как устроен и для чего нужен, регулировка и настройка
Для качественной работы любой техники необходимо тщательно следить за состоянием деталей, а именно выполнять настройку и осмотр согласно регламенту, проверять надежность каждого крепления, работу двигателя и топливной системы. Особую важность в грамотной эксплуатации имеет осмотр вариатора снегохода. От его работы зависит продолжительность службы транспорта. Стабильная работа возможна только при верной регулировке.
Содержание
- Что такое вариатор на снегоходе и для чего он служит
- Какой диск на вариаторе снегохода Тайга ведущий
- Настройка и регулировка ведущего вариатора снегоход
- Как снять ведущий вариатор на снегоходе
- Как заменить ремень вариатора на снегоходе
- Советы по ремонту от специалистов
Как снять ремень детали: сначала вытащить защиту, сделать развод дисков в ведомом шкиве. Для замены ремня вариатора нужно сделать то же самое.
Процедура регулировки ведомого вариатора Сафари на снегоходе Буран:
- Замерьте расстояние между внутренними концами тарелок на расстоянии 3,5 мм от их границы.
Нужно понять, какой набор шайб по толщине подложить. Для этого сделайте измерения по концу тарелок. Если получилась глубина 29 мм, а нужно 33 мм, то выберите набор шайб 3 мм. - Разогните стопорную пластину, отверните болт крепления неподвижного конуса. Снимите 2 шайбы, а болт заверните на место.
- Установите съемник и выньте неподвижный конус
- Вставьте шайбы для регулировки в центр между неподвижным конусом и полукольцами.
- Поставьте неподвижный конус.
- Затяните болтом с шайбой и убедитесь что установилась шпонка, ее нужно утопить на 2 мм. Стопорную заверните, застопорив ее. Замерьте расстояние между конусами, чтобы оно было в пределах 31,5 мм.
Разведите конусы и вложите ремень вариатора снегохода для замены и регулировки, после этого постучите бруском или молотком. Промежуток между двумя элементами должен составлять 1 мм.
Что такое вариатор на снегоходе и для чего он служит
Вариатор снегохода – автоматическая бесступенчатая передача клино-ременного типа.
Он содержит ведущий и ведомый шкифы. Устройство регулирует передаточное отношение по 2-м параметрам: обороты мотора и сопротивление. Относительно сочетания данных параметров, во время движения транспорта автоматически ставится передаточное отношение. А также ведущий шкив осуществляет работу муфты сцепления – при снижении оборотов мотора меньше 2200 об/мин разобщается вал двигателя и устройство реверса.
Основное назначение вариатора – плавное изменение частоты вращения вала КПП, являющегося ведомым. Вторая роль – предохранение коробки передач и коленчатого вала мотора при неравномерных нагрузках на ходовой элемент.
Какой диск на вариаторе снегохода Тайга ведущий
Ведущий шкив монтирован на коленчатом вале снегохода, и он движется с ним с одной угловой скоростью. Ведомый соединен с входным валом КПП и вращается с разной скоростью – минимальной или максимальной.
Чтобы до конца понять, какой диск на вариаторе сафари снегохода Тайга ведущий, изучите характеристики работы ведущего диска определены такими элементами: жесткость пружины, форма, вес рычагов.
Изменение передаточного отношения реализуется через сжимание и разжимание шкивов. Приводной ремень снегохода приводится во вращение вокруг изменяющихся размеров их всех. Центробежная сила сжимает фланцы ведущего шкива вариатора.
Настройка и регулировка ведущего вариатора снегоход
Таблица регулировки при использовании разных ремней
| Обозначение ремня | Метод регулировки | Размер А, мм | Размер Б, мм |
| Daycomax | Не нужен | 56 | 30 |
| «Оптибелт» | Не нужен | 56 | 30 |
| «Оптибелт» | Удалить 2 кольца | 56 | 29 |
| «Рубена» | Не нужен | 56 | 30 |
| «Рубена» | Отрегулировать размер Б, кольцами отрегулировать А | 57 | 31 |
Процесс регулировки: установить размер Б по таблице для ремня вариатора «Рубена» 33x14x1120La. Выбрать Б=30 мм с допуском + 1,5 мм.
Регулировка осуществляется шайбой 8, которая ставится между корпусом вариатора и его валом, и она может проводиться подкладкой шайб, которые используются для регулировки ведомых вариаторов между двумя деталями — крышкой и корпусом конуса.
Arctic Cat
4.95%
Тайга
18.7%
Ямаха
18.57%
Буран
25.17%
Polaris
3.76%
Ski-Doo
12.73%
Lynx
6.39%
Tiksy
1.82%
Stels
4.7%
Irbis
3.21%
Проголосовало: 2364
Как снять ведущий вариатор на снегоходе
Понадобятся инструменты: гаечные ключи, вороток, смазка. Открутите 6 болтов и снимите крышку. Придерживайте 2 последних болта, аккуратно вытаскивая пружину. Найдите отверстие под ворот, если его не видно, то утопите последний диск.
Вставьте распорку и застопорите коленвал от шестерни. Установив ворот в отверстие стержня, выкрутите винт и снимите вариатор. Для качественной работы обеспечьте профилактику, каждые 6 тыс. км пробега необходимо устраивать проверку вкладышей, а каждые 3 смазывать стержень под втулкой.
Смазка не должна проникать на поверхности дисков, которые имеют форму конуса. Интервал свободного хода не должен быть больше 1 мм, а зазор между вкладышем и направляющими рёбрами — максимум 1,5 мм. Для смазки использовать Литол-24, Циатим-20.
Как заменить ремень вариатора на снегоходе
Поставьте снегоход на ровную поверхность, установите ручной тормоз для защиты от прокручивания ведомого диска устройства. Зафиксируйте ведомый шкив, зажав колодками диск тормоза. Откройте капот, выньте кожух ремня. После снятия будет виден шкив.
При работе используйте перчатки, чтобы защитить руки от повреждений.
Порядок действий:
- Накидным гаечным ключом проверните внутренний механизм диска ведомого по часовой стрелке и нажмите в область двигателя. Ремень должен стать слабее. Установив шкив в этом положении, снимите его с ведомого диска. Лучше начинать снимать с верхней части. Вытащив ремень со шкива, скиньте его с ведущего, он должен остаться в руке.

- Новый ремень установите в обратном направлении. Сначала наденьте ремень на шкив и сверху на ведомый диск. После этого накидным ключом поверните механизм по часовой стрелке. Одновременно нажмите на него в сторону мотора.
- Поправьте и наденьте ремень целиком. Дополнительно регулировать нет необходимости.
- Запустите мотор. Установите защитный кожух, который закрывает шкивы вариатора.
- Снимите снегоход с «ручника».
- Закройте капот.
После стоянки перед началом движения нужно «стряхнуть» гусеницу: возьмитесь за задний бугель и поднимите снегоход, после чего резко опустите. Примерзшая гусеница сохранит в целостности вариатор и ремень.
Советы по ремонту от специалистов
Кроме вариатора с ремнем по регламенту нужно проверять состояние гусеницы и ее натяжение, ее расслабление характеризуется глухими шумами при езде на снегоходе. Для натяжения ленты приподнимите заднюю часть транспорта, зазор определите между рельсом и опорой траков. В норме он составляет 50 мм.
У направляющих катков расслабьте болты крепления и контргайки. Чем больше провисание, тем сильнее зажимают болты крепления. При достижении нужного натяжения, зафиксируйте каток контргайками. Этот процесс для двух катков.
Ситуация с изнашиванием направляющих, по которым движутся гусеницы, походит на перегрев двигателя: детали стираются, если долго передвигаться по трассе, льду. Для решения проблемы нужно найти снежный покров, чтобы остудить скобы и уменьшить трение.
Износ ремня вариатора на снегоходе можно вычислить по определенным признакам: сложность развития максимальной скорости, свист, старт с места при высоких оборотах. Если есть хотя бы один признак – поменяйте ремень после предварительного осмотра.
Вариатора Сафари — регулировка вариатора на мотобуксировщик и снегоход Буран, Тайга. Рыбинск
Принцим работы вариатора Сафари
Принцип работы данного устройства заключается в действии центробежной силы при вращении коленвала двигателя. При достижении оборотов такого вращения в 2200 оборотов/минуту такая сила оказывает давление на грузики и конус, который начинает раскручиваться.
Затем приводной ремень под воздействием данной силы прижимается к конусу и передает крутящий момент. После прижимания снегоход начинает движение или увеличивает скорость. Особенность данной работы заключается не только в особом передаточном числе вариатора сафари, а в отсутствии ступеней благодаря конструктивной особенности коробки.
Регулировка вариатора на мотобуксировщик
Регулировка данного аппарата происходит при помощи специальных ключей и в соответствии с регламентом работы. Для этого нужно выполнить следующие действия:
- Необходимо при помощи ключей выставить расстояние между ремнем и конусом. Такое расстояние предусмотрено производителем в 33 мм. При увеличении расстояния ремень будет находиться в ослабленном положении, что негативно скажется на тяговых свойствах. При перетягивании и уменьшении расстояния, воздействие на деталь станет чрезмерным.
- Выставление прогиба приводного ремня. Данное расстояние должно составлять 32 мм. Этот параметр позволяет правильно выставить натяжение детали.

Регулировка вариатора Сафари на снегоход Буран и Тайга
После установки шкива на снегоход Вам необходимо произвести следующие регулировки:
-
Проверьте расстояние Б между кромками конусов 15 и 14 ведомого шкива. Для ремня 33х14х1120 оно должно быть 33±0,5 мм (см. рисунок). Правильность этой регулировки можно проверить, вложив ремень в канавку ведомого шкива, — ремень не должен выступать из канавки более чем на 2 мм. Если ремень выступает из канавки больше, чем на 2 мм, то отверните болт 18 и с помощью съемника демонтируйте неподвижный ведомый конус, снимите с вала шпонку 17, затем установите на вал одно или два кольца 16 из комплекта ЗИП. Произведите сборку в обратной последовательности. Установка одного кольца уменьшает выступ ремня из канавки на 2 мм.
-
Проверьте расстояние А между торцами неподвижных конусов шкивов, оно должно быть 55±0,5 мм. При необходимости отрегулируйте это расстояние перемещением двигателя в пазах подмоторного основания.

-
Установите ремень на снегоход, включите нейтраль и поверните ведомый шкив несколько раз, чтобы ремень вышел на внешний диаметр шкива. Проверьте натяжение ремня. Для этого приложите прямую планку к верхней ветви ремня и нажмите примерно в центре ветви с силой 10…11 кгс, при этом прогиб ветви ремня должен быть в пределах 32 ± 5 мм. Отрегулировать натяжение ремня можно можно тремя винтами 20 из комплекта ЗИП, ввернув их в резьбовые отверстия неподвижного ведомого диска 15.
При использовании ремня 35х14х1120 прежде всего проверьте, что ремень не заклинивает между конусами регулятора на холостом ходу. Ремень должен опираться на вал шкива при наличии зазора между ремнем и конусами. Для увеличения этого зазора допускается установка регулировочных колец O40хO33х1 между упором и выступом вала.
Мощность снегохода — Как работают снегоходы
Существует четыре основных компонента, непосредственно участвующих в работе снегохода:
- Двигатель, аналогичный автомобильному
- Система сцепления
- Гусеницы
- Лыжи

Реклама
Двигатели снегоходов очень похожи на двигатели гидроциклов. Более тяжелые туристические модели, как правило, используют четырехтактный двигатель, а более легкие и спортивные модели используют двухтактный.
Автомобильный двигатель передает мощность через карданный вал, который непосредственно вращает ось и колеса автомобиля. Однако двигатель снегохода соединен с гусеничным приводом , который вращает гусеницы. Колеса снегохода представляют собой большие шестерни с равномерно расположенными зубьями и отверстиями в гусеницах. Каждое вращение шестерни приводит в действие гусеницы и толкает снегоход вперед. Чем быстрее двигатель, тем быстрее вращаются шестерни и тем быстрее движутся гусеницы.
Снегоходы также имеют систему сцепления, которая в основном представляет собой разновидность бесступенчатой трансмиссии со шкивом. Эта система состоит из двух шкивов или муфт, соединенных приводным ремнем. первичная муфта сидит на коленчатом валу двигателя.
Нажимная пружина разделяет две половины первичной обмотки при низких оборотах двигателя. Когда двигатель начинает разгоняться, грузы сцепления создают достаточную центробежную силу, чтобы замкнуть сцепление, позволяя ремню свободно двигаться и передавать мощность.
Фото предоставлено Snowmobile Land Sapporo
Вторичная муфта соединяется с гусеничным приводом , который вращает колеса и приводит в движение гусеницы. Пружина вторичной муфты приводит в действие кулачки
Поскольку для разгона снегоходу требуется меньше мощности, чем для трогания с места, вторичное сцепление размыкается.В отличие от механической или автоматической трансмиссии, эта система бесступенчатая и может плавно переключаться между бесконечным числом «передач» в зависимости от скорости и требуемой мощности. Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с разделом «Как работают вариаторы».
Далее мы узнаем больше о гусеницах и о том, как управлять снегоходом.
Процитируйте это!
Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно цитировать эту статью HowStuffWorks.com:
Патрик Эмонд
«Как работают снегоходы»
30 января 2006 г.
HowStuffWorks.com.
Как работает сцепление снегохода (что нужно знать)
Система сцепления вашего снегохода является критически важной функцией работы машины.
В сцеплениях снегоходов используется система вариатора, которая также используется во многих других типах двигателей.
Меня зовут Чаз, и я катаюсь на снегоходах уже более 25 лет. Я не опытный механик, но я знаю компоненты двигателя снегохода вдоль и поперек и люблю делиться своими знаниями с другими гонщиками.
В этой статье я объясню, как работает сцепление снегохода и как оно помогает машине работать. Это полезная информация, если вы хотите лучше понять свои снегоходы и их механические функции.
Достаньте свои инструменты или блокнот, и вперед!
Содержание
- Основные функции сцепления снегохода
- Как работает сцепление снегохода
- Компоненты сцепления снегохода
- Очистка сцепления
- Часто задаваемые вопросы
- Как узнать, что сцепление моего снегохода неисправно?
- Сколько служит сцепление снегохода?
- Как работает съемник сцепления снегохода?
- Заключительные мысли
Основные функции сцепления снегохода
Основная функция сцепления снегохода заключается в передаче мощности, вырабатываемой двигателем, на валы, которые способствуют движению машины вперед.
Вы можете думать о сцеплении как о мосте, который использует мощность в движении, которую может использовать снегоход.
Система сцепления любого снегохода также известна как бесступенчатая трансмиссия или вариатор. Этот тип системы существует уже сотни лет и является фундаментальным механическим аспектом современного двигателя.
Бесступенчатая трансмиссия снегохода отличается от автоматической коробки передач вашего автомобиля. У автомобиля будет заданное количество передач, а вариатор позволяет снегоходу иметь неограниченное количество передач для плавного увеличения и уменьшения скорости.
Как работает сцепление снегохода
Сцепление снегохода состоит из двух разных шкивов. Каждый из этих шкивов является муфтой, а соединяет их ремень. У снегохода есть первичное сцепление и вторичное сцепление. Они работают вместе, чтобы передать власть.
При запуске двигателя коленчатый вал включает первичную муфту. Первичная муфта состоит из двух разных частей – неподвижного шкива и подвижного шкива.
Когда двигатель запускается и работает на более низких оборотах, эти два шкива разделяются нажимной пружиной. Когда вы нажимаете на газ и обороты увеличиваются, создается достаточное усилие, чтобы сблизить два шкива.
В этот момент сцепление срабатывает, и ремень, соединяющий два шкива (сцепления), начинает вращаться. Это подает мощность на вторичную муфту, которая соединена с промежуточным валом.
Промежуточный вал передает мощность картеру цепи, который поворачивает гусеницу вашего снегохода и продвигает его вперед.
Два сцепления обеспечивают плавность бесступенчатой трансмиссии, и вы никогда не почувствуете переключения передач во время езды. Когда вы достигаете максимальной скорости, первичная муфта замыкается, позволяя ремню вращаться со скоростью оборотов в минуту.
Это видео демонстрирует работу двух сцеплений на вариаторе и может помочь вам лучше понять все, что я только что описал.
Компоненты сцепления снегохода
Вот краткий обзор различных компонентов сцепления снегохода, который поможет вам лучше понять, как все работает вместе, чтобы привести снегоход в движение.
Первичная муфта: Соединена с коленчатым валом двигателя и первой точкой движения трансмиссии CVT. Эта муфта замыкается при более высоких оборотах, обеспечивая плавную передачу мощности.
Вспомогательное сцепление: Соединяется с первичным сцеплением ремнем. После включения это сцепление начинает вращать промежуточный вал, соединенный с картером цепи.
Грузы сцепления: Это грузы, которые помогают увеличить усилие коленчатого вала и увеличить число оборотов в минуту. Как только создается достаточное усилие, он разъединяет два шкива и включает сцепление.
Шкивы сцепления: Являются частями первичного сцепления и состоят из подвижного и неподвижного шкивов. По мере увеличения числа оборотов два шкива движутся навстречу друг другу и зацепляют ремень между первичным и вторичным сцеплением.
Пружина сцепления: Пружина, обеспечивающая плавное зацепление каждого сцепления.
Спираль: Часть первичной муфты, которая разделяет два шкива. Различные углы наклона спирали обеспечивают более быстрое включение сцепления.
Очистка сцепления
Если у вас возникли проблемы с работой снегохода, возможно, вам потребуется почистить сцепление. Я объясню это подробно в другом посте, посвященном этой теме, но я хотел бы упомянуть об этом здесь.
Если вы заметили плохое ускорение или рывки при нажатии педали газа, вам может потребоваться почистить или даже заменить сцепление. Процесс очистки включает в себя снятие муфт с помощью съемников и последующую промывку каждого компонента.
Если у вас нет опыта работы с базовой механикой, вам следует обратиться в мастерскую для выполнения этой задачи, но это не так сложно, если у вас есть нужные инструменты и некоторые базовые знания. Некоторые люди используют теплую воду для очистки, но мне нравится использовать очиститель тормозов для более глубокой очистки сцепления.
Часто задаваемые вопросы
Вот несколько ответов на некоторые распространенные вопросы, связанные с работой сцепления снегохода.![]()
Как узнать, что сцепление моего снегохода неисправно?
Существует несколько признаков того, что сцепление неисправно. Двумя наиболее характерными признаками являются плохое ускорение и шум в области сцепления. Другие признаки включают в себя: потерю мощности, жесткие рукоятки, снижение производительности и плохую экономию топлива.
Как долго служит сцепление снегохода?
Это зависит от того, как сильно вы толкаете снегоход и в каких условиях, но средний срок службы нового сцепления должен составлять около 1500–2000 миль. Я видел, как сцепления служат около 5000 миль, но это редкость.
Как работает съемник сцепления снегохода?
Съемник сцепления — это инструмент, который можно использовать для снятия сцепления, когда вы хотите его почистить или заменить. Он работает, захватывая шкив, в то время как винт с резьбой давит на кривошип. Когда вы затягиваете винт, съемник поднимает муфту вверх по валу и, в конце концов, высвобождает ее.
Заключительные мысли
Вам не нужно знать, как работает сцепление, чтобы управлять снегоходом.

Нужно понять, какой набор шайб по толщине подложить. Для этого сделайте измерения по концу тарелок. Если получилась глубина 29 мм, а нужно 33 мм, то выберите набор шайб 3 мм.
