Деловая сцена; Новая русская машина: хорошая сделка
Business|Business Scene; Новый русский автомобиль: Довольно хорошая сделка
Реклама
Продолжить чтение основной истории
См. статью в ее первоначальном контексте от
30 июня 1992 г., раздел D, стр. 2Купить репринты
Посмотреть на Timesmachine
TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
У ТЦ «Жигули», крупнейшего в стране салона по продаже новых автомобилей, слоняются толпы мужчин. Они представляют растущее явление в России сегодня: торговец автомобилями. Их специальность — ловить людей, которые только что купили новые автомобили, и пытаться убедить их продать свои блестящие автомобили на месте. Иногда владельцам новых автомобилей предлагают двойную сумму, которую они заплатили дилеру за несколько минут до этого.
Понятно, что свободный рынок сегодня пришел в продажу автомобилей в России, но в форме, не так легко узнаваемой в США. В Соединенных Штатах предложение новых автомобилей больше, чем может купить американское население, поэтому стоимость нового автомобиля начинает падать в ту минуту, когда он покидает участок дилера. Здесь правительство разрешило дилерам поднимать цены на новые автомобили в двадцать раз с 1 января. Но даже при более высоких ценах существуют длинные очереди на новые автомобили, и их стоимость продолжает расти после того, как дилеры продают их.
«Американский авторынок может и пресытился, а здесь он как голодная собака: подкинешь ей новую машину, и она ее сожрет», — сказал заместитель генерального директора ВАЗовского автозавода Александр Григорьевич Зибарев, который производит «Жигули» в этом волжском городе. Жигули, внешне похожие на Фиаты, составляют более половины почти 700 000 новых автомобилей, ежегодно продаваемых в бывшем Советском Союзе.
Это помогает объяснить, почему автопродавцы собираются возле дилерских центров «Жигули» во многих городах, и в частности в ТЦ «Жигули» здесь. Он продает больше автомобилей, чем любой другой дилерский центр, в среднем 60 автомобилей в день, и все они доставляются прямо с завода ВАЗ в двух милях от него. Многие из торговцев — азербайджанцы, которые привозят фрукты и другие товары на север из своей родной республики, продают их, а затем вкладывают прибыль в автомобили.
Покупатели новых автомобилей, которые забирают свои машины в центре, часто пренебрежительно относятся к торговцам на улице.
Тем не менее, большинство владельцев новых автомобилей вскоре перепродают свои машины другу или другу друга. Кто бы ни был покупателем, Исмаилов Ясин из Баку, Азербайджан, один из торговцев у торгового центра, иллюстрирует, как часто работает рынок перепродажи новых автомобилей.
В связи с тем, что спрос на новые автомобили, особенно на Жигули, очень велик, Правительство фактически нормирует новые автомобили. Он делает это, требуя от дилеров продавать новые автомобили только людям с купонами, которые они получили от работодателя, профсоюза, или путем внесения их имен в список ожидания, как, по словам г-на Ясина, он и сделал.
Купон давал ему право купить новый Жигули 2106 у дилера по фиксированной цене, которая почти всегда намного ниже немедленной стоимости нового автомобиля при перепродаже. В случае г-на Ясина фиксированная цена составляла 160 000 рублей, или 1 600 долларов, а стоимость перепродажи сегодня составляет 380 000 рублей, или 3 800 долларов.
Прислонившись к своему синему седану месячной давности на улице возле торгового центра, г-н Ясин сообщил, что больше недели пытался обменять автомобиль на более дорогой Жигули 2199, который дилеры продают за 500 000 рублей.
С 219Немедленная перепродажная стоимость 9 составляет почти 800 000 рублей, г-н Ясин говорит, что он предложил заплатить более 300 000 рублей наличными в дополнение к его менее ценному Жигулю 2106. Пока у него нет покупателей.
В то время как г-н Ясин стремился обменять автомобиль на более дорогой автомобиль, который он почти наверняка перепродаст позже по еще более высокой цене, другие находятся на рынке по другой причине. Многие покупают модель 2199, чтобы удешевить ее. В стране, где нет автокредитов, продажа по сниженной цене — это способ профинансировать покупку автомобиля.
Удешевление работает следующим образом: потребитель, имеющий, скажем, 100 000 рублей сбережений, получает купон, дающий ему право купить модель 2199 у дилера за 500 000 рублей. Заняв у семьи и друзей 400 000 рублей, он покупает машину и быстро перепродает ее за 800 000 рублей. После погашения долга у потребителя остаются его первоначальные 100 000 рублей сбережений и 300 000 рублей прибыли. Этого достаточно, чтобы купить почти новый Жигули 2106.
Выручка в 300 000 рублей становится, по сути, автокредитом.
«Все хотят «Жигули 2199», потому что машину так легко перепродать, — сказала Зинаида Р. Санкина, директор торгового центра «Жигули», принадлежащего ВАЗу. «Я видел, как люди умоляли и плакали о 2199».
Рынок перепродажи новых автомобилей, несомненно, будет существовать до тех пор, пока правительство поддерживает потолки дилерских цен, политика, направленная на то, чтобы новые автомобили были доступны для семей с низким доходом. Инфляция также питает рынок. В стране, где не хватает автомобилей, их стоимость имеет тенденцию расти в ногу с уровнем инфляции. Это делает владение автомобилем страховкой от инфляции.
Каким бы ни был срок существования этого рынка, некоторые русские говорят, что они считают торговцев автомобилями слишком ориентированными на прибыль, а их уличную торговлю неприличной.
«Это как-то не этично, — говорит Павел Ансонов, вазовец на пенсии, который водит 15-летний Жигули. «Он основан на взаимном обмане, люди пытаются перехитрить друг друга».
Обвал рубля ударил по амбициям азиатских автопроизводителей в России
Хюнджу Джин, Сэмюэл Шен рынок, на который они когда-то надеялись, превзойдет по размеру рынок Германии, поскольку рубль падает, а продажи автомобилей падают.
Логотип Nissan на выставке Mondial de l’Automobile в Париже, 3 октября 2014 г. REUTERS/Benoit Tessier
Производители, включая японскую Nissan Motor Co, китайскую Great Wall Motor Co и южнокорейскую Hyundai Motor и ее Kia Дочерняя компания Motors в последние годы наращивала инвестиции в Россию и завоевывает там долю рынка за счет европейских и американских конкурентов.
Но резкое падение рубля на этой неделе из-за падающих цен на нефть, из-за которых его потери по отношению к доллару в этом году составили около 50 процентов, делает их краткосрочные перспективы явно мрачными.
Вечером во вторник китайская компания Geely Automobile Holdings Ltd, материнская компания которой Zhejiang Geely Holding Group [GEELY.UL] владеет шведской маркой Volvo, предупредила, что ее прибыль в этом году сократится примерно вдвое, отчасти из-за убытков от курсовых разниц в России.
Geely, чьи продажи в России упали на 49% за первые 11 месяцев 2014 года, заявила, что поднимает цены в стране и начала «реструктурировать свою деятельность в России с целью снижения финансовых рисков».
Еще до недавнего падения рубля прогнозировалось, что продажи автомобилей в России упадут на 15% в этом году и еще на 4% в следующем, по данным внутреннего аналитического центра Hyundai и Kia, который ожидает, что общий объем продаж в России в этом году составит 2,37 млн. с 3,25 миллионами в Германии.
Это замедление происходит как раз тогда, когда некоторые производители наращивают производство.
В августе Great Wall Motor Co., крупнейший производитель внедорожников в Китае, заложил фундамент первого автомобильного завода в России стоимостью 3,2 млрд юаней (517 млн долларов США), годовая мощность которого составит 150 000 автомобилей.
Во вторник компания заявила, что эти планы остаются в силе, несмотря на рыночные потрясения.
На прошлой неделе японская компания Nissan Motor Co начала производство своей модели X-Trail на своем заводе в Санкт-Петербурге, где она удвоила мощность до 100 000 автомобилей в год, стремясь увеличить долю автомобилей местного производства, которые она продает в России.
90 процентов к 2016 году, с 70 процентов сейчас.
Хотя их может утешать тот факт, что падение курса рубля дает сравнительное преимущество автопроизводителям с более высоким уровнем локализации производства и контента, шаткая российская экономика наносит ущерб всей отрасли.
Французская компания Renault, которая является крупнейшим игроком на рынке благодаря своему контролю над ведущим местным автопроизводителем АвтоВАЗ, извлекает выгоду из того, что у нее самая высокая доля рублевых затрат на автомобили, которые она производит там, на уровне 90 процентов, за ней следуют Hyundai/Kia спаривания, на уровне 68 процентов, согласно отчету Nomura.
Японские производители обычно импортируют большую часть своих автомобилей в Россию, говорится в отчете, хотя более слабая иена помогла компаниям Nissan и Toyota Motor Corp в этом году увеличить продажи в России.
Kia, которая вместе с Hyundai владеет 15 процентами автомобильного рынка России, что делает их вторым по величине продавцом автомобилей в стране, перенаправила часть автомобилей, которые она обычно импортирует в Россию, с заводов в Словакии и Южной Корее на другие рынки, чтобы избежать продавая их в убыток, сказал официальный представитель компании.
