3.30. Обслуживание аккумуляторной батареи
3.30. Обслуживание аккумуляторной батареи
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Вам потребуются | |
|
Периодичность
Через каждые 15 000 км пробега проверяйте уровень и плотность электролита.
Регулярно очищайте аккумуляторную батарею от пыли и грязи. Если на корпусе появились трещины или вспучивание верхней крышки, замените аккумуляторную батарею.
Электролит должен быть прозрачным. Бурый оттенок свидетельствует об осыпании активной массы пластин — надо менять батарею.
Предупреждения
При эксплуатации уровень электролита постепенно снижается из-за испарения воды, входящей в его состав. Для восстановления уровня доливайте в батарею только дистиллированную воду.
При проверке плотности будьте осторожны: в состав электролита входит серная кислота! Капли электролита, попавшие на детали автомобиля или на открытые участки тела, немедленно промойте большим количеством воды.
Во время зарядки аккумуляторной батареи не курите и не пользуйтесь открытым огнем.
Перед зарядкой снимите аккумуляторную батарею с автомобиля, иначе «закипевший» электролит может выплеснуться на кузов и детали автомобиля.
Таблица 1. Корректировка плотности электролита в зависимости
от температуры
Температура электролита, °С |
Поправка, г/см3 |
От -40 до -26 |
-0,04 |
От -25 до -11 |
-0,03 |
От -10 до +4 |
-0,02 |
От +5 до +19 |
-0,01 |
От +20 до +30 |
-0,00 |
От +31 до +45 |
+0,01 |
Таблица 2. Плотность электролита при 25 °С, г/см3
Климатический район (средне месячная температура воздуха в январе, °С) |
Время года |
Полностью заряженная батарея |
Батарея заряжена |
|
на 25% |
на 50% |
|||
Очень холодный |
Зима |
1,30 |
1,26 |
1,22 |
Холодный |
Круглый год |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
Умеренный |
Круглый год |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
Теплый влажный |
Круглый год |
1,23 |
1,19 |
1,15 |
Жаркий сухой |
Круглый год |
1,23 |
1,19 |
1,15 |
Таблица 3. Примерные нормы корректировки плотности электролита
Требуемая плотность электролита в аккумуляторе, г/см3 |
1,24 |
1,26 |
1,28 |
1,30 |
Реальная плотность электролита, г/см3 |
Объем удаляемого из аккумулятора электролита, см3 |
|||
1,15 |
254 |
290 |
342 |
396 |
1,16 |
220 |
275 |
330 |
385 |
1,17 |
201 |
259 |
316 |
374 |
1,18 |
181 |
|
301 |
362 |
1,19 |
158 |
222 |
285 |
348 |
1,20 |
133 |
200 |
266 |
333 |
1,21 |
105 |
176 |
246 |
316 |
1,22 |
74 |
149 |
223 |
242 |
1,23 |
40 |
119 |
198 |
277 |
1,24 |
0 |
84 |
169 |
|
1,25 |
24 |
45 |
136 |
226 |
1,26 |
47 |
0 |
97 |
194 |
1,27 |
68 |
23 |
53 |
158 |
1,28 |
87 |
44 |
0 |
115 |
1,29 |
105 |
63 |
21 |
63 |
1,30 |
112 |
82 |
41 |
0 |
1,31 |
138 |
90 |
59 |
20 |
После удаления электролита необходимо долить такое же количество электролита плотностью 1,40 г/см3. | |
После удаления электролита необходимо долить такое же количество дистиллированной воды. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
Что такое корректировка плотности электролита и когда такие действия необходимы.
Существует мнение, что когда плотность электролита в аккумуляторе падает, необходимо долить электролит с плотностью 1.27г/см³. Также некоторые считают, что при заряде аккумулятора электролит выкипает.
Это не так!!!
В действительности же, электролит (раствор серной кислоты с водой) всегда остается в аккумуляторе. Сера – тяжелое, нелетучее вещество, во время разряда она остается в аккумуляторе, формируя кристаллическую оболочку на пластинах – это называется «полезной сульфатацией». Соответственно оставшийся электролит, в разряженном аккумуляторе имеет маленькую плотность. Во время заряда, сера, сформированная на пластинах, под действием электролиза, перемешивается с водой (электролитом с маленькой плотностью), при этом происходит процесс газовыделения кислорода и водорода, а «не кипения. Содержание серы в этих испарениях очень мало, они быстро остывают и оседают на корпус. Накопившись на корпусе батареи, небольшие серные выделения создают жирный след. То есть это обычное испарение воды, с минимальным содержанием серы которое происходит из-за работы, выполняемой аккумулятором и его нагрева. Чем меньше аккумулятор остывает, после выполненной работы, заряда или разряда, тем больше испаряется воды. В итоге получается, раз сера никуда не исчезает, а испаряется только вода, то для процесса восстановления нормальной плотности (1.27-1.28) нужно долить воды, если это необходимо, и просто зарядить аккумулятор.
Но почему аккумулятор разрядился, и что делать если он не набирает плотность даже после длительного заряда?
Необходимо продиагностировать аккумуляторную батарею, и точно выяснить причину её просадки, чтобы избежать проблем в будущем. Не выключенные на ночь габариты, современная акустика, спутниковые сигнализации, отопительные системы и всевозможные электрические приборы автомобиля потребляют очень много энергии и генератору попросту, может не хватить мощности для заряда аккумулятора.
Во время движения автомобиля, на скоростях 80 км/ч и более, аккумулятор заряжается в штатном режиме, а вот в движении по пробкам, его мощности хватает только на поддержание электроприборов.
Если аккумулятор часто недозаряжать и на его пластинах образуется сера, которая не успевает раствориться, то внутри батареи создается более крепкая кристаллическая решетка – это называется «губительной сульфатацией». Образовавшийся сульфат свинца с крупными кристаллами не позволяет этой части пластин исправно работать.
Обычно, если Ваш аккумулятор отказывается правильно работать, его надо просто зарядить. Для лучшего результата и более точной диагностики аккумулятора, его следует зарядить и разрядить несколько раз. Перед зарядом необходимо все тщательно проверить.
Для заряда такого «в хлам» разряженного аккумулятора, необходимы квалифицированные действия. Можно попробовать увеличить цикл заряда аккумуляторной батареи штатными методами, например, подольше поездить на автомобиле. Можно попробовать зарядить батарею очень маленькой силой тока, если это позволяет зарядное устройство, и несколько раз подряд разрядить батарею, предварительно дав ей остыть между зарядами. В течении всех тренировочных циклов, нужно обязательно проверять уровень электролита в аккумуляторе.
Полный цикл заряда свинцово-кислотной батареи с жидким электролитом производится напряжением 2.65 на элемент, то есть для 12В аккумулятора необходимо 15,9 – 16 вольт, при этом в будет происходить выделение газов – «кипение».
Зарядные устройства автоматического типа, предназначенные для заряда и подзаряда стартерных аккумуляторов, обычно настроены на конечный заряд, с напряжением 14,4В (2,4В на элемент). Генераторы в автомобиле настроены таким же образом (от 13,8 до 14,2В), для избегания обильного газовыделения и сохранения кузова автомобиля. Это позволяет зарядить аккумулятор только на 70-80%.
Поэтому рекомендуется подзаряжать аккумуляторы 1-2 раза в год, на отдельном оборудовании. При проведении своевременного обслуживания, срок службы аккумуляторной батареи увеличивается, а также, всегда есть возможность продиагностировать батарею и устранить поломку до возникновения неожиданных трудностей. Для стартерных аккумуляторных батарей, производители рекомендуют проводить обслуживание в авторизированных сервисах или во время технического обслуживания автомобиля не реже чем раз в полгода.
Если добавить электролит в аккумулятор, который просто долго стоял или просто недозаряжался, плотность естественно поднимется, но на небольшой период времени. Через некоторое время, лишняя сера, закрепится на пластинах, но уже новым и более крепким слоем кристаллической решетки сульфата свинца. Концентрация сульфата свинца на пластинах приведет в ускоренное действие процесс коррозии пластин. Активный, то есть рабочий слой пластины приходит в негодность и начинает отслаиваться, осыпаясь на дно в виде шлама (отходы сульфата свинца). Аккумулятор после таких неквалифицированных действий придет в еще большую негодность, чем было до добавления электролита. Плотность электролита в свинцово-кислотного аккумулятора при температуре электролита +25ºС, должна быть 1,28+-0,01г/см3. При этом напряжение батареи должно быть не более 12,8-12,9В
ВНИМАНИЕ!! В таких ситуациях, консультация специалиста просто необходима!!
Единственный случай, когда необходимо долить именно электролит, с плотностью 1.27-1.28, если Вы точно уверены, что аккумулятор В ЗАРЯЖЕННОМ виде, упал или перевернулся. Если не уверены, залейте лучше дистиллированную воду.
Корректировку плотности следует проводить в полностью заряженном аккумуляторе. После корректировки, необходимо провести выравнивающий заряд, для полного перемешивания электролита. Плотность электролита необходимо проверять каждые 30 минут. Зачастую для полной корректировки плотности, необходимо 3-5 циклов заряда, особенно в случаях с сульфатными аккумуляторами (в запущенном состоянии). Между циклами аккумулятора нужно дать остыть, для уменьшения потребления воды и полного восстановления аккумулятора.
Уровень электролита во время заряда, должен быть выше пластин, хотя бы на 5-7мм.
Если аккумулятор был перевернут и электролит вылился не из всех банок, перед корректировкой плотности, откачайте весь электролит из всех элементов аккумуляторной батареи до пластин, чтобы избежать разности плотности в банках.
Аккумулятор переворачивать нельзя, поэтому используйте спринцовку или шприц.
Если после выше приведенных действий, плотность электролита превышает допустимую норму (1.27-1.28 г/см³ при температуре 25ºС) и составляет 1.30 г/см³ или более, необходимо еще откачать некоторое количество электролита и залить дистиллированную воду.
Плохая плотность в аккумуляторе может быть и по причине короткого замыкания в элементе, тогда плотность электролита будет отсутствовать именно в этой банке.
При низкой плотности, аккумулятор может замерзнуть. Ни в коем случае не заряжайте аккумулятор до его полного оттаивания!
Зависимость изменения плотности электролита от его температуры — Студопедия
Таблица 1
Температура электролита,0С!! | Поправка к показанию денсиметра,г/см3 |
+60 +45 +30 +15 -15 -30 -40 | +0,03 +0,02 +0,01 0,09 -0,01 -0,02 -0,03 -0,04 |
Допускается установка на автомобиль сухозаряженной батареи после 20-минутной пропитки ее электролитом, если батарея находилась на хранении не больше 1 года, а температура заливаемого электролита не превышает 15 °С. Однако при первом перерыве в работе автомобиля рекомендуется батарею полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы.
Хранение и заряд.
Новые, не залитые электролитом, аккумуляторные батареи рекомендуется хранить в неотапливаемых помещениях при температуре до —50 °С. Батареи устанавливают крышками вверх. При этом должны быть плотно ввинчены пробки с приливами, установлены герметизирующие детали (уплотнительные диски), наклеены герметизирующие пленки. Перед началом эксплуатации проверяют состояние мастики на батареях обычной конструкции. Трещины удаляют, оплавляя мастику слабым пламенем газовой горелки или электрическим паяльником.
Батареи, снятые с автомобилей после непродолжительной эксплуатации, перед постановкой на хранение полностью заряжают. Плотность электролита доводят до нормы, соответствующей данному климатическому району. В период бездействия при положительной температуре воздуха батарею нужно ежемесячно подзаряжать. При отрицательной температуре воздуха можно ограничиться ежемесячной проверкой плотности электролита, и подзаряжать батарею только в тех случаях, когда плотность электролита снижается более чем на 0,04 г/см3. В таком состоянии батареи могут храниться не более 1,5 лет при отрицательной температуре воздуха и не более 9 месяцев (в пределах гарантийного срока эксплуатации) при положительной температуре.
Батареи, снятые с автомобилей после длительной эксплуатации, следует полностью зарядить и, доведя плотность электролита до нормы, подвергнуть тренировочному разряду током 10-часового режима при температуре электролита 18—27 °С. Батареи не рекомендуется ставить на длительное хранение, если длительность разряда оказывается меньше 7,5; 6,5 и 5,5 ч при плотности электролита соответственно 1,28; 1,26 и 1,24 г/см3 при его температуре 25 °С. Тренировочный разряд заканчивается при снижении напряжения до 1,7 В на одном из аккумуляторов батареи. Батареи со скрытыми межэлементными перемычками разряжают до напряжения на выводах 5,1. В для батарей, напряжением 6 В, и до 10,2 В для батарей, напряжением 12 В.
При транспортировании не залитых электролитом аккумуляторных батарей необходимо обеспечить защиту их от механических повреждений, атмосферных осадков и попадания прямых солнечных лучей.
Уход.
Уход за аккумуляторной батареей на автомобиле сводится к поддержанию в чистоте ее поверхности, периодической проверке состояния и зарядных режимов. Наличие на поверхности батареи электропроводного слоя пыли, смоченной водой или раствором серной кислоты, приводит к постепенному разряду батареи и коррозии металлических деталей крепления. Электролит с поверхности батареи удаляют чистой ветошью, смоченной в 1 %-ном растворе кальцинированной соды или в растворе нашатырного спирта. Не реже 2 раз в месяц следует проверять надежность крепления батареи, плотность контакта наконечников проводов с полюсными выводами и чистоту вентиляционных
отверстий пробок.
Выводы батареи и наконечники проводов рекомендуется смазывать техническим вазелином.
Вследствие газовыделения и испарения воды постепенно понижается уровень электролита. Для его восстановления добавляют дистиллированную воду. Электролит той же плотности доливают в том случае, если точно установлено выплескивание электролита из аккумулятора. Причиной выплескивания электролита на поверхность крышки и быстрого уменьшения его уровня может быть систематический перезаряд батареи.
Уровень электролита определяют стеклянной трубкой диаметром 6—8 мм и длиной 100—120 мм. Трубку опускают в заливное отверстие до упора в предохранительный щиток. Верхний конец трубки закрывают пальцем и вытаскивают ее из аккумулятора. Высота столбика электролита в трубке соответствует уровню электролита в аккумуляторе над предохранительным щитком. Нормальным считается уровень в пределах 10—15 мм. В аккумуляторных батареях с прозрачными пластмассовыми моноблоками уровень электролита в каждом аккумуляторе контролируют через стенки моноблока.
Заряженные и исправные аккумуляторные батареи теряют емкость при длительном бездействии. Потеря емкости при разомкнутой внешней цепи обусловлена саморазрядом вследствие недостаточной чистоты активной массы и неравномерной плотности электролита по высоте. Саморазряд связан также с переходом сурьмы в раствор серной кислоты в результате коррозии решеток положительных электродов. Сурьма ускоряет коррозию и способствует выделению водорода. Саморазряд существенно уменьшается при использовании малосурьмянистых и свинцово-каль-цневых сплавов.
Саморазряд заряженной батареи, кроме необслуживаемой, после бездействия в течение 14 суток при температуре окружающего воздуха (20 ± 5) °С не должен превышать 10 % номинальной емкости, а после бездействия в течение 28 суток 20 %. Саморазряд необслуживаемой батареи (например, 6СТ-55АЗ) после ее бездействия в течение 90 суток не должен превышать 10 % номинальной емкости, а после бездействия в течение года 40 %.
Один раз в три месяца и при снижении надежности пуска двигателя следует проверять степень разреженности батареи по плотности электролита. Плотность электролита измеряют денсиметром 3, помещенным в стеклянную пипетку 2 (рис. 8 а) или плотномером (рис. 8,б). |
При измерении плотности денсиметром со шкалой, имеющей цену деления 0,01 г/см3, и пределами измерения 1,1 —1,3 г/см3 рукой сжимают резиновую грушу 1 и наконечник 5 пипетки 2 погружают в электролит. При отпускании груши полость пипетки заполняется электролитом. Плотность электролита определяют по делению шкалы денсиметра, которая устанавливается на уровне мениска электролита. Во время отсчета показаний денсиметра уровень электролита в пипетке должен совпадать с уровнем глаз. Чтобы учесть температурную поправку, одновременно с плотностью измеряют температуру электролита. В прозрачном пластмассовом корпусе 6 плотномера (см. рис. 8 б) размещены поплавки 7, имеющие различную массу. При измерении полость плотномера заполняют электролитом. Плотность определяют по тому из всплывших поплавков, против которого на прозрачном корпусе выполнена надпись с большим значением плотности. Для повышения точности измерений необходимо отвести определенное время на выравнивание температуры электролита и поплавков
после заполнения плотномера электролитом.
Разреженность батареи по величине измеренной плотности определяют с учетом начальной плотности электролита полностью заряженной батареи в соответствии с климатическим районом эксплуатации (табл.2).
Обслуживаемый аккумулятор ВАЗ 21099 VAZ 99
Инструменты | |
|
Периодичность
Через каждые 15 000 км пробега проверяйте уровень и плотность электролита.
Регулярно очищайте аккумулятор от пыли и грязи. Если на корпусе появились трещины или вспучивание верхней крышки, замените аккумулятор.
Электролит должен быть прозрачным. Бурый оттенок свидетельствует об осыпании активной массы пластин — надо менять батарею.
Внимание
При эксплуатации уровень электролита постепенно снижается из-за испарения воды, входящей в его состав. Для восстановления уровня доливайте в батарею только дистиллированную воду. При проверке плотности будьте осторожны: в состав электролита входит серная кислота! Капли электролита, попавшие на детали автомобиля или на открытые участки тела, немедленно промойте большим количеством воды. Во время зарядки аккумулятора не курите и не пользуйтесь открытым огнем. Перед зарядкой снимите аккумулятор с автомобиля, иначе “закипевший” электролит может выплеснуться на кузов и детали автомобиля.Таблица 1. Корректировка плотности электролита в зависимости
от температуры
Температура электролита, °С | Поправка, г/см3 |
От -40 до -26 | -0,04 |
От -25 до -11 | -0,03 |
От -10 до 4 | -0,02 |
От 5 до 19 | -0,01 |
От 20 до 30 | -0,00 |
От 31 до 45 | 0,01 |
Таблица 2. Плотность электролита при 25 °С, г/см3
Климатический район (средне месячная температура воздуха в январе, °С) | Время года | Полностью заряженная батарея | Батарея заряжена | |
на 25% | на 50% | |||
Очень холодный | Зима | 1,30 | 1,26 | 1,22 |
Холодный | Круглый год | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Умеренный | Круглый год | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Теплый влажный | Круглый год | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Жаркий сухой | Круглый год | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Таблица 3. Примерные нормы корректировки плотности электролита
Требуемая плотность электролита в аккумуляторе, г/см3 | 1,24 | 1,26 | 1,28 | 1,30 |
Реальная плотность электролита, г/см3 | Объем удаляемого из аккумулятора электролита, см3 | |||
1,15 | 254 | 290 | 342 | 396 |
1,16 | 220 | 275 | 330 | 385 |
1,17 | 201 | 259 | 316 | 374 |
1,18 | 181 | 241 | 301 | 362 |
1,19 | 158 | 222 | 285 | 348 |
1,20 | 133 | 200 | 266 | 333 |
1,21 | 105 | 176 | 246 | 316 |
1,22 | 74 | 149 | 223 | 242 |
1,23 | 40 | 119 | 198 | 277 |
1,24 | 0 | 84 | 169 | 253 |
1,25 | 24 | 45 | 136 | 226 |
1,26 | 47 | 0 | 97 | 194 |
1,27 | 68 | 23 | 53 | 158 |
1,28 | 87 | 44 | 0 | 115 |
1,29 | 105 | 63 | 21 | 63 |
1,30 | 112 | 82 | 41 | 0 |
1,31 | 138 | 90 | 59 | 20 |
После удаления электролита необходимо долить такое же количество электролита плотностью 1,40 г/см3. | |
После удаления электролита необходимо долить такое же количество дистиллированной воды. |
Порядок работ
|
Обслуживание аккумуляторной батареи2108 — Энциклопедия журнала «За рулем»
Обслуживание аккумуляторной батареи
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
На автомобили устанавливают аккумуляторные батареи двух видов: обслуживаемые и малообслуживаемые. В малообслуживаемых батареях отсутствуют отверстия для долива дистиллированной воды, поэтому в них невозможно пополнить уровень и проверить плотность электролита.
Необходимо регулярно проверять крепление батареи и клемм проводов на ее выводах. Если крепление батареи ослаблено, при движении автомобиля она подвергается вибрациям, которые приводят к осыпанию активной массы пластин и даже трещинам в корпусе батареи. Незатянутые клеммы проводов и, как следствие, плохой контакт между ними и выводами батареи могут привести к отказам в работе электрооборудования и неполной зарядке батареи.
Следует регулярно очищать поверхность батареи от загрязнений и прочищать вентиляционные отверстия пробок (на обслуживаемой батарее).
Уровень электролита в обслуживаемой батарее обычной конструкции необходимо проверять через каждые 1,5–2 месяца, т.к. при эксплуатации он постепенно снижается вследствие испарения воды. В батарее с полупрозрачным корпусом уровень электролита должен находиться между отметками минимума и максимума. В батарее с непрозрачным корпусом уровень должен быть выше верхних краев пластин на 15–20 мм.
Добавление электролита или кислоты увеличивает плотность электролита и вызывает оплывание активной массы электродов, что приводит к выходу батареи из строя.
Электролит можно доливать только в случае полной уверенности в том, что его уровень снизился вследствие выплескивания из батареи. Если уровень электролита по какой-то причине выше максимума, его избыточное количество отбирают грушей с эбонитовым наконечником или ареометром.
Степень заряженности аккумуляторной батареи определяется по табл.1 в зависимости от плотности электролита.
При определении степени заряженности аккумуляторной батареи необходимо учитывать климатическую зону эксплуатации автомобиля и время года, в которое он эксплуатируется. Значения плотности электролита в табл. 1 указаны для случая, когда температура электролита составляет 25 °С. Если температура электролита при проверке плотности иная (например, проверка проводится зимой на не снятой с автомобиля батарее), полученное значение плотности требует корректировки. Для этого воспользуйтесь приведенной ниже табл. 2.
Из табл. 2 следует, что при температуре электролита выше 30 °С поправка должна прибавляться к полученной в результате измерения величине плотности, а при температуре ниже 20 °С — вычитаться.
Если температура электролита находится в диапазоне от 20 °С до 30 °С, температурная поправка не вводится.
Если зимой степень разряженности аккумуляторной батареи превышает 25 %, а летом — 50 %, батарею необходимо подзарядить специальным зарядным устройством.
Для проверки уровня электролита в батарее с непрозрачным корпусом отверткой с шириной лезвия не менее 10 мм выворачиваем пробки.
Таблица 1. Определение степени разряженности аккумуляторной батареи по величине плотности электролита
Климатический район (средняя месячная температура воздуха в январе, °С) | Время года | Полностью заряженная батарея | Батарея разряжена | |
---|---|---|---|---|
на 25 % | на 50 % | |||
Очень холодный (от –50 до –30) | Зима | 1,30 | 1,26 | 1,22 |
Лето | 1,28 | 1,24 | 1,20 | |
Холодный (от –30 до –15) | Круглый год | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Умеренный (от –15 до –8) | Круглый год | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Теплый влажный (от 0 до +4) | Круглый год | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Жаркий сухой (от –15 до +4) | Круглый год | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Таблица 2. Температурная поправка к показаниям ареометра при измерении плотности электролита
Температура электролита, °С | Поправка, г/см3 |
---|---|
От –40 до –26 | –0,04 |
От –25 до –11 | –0,03 |
От –10 до +4 | –0,02 |
От +5 до +19 | –0,01 |
От +20 до +30 | 0,00 |
От +31 до +45 | 0,01 |
Плотность электролита в аккумуляторе — способы повышения плотности электролита
Контакты Menu Menu- Главная
- Обзоры авто
- Audi
- BMW
- Cadillac
- Chevrolet
- Citroen
- Ford
- Geely
- Honda
- Hyundai
- Infiniti
- Jaguar
- Kia
- Lada
- Land Rover
- Lexus
- Mazda
- Mercedes
- Mitsubishi
Норма плотности электролита в аккумуляторе
Свинцово-кислотным аккумуляторам уже более полутора столетий, но позиции в автомобилестроении они не сдают и по сей день. Главных причин тому две: низкая себестоимость и морозоустойчивость. Литий-ионный аккумулятор, пускай он и гораздо компактнее и легче при сопоставимой с свинцово-кислотным емкости, но стоит в разы дороже и уже при 0° С его емкость упадет вдвое (в то время как у свинцовой батареи это произойдет только при -30° С). И это не говоря уже о гораздо большей требовательности к условиям заряда и разряда.
Необслуживаемые кальциевые и AGM-аккумуляторы завоевывают все большую популярность, но АКБ традиционной конструкции с возможностью обслуживания все так же можно увидеть под капотом автомобиля. Контроль уровня и состояния электролита увеличивает ресурс аккумулятора, а самое главное – страхует от проблем зимой, что «рукастому» владельцу только в плюс.
Принцип действия аккумулятора
Говоря о плотности аккумуляторного электролита, нужно начать с самого принципа работы автомобильных аккумуляторов. Во время заряда-разряда в аккумуляторе протекают около 60 реакций, как утверждают исследования еще советских времен,но основной из них является только одна: в процессе разряда оксид свинца на катоде (отрицательном электроде) и свинец на аноде (положительном электроде) «забирают» сульфат-ионы из раствора серной кислоты, превращаясь в сульфат свинца, причем на катоде дополнительно образуется вода, а при заряде сульфат свинца, напротив, «отдает» сульфат-ионы в электролит.
Таким образом, во время разряда плотность электролита падает, при полном разряде между пластинами фактически остается дистиллированная вода, а во время заряда она возрастает. Тогда почему падает плотность раствора в аккумуляторе со временем, если эти процессы зеркальны?
Причина в том, что сульфат свинца, образующийся при разряде аккумуляторной батареи, не всегда полностью расходуется в ходе заряда. Особенно это заметно на морозе и после длительного пребывания батареи в разряженном состоянии: пластины покрываются сначала белыми разводами крупнокристаллического сульфата свинца, а затем эти кристаллы постепенно осыпаются вниз и в дальнейшей реакции, проходящей при зарядке, практически не участвуют.
Поэтому сульфатация пластин аккумулятора является однозначно вредным явлением. Снижается емкость аккумулятора, прочность пластин, а из-за падения плотности электролита батарея хуже набирает заряд: чем ниже плотность раствора, тем хуже проводимость. Полностью разряженный аккумулятор практически не принимает заряд – сопротивление электролита между его пластинами слишком велико.
Однако плотность может со временем и вырастать. Так как электролит – это не чистая серная кислота, а ее водный раствор, то при зарядке АКБ протекает еще одна реакция: банальный электролиз воды, малозаметный в начале цикла, но к концу идущий по нарастающей. Поэтому старые рекомендации по заряду обслуживаемых АКБ советовали дождаться «кипения» аккумулятора – резкого роста выделения кислорода и водорода в банках. Теряя воду, со временем электролит снизит свой уровень, а плотность его неизбежно возрастет – даже с учетом постепенного связывания серной кислоты на пластинах и в осыпи вода при «кипении» теряется быстрее.
Нормальная плотность электролита
Чистая серная кислота в аккумуляторах не используется – это чрезмерно опасно, значительно возрастает скорость сульфатации пластин даже при нормальной эксплуатации. Из эксплуатационных соображений плотность электролита аккумулятора выбрана такой, чтобы обеспечить возможность уверенной работы при отрицательных температурах, достаточную удельную емкость и скорость заряда.
При нормальных условиях (под которыми в физике принято понимать, среди прочего, температуру +20° С) плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе составляет 1,28-1,3 г/см3. Как можно видеть на приведенной иллюстрации, именно такая плотность обеспечивает наибольшую морозоустойчивость. Заодно заметно, что у полностью разряженного аккумулятора риск замерзания зимой очень велик – достаточно температуре опуститься ниже -5, как в электролите образовываются кристаллики льда.
Зимняя и летняя плотность электролита
Однако на практике измерение плотности электролита в аккумуляторе при строго заданной температуре невозможно: зимой в гараже плотность у исправного и заряженного аккумулятора увеличится, а летом, да еще и сразу после поездки, напротив, будет ниже. Поэтому принята система поправок при измерениях в зависимости от температуры аккумулятора, которая отображена в таблице ниже.:
Температура электролита, °С | Поправка, г/см 3 |
От –40 до –26 | –0,04 |
От –25 до –11 | –0,03 |
От –10 до +4 | –0,02 |
От +5 до +19 | –0,01 |
От +20 до +30 | 0,00 |
От +31 до +45 | 0,01 |
Таким образом, если Вы измеряете плотность зимой во время легкого заморозка (до -10), то у заряженного аккумулятора она должна составлять 1,3-1,32 г/см3, так как с поправкой -0,02 мы и получим «стандартные» 1,28-1,3. На жаре же уже нормой плотности будут 1,27-1,29 г/см3.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Порядок измерения плотности аккумулятора
Для начала аккумулятор необходимо установить на ровную горизонтальную плоскость и очистить крышку от пыли и грязи. Лучше для этого использовать ткань, смоченную слабым раствором соды, как самой доступной щелочи: она нейтрализует возможное отпотевание электролита вокруг пробок.
Теперь проверяем уровень электролита. Проще это сделать на аккумуляторах с полупрозрачными стенками – на стенках есть риски, с помощью которых можно сразу понять, находится ли уровень в пределах допустимого. Важна не только сама высота уровня, но и равномерность по банкам: там, где уровень электролита заметно меньше, возможна неисправность (негерметичность стенок или днища, быстрое «выкипание» электролита из-за его чрезмерной изначальной плотности и так далее). Если стенки у аккумулятора непрозрачные, воспользуйтесь прозрачной трубкой, опуская ее в отверстия пробок до упора в набор пластин и затыкая после этого верхний конец пальцем: вытащив трубку, Вы увидите, насколько электролит выше пластин. Нормой считается высота уровня в 10-15 мм над пластинами.
Если в какой-то банке уровень электролита ниже нормы, доведите его до
Плотность жидкости в зависимости от изменения давления и температуры
Плотность жидкости будет изменяться в зависимости от температуры и давления. Плотность воды в зависимости от температуры и давления указана ниже:
См. Также «Вода — плотность, удельный вес и коэффициент теплового расширения» для онлайн-калькулятора, рисунков и таблиц, показывающих изменения в зависимости от температуры.
Плотность
Плотность жидкости можно выразить как
ρ = м / В (1)
, где
ρ = плотность жидкости (кг / м 3 )
m = масса жидкости (кг)
V = объем жидкости (м 3 )
Плотность, обратная удельному объему:
v = 1 / ρ
= В / м (2)
где
v = удельный объем (м 3 / кг)
Объем и изменение температуры
При повышении температуры — большая часть жидкостей расширяется:
dV = V 1 — V 0
= V 0 β dt
= V 0 β (t 1 — t 0 ) (3)
, где
dV = V 1 — V 0 = изменение объема — разница между конечным и начальным объемом (м 3 )
β = коэффициент объемного температурного расширения (m 3 / m 3 o C)
dt = t 1 — t 0 = изменение температуры — разница между конечной и начальной температурой ( o C)
( 3) можно изменить на
V 1 = V 0 (1 + β (t 1 — t 0 )) (3b)
Плотность и изменение температуры
Для (1) и (3b) конечная плотность после изменения температуры может быть выражена как
ρ 1 = m / ( V 0 (1 + β (t 90 063 1 — t 0 ))) (4)
где
ρ 1 = конечная плотность (кг / м 3 )
— или в сочетании с (2)
ρ 1 = ρ 0 / (1 + β (t 1 — t 0 )) (4b )
где
ρ 0 = начальная плотность (кг / м 3 )
Объемные температурные коэффициенты β
Примечание! — объемные температурные коэффициенты могут сильно изменяться в зависимости от температуры.
Плотность и изменение давления
Влияние давления на объем жидкости можно выразить с помощью трехмерного закона Гука
E = — dp / (dV / V 0 )
= — (p 1 — p 0 ) / ((V 1 — V 0 ) / V 0 ) (5)
где
E = модуль объемной упругости — эластичность жидкости (Н / м 2 )
Знак минус соответствует тому, что увеличение давления приводит к уменьшению объема.
С (5) — конечный объем после изменения давления может быть выражен как
V 1 = V 0 (1 — (p 1 — p 0 ) / E) (5b )
Объединение (5b) с (1) — конечная плотность может быть выражена как:
ρ 1 = m / ( V 0 (1 — (стр. 1 — p 0 ) / E)) (6)
— или в сочетании с (2) — конечная плотность может быть выражена как
ρ 1 = ρ 0 / (1 — (p 1 — p 0 ) / E) (6b)
Объемный модуль упругости жидкости некоторые распространенные жидкости — E
- вода: 2.15 10 9 (Н / м 2 )
- этиловый спирт: 1,06 10 9 (Н / м 2 )
- масло: 1,5 10 9 (Н / м 2 )
Примечание! Модуль объемной упругости жидкостей зависит от давления и температуры.
Объемный модуль для воды — британские единицы
Объемный модуль для воды — единицы СИ
Плотность жидкости, изменяющая температуру и давление
Плотность жидкости при изменении температуры и давления может быть выражено объединением (4b) и (6b) :
ρ 1 = ρ 1 (из ур.1) / (1 — (p 1 — p 0 ) / E)
= ρ 0 / (1 + β (t 1 — t 0 )) / (1 — (p 1 — p 0 ) / E) (7)
Пример — плотность воды при 100 бар и 20 o C
- плотность воды 0 o C : 999,8 (кг / м 3 )
- Коэффициент расширения воды при 10 o C : 0.000088 ( м 3 / м 3 o C) (среднее значение от 0 до 20 o C)
- модуль объемной упругости воды: 2,15 10 9 (Н / м 2 )
Плотность воды можно вычислить с помощью (3):
ρ 1 = (999,8 кг / м 3 ) / (1 + (0,000088 м 3 / м 3 o C) ((20 o C) — (0 o C) )) / (1 — ((100 10 5 Па) — (1 10 5 Па) ) / ( 2.15 10 9 Н / м 2 ) )
= 1002,7 (кг / м 3 )
.Плотность, удельный вес и коэффициент теплового расширения при различной температуре и постоянном давлении
Плотность — это отношение массы к объему вещества:
ρ = м / В [1]
где
ρ = плотность, обычно единицы [кг / м 3 ] или [фунт / фут 3 ]
м = масса, обычно единицы [кг] или [фунты]
V = объем, обычно единицы [м 3 ] или [фут 3 ]
Удельный вес — отношение веса к объему вещества:
γ = (м * г) / V = ρ * г [2]
где
γ = удельный вес, обычно единицы [Н / м 3 ] или [фунт f / фут 3 ]
м = масса, обычно единицы [г] или [фунт]
g = ускорение свободного падения, обычно единицы [м / с 2 ], а значение на Земле обычно равно 9.80665 м / с 2 или 32,17405 фут / с 2
V = объем, типичные единицы [см 3 ] или [футы 3 ]
ρ = плотность, типичные единицы [г / см 3 ] или [фунт / фут 3 ]
Табличные значения и преобразование единиц плотности приведены под рисунками. Внизу страницы приведены примеры расчетов с использованием горячего и холодного воздуха.
См. Также Воздух Состав и молекулярная масса, Плотность при переменном давлении , Коэффициенты диффузии газов в воздухе, Динамическая (абсолютная) и кинематическая вязкость, Число Прандтля, Удельная теплоемкость при различной температуре и Удельная теплоемкость при переменном давлении, Тепловая Электропроводность, теплопроводность, свойства в условиях газожидкостного равновесия и теплофизические свойства воздуха для других свойств воздуха .
Для других веществ см. Плотность и удельный вес ацетона, аммиака, аргона, бензола, бутана, диоксида углерода, монооксида углерода, этана, этанола, этилена, гелия, водорода, метана, метанола, азота, кислорода. , пентан, пропан, толуол и вода, а также плотность сырой нефти , плотность мазута , плотность смазочного масла и плотность топлива в зависимости от температуры.
Онлайн-калькулятор плотности воздуха
Калькулятор, представленный ниже, можно использовать для расчета плотности воздуха и удельного веса при заданной температуре и атмосферном давлении.
Плотность на выходе указана в кг / м 3 , фунт / фут 3 , фунт / галлон (жидкий раствор США) и сл / фут 3 . Удельный вес указан как Н / м 3 и фунт на / фут 3 .
Примечание! Температура должна быть в пределах -100 — 1600 ° C, -140 — 2900 ° F, 175 — 1900 K и 315 — 3400 ° R, чтобы получить действительные значения.
Плотность воздуха и удельный вес при атмосферном давлении:
Вернуться к началу
Плотность воздуха при температуре и давлении окружающей среды:
Вернуться к началу
Плотность воздуха при переменном давлении и температуре:
Вернуться к началу
Плотность воздуха при равновесном давлении газ-жидкость:
Вернуться к началу
Коэффициент теплового расширения воздуха при атмосферном давлении:
Вернуться к началу
Плотность, удельный вес и коэффициент теплового расширения воздуха при давлении 1 атмосфера, при температурах, указанных в ° F:
Для полного удельного веса стола и коэффициента теплового расширения — поверните экран!
Температура | Плотность | Удельный вес | Коэффициент теплового расширения | |||||||||||
[сл / фут 3 * 10 -3 ] | [фунт м / галлон (жидкий раствор США)] | [кг / м 3 ] | [фунт на / фут 3 ] | [Н / м 3 ] | [x10 -3 ° F -1 ] | |||||||||
-100 | 0.1104 | 3,431 | 0,01476 | 1,768 | 0,1104 | 17,34 | 2,83 | |||||||
-50 | 0,0968 | 3,010 | 0,01295 | 9015 9015 -200,0902 | 2,803 | 0,01206 | 1,445 | 0,0902 | 14,17 | 2,30 | ||||
0 | 0.0862 | 2,681 | 0,01153 | 1,382 | 0,0862 | 13,55 | 2,20 | |||||||
10 | 0,0844 | 2,624 | 0,01128 9015 | 9015 0,01128 9015 9015 90150,0826 | 2,569 | 0,01105 | 1,324 | 0,0826 | 12,98 | 2,10 | ||||
30 | 0.0810 | 2,516 | 0,01082 | 1,297 | 0,0810 | 12,72 | 2,06 | |||||||
40 | 0,0793 | 2,466 | 0,0778 | 2,418 | 0,01040 | 1,246 | 0,0778 | 12,22 | 1,98 | |||||
60 | 0.0763 | 2,372 | 0,01020 | 1,222 | 0,0763 | 11,99 | 1,94 | |||||||
70 | 0,0749 | 2,327 | 90150,0735 | 2,284 | 0,00982 | 1,177 | 0,0735 | 11,55 | 1,87 | |||||
100 | 0.0709 | 2,203 | 0,00948 | 1,135 | 0,0709 | 11,14 | 1,80 | |||||||
120 | 0,0685 | 2,128 | 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 90150,0662 | 2,057 | 0,00885 | 1,060 | 0,0662 | 10,40 | 1,68 | |||||
160 | 0.0641 | 1,991 | 0,00856 | 1,026 | 0,0641 | 10,06 | 1,63 | |||||||
180 | 0,0621 | 1,929 | 0,0621 | 1,929 | 0,00830 | 0,00830 | 0,00830 | 0,0602 | 1,870 | 0,00804 | 0,964 | 0,060 | 9,45 | 1,53 |
250 | 0.0559 | 1,738 | 0,00747 | 0,896 | 0,0559 | 8,78 | 1,41 | |||||||
300 | 0,0522 | 1,622 | 0,00698 | 0,00691 0,05 | 0,0489 | 1,521 | 0,00654 | 0,784 | 0,0489 | 7,69 | 1,23 | |||
400 | 0.0461 | 1,432 | 0,00616 | 0,738 | 0,0461 | 7,24 | 1,16 | |||||||
450 | 0,0436 | 1,354 | 0,0436 | 1,354 | 0,00582 | 90170,0410 | 1,274 | 0,00548 | 0,656 | 0,0410 | 6,43 | 1,05 | ||
600 | 0.0371 | 1,152 | 0,00496 | 0,599 | 0,0371 | 5,82 | 0,96 | |||||||
700 | 0,0340 | 1,057 | 0,0340 | 1,057 | 0,00455 | 9015 9015 9015 90150,0315 | 0,978 | 0,00421 | 0,5042 | 0,0315 | 4,94 | 0,81 | ||
1000 | 0.0272 | 0,845 | 0,00363 | 0,4354 | 0,0272 | 4,27 | 0,70 | |||||||
1200 | 0,0239 | 0,743 | 9015 0,02390,743 | 90150,00319 9015 9015 9015 9015 9015 9015 | 0,0213 | 0,663 | 0,00285 | 0,3416 | 0,0213 | 3,35 | 0,54 | |||
1600 | 0.0193 | 0,599 | 0,00257 | 0,3085 | 0,0193 | 3,03 | 0,49 | |||||||
1800 | 0,0176 | 0,546 | 9015 0,01760,546 | 0,00235 | 9015 9015 9015 0,0176 9015 90150,0161 | 0,501 | 0,00216 | 0,2583 | 0,0161 | 2,53 | 0,42 |
Вернуться наверх
Плотность и удельный вес воздуха при 9 температурах7 при заданном давлении 1 атм.
Для полного удельного веса стола и коэффициента теплового расширения — поверните экран!