Машина времени: как 2022-й стал годом переосмысления истории и рефлексии над прошлым
Одним из главных феноменов 2022 года в России стало увлечение историей. Лекции, подкасты и, конечно, книги о масштабных событиях прошлого и об отдельных людях, которых затронули эти события, за последние месяцы обрели огромную популярность. Одни ищут в тех терапию на пути примирения с реальностью, другие — ужасаются параллелям исторических трагедий. Почему так происходит и стоит ли оценивать сегодняшний день в исторической перспективе, размышляет Василий Легейдо
В октябре издательства, магазины и порталы электронной литературы зафиксировали в России заметное повышение спроса на книги о Второй мировой войне. Сеть «Читай-город» сообщила о том, что продажи исследования «Мобилизованная нация. Германия 1939-1945» историка Николаса Старгардта в период с 21 сентября по 4 октября подскочили на 405% по сравнению с предыдущим отчетным отрезком с 7 по 20 сентября.
Закончили чтение тут
Среди других хитов исторического нон-фикшена, увлекающих российских читателей с февраля этого года, издатели и книготорговцы выделили книгу Эрика Ларсона «В саду чудовищ. Любовь и террор в гитлеровском Берлине» о первом годе жизни в нацистской Германии семьи американского посла Уильяма Додда, а также трехтомный труд «История Второй мировой войны» Уинстона Черчилля.
Популярность истории — особенно документальных произведений о периоде 1930-х и 1940-х годов — проявляется не только в продажах, но и в активности, с которой выпускают и переиздают сочинения на эту тему. От аналитического труда священника Мартина Дезелерса «И вас никогда не мучила совесть?» о коменданте Освенцима Рудольфе Хёссе до переиздания одного из ключевых текстов XX века «Вопрос о виновности.
Стремление разбираться в противоречивых аспектах истории и сформулировать параллели с сегодняшней реальностью многое говорит не только о читателях, но и о том мире, осмыслить который они пытаются, погружаясь в подобную литературу. Ситуация абсолютной непредсказуемости, неопределенность будущего и крах привычного настоящего — все эти факторы мотивируют людей обращаться к прошлому. Занимаясь этим, они стремятся понять, как жители других стран оказывались в аналогичных ситуациях до них и справлялись (или не справлялись) с ними, как существовать в условиях травмирующей реальности и как преодолевать ее последствия.
А еще — как вообще получается так, что далеким от политики людям, которых больше всего беспокоит возможность спокойно и нормально жить, приходится искать ответы на подобные вопросы.
Материал по теме
Чем было прошлое для тех, кто в нем жил
Учебники по истории редко затрагивают тему жизни обычных людей. Они посвящены масштабным событиям и выдающимся личностям: правителям, полководцам, ученым. В формируемой ими картине мира «простому народу» отводится место на втором плане. Крестьяне, рабочие, подданные, граждане остаются безликой массой, которая если как-то и влияла на происходящее, то лишь коллективно. Если знакомиться с прошлым исключительно таким образом, может сложиться впечатление, что отдельных людей не существовало вовсе — за исключением, естественно, тех, кто правил государствами, начинал военные походы, проводил реформы, организовывал и подавлял революции.
В 2022 году россияне испытывают диссонанс: они привыкли считать, что «простой народ» выступает лишь массовкой для сильных мира сего, но внезапно сами оказались в роли «простого народа». Стало ясно, что учебники со списками дат для подготовки к ЕГЭ упускают важный пласт реальности — тот самый, в котором обычные люди не просто живут и умирают, а еще и чувствуют, сомневаются, боятся, ошибаются, поддерживают ту или иную сторону, ссорятся и спорят с родными, цепляются за осколки нормальности в условиях немыслимого хаоса.
Отчасти именно этим ощущением — шоком от того, что ты внезапно стал хоть даже косвенным и эпизодическим, но все-таки участником исторических событий, — объясняется интерес к аналогичным эпизодам прошлого. Люди зачитываются не учебниками с сухим изложением фактов, перечислением договоров и имен, а мемуарами тех, кто десятки лет назад оказался в схожем положении представителя «простого народа», или философскими сочинениями, посвященными темам травмы, вины и ответственности.
«Записки из Третьего рейха» и «В саду чудовищ» — это не очередные жизнеописания Гитлера, Черчилля или Рузвельта с акцентом на роли выдающихся личностей в истории.
Подобные произведения напоминают современным читателям, что Берлин 1933 года населяли не рогатые монстры, а обычные люди, которые по-разному относились к установлению гитлеровской диктатуры. Некоторые радовались повышению уровня жизни, росту стабильности и появлению новых рабочих мест, другие тревожились из-за неоправданных арестов, избиений на улицах и радикального антисемитизма. Многие были слишком погружены в решение личных проблем, чтобы обращать внимание на перемены в жизни страны, пока новый режим не вступил в полную силу.
Внимание и человечное отношение к персонажам — пожалуй, самое ценное качество таких исторических произведений, авторы которых реконструируют не только эпоху, но и ее современников без оглядки на социальный статус, воинское звание или принадлежность к власти. Обращаясь к прошлому в 2022 году, читатели хотят убедиться в том, что они по-прежнему живые люди, а не просто статистические единицы, которые 50 или 100 лет спустя в восприятии новых поколений ничем не будут выделяться на фоне безликой многомиллионной толпы.
Погружение в историю для многих читателей — это попытка не удовлетворить внезапно обострившуюся жажду знаний, а скорее отстоять свою индивидуальность в период, когда очень легко проигнорировать и растоптать «маленького человека». В рамках процесса не столько академического, сколько гуманистического ничем не примечательные по меркам вершителей судеб обыватели обретают лица, характеры и голоса.
Для тех, кто жил в прошлом, о котором мы зачитываемся сейчас, оно было чем-то другим — не набором справочных фактов и не темой сочинений, а реальностью, в которой ежедневно приходилось делать выбор, выживать, действовать или бездействовать. Многим, как и сейчас, повседневные заботы и тревоги не позволяли оценивать происходящее в перспективе и рефлексировать над его этическими аспектами. Читая о таких людях, мы убеждаемся, что не одиноки: для нас события, о которых несколько десятилетий спустя сформируется научный дискурс, предстают днем сегодняшним с его неопределенностью и суетой.
Узнавать о тех, кто 90 лет назад точно так же разрывался между насущными проблемами и экзистенциальными выборами, значит еще и проделывать работу над собой. Учиться воспринимать себя не чудовищем и не жертвой обстоятельств, а обычным человеком, которому, как бы далек он ни был от глобальных политических вопросов, так или иначе приходится каждый день совершать множество неочевидных и даже вроде бы невозможных выборов между гуманным и эгоистичным, человечным и жестоким, правильным и неправильным.
Материал по теме
Как совершать невозможный этический выбор
Исторические книги и мемуары участников значимых событий прошлого нельзя рассматривать как готовое руководство к действию. Было бы заблуждением предполагать, что если некоторые люди определенным образом рефлексировали над своим опытом и осмысляли свои переживания несколько десятилетий назад, то и в наше время подобные стратегии обязательно сработают для современных читателей. Больше того — многие философы, эссеисты и авторы XX века сами скорее размышляли над пережитыми потрясениями, чем хвастались их успешным преодолением.
«История одного немца» не вдохновляющая и не мотивирующая, в ней нет счастливого финала, в котором автор и нашел бы все ответы и познал все истины. Наоборот — книга обрывается неожиданно, почти на полуслове и без малейших надежд на изменение ситуации к лучшему. Предвидевший катастрофу еще в 1933-м Хафнер оказался прав: следующие 12 лет Германия погружалась все глубже в пропасть, а сам молодой человек спустя пять лет после прихода к власти Гитлера перебрался в Британию.
В чем же польза, смысл и секрет популярности книги, которая не предлагает никаких способов победить смятение, а лишь позволяет почувствовать смятение автора, осознать его причины и почувствовать солидарность с его тревогой? Главным образом — в вопросах, которые задает читателям и самому себе Хафнер. В ситуации, когда миллионы людей вокруг поддаются пропаганде, задуматься о неудобных темах и усомниться в адекватности происходящего — уже значительное достижение.
Хафнер не хвастался резким неприятием нацизма, но, читая его книгу, отчетливо понимаешь, что автору помогли остаться человеком на первый взгляд совершенно непримечательные и вроде бы естественные вещи: он возмущался тем, как нацисты принижали евреев, сочувствовал жертвам произвола и не принимал насаждение тотального контроля во всех сферах общественной жизни как норму. А еще — задавался вопросами, которые часто игнорировали или упускали из виду его современники.
«В истории возникновения Третьего рейха есть одна неразрешимая загадка, которая, как мне кажется, еще интереснее, чем вопрос о том, кто же поджег рейхстаг, — пишет Хафнер. — Вот эта загадка: а где, собственно говоря, были немцы? Еще 5 марта 1933 года большинство их голосовало против Гитлера. Что стало с этим большинством? Оно умерло? Исчезло с лица земли? Или хоть и не сразу, но сделалось нацистским? Как могло случиться то, что с их стороны не было ни одной заметной реакции?»
Хафнер точно фиксирует ощущение растерянности человека, который не понимает, что происходит с его соотечественниками, но не возвышает себя над остальным немецким народом. Он признается, что в ситуации, когда выступление против Гитлера в лучшем случае грозило почти неизбежным заключением, сам он не вступил в сопротивление и не пожертвовал собой ради принципов. Однако автор «Истории одного немца» все равно подает читателям пример уже тем, как корит себя за то, что сделал недостаточно, и тем, что не увиливает от невозможных этических дилемм, которые поставила перед ним и большинством жителей Германии 1930-х сама эпоха.
Нельзя сказать, что во всех неоднозначных жизненных ситуациях того периода Хафнер принимал стопроцентно правильные решения. Однако его уже можно считать ориентиром для испытывающих похожие душевные метания читателей хотя бы за то, что он задумывался над правильностью сделанного выбора и не пытался оправдать зло, творившееся у него на глазах, чтобы выгородить самого себя. Подобные книги за последний год обрели особую ценность: они не подсказывают готовых решений, но позволяют почувствовать себя не одинокими в ситуации, когда этические ориентиры размываются, а представления о правильном и неправильном искажаются.
Для Хафнера острое внутреннее несогласие с жестокостью режима и готовность рефлексировать над происходящим послужили ориентирами в мире, который, как могло показаться, стремительно летел в бездну. Идентичность его более равнодушных соотечественников в послевоенные годы основывалась на попытках дистанцироваться от преступлений нацистов и показать, что они не имели к ним никакого отношения. Историческая литература, основанная на личных переживаниях и исканиях, помогает сформировать идентичность не через выгораживание и оправдание, а через часто обреченные на неудачу поиски ответа на неудобный вопрос «И при чем здесь я?».
Неслучайно именно эту фразу — «И при чем здесь я?» — выбрал в качестве заголовка автор еще одного недавно переведенного на русский произведения о травматичном прошлом, журналист Саша Баттьяни, погрузившийся в подробности преступления против евреев, совершенного в 1945 году при участии его двоюродной бабушки.
Материал по теме
История как опора в мире без готовых решений
История в 2022 году важна не только с точки зрения того, как ее проживали современники, но и с точки зрения того, как ее воспринимают последующие поколения. Само по себе погружение в прошлое в попытках подобрать ключи к осмыслению и интерпретации настоящего уже много говорит о социальных трансформациях недавнего времени: люди не готовы смотреть в будущее, поскольку не знают, чего ожидать, и не видят поводов для оптимизма. Вместо этого они предпочитают обращаться к истории, чтобы провести аналогии или экстраполировать опыт очевидцев того времени на свои актуальные переживания.
В 1946-м Уинстон Черчилль призвал студентов Цюрихского университета не зацикливаться на том, что уже совершилось, и двигаться вперед: «Мы все должны повернуться спиной к ужасам прошлого. Надо смотреть в будущее. Мы не можем позволить себе пустить в грядущее ненависть и месть, порожденные ранами прошлого. Если мы хотим спасти Европу от бесконечных бедствий и полного уничтожения, то в основание этого должен лечь акт веры в европейскую семью и акт забвения всех преступлений и ошибок прошлого».
Спустя больше чем год после окончания Второй мировой войны слова бывшего британского премьер-министра могли показаться логичными и обоснованными: самый кровавый и ожесточенный конфликт в истории человечества наконец подошел к концу, пришло время забыть о раздорах и конфликтах ради совместного восстановления и процветания. Однако когда будущее представляется в лучшем случае туманным и неопределенным, а в худшем — бедственным и катастрофическим, призывы к сплочению, объединению и прощению кажутся лицемерными и лишенными смысла.
Многие люди в такой ситуации предпочитают не строить прогнозов об идиллическом существовании в последующие годы, а обращаться к прошлому, чтобы понять, как аналогичные катастрофы настигали мир раньше, почему не получалось их предотвратить и как преодолевались их последствия. Значимость обретает не только история, но и память о ней: как произошедшее когда-то воспринимается сейчас и встраивается в ткань субъективности молодых поколений. Рефлексия над прошлым в данном случае может восприниматься как залог предотвращения новых катастроф.
«Литература, которая фиксировала бы непосредственно события актуального момента, еще не написана и не будет написана долго, — отмечает литературный критик Галина Юзефович. — Поэтому интуитивно люди ищут исторические эпохи, опыт которых кажется им коррелирующим».
Даже те, кто смотрит в будущее без оптимизма, надеются, что если они выступят хранителями памяти о катастрофах прошлого, то, возможно, предостерегут человечество от повторения прежних ошибок. Эта надежда кажется хрупкой, наивной и часто необоснованной, однако именно она способствует всплеску интереса к истории в мире в последние годы и в России в 2022 году.
Парадоксальным образом получается, что нынешний поворот к прошлому и подъем интереса к истории — это не только симптом тотального разочарования в настоящем, но и попытка — возможно, даже неосознанная — сформулировать причины и способы жить дальше, поводы рассчитывать на то, что через несколько лет и десятилетий память о происходящем сейчас послужит залогом человечности последующих поколений.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.
История компании Geely по годам с основными событиями
Geely – это динамично развивающийся автомобильный китайский бренд компании Geely Auto, которая входит в состав Geely Holding Group, основанной в 1986 году. Первый автомобиль Geely был выпущен в 1998 году. С тех пор компания прошла путь от последователя до одного из лидеров в научно-технологической сфере. С 2009 года китайская компания автомобилей Geely представлена на российском рынке.
Geely продолжает развивать производство, расширять модельный ряд и совершенствовать качество продукции, в том числе за счет приобретения западных компаний и сотрудничества с иностранными предприятиями в сфере технологий и инноваций. Наиболее яркими примерами такого сотрудничества является разработка электромобилей и гибридов премиум-класса под брендом Smart совместно с Daimler AG, разработка двигателей внутреннего сгорания с Volvo Car Group, которая с 2010 года является дочерним предприятием Geely. Кроме того, из знаковых приобретений компании Geely стоит выделить малазийскую компанию Proton, британский Lotus и американскую Terrafugia.
Основным производителем автомобилей Geely является страна Китай, где находится 15 автомобильных заводов и 8 заводов по производству трансмиссий и двигателей, а также научно-исследовательские центры в Китае, Швеции, Англии и Германии, дизайн-бюро в Шанхае, Гётеборге, Барселоне, Калифорнии и Ковентри.
2018
Глава Geely Holding Group приобрел 9,69% акций немецкого автопроизводителя Daimler AG и стал её основным акционером.
2019Компании Geely Holding Group и Daimler AG объявили о создании совместного предприятия Smart Automobile Co., Ltd для развития общего бренда электромобилей и гибридов премиум-класса.
2016
В октябре компания Geely представила в Берлине новый бренд LYNK&CO и его первую модель 01 — результат совместной работы Geely и Volvo.
Geely начинает реализацию стратегии «20200», согласно которой к 2020 году объем продаж продаж Geely должен составить два миллиона автомобилей в год, где 900 000 автомобилей относятся к категории SUV, 850 000 —легковые автомобили и 250 000 —MPV. В перспективе компания делает ставку на развитие инновационных технологий и альтернативные источники энергии.
2017
В ноябре открыт новый завод в Беларуси, анонсирован выход первого кроссовера Geely с полным приводом (Geely Atlas) на российский рынок.
В первой половине года совместные продажи Geely и Volvo превысили отметку в 800 000 автомобилей; закрыта сделка по приобретению контрольного пакета акций Lotus и PROTON.
Компания Geely Holding Group выкупила американский стартап по разработке летающих автомобилей Terrafugia.
2013
Открытие научно-исследовательского центра в Гетеборге (Швеция).
2015Инвестирование 300 млн. фунтов стерлингов в строительство исследовательского центра и нового завода LTC. Принятие стратегии BLUE GEELY, цель которой— к 2020 году наладить выпуск порядка 40 моделей гибридов и электромобилей. Таким образом, к назначенному сроку 90% от объема продаж Geely будут составлять электромобили и автомобили с гибридным приводом.
2010
В марте Geely выкупает Volvo Cars Corporation у Ford Automotive.
2012Zhejiang Geely Holding Group входит в список крупнейших компаний мира Fortune Global 500.
2007
Пересмотр позиционирования бренда на всех уровнях взаимодействия компании с клиентами, включая основные ценности бренда Geely.
2009Geely получает контроль над заводом DSI по производству трансмиссий в Австралии. Geely выходит на рынок в России.
2005
Zhejiang Geely Holding Group выходит на IPO, разместив свои акции на Гонконгской фондовой бирже (HK: 0175).
2006Приобретение контрольного пакета акций Manganese Bronze Holdings (MBH) — британской компании, выпускающей знаменитые лондонские кэбы.
2002
Geely Auto входит в топ-10 автомобильных компаний Китая.
2003Создание Zhejiang Geely Holding Group Co., Ltd (ZGH).
1997
Выход компании Geely на автомобильный рынок.
1998Выход на рынок первой модели автомобиля Geely. Им стал хэтчбек X9 SUV.
1994
Geely выходит на рынок мотоциклов.
1996Основание Geely Group Co., Ltd.
1986Основание компании Geely.
Почему отчеты об истории транспортных средств так важны?
- Автомобильные рейтинги
- Путеводители по покупкам автомобилей
- Почему отчеты об истории транспортных средств так важны?
Дастин Хоули | 23 июня 2022 г.
Покупка автомобиля может стать одним из самых важных решений, которые вы примете. Выбор вашего идеального автомобиля, грузовика или внедорожника требует в равной степени терпения и ноу-хау, извлечения как можно большего количества информации для обоснования вашего решения о покупке.
В то время как новые автомобили прямо с завода вряд ли преподнесут какие-либо непредвиденные сюрпризы, подержанные автомобили могут представлять реальную угрозу неизвестного для ничего не подозревающего потенциального владельца. Вы просто никогда не знаете точно, через что пришлось пройти транспортному средству, и, таким образом, у вас есть потенциал оказаться с лимоном на руках.
Клиентам рекомендуется получать отчеты об истории автомобиля, чтобы избежать такого результата. Эти наборы данных часто довольно лаконичны и содержат массу важной информации о транспортном средстве, что делает их полезными для того, чтобы вы сделали правильный выбор.
Давайте рассмотрим отчеты об истории транспортных средств и обсудим их важность, преимущества и конкретные данные, которые они содержат.
Хотите действовать?
Хотите действовать?
Интернет-магазин автомобилей для продажи
Хотите нырнуть глубже?
Хотите нырнуть глубже?
Сравните автомобили онлайн
ХОТИТЕ МАКСИМАЛЬНО ПОВЫСИТЬ ПОКУПАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ?
ХОТИТЕ МАКСИМАЛЬНО ПОВЫСИТЬ ПОКУПАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ?
Найдите местные поощрения и скидки на новые автомобили
Спасибо
Теперь вы подписаны на информационный бюллетень J.D. Power Cars.
Посмотреть превью новых автомобилей
2023 Ford F-Series Super Duty Preview
Грузовики F-Series Super Duty получили то, что им было нужно для модели 2023 года. Ford анонсировал более мощную линейку тяжелых грузовиков с множеством доступных новых технологий, отличными стандартными функциями безопасности и уникальными улучшениями, чтобы сделать грузовики более подходящими для конкретных отраслей.
Читать полный обзор
Honda Pilot 2023 года выпуска
Honda Pilot четвертого поколения 2023 года вот-вот поступит в продажу, и Honda существенно модернизирует его по сравнению с популярной моделью третьего поколения, которую он заменяет. Honda предложит обновленный Pilot 2023 года в комплектациях Sport, EX-L, TrailSport, Touring и Elite в декабре 2022 года.0011
Читать полный обзор
2023 Ram 2500 Heavy Duty Rebel Preview
Ram использовал Ярмарку штата Техас 2022 года, чтобы продемонстрировать свой новый 2500 Heavy Duty Rebel, мощный внедорожный грузовик, который сохранил свои возможности рабочего грузовика. Он предлагает хардкорные обновления для бездорожья, такие как задний дифференциал с электронной блокировкой и задний дифференциал повышенного трения.
Читать весь обзор
Читать все статьи
История автомобиля: коллекции и хронология
Введите ключевые слова для поиска 28 декабря 2022 г.
10 лучших автомобилей за десятилетия
Вот как мы вручили 10 лучших призов более чем 100 различным моделям за последние 40 лет.
По Грег Финк и Автомобиль и водитель
13 сентября 2022 г.
Camaro против Mustang: полная история наших сравнительных тестов
Мы сравниваем Camaro и Mustang друг с другом с 1968.
По Александр Стоклоса и Джек Фицджеральд
Из архива: Сравнительный тест спортивных автомобилей 1993 года
Архив дорожных испытаний: Volkswagen Corrado SLC 1993 года выпуска
Audi S4 1992 года, BMW M5 1992 года и Mercedes 500E 1992 года
9 сентября 2022 г.
Ford Mustang: краткая история разгона от нуля до 60 миль в час
От 12,2 до 3,4 секунды — мы протестировали показатели ускорения Mustang за более чем пять десятилетий.
По Автомобиль и водитель
17 августа 2022 г.
Worth the Watt: Краткая история электромобиля с 1830 г. по настоящее время
Первые электромобили появились задолго до первых автомобилей, работающих на бензине, и история электромобилей изобилует инновационными решениями…
By Кевин А. Уилсон
19 марта 2022 г.
Что купить: Lexus SC300/SC400 1992–2000 гг.
По Джеймс Тейт
14 марта 2022 г.
История автомобилей Honda Si в Америке
От Honda Prelude Si 1985 года до новой Honda Civic Si 2022 года — наслаждайтесь этой краткой историей моделей Honda Si, продаваемых в США Эрик Стаффорд и Алекс Стоклоса
14 марта 2022 г.
Визуальная история Honda Civic
Взгляд на то, что изменилось с тех пор, как первый Civic поступил в продажу в начале 19 века70-х менее чем за 2000 долларов.
По Эндрю Вендлер и Остин Ирвин
9 января 2022 г.
BMW 3.0 CSL 1974 года Как дедушка стал знаменитым
Художник Александр Колдер разработал первый арт-кар BMW. Его внук хотел воссоздать эту работу, но с одним исключением: он хотел, чтобы его …
Автор Тамара Уоррен
29 декабря 2021 г.
Краткая история стремления Cadillac к высокой производительности0011
По Автомобиль и водитель
24 декабря 2021 г.
Что купить: Nissan 300ZX 1990–1996 годов
Новый Z уже на подходе, а стиль 90-х снова в моде, и мы углубляемся в Nissan 300ZX поколения Z32.
По Джеймс Тейт
18 августа 2021 г.
Наглядная история Nissan Z
Datsun продал более 46 000 автомобилей Z в 1973 году, но только 3302 Nissan 370Z было продано в 2019 году. Вот что изменилось.
Джон Перли Хаффман и Остин Ирвин
21 июля 2021 г.
50 оттенков бежевого: визуальная история Toyota Camry
Мы подробно описываем долгую историю Camry (иногда) превосходства бытовой техники.
По Джоуи Каппарелла и Остин Ирвин
21 марта 2021 г.
Jaguar Classic представляет E-Type 60
В очередной раз пытаясь организовать свое будущее, Jaguar отправляется в путешествие во времени, чтобы отпраздновать свои лучшие дни.