платных дорог станут ядром сети Московской области
Скачать карту в большем разрешении здесь (639 Кб)
Недавнее заявление Росавтодора о том, что более половины всех основных магистралей в России треть перегружена — вежливое эхо хора жалоб всех водителей в этой стране.
Но скоро у автомобилистов появится возможность высказать свое мнение.
Платные дороги, построенные и эксплуатируемые частными лицами, пересекают центральную часть России в попытке улучшить ситуацию.
Одной из платных дорог, которая в настоящее время строится в несколько этапов, является М11 Москва-Санкт-Петербург. Петербургское шоссе.
В конце мая состоялись общественные слушания по конкурсной документации на строительство и эксплуатацию участка с 543-го по 684-й километр трассы М11, начинающейся под Великим Новгородом и соединяющейся с Санкт-Петербургом кольцевой автодорогой северной столицы.
Ориентировочная стоимость завершения этого сегмента составляет более 89 миллиардов рублей (2,8 миллиарда долларов США), при этом государство предоставляет 75 процентов средств, а остальная часть должна быть получена от частных инвесторов, согласно предварительной информации, предоставленной ОАО «Российские автомобильные дороги». известная как «Автодор», государственная компания, управляющая строительством платных дорог в стране.
В поисках партнеров
Не раскрывая названий компаний, проявивших интерес к проекту, в сообщении «Российских автомобильных дорог» говорится, что присутствовало более 70 представителей местных и международных юридических фирм, консалтинговых, строительных и финансовых компаний. на слушании.
«138-километровый участок дороги М11 с въездом в Санкт-Петербург может быть интересен потенциальным инвесторам тем, что имеет ежедневную интенсивность движения от 30 000 до 35 000 автомобилей и высокую окупаемость инвестиций — выше, чем у аналогичных инфраструктурных проектов в Бразилии для Например», — заявил председатель правления ОАО «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах в интервью перед общественными слушаниями.
Основой государственно-частного партнерства будет концессионное соглашение. Выиграв тендер, концессионер получает возможность построить дорогу за счет собственных и государственных средств, а также несет ответственность за содержание дороги в течение срока действия концессии, который составляет 27 лет. После этого дорога будет передана в государственную собственность.
Концессионер получает право взимать плату за проезд от имени ОАО «Автодор России» с водителей, пользующихся дорогой. Он перечисляет деньги госкомпании, а взамен получает возмещение понесенных расходов, таких как обслуживание кредитов на строительство, с учетом доходности вложенного собственного и заемного капитала, а также операционных расходов.
Кроме того, концессионер получит бонусы за дополнительный доход от платы за проезд и будет оштрафован за нарушение стандартов качества дорог.
По результатам слушаний идет подготовка тендерной документации. «Было предложено несколько изменений, и многие из них будут рассмотрены организатором конкурса — ОАО «Российские автомобильные дороги», — говорится в сообщении госкомпании.
Конкурс будет объявлен в ближайшие дни, а договор с победителем будет подписан в июле 2014 года. начала строительства, а также величину последующих платежей.
Работы на участке М11 должны начаться в 2015 году и завершиться в 2017 году, а через год дорога примет первых платных водителей.
Взимание платы за проезд
Использование концессионных договоров в качестве основного инструмента для привлечения частных инвестиций в проекты строительства автомобильных дорог является новой тенденцией в России, как и сами платные дороги.
«Автодор России» создан в 2009 году с целью создания сети платных дорог в стране. В июле того же года с консорциумом «Главная дорога» было подписано первое концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию 18,5-километровой платной дороги от МКАД вокруг Одинцово с последующим выходом на трассу М1 «Беларусь». Она почти завершена, и сбор платы за проезд начнется осенью этого года. Водители будут платить около 5 рублей за пройденный километр.
Вскоре было подписано второе концессионное соглашение между «Российскими автомобильными дорогами» и «Северо-Западной концессионной компанией», частично принадлежащей крупнейшему в стране мостостроителю «Мостотресту» и французской инфраструктурной компании Vinci Group, на строительство и ремонт 15–58 км. участок трассы М11 Москва-Ст. Петербургское шоссе от Бусиновской развязки с МКАД до Солнечногорска. Дорога должна быть завершена в следующем году. Плата за проезд будет взиматься с осени 2014 года.
Другим крупным инфраструктурным проектом, призванным разгрузить значительную часть трафика с МКАД и федеральных радиальных дорог, является Центральная кольцевая автомобильная дорога: 4-8-полосная супермагистраль, часть которой будет построена заново, а часть будет использоваться на существующих участках Малой трассы А107. МКАД, примерно в 30 км от МКАД, и БМКАД (А108), что еще примерно в 30 км дальше.
Эта платная дорога протяженностью 530 километров будет построена в пять этапов. Первые три участка, М4 «Дон» с подключением к М1 «Беларусь», затем переход к М11 и М7 «Волга», должны быть завершены к 2019 году..
Единственная действующая платная дорога в Московской области — это 23-километровый участок на 48–71 км трассы М4 «Дон», проходящий параллельно Каширскому шоссе, к югу от столицы. Сборы взимаются там с октября прошлого года. Водители легковых автомобилей должны платить 30 рублей днем и 10 рублей ночью, а средние грузовики и автобусы — 20 и 60 рублей соответственно. Плата за более тяжелые грузовики составляет от 40 до 120 рублей.
Когда участок открылся для движения, автомобили, ожидающие оплаты в пунктах взимания платы за проезд, в часы пик образовали очереди, растянувшиеся на несколько километров. Водители, стоявшие в очереди, сказали, что не возражают против оплаты, но вынуждены были ждать.
С тех пор ситуация улучшилась. «Российские автомобильные дороги» увеличили количество дорожных сборов и внедрили систему электронной оплаты, которая уменьшает пробки. Транспондер, прикрепленный к лобовому стеклу автомобиля, позволяет автоматически списывать плату со счета водителя, когда он приближается к семафорным воротам со скоростью 10 километров в час или меньше. Эти электронные пропуска можно приобрести в пунктах взимания платы или заказать через Интернет.
«Сейчас общее количество электронных платежных устройств превысило 14 000. В часы пик доля водителей, использующих их, достигает 20 процентов, и людей к ним обращается больше», — рассказала Полина Пичкур, пресс-секретарь «Российских автомобильных дорог».
Юридические вопросы
С принятием в апреле прошлого года нового законодательства о концессиях, которое привело российское законодательство в соответствие с международной практикой, инфраструктурные проекты становятся все более привлекательными для частных инвесторов.
Предыдущая редакция закона не позволяла договаривающимся сторонам — ни государству, ни инвестору — вести какие-либо переговоры по проекту договора концессии, что является обычной практикой на Западе.
Новое законодательство также позволяет выбирать между различными типами концессий, использовать передовой международный опыт, а не ограничиваться стандартным государственным форматом, как это требовалось ранее.
«Положительным моментом использования концессий вообще в проектах по строительству платных дорог является то, что концессионер должен оплачивать свою долю. Помимо того, что инвестор берет на себя часть риска по проекту, он несет ответственность за содержание дорог и взимание платы», — сказал Павел Карпунин, партнер Capital Legal Services.
Ситуация меняется к лучшему, но «Российские автомобильные дороги» не устраивают темпы продвижения.
«На наш взгляд, изменения должны быть гораздо более динамичными», — сказал начальник «Российских автомобильных дорог» Кельбах. «Например, взять законы об экспроприации собственности: здесь законодательство еще далеко от совершенства. В США, когда реализуется инфраструктурный проект, земля под него сначала расчищается, а владельцу выплачивается полная сумма, но уже потом».
Правительство должно разработать четкие и фиксированные правила игры — набор законов, которые бы работали и минимизировали риски инвестора, добавил он.
Кроме того, государство должно предоставлять долгосрочные финансовые гарантии. «Не на протяжении трех лет планирования федерального бюджета, а на все 25 лет жизненного цикла концессионного проекта, потому что компании, которые сюда приходят, подписывают договоры на этот период. И норма прибыли на инвестиции должна быть зафиксирована на бумаге», — сказал Кельбах.
Road Name | Segment Location | Toll charging starts/ road completion date | |
Toll roads | |||
M1 Belarus, west to Minsk | 33-132 км | Плата взимается с 2015 года | |
М3 Украина, юг до Киева | 37-82 км | Плата взимается с 2015 года | |
М4 Дон, юго-запад до Ростова-на-Дону | 48-71 км; планируется расширение до 117-го километра к 2015 году | Плата за проезд с 48-го по 71-й километр с 2012 года | |
М11 Москва-Ст. Санкт-Петербург | 15-58 км; затем с 58-го по 90-й км | 15-58 участок откроется в конце 2014 года | |
Объезд Одинцова, Запад Москвы | Molodogvardeiskaya Ulitsa to M1 | Toll charged from late 2013 | |
Balashikha and Noginsk bypasses | Zheleznodorozhny-CRR | To be completed 2016-2019 | |
Central Ring Road, Moscow Region | Участок М4-М1 | Завершение к 2019 году | |
Первые три участка | Участок М1-М11 | ||
Участок М11-М7 Волга | |||
Основная новая и реконструкция не платных дорог | |||
M9 Baltiya, West to Riga | Mkad. до Рязани | А107 — подключение к Новорязанскому шоссе на Ульянино | Сдача в 2013 году |
Дмитровская объездная дорога | A104 to A108 bypass going around Dmitrov | Completion in 2013 | |
Orekhovo-Zuevo bypass road | M7 to A108 bypass going around Orekhovo-Zuevo | Completion in 2013 | |
A105 road junction to Kashirskoye Шоссе | 43 км трассы А105 в направлении аэропорта Домодедово | Сдача в 2015 году |
— Александр Панин / МТ
Связаться с автором по адресу [email protected]
Платная дорога Москва — Санкт-Петербург. Маршрут М11
Москва-ул. Петербургский маршрут долгое время был главной, но в то же время достаточно загруженной транспортной артерией страны. Уже больше года власть имущие ломают голову над решением вопроса о чрезмерной интенсивности автомобильного потока между двумя столицами России. Новая Москва-Св. Платная дорога в Санкт-Петербурге должна полностью искоренить эту проблему. О реализации этого грандиозного плана мы поговорим ниже.
Проблемы М10
Между двумя крупнейшими городами России Москва-Санкт-Петербург. Петербургская (М10) трасса давно проложена. У этой дороги давняя история, но, к сожалению, она не справляется с тем транспортным потоком, который по ней проходит. Слишком много движений в этом направлении. Кроме того, за долгое время существования магистрали на ее пути выросли многочисленные города, поселки и поселки, что значительно снижает пропускную способность дороги, так как в населенных пунктах по правилам дорожного движения требуется значительно снизить скорость транспортных средств.
Кроме того, состояние трассы Санкт-Петербург — Москва из-за многолетней эксплуатации требует постоянного ремонта. Это сильно усложняет движение по ней больших потоков транспорта.
Все вышеперечисленные факторы способствуют тому, что Москва-Санкт-Петербург. Петербургская трасса загружена, на ней очень высокая аварийность, а пробки и заторы часто возникают в нескольких местах.
Пути решения проблемы
Руководство страны давно задумалось над решением сложившейся проблемы. На самом деле выходов из ситуации было два.
Первый из них был нерешительным. Он заключался в капитальной реконструкции существующей трассы М10 и ее расширении за счет добавления дополнительных полос.
Второй вариант был намного радикальнее. Он предполагал строительство совершенно новой трассы, которая должна была значительно разгрузить старую магистраль М10, снизив тем самым интенсивность движения автотранспорта до приемлемого уровня.
Конечно, второй способ решения проблемы намного дороже, но позволяет решить ее кардинально, а не просто сохранить на время.
Так возникла идея строительства трассы М11: Москва — Санкт-Петербург.
Развитие проекта маршрута
Впервые идея создания новой дороги между крупнейшими мегаполисами страны была выдвинута Президентом Российской Федерации В. Путиным в 2005 году. Тогда же было принято решение было принято Министерством транспорта Российской Федерации для начала строительства автомобильной дороги М11: Москва — Санкт-Петербург.
Соответствующая проектная документация по необходимым инвестициям для строительства отдельного участка автодороги была подготовлена еще в январе следующего года. Но только в 2008 году был проведен тендер по выбору подрядчика на строительство этого участка. Он был ООО «Северо-Западная концессионная компания».
К тому же времени был готов план строительства всего маршрута. Сметная стоимость всех работ на тот момент составляла 350 млрд руб., а полностью завершить их должны были к 2012 г.
Платная трасса
Конечно, после строительства новой дороги большинство автомобилистов, которые раньше ездили по старой трассе, решили бы передвигаться по новой и более современной М11. Таким образом, сейчас эта магистраль будет перегружена, и проблема не будет решена. Поэтому необходимо было создать условия, чтобы поток автотранспорта не полностью переходил на новую магистраль, а лишь частично, тем самым разгружая старую магистраль.
Поэтому было принято решение, что новый маршрут должен быть платным. Москва-ул. Дорога в Петербурге — достаточно затратное мероприятие, поэтому средства, которые будут собираться с водителей за проезд, концессионеры в дальнейшем планируют направить на покрытие текущих затрат на строительство.
Плановая стоимость проезда в среднем от 2 до 2,5 руб. За один километр. На разных участках дороги цена будет разной. Кроме того, тариф будет зависеть от типа транспортного средства, периода суток, периодичности использования маршрута Москва-Санкт-Петербург. Стоимость всей поездки в одну сторону, по словам одного из чиновников, будет варьироваться от 1100 до 1200 рублей. Но все равно окончательная цена движения по всей трассе пока официально не объявлена.
Технические характеристики маршрута
Расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом 634 километра. По естественным причинам она не может быть абсолютно прямой. Таким образом, платная дорога Москва — Санкт-Петербург будет иметь протяженность 684 км. Это не так много. Для сравнения: расстояние Москва — Санкт-Петербург по действующей трассе М10 достигает 706 км.
Ширина одной полосы дороги составит 3,5 м, а количество самих полос будет варьироваться от четырех до десяти. На такой трассе можно спокойно развивать скорость до 150 км/ч.
Тип дорожного покрытия — асфальт.
На всем протяжении трассы планируется строительство сооружений для отвода дождевой воды, а также благоустройство прилегающей к трассе территории.
Трасса автомобильной дороги
Как и трасса М10, платная дорога Москва — Санкт-Петербург будет проложена по территории Новгородской, Тверской, Московской и Ленинградской областей. В пределах Московской области ее протяженность составит 90 километров, Тверской — 253 километра, Новгородской — 233 километра и Ленинградской — 75 километров. Кроме того, дорога в виде шоссе пройдет по территории Санкт-Петербурга и Москвы (соответственно, 32 и 19км).
Основной точкой трассы будет считаться Бусиновская транспортная развязка в Москве, а конечной — город Санкт-Петербург.
Процесс строительства дороги
В 2010 году подрядные организации приступили непосредственно к строительству трассы. Работы начали вести от отметки трассы Москва-Санкт-Петербург, км 15. Этот участок дошел до км 58.
Но из-за экологических протестов работы пришлось свернуть. Их возобновили только осенью 2011 года, что существенно сдвинуло сроки реализации проекта.
С этого времени ведется активная работа на всех участках будущего маршрута. Летом 2015 года началось строительство в Нижегородской и Ленинградской областях. В последнем подрядчиком выступает ООО «Магистраль двух столиц». Это общество также является концессионером.
В ноябре 2014 года введен в эксплуатацию первый участок автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург, проходящий в районе города Вышний Волочек. С лета 2015 года она уже начала взимать плату с водителей.
На сегодняшний день примерный срок завершения всех работ намечен на 2018 год. Планируется, что трасса должна быть полностью готова к старту чемпионата мира по футболу, который пройдет в России.
Общая плановая стоимость работ 152,8 млрд руб.
Экологические протесты
Как было сказано выше, организаторам дорожного строительства пришлось столкнуться с экологическими протестами. Они были связаны с тем, что маршрут должен был проходить через Химкинский лес, разрезая его на две примерно равные части. Для полноценного функционирования ствола деревья необходимо вырубать в тех частях леса, за которыми он будет проходить.
Это вызвало волну возмущения ряда экологических организаций. Практически с самого начала строительства в 2010 году начались протесты. В связи с этим строительство дороги пришлось временно отменить.
Только в 2011 году работу удалось начать заново. Общий лесной фонд решили компенсировать посадкой деревьев в других местах.
Также произошел конфликт возле национального парка «Завидово». Но ему удалось уладить это.
Дело в том, что после принятия плана строительства трассы президент России Владимир Путин издал указ, согласно которому Завидовский национальный парк получил дополнительные территории, в том числе и те, где должна была пройти новая трасса.