Назначение редукционного клапана масляного насоса: Редукционный клапан масляного насоса, для чего нужен, как работает, как проверить и заменить

Назначение и принцип работы редукционного клапана масляного насоса

Чтобы автомобиль мог стабильно функционировать в течение долгого времени, необходимо поддерживать правильную работу целого ряда узлов. Одним из самых важных условий является своевременная смазка деталей, предотвращающая их трение и ускоренный износ. Маслонасосная система автомобиля включает в себя множество компонентов, однако редукционный клапан масляного насоса считается одним из главных. От его состояния зависит работа всего силового агрегата.

Назначение редукционного клапана масляного насоса

Многие автомобилисты даже не подозревают, для чего нужен клапан насоса и за какие конкретно операции он отвечает. А между тем, любое отклонение в работе данного элемента может привести к поломке важных элементов силового агрегата или всего двигателя. В таком случае обойтись без капитального ремонта с крупными издержками не удастся.

Назначение редукционного клапана масляного насоса заключается в контроле давления масла в системе смазки. Это простая и надёжная деталь, которая при необходимости поддаётся ремонту и может быть заменена.

Масляный насос служит основным инструментом для обеспечения перемещения смазывающей жидкости по всему мотору. Клапан же корректирует давление смазывающей жидкости, открывая или закрывая специальное отверстие. Если в системе слишком много смазки, она извлекается через отдельный канал, обеспечивая стабильность работы автомобиля.

Расположение

В попытках разобраться с причинами нестабильной работы смазывающей системы пользователи задаются вопросом, где находится редукционный клапан. Без чёткого понимания темы определить его местонахождение может быть не так уж просто.

Внутри машин редукционный клапан маслонасоса находится в том же месте, что и сам нагнетатель. Как правило, элементы располагаются сразу за генератором. Конкретное расположение может отличаться на разных моделях. Иногда деталь монтируется на фильтре, а иногда – на крышке маслонасоса.

Клапаны принято делить на разборные и встроенные. Первый вариант поддаётся ремонту. В подобных системах без проблем отыскиваются и заменяются сломанные компоненты. Встроенные клапаны меняются полностью.

Устройство механизма

Редукционный клапан отличается довольно простым устройством с небольшим количеством деталей.

Основные части конструкции:

  • корпус, имеющий внутри систему каналов;
  • сам клапан, представляющий собой небольшой шарик или поршень, перекрывающий перепускной канал;
  • пружина;
  • винт в качестве упора.

Принцип работы

Смазка в моторе перемещается под давлением, величина которого связана со скоростью вращения коленчатого вала. Шестерни насоса приводятся в движение одновременно с нажатием на педаль. И силой этого нажатия можно регулировать скорость работы нагнетателя. С увеличением скорости движения шестерёнок повышается объём выделяемого из картера масла. Это приводит к повышению давления в системе. Как только показатель достигнет определённого значения, редукционный клапан срабатывает и возвращает часть смазочной жидкости в картер.

Принцип работы редукционного клапана связан с движением поршня или металлического шарика около специального отверстия. При повышении давления клапан погружается внутрь корпуса, сдвигая пружину и открывая проход для излишков масла. Смазка поступает в особый канал, а затем в картер мотора.

Снижение давления масла в двигателе приводит к ослабеванию усилия на пружине, что становится причиной дальнейшего закрытия клапана. Поршень или шарик в этот момент занимают свое первоначальное положение, полностью перекрывая отверстие.

Описанный принцип действия отлично зарекомендовал себя на всех автомобилях, так что продолжает применяться вот уже много лет.

Диагностика неисправностей

Несмотря на свою простоту и надёжность, редукционные клапаны время от времени выходят из строя по целому ряду причин. В первую очередь это касается потери возможности поддерживать нужное давление в системе двигателя. Данная проблема проявляется после механических повреждений клапана или его составляющих.

Наиболее чувствительным элементом является пружина, которая со временем попросту растягивается. Её упругости уже не хватает для сдерживания клапана, так что он начинает сдвигаться даже при незначительных изменениях давления. В результате масло начинает уходить из двигателя в картер, что провоцирует сильное трение деталей с последующим выходом из строя целых узлов.

Проблемы с редукционным клапаном чаще всего возникают из-за физического износа детали вследствие превышения установленного производителем срока эксплуатации. Также иногда неполадка связана с проведением ремонтных работ, в ходе которых внутрь клапана установили пружину от другой модели. Ну и нельзя исключать вероятность неправильной установки пружины или всего клапана.

Ещё одной распространённой причиной выхода клапана из строя является превышение давлением масла допустимого значения. Значительно повышается риск проблем при использовании некачественной технической жидкости или пренебрежении рекомендациями по регулярной замене масла. Всё это провоцирует накопление разного рода отложений, нередко приводящих к заклиниванию клапана и проблемам с другими компонентами двигателя.

Не всем известно, как проверить работоспособность редукционного клапана. Самый простой способ заключается в контроле давления масла. Если оно избыточное, на корпусе появляются подтёки. Недостаток давления можно определить при помощи жидкостного манометра. Полученные в ходе измерений результаты надо сравнить с данными в технической документации. Если наблюдается серьёзное несоответствие, имеет смысл обратиться в сервис для более полной диагностики.

Функции и неисправности редукционного клапана масляного насоса

Главная » Устройство » Двигатель

Автор На чтение 3 мин Опубликовано

Обязательным атрибутом системы смазки любого двигателя внутреннего сгорания является редукционный клапан масляного насоса (РКМН). Многие автолюбители даже понятия не имеют о такой детали, хотя роль её в обеспечении работоспособности мотора очень велика. Разобраться в устройстве, функционировании и неисправностях этого узла стоит ещё потому, что его аналоги присутствуют в любых системах, где в качестве рабочей среды используют сжатые жидкости или газы.

Содержание

  1. Назначение редукционного клапана масляного насоса
  2. Устройство клапана
  3. Неисправности клапана и способы их устранения

Назначение редукционного клапана масляного насоса

Как известно, смазывание трущихся поверхностей подшипников скольжения мотора (коренные, шатунные, поршневые пальцы, подшипники распредвала и прочие) происходит при постоянной подаче под давлением моторного масла.

Если давление недостаточно, то происходит износ, перегрев и выход из строя рабочих частей, а если давление превышает норму, то мотор может получить серьезнее поломки. Чтобы избежать этого,  в дело вступает редукционный клапан.

Одно из толкований термина «редукция» – это уменьшение или ослабление чего-либо. В машиностроении клапан называют редукционным, когда он в определённый пиковый момент (повышения до предельного давления, масла, воды, воздуха, газа и тому подобного) открывает проход и способствует нормализации давления рабочей среды.Таким образом, механизм клапана предназначен для предохранения систем мотора от повреждения чрезмерным повышением давления масла.

Устройство клапана

Редукционный клапан масляного насоса имеет очень простое устройство.

Основными частями являются:

  • корпус с системой каналов;
  • клапан (шарик или небольшой поршень), закрывающий перепускной канал;
  • пружина;
  • упорный винт или болт.

Несложно понять принцип работы конструкции. Упорный винт создаёт давление на один конец пружины, которая усилием сжатия спирали придавливает клапан к гнезду, имеющему сквозное отверстие канала. Как только в канале повышается давление способное преодолеть сопротивление пружины, клапан опускается и масло перетекает. При нормализации давления, пружина возвращает клапан в исходное положение, закрывая просвет.

Существует два типа РКМН по конструкции корпуса:

  • весь механизм клапана полностью извлекается из масляного насоса;
  • клапан встроен в корпус масляного насоса.

Неисправности клапана и способы их устранения

В работе редукционного  клапана масляного насоса встречается два типа неисправностей:

  • клапан не поддерживает давление на необходимом уровне;
  • клапан не открывается при достижении максимального значения давления.

В первом случае речь может идти лишь о том, что пружина создаёт слабое давление. Такое явление встречается крайне редко, но если мотору не удаётся поддерживать давление масла не стоит забывать о клапане. Пружина может не справляться с работой по разным причинам: износ, неправильный подбор, установка слишком мягкой или бракованной пружины.

Чаще встречается засорение просвета или заклинивание клапана. Происходит это, когда масло слишком долго не меняется, и частички грязи постепенно коксуются на поверхностях. В случае плохой промывки масляных каналов мотора после капитального ремонта, в них могут собраться стружка, мусор, которые также способны заклинить клапан.

«Лечение» любых поломок клапана заключается в разборке, диагностировании, прочистке каналов и замене вышедших из строя элементов. Специалисты настоятельно рекомендуют после каждого капремонта мотора производить замену масляного насоса и предохранительного клапана вместе с ним.

Что может случиться с масляным фильтром при выходе из строя клапана сброса давления?

Все стойки, масляные фильтры

Масляный насос поддерживает давление масла для смазки внутренних компонентов. Большинство масляных насосов являются поршневыми насосами, которые подают больше масла, чем требуется двигателю. Для решения этой проблемы на выходе масляного насоса расположен предохранительный клапан. Его назначение — открываться, когда давление масла в двигателе достигает определенного значения. Проблема с предохранительным клапаном может привести к повреждению масляного фильтра двигателя и самого двигателя.

Как работает масляный насос

Современные масляные насосы приводятся в действие распределительным валом, коленчатым валом или ремнем/цепью ГРМ. Это позволяет масляному насосу вращаться быстрее и распределять больше масла при увеличении оборотов двигателя. Насос вращается и выкачивает масло из поддона через всасывающую трубку. Затем он проталкивает масло под давлением через масляный фильтр в двигатель.

Существует два распространенных типа насосов:

• Шестеренчатый: В шестеренчатом насосе используются две прямозубые шестерни в корпусе. Масло втягивается в корпус и через зубья шестерни, где оно находится под давлением. Затем масло выходит из выпускного отверстия насоса и направляется в двигатель.

• Ротор: в роторном насосе используется кулачковая шестерня и ротор внутри корпуса. Масло поступает в корпус и втягивается в пространство между кулачками. Кулачки зацепляются, создавая давление масла, которое направляется по всему двигателю.

Как работает предохранительный клапан масляного насоса

В условиях нормального давления предохранительный клапан давления масла сжимается под действием пружины. В результате масло через насос попадает прямо в двигатель. По мере того, как давление масла, создаваемое в системе, увеличивается, поршень клапана давит на пружину, заставляя его открываться. Это позволяет маслу течь обратно в картер, предотвращая чрезмерное давление масла. Натяжение пружины предохранительного клапана определяет максимальное давление масла.

Повреждение, вызванное неисправностью предохранительного клапана

Предохранительные клапаны масляного насоса могут выйти из строя как в открытом, так и в закрытом положении. Это может привести к повреждению масляного фильтра двигателя и самого двигателя.

• Клапан сброса давления, застрявший в открытом положении, может привести к сливу слишком большого количества масла. Это приводит к недостаточному давлению масла и катастрофическим повреждениям двигателя.

• Залипание клапана в закрытом состоянии приведет к избыточному давлению масла. Это может привести к выходу из строя масляных пробок в блоке цилиндров. Когда это происходит, двигатель теряет большое количество масла и падает давление. Внутренним компонентам не хватает масла, что приводит к их быстрому перегреву и заклиниванию.

• Часто заклинивание клапана сброса давления в закрытом состоянии приводит к серьезному повреждению масляного фильтра. Чрезмерное давление приводит к выходу из строя прокладки, которая герметизирует масляный фильтр к блоку двигателя, что приводит к серьезной утечке масла и потере смазки в двигателе.

Повреждения, вызванные отказом клапана сброса давления, обычно приводят к необходимости ремонта или замены двигателя. Понятно, что это дорогой ремонт.

Как предотвратить отказ предохранительного клапана

Не существует надежного способа предотвратить отказ предохранительного клапана. В некоторых случаях клапан просто изнашивается со временем. Тем не менее, регулярная замена масла помогает предотвратить образование шлама и нагара, которые могут привести к заклиниванию клапана. Замена моторного масла вашего автомобиля в соответствии с графиком технического обслуживания — лучший способ предотвратить проблемы с предохранительным клапаном.

Автомобильная и мотоциклетная механика: предохранительный клапан давления масла

Предохранительный клапан, также известный как клапан регулятора давления, обычно размещается в основной маслопроводе (также известном как масляная галерея), идущем от насоса, или встроен в нагнетательную сторону самого насоса.

Предохранительный клапан обычно представляет собой подпружиненный шаровой или плунжерный клапан. Масло под давлением подается по основному маслопроводу к деталям, смазываемым под давлением. Масло давит на поршень предохранительного клапана. Когда давление масла превышает давление пружины плунжера, плунжер смещается со своего места, и масло может вытекать через плунжер в выпускное отверстие для масла, а оттуда в поддон.

Плунжер удерживается на своем месте давлением масла в главном маслопроводе до тех пор, пока давление не упадет до точки, в которой пружина может удерживать плунжер. Пружина должна быть достаточной силы. Давление масла от насоса регулируется силой пружины плунжера. Давление масла в системе можно увеличить, увеличив натяжение пружины, или уменьшить, уменьшив натяжение пружины.

Клапан сброса давления масла обеспечивает постоянное давление масла в подшипниках независимо от того, насколько быстро или медленно работает двигатель. Когда двигатель работает быстро, клапан давления масла позволяет стечь лишнему маслу. Клапан сброса давления масла обычно расположен на конце шкива двигателя, прямо вокруг масляного насоса. Когда двигатель холодный, масло становится холодным и густым. Именно в это время сброс давления масла позволяет маслу течь непосредственно к подшипникам от масляного насоса. По мере прогрева двигателя масло становится более жидким и горячим.

Без клапана сброса давления масла слишком много масла заливало бы детали двигателя и разбрызгивалось на стенки цилиндров, что приводило к чрезмерному расходу масла и снижению общей мощности двигателя.

Поддержание клапана сброса давления масла в хорошем рабочем состоянии зависит от регулярной замены масла в автомобиле. Большинство новых автомобилей имеют график регулярного технического обслуживания, в котором указано лучшее время для замены масла, но многие эксперты рекомендуют менять масло каждые 3000 миль. Если замена масла не является регулярной частью технического обслуживания водителя, отсутствие свободного потока масла может привести к залипанию клапанов. Симптомы неисправности клапана сброса давления масла: 1. Загорается индикатор давления масла. Одним из наиболее распространенных симптомов проблемы с предохранительным клапаном высокого давления является горящая масляная лампочка. Если предохранительный клапан высокого давления выходит из строя или имеет проблемы, давление масла в двигателе может быть нарушено.

Изменение давления масла, особенно небезопасное, будет обнаружено датчиком давления масла, что приведет к срабатыванию индикатора давления масла. 2. Повышенный шум двигателя Еще одним признаком проблемы с предохранительным клапаном высокого давления автомобиля является повышенный шум двигателя. Если предохранительный клапан высокого давления выходит из строя и давление масла находится под угрозой, двигатель может испытывать нехватку масла в определенных местах. Помимо возможности серьезного повреждения двигателя из-за масляного голодания, это приведет к тому, что двигатель будет издавать громкие механические шумы, такие как жужжание, скрежет или скрежет. Если вы вдруг заметили, что ваш двигатель издает громкие механические звуки, которые меняются в зависимости от частоты вращения двигателя, остановите двигатель и осмотрите автомобиль, чтобы предотвратить возможность серьезного повреждения двигателя. 3. Внезапные изменения давления масла Другим признаком неисправного предохранительного клапана высокого давления, характерного для автомобилей, оборудованных манометрами, являются внезапные изменения давления масла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *