Назначение раздаточной коробки – Назначение и общее устройство раздаточной коробки автомобиля

Содержание

Устройство раздаточной коробки | Раздаточная коробка

На автомобилях КамАЗ и «Урал» устанавливается механическая двухступенчатая раздаточная коробка с несимметричным цилиндрическим межосевым дифференциалом планетарного типа.

Рассмотрим устройство раздаточной коробки автомобиля КамАЗ. Поток мощности от ведущего вала 2 к валу 32 привода переднего ведущего моста, к валу 18 привода среднего и заднего ведущих мостов передается через шестерни промежуточного вала 39 на водило 21 планетарного ряда, а от него через сателлиты на солнечную шестерню, связанную с валом 32, и на эпициклическую шестерню, соединенную с валом 18. Все шестерни валов раздаточной коробки постоянного зацепления со спиральными зубьями.

Устройство раздаточной коробки автомобиля КамАЗ

Рис. Устройство раздаточной коробки автомобиля КамАЗ:

1 — фланец первичного вала; 2 — первичный вал; 3, 4, 8, 13, 75, 17, 40 — подшипники; 5 — ведущая шестерня; 6 — крышка верхнего люка; 7 — шестерня отбора мощности; 9 — муфта включения коробки отбора мощности; 10 — коробка отбора мощности; 11 — маслосборник; 12 — шестерня понижающей передачи; 14 — штуцер; 16 — сателлит; 18 — вал привода задних мостов; 19 — задняя обойма дифференциала; 20 — эпициклическая шестерня; 21 — ведущая шестерня межосевого дифференциала; 22 — солнечная шестерня; 23 — передняя обойма; 24 — картер раздаточной коробки; 25 — шестерня повышающей передачи; 26 — крышка картера раздаточной коробки; 27 — пробка; 28, 30, 41 — муфты; 31 — ведущая шестерня привода датчика электрического спидометра; 32 — вал привода переднего моста; 33 — вилка; 34 — пружина; 35 — шток; 36 — диафрагма; 37 — выключатель; 38 — замок; 39 — промежуточный вал; 42 — промежуточная шестерня

Низшую передачу включают перемещением муфты 41 влево, соединяя шестерни промежуточного вала 39, а высшую — перемещением муфты 28 вправо. В обоих случаях мощность передается на водило 21 планетарного ряда. Одну треть мощности дифференциал передает переднему мосту, а две трети — среднему и заднему мостам. С помощью муфты 30, установленной на шлицах вала 32, блокируют дифференциал, перемещая ее вправо. Тем самым водило 21 соединяется с солнечной шестерней 22, которая закреплена на валу 32. Весь дифференциал и валы 32 и 18 вращаются как единое целое.

Переключение передач в раздаточной коробке и включение блокировки межосевого дифференциала осуществляются дистанционно-диафрагменными пневматическими камерами.

На четырехосных автомобилях устанавливается механическая двухступенчатая раздаточная коробка с симметричным, коническим, принудительно блокируемым дифференциалом, поровну распределяющим мощность между ведущими мостами передней и задней тележек.

Раздаточная коробка четырехосного автомобиля

Рис. Раздаточная коробка четырехосного автомобиля:
1 — поддон; 2 — дифференциал в сборе; 3 — муфта блокировки дифференциала; 4 — нижний вал; 5 — суппорт стояночного тормоза; 6 — картер привода передних мостов; 7, 13 — вилки; 8 — пневмопереключатель; 9 — промежуточный вал; 10 — верхний вал; 11 — картер раздаточной коробки; 12 — муфта переключения передач; 14 — крышка картера; 15 — шестерня привода коробки отбора мощности; 16 — картер коробки отбора мощности; 17 — масляный насос; 18 — ведомая шестерня дифференциала; 19 — крышка привода задних мостов в сборе; 20 — фильтр; 21 — пробка сливного отверстия

Раздаточная коробка имеет прямую и понижающую передачи и выполнена по схеме с промежуточным валом. Ведущим является верхний вал, приводимый во вращение от планетарной коробки передач через карданную передачу. Ведомыми являются два нижних выходных вала, между которыми установлен дифференциал. Валы смонтированы в литом картере со съемной крышкой и установлены на шариковых и роликовых подшипниках. Шестерни раздаточной коробки выполнены косозубыми и находятся в постоянном зацеплении. Передачи включаются дисковым синхронизатором (или зубчатой муфтой), установленным на верхнем валу, а дифференциал блокируется зубчатой муфтой с помощью пневматического привода, От верхнего вала раздаточной коробки осуществляется привод коробки отбора мощности.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Раздаточные коробки передач (раздатка) — назначение, классификация, типы раздаточных коробок передач

Раздаточной коробкой передач называется дополнительная коробка передач, распределяющая крутящий момент двигателя между ведущими мостами автомобиля.

Раздаточная коробка служит для увеличения тяговой силы на ведущих колесах и повышения проходимости автомобиля. Она одновременно выполняет функции демультипликатора, что позволяет увеличить диапазон передаточных чисел коробки передач и эффективнее использовать автомобили в различных дорожных условиях.

В зависимости от назначения автомобилей на них применяются раздаточные коробки различных типов (схема 1).

Схема 1 – Типы раздаточных коробок, классифицированных по различным признакам

Раздаточные коробки с соосными валами привода ведущих мостов имеют широкое применение, так как они позволяют использовать для переднего и заднего ведущих мостов одну и ту же главную передачу (взаимозаменяемую). Однако в этом случае ведущая шестерня главной передачи переднего моста, имея левое направление спирали зубьев, будет работать на «ввинчивание». Поэтому при ослаблении затяжки ее подшипников может произойти заклинивание главной передачи переднего ведущего моста.

Раздаточные коробки с

несоосными ведомыми валами в отличие от раздаточных коробок с соосными ведомыми валами не имеют промежуточного вала. Они более компактны, менее металлоемки, более бесшумны при работе и имеют более высокий КПД.

Раздаточные коробки с блокированным приводом ведущих мостов позволяют использовать полную по условиям сцепления ведущих колес с дорогой тяговую силу без их пробуксовывания. Однако при движении автомобиля на повороте или на неровной дороге при блокированном приводе неизбежно проскальзывание колес, так как передние колеса проходят больший путь, чем задние. В этом случае увеличивается изнашивание шин, расход топлива и происходит перегрузка деталей трансмиссии. Для устранения таких отрицательных явлений передний мост отключают при движении по дорогам с твердым покрытием и включают только на тяжелых участках дороги.

Раздаточные коробки с дифференциальным приводом ведущих мостов исключают возникновение перечисленных выше отрицательных явлений. Применяемый в этих коробках межосевой дифференциал позволяет приводным валам ведущих мостов вращаться с разными скоростями и распределять крутящий момент двигателя между мостами в соответствии с воспринимаемыми ими вертикальными нагрузками. Если нагрузки одинаковы по величине, то используют симметричный дифференциал, а если неодинаковы, то несимметричный.

При раздаточных коробках с дифференциальным приводом передний мост постоянно включен. В результате изнашивание шин меньше, чем при отключении переднего моста. Однако межосево

carspec.info

назначение, виды, устройство, как работает

Автомобили повышенной проходимости популярны среди автолюбителей. Разница таких машин от обычных – с приводом на одну из осей, сводится к тому, что у них ведущими являются оба моста. Это повышает вероятность прохождения сложного участка дороги (грязи, сугроба и т. д.). Сделать ведущими оба моста на автомобиле позволяет комплектация трансмиссии дополнительным агрегатом – раздаточной коробкой, или говоря по простому — раздатка.

Раздаточная коробка представляет собой редуктор, который распределяет крутящий момент по двум осям. Находится этот агрегат за коробкой передач.

На машинах повышенной проходимости используется несколько типов раздаточных коробок, отличающихся по:

  • устройству;
  • типу подключения;
  • соотношению распределения момента;
  • способу управления;
  • типу подключения к КПП.

Конструкций раздаточных коробок несколько, но принцип работы у всех типов одинаков.

Устройство и разновидности раздатки

Содержание статьи

Для примера рассмотрим устройство самой простой раздатки – шестеренчатого типа. Такие агрегаты уже несколько вытеснились иными типами, но при этом считаются одними из самых надежных и «настоящих» раздаточных коробок.
Состоит шестеренчатая раздаточная коробка из 4-х валов, размещенных в корпусе – ведущего, ведомого, промежуточного вала и привода второго моста. На всех валах расположены шестерни, взаимодействующие между собой.


Ведущий и ведомый валы установлены на одной оси и имеют постоянное зацепление между собой. Это дает постоянную передачу вращения на один из мостов, то есть одна ведущая ось на автомобиле работает все время.

Промежуточный вал в раздатке посредством своих шестерен, зацепленных одновременно с шестеренками ведущего вала и привода второго моста, обеспечивает передачу крутящего момента на последний, поэтому вторая ось тоже получает вращение и является ведущей.

Принцип работы такого редуктора очень прост – ведущий вал получает вращение от коробки передач, сразу отдает его на ведомый вал и через промежуточный передает крутящий момент на вал привода второго моста. Но эксплуатация машины с таким типом раздатки и постоянной подачей вращения на оба моста затруднительна, поскольку из-за жесткого соединения валов управляемость авто падает, и возникает сильная нагрузка на элементы трансмиссии.

Конструкторы решают эту проблему двумя путями – установкой дифференциала (межосевого) и оснащением узла механизмом отключения одного ведущего моста.

Дифференциал в конструкции раздатки выполняет ту же роль, что и в главной передаче – возможность вращаться валам с разными угловыми скоростями. Его наличие снижает проходимость авто из-за возможного переброса всего крутящего момента на одну ось, если вторая потеряла сцепление с дорогой, но положительно сказывается на управляемости. Для повышения же внедорожных качеств дифференциал дополнительно оснащается блокировкой.


В агрегатах же с механизмом отключения, авто в обычном режиме эксплуатации имеет один ведущий мост, а второй задействуется при надобности.

Дополнительно шестеренчатая раздатка может иметь понижающую передачу, которая повышает тяговое усилие за счет изменения передаточного соотношения в раздаточной коробке. Реализуется понижающая передача установкой дополнительных шестерен на валы. То есть, на каждом валу размещено по две шестерни разных диаметров. При введении в зацепление одних из них передаточное соотношение в агрегате равно 1:1, никакого понижения нет, но если задействовать вторую группу шестеренок, то соотношение меняется. На одних автомобилях оно составляет 2:1, на других – 2,5:1. В результате скорость движения машины снижается, но пропорционально возрастает тяговое усилие. Примечательно, что понижающую передачу используют только при включении полного привода.

Помимо шестеренчатых раздаток на машинах применяются также и цепные. В них промежуточный вал отсутствует, а вращение на приводной вал второй оси осуществляется цепью. Такая конструкция отличается меньшей металлоемкостью узла, но и по надежности уступает шестеренчатому типу.


В современных конструкциях отказались от использования дифференциалов, а их место заняли муфты – механические (синхронизаторы), фрикционные, электромагнитные, вискомуфты. На ряде авто применяются дифференциалы Torsen.

Тип привода и влияние раздаточной коробки на него

Особенности работы раздатки влияют на тип полного привода, которых всего три:

  1. Постоянный полный.
  2. Полный привод, подключаемый вручную.
  3. Привод, срабатывающий автоматически.

Примером постоянного полного привода является раздатка с обычным дифференциалом, оснащенным блокировкой (общепринятое название – Full Time). В автомобилях с такой системой раздаточная коробка дает постоянную передачу вращения по двум осям.

Привод, подключаемый вручную называют Part Time. В авто с такой системой привода раздаточная коробка в обычном режиме движения подает вращение только на одну ось, вторая же задействуется при потребности. В таких агрегатах дифференциал не используется, а вместо него устанавливаются муфты – механические, электромагнитные, которые подключают/отключают второй мост.

Система, использующая оба моста в автоматическом режиме – OnDemand. Применяется она на легковых автомобилях, и в этом случае раздатка направлена на повышение проходимости и на улучшение управляемости. Управление выполняется электроникой, взаимодействующей с АБС. В таких раздаточных коробках дифференциал отсутствует, а вместо него установлена муфта с электроприводом.
В системе OnDemand раздатка по умолчанию подает вращение только на одну ось. Но при возникновении определенных условий движения, электроника задействует привод муфты и происходит подключение второго моста.

Распределение момента раздатки

Распределение крутящего момента раздаточной коробкой бывает равным и неравным. В первом случае на оба моста подается вращение в пропорции 50/50. Такое распределение обеспечивает раздатка, не оснащенная дифференциалом или же с ним, но с блокировкой.

В коробках с неравным распределением соотношение разное. В раздатках Full Time и Part Time пропорции фиксированы и составляют 40/60 или 60/40.
Что касается систем OnDemand, то в них пропорции распределения «плавающие» и варьируются от 50/50 до 100/0. То есть, такие раздатки в автоматическом режиме могут равномерно распределять вращение или перебрасывать на одну ось.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Способы управления

Раздатки, устанавливаемые на авто, имеют три способа управления:

  • ручной;
  • электропривод;
  • электронная система управления.

Ручной привод раздатки – старый и примитивный. При таком приводе водитель посредством рычагов выполняет отключение/подключение второго моста, блокировку дифференциала, включение понижающей передачи.


Электропривод отличается тем, что переключения в раздаточной коробке осуществляются сервоприводами. Водитель же управляет при помощи клавиш. Это удобный тип привода, но не такой надежный, как ручной механический.


На некоторых авто встречается комбинированное управление, при котором включение/отключение второго моста выполняется сервоприводом, а понижающая передача задействуется при помощи рычага, установленного в салоне.

Электронная система управления используется в раздатках привода OnDemand. Поскольку переключения в узле осуществляются в автоматическом режиме, то никаких элементов управления раздаткой для водителя не предусмотрено.

Раздаточные коробки устанавливаются в трансмиссии по-разному. Чаще этот узел соединен с КПП, что снижает количество составных элементов трансмиссии. Но есть и авто у которых раздаточная коробка установлена отдельно от КПП, а соединяются они между собой дополнительным карданным валом.

Несмотря на единый принцип работы раздаточных коробок, особенностей их функционирования множество. На одних внедорожниках основной ведущей осью является задняя, а передняя подключаемая. Но есть  машины повышенной проходимости, у которых раздаточная коробка позволяет без проблем водителю делать основным любой ведущий мост.

avtomotoprof.ru

Раздаточные коробки | Раздаточная коробка

Раздаточные коробки обычно применяются тогда, когда необходимо от одною ведущею вала раздать крутящий момент в две противоположные стороны, например к переднему и заднему ведущим мостам. По этому признаку раздаточная коробка аналогична центральной главной передаче, после которой крутящий момент раздается в две противоположные стороны: к левому и правому ведущим колесам. Кроме того, для упрощения конструкции главной передачи часть ее передаточного числа обычно переносят в раздаточную коробку. Раздаточная коробка не нужна при нижнем расположении ведомого вала, что характерно для некоторых ГМП карьерных самосвалов и дорожно-строительных машин. Без раздаточной коробки выполняют трансмиссии автомобилей 6×4 с двумя задними ведущими мостами, если средний мост выполнен проходным.

Раздаточные коробки в основном различают по расположению ведомых валов (несоосное — рис. а, б или соосное — рис. в, г), по приводу ведомых валов (блокированному — рис. а, б или дифференциальному — рис. в, г), по числу передач демультипликатора, размещенного в раздаточной коробке (одно-, двух-, трехступенчатые).

Схемы основных типов раздаточных коробок с расположением ведомых валов

Рис. Схемы основных типов раздаточных коробок с расположением ведомых валов:
а, б — несоосным; в, г — соосным; 1 — ведущий вал; 2 — ведомый вал

Блокированный привод (при блокировании также и межколесных дифференциалов) позволяет использовать полную силу тяги по сцеплению передних и задних ведущих колес с дорогой. Однако при этом через трансмиссию может передаваться циркулирующая мощность. Поэтому раздаточные коробки с блокированным приводом должны иметь устройство для отключения переднею моста при движении по хорошим дорогам. Кроме того, должно быть устройство, не позволяющее включать низшую передачу в демультипликаторе при отключенном переднем мосту, что иначе может привести к перегрузке заднего моста.

При использовании раздаточных коробок с дифференциальным приводом передний мост постоянно включен. При этом необходимо иметь устройство для блокирования дифференциала в раздаточной коробке (и устройства для полного или частичного блокирования межколесных дифференциалов), чтобы обеспечить надежное, без буксования колес, движение по бездорожью.

Иногда раздаточные коробки различают по месту их расположения:

  • межтележечные;
  • межосевые;
  • межбортовые и т.д.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Назначение раздаточной коробки. Раздаточная коробка. Назначение узлов раздаточной коробки

Каждый автомобилист, неважно, какой машиной он владеет, хотя бы раз слышал словосочетание «раздаточная коробка». Но что это за агрегат, какие функции он выполняет, от каких «болезней» страдает и как их предотвратить, знают немногие. В основном те, у кого автомобиль оснащен системой полного привода. Сегодня мы узнаем все о раздаточной коробке. Упомянув в начале статьи систему полного привода, отметим, что раздаточная коробка является неотъемлемым компонентом этой системы, играя в ней важнейшую роль – она ответственна за передачу крутящего момента от двигателя и коробки передач () на переднюю и заднюю оси автомобиля. Она не просто распределяет крутящий момент к ведущим колесам в заданной пропорции, но и может, при выезде машины на бездорожье, увеличивать его значение на том колесе (колесах), которое опирается на твердую поверхность.

Раздатка раздатке – рознь

Так как существуют различные системы полного привода (постоянный, автоматически подключаемый и подключаемый по требованию), то и устройство раздаточной коробки в них разнится. Но есть и общие детали для всех раздаток: это две передачи (цепная зубчатая и понижающая), ведущий вал, межосевой дифференциал (включает в себя блокировки), приводные валы передней и задней оси. Прежде чем перейти к различиям, характерным для раздаток разного типа, разберемся в функциях их основных компонентов.

Ведущий вал . Исходя из названия, можно догадаться, что этот элемент раздаточной коробки принимает на себя крутящий момент от КПП и передает его далее на межосевой дифференциал.

Межосевой дифференциал . Находящийся между передней и задней осями дифференциал ответственен за дальнейшую передачу и распределение крутящего момента на каждую ось, угловые скорости вращения которых — различны. Есть два типа межосевого дифференциала – асимметричный (крутящий момент распределяется между передней и задней осями в неравнозначных пропорциях) и симметричный (крутящий момент подается на обе оси в пропорции 50:50). Блокировка дифференциала позволяет полностью или частично выключить его, в результате чего обе оси жестко соединяются между собой, обеспечивая автомобилю повышенные оффроудные способности. Блокируется дифференциал, в зависимости от устройства раздатки, автоматически или вручную. Подробно о конструкции и работе этого узла можно узнать .

Цепная передача . Основная ее функция – трансляция крутящего момента от межосевого дифференциала на переднюю ось. В ее конструкции используется цепной привод, но есть и разновидность этой передачи – зубчатая, когда вместо цепи в приводе за передачу крутящего момента отвечают две зацепленные между собой зубцами цилиндрические шестерни.

Понижающая передача . Этот узел раздатки предназначен для повышения крутящего момента при езде по сложному бездорожью. В современных раздаточных коробках «понижайку» сменил планетарный редуктор. Об устройстве и функции этой передачи читаем .

Приводные валы . Это конечные узлы раздатки, передающие крутящий момент непосредственно на переднюю и заднюю оси. Приводной вал задней оси, как правило, расположен на одной оси с ведущим валом, а приводной вал передней оси соединен с ним посредством цепной передачи. Но бывают и другие варианты, о которых упомянем ниже.

Масляный картер . Раздаточная коробка имеет собственную систему смазки, которая включает картер и маслосборник. Разобравшись с общими для раздаточных коробок механизмами, поговорим о том, какие типы конструкций этого узла бывают на полноприводных автомобилях. Их четыре:

  • Тип первый – в этой раздаточной коробке передний и задний приводные валы размещены на одной оси с мостами.
  • Тип второй – для этой раздатки характерно размещение приводных валов на разных осях с ведомыми валами.
  • Тип третий – у этой раздатки имеется механизм блокировки привода ведущих мостов.
  • Четвертый тип – привод от мотора распределяется на ведущие мосты через дифференциал.

Раздаточная коробка первого типа имеет всего лишь одну ступень, которая обеспечивает передачу крутящего момента на ведущие мосты с одинаковыми угловыми скоростями. Благодаря простоте устройства, довольно популярна у производителей полноприводных моделей автомобилей.

Раздатка второго типа лишена промежуточного вала, за счет чего имеет компактные размеры, легкий вес и работает практически бесшумно. Для этого типа раздаточной коробки характерен высокий коэффициент полезного действия.

Раздаточная коробка третьего типа позволяет отключать передний мост

www.autoglim.ru

26. Назначение, общее устройство и принцип работы раздаточной коробки.

Раздаточной коробкой передач называется дополнительная ко­робка передач, распределяющая крутящий момент двигателя между ведущими мостами автомобиля. Раздаточная коробка служит для увеличения тяговой силы на ведущих колесах и повышения проходимости автомобиля. Она од­новременно выполняет функции демультипликатора, что позво­ляет увеличить диапазон передаточных чисел коробки передач и эффективнее использовать автомобиль в различных дорожных ус­ловиях. В зависимости от назначения автомобилей на них применяются раздаточные коробки различных типов.

раздаточные коробки

по расп валов привода вед мостов

по приводу вед мостов

по числу передач

с соосными валами

с блокированным приводом

одноступенчатые

с несоосными валами

с дифференциальным приводом

двухступенчатые

трехступенчатые

Дополнительно к общим требованиям к раз­даточной коробке предъявляются специальные требования, в со­ответствии с которыми она должна обеспечивать:

• распределение крутящего момента между ведущими мостами автомобиля пропорционально приходящимся на мосты вертикаль­ным нагрузкам;

• увеличение тяговой силы на ведущих колесах, необходимое для преодоления повышенных сопротивлений при движении ав­томобиля по плохим дорогам, бездорожью и на крутых подъемах;

• отсутствие циркуляции мощности в трансмиссии автомо­биля;

• возможность движения автомобиля с минимальной устойчи­вой скоростью (2,5…5,0 км/ч) при работе двигателя на режиме максимального крутящего момента.

Раздаточные коробки с соосными валами привода ведущих мо­стов имеют широкое применение, так как они по­зволяют использовать для переднего и заднего ведущих мостов одну и ту же главную передачу (взаимозаменяемую). Однако в этом слу­чае ведущая шестерня главной передачи переднего моста, имея левое направление спирали зубьев, будет работать на ввинчивание, по­этому при ослаблении затяжки ее подшипников может произойти заклинивание главной передачи переднего ведущего моста. Раздаточные коробки с несоосными ведомыми валами в отличие от раздаточных коробок с соосными ведомыми валами не имеют промежуточного вала. Они более компактны, менее ме­таллоемки, более бесшумны при работе и имеют более высокий КПД. Раздаточные коробки с блокированным приводом ведущих мостов позволяют использовать полную по условиям сцепления ведущих колес с дорогой тяговую силу без их пробуксовки. Одна­ко при движении автомобиля на повороте или на неровной доро­ге при блокированном приводе неизбежно проскальзывание ко­лес, так как передние колеса проходят больший путь, чем задние. В этом случае увеличивается износ шин, расход топлива и проис­ходит перегрузка деталей трансмиссии. Для устранения таких от­рицательных явлений передний мост отключают при движении по дорогам с твердым покрытием и включают только на тяжелых участках дороги. Раздаточные коробки с дифференциальным приводом ведущих мостов исключают возникновение перечислен­ных ранее отрицательных явлений. Применяемый в этих коробках межосевой дифференциал позволяет приводным валам ведущих мостов вращаться с разными скоростями и распределять крутя­щий момент двигателя между мостами в соответствии с воспри­нимаемыми ими вертикальными нагрузками. Если нагрузки оди­наковы по величине, то используют симметричный дифференци­ал, а если неодинаковы, то несимметричный. При раздаточных коробках с дифференциальным приводом передний мост посто­янно включен. В результате износ шин меньше, чем при отключе­нии переднего моста. Однако межосевой дифференциал ухудшает проходимость автомобиля, так как при буксовании на месте од­ного из колес автомобиль не может начать движение. Поэтому для повышения проходимости межосевые дифференциалы выполня­ют с принудительной блокировкой. Наибольшее распространение на автомобилях повышенной проходимости получили двухступенчатые раздаточные коробки.

Двухступенчатая коробка с прямой и понижающей передачами и блокированным приво­дом.

Валы переднего моста ведущий 7, промежуточный 8 и приво­дов переднего 10 и заднего 7 мостов установлены на шариковых подшипниках в картере 3 и крышке 6 раздаточной коробки. Зад­ним концом ведущий вал 1 опирается на цилиндрический роли­ковый подшипник в выточке вала 7. На шлицах валов установле­ны шестерня 4 понижающей и прямой передач, шестерня 9 вклю­чения переднего моста и ведомые шестерни 2 и 11 понижающей передачи и вала привода переднего моста. Шестерня 5 изготовлена вместе с валом 7. Все шестерни раздаточной коробки прямозубые. При включении прямой передачи шестерня 4 вводится в за­цепление с шестерней 5 и валы 1 и 7 соединяются напрямую. При включении переднего моста шестерня 9 вводится в зацепление с шестернями 5 к 11. Для включения понижающей передачи шес­терня 4 вводится в зацепление с шестерней 2. Перед включением понижающей передачи необходимо включить передний мост, иначе передача не включится. Передний мост может быть вклю­чен и без понижающей передачи. Механизм переключения передач раздаточной коробки имеет блокирующее устройство (замок), препятствующее включению понижающей передачи, если выключен передний мост, или вы­ключению моста, если включена понижающая передача. Блокиру­ющее устройство предохраняет механизмы привода колес заднего ведущего моста от перегрузок. Устройство состоит из двух сухарей 15 и 16 и разжимной пружины, которые находятся в картере между ползунами 14 и 17. Под действием разжимной пружины сухари входят в выемки ползунов. На ползуне 14 переключения передач имеется три выемки. В среднюю глубокую выемку 7 сухарь 15 вхо­дит при нейтральном положении шестерни 4, а в крайние мень­шей глубины выемки 13 и 20 — при включении соответственно прямой и понижающей передач. Между выемками 12 и 13 выпол­нена лыска. Ползун 7 имеет две выемки — глубокую 18 для вклю­чения переднего моста и меньшей глубины 19 для выключения переднего моста. Положение ползунов, соответствующее включе­нию переднего моста и прямой передачи, показано на рис. 4.4, 5, а понижающей передачи и переднего моста — на рис. 4.4, в. Вы­ключить передний мост при включенной понижающей передаче невозможно, так как зазор между сухарями блокирующего уст­ройства меньше глубины выемки 18. При включенном переднем мосте сухарь 75 из выемки 12 можно переместить только в выемку 13 по лыске на ползуне 14. Привод управления раздаточной коробкой имеет два рычага. Один рычаг служит для переключения передач, он связан с пол­зуном 14. Другой рычаг предназначен для выключения переднего моста, он соединен с ползуном 17. Включать передний мост мож­но без выключения сцепления, так как скорости вращения шес­терен 9 и 11 практически одинаковы.

studfile.net

Назначение и общее устройство раздаточной коробки автомобиля. Раздаточная коробка – назначение, устройство, режимы работы Раздаточная коробка характеристики

Раздаточная коробка — это неотъемлемый атрибут каждого автомобиля, который оснащается полным приводом. Данное устройство выполняет функцию распределения крутящего момента по осям и его увеличение при движении на бездорожье. В сегодняшней статье вы узнаете подробную информацию о том, как устроена раздаточная коробка и на какие типы разделяется.

Назначение

Как мы уже отметили выше, данная коробка распределяет усилие, то есть крутящий момент на ось автомобиля. Однако раздаточная коробка выполняет и ряд других важных функций. Среди них стоит отметить отключение и включение ведущего переднего моста.

Особенности конструкции

Как правило, данный механизм имеет 2-ступенчатый редуктор. В зависимости от него меняются передаточные числа автомобиля. Таким образом, количество передач в трансмиссии может возрасти вдвое. Первый ряд передаточного числа получается при выключении высшей (прямой) передачи. Второй ряд может задействоваться аналогично, только в обратом порядке — при понижении передачи. Благодаря этому коробка раздаточная позволяет двигаться автомобилю в любых дорожных условиях. Каждый автомобиль с полным приводом имеет специальный механизм, который не дает возможность включить понижающую передачу в то время, когда задействуется передний мост. Это позволяет снизить нагрузку на заднюю ось и предохранить ее от перегрузки большого крутящего момента.

Раздаточная коробка УАЗ ‘а и всех других полноприводных автомобилей имеет одинаковое устройство. Она состоит из:

  • Ведущего вала.
  • Межосевого дифференциала.
  • Вала привода задней оси.
  • Цепной (зубчатой) передачи.
  • Механизма блокировки дифференциала.
  • Понижающей передачи.
  • Вала привода передней оси.

Кроме этого различают два основных типа раздаточных трансмиссий:

  • Коробки для переключаемого привода на 4 колеса.
  • Трансмиссии для постоянного привода на то же самое количество колес.

Раздаточная коробка первого типа может переключаться в режим «4WD» (полный привод) вручную или автоматически. Когда данный режим не включен, такой автомобиль будет работать по принципу моноприводного, по системе 4х2. Полный привод может включаться двумя способами — непосредственно водителем и через специальный модуль. Раздаточная коробка второго типа всегда работает только в режиме полного привода, то есть все время задействуется 4 колеса. Такая «раздатка» передает постоянный крутящий момент к переднему и заднему мосту. Колесная формула такого автомобиля всегда 4х4 — из 4 колес все ведущие.

Режимы работы трансмиссии

Режимы работы «раздатки» определяются ее конструкцией. В основном такая трансмиссия может выполнять следующие функции:

  • Включение заднего моста.
  • Обоих мостов.
  • Обоих мостов при блокировке межосевого дифференциала или на понижающей передаче при блокировке.
  • Режим включения 2 осей при автоматической блокировке дифференциала.

Как правило, переключение режимов осуществляется при помощи рычага, расположенного на передней панели в салоне автомобиля.

Раздаточная коробка устанавливается на всех автомобилях с полным приводом, а также на автомобилях, укомплектованных каким-либо дополнительным оборудованием. Предназначение раздаточной коробки полноприводного автомобиля следующее:

  • распределение крутящего момента между приводными осями;
  • увеличение крутящего момента при езде по бездорожью.

Под автомобилями с дополнительным оборудованием подразумевается всевозможная спецтехника, такая как автокраны, автоподъемники, пожарная техника и прочее. В данном случае раздаточная коробка обеспечивает подключаемый привод масляных насосов, водяных помп и прочего оборудования.

Что такое раздатка. Назначение раздаточной коробки

Раздаточная коробка устанавливается практически на все автомобили с полным приводом (например, Нива, УАЗ) или на автомобили с каким-либо дополнительным оборудованием требующий отдельный привод, и по принципу действия в первую очередь предназначена для разделение крутящего момента по осям автомобиля, отсюда и название — раздаточная коробка. Впервые раздатка была применена в начале прошлого века на легковых автомобилях, которые были предназначены для участие в гонках по бездорожью. Но большинство потребителей не сразу поняли всю выгоду от «коробки скоростей» (такое название была дано раздаточной коробке после её изобретения) и отнеслись довольно таки скептически к данному новшеству. Но после применения раздатки в полноприводных грузовых автомобилях интерес у производителей и конечных потребителей к нему возрос. Хоть основной функцией данного узла и является распределение крутящего момента, у большинства его модификаций есть и дополнительная функция в виде увеличения передаточного числа. Данная функция позволяет увеличить тяговые характеристики автомобиля, тем самым повышает проходимость транспортного средства, что очень полезно при передвижении по бездорожью.

Основные функций раздаточной коробки можно выделить:

1. Распределение крутящего момента по ведущим мостам, для обеспечения проходимости транспортного средства по бездорожью, максимально понижая циркуляционную мощность.
2. Повышение крутящего момента на ведущих мостах для снижения сопротивления качению колес, при эксплуатации автомобиля по бездорожью.
3. Обеспечение устойчивого движения транспортного средства на малой скорости при работе силового агрегата на максимальных мощностях.

Устройство раздаточной коробки. Конструкция.

Обычно раздаточная коробка крепится на лонжеронах автомобиля с помощью кронштейнов с подушками (буферами) функцией которых является гашение вибрационных нагрузок, но на разных автомобилях схема расположения раздатки может иметь разные варианты установок.
Раздатка в зависимости от модели может иметь разное устройство, но так как принцип работы раздаточной коробки вне зависимости от модели практически одинаков, то и её устройство имеет общие основные элементы:
— ведущий вал
— механизм для блокировки межосевого дифференциала
— цепная или зубчатая передача для передачи крутящего момента на приводной вал передней оси
— межосевой дифференциал
— вал привода задней оси
— понижающая передача
— приводной вал передней оси.
Все данные элементы постоянно смазываются при помощи трансмиссионного масла, которое находится в корпусе раздаточной коробки, тем самым обеспечивая смазку всех внутренних элементов.

ПОЧЕМУ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ИМЕЕТ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ

Именовать раздаточную коробку стали из-за близости понятий с КПП. Крутящий момент передается при незначительной скорости транспортного средства, так как раздатка имеет демультипликатор или понижающую передачу. Таким образом машина способна передвигаться в тяжелых условиях, при отсутствии дороги. Кроссоверы не имеют такого устройства из-за того, что они не созданы для бездорожья. Демультипликатор помогает машине уменьшить скорость вращения валов привода. По этой причине не теряется большой крутящий момент. Понижающий ряд позволяет автомобилю иметь еще несколько передач. В случае различных дорожных ситуаций у водителя будет больше возможностей правильно определить необходимое передаточное число.

НЕИСПРАВНОСТИ И РЕМОНТ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ

Раздаточная коробка достаточно дорогое устройство, поэтому необходим правильный уход и своевременный ремонт для увеличения срока службы. Очень часто водители жалуются на включение передач с затратой усилий. Чаще всего это возникает при изношенности штоков и вилок передач. Эта проблема часто вызывается за счет задиров на зубчатых колесах механизмов. Нельзя исключать плохую работу фиксаторов. Если штоки и вилки изношены, то сразу же необходимо произвести их замену. При езде на автомобиле наблюдается автоматическое выключение передач. Это свидетельствует о том, что зубья шестерен изношены и требуют срочн

orthograf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *