Маркировка шин легковых автомобилей
Если неподходящие ботинки могут вызывать определённый дискомфорт, максимум — мозоли на пятках, то неправильная “обувь” для машины чревата совсем уж неприятными, и не дай бог — трагическими последствиями. На качество сцепления автомобильной шины с дорогой влияют конструкция, рисунок, давление и, в большой степени, соответствие размерности колёс геометрии самого автомобиля. Вот, казалось бы, соблюдай рекомендации производителя по размерности шин, и будет тебе счастье. Но бывают случаи, когда и к заводской комплектации, мягко говоря, возникают вопросы. Вместо сложных расчётных формул, позволим себе привести пару конкретных примеров.
- “Нива”. Автор познакомился с этой машиной в её самом первом поколении. Даже в подростковом уме, при взгляде на прогрессивный для своего времени компактный внедорожник, возникал вопрос — “а не опрокинется ли он на трассе?”. На такие мысли наводило визуальное сопоставление габаритов авто и высоких и узких колёс, которые казалось, были позаимствованы у трактора “Беларусь”.
- “Соболь”. Если “Нива” проектировалась как внедорожник, то тут конструкторы “отрывались” не на шутку — даже на гусеничном ходу доводилось видеть привычные маршрутки. Когда появилась полноприводная версия, да ещё с американскими движком и трансмиссией, у автора возникло желание познакомиться с этой новинкой поближе. В салоне, естественно, её не было, но тут, буквально через пару дней, чудо-ГАЗ встретился на трассе, да ещё в “суровой” внедорожной комплектацией. Пока я размышлял над обгоном, резкий порыв ветра “перестроил” высоченный и относительно “узкобазный”, микроавтобус на встречную полосу, явно против воли водителя. Желание тест-драйва улетучилось в момент и мне пришлось довольствоваться более пропорциональным, хоть и видавшим видом “Прадиком”.
- Renault Arcana – тот пример, где размерность колёс идеально соответствует геометрии машины. Не сочтите за рекламу, но широкие штатные шины этой модели, прекрасно держит дорогу, а в сочетании с полным приводом и приличным клиренсом, позволяет преодолевать и относительное бездорожье.
Не ошибаемся при выборе машины
Автор привёл эти примеры не в плане мемуаров, а как своеобразный совет новичкам, выбирающим первый авто. Сочетание относительно узкой колёсной базы и непропорционально высоты автомобиля бросается в глаза без всяких расчётных формул. Для города это не критично, а для малого бизнеса — даже полезно, а вот для скоростной междугородной езды — достаточно рискованно. Как говорил известный авиаконструктор — “чтобы самолёт хорошо летал, он должен быть красивым”. Применительно к автомобилям — если кузов и колёса визуально сочетаются и пропорции “радуют глаз” — это уже первый залог того, что машина будет послушна и легко управляема в большинстве дорожных ситуаций.
Маркировка шин легковых автомобилей и их расшифровка
Сейчас, конечно, штатные шины абсолютного большинства авто не вызывает особых нареканий. Однако, под сезон, или под особые условия езды, владелец может захотеть “переобуть” своего железного коня. Как понять – какие шины допустимы производителем, а какие уже “перебор”, чреватый повреждениями подвески и кузовных элементов. Давайте разберем расшифровку.
Во-первых, читаем маркировку на штатной резине. О размерности шин нам говорят следующие обозначения: XXX/YY RZZ (где XXX расшифровывается, как ширина шины, YY — высота профиля, ZZ — диаметр диска).
Допустим, размерность шины 185/65 R15. Расшифруем:
- 185 — это ширина шины в миллиметрах.
- 65 — величина не абсолютная, а относительная, расшифровывается, как высота профиля шины в процентах от ширины. Нужно понимать, что цифра 65 для ширины 185 мм, в абсолютном значении составляет 120 мм, а для ширины 195 мм — уже 127 мм. Это, чтобы мы не расслаблялись и правильно пропорции считали.
- R — расшифровывается, как радиальная структура ориентации основных волокон корда (см. также материал “Расшифровка маркировки шин”).
- 15 — посадочный размер шины в дюймах для корректного подбора диска.
Такая маркировка наиболее распространена и именуется европейской, что логично, или метрической, что вызывает вопросы, так как в ней мы видим миллиметры, проценты и дюймы. Но уж так сложилось. Кстати, о первых “Нивах”. Если высота профиля от 80 % ширины покрышки, то маркировка будет содержать только одну цифру до буквы (например, 185 R15). Такую резину называют однопрофильной, и помимо раритетных внедорожников, её можно встретить на автобусах и грузовиках, которые большую часть жизни проводят в сельских условиях, а также на неполноценных запасных колёсах — “докатках”. Естественно, скоростная езда таким колёсам противопоказана.
На шинах для лёгких грузовиков и внедорожников (и реже — легковых) можно встретить американскую (или дюймовую) маркировку. Расшифровка у нее такая: XX×YY RZZ, где XX — полный диаметр шины, YY — ширина шины, ZZ — диаметр диска (дюйм — 25, 4 мм). Из этого формата мы сразу получаем представление о высоте профиля, ширине колеса и посадочном размере, без составления пропорций, что как-то логичнее евро-формата.
Во-вторых, получив представление о размерности заводской (штатной) шины, мы ищем обозначения на торце дверной стойки, или в инструкции автомобиля. Информация о допустимых производителем размерах колёс находится в таблице под заголовком: “Recommended inflation pressure code”, в столбце — “ Tire Size”. Допустим, в графах таблицы приведены размеры — 185/65 R15, 195/55 R15 и 205/45 R15. Расшифровывается это так: заводские настройки подвески рассчитаны именно на такие размерности, и пренебрегать этой таблицей не стоит.
Заключение
Как нет абсолютно универсальных машин, так нет и абсолютно универсальной резины. Выбор колёс определяется преобладающими условиями эксплуатации автомобиля, и размерность шины является немаловажным фактором безопасной езды.
Диапазон размерностей резины, указанный производителем, соответствует большинству дорожных ситуаций, для которых сконструирована конкретная модель.
Необходимость использования нештатной шины возникает, как правило, либо у любителей стиля “off — road”, либо “street — raising ”. При всей противоречивости их требований, всё сводится к изменению настроек подвески и клиренса автомобиля, что будет расценено инспекторами ГИБДД, как внесение изменений в заводскую конструкцию, со всеми “вытекающими”. На этот факт хочется обратить внимание тех, кто ищет машину на вторичном рынке. “Заряженная” машина в стиле Вина Дизеля, или там — “техасского рейнджера” может стоить вам больших проблем при встрече с “полицией Майами”.
Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Объяснение размера шин: что означают цифры
Размер шин может сбивать с толку. Некоторые числа на боковине указаны в миллиметрах, а другие в дюймах. Кроме того, правильный размер для вашего автомобиля, грузовика или прицепа может различаться в зависимости от того, где и как вы ездите.
Размер оригинальной шины указан в руководстве пользователя или на табличке, обычно расположенной на дверном косяке со стороны водителя. Это размер, рекомендованный производителем автомобиля.
Если вы заинтересованы в замене шин для получения другого внешнего вида или производительности, хорошо бы начать с цифр и других индикаторов на боковине ваших существующих шин. Затем обратитесь к специалисту по шинам, который поможет вам определить размерный ряд шин, который будет соответствовать вашему автомобилю и потребностям вождения.
Значения размеров шин
Вот что означают эти цифры и индикаторы на боковине и как их понимать:
A: ТИП ШИН Первая буква в коде говорит о классе шины .
P означает шины для легковых автомобилей. Шины P-класса включают в себя легковые автомобили, внедорожники, кроссоверы, минивэны и небольшие пикапы.
LT означает шину для легких грузовиков, предназначенную для транспортных средств, способных перевозить тяжелые грузы, буксировать прицепы или для тех, кто ищет вариант для тяжелых условий эксплуатации. Они часто устанавливаются на грузовики и внедорожники с кузовом три четверти или 1 тонны.
ST означает специальный прицеп. Эти размеры шин предназначены для прицепов, включая седельно-сцепные устройства и другие туристические прицепы, а также лодочные и грузовые прицепы.
Если перед первой цифрой нет буквы, у вас метрическая шина, которую чаще всего называют европейским размером. Он также измеряется в миллиметрах, но может иметь другую грузоподъемность, чем шины P или LT.
B: ШИРИНА ШИНЫ Трехзначное число, следующее за буквой, представляет собой ширину шины (из стороны в сторону, если смотреть на шину спереди) в миллиметрах. Это может также упоминаться как ширина сечения.
C: СООТНОШЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ Косая черта отделяет номер ширины шины от двузначного соотношения сторон. Чем больше соотношение сторон, тем выше/выше боковина шины или «профиль», как его иногда называют.
Соотношение сторон указано на боковине шины в процентах. Это высота боковины, измеренная от обода колеса до верха протектора, выраженная в процентах от ширины шины.
В этом примере соотношение сторон равно 65, что означает, что высота боковины составляет 65 процентов от ширины шины. Чтобы получить высоту боковины, возьмите ширину шины 215 мм и переведите ее в дюймы (8,46). Затем умножьте это на 65% (0,65). Это дает вам ответ 5,5, высота боковой стенки в дюймах.
D: ТИП КОНСТРУКЦИИ Эта единственная буква говорит о внутренней конструкции шины.
R для радиальных шин, которые сегодня являются отраслевым стандартом для большинства шин. Они имеют лучшее сцепление с дорогой, более низкое сопротивление качению для лучшего расхода бензина, комфорт при езде и долговечность, чем шины предыдущих поколений. В радиальной шине слои — слои прочного корда, изготовленного из смеси полиэстера, стали и ткани и покрытые резиной, — уложены перпендикулярно направлению движения.
D предназначен для шин с диагональным (перекрестным) слоем, называемых диагональными шинами. Их также называют обычными, x-ply или cross-ply шинами. В некоторых шинах для мотоциклов и прицепов до сих пор используется эта внутренняя конструкция.
Некоторые шины Run-Flat обозначаются кодом F , за которым следует тип внутренней конструкции.
E: ДИАМЕТР КОЛЕСА Это двузначное число указывает диаметр колеса в дюймах. Это расстояние между двумя посадочными местами борта (где шина плотно прилегает к колесу).
F: ИНДЕКС НАГРУЗКИ Двузначное или трехзначное число после пробела указывает индекс нагрузки на шину. Символ индекса нагрузки показывает, какой вес может выдержать шина, исходя из следующей стандартной таблицы. В нашем примере индекс нагрузки равен 89, что указывает на то, что шина имеет грузоподъемность 1279 фунтов при накачивании до максимального номинального давления воздуха в шине.
G: НОМИНАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ Последняя буква обозначает индекс скорости шины. Это указывает на максимальную скорость, с которой безопасно двигаться в течение длительного времени. Шина с более высоким рейтингом скорости может лучше справляться с нагревом и обеспечивать больший контроль на более высоких скоростях. Максимальная рабочая скорость транспортного средства не превышает наименьшего скоростного индекса всех шин, установленных на транспортном средстве. (Конечно, вы всегда должны соблюдать ограничения скорости для более безопасного вождения.) Рейтинг скорости обычно, но не всегда, представляет собой одну букву (см. Таблицу).
Таблицы размеров шин
Ниже вы найдете несколько таблиц, которые помогут вам понять размеры шин, включая таблицу индекса нагрузки и таблицу рейтинга скорости.
Покупка новых колес или изменение размера шин?
Калькулятор размера шин — это быстрый способ узнать, подходит ли выбранный вами размер шин для вашего автомобиля, внедорожника, спортивного автомобиля, легкого грузовика или кроссовера.
Но помните, что это всего лишь оценка. Важно оставаться в пределах допусков размеров вашего автомобиля. Шины неправильного размера могут вызвать некоторую тягу в рулевом колесе, трение о подвеску или кузов вашего автомобиля, уменьшение клиренса на холмах или привести к более жесткой или шумной езде.
Если вы планируете установить на свой автомобиль шины другого размера, проконсультируйтесь со специалистом по шинам. Узнайте, подходят ли выбранные вами шины и диски для подвески, коробки передач и кузова вашего автомобиля. И спросите, как любые различия в оборотах на милю, скорости шин, индексе нагрузки и рейтинге скорости повлияют на ваши ходовые качества и характеристики автомобиля.
Посмотрите, как новые шины и диски будут смотреться на вашем легковом или грузовом автомобиле, с помощью нашего симулятора виртуальных колес, доступного в любом магазине Les Schwab.
Найдите свой магазин
Использование индекса нагрузки и диапазона нагрузки для выбора правильных шин
При покупке шин в Интернете вы заметите термины индекс нагрузки, диапазон нагрузки и рейтинг скорости, указанные в технических спецификациях. (Вы можете найти эти цифры и буквы на имеющихся у вас шинах после размера шины.) Понимание значения индекса нагрузки и диапазона нагрузки может помочь вам найти правильную шину для вашего автомобиля и ваших потребностей. Как всегда, эксперты Les Schwab могут ответить на все ваши вопросы о том, какие шины вам подходят, но в этой быстрой статье мы рассмотрим некоторые основы этих показателей.
Найти магазин
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки шины — это число, которое соответствует максимальной безопасной грузоподъемности шины, когда она накачана до максимального давления. Более высокие рейтинги индекса нагрузки означают, что ваши шины смогут выдерживать большую нагрузку. В этом примере есть два числа. Более высокое число (индекс нагрузки) предназначено для приложений с одним задним колесом. Меньшее число предназначено для приложений с двумя колесами. Это указывает на его несущую способность при надувании до максимального давления. Помните, давление воздуха — это то, что несет нагрузку в шине. Грузоподъемность каждой шины указана в таблице ниже.
НАГРУЗКА ИНДЕКС | НАГРУЗКА (фунты) | НАГРУЗКА ИНДЕКС | НАГРУЗКА (фунты) | НАГРУЗКА ИНДЕКС | НАГРУЗКА (фунты) |
---|---|---|---|---|---|
65 | 639 | 94 | 1477 | 123 | 3417 |
66 | 661 | 95 | 1521 | 124 | 3527 |
67 | 677 | 96 | 1565 | 125 | 3638 |
68 | 694 | 97 | 1609 | 126 | 3748 |
69 | 716 | 98 | 1653 | 127 | 3858 |
70 | 739 | 99 | 1709 | 128 | 3968 |
71 | 761 | 100 | 1764 | 129 | 4079 |
72 | 783 | 101 | 1819 | 130 | 4189 |
73 | 805 | 102 | 1874 | 4299 | |
74 | 827 | 103 | 1929 | 132 | 4409 |
75 | 853 | 104 | 1984 | 133 | 4541 |
76 | 882 | 105 | 2039 | 134 | 4674 |
77 | 908 | 106 | 2094 | 135 | 4806 |
78 | 937 | 107 | 2149 | 136 | 4938 |
79 | 963 | 108 | 2205 | 137 | 5071 |
80 | 992 | 109 | 2271 | 138 | 5203 |
81 | 1019 | 110 | 2337 | 139 | 5357 |
82 | 1047 | 111 | 2403 | 140 | 5512 |
83 | 1074 | 112 | 2469 | 141 | 5677 |
84 | 1102 | 113 | 2535 | 142 | 5842 |
85 | 1135 | 114 | 2601 | 143 | 6008 |
86 | 1168 | 115 | 2679 | 144 | 6173 |
87 | 1201 | 116 | 2756 | 145 | 6393 |
88 | 1235 | 117 | 2833 | 146 | 6614 |
89 | 1279 | 118 | 2910 | 147 | 6779 |
90 | 1323 | 119 | 2998 | 148 | 6944 |
91 | 1356 | 120 | 3086 | 149 | 7165 |
92 | 1389 | 121 | 3197 | 150 | 7385 |
93 | 1433 | 122 | 3307 |
Диапазон нагрузки (номинал слоя)
На некоторых шинах вы увидите индикатор диапазона нагрузки на боковине, как показано здесь. Диапазон нагрузки — это старая мера грузоподъемности шины, эквивалентная слойный рейтинг. Номинал слоя не связан напрямую с количеством слоев, используемых в конструкции, поэтому мы рекомендуем использовать индекс нагрузки, когда соответствующий. Диапазоны нагрузок расположены в алфавитном порядке, начиная с буквы «А». Рейтинг слоя (диапазон нагрузки) в сочетании с размером шины говорит о грузоподъемности шины.
Диапазон нагрузки на сменные шины должен соответствовать или превышать рекомендации, указанные на табличке на двери вашего автомобиля или в руководстве по эксплуатации. Он может быть выше рекомендуемого, но не ниже.
ДИАПАЗОН НАГРУЗКИ | НОМИНАЛ СЛОЯ |
---|---|
А | 2 |
Б | 4 |
С | 6 |
Д | 8 |
Е | 10 |
Ф | 12 |
Les Schwab Совет: Для некоторых автомобилей, включая электромобили, могут потребоваться шины с более высоким диапазоном нагрузки из-за веса с пассажирами и без них.