Тише поедешь: в РФ ужесточат требования для получения прав категории D | Статьи
Госдума в сентябре ужесточит требования для оформления водительских прав категории D, их можно будет получить, имея стаж категории B или C. Как выяснили «Известия», депутаты планируют принять правительственный законопроект в приоритетном порядке. В большинстве фракций готовы поддержать эту инициативу — только в 2021 году водители автобусов совершили свыше 3 тыс. ДТП. Кроме того, строже начнут относиться к людям, которые ранее управляли транспортом в пьяном виде, а также к владельцам иностранных прав.
Сократить аварийностьПо информации «Известий», нижняя палата парламента в сентябре собирается принять законопроект, который предполагает ряд поправок, ужесточающих получение водительских прав в России. Одна из ключевых касается выдачи водительского удостоверения категории D — она позволяет управлять пассажирскими видами транспорта с числом мест от девяти и более (то есть речь идет, в первую очередь, об автобусах и маршрутках). Согласно новым предложениям, получить ее можно будет только в том случае, если человек владеет другими категориями и имеет стаж вождения не менее 12 месяцев.
«В 2021 году из-за нарушений правил дорожного движения водителями автобусов совершено 3464 ДТП. В таких ДТП погибли 166 и ранены 5325 человек, при этом число погибших увеличилось на 3,1%», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, который есть в распоряжении «Известий».
Тише поедешь_2
Фото: ТАСС/Виталий Невар
Изменения также затронут людей, решивших вновь получить водительское удостоверение после того, как их поймали за рулем в нетрезвом состоянии. Для них будет установлен запрет на допуск к сдаче экзаменов по управлению автомобилем до истечения срока наказания. Согласно законодательству, он составляет не менее двух лет.
Также нововведения ждут лиц с иностранными водительскими удостоверениями. Зарубежные документы предлагается признавать недействительными спустя шесть месяцев после того, как их владелец получил вид на жительство в РФ или российский паспорт. То есть иностранцам придется снова сдавать экзамены и выучить местные правила дорожного движения. Это позволит снизить количество аварий на дорогах, предполагают авторы инициативы.
«Остается неблагоприятной ситуация с аварийностью по вине водителей — иностранных граждан. Так, в 2021 году по вине таких водителей произошло 5062 ДТП (+5,7%), в которых погиб 431 человек и были ранены 6709 (+5,7%) человек», — так в кабмине объяснили важность этой поправки.
Тише поедешь_1
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Как выяснили «Известия», законопроект уже рекомендован к рассмотрению правовым управлением Госдумы.
«Замечаний концептуального характера по проекту федерального закона не имеется», — говорится в положительном заключении, с которым ознакомились «Известия».
«Известия» направили запросы в правительство и МВД с просьбой прокомментировать ожидаемый эффект от принятия законопроекта.
Навести порядокБольшинство фракций Госдумы готовы поддержать инициативу.
— После региональной недели мы внимательно рассмотрим этот законопроект. Действительно, есть очень много вопросов к качеству управления водителей пассажирским транспортом. Статистика говорит о том, что можно думать о какой-то коррекции закона, чтобы навести тут порядок, — пояснил «Известиям» зампред фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев.
По его словам, свои наработки по этой и другим поправкам есть и у депутатов Госдумы, которые очевидно будут состыкованы с нормами правительства при принятии законопроекта в окончательном чтении.
— Абсолютно правильный законопроект. Профессия водителя очень серьезная и ответственная. Люди, садясь в транспорт, по сути, поручают этому человеку свои жизни. Фракция КПРФ любую строгость в отношении повышения дисциплины и ответственности водителей поддержит, — добавил в беседе с «Известиями» депутат Госдумы от коммунистов Николай Харитонов.
Тише поедешь_3
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
— Наконец-то правительство услышало здравые предложения депутатов.
К сожалению, наши инициативы кабмином были отвергнуты, хотя они были подобные и даже более строгие. Например, за езду в пьяном виде я предлагал лишать прав пожизненно, если люди сели за руль в таком виде, да еще совершили преступление, сбив кого-то из пешеходов, — рассказал «Известиям» первый зампред фракции «Справедливая Россия — За правду» Олег Нилов, добавив, что он снова намерен внести такую поправку для пьяных водителей — рецидивистов-убийц.В ЛДПР также считают необходимым ужесточить правила, но при этом официально партия представит свою позицию ближе к голосованию.
— Безусловно, это логичные нормы. Безопасность жизни граждан ставится во главу угла. Очевидно, что законопроект был предложен после тех многочисленных аварийных прецедентов, которые произошли с участием таких водителей, — пояснил «Известиям» глава политической экспертной группы Константин Калачев.
По словам майора ГИБДД в отставке Виктора Солдатова, реформа законодательства в этой сфере давно назрела.
Тише поедешь_4
Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов
«То есть человек может прийти на учебу и по завершении получить соответствующую категорию. На мой взгляд, ужесточить требования необходимо, потому что водитель автобуса отвечает за жизни еще большего количества пассажиров, чем даже таксист», — добавил Виктор Солдатов.
Сейчас для того, чтобы получить «автобусную» категорию, требуется возраст от 21 года, отсутствие медицинских противопоказаний, успешная подготовка в автошколе. Кроме того, разумеется, нельзя числиться в списках людей, ранее лишенных прав.
По словам Виктора Солдатова, управление автобусом гораздо сложнее, чем легковым автомобилем, поэтому необходим колоссальный опыт, который позволит принимать быстрые и главное верные решения на дороге. Более жесткие требования к иностранным водителям — тоже шаг в правильном направлении, поскольку в каждой стране действуют разные правила и не всегда одинаково строгие, резюмировал эксперт.
Диссертационный совет Д 521.023.02 при Московская академия экономики и права — диссертационный совет
- Шифр диссертационного совета: Д 521.023.02
- Организация: Московская академия экономики и права
Защищенные диссертации сортировать по фамилии диссертанта сортировать по году защиты
- 2017 Субъективные пределы защиты исключительных прав
- Кандидатская диссертация по специальности 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: Авдонина Ольга Сергеевна
- Научный руководитель: Харитонова Юлия Сергеевна, д.ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете Д 521.023.02 при Московская академия экономики и права
- 2016 Акты гражданского состояния как основания возникновения, изменения и прекращения гражданских и семейных правоотношений
- Кандидатская диссертация по специальности 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: Горская Е.Ю.
- Научный руководитель: Харитонова Юлия Сергеевна, д. ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете Д 521.023.02 при Московская академия экономики и права
- 2014
- Кандидатская диссертация по специальности 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: Овчаренко М.Д.
- Научный руководитель: Харитонова Юлия Сергеевна, д.ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете Д 521.023.02 при Московская академия экономики и права
- 2014
- 2014 Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд (на примере города Москвы)
- Кандидатская диссертация по специальности 12. 00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: Куличев Р.Б.
- Научный руководитель: Харитонова Юлия Сергеевна, д.ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете Д 521.023.02 при Московская академия экономики и права
- 2014 Свободные лицензии в авторском праве России
- Кандидатская диссертация по специальности 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: Соболь И. А.
- Научный руководитель: Харитонова Юлия Сергеевна, д.ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете Д 521.023.02 при Московская академия экономики и права
- 2012 Организационное единство как признак юридического лица
- Кандидатская диссертация по специальности 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: румянцев Ф.А.
- Научный руководитель: Харитонова Юлия Сергеевна, д.ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете Д 521. 023.02 при Московская академия экономики и права
- 2012 Понятие страхового риска в гражданском праве
- Кандидатская диссертация по специальности 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: Маркова Н.О.
- Научный руководитель: Харитонова Юлия Сергеевна, д.ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете Д 521.023.02 при Московская академия экономики и права
- 2012 Особенности заключения и исполнения договора поставки птицеводства коммерческими организациями
- Кандидатская диссертация по специальности 12. 00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: Орлова Н.П.
- Научный руководитель: Харитонова Юлия Сергеевна, д.ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете Д 521.023.02 при Московская академия экономики и права
- 2011 Проблемы правового регулирования использования исключительных прав на фирменные наименования и прав на доменные имена
- Кандидатская диссертация по специальности 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: Звягин В.А.
- Научный руководитель: Харитонова Юлия Сергеевна, д.ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете Д 521.023.02 при Московская академия экономики и права
- 2011 Отражение функции управления в институтах гражданского права
- Докторская диссертация по специальности 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: Харитонова Юлия Сергеевна, д.ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете Д 521. 023.02 при Московская академия экономики и права
- Ведущая организация: Институт государства и права Российской академии наук
- Оппоненты: Витрянский Василий Владимирович, Ершова Инна Владимировна, Ярошенко Клавдия Борисовна
- 2011 Секрет производства (ноу-хау), как объект права интеллектуальной собственности
- Кандидатская диссертация по специальности 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: Елисеева О. А.
- Научный руководитель: Харитонова Юлия Сергеевна, д.ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете Д 521.023.02 при Московская академия экономики и права
- 2009 Правовое регулирование договорных отношений по оказанию ветеринарных услуг (на примере города Москвы)
- Кандидатская диссертация по специальности 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: Иванюхина Н.В.
- Научный руководитель: Харитонова Юлия Сергеевна, д. ю.н., проф., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Защищена в совете Д 521.023.02 при Московская академия экономики и права
- 2007 Договор возмездного оказания неклинических психологических услуг в Российской Федерации
- Кандидатская диссертация по специальности 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юрид. науки)
- Автор: Клименко С.В., к.ю.н., МГУ имени М.В. Ломоносова
- Научный руководитель: Барков А.В.
- Защищена в совете Д 521.023.02 при Московская академия экономики и права
- Организация, в которой выполнялась работа: Самарская гуманитарная академия
Билль о правах: Транскрипция
Распечатать эту страницу
Примечание. Следующий текст представляет собой расшифровку зарегистрированного оригинала Совместной резолюции Конгресса, предлагающей Билль о правах, который находится в постоянной экспозиции в Ротонде Национального архивного музея. Орфография и пунктуация соответствуют оригиналу.
25 сентября 1789 года Первый Конгресс США предложил 12 поправок к Конституции. 1789 г.Совместная резолюция Конгресса, предлагающая поправки, выставлена в Ротонде Национального архивного музея. Десять из предложенных 12 поправок были ратифицированы тремя четвертями законодательных собраний штатов 15 декабря 1791 года. Ратифицированные статьи (статьи 3–12) составляют первые 10 поправок к Конституции, или Биллю о правах США. В 1992 году, через 203 года после того, как она была предложена, статья 2 была ратифицирована как 27-я поправка к Конституции. Статья 1 так и не была ратифицирована.
Транскрипция 1789 г.Совместная резолюция Конгресса, предлагающая 12 поправок к Конституции США
Конгресс Соединенных Штатов начался и состоялся в городе Нью-Йорк в среду, четвертого марта тысяча семьсот восемьдесят девятого года.
Конвенты ряда штатов, которые во время принятия Конституции выразили желание, чтобы предотвратить неправильное толкование или злоупотребление своими полномочиями, чтобы были добавлены дополнительные декларативные и ограничительные положения: основу общественного доверия к правительству, лучше всего обеспечит благотворные цели его учреждения.
ПРИНЯТО РЕШЕНИЕМ Сенатом и Палатой представителей Соединенных Штатов Америки, собравшимися на Конгрессе, при согласии двух третей обеих палат, о том, чтобы следующие статьи были предложены законодательным собраниям нескольких штатов в качестве поправок к Конституции Соединенных Штатов Америки. Соединенные Штаты, все или некоторые из которых, после ратификации тремя четвертями указанных Законодательных собраний, должны иметь силу во всех смыслах и целях как часть указанной Конституции; а именно
СТАТЬИ в дополнение к поправке к Конституции Соединенных Штатов Америки, предложенной Конгрессом и ратифицированной законодательными собраниями нескольких штатов в соответствии с пятой статьей первоначальной Конституции.
Статья первая… После первого перечисления, требуемого первой статьей Конституции, на каждые тридцать тысяч приходится один представитель, пока их число не достигнет ста, после чего пропорция регулируется Конгрессу, что должно быть не менее ста представителей и не менее одного представителя на каждые сорок тысяч человек, пока число представителей не достигнет двухсот; после чего пропорция будет регулироваться Конгрессом таким образом, чтобы не было менее двухсот представителей и не более одного представителя на каждые пятьдесят тысяч человек.
Статья вторая… Ни один закон, изменяющий вознаграждение за услуги сенаторов и представителей, не вступит в силу, пока не будут проведены выборы представителей.
Статья третья… Конгресс не должен издавать законов, касающихся установления религии или запрещающих ее свободное исповедание; или ограничение свободы слова или печати; или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с ходатайством об удовлетворении жалоб.
Статья четвертая… Хорошо организованная милиция, необходимая для безопасности свободного государства, не может нарушать право людей хранить и носить оружие.
Статья пятая… Ни один солдат в мирное время не может быть размещен ни в каком доме без согласия Собственника, ни во время войны, кроме как в порядке, установленном законом.
Статья шестая… Право людей на неприкосновенность их личности, домов, бумаг и имущества от необоснованных обысков и конфискаций не должно нарушаться, и никакие ордера не должны выдаваться, кроме как по уважительной причине, подкрепленный присягой или заявлением, и, в частности, с описанием места, которое нужно обыскать, и лиц или вещей, которые должны быть захвачены.
Статья седьмая… Ни одно лицо не может быть привлечено к ответственности за преступление, караемое смертной казнью, или иное позорное преступление, кроме как по представлению или обвинительному акту Большого жюри, за исключением случаев, возникающих в сухопутных или военно-морских силах, или в Милиция, когда она находится на действительной службе во время войны или общественной опасности; ни одно лицо не может подвергаться опасности для жизни или здоровья дважды за одно и то же преступление; ни в каком уголовном деле он не может быть принужден свидетельствовать против самого себя, а также не может быть лишен жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры; равно как и частная собственность не может быть изъята для общественного пользования без справедливой компенсации.
Статья восьмая… При любом уголовном преследовании обвиняемый имеет право на безотлагательное и публичное судебное разбирательство беспристрастным судом присяжных того штата и округа, где было совершено преступление, какой округ должен был быть ранее установленным законом, и быть проинформированным о характере и основании обвинения; встретиться со свидетелями против него; иметь обязательный процесс получения свидетелей в свою пользу и иметь помощь адвоката для своей защиты.
Статья девятая… В исках по общему праву, где сумма разногласий превышает двадцать долларов, право на рассмотрение дела судом присяжных должно быть сохранено, и ни один факт, рассматриваемый присяжными, не может быть повторно рассмотрен в ином порядке в любой суд Соединенных Штатов, чем в соответствии с нормами общего права.
Статья десятая… Чрезмерный залог не требуется, не налагаются чрезмерные штрафы, не применяются жестокие и необычные наказания.
Статья одиннадцатая… Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или принижение других, сохраняемых за народом.
Статья двенадцатая… Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные ею штатам, сохраняются соответственно за штатами или за народом.
АТТЕСТ,
Фредерик Август Мюленберг, спикер Палаты представителей
Джон Адамс, вице-президент США и председатель Сената
Джон Бекли, секретарь Палаты представителей.
Сэм. Секретарь Сената Отис
Поправки 11-27
Билль о правах США
Примечание: Следующий текст представляет собой транскрипцию первых десяти поправок к Конституции в их первоначальном виде. Эти поправки были ратифицированы 15 декабря 1791 года и составляют то, что известно как «Билль о правах».
Поправка I
Конгресс не должен издавать законов, касающихся установления религии или запрещающих ее свободное исповедание; или ограничение свободы слова или печати; или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с ходатайством об удовлетворении жалоб.
Поправка II
Хорошо организованная милиция, необходимая для безопасности свободного государства, не может нарушать право людей хранить и носить оружие.
Поправка III
Ни один солдат в мирное время не может быть расквартирован в каком-либо доме без согласия Собственника, ни во время войны, кроме как в порядке, установленном законом.
Поправка IV
Право людей на безопасность их личностей, домов, документов и имущества от необоснованных обысков и конфискаций не должно нарушаться, и никакие ордера не должны выдаваться, кроме как по вероятной причине, подкрепленной присягой или подтверждением, и в частности описание места, подлежащего обыску, и лиц или вещей, подлежащих изъятию.
Поправка V
Ни одно лицо не может быть привлечено к ответственности за преступление, караемое смертной казнью, или иное позорное преступление, кроме как по представлению или обвинительному акту Большого жюри, за исключением случаев, возникающих в сухопутных или военно-морских силах или в милиции, когда они находились на действительной службе во время. войны или общественной опасности; ни одно лицо не может подвергаться опасности для жизни или здоровья дважды за одно и то же преступление; ни в каком уголовном деле он не может быть принужден свидетельствовать против самого себя, а также не может быть лишен жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры; равно как и частная собственность не может быть изъята для общественного пользования без справедливой компенсации.
Поправка VI
Во всех уголовных делах обвиняемый имеет право на быстрое и публичное судебное разбирательство беспристрастным судом присяжных штата и округа, где было совершено преступление, округ должен быть предварительно установлен законом, и быть проинформированным о характере и основании обвинения; встретиться со свидетелями против него; иметь обязательный процесс получения свидетелей в свою пользу и иметь помощь адвоката для своей защиты.
Поправка VII
В исках по общему праву, где сумма разногласий превышает двадцать долларов, право на рассмотрение дела присяжными должно быть сохранено, и ни один факт, рассматриваемый присяжными, не может быть повторно рассмотрен в каком-либо суде Соединенных Штатов иначе, чем по нормам общего права.
Поправка VIII
Не требуется ни чрезмерного залога, ни наложения чрезмерных штрафов, ни применения жестоких и необычных наказаний.
Поправка IX
Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом.
Поправка X
Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные ею штатам, сохраняются соответственно за штатами или за народом.
Поправки 11-27
Примечание. Заглавные буквы и пунктуация в этой версии взяты из зарегистрированного оригинала Совместной резолюции Конгресса, предлагающей Билль о правах, который находится в постоянной экспозиции в Ротонде здания Национального архива, Вашингтон, округ Колумбия
Вернуться на главную страницу Билля о правах
Декларация о правозащитниках
Декларация о правозащитниках была принята консенсусом Генеральной Ассамблеей в 1998 г. по случаю пятидесятой годовщины Всеобщей декларации прав человека после 14 лет переговоров. (См. Резолюцию Генеральной Ассамблеи A/RES/53/144, в которой принимается Декларация о правозащитниках).
Коллективные усилия ряда правозащитных неправительственных организаций и некоторых делегаций государств помогли обеспечить сильный, полезный и прагматичный окончательный текст.
Хотя Декларация не является юридически обязывающим документом, она содержит принципы и права, основанные на стандартах прав человека, закрепленных в других юридически обязательных международных документах, имеющих обязательную юридическую силу. Кроме того, принятие Декларации Генеральной Ассамблеей на основе консенсуса свидетельствует о твердой приверженности государств ее выполнению. Декларация:
- Идентифицирует правозащитников как отдельных лиц или группы, которые действуют для поощрения, защиты или стремятся к защите и реализации прав человека и основных свобод мирными средствами.
- Признает ключевую роль правозащитников в реализации прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и юридически обязывающих договорах, а также в международной системе прав человека.
- Представляет собой смену парадигмы: он адресован не только государствам и правозащитникам, но и всем. В нем подчеркивается, что существует глобальное движение за права человека, в которое вовлечены все мы, и что все мы должны сыграть свою роль в том, чтобы сделать права человека реальностью для всех.
Полное название Декларации: «Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы». Однако его часто сокращают до «Декларации о правозащитниках».
Доступ к Декларации о правозащитниках на разных языках
Доступ к понятному плакату о Декларации о правозащитниках на разных языках (PDF).
О декларации
1. Юридический характер
Декларация сама по себе не является юридически обязательным документом. Однако он содержит ряд принципов и прав, основанных на стандартах прав человека, закрепленных в других юридически обязательных международных документах, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах. Кроме того, Декларация была принята консенсусом Генеральной Ассамблеей и, таким образом, представляет собой очень твердую приверженность государств ее выполнению. Государства все чаще рассматривают возможность принятия Декларации в качестве обязательного национального законодательства.
2. Положения Декларации
Декларация предусматривает поддержку и защиту правозащитников в контексте их работы. Он не создает новых прав, а вместо этого формулирует существующие права таким образом, чтобы их было легче применять к практической роли и положению правозащитников. Он уделяет внимание, например, доступу к финансированию организаций правозащитников, а также сбору и обмену информацией о стандартах прав человека и их нарушении. В Декларации излагаются некоторые конкретные обязанности государств и обязанности каждого в отношении защиты прав человека, а также разъясняется ее связь с национальным законодательством. Большинство положений Декларации резюмируются в следующих параграфах. Важно повторить, что в соответствии с Декларацией правозащитники обязаны вести мирную деятельность.
(a) Права и средства защиты, предоставляемые правозащитникам
Статьи 1, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12 и 13 Декларации предусматривают конкретные меры защиты правозащитников, включая права:
- Стремиться к защите и реализации прав человека на национальном и международном уровнях;
- Вести правозащитную деятельность индивидуально и совместно с другими;
- Создавать ассоциации и неправительственные организации;
- Мирно встречаться или собираться;
- Искать, получать, получать и хранить информацию, касающуюся прав человека;
- Разрабатывать и обсуждать новые идеи и принципы в области прав человека и отстаивать их принятие;
- Направлять в государственные органы и учреждения и организации, занимающиеся общественными делами, критику и предложения по совершенствованию их работы, а также привлекать внимание к любому аспекту их работы, который может препятствовать реализации прав человека;
- Подавать жалобы на официальную политику и действия, касающиеся прав человека, и требовать рассмотрения таких жалоб;
- Предлагать и оказывать профессионально квалифицированную юридическую помощь или иные консультации и помощь в защите прав человека;
- Присутствовать на публичных слушаниях, разбирательствах и судебных процессах с целью оценки их соответствия национальному законодательству и международным обязательствам в области прав человека;
- На беспрепятственный доступ и связь с неправительственными и межправительственными организациями;
- Чтобы воспользоваться эффективным средством правовой защиты;
- На законное занятие деятельностью или профессией защитника прав человека;
- На эффективную защиту в соответствии с национальным законодательством при реагировании или противодействии мирными средствами действиям или бездействиям, приписываемым государству, которые приводят к нарушениям прав человека;
- Запрашивать, получать и использовать ресурсы в целях защиты прав человека (включая получение средств из-за рубежа).
(b) Обязанности государств
Государства обязаны выполнять и соблюдать все положения Декларации. Однако в статьях 2, 9, 12, 14 и 15 особое внимание уделяется роли государств и указывается, что каждое государство несет ответственность и обязанность:
- Защищать, поощрять и осуществлять все права человека;
- Обеспечить, чтобы все лица, находящиеся под его юрисдикцией, могли на практике пользоваться всеми социальными, экономическими, политическими и другими правами и свободами;
- Принимать такие законодательные, административные и другие меры, которые могут быть необходимы для обеспечения эффективного осуществления прав и свобод;
- Обеспечить эффективное средство правовой защиты для лиц, утверждающих, что они стали жертвами нарушения прав человека;
- Для проведения оперативных и беспристрастных расследований предполагаемых нарушений прав человека;
- Принимать все необходимые меры для обеспечения защиты каждого от любого насилия, угроз, возмездия, неблагоприятной дискриминации, давления или любых других произвольных действий в результате его или ее законного осуществления прав, указанных в Декларации;
- Способствовать пониманию общественностью гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав;
- Обеспечить и поддержать создание и развитие независимых национальных институтов по поощрению и защите прав человека, таких как омбудсмены или комиссии по правам человека;
- Продвигать и облегчать преподавание прав человека на всех уровнях формального образования и профессиональной подготовки.
(c) Обязанности каждого
Декларация подчеркивает, что у каждого есть обязанности по отношению к сообществу и внутри него, и призывает всех нас быть защитниками прав человека. В статьях 10, 11 и 18 изложены обязанности каждого по продвижению прав человека, защите демократии и ее институтов и не нарушать права человека других. В статье 11 особое внимание уделяется обязанностям лиц, занимающихся профессиями, которые могут затрагивать права человека других лиц, и это особенно актуально для сотрудников полиции, адвокатов, судей и т. д.
(d) Роль национального законодательства
В статьях 3 и 4 описывается связь Декларации с национальным и международным правом с целью обеспечения применения максимально возможных юридических стандартов прав человека.
Комментарий к Декларации о правозащитниках
Комментарий к Декларации о правозащитниках (PDF) является ключевым документом, разработанным в 2011 году и основанным на работе первых двух специальных докладчиков по вопросу о положении правозащитников.