Обозначение моторного масла, расшифровка маркировок и значений
Все владельцы автомобилей в обязательном порядке должны понимать, что указано на маркировке моторного масла. Чтобы двигатель работал стабильно и долго, необходимо пользоваться только качественным продуктом. Имеющиеся на емкости обозначения моторного масла помогают понять, насколько характеристики смазочной жидкости соответствуют рекомендациям изготовителя автомобиля.
Состав
При производстве автомобильных масел применяется базовая основа, в которую добавляют специальные присадки. Основа подразделяется на несколько групп:
Синтетика
Для ее получения используется синтез соединений углеводорода. Жидкость отличается хорошими вязкостными характеристиками.
Минералка
Получается после перегонки нефтепродуктов. В состав смазки входят молекулы, имеющие разное строение и структуру. Масло может работать только при определенном диапазоне температуры.
Полусинтетика
Смесь синтетики с минералкой в определенных пропорциях. По своим свойствам почти не отличается от синтетики. Имеет доступную стоимость.
Как обозначаются иностранные смазки
Согласно стандарту SAE, все моторные смазки делятся на несколько классов, в которых основным параметром является вязкость.
Зимнее
Маркируется буквой W. Перед ней ставится цифра, к примеру, 20W. Если от 35 вычесть 20, получиться значение температуры, при котором смазка останется текучей и не загустеет. Другими словами 35-20=15. То есть температурный порог равен минус 15 градусам.
Летнее
Наносится аббревиатура SAE. Затем пишется цифра, показывающая максимальное значение температуры, при которой свойства масла останутся неизменными. Например, SAE 50, жидкость может нормально работать при температуре плюс 45 градусов.
Всесезонное
Смазка, обладающая свойствами двух предыдущих классов. Обозначается летним и зимним показателем, которые разделяются тире. К примеру, обозначение 5w — 30, говорит о том, что жидкость можно эксплуатировать в диапазоне от +25 до – 30 градусов.
Маркировка стандарта ACEA
Эта классификация учитывает конструкцию европейских двигателей, а также их характеристики. Согласно стандарту масла подразделяются на следующие виды:
- Бензиновые моторы – А.
- Легковые автомобили – В.
- Для дизелей и бензиновых установок, оборудованных нейтрализатором выхлопных газов — С.
- Для тяжело нагруженных дизельных машин — Е.
Маркировка API
Учитывается год изготовления автомобиля, а также вид топлива. Для бензиновых силовых агрегатов принята следующая маркировка:
SC – автотранспорт, изготовленный до 1964 г.
SD – машины, выпущенные в 1964-1968 гг.
SE – для транспортных средств 1969-1972 года выпуска.
SF – автомобили, сошедшие с конвейера в период 1972 -1973 г.
SG – для ТС, функционирующих в очень тяжелых условиях, выпущенных в свет 1989 – 1994 г.
SH – для «выпускников» 1995 – 1996, эксплуатируемых в экстремальных условиях.
SJ – для авто 1997 – 2000 года выпуска. Масло отличается своими энергосберегающими характеристиками.
SL – современные автомобили, изготовленные в 21 веке, отличающиеся увеличенным периодом замены смазочной жидкости.
Маркировка для дизельных установок
СВ – в топливе содержится большое количество серы. Автомобиль изготовлен до 1961 года.
СС – предназначено для силовых установок, работающих в экстремальных условиях. Можно использовать в машинах, выпущенных до 1983 года.
CD – используется на автомобилях, изготовленных до 1990 года, работающих на топливе, содержащим большое количество серы.
CE – предназначено для турбированных автомобилей, выпущенных до 1990 года.
CF – для автотранспорта после 1990 года, оборудованного турбиной.
CG-4 – предназначено для машин, выпущенных позднее 1994 года.
CH-4 – для высокотоксичных моторов. Применяется в автомобилях, изготовленных после 1998 года.
CI-4 – применяется в новейших турбированных моторах.
В принципе американская система обозначения моторного масла соответствует европейской маркировке. Но в Европе к смазочным жидкостям предъявляются более высокие требования. Очень часто смазка, отвечающая европейским стандартам, оказывается намного лучше американской.
Маркировка моторных масел: как расшифровать
На маркировке моторного масла содержится вся необходимая информация о нём. Изучаем маркировку и выбираем нужное масло для своей техники.
Тип моторного масла
- Минеральное – изготовлены на основе растительных компонентов. Оно экологически безопасное и способно к биологическому разложению, что немаловажно при использовании техники на приусадебных участках. Минусом данных масел является то, что с течением времени присадки в минеральном масле постепенно выгорают и значительно меняются его первоначальные свойства.
- Синтетическое – изготавливаются путем синтеза определенных веществ. Они обычно дороже минеральных, но имеют более высокие эксплуатационные характеристики: пониженную чувствительность к перепадам температур и обладают повышенной текучестью.
- Полусинтетическое изготавливается из соотношения 70:30 минерального и синтетического масла. Это масло дешевле «синтетики» и обладает хорошими эксплуатационными свойствами.
Вязкость моторного масла
Один из важнейших показателей. Определяет диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной. Классифицируется по международным нормам SAE (Society of Automotive Engineers – Общество инженеров автомобилестроителей).
Различают три группы масел:
- Зимнее масло – в маркировке SAE значится буква W (winter), а цифра вначале означает уровень вязкости (SAE 10W, SAE 15W и т.д.).
- Летнее масло маркируются только численными обозначениями без использования букв (SAE20, SAE30, SAE40 и т.д.). Они имеют высокие показатели вязкости и поэтому могут применяться только при плюсовых температурах воздуха.
- Всесезонное масло имеет две цифры на маркировке. Первая означает вязкость при отрицательной температуре, вторая – динамическую вязкость при температуре 150 °С.
Температурные диапазоны моторных масел по SAE
Качество моторного масла
Определяется по классификации API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти). Основными показателями здесь являются: вид и режим работы двигателя, действующие свойства масла и год введения двигателя в эксплуатацию. По стандарту API масла разделяют на 2 категории:
- Категория «S» – масло предназначено для бензиновых двигателей
- Категория «C» – масло предназначено для дизельных двигателей.
Если моторное масло можно применять в обоих видах двигателей, то на маркировке они перечисляются, разделенные косой чертой. Стоит учесть, что первое значение по мнению производителя предпочтительнее для использования, а второе значение не исключает использования.
Классификация моторного масла по API
Производитель моторного масла
На рынке существует огромный ассортимент моторных масел. При выборе масла все-таки следует отдать предпочтение фирме -производителю Вашего инструмента. Они разрабатывают, тестируют и проверяют смазочные материалы на двигателях собственного производства в различных условиях и в инструкции по эксплуатации рекомендуют масло оптимальное именно для Вашей техники.
Пример прочтения маркировки моторного масла Champion.
Расшифровка веса моторного масла — журнал Auto Trends
Также по маркировке можно различить следующие свойства сезонной принадлежности:
- масла с цифрой в конце индекса и без буквы W в обозначении — летние варианты;
- все масла с буквой W на конце маркировки — зимнее; Масла
- всесезонные маркируются буквой W посередине и цифрой в конце.
Эта классификация соответствует международному стандарту SAE. Это позволяет очень легко понять, как расшифровывается маркировка масла. Буквы в начале маркировки указывают на тип классификации. В нашем случае это SAE. Затем следует цифра, обозначающая вязкость, или буква W, обозначающая сезонную принадлежность.
Вязкость масла увеличивается с числовым значением в маркировке. Если продукт SAE 15W40 стандартно используется во многих импортных бензиновых двигателях, то 15W50 заливают в изношенные силовые агрегаты с большим пробегом.
Выбор температуры и вязкости масла
Важно не только знать, что означают цифры в маркировке масла, но и понимать правильный выбор необходимого масла для вашего автомобиля. Наибольшей популярностью пользуются всесезонные масла, ведь не каждая машина проходит пробег межсервисного интервала за один сезон.
А вот зимние масла пригодятся в северной части мира, где без использования масла с пониженным температурным индексом невозможна эксплуатация даже самого надежного автомобиля в зимнее время. Температурный индекс обозначается цифрой в середине маркировки перед буквой W. Индексы имеют следующие значения:
- нулевой индекс указывает на максимальную морозостойкость масла;
- цифры 5 и 10 облегчают запуск двигателя при температуре окружающего воздуха до -25 градусов;
- индекс 20 позволяет без проблем завести автомобиль до температуры воздуха -10 градусов.
Вязкость масла выбирается по другим параметрам. Маркировка современного синтетического моторного масла по этому критерию описана выше. Можно подобрать необходимую вязкость масла для пробега автомобиля. После прохождения отметки в 200 тысяч километров можно прекратить выполнение требований производителя и использовать более вязкое масло для создания необходимого давления в системе смазки.