Вязкость моторного масла: что такое, обозначения, стандарты
Учитывая большие объемы масла, используемого грузовиками и строительной техникой, фактор цены и ресурса смазочных материалов важен для бизнеса, особенно для крупных автопарков.
Это свойство прямо влияет на эффективность смазки, защиту от износа, а в холодном климате и на саму возможность запуска двигателя. Узлам, смазываемым принудительно маслонасосом, требуется обеспечение давления масла в определенных пределах, а оно находится в прямой пропорции с его вязкостью. Эффективность смазки разбрызгиванием (в первую очередь стенок цилиндров) зависит и от объема масла, выходящего через зазоры вкладышей, и от прочности масляной пленки, то есть вновь связана с вязкостью.
Появление в конструкции двигателей гидрокомпенсаторов, а затем и гидравлического привода фазовращателей также пришлось учитывать при составлении требований к вязкости моторного масла. Недостаточно вязкий продукт нарушает работу гидрокомпенсаторов, что выдает себя характерным стуком в механизме привода клапанов.
Зависимость вязкости от температуры
Моторное масло – это сложная по составу жидкость, состоящая из органических (базовое масло) и неорганических (часть пакета присадок) компонентов. У любого сорта материала есть ярко выраженная зависимость вязкости от температуры. По мере ее роста вязкость падает, снижается давление в масляной системе, уменьшается прочность масляной пленки. Поэтому при превышении определенной температуры масло может потерять это свойство настолько, что под нагрузкой трение в двигателе перейдет в сухое, а это неизбежно приведет к поломке.
При снижении температуры масло, напротив, густеет. Ухудшается прокачиваемость, возрастает сопротивление масляного фильтра, снижается объем масла, разбрызгиваемого в картере. При увеличении вязкости выше определенного порога становится невозможным запуск двигателя с помощью электростартера: его мощности не хватает, чтобы раскрутить коленчатый вал до нужных оборотов либо даже просто сдвинуть его с места.
Классическое минеральное базовое масло отличает наиболее ярко выраженная зависимость вязкости от температуры, то есть оно имеет минимальную ширину диапазона применяемости. По этой причине характеристики продукции приходится корректировать введением дополнительных присадок. Высококачественные синтетические базовые масла позволяют обеспечивать наиболее широкие границы применимости: при великолепных низкотемпературных свойствах масло не теряет способность смазывать и защищать мотор после прогрева и под нагрузкой.
Зависимость вязкости от срока службы смазочного материала
По мере эксплуатации масло неизбежно стареет, его вязкостные характеристики меняются:
- окисляется и насыщается продуктами неполного сгорания топлива базовое масло;
- разрушаются введенные в состав продукта стабилизаторы вязкости.
Для обеспечения нормальных интервалов замены масла необходимо, чтобы к концу срока его параметры оставались в пределах, заданных производителем двигателя. Старение масла становится к концу срока службы хорошо заметным: вязкость снижается, одновременно ухудшаются и низкотемпературные характеристики.
Используя высококачественные базовые масла и современные пакеты присадок, ROLF Lubricants GmbH может предложить продукцию не только со стандартными, но и с увеличенными сроками замены в соответствии со специфическими допусками автопроизводителей (например, BMW LL-01). В то же время намеренное увеличение интервалов замены, если оно прямо не оговорено в сервисной книжке для масел с конкретным допуском, не может быть рекомендовано.
Нужно учитывать, что сроки замены устанавливаются автопроизводителями для среднестатистических условий эксплуатации. В ряде случаев требуется сокращать интервалы обслуживания. Сюда относятся:
- частые пробки, в которых двигатель работает на минимальных оборотах (наихудшие условия смазки) без набора километража на одометре;
- жесткая эксплуатация (перегрузки, агрессивное вождение, внедорожная езда), когда возрастают темпы старения и окисления масла.
В таких условиях вязкостные свойства масла, как и другие эксплуатационные характеристики, уже могут выйти за установленные пределы быстрее, что ускорит рост износа двигателя. Именно поэтому в сервисных книжках обычно прямо предписываются сокращенные интервалы замены масла в описанных случаях.
Стандартизация вязкости смазочного материала
Для надежности смазки двигателя в первую очередь требуется, чтобы кинематическая вязкость масла при рабочей температуре находилась в определенных границах.
Также особо оговаривается минимальная динамическая вязкость при повышенной температуре. При зимней же эксплуатации необходимо задать предельно высокую динамическую вязкость масла для определенной температуры, чтобы иметь уверенность в возможности прокрутки двигателя стартером и сохранении прокачиваемости материала насосом.Общепринятая спецификация SAE J300 удобна и позволяет легко описывать и сравнивать вязкостные характеристики моторных масел. Ее принцип легко описывает простая таблица:
Группа классов вязкости |
Маркировка по мере возрастания вязкости |
Зимние масла |
0W 10W 20W 25W |
Летние масла |
20 30 40 50 60 |
Таким образом, для сравнения двух масел достаточно сопоставить индексы заявленных классов. У летних масел увеличение числового индекса гарантирует, что вязкость при 100 градусах Цельсия (условная рабочая температура двигателя) попадает в больший диапазон числовых значений, чем у масла с меньшим индексом. Для зимних продуктов рост индекса означает ухудшение низкотемпературных свойств и увеличение температуры, при которой нормирована динамическая вязкость.
Однако сезонные масла в большинстве климатических поясов в эксплуатации неудобны, так как требуют замены два раза в год, даже если материал еще не потерял свои свойства. При небольших сезонных пробегах это экономически невыгодно. Поэтому большинство современных моторных масел, в том числе и выпускаемых ROLF Lubricants GmbH, являются всесезонными. У них в маркировке класса вязкости через дефис указываются два индекса, например SAE 10W-40.
Поскольку по мере старения масла его вязкость при рабочей температуре мотора неизбежно снижается, хорошим признаком качества и ресурса считается близость кинематической вязкости свежего продукта при 100 °С к верхней границе, заданной указанным классом SAE. Например, для класса SAE 30 максимум вязкости по стандарту равен 12,5 мм2/с, а у моторных масел ROLF она составляет:
- ROLF 3-SYNTHETIC 5W-30: 12,2 мм2/с;
- ROLF GT 5W-30 SN/CF: 12,1 мм2/с;
- ROLF JP SAE 0W-30 ILSAC GF-5/API SN: 11,7 мм2/с;
- ROLF JP SAE 10W-30 ILSAC GF-5/API SN: 12,0 мм
Моторные масла ROLF
ROLF GT SAE 0W-40 скачать описание
Где купить
ROLF Energy 10W-40 SL/CF скачать описание
Где купить
ROLF 3-SYNTHETIC 5W-40 скачать описание
Где купить
ROLF JP SAE 0W-20 ILSAC GF-5/API SN скачать описание
Где купить
Все моторные масла ROLF
что означает, индекс, таблица по температуре, обозначения, классификация, стандарты
Говоря о важности масла для машины, следует отметить, что оно покрывает сопрягающиеся детали двигателя и других механизмов тонкой пленкой. Это создает защиту от преждевременного износа, появления ржавчины и уменьшает воздействие на металл химически активных веществ. Постоянная циркуляция в замкнутом объеме картера мотора осуществляет отвод от него тепла. Вязкость масла способствует удалению стружки и других твердых частиц, образовавшихся в процессе износа. Также это свойство позволяет делать более плотным зазор между поршнями и стенками цилиндров двигателя.
Способность образовывать пленку на поверхности металлических деталей и определяется вязкостью моторного масла. Этот параметр обеспечивает максимально возможную герметичность сопряжения механизмов при минимальной степени трения во время работы. Следует учитывать, что в рабочей зоне на состояние смазки влияет высокая температура. В зависимости от интенсивности движения она может колебаться в пределах 140-150º С. Исходя из этого, производители рассчитывают параметры вязкости масла отдельно для каждой марки автомобиля.
Что такое индекс вязкости моторного масла
Это эмпирический показатель изменения вязкости моторного масла, находящийся в прямой зависимости от степени нагретости рабочей зоны. Чем выше значение этого индекса, тем смазочная жидкость будет сохранять свои рабочие параметры в более широком диапазоне температур. Другими словами, чем выше цифра на этикетке (III, IV и V групп), тем более стойким является смазочное вещество.
Еще такие масла могут обозначаться буквенной аббревиатурой VHVI (Very High Viscosity Index) и PAO (полиальфаолефины). Это так называемые базовые масла, в основе структуры которых заложены парафиновые углеводороды. Их индекс вязкости приближается к 100. У аналогов с обозначением ПАО может достигать выше 150. У минеральных смазочных материалов сезонного действия показатель индекса не превышает 90, а у всесезонных – 110.
Полезная информация о вязкости моторного масла
Международные стандарты качества устанавливают свойства, по которым определяется соответствие масел на пригодность использования.
Свойства | Описание |
Прокачиваемость | это степень прохождения масляного потока по каналам системы смазки. Чем выше вязкость, тем ниже прокачиваемость. Стандарты устанавливают свободный проход масла и отсутствие сильно загустевших заторов |
Температурная стойкость | вязкость не должна сильно изменяться при высоких температурах. Тем более исключаются случаи испарения и угорания масла. Масляная пленка обязана покрывать трущиеся делали и надежно защищать их от износа. Это же касается и уплотнения зазора между цилиндрами и стенкой двигателя |
Способность к охлаждению | масло должно в полной мере отвечать требованиям теплоемкости и отводить избыток тепла от двигателя |
Защита от износа | вязкость тут играет решающую роль, так как менее вязкая жидкость будет плохо захватывать и транспортировать к фильтру механические продукты износа |
Уплотняющая способность | еще одно важное свойство вязкости моторного масла. Более плотная смазка обеспечит лучшее уплотнение между цилиндрами и стенками мотора |
Классификация вязкости моторного масла с таблицей температуры
Ниже приводится расшифровка вязкости масла по принятой в мире классификации, некоторые международные стандарты и основные виды вязкости масла.
Классификация SAE
Аббревиатура SAE означает ассоциацию автомобильных инженеров Америки. Она определила классификацию вязкости при разных температурах. Показатели устанавливаются на основании абсолютных значений этого параметра при степени нагретости в 100 и 150ºС. Ниже приводятся некоторые данные о вязкости масла в таблице (максимальное значение при заданной температуре).
Класс по SAE | Проворачивание | Прокачиваемость |
0W | 6200 при -35ºС | 6000 при -40ºС |
5W | 6600 при -30ºС | 6000 при -35ºС |
10W | 7000 при -25ºС | 6000 при -30ºС |
15W | 7000 при -20ºС | 6000 при -25ºС |
20W | 9500 при -15ºС | 6000 при -20ºС |
25W | 13000 при -10ºС | 6000 при -15ºС |
Стандарт API
Расшифровывается как «Американский институт нефти». Это крупное объединение организаций, работающих в газовой и нефтяной промышленности США. Он способствует разработке стандартов для продуктов, произведенных из нефти. Символика API включает в себя некоторые характеристики:
- S (Service). Масла для бензиновых двигателей относятся к категории 5.
- C (Commercial). Аналоги для дизельных моторов.
- EC (Energy Conserving). Это ряд масел с энергосберегающими свойствами. Они характеризуются малой вязкостью и уменьшают расход бензина.
- SN. Этот класс ограничивает количество фосфора в масле для достижения совместимости с существующими системами нейтрализации выхлопа двигателя.
Все другие обозначения выходят периодически и касаются категорий двигателей, выпущенных в определенный период времени.
Кинематическая и динамическая вязкости моторного масла
Кинематическая (высокотемпературная) вязкость характеризуется временем прохождения определенного количества жидкости через фиксированное по размеру отверстие. Она измеряется в квадратных миллиметрах в секунду. Считается основным показателем при выборе масла в двигатель. Чем меньше число, тем жиже смазывающая жидкость.
Динамическую вязкость еще называют абсолютной. Она отображает характеристику сопротивляемости движения разных слоев смазочного потока относительно друг друга, когда они удалены на 1 см и движутся со скорость 1 см/с. Ее важно учитывать при определении степени прокачиваемости масла.
Масло какой вязкости рекомендуется заливать в двигатель
Исходя из вышесказанного, становится понятным, какой вязкости масло заливать лучше зимой, а какой летом. В холодную пору легче заводятся двигатели со смазочными веществами, чей индекс вязкости выше, то есть синтетические.
Еще нужно учитывать один немаловажный аспект. Масло на морозе загустевает. И пока оно не разогреется и не начнет интенсивно прокачиваться по системе смазки, детали механизма работают практически «на сухую». В это время происходит самый интенсивный износ. Он будет значительно меньше, если использовать масла с высоким индексом вязкости.
Популярные вопросы и ответы
На них ответят эксперты Илья Иванский, руководитель сервисного направления сети автосалонов Fresh Auto, Евгения Кочнева, технический директор компании GENERAL LUBRICANTS, и Роман Тимашов, Директор по сервису АВТОДОМ Алтуфьево.
Можно ли смешивать моторные масла разной вязкости?
Илья Иванский:
— Бытует мнение, что смешивание моторного масла разной вязкости ведет к неисправности двигателя. Однако это верно лишь отчасти. Скорее всего, это приведет к потере эффективности полученной смеси, а также к ее повышенному расходу. Например, если смешать масло 0W-30 и 5W-40, то в итоге получится либо 2W-34, либо 4W-38 (в зависимости от смешивания пропорций). Лучше прибегать к этому методу только в крайнем случае, когда уровень масла снизился до критического минимума. При этом лучше смешивать жидкости одного производителя.
Роман Тимашов:
— Смешивать моторные масла разной вязкости допустимо в условиях крайней необходимости, если в двигателе низкий уровень смазочного материала и при этом выбор нового масла ограничен. Считается, что долив масла, не превышающий 10%, не приведет к потере свойств. Лучше использовать масла одного производителя, поскольку они имеют схожие свойства. Категорически нельзя доливать минеральное масло в синтетическое или полусинтетическое, и наоборот – это может привести к повреждению двигателя.
Как определить вязкость моторного масла?
Евгения Кочнева:
— Рекомендуем выбирать класс вязкости по следующим критериям:
• Проверить в инструкции по эксплуатации рекомендованные классы вязкости для автомобиля. Классы вязкости по спецификации SAE J300 обозначаются условными индексами: 5W-40, 0W-30, 0W-40, 5W-30.
• Первая цифра в классификации (0W, 5W, 10W, где «W – winter/зима») – низкотемпературная вязкость. Выбираем вязкость в зависимости от температуры в момент холодного пуска двигателя.
• Если в зимнее время автомобиль эксплуатируется при -30ºС, лучше использовать масло 0W, при -15ºС можно выбрать 5W. У 10W – худшие низкотемпературные свойства.
• Вторая цифра – высокотемпературная вязкость (XX-20, XX-30, XX-40), которая зависит от конструктивных особенностей двигателя. Вторую цифру вязкости выбираем на основе требований инструкции автомобиля, а не температуры воздуха в летнее время.
• Важно обращать внимание на спецификации и допуски моторного масла на этикетке и в техническом описании.
Что будет, если неправильно подобрать вязкость?
Евгения Кочнева:
— Некорректный выбор вязкости масла может привести к:
• затруднению пуска двигателя автомобиля при низких температурах;
• увеличению расхода топлива и масла;
• повышенному износу трущихся поверхностей: подшипников коленвала и распредвала, кривошипно-шатунного механизма.
В частности, увеличение вязкости приводит к масляному голоданию и даже выходу двигателя из строя. Это, в свою очередь, способствует сокращению срока безремонтного периода использования автомобиля, увеличивает расходы на техническое обслуживание и сокращает срок службы двигателя.
Роман Тимашов:
— При использовании масла несоответствующей вязкости, оно может засорить системы двигателя авто. Если масляная пленка становится слишком тонкой, детали не получают необходимой защиты от механического износа и воздействия высоких температур. При добавлении менее вязкого масла может вырасти расход смазочного материала на угар, по этой причине потребуется чаще контролировать уровень масла. Масло повышенной вязкости будет скорее окисляться и терять свойства, при этом из-за недостаточного теплоотведения повышается риск раннего износа деталей двигателя, особенно в теплое время года.
Происхождение французского оливкового масла первого отжима Зарегистрированное обозначение происхождения, предсказанное хемометрическим анализом синхронных спектров флуоресценции возбуждения-испускания
. 2005 г., 30 ноября; 53 (24): 9361-8.
дои: 10.1021/jf051716m.
Натали Дюпюи 1 , Ивелин Ле Дрео, Дени Оливье, Жак Арто, Кристиан Пинатель, Джеки Кистер
принадлежность
- 1 Laboratoire GOAE, Университет Поля Сезанна, UMR CNRS 6171, case 561, 13397 Marseille Cedex 20, Франция. [email protected]
- PMID: 16302748
- DOI: 10.1021/jf051716м
Натали Дюпюи и др. J Agric Food Chem. .
. 2005 г., 30 ноября; 53 (24): 9361-8.
дои: 10.1021/jf051716m.
Авторы
Натали Дюпюи 1 , Ивелин Ле Дрео, Дени Оливье, Жак Арто, Кристиан Пинатель, Джеки Кистер
принадлежность
- 1 Laboratoire GOAE, Университет Поля Сезанна, UMR CNRS 6171, case 561, 13397 Marseille Cedex 20, Франция. [email protected]
- PMID: 16302748
- DOI: 10.1021/jf051716м
Абстрактный
Аутентификация образцов оливкового масла первого отжима обычно требует использования сложных и очень дорогих аналитических методов, поэтому существует потребность в быстрых и недорогих аналитических методах для использования в методологии контроля качества. Оливковое масло первого отжима имеет интенсивный спектр флуоресценции. Синхронная эмиссионно-возбужденная флуоресцентная спектроскопия (SEEFS) оценивалась для определения происхождения образцов оливкового масла первого отжима из пяти зарегистрированных во Франции обозначений происхождения (RDO) (Ньон, Валле-де-Бо, Экс-ан-Прованс, Верхний Прованс и Ницца). В спектрах представлены полосы между 600 и 700 нм в эмиссии, обусловленной хлорофиллами а и b и феофитинами а и b. Полосы эмиссии между 275 и 400 нм были приписаны альфа-, бета- и гамма-токоферолам и фенольным соединениям, которые характеризуют оливковое масло первого отжима по сравнению с другими пищевыми маслами. Хемометрическая обработка (PLS1) спектров синхронной флуоресценции возбуждения-эмиссии позволяет определить происхождение нефтей из пяти французских RDO (Бо, Экс, Верхний Прованс, Ницца и Ньон). Результаты были вполне удовлетворительными, несмотря на сходство между двумя наименованиями по происхождению (Baux и Aix), состоящими из некоторых общих сортов (Aglandau и Salonenque).
Интерпретация коэффициентов регрессии показывает, что RDO коррелируют с соединениями хлорофиллов, феофитинов, токоферолов и фенолов, которые различны для каждого происхождения. SEEFS является частью глобальной аналитической методологии, объединяющей спектроскопические и хроматографические методы. Этот подход можно использовать для прослеживаемости и подтверждения RDO.Похожие статьи
Географическое происхождение и состав оливкового масла первого отжима, определенные хемометрическим анализом спектров NIR.
Галтье О., Дюпюи Н., Ле Дро Ю., Оливье Д., Пинатель С., Кистер Ж., Арто Ж. Галтье О. и др. Анальный Чим Акта. 2007 г. 9 июля; 595 (1-2): 136-44. doi: 10.1016/j.aca.2007.02.033. Epub 2007, 20 февраля. Анальный Чим Акта. 2007. PMID: 17605993
Составы липидов и зарегистрированные во Франции обозначения происхождения оливкового масла первого отжима, предсказанные хемометрическим анализом спектров среднего инфракрасного диапазона.
Галтье О., Ле Дро И., Оливье Д., Кистер Ж., Арто Ж., Дюпюи Н. Галтье О. и др. Прил Спектроск. 2008 май; 62(5):583-90. дои: 10.1366/000370208784344479. Прил Спектроск. 2008. PMID: 18498701
Одновременное флуорометрическое определение хлорофиллов a и B и феофитинов a и B в оливковом масле методом частичной калибровки методом наименьших квадратов.
Галеано Диас Т., Дуран Мерас И., Корреа К.А., Ролдан Б., Родригес Касерес М.И. Галеано Диас Т. и др. J Agric Food Chem. 2003 19 ноября; 51 (24): 6934-40. дои: 10.1021/jf034456m. J Agric Food Chem. 2003. PMID: 14611149
Оливковое масло методом капиллярного электрофореза: характеристика и подлинность.
Monasterio RP, Fernández Mde L, Silva MF. Монастерио Р.П. и др. J Agric Food Chem. 2013 15 мая; 61 (19): 4477-96. дои: 10.1021/jf400864q. Epub 2013 3 мая. J Agric Food Chem. 2013. PMID: 23594110 Обзор.
Спектроскопия ЯМР 31P в контроле качества и аутентификации оливкового масла первого отжима: обзор последних достижений.
Дайс П., Спирос А. Дайс П. и др. Magn Reson Chem. 2007 г., май; 45(5):367-77. дои: 10.1002/mrc.1985. Magn Reson Chem. 2007. PMID: 17372968 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Флуоресцентный мониторинг окисления оливкового масла Extra Virgin, расфасованного в различные контейнеры.
Мартин-Торнеро Э., Фернандес А., Дуран-Мерас И., Мартин-Вертедор Д. Мартин-Торнеро Э. и др. Молекулы. 2022 26 октября; 27 (21): 7254. дои: 10.3390/молекулы 27217254. Молекулы. 2022. PMID: 36364080 Бесплатная статья ЧВК.
Применение контролируемых хемометрических методов и синхронизированного спектрофлуориметрического анализа возбуждения-эмиссии для проверки мальтийских оливковых масел первого холодного отжима.
Лия Ф., Заммит-Мангион М., Фарруджа С. Лия Ф. и др. J Food Sci Technol. 2022 сен; 59 (9): 3634-3646. doi: 10.1007/s13197-022-05371-x. Epub 2022 18 февраля. J Food Sci Technol. 2022. PMID: 35875235
Изучение качества испанского оливкового масла с помощью миниатюрного недорогого флуоресцентного датчика и методов машинного обучения.
Вентурини Ф., Сперти М. , Мичелуччи Ю., Герциг И., Баумгартнер М., Кабальеро Х.П., Хименес А., Дериу М.А. Вентурини Ф. и др. Еда. 2021 6 мая; 10 (5): 1010. doi: 10.3390/foods10051010. Еда. 2021. PMID: 34066453 Бесплатная статья ЧВК.
Двухфотонное флуоресцентное исследование оливкового масла при различных длинах волн возбуждения.
Сюй Дж., Чжун С., Сунь М., Чен К., Цзэн З., Чен И., Ченг К. Сюй Дж. и др. J Флуоресц. 2021 март; 31 (2): 609-617. doi: 10.1007/s10895-021-02692-6. Epub 2021 2 фев. J Флуоресц. 2021. PMID: 33528737
Мониторинг срока годности оливкового масла первого отжима с помощью флуоресцентной спектроскопии и сенсорных характеристик: многомерное исследование, проведенное в смоделированных рыночных условиях.
Лобо-Прието А. , Тена Н., Апарисио-Руис Р., Гарсия-Гонсалес Д.Л., Сикорска Э. Лобо-Прието А. и др. Еда. 2020 11 декабря; 9 (12): 1846. doi: 10.3390/foods9121846. Еда. 2020. PMID: 33322615 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
Купить оливковое масло из Франции
Возможно, в вашем браузере отключен JavaScript.
Для использования функций этого веб-сайта в вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Больше просмотров
Оливковое масло из оливок, собранных в Верхнем Провансе (Франция). Высококачественное французское оливковое масло холодного отжима.
Наличие: В наличии
Срок поставки: 2-3 дня
13,00 € 65 € / литр
Вкл. 5,5% налог, вкл. Стоимость доставки
- описание
- Характеристика
Оливковое масло ЗОП Верхний Прованс (Защищенное обозначение происхождения) .
Мы выбрали для вас лучшие крю этого региона; По очень точным критериям типичности и подлинности.
Utilisation : crudeness
Perfume : almond perfume
Taste : herbaceous, gentiane
Quality : extra virgin olive oil
(olive oil with an acid content less 0,8°)
Процесс: холодная экстракция
(ни разу при изготовлении продукт не превышал 27°)
Срок годности: 18 месяцев
Хранение :Хранить вдали от света и тепла .