Химический состав масла — Компания MVR
Выполнение маслами своих эксплуатационных функций обеспечивается особым химическим составом масла, которое на 90% и более состоит из базового масла, а оставшиеся проценты приходятся на присадки и загустители.
Базовое масло может быть минеральным, синтетическим или полусинтетическим. Минеральное масло получают методом дистилляции с последующей селективной очисткой и депарафинизацией сырой нефти. Минеральные масла состоят из высокомолекулярных углеводородов, преимущественно алкилнафтеновых и алкилароматических. Также в состав минерального масла входят углеводороды кислородного и сернистого происхождения, и некоторые образования, которые носят смолисто-асфальтовый характер.
Синтетические масла получают методами химического синтеза из смеси сложных эфиров и полиальфаолефинов. Процедура получения синтетического масла намного сложнее, чем дистилляция сырой нефти, поэтому синтетические масла существенно дороже минеральных масел. Но высокая цена синтетических масел оправдывается их высокими эксплуатационными характеристиками.
Промежуточное положение между синтетическими и минеральными маслами занимают полусинтетические масла, получаемые гидрокрекингом сырой нефти.
Мы уже неоднократно говорили, что масла в машинах и механизмах выполняют не только смазывающую функцию, но и обеспечивают отвод тепла от пар трения, очистку трущихся поверхностей от нагаров и лаков, защиту от коррозии и др. Выполнение этих функций обеспечивается внесением в масло присадок, которые условно можно объединить в группы:
- функциональных присадок, обеспечивающих противоизносные, антиокислительные, антипенные и антикоррозионные и др. свойства масла;
- вязкостных присадок, увеличивающих индекс вязкости;
- присадок, повышающих текучесть масла при низких температурах.
Смазывающая способность масла, или иначе, образование прочной масляной пленки на трущихся поверхностях обеспечивается силами связи между молекулами базового масла, а набор необходимых эксплуатационных функций масла — химическими соединениями присадок.
В процессе эксплуатации химический состав масла неизбежно изменяется в худшую сторону за счет загрязнения и окисления базового масла и истощения присадок. Поэтому очень важно производить замену масла в соответствии с его заявленным ресурсом, а лучше и экономичнее – по фактическому состоянию масла.
Практически каждый из нас является автомобилистом и имеет хотя бы начальные представления о составе моторного масла, качественных отличиях синтетического и минерального масел, классификации масел по SAE и производит замену масла в зависимости от пробега авто и условий эксплуатации.
В помощь автомобилистам и сервисным службам промышленных предприятия компания MVR предлагает наборы тестов для капельной пробы масла бензиновых и дизельных ДВС.
Для оценки состояния масла тестом вам достаточно нанести каплю масла на тест-лист и сравнить полученное пятно с прилагаемым шаблоном для проверки.
Тесты исключительно доступны по цене и помогут вам выявить неполадки двигателя вашего авто и производить замену масла именно тогда, когда это необходимо.
Если же вам необходима более развернутая информация по основным показателям масла (кинематическая вязкость, ОКЧ, ОЩЧ, нитрование, сульфирование и др.), то обратите свое внимание на минилаборатории серии RY-300. С их помощью, не прибегая к дорогостоящим услугам специализированных лабораторий, вы прямо на месте работы вашего оборудования и всего за несколько минут самостоятельно проведете всесторонний анализ масла, включая и анализ продуктов износа.
Для обучения работе с приборами совсем необязательно иметь специальное химическое образование, а достаточно прохождения краткосрочного 3-х дневного обучения в Учебном центре компании MVR.
Для повышения надежности вашего оборудования мы также рекомендуем вам воспользоваться услугами Отдела выездного обслуживания и энергосервиса (ОВОЭ) MVR, специалисты которого с помощью самых современных приборов и систем проведут комплексную диагностику (вибродиагностика + тепловизионное обследование + анализ масла), устранят все выявленные дефекты и дадут рекомендации по дальнейшей эксплуатации оборудования.
Состав моторного масла | АвтоЖидкость
Главная / Моторное масло / Процентный состав моторного масла
Александр 29.11.2018 Моторное масло Комментировать 3,224 Просмотров
Масла для поршневых двигателей — группа технических жидкостей для смазки, очистки и охлаждения рабочих элементов мотора. В зависимости от компонентного содержания получают продукты с различными физико-химическими свойствами. Рассмотрим подробный химический состав моторных масел и назначение компонентов.
Классификация масел
По способу получения масла для ДВС делят на 3 группы:
- Минеральное (нефтяное)
Получают путём прямой нефтеперегонки с последующим отделением алканов. Подобный продукт содержит до 90% разветвлённых насыщенных углеводородов. Характеризуется высокой дисперсностью парафинов (неоднородностью молекулярных масс цепей). Как итог: смазочный материал термически нестабилен и не сохраняет вязкостные показатели в процессе эксплуатации.
- Синтетическое
Продукт нефтехимического синтеза. Сырьём служит этилен, из которого посредством каталитической полимеризации получают базу с точной молекулярной массой и длинной полимерных цепей. Также возможно получить синтетические масла путём гидрокрекинга минеральных аналогов. Отличается неизменными эксплуатационными качествами на протяжении срока службы.
- Полусинтетическое
Представляет смесь минерального (70-75%) и синтетического масла (до 30%).
Помимо базовых масел готовый продукт включает пакет присадок, которые корректируют вязкостные, моющие, диспергирующие и прочие свойства жидкости.
Общий состав смазочных моторных жидкостей представлен в таблице ниже:
| Компоненты | Процентное содержание |
| Базовая основа (насыщенные парафины, полиалкилнафталины, полиальфаолефины, линейные алкилбензолы, а также сложные эфиры) |
~90% |
| Пакет присадок (вязкостные стабилизаторы, протекторные и антиокислительные добавки) | До 10% |
Состав моторного масла в процентах
Содержание основы достигает 90%.
По химической природе можно выделить следующие группы соединений:
- Углеводороды (предельные алкены и ненасыщенные ароматические полимеры).
- Сложные эфиры.
- Полиорганосилоксаны.
- Полиизопарафины (пространственные изомеры алкенов в полимерной форме).
- Галогенпроизводные полимеры.
Подобные группы соединений составляют до 90% по массе готового продукта и обеспечивают смазывающими, моющими и чистящими качествами. Однако свойства нефтяных смазок не отвечают требованиям эксплуатации в полной мере. Так, насыщенные парафины при высокой температуре образуют коксовые отложения на поверхности двигателя. Сложные эфиры подвергаются гидролизу с образованием кислот, которые приводят к коррозии. Чтобы исключить подобные эффекты вводят специальные модификаторы.
Пакет присадок — состав и содержание
Доля модификаторов в моторных маслах составляет 10%. Существует множество готовых «пакетов присадок», которые включают набор компонентов для повышения требуемых параметров смазочного материала.
Перечислим наиболее важные соединения:
- Высокомолекулярный алкилсульфонат кальция — моющий агент. Доля: 5%.
- Диалкилдитиофосфат цинка (Zn-ДАДТФ) — защищает металлическую поверхность от окисления и механических повреждений. Содержание: 2%.
- Полиметилсилоксан — термостабилизирующая (антипенная) присадка с долей 0,004%
- Полиалкенилсукцинимид — моюще-диспергирующая присадка, которую вводят вместе с антикоррозионными агентами в количестве до 2%.
- Полиалкилметакрилаты — депрессорные добавки, которые препятствуют осаждению полимеров при понижении температуры. Доля: менее 1%.
Наряду с вышеописанными модификаторами готовые синтетические и полусинтетические масла могут содержать деэмульгирующие, противозадирные и другие присадки. Общее процентная доля пакета модификаторов не превышает 10–11%. Однако в некоторых типах синтетических масел допускается содержание добавок до 25%.
Похожие статьи
Предыдущий Krown t40.
Эффективен ли уникальный состав?
След. Очиститель инжектора. Продлеваем жизнь системе впрыска
Каков состав моторного масла?
Моторное масло, минеральное, синтетическое или полусинтетическое, состоит из базового масла и присадок. Давайте подробнее рассмотрим, что входит в эту незаменимую смазку, и роль основных используемых присадок.
Состав минерального, синтетического и полусинтетического масла
Существует три вида моторных масел: минеральное масло, синтетическое масло и полусинтетическое масло. Каждое из этих моторных масел имеет различный состав: основу составляет либо очищенная сырая нефть, либо полимеры, изготовленные в лаборатории.
Минеральное масло: состав натурального масла Минеральное моторное масло производится из сырой нефти. После извлечения и транспортировки на нефтеперерабатывающий завод сырая нефть проходит несколько процессов очистки, чтобы удалить как можно больше примесей.
Это масло в основном состоит из углеводородов (насыщенных или ненасыщенных кислородом), но оно также может содержать следы таких соединений, как сера или азот. После обработки в так называемое минеральное моторное масло добавляются присадки для улучшения его характеристик.
Синтетическое масло можно получить химическим путем в лаборатории, но оно также может быть получено из очищенной нефти. Очистка синтетической нефти — более сложный процесс, чем минеральной: он включает изменение структуры молекул углеводородов. Процессы получения масла гарантируют сохранение только лучших молекул. Также добавляют множество добавок. Учитывая свой состав, так называемое синтетическое моторное масло считается высококачественным маслом, которое является более чистым и обеспечивает более высокую производительность, чем минеральное масло.
Из чего делают полусинтетическое масло? Полусинтетическое масло представляет собой смесь синтетического масла и минерального масла.
Пропорции в смеси не равны: полусинтетика содержит максимум 30% синтетического масла. Интересно знать, что масло, содержащее всего 1% синтетического масла, также называют «полусинтетическим маслом».
Какова цель
присадок, используемых в моторном масле?Для обеспечения качества, эффективности и срока службы моторных масел в минеральные и синтетические масла добавляются присадки.
Тип добавки | Роль добавки |
Добавки-ингибиторы окисления | Со временем моторное масло окисляется. Менее эффективно смазывает детали двигателя. Поэтому моторное масло нужно менять регулярно. Однако добавка ингибитора окисления замедляет этот процесс, увеличивая срок службы моторного масла. |
Моющие добавки | Основным свойством моющей присадки является удаление отложений и микрочастиц, образующихся на поверхностях при эксплуатации автомобиля. |
Диспергирующие добавки | Диспергирующие присадки удерживают все отложения и примеси, образующиеся при работе двигателя на подвеске, что позволяет избежать накопления отложений на деталях двигателя. Затем отложения попадают в масляный фильтр. |
Противопенные добавки | Использование моющих присадок может привести к образованию пены на поверхности масла. Это не позволяет маслу правильно смазывать детали двигателя. Эта добавка используется для предотвращения этого явления. |
Противоизносные присадки | Противоизносные присадки, также называемые модификаторами трения, добавляют слой солидола, который смазывает двигатель сразу после запуска автомобиля, что позволяет избежать трения между деталями. Эта присадка в основном используется в минеральных маслах. |
Добавки-ингибиторы коррозии | Двигатель изготовлен из металлических деталей, чувствительных к ржавчине. |
Модификаторы индекса вязкости | Эти присадки уменьшают разницу в вязкости между холодным и горячим маслом. |
Антифризные присадки | Эти присадки помогают адаптировать различные моторные масла к окружающей среде, изменяя температуру затвердевания масла. Они повышают текучесть холодного масла. |
Этот список содержит основные добавки, но не является исчерпывающим. Существуют и другие виды добавок.
Моторное масло | Mein Autolexikon
В двигателях внутреннего сгорания моторное масло выполняет ряд функций. Одним из наиболее важных из них является смазка механических компонентов. Смазка уменьшает трение между движущимися частями и сохраняет…
Защита окружающей среды
Современные моторные масла повышают общую эффективность двигателя, тем самым способствуя снижению выбросов.
Кроме того, современные моторные масла, поддерживающие беззольное сгорание, помогают повысить функциональную надежность систем повторной обработки выхлопных газов, таких как сажевые фильтры. Современные моторные масла не содержат хлора или тяжелых металлов и могут быть легко переработаны. Это означает, что ресурсы защищены.
Назначение
В двигателях внутреннего сгорания моторное масло выполняет ряд функций. Одним из наиболее важных из них является смазка механических компонентов. Смазка уменьшает трение между движущимися частями и сводит износ к минимуму. Моторное масло также должно охлаждать, очищать, обеспечивать защиту от коррозии и герметизировать камеры сгорания. Наконец, что не менее важно, он используется для передачи мощности в гидравлических системах двигателя (натяжители цепи, регулировка распределительных валов и т. д.).
Состав моторного масла
В зависимости от типа и характеристик современные моторные масла изготавливаются на основе различных базовых масел или соединений базовых масел.
Также используются добавки, которые выполняют самые разные задачи. Высокоэффективное моторное масло можно получить только со сбалансированной формулой (базовое масло и компоненты присадок).
Состав типичного моторного масла следующий:
- 78 % базового масла
- 10 % присадки, улучшающей вязкость (для улучшения текучести)
- 3 % детергента (моющие вещества, очищающие двигатель)
- 5% диспергатор (для взвешивания частиц грязи)
- 1% защита от износа
- 3% другие компоненты
Вязкость
Вязкость является одним из важнейших свойств моторного масла. Вязкость масла всегда указывается на его бочке. Вязкость – это мера сопротивления жидкости течению. Оно определяется внутренним трением, которое сопротивляется потоку соседних частиц в жидкости. Еще в 1911 году вязкость послужила основой для первой системы классификации моторных масел и была определена в системе классификации Общества автомобильных инженеров (SAE).
Большинство масел, используемых сегодня, являются всесезонными маслами. SAE 5W30 является примером обозначения вязкости всесезонного масла.
Показатели вязкости основаны на двух переменных:
Динамическая вязкость
Описывает сопротивление моторного масла течению при низких температурах. Масла делятся на зимние классы вязкости 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Чем меньше число перед буквой W, тем ниже вязкость масла при низких температурах. Динамическая вязкость влияет на скорость стартера, например, когда двигатель холодный. Чем ниже индекс вязкости на холоде, тем легче будет проворачиваться холодный двигатель при запуске.
Кинематическая вязкость
Кинематическая вязкость описывает соотношение между динамической вязкостью и густотой моторного масла при определенной температуре. Летние классы вязкости SAE классифицируются при температуре испытания 100°C. Типичные классы вязкости: 20, 30, 40, 50 и 60. Чем больше число перед W, тем выше вязкость масла при 100°C.
HTHS
Упомянутые выше классы вязкости (зимний и летний) дополняются так называемой вязкостью HTHS. HTHS расшифровывается как High Temperature High Shear. Он описывает динамическую вязкость, измеренную при 150°C и более высоких усилиях сдвига. Выражается в миллипаскалях-секундах (мПа). Предельные значения HTHS определены для того, чтобы гарантировать, что даже в подшипниках (где и усилия сдвига, и температура масла высоки) моторные масла могут обеспечить необходимую смазку.
Предельное значение для моторных масел со спецификацией ACEA A2/A3 и ACEA B2/B3 находится при HTHS 3,5 мПа·с. Качество моторного масла категории ACEA A1/B1 имеет пониженное значение HTHS до 2,9 мПа·с. Расход топлива должен быть ниже в результате уменьшенного индекса HTHS.
Смешиваемость моторных масел
Как правило, моторные масла можно смешивать друг с другом независимо от того, являются ли они синтетическими или минеральными маслами. Смешивание даже поощряется автомобильными компаниями.
Однако моторные масла разных марок или составов следует смешивать только в том случае, если потребность в доливке не может быть удовлетворена каким-либо другим способом. Соответственно, не рекомендуется смешивать синтетические или полусинтетические моторные масла с моторными маслами на минеральной основе, так как это снижает более высокие стандарты качества синтетических масел. Оценка качества соответствует самому слабому звену в цепи.
Увеличение интервалов замены смазочных материалов означает, что масла должны соответствовать все более жестким требованиям. Например, современные моторные масла должны поддерживать постоянную производительность на протяжении всего срока службы, а также демонстрировать высокую термическую и окислительную стабильность для длительного срока службы и оптимизированные фрикционные характеристики для снижения потерь энергии.
Безопасность
Моторное масло обеспечивает смазку всех компонентов двигателя. Он обеспечивает надежную работу двигателя, способствуя тем самым безопасности на дорогах.


Присадки-ингибиторы коррозии защищают детали от ржавчины.