независимая на винтовых пружинах, сзади зависимая рессорная |
Тормоза: | дисковые/барабанные |
Кузов: | 2-местный фастбек-купе |
Максимальная скорость: | 200 км/ч (306 л. с.) |
Shelby GT500 (Шэлби GT5OO) 1967-1970
Осенью 1967 г., когда концерн Ford впервые представил свой V-образ-ный 8-цилиндровый 6,4-литровый двигатель Galaxy (Гэлэкси), Шэлби немедленно решил использовать его. Для некоторых машин AC Cobra и АС 428 применил даже 7-литровый вариант этого мотора.
Этот кабриолет «GT500» 1969 г. развивал максимальную скорость 193 км/ч |
Новый же Shelby GT500 полностью отличался от Ford Mustang. Вместо сравнительно высокооборотного мотора V8 с небольшим блоком цилиндров, он получил больших размеров двигатель с меньшей частотой вращения. Возросшая нагрузка на передние колеса компенсировалась значительно увеличившимся крутящим моментом. Тогда же сборку машин Shelby перевели из Калифорнии на прежнюю производственную линию, где изготавливались обычные автомобили Ford Mustang.
Чтобы успокоить страховые компании, Shelby и Ford не только заявили, что их 7-литровый мотор развивает 355 л.
Shelby GT500 1967 г. был настоящим «мускулистым автомобилем», провоцирующим на очень быструю езду |
К 1968 г. машины Shelby Mustang значительно изменились: они стали больше и роскошнее. Комплектация, включающая автоматическую коробку передач, кондиционер и тонированные стекла, также повлияла на спрос. В 1968 г. компания представила только модель «GT500KR». Аббревиатура «KR» расшифровывается как «King of the Road» — «Король дорог». Этот автомобиль был оборудован двигателем Cobra Jet (Кобра Джет) V8 мощностью 400 л.с. с 4-камерным карбюратором. Собственная масса машины постепенно приблизилась к 1,7 т.
Плоская задняя часть кузова Shelby GT500 была решена в стиле Комма (Катт) |
В 1969 г. популярность Shelby Mustang пошла на убыль. Злые языки говорили, что Кэролл Шэлби уже не заинтересован в проекте, чью судьбу стали решать управленцы, а не гонщики. Поздние образцы автомобиля имели близкие показатели с базовой машиной, а высокий уровень аварийности и, как следствие, высокие страховые премии привели к падению спроса и завершению ее производства.
В 1968 модельном году было построено 1442 машины «GT500» и 1351 — «GT500KR», в 1969 г. — 1871, а зимой 1969-70 гг. — всего лишь 286 штук «GT500».
«Король дорог» «GT500KR» 1968 г. имел все, что необходимо для суперавтомобиля: внешний вид, управляемость и двигатель мощностью 400 л.с. |
Характеристика (1967 г.) | |
---|---|
Двигатель: | V8, верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 107,4×101 мм |
Рабочий объем: | 7016 см3 |
Максимальная мощность: | 400 л. с. |
Коробка передач: | 4-ступенчатая механическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | спереди независимая на винтовых пружинах, сзади зависимая рессорная |
Тормоза: | дисковые/барабанные |
Кузов: | 4-местный фастбек-купе или кабриолет |
Максимальная скорость: | 193 км/ч |
Украинские военные спасли женщину от обстрела россиян с помощью коптера
— Украинские военные использовали дроны для спасения моей жены Валерии, когда в июне возле Изюма (Харьковская область) россияне расстреляли наш автомобиль (мы с ней ехали забрать из зоны боевых действий моих родителей), — рассказал «ФАКТАМ» перед началом допремьерного показа фильма Follow me («Иди за мной») один из его героев Андрей Богомаз. — Россияне шарахнули по моей машине из какого-то оружия. После этого автомобиль стал, как решето, от роя осколков, попавших в него. Они сильно ранили меня. Валерию, к счастью, не задело. Она перевязала меня тем, что было под руками. Всё это видели наши военные, потому что там летал их разведывательный дрон с видеокамерой. С помощью дрона они и вывели мою жену на свои позиции.
«Не было возможности выслать группу к расстрелянной россиянами машине: враг находился метрах в 30 от того автомобиля»
— Мы вели разведку местности с помощью дрона, когда командир соседней роты сообщил, что в нашу сторону двигается гражданский автомобиль, — рассказал «ФАКТАМ» о событиях, по которым снят фильм «Иди за мной», командир роты отдельной механизированной 93-й бригады «Холодный Яр» ВСУ старший лейтенант Михаил Мелещук с позывным «Сид». — Мы направили коптер к Т-образному перекрестку, где должна была появиться машина. Ту местность враг накрывал артиллерийским огнем, не щадя боеприпасов. Я надеялся, что на перекрестке водитель гражданской легковой машины повернет направо — тогда бы он приехал к нам. Но, к сожалению, он двинулся прямо — как раз в сторону позиций врага. Россияне открыли огонь по машине: сначала из автоматов и пулеметов, а затем — из АГСа (автоматического гранатомета).
Читайте также: «Родители закрыли собой 5-летнюю доченьку от пуль и спасли ей жизнь. Сами же погибли»: болезненная история с Харьковщины
Граната из АГСа разорвалась перед автомобилем со стороны пассажирского места, на котором сидела жена Андрея Богомаза Валерия Пономарева.
— Мы с мужем вышли из машины, поскорее направились к разбитой остановке автобуса, чтобы там спрятаться, — вспоминает события Валерия. — Но вокруг все время взрывалось, поэтому мы побежали назад к машине, чтобы уехать оттуда. Андрей пытался завести двигатель, когда в автомобиль что-то попало (украинские военные уверены, что это была граната из российского АГСа. — Авт.). Я выскочила из автомобиля, крикнула Андрею: «Бежем отсюда!». Посмотрела в его сторону, а он лежит у машины: моего мужа ранило, голова была в крови. Бросилась к нему, обмыла окровавленную голову, стала перематывать раны полотенцами. Повторяла: «Не умирай, пожалуйста, не бросай меня».
— Мы направили к ним еще один коптер, чтобы с его помощью показать женщине и мужчине дорогу к нам, — продолжает командир роты с позывным «Сид». — Выслать туда группу бойцов было невозможно: враг находился метрах в 30 от машины, шансов пробиться туда у наших не было. Мы видели на видео, которое присылал дрон, что возле мужчины растеклась большая лужа крови. Он мог погибнуть от потери крови. Мы спускали коптер как можно ниже (даже до 20 метров), чтобы дать этим людям понять, что нужно идти за ним. Им было небезопасно находиться на открытом незащищенном месте. Спрятаться было где: рядом находился большой капонир, вырытый, чтобы укрывать в нем технику. Мы пытались с помощью дрона показать гражданским из машины, что следует забраться в капонир, потому что враг продолжал вести огонь. Но в той стрессовой ситуации они не поняли, что мы хотим им сказать.
«Трое суток я раненый и без сознания пролежал в яме. Когда пришел в себя, 8 часов босиком шел к позициям наших военных»
— Я понимала, что благодаря камере, установленной на дроне, какие-то люди видят меня, показывала им на Андрея, упала на колени, умоляла помочь ему, — говорит Валерия.
Валерия упала на колени и умоляла помочь ее мужу (кадр из фильма «Иди за мной»)— Тем временем в коптере заканчивался запас электроэнергии, поэтому пришлось вернуть «птичку» на подзарядку, — говорит старший лейтенант «Сид». — Пока ее заряжали, я придумал, как дать понять женщине, что надо следовать за дроном: прописными буквами написал на листе бумаги «Иди за мной». Этот лист мы прикрепили к коптеру и направили его обратно к машине.
Коптер прилетел к супругам с листом с надписью «Иди за мной»— Дрон вскоре вернулся, спустился довольно низко, и я увидела, что на нем что-то прикреплено, наконец разглядела белый листок с надписью «Иди за мной», — говорит Валерия. — Я смогла как раз дозвониться брату моего мужа, коротко рассказала, что происходит. Он сказал, чтобы шла за дроном — это дает шанс наконец спасти Андрея. Я очень не хотела оставлять раненого мужа самого. Но выхода не было. Решила, что попытаюсь добраться до военных и вернуться с ними за Андреем. Шла под грохот взрывов — российские обстрелы не прекращались ни на секунду.
Читайте также: «Людей хоронили во дворах, на цветочных клумбах, на детских площадках»: заместитель мэра Изюма об ужасах оккупации и возрождении города
— Женщине нужно было пройти метров 500, — продолжает старший лейтенант «Сид». — Она двинулась вслед за коптером, еще не слишком отдалилась от расстрелянной машины, как к этой машине начали приближаться вражеские солдаты, вышедшие из своего укрытия. Они кричали женщине, чтобы вернулась. К счастью, она, вероятно, их не слышала. А мы благодаря камере на дроне прекрасно видели этих росскийских солдат. Огонь по ним не открывали, потому что надеялись, что они окажут помощь раненому мужчине. Но они подняли его с земли, бросили в капонир, а сами быстренько скрылись с открытого места. Шансов выжить у мужчины было мало, судя по ранениям, которые мы видели с помощью камеры на коптере. Тем временем женщина дошла до посадки, где ее уже ждал специально направленный туда наш военный. Она была в шоковом состоянии. Наш человек сопроводил ее в безопасное место.
Старший лейтенант «Сид» демонстрирует листок, с которым коптер полетел к Валерии и АндреюИ в дальнейшем не было возможности отправить группу бойцов за мужем Валерии Андреем.
— Я трое суток без сознания пролежал в яме, куда меня бросили российские солдаты, — рассказал «ФАКТАМ» Андрей Богомаз. — Пришел в себя, когда начался дождь. Решил идти босиком, чтобы лучше чувствовать асфальт и грунт под ногами, и благодаря этому не наступить на мину. Потому что мог и не заметить мины — что-то случилось со зрением, словно сетка была перед глазами. Так что босой, в одних трусах, накинув на себя простыню, шел 8 километров, пока не добрался до позиции украинских военных. Они начали расспрашивать, кто я такой? Когда объяснил, что был за рулем расстрелянной россиянами легковушки, бойцы сообщили радостное известие: «Мы спасли вашу жену». Меня отправили к врачам. Наверное, в моем теле было больше осколков, чем у всех пациентов больницы, в которой я лежал. Лечиться пришлось 6 месяцев.
«Мы сделали англоязычную версию, чтобы эту историю увидел весь мир»
— Первые 4 месяца после полномасштабного вторжения российских войск в Украину мы с товарищами занимались исключительно волонтерской работой, о творчестве я и не думал, — рассказал «ФАКТАМ» режиссер фильма «Иди за мной» Любомир Левицкий. — Но потом пришло понимание: я же опытный кинематографист, поэтому должен говорить миру о войне языком кино. Для этого мне нужны конкретные военные истории. Они должны быть уникальными и вдохновлять (истории о страданиях решил не брать, потому что о них и без меня рассказывают многие коллеги). Один из моих товарищей журналист Василий Крутчак позвонил и говорит: «Любомир, у меня есть для тебя история». Рассказал, какая, я был поражен. На следующий день Василий познакомил меня с двумя волонтерами (адвокатами Николаем и Виталием), которые имели видеозаписи с камеры дрона, сделанные во время спасательной операции в районе села Большая Комышеваха Харьковской области. Волонтеры хотели отдать эти записи CNN, но я настоял, чтобы мы сделали фильм, в котором о тех событиях расскажут на камеру их участники. Так и возник замысел фильма Follow me. Мы сделали англоязычную версию, чтобы эту историю увидел весь мир.
Режиссер Любомир Левицкий (слева) и старший лейтенант Михаил Мелещук (фото предоставлено творческой группой фильма «Иди за мной»)На фото в заголовке: Валерию украинские бойцы вывели из зоны огня с помощью коптера, а Андрей из-за ранения идти не мог. Его российские солдаты бросили в яму, в которой он, без сознания, пролежал трое суток (фото автора)
Читайте также: «Труднее всего — находить детские тела. А это происходило постоянно»: работник ритуальной службы о массовых убийствах мирных жителей Харьковщины рашистами
1683
Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Instagram
Сделайте «ФАКТЫ»избранным источником
в Google News
Системы помощи водителю и технологии автономного вождения
Ваш браузер не поддерживает видео тег.
Создание автономного будущего требует опыта и видения
Создание автономного будущего
требует опыта и дальновидности.
Двадцать лет назад компания Mobileye произвела революцию в системах помощи водителю, предложив простую радикальную идею: единственный недорогой датчик, камера, может стать основой для спасательных технологий. Спустя 100 миллионов автомобилей Mobileye продолжает оставаться пионером в этой технологии помощи водителю, прокладывая путь к полностью автономному будущему.
Присоединяйтесь к нам: пресс-конференция с профессором Амноном Шашуа Клиенты: Письмо от нашего генерального директора
Демонстрация нашего компьютерного зрения на выставке ECCV 2022
Robotaxi Night Drive демонстрирует полный комплекс датчиков в действии
Присоединяйтесь к нам: пресс-конференция с профессором Амноном Шашуа
ZEEKR 009 — следующая очередь для Mobileye SuperVision™
EyeQ Kit™ раскрывает возможности нашей системы-на-чипе
Vision at ECCV 2022
Robotaxi Night Drive демонстрирует полный набор датчиков в действии
Robotaxi Night Drive демонстрирует полный набор датчиков в действии
Присоединяйтесь к нам: пресс-конференция с профессором Амноном Шашуа
ZEEKR 009 — следующая очередь для Mobileye SuperVision™
EyeQ Kit™ раскрывает возможности нашей системы-на-чипе
Vision at ECCV 2022
Robotaxi Night Drive демонстрирует полноценный комплекс датчиков в действии
Присоединяйтесь к нам: пресс-конференция с профессором Амноном Шашуа
ZEEKR 009 — следующий в очереди на Mobileye SuperVision™
EyeQ Kit™ раскрывает возможности нашей системы-на-чипе
Нашим клиентам: письмо от нашего генерального директора
Демонстрация нашего компьютерного зрения на выставке ECCV 2022 Действие
Возглавить эволюцию от
с поддержкой к автономному вождению
От различных решений ADAS к системе автономного вождения для населения
транспорт или доставка товаров, вплоть до потребительских AV
Ваш браузер не поддерживает видео тег.
Driver-Assist
Cloud Enhanced
Driver-Assist
Mobileye
SuperVision™
Mobileye Drive™
Автономные автомобили
Ваш браузер не поддерживает видео тег.
Driver-Assist
Облачная система помощи водителю
Mobileye SuperVision™
Mobileye Drive™
Autonomous Vehicles
Purpose-built
SoC Family
Scalable
by Design
Mathematical
Safety Model
Computer
Vision
Lean
Compute
Driving Policy
Innovative
Mapping
Purpose- встроенный
Семейство SoC
Масштабируемость
Дизайн
Математический
Модель безопасности
Компьютер
Vision
Бережливое производство
Вычисление
Политика вождения
Инновационный
Картографирование
Создано с нуля
для автомобилей
С самого начала компания Mobileye разрабатывала аппаратное и программное обеспечение собственными силами, прокладывая путь к высокоэффективному аппаратному, программному и алгоритмическому стекам в превосходное соотношение цены и качества.
Копать глубже
Создан с нуля
Для автомобилей
С самого начала Mobileye разрабатывала аппаратное и программное обеспечение собственными силами, прокладывая путь к высокоэффективному аппаратному, программному и алгоритмическому стекам с превосходным соотношением цены и качества.
Копать глубже
Создан для безопасности, создан для масштабирования
Вывести на дорогу несколько беспилотных автомобилей недостаточно. Все, что разрабатывает Mobileye, является безопасным по замыслу, с четкой стратегией, позволяющей технологии выйти на массовый рынок.
Движимое видением
Присоединяйтесь к нам, чтобы воплотить это автономное будущее
в реальность.
Как Cadillac превратился из американской иконы в умирающий автомобильный бренд
- Более полувека Cadillac был самой продаваемой и самой узнаваемой компанией по производству автомобилей класса люкс в Америке
- Однако приток иностранных конкурентов, таких как Mercedes-Benz и BMW, начал бросать вызов статусу культового автопроизводителя, и его продажи начали резко падать.
- Теперь Cadillac занимает последнее место в списке самых продаваемых премиальных брендов в США. Но ответы на проблемы компании могут лежать на мировом рынке, особенно в Китае.
Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Ниже приводится стенограмма видео.
Ирэн Ким: Владение автомобилем Cadillac в Америке является синонимом успеха и достижений. Компания доминировала на рынке, на протяжении десятилетий превосходя всех производителей автомобилей класса люкс в США. Всего 40 лет назад почти треть всех роскошных автомобилей, продаваемых в США, составляли Cadillac. Сейчас? Менее 7% роскошных автомобилей, покупаемых американцами, составляют Cadillac, и компания изо всех сил пытается не отставать от конкурентов, которые когда-то превосходили ее по продажам. Так что же случилось?
Компания Cadillac начала свою деятельность в 1902 году. На самом деле она была сформирована из того, что осталось от компании Генри Форда после ухода Генри Форда из-за споров с его инвесторами. Инженер Генри М. Леланд был приглашен для оценки завода компании с целью его продажи, но вместо этого увидел потенциал. Леланд решил реорганизовать компанию в Cadillac Automobile Company, назвав ее в честь французского исследователя Антуана де ла Мота Кадиллака, основателя Детройта, который был автомобильным центром Америки, а также домом для компании. На первый взгляд автомобили Cadillac казались почти идентичными тем, которые компания производила под руководством Форда. Но они быстро отличились и завоевали репутацию более качественных и надежных. В 1909, компания была куплена многообещающим конгломератом General Motors и официально названа его самым престижным подразделением.
В течение следующих нескольких десятилетий Cadillac установил огромные вехи в автомобильной промышленности, в том числе создал первый легковой автомобиль с полностью закрытым салоном. Возможно, наиболее впечатляющей была разработка первого электронного стартера. До этого момента запуск автомобиля требовал неуклюжей и напряженной работы по запуску двигателя. С некоторой помощью изобретателя Чарльза Кеттеринга Cadillac упростил его до простого нажатия кнопки. Подобные прорывы вдохновили компанию на использование своего культового слогана: «Cadillac: эталон мира».0003
Перенесемся в 1927 год. Компания Cadillac создала концепцию «автомобиля класса люкс», выпустив купе LaSalle с откидным верхом. До LaSalle автомобили создавались исключительно исходя из их технических потребностей. С этим новым автомобилем компания впервые привлекла для работы дизайнера, а не инженера. Разработанный автомобильным стилистом Харли Эрлом, чтобы быть роскошным и привлекательным, LaSalle стал автомобилем, задающим моду, который еще раз подчеркнул высокие стандарты Cadillac в автомобилестроении.
Успех и технический прогресс Cadillac продолжались на протяжении 1930-х годов. Но грянула Вторая мировая война, и вся автомобильная промышленность сбавила обороты, чтобы производить танки и авиадвигатели.
Но автомобильную марку это не остановило. Cadillac представил модели, которые стали определяющими для автомобильной промышленности и олицетворяли процветание «сказочных пятидесятых» и 1960-х годов. Хотя компания получила признание за свои постоянные инженерные разработки, именно культовые хвостовые плавники Cadillac стали основным элементом всех роскошных автомобилей. Не говоря уже об огромных габаритах автомобилей и бамперах Dagmar, прозванных в честь сладострастной телезвезды.
На пике своей популярности Cadillac продавался в пять раз больше, чем его конкурент Lincoln, а в 1968 году ему удалось продать более 200 000 автомобилей за год.
Но Cadillac был не просто самым стильным и самым продаваемым брендом автомобилей премиум-класса в Америке. Благодаря агрессивному маркетингу General Motors вождение Cadillac стало символом статуса в Америке для всех, от знаменитостей и профессиональных спортсменов до президентов.
Мэтт ДеБорд: В то время это была вершина достижений американского общества. У них также есть такие дурацкие имена, как Флитвуд, Эльдорадо. Они придумали эти сумасшедшие названия, взятые из самых претенциозных представлений о европейских геральдических знаках и тому подобном. И вся идея заключалась в том, чтобы убедить людей в том, что они действительно добились своего и собираются подняться до некоего премиального статуса в американском обществе.
Айрин: рынок роскошных автомобилей, поскольку идея «чем больше, тем лучше» по-прежнему актуальна для покупателей. Однако по мере экономического спада и распространения широкомасштабного нефтяного кризиса владение гигантскими пожирающими бензин седанами стало гораздо менее удобным и гораздо более дорогим. Но более всего рост популярности импортных автомобилей создал Cadillac серьезную конкуренцию, и бренд начал терять позиции эталона качества в Америке.
Мэтт: Когда появились европейцы, особенно немцы, с их шикарными маленькими спортивными седанами, это было откровением, и многие любители водить машину тянулись к ним. И они собирались купить «Порше», «БМВ», «Мерседес» и тому подобное. И они также начали думать о европейских автомобилях как о лучшем и превосходящем их.
А потом приехали японцы со своими маленькими машинками-похитителями топлива, которые действительно достаточно надежны по сравнению с американскими машинами. И поэтому люди начали смотреть на них и говорить: «Ну, это лучшая машина, она лучше экономит топливо. Почему я езжу на этом гигантском «кадиллаке»?0003
Айрин: Хотя 1980-е годы начались для Cadillac достаточно хорошо, а продажи продолжали расти, компания плохо отреагировала на рост импорта. Чтобы конкурировать со всеми новыми компактными иностранными автомобилями, компания начала сокращать весь свой модельный ряд, чтобы создать группу более компактных и экономичных автомобилей. Но его автомобили быстро стали неотличимы не только друг от друга, но и от других марок General Motors.
И поскольку компания поспешно вытесняла эти автомобили меньшего размера, чтобы попытаться соответствовать притоку импортных товаров класса люкс, Cadillac столкнулся с рядом неудач, ярким примером которых был Cimarron, самый маленький автомобиль, который когда-либо производил Cadillac. Он продавался так плохо, что был исключен из их линейки 1988, всего через шесть лет после его запуска.
Мэтт: Это Шевроле со значком Кадиллака. Похоже на Шеви. Это просто ужасная маленькая машина. Если вы хотели Chevy, это было нормально. Но если вы хотели Cadillac, вы смотрели на него так: «Что это вообще за фигня?» Так что это было просто смущение. Но это была попытка General Motors и Cadillac сохранить бренд в условиях гораздо более конкурентной среды, когда часть ценностного предложения Cadillac исчезла.
Ирэн: Потребители признали снижение качества автомобилей Cadillac, и это отразилось на продажах компании. Доля Cadillac на рынке роскошных автомобилей США упала с 31% в 1980 году до всего 22% в 1990 году. Когда Cadillac упал, его конкурент Lincoln пожинал плоды. Доля Lincoln удвоилась за десятилетие до 20%. А в 1998 году впервые за 59 лет Lincoln превзошел по продажам Cadillac.
К 1990-м годам Cadillac утратил всякую привлекательность для молодого рынка. Постоянная шутка заключалась в том, что всем владельцам Cadillac было «где-то между 60 и смертью». На американском рынке роскошных автомобилей в настоящее время доминирует Mercedes, за которым следует недавно представленный Toyota бренд Lexus, за которым следует BMW, чьи продажи быстро росли. Но в 1999, введение того, что станет одним из самых знаковых автомобилей Cadillac, предотвратит полный крах и поможет обновить бренд.
Escalade 1999 года был ответом Cadillac на бум полноразмерных внедорожников и ответом на успех Lincoln Navigator. Escalade не только хорошо продавался, но и сам по себе стал иконой поп-культуры, пробившись в фильмы и музыкальные клипы, а также стал популярным среди покупателей автомобилей знаменитостей.
Дела начали налаживаться. Cadillac увидел всплеск продаж, рост популярности на молодежном рынке благодаря Escalade и каким-то образом пережил General Motors в 2009 году.банкротство, в результате которого несколько брендов распались.
К сожалению, 21 век не совсем благосклонен к некогда славному имени Cadillac. В то время как ряд современных спортивных седанов и высокопроизводительных моделей Cadillac был хорошо принят обозревателями и средствами массовой информации, цифры говорят об обратном. В 2018 году доля бренда на рынке роскошных автомобилей в США упала до 7%, и в этом году было продано всего 154 702 автомобиля, что уступило даже Acura. А его продажи среди американских покупателей только продолжают падать.
Но почему? Как компания, которая продолжает выпускать высококачественные автомобили с передовыми технологиями, такими как ее беспилотная система Super Cruise, продолжает падать в продажах? Что ж, Cadillac потребовалось много времени, чтобы присоединиться к увлечению кроссоверами, которые сейчас составляют 60% продаж роскошных автомобилей в США.
Но, несмотря на проблемы в США, компания, возможно, нашла ответы на мировом рынке, особенно в Китае.
Мэтт: Рынок США сейчас находится на пике продаж. Так что дополнительных возможностей для роста нет. И вы говорите: «Подождите минутку. Где мы увидим весь рост в будущем?» И General Motors смотрит за океан и видит Китай, чей рынок уже намного больше, чем рынок США, годовой объем продаж которого превышает 20 миллионов и, вероятно, может вырасти до 30 или 40 миллионов в конечном итоге. В Китае не так много автомобилей. И General Motors смотрит на эту ситуацию и говорит: «Люди в Китае станут богаче в будущем, и они захотят идентифицировать свой статус богатого человека с автомобилем. Почему бы этому не быть Кадиллак?» Поэтому они просто думают: «Ну, а почему бы нам не поставить туда Cadillac?» Ну, они поставили Cadillac туда 10 лет назад, и это было очень впечатляюще.
Ирэн: В период с 2016 по 2017 год продажи Cadillac в Китае выросли более чем на 50%, в результате чего Cadillac занял второе место в мире по продажам за 115-летнюю историю компании.