Классификация моторных масел – Петро-Самара – Дистрибьютор смазочных материалов
Общество автомобильных инженеров
Классы вязкости по SAE: – зимние (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) – летние (16, 20, 30, 40, 50, 60)
Одними из основных свойств моторного масла являются его вязкость и зависимость вязкости от температуры окружающего воздуха.
Буква W после цифры означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter — зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100 °C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях.
Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя.
Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй — определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С.
Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, недопускающем сухого трения в узлах трения.
Американский институт нефти
Классификация API для бензиновых двигателей
- Классы API SA – SG – Устарели
- Класс API SH – с 1994 года. Улучшение антинагарных, противоокислительных, антиизносных свойств масел. Повышенная защита от коррозии.
- Класс API SJ – с 1996 года. Выше требования к устойчивости к окислению, снижению летучести,уменьшению вспенивания при высоких температурах, дополнительные требования к нагарообразованию и работе при низких температурах. Сохранность каталитических нейтрализаторов.
- Класс API SL – с 2000 года. Применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению. Увеличены интервалы замены масла, снижен расход, новая система испытаний.
- Класс API SM – с 30 ноября 2004 года. Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. Защита от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах.
- Класс API SN – с 1 октября 2010 года. Ограничение содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение.
Классификация API для дизельных двигателей
- Класс API СA – CЕ – Устарели
- Класс API CF-4 – с 1990 года. Для безнаддувных дизелей и турбонаддувных с непрямым впрыском. Снижение угара, защита от нагара в поршневой группе.
- Класс API CF-2 (CF-II) – с 1994 года. Для двухтактных дизельных моторов. Защита от износа внутренних деталей двигателя, например цилиндров и колец. Улучшенная очистка.
- Класс API CG-4 – c 1995 года. Специально для дизельного топлива с содержанием серы менее 0,05%
- Класс API CH-4 – с 1998 года. Повышена устойчивость к термическому окислению, улучшены диспергирующие свойства. Снижен угар и испарения при рабочей температуре до 370°C. Усилены требования к холодной прокачиваемости, увеличен ресурс зазоров, допусков и уплотнений мотора за счет улучшения текучести.
- Класс API CI-4 – с 2002 года. Замена CD на CH-4
- Класс API CI-4 PLUS – с 2005 года. Повышены требования к удельному содержанию сажи, а также испаряемости и высокотемпературному окислению. Защита от увеличения вязкости из-за сажеобразования.
- Класс API СJ-4 – с 1 октября 2006. Для тяжелонагруженных двигателей. Отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx и твердых частиц для двигателей
Ассоциация европейских производителей автомобилей
Данная организация была создана для лоббирования интересов автопроизводителей. Одним из направлений деятельности ACEA стал выпуск требований по применению моторных масел в двигателях входящих в данную организацию компаний. На сегодняшний день состав ее членов очень впечатляет: BMW, DAF, Daimler-Crysler, Fiat, Ford, GM-Europe, Jaguar Land Rover, MAN, Porshe, PSA Peugeot Citroen, Renault, SAAB-Scania, Toyota, Volkswagen, Volvo.
Последняя редакция классификации моторных масел ACEA принята в 2004 году. С этого года моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей по АСЕА объединены в одну категорию. Но, в связи с тем, что далеко не все новейшие автомасла, которые классифицируются по новой редакции АСЕА, могут применяться в двигателях более ранних годов выпуска, производители автомасел до сих пор часто пишут на упаковках моторного масла присвоенные ранее классы качества по предыдущей редакции 2002 года.
Обратите внимание, что любой производитель автомасла, который использует в своей рекламе и на упаковке стандарты ACEA, должен в обязательном порядке провести необходимые испытания согласно требованиям организации, отвечающей за соответствие качества моторных масел стандартам ACEA.
Что означают цифры и буквы в классах АСЕА?
В последней редакции ACEA (2004г.) автомасла поделены на три категории:
А/В – моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.
С – новый класс – автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Собственно, именно нововведения в европейских требованиях к экологии и стали причиной реконструкции классификации ACEA. На сегодняшний день существует три класса в этой новой категории: С1-04, С2-04, С3-04.
Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория существовала с самого введения классификации (с 1995 г. ). В 2004 году произведены косметические изменения, добавлены 2 новых класса Е6 и Е7, а также исключены два других, устаревших класса.
Описание классов и категорий
A1/B1 | • Масла, предназначенные для применения в бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2,9 до 3,5 мПа·с). • Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
A3/B3 | • Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств и/или для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в особо тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел. |
A3/B4 | • Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. |
A5/B5 | • Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых возможно использование масел, снижающих трение, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2,9 до 3,5 мПа·с).• Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
С1 | • Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. |
C2 | • Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с).• Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов и дают экономию топлива. Необходимо руковотствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
C3 | • Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, увеличивают срок службы последних. |
C4 | • автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, требующих SAPS(сниженным содержанием сульфатированной золы, фосфора, серы) и минимальной вязкости HTHS(3.5mPa.s), оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC, увеличивают срок службы последних. |
E6 | • Стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи на свойства масла. • Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей.• Они применимы при наличии или отсутствии сажевых фильтров и для двигателей с рециркуляцией отработанных газов, с системой катализаторов снижения уровня оксидов озота.• Масла данной категории следует применять в сочетании с малосернистым дизельным топливом (содержание серы не более 0,005%). |
E7 | • Стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи на свойства масла.• Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей. • Обладают высокими противоизносными свойствами, стойкостью к старению, предотвращают образование отложений в турбокомпрессоре и негативное влияние сажи на свойства масла.• Они применимы в автомобилях без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, имеющих рециркуляцию отработанных газов и систему катализаторов снижения уровня оксидов озота. |
Международный комитет по стандартизации и апробации
Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC – International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Основные отличия масел категории ILSAC:
- динамическая вязкость при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) от 2,6 до 2,9 мПа. с
- малая летучесть (по NOACK или ASTM)
- хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание General Motors)
- низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM D892/D6082 Sequence I-IV)
- обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA)
- малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора)
ILSAC GF-1
Устарела. Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX – 30, 40, 50, 60
Классификация ILSAC GF-1 указывает, что масло соответствует как API SH, так и требованиям по энергосбережению EC-II (EC-2).
Созданная в 1990 году и обновленная в 1992 году, классификация ILSAC GF-1 стала минимально допустимым требованием к маслу, используемому в американских и японских автомобилях. В рамках классификации утверждены требования к моторному маслу по экономии топлива, снижению отложений, повышению противоизносных свойств. Для защиты систем снижения токсичности выхлопных газов введено требование к содержанию фосфора не превышающее 0,12% в объёме.
ILSAC GF-2
С 1996 года. Соответствует требованиям качества по классификации API SJ, классы вязкости: дополнительно к GF-1 – SAE 0W-20, 5W-20
Масло ILSAC GF-2 одновременно соответствует требованиям API SJ и требованиям по энергосбережению EC-II (EC-2).
Под стандарты ILSAC GF-2 попадают моторные масла следующих классификаций SAE: 0W-30, 0W-40, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 10W-30, 10W-40 и 10W-50, соответствующие строгим требованиям к содержанию фосфора не более 0,1% в объёме, низкой рабочей температуре, повышенной стойкости к образованию высокотемпературных отложений и стойкости к вспениванию.
ILSAC GF-3
С 2001 года. Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Требования к классам ILSAC CF-3 и API SL во многом совпадают, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими.
Масла ILSAC GF-3 соответствуют как спецификации API SL, так и требованиям по энергосбережению EC-II (EC-2).
Стандарт ILSAC GF-3 имеет более строгие параметры, касающиеся долгосрочных последствий влияния масла на современные системы выброса токсичных отходов транспортных средств.
Данные масла обладают лучшими характеристиками по экономии топлива, испарению масла, снижению высокотемпературных отложений и стабильной, в течение периода эксплуатации, вязкости.
Стандарт ILSAC GF-3 предъявляет повышенные требования к истощению пакета присадок, а также к нормам расхода масла в течение всего срока службы масла.
ILSAC GF-4
С 2004 года. Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с каталитическими системами восстановления отработанных газов.
Масла ILSAC GF-4 проходят тесты, схожие с тестами API SM, кроме того, дополнительно проводятся испытания на топливную экономичность (ASTM D6837).
По сравнению с ILSAC GF-3, новая спецификация обладает следующими улучшениями: повышена экономия топлива; уменьшена испаряемость масла; выше стабильность характеристик масла в течение периода эксплуатации; более жёсткие требования к содержанию фосфора не более 0,08% в объёме, который влияет на системы снижения токсичности выхлопных газов; высокое содержание модификатора трения; улучшены моющие свойства.
ILSAC GF-5
С 2010 года. Соответствует требованиям классификации API SM с более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с каталитическими системами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к образованию отложений. Вводятся новые требования по защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимости с эластомерами.
Масла, удовлетворяющие требованиям ILSAC GF-5, повышают эффективность всех узлов пассажирских автомобилей: от свечи зажигания до выхлопной трубы. Согласно заявлениям Комитета ILSAC, улучшения производительности положительно повлияют на производителей масел, автопроизводителей, автовладельцев и на окружающую среду.
Масла ILSAC GF-5 предназначены для обеспечения высокой защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений, высокие требования предъявляются к шламообразованию. У данного класса масел повышенная совместимость с уплотнительными материалами, обеспечивается необходимая защита двигателей, работающих на этанол-содержащем биотопливе, вплоть до E85.
По сравнению с ILSAC GF-4, новая спецификация обладает следующими улучшениями: повышена экономия топлива; увеличен интервал замены масла; выше стабильность характеристик масла в течение периода эксплуатации; лучше защита систем снижения токсичности выхлопных газов.
Нормы и специфические требования различных автопроизводителей
Помимо общих стандартов, призванных унифицировать требования к маслам для улучшения взаимозаменяемости и упрощения выбора, существуют требования автопроизводителей (Original Equipment Manufacturers). Логично предположить, что общие стандарты выросли именно на основе этих требований, иначе в них не было бы смысла. Поэтому в абсолютном большинстве случаев масло, имеющее соответствующую классификацию ACEA, подходит и по OEM-требованиям. Так что во многом получение отдельного одобрения производителя – это своего рода маркетинговый ход, причём очень эффективный, поскольку несмотря на все теоретические выкладки об идентичности масел я первый порекомендую заливать масло с допуском OEM, если это указано в качестве обязательного условия в технической документации:). Здесь, кстати, уместно будет сказать, что автопроизводители как правило не производят масла сами, а заказывают их изготовление у масляных премиум-брэндов, поэтому банка с маслом, например, Ford или GM (или любым другим OEM-названием), скорее всего, содержит в себе Castrol или что-то ещё из первой пятёрки.
Наиболее распространены допуски производителей Mercedes (имеет вид, например, MB 229.1), Volkswagen (VW 503.00), BMW (BMW Longlife-01), General Motors (GM-LL-A-025) и Ford (Ford WSS M2C913C). Допуски в скобках – не единственные, они даны просто для примера. Кроме этого свои требования есть у Renault и Fiat, у многих (если не у всех), производителей коммерческой техники (например, Man, Volvo и другие), даже у брэндов, производящих трактора и специальную технику (JCB, CAT, John Deere и другие). С технической точки зрения допуски разных производителей часто копируют себя, имея одинаковые или близкие требования с разными обозначениями, хотя это не исключает и каких-то эксклюзивных требований в некоторых случаях.
Подробные таблицы требований OEM производителей по материалам OilClub
Классификации моторных масел ГОСТ 17479.1-85
Действует с 1987 года. В настоящее время используется редко.
Начинаются с буквы М, затем класс вязкости (для всесезонных масел – двойное обозначение через дробь), затем буквенное обозначение группы по эксплуатационным качествам (А, Б, В, Г, Д, Е) с индексом 1 — для бензиновых, или 2 — для дизельных двигателей.
Если после буквенного обозначения группы цифр нет, значит данный сорт масла приемлем для тех и других двигателей. Например М5/12Г.
Важнейшие показатели моторного масла — его вязкость при рабочей температуре (по стандарту — 100°С) и при низкой температуре (—18’С). Первый из них включается в маркировку всех сортов отечественных масел. Оба показателя указываются только в марках всесезонных масел — сначала вязкость при низкой температуре, а затем через дробь — вязкость при рабочей температуре.
Введение в состав всесезонного масла загустителей улучшает его свойства во всем интервале температур, от отрицательных при пуске двигателя до рабочей. В маркировке загуститель обозначается строчной буквой «з», что свидетельствует о принадлежности масла к группе всесезонных, например, М6з/10Г1.
Смазки 63 — Отечественная классификация моторных масел.
В ГОСТ 17479.1-2015 «Масла моторные. Классификация и обозначение», описана отечественная классификация моторных масел. Моторные масла делятся по эксплуатационным свойствам на группы, и по вязкости, на классы.
Назначение и примеры применения групп масел показаны в табл.
Классификация моторных масел по ГОСТ.
Группы масел | область применения | примеры применения | |
---|---|---|---|
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели | ГАЗ — 53, ЗИЛ-130 |
В2 | Нефорсированные дизельные двигатели | СМД-14Б, АМ-0.1, ЯМЗ-236 | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели | Двигатели легковых автомобилей |
Г2 | Высокофорсированные дизельные двигатели | КамАЗ-740, ЯМЗ-238, -240, СМД-14БН,-18 | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях более тяжелых, чем двигатели с маслами группы Г | Двигатели с сер 90-х |
Д2 | Высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью и противоокислительными свойствами, малой склонностью ко всем видам отложений | КСМД-80, — 84, ЯМЗ-238Д,-240Н. А-0.1Т | |
Е | Е1 Е2 | Высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью и противоокислительными свойствами, малой склонностью ко всем видам отложений |
Масла групп А и Б в настоящее время устарели и не выпускаются. Основную массу потребляемых масел составляют масла групп В и Г.
Обозначение марки моторного масла состоит из трех групп знаков: первая — всегда буква М (масло моторное), вторая — класс вязкости при 100°С, третья — группа масла по эксплуатационным свойствам.
Примеры обозначений:
M-8-Г2 — масло моторное, класс вязкости 8 (для зимних условий), предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей;
М-63/12-Г1 — масло моторное, класс вязкости 63/12 (всесезонное), предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей.
Соответствие отечественных и зарубежных (по API) марок моторных масел.
Обозначение марки | Применение | Комментарии | ||
---|---|---|---|---|
Отечественное | Международное | Климатический сезон | Марка двигателя | |
М-8-В | SAE 10W-20 API SD | Всесезонное | ЗИЛ-130,ГАЗ-53 | |
М-10-В | SAE 30 API SD | летнее | ||
М-8-Г | SAE 10W API SE(SF) | Зимний | ВАЗ, МЗМА | |
М-10-Г | SAE 30 API SE(SF) | Летний | ||
М-8-В2 | SAE 10W API CB | Зимний | СМД-14Б,ЯМЗ-236 | |
М-10-В2 | SAE 30 API CB | Летний | ||
М-8-Г2 | SAE 10W API CC | Зимний | КамАЗ-740, ЯМЗ-238, -240. СМД-14БН.-18 | |
М-10-Г2 | SAE 30 API CC | Летний | ||
М-8-ДМ | SAE 10W API CD | Зимний | Двигатели большегрузных автомобилей и промышленных тракторов . | для автомобилей КАМАЗ и др. дизельной техники М-10(8) ДМ оптимально |
М-10-ДМ | SAE 30 API CD | Летний |
Физико-химические свойства масел:
Для каждого из типов масел, в зависимости от назначения, важны отдельные характеристики. Вязкость является одной из важнейших характеристик смазочных масел, определяющих силу сопротивления масляной пленки разрыву. Чем прочнее масляная пленка на поверхноститрения, тем лучше уплотнение колец в цилиндрах, в частности для моторных масел, меньше расход масла на угар.
Вязкость динамическая — это сила сопротивления двух слоев смазочного материала площадью 1 см2, отстоящих друг от друга на расстоянии 1 см и перемещающихся один относительно другого со скоростью 1 см/с. Вязкость кинематическая определяется как отношение динамической вязкости к плотности жидкости. Индекс вязкости — относительная величина, показывающая степень изменения вязкости в зависимости от температуры. Индекс вязкости рассчитывают по значениям кинематической вязкости при 40 и 100 ˚С или находят по таблицам. Вязкостно-температурные свойства масел оценивают также по кинематической вязкости при низкой температуре (0 и -18 °С).
Температура застывания — это предельная температура, при которой масло теряет подвижность. Масла, имеющие температуру застывания -15 °С и выше, относятся к летним. Если же температура застывания -20 °С и ниже, то масла относятся к зимним.
Противоизносные свойства характеризуют способность масла уменьшать интенсивность изнашивания трущихся деталей, снижать затраты энергии на преодоление трения.
Моюще-диспергирующие свойства подразделяются на моющие и диспергирующие свойства. Моющие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя и противостоять лакообразованию на горячих поверхностях, а также препятствовать прилипанию углеродистых соединений. Диспергирующие свойства характеризуют способность масла препятствовать слипанию углеродистых частиц, удерживать их в состоянии устойчивой суспензии и разрушать крупные частицы продуктов окисления при их появлении.
Противоокислительные свойства определяют стабильность масла, от которой зависит срок работы масел в двигателях, характеризуют их способность сохранять первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию при нормальных температурах.
Коррозионная активность всех масел зависит, прежде всего, от содержания в них сернистых соединений, органических и неорганических кислот и других продуктов окисления.
Зольность масла позволяет судить о количестве несгораемых примесей в маслах без присадки, а в маслах с присадками — о количестве введенных зольных присадок. Зольность определяют в лабораторных условиях и выражают процентным отношением образовавшейся золы к массе пробы масла, взятой для анализа. Зольность масел, не содержащих присадок, не превышает 0,02-0,025 \% по массе. У масел с присадками зольность не должна быть менее 0,4\%, а у высококачественных марок масел не менее 1,15-1,65 \% по массе. Содержание механических примесей и воды. Механических примесей в маслах без присадок не должно быть, а в маслах с присадками их значение не должно превышать 0,015\% по массе, причем механические примеси не должны оказывать абразивного действия на трущиеся поверхности. Вода в моторных маслах должна отсутствовать. Даже небольшое количество воды вызывает деструкцию присадок, «происходит процесс шламообразования. Присадки применяются для придания маслам новых свойств или изменения существующих. Присадки подразделяют: на антиокислительные — повышают антиокислительную устойчивость масел; противокоррозионные — защищают металлические поверхности от коррозионного воздействия кислото- и серосодержащих продуктов; моюще-диспергирующие — способствуют снижению отложений продуктов окисления на металлических поверхностях; противоизносные, противозадирные и антифрикционные — улучшают смазочные свойства масел; депрессорные -понижают температуру застывания масел; антипенные — предотвращают вспенивание масел.
Классификация моторных масел
Аксиома «старой школы»: «Масло есть масло» просто неверно! Современные моторные масла и все современные смазочные материалы значительно улучшены во всех аспектах.
maxxTORQUE предназначен для предоставления вам информации о ресурсах, чтобы расширить ваши знания во всех аспектах обслуживания вашего грузовика. Как сертифицированный специалист по смазочным материалам (CLS) с более чем 20-летним опытом, я продолжаю вести регулярную колонку под названием «Примечания по смазочным материалам». Объем Lube Notes включает и будет охватывать смазку, фильтрацию, присадки к топливу, гидравлику, охлаждающую жидкость / антифриз двигателя и различные специальные темы, такие как выхлопные системы и регенерация DPF.
Все всегда пытаются рассказать вам, как вы должны обслуживать свои автомобили, и я понимаю, что я просто еще один, так называемый профессионал, прошу вас использовать драгоценное время, чтобы обдумать то, что я хочу сказать. Я ручаюсь вам, что я сделаю так, чтобы ваше время читалось в этой колонке. Я предоставлю вам полезную информацию, чтобы вы могли принимать обоснованные решения о том, как обслуживать свой автомобиль. Техническое обслуживание автомобиля — это ежедневное принятие решений, а наличие информации для принятия правильных решений имеет решающее значение для достижения успеха.
Надлежащее обслуживание, включая смазку, может быть самой важной задачей, за которую вы, как владелец, можете взять ответственность, чтобы обеспечить надежную бесперебойную работу вашего автомобиля. Миллионы, а не миллиарды долларов ежегодно тратятся на обслуживание и смазку автомобилей. Надлежащая производительность и соблюдение или превышение номинального срока службы являются критическими факторами при определении общей стоимости жизненного цикла. Грузовики должны быть на дороге, тянуть прицепы и усердно работать, а не в ремонтной мастерской; грузовики бесполезны, когда они не работают.
Хватит обо мне, пора перейти к теме этой рубрики — Смазке. Давайте начнем с понимания того, как купить правильное масло для ваших грузовиков.
Производители оригинального оборудования (OEM), такие как Ford, GM, Chrysler, Ram, Toyota и Navistar, определяют эксплуатационные характеристики всех смазочных материалов для своего оборудования. Эти требования являются основой параметров сертификации, установленных Американским институтом нефти (API) для соответствия классификации API. В API используется буквенно-цифровая этикетка, которая отображается на контейнере с маслом. Последняя классификация — CJ-4 для дизельных масел и SN для бензиновых масел.
Кроме того, OEM-производители указывают требуемую вязкость (иногда называемую массой) для использования в каждом оборудовании. Емкости с маслом маркируются измеренной вязкостью по системе Общества автомобильных инженеров (SAE).
На рис. 1 показана фактическая этикетка двухлитровой бутылки масла; один для дизельного CJ-4 и один для бензинового SN. Контейнеры должны быть маркированы для четкой идентификации классификации API и вязкости SAE.
Классификации API предназначены для «обратной совместимости», что требует, чтобы последняя классификация удовлетворяла более ранним классификациям. Например, текущие дизельные масла CJ-4 должны соответствовать спецификациям предыдущих классификаций, таких как CH-4 и CI-4+. Это также верно для бензиновых масел, где SN является последней классификацией API, а SN охватывает все предыдущие классификации, такие как SL и SM.
Первое место, где можно найти все требования к обслуживанию, включая смазку, для вашего оборудования, — это «Руководство по эксплуатации», предоставленное производителем. Большое внимание уделяется тому, чтобы производители оборудования указали для вашего оборудования правильные смазочные материалы. Помните, что OEM-производители устанавливают требуемые критерии производительности, которые лежат в основе классификаций масел, установленных API. Таким образом, имеет смысл только то, что OEM-производители являются лучшим источником правильных требований к смазке для оборудования, которое они производят. Это также относится к требованиям к вязкости, включая поправку на климат и ожидаемые температуры. Существуют приемлемые причины для отклонения от рекомендуемой вязкости, но такие отклонения следует делать только по совету профессионала. В последующих статьях я остановлюсь на классификации и оценках трансмиссионных жидкостей и трансмиссионных масел, которые имеют свои особенности.
В дополнение к системе классификации API большинство OEM-производителей устанавливают свои собственные технические характеристики для масел и смазочных материалов. Обычно спецификация OEM просто требует, чтобы масла соответствовали классификации API. В некоторых случаях OEM-производителю потребуются дополнительные критерии, а классификация API недостаточна для удовлетворения требований. В последнее время спецификации, требующие синтетических масел, стали более частыми, особенно в редукторных маслах и трансмиссионных жидкостях. Опять же, эта информация будет в вашем «Руководстве по эксплуатации», и важно соблюдать эти более строгие спецификации OEM. Там, где указаны эти спецификации OEM, необходимо убедиться, что масло, которое вы собираетесь использовать, соответствует этим дополнительным требованиям. Если ваш грузовик находится на гарантии и используется неподходящее масло, гарантия аннулируется. Кроме того, использование неподходящего масла может сократить срок службы компонентов и привести к повреждению оборудования.
Аксиома «старой школы»: «Нефть есть нефть» просто неверна! Современные моторные масла и все современные смазочные материалы значительно улучшены во всех аспектах. Требования современного оборудования к смазочным материалам требуют, чтобы производители смазочных материалов использовали только самые инновационные технологии для обеспечения успешного смазывания. В следующих выпусках maxxTorque я буду предоставлять информацию и идеи, которые помогут вам, конечному пользователю, получить правильные продукты для конкретных приложений.
Классификация моторных масел API
Дом, Библиотека по ремонту автомобилей, автозапчасти, аксессуары, инструменты, руководства и книги, автомобильный блог, ссылки, указатель Copyright AA1Car.com
Рейтинг обслуживания моторных масел классифицируется Американским институтом нефти (API). Программа удостоверяет, что масло соответствует определенным OEM-стандартам качества и производительности. Рейтинг обслуживания отображается в API «Service Symbol Donut» на этикетке продукта. На этикетке также может быть печать «Сертифицировано API для бензиновых двигателей».
Спецификации масла для бензиновых двигателей APIПоследняя категория обслуживания для бензиновых двигателей — SP . Представленные в мае 2020 года моторные масла, соответствующие рейтингу SP, предназначены для защиты от низкоскоростного предварительного зажигания (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, улучшенной защиты от высокотемпературных отложений на поршнях и турбонагнетателях, а также для более строгого контроля образования шлама и нагара. . API SP с ресурсосбережением соответствует ILSAC GF-6A, сочетая характеристики API SP с улучшенной экономией топлива, защитой системы контроля выбросов и защитой двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до E85.
Предыдущий сервисный рейтинг API был SN для автомобилей с 2011 по 2020 модельный год (за исключением моделей 2020 года, для которых требуются масла с рейтингом SP). Этот рейтинг заменил предыдущий рейтинг SM , который был введен в ноябре 2004 года для двигателей 2005 года и новее. Масла с рейтингом SN, наряду с предыдущими рейтингами SM, SL и SJ, обратно совместимы и могут безопасно использоваться в старых двигателях. Но обратное неверно. Более старые устаревшие эксплуатационные классификации (SH, SG, SF и т. д.) могут не соответствовать требованиям OEM к смазке для более новых двигателей. Точно так же масла API SL не следует использовать в автомобилях 2005 года выпуска и более поздних, а масла SJ не следует использовать в автомобилях 2001 года и более новых.
Важный момент, который следует отметить в отношении новых масел с рейтингом SP, заключается в том, что они обычно требуются для двигателей последних моделей с непосредственным впрыском бензина (GDI) и двигателей с системами двойного впрыска (GDI и Port Injection). Масла SP имеют измененный химический состав, который снижает образование отложений на впускных клапанах двигателей GDI. Если в двигателе с GDI используется масло, не соответствующее требованиям SP, со временем это может привести к образованию нагара на впускных клапанах. Это может привести к неровной работе и потере топливной экономичности и производительности. Решение проблемы заключается в очистке впускных клапанов с помощью химической присадки к топливу/впуску или, в некоторых случаях, в снятии впускного коллектора и очистке впускных клапанов с помощью химического растворителя или дробеструйного аппарата (используя пищевую соду или мягкие наполнители, такие как скорлупа грецких орехов). ), затем замените масло и с этого момента используйте правильное моторное масло с рейтингом SP.
API также присваивает маслам рейтинг «Энергосбережение» , если масло соответствует определенным критериям снижения трения и расхода масла, а также улучшения экономии топлива. Этой классификации соответствует большинство масел 5W-20 и 5W-30.
Щелкните здесь для получения информации о спецификациях моторных масел API на 2020 год.
Спецификации дизельного масла API
Для дизельных двигателей API имеет отдельную рейтинговую систему, включающую ряд рейтингов масел.
API Service Category CK-4 предназначен для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, разработанных в соответствии со стандартами 2017 модельного года для шоссейных и внедорожных выхлопных газов Tier 4, а также для дизельных двигателей предыдущего модельного года ( он обратно совместим). Эти масла предназначены для использования во всех областях применения с дизельным топливом с содержанием серы до 500 частей на миллион (0,05 процента по весу). Тем не менее, использование этих масел с содержанием серы более 15 частей на миллион (0,0015 процента по весу) может повлиять на долговечность системы дополнительной обработки выхлопных газов и/или интервал замены масла. Эти масла особенно эффективны для поддержания долговечности систем контроля выбросов, в которых используются сажевые фильтры и другие передовые системы доочистки.
МаслаAPI CK-4 предназначены для обеспечения повышенной защиты от окисления масла, потери вязкости из-за сдвига и аэрации масла, а также защиты от отравления катализатора, блокировки сажевого фильтра, износа двигателя, поршневых отложений, деградации низко- и высокоэффективных двигателей. температурные свойства и связанная с сажей вязкость увеличиваются. Масла API CK-4 превосходят критерии эффективности API CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4 и могут эффективно смазывать двигатели, требующие этих категорий обслуживания API. При использовании масла CK-4 с топливом с содержанием серы более 15 частей на миллион проконсультируйтесь с производителем двигателя относительно рекомендаций по интервалам обслуживания.
Масла с рейтингом CJ-4 предназначены для дизельных двигателей с 2007 по 2017 год. Предыдущий рейтинг CI-4 был введен еще в 2002 году для дизелей с рециркуляцией отработавших газов и может использоваться в дизельных двигателях с 2002 по 2006 год. Предыдущий CH-4 (представленный в 1998 г.) может использоваться с дизелями 2002 г. и старше. Предыдущие классификации API CG-4 (1995 г.) и CF-4 (1990 г.) в настоящее время считаются устаревшими. CF-2 (1994 г.) — это классификация API для двухтактных дизелей.
ФА-4 — это специальная классификация дизельных масел для некоторых масел XW-30, специально разработанных для использования в некоторых высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, разработанных в соответствии со стандартами выбросов парниковых газов (ПГ) для автомобилей 2017 модельного года. Эти масла предназначены для использования в дорожных условиях с содержанием серы в дизельном топливе до 15 частей на миллион (0,0015 процента по весу). См. рекомендации отдельных производителей двигателей относительно совместимости с маслами API FA-4. Эти масла смешиваются с диапазоном вязкости 2,9 при высоких температурах и высокой скорости сдвига (HTHS).cP–3,2cP для содействия сокращению выбросов парниковых газов. Эти масла особенно эффективны для поддержания долговечности систем контроля выбросов, в которых используются сажевые фильтры и другие передовые системы доочистки. Масла API FA-4 предназначены для обеспечения повышенной защиты от окисления масла, потери вязкости при сдвиге и аэрации масла, а также защиты от отравления катализатора, засорения сажевого фильтра, износа двигателя, поршневых отложений, деградации низко- и высокотемпературных свойства, а вязкость, связанная с сажей, увеличивается.
ВНИМАНИЕ: Масла API FA-4 НЕ являются взаимозаменяемыми или обратно совместимыми с маслами API CK-4, CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4. См. рекомендации производителя двигателя, чтобы определить, подходят ли для использования масла API FA-4. Масла API FA-4 не рекомендуется использовать с топливом с содержанием серы более 15 частей на миллион. Для топлива с содержанием серы более 15 частей на миллион см. рекомендации производителя двигателя.
Моторные масла с рейтингом GF
Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC) аналогичен API, за исключением того, что он устанавливает рейтинги для моторных масел в европейских и азиатских транспортных средствах.
МаслаGF-6A были представлены в мае 2020 года для обеспечения защиты от низкоскоростного преждевременного зажигания (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, улучшенной защиты от высокотемпературных отложений на поршнях и турбонагнетателях, более строгого контроля образования шлама и нагара, улучшения качества топлива. экономичность, усиленная защита системы контроля выбросов и защита двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до Е85. Рейтинг GF-6A аналогичен рейтингу API SP.
GF-6B представляют собой особый класс маловязких масел с классом вязкости SAE 0W-16. Представленные в мае 2020 года масла GF-6B обеспечивают защиту от низкоскоростного преждевременного зажигания (LSPI), защиту от износа цепи привода ГРМ, защиту от высокотемпературных отложений на поршнях и турбокомпрессорах, строгий контроль образования шлама и лака, улучшенную экономию топлива, защиту системы контроля выбросов. и защита двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до Е85.
В октябре 2010 года ILSAC представил GF-5 , что обеспечивает более длительный срок службы масла, меньшее количество отложений, меньшее количество шлама и улучшенную защиту турбонагнетателей и каталитического нейтрализатора.
Технические характеристики масла GM
В 2011 году General Motors объявила о новых требованиях к маслу под названием dexos. GM заявила, что в то время их спецификация dexos была лучше, чем спецификация GF-5. GM заявляет, что масло dexos требуется для всех двигателей GM 2011 года и новее и обратно совместимо со старыми двигателями, в которых используются масла SM и SN.
Существует две версии dexos: dexos1 для бензиновых двигателей и dexos2 для дизельных двигателей. Спецификация требует высококачественного синтетического базового масла с присадками, которые обеспечивают высокую температуру, высокие характеристики сдвига для снижения трения для лучшей экономии топлива, уменьшения отложений и шлама на поршневых кольцах, а также для продления срока службы масла (необходимо для использования с напоминанием о сроке службы масла GM). Система).
Поскольку в нем используются высококачественные синтетические базовые масла, dexos и масла других марок, соответствующие спецификации GM dexos, дороже, чем обычные моторные масла. GM лицензирует марки масел, соответствующие их спецификациям.
Щелкните здесь для получения информации о спецификациях моторных масел на 2014 год.
При выборе моторного масла убедитесь, что
он отвечает ВСЕМ требованиям к характеристикам вашего автомобиля.
Остерегайтесь некачественного масла в магазинах быстрой смазки
В последние годы обострилась проблема магазинов быстрой смазки, продающих автомобилистам некачественное масло. В 2013 году Американский институт нефти (API) провел общенациональное исследование, чтобы проверить качество масла, продаваемого предприятиями быстрой смазки. Образцы масла были взяты из раздаточных колонок в магазинах быстрой смазки и проанализированы в лаборатории, чтобы убедиться, что они соответствуют стандартам качества API, эксплуатационным требованиям OEM и классам вязкости SAE. Опрос показал, что 1 из 5 образцов НЕ ПРОШЕЛ один или несколько из этих тестов! Другими словами, многие магазины быстрой смазки продают масло низкого качества, которое не соответствует минимальным спецификациям обслуживания или имеет неправильный класс вязкости. Для получения дополнительной информации по этому вопросу см. Моторное масло имеет значение .
Моторные масла SM, SN и SP не рекомендуются для старых двигателей с распредвалами с плоскими толкателями
Лепестки этого винтажного плоского толкателя Ford Mustang 289 подверглись чрезмерному износу из-за того, что моторное масло не содержало достаточного количества противозадирной присадки ZDDP.
Если вы управляете более старым классическим маслкаром или хот-родом с двигателем с плоским распределительным валом, вам следует знать, что современные моторные масла с рейтингом SM, SN и SP содержат гораздо более низкие уровни противозадирной присадки, называемой «ZDDP» (диалкилдитиофосфат цинка). Уровень ZDDP в современных моторных маслах был снижен до не более 0,08% фосфора, чтобы продлить срок службы каталитического нейтрализатора. Фосфор может со временем загрязнить катализатор, если двигатель использует масло, что приведет к увеличению выбросов выхлопных газов.
Более низкое содержание ZDDP не является вредным для двигателей последних моделей с роликовыми толкателями или толкателями, поскольку нагрузки на кулачки распределительного вала намного ниже. Но на двигателях с толкателями и плоскими кулачками уровень ZDDP может быть недостаточным для предотвращения износа кулачка кулачка и толкателя. В некоторых случаях отказы кулачков происходили всего за несколько тысяч миль пробега! Это еще более опасно для двигателей, если используются более жесткие клапанные пружины и/или коромысла с большей подъемной силой.
Чтобы избежать таких проблем, вы должны добавить в картер присадку ZDDP или использовать масло, соответствующее предыдущему сервисному рейтингу SL, или использовать моторное масло для дизельных двигателей или гоночное масло, содержащее достаточный уровень ZDDP для защиты распределительного вала и толкателей.
Если вы устанавливаете новый распределительный вал в двигатель, обязательно используйте смазку производителя кулачка и следуйте рекомендуемой процедуре обкатки. Но вам все равно нужно будет добавить ZDDP в картер или использовать масло, содержащее адекватные уровни ZDDP для постоянной защиты.
Другие статьи моторного масла:
Руководство по моторным маслам API 2020Обновление спецификаций моторных масел ISLAC GF-6, февраль 2020 г.
Спецификации моторных масел 2014
Что должен знать каждый автомобилист о моторных маслах
Моторные масла и смазки
Как часто следует менять масло?
Как заменить масло
Масляные фильтры
Сертифицированные технические специалисты рассказывают об интервалах замены масла
Присадки к моторному маслу
ZDDP — что это такое и зачем оно вам?
Вязкость моторного масла
Синтетическое моторное масло
Устранение неполадок с низким давлением масла
Диагноз масляных насосов
Нажмите здесь, чтобы увидеть больше технических статей Carley.