Признаком классификации автобуса является: Классификация автобусов — классы малый, средний, большой

Содержание

Что такое автобусы и какие есть типы и виды автобусов

Каждый день в мире проезжает по дорогам несколько миллионов автобусов. Страны разные, а цель автобуса одна: перевезти людей с одного места на другое за небольшую плату (в сравнении с поездом, самолетом, например).

По-научному, автобус – это транспортное средство, с помощью которого можно перевозить от 8 пассажиров одновременно.

Как выглядит внутри и снаружи

Транспорт работает на моторе. Он может передвигаться по рядам дороги, ехать задним ходом. Это его отличает от трамвая. Не во всех автобусах есть кондукторы. Сейчас в большинстве транспорта установлены «кассы» для оплаты бесконтактным способом или платежными картами.

Автобус снаружи выглядит как длинный транспорт с четырьмя колесами и дополнительными элементами, широким лобовым стеклом, обширными окнами по всему салону, с двумя основными дверьми. Боковые стекла расположены выше уровня зрения водителя, «дворники» большие, двигаются не быстро.

Конструкция такая — внутри автобуса всегда есть 2 «раздела»: пассажирский и место для водителя. Особой перегородкой транспорт не обладает, но обычно за водительским сиденьем есть вертикальная линия, то есть подойти к управляющему человеку сзади невозможно. Сделано ради безопасности.

Каждый автобус оборудован пластмассовыми сидениями, покрытыми тканями или другим материалом. Количество сидячих мест зависит от длины транспорта. Пространство для людей, проезжающих стоя, рассчитывается индивидуально для каждого автобуса. Накопительный эффект от количества часов в движении на транспорт несильно производится.

Требования к салону, к сиденьям и прочим элементам

Автобус создан для безопасного, недорогого и комфортного передвижения по городу. Чтобы соблюдать эти цели, создан перечень требований к сиденьям, оформлению.

К ним относятся дополнительные средства управления, доступные только водителю. Огнетушители, аптечки, «молотки» для выбивания окон в аварийной ситуации – всё должно присутствовать в автобусе. Дополнительный бензин, колеса, набор инструментов, вода также являются обязательными требованиями к выпуску транспорта в поток.

Для разных классов автобусов предназначены свои правила передвижения. Был установлен перечень  автобусов, разделенный на 5 классов. Например, 1 звезда и, соответственно, 1 класс – это транспорт, созданный для недолгих поездок по городу или в близкий пригород (до 40 минут). 2 класс – автобусы с более комфортными условиями для внутренних переездов или туризма на небольшие расстояния и так далее, 3, 4 (стандартные классы). 5 класс – люкс.

Сидения, расстояния для ног, наличие кондиционеров – всё складывается индивидуально на заводе или реже перевозчиком/водителем.

Классификация автобусов

Автобусы бывают совсем разные. По дизайну, способу передвижения, количество оснащения, компоновке, размеру. Рассмотрим несколько классификаций.

По назначению

Для поездок в городе используется один вид транспорта, для пригородных путей – второй, для туристических – третий.

Городской. Применяется для перевозки людей в городе в основном по ровным дорогам. В автобусе всегда много мест для сидения и проезда стоя. В большинстве автобусов используются 2 двери, иногда появляется третья. Они предназначены для быстрого выхода и входа пассажиров. У такого транспорта низкий пол, удобные яркие поручни, большие площадки для стоячих мест. На заводах создают дополнительное освещение, оборудование для отопления (для комфортной поездки в любое время года). Такой тип автобуса быстро поворачивается на дорогах.

Пригородный. Используется для езды из одного города в другой. В транспорте много сидячих мест и практически нет площади для стоячих мест. Этот автобуса создается одновременно и для городской езды, и для пригородной. В сравнении с предыдущим типом, обладает большей скоростью.

Туристический. Дальние перевозки в другие города/страны. Нет стоячих мест, только сидячие. В автобусах создано место для багажа, узкий проход и много сидений с большим расстоянием между рядами для комфортной поездки. В транспорте могут появляться холодильник, туалет, гардероб. Это зависит от предназначения и общего времени, рассчитанное на поездку. Превышать скорость нельзя во время передвижения запрещено, резко останавливаться тоже.

Для туристического транспорта составлены свои требования. Например, обязательно должны быть сидения с откидной спинкой, подставка для ног, большие панорамные окна, достаточно глубокий багажный отдел, вентиляционное оборудование. В разных сторонах страны производятся отличающиеся друг от друга автобусы. Для северных городов делается акцент на отоплении, системе звукоизоляции, защите от ветра. Для южных – солнцезащитная пленка, наличие качественного кондиционирования. Для горных – тормоз-замедлитель, измененные ремни безопасности.

По вместимости

Вместимость – это количество сидячих и стоячих мест. Указывается на панели за водителем. Обычно от 30 мест и выше. Вместимость у автобусов разных типов также отличается между собой. Например, городской транспорт включает и сидячие, и стоячие места – их обычно много. Туристический автобус перевозит пассажиров только в сидячем положении, так что вместимость у него ниже.

По габаритам

Предыдущая классификация (по вместимости) полностью зависит от габаритов: длины и ширины транспорта. Различают следующие технические виды автобусов:

·         особо малый – до 5 метров;

·         малый – до 7,5 метров, включает до 40 мест;

·         средний – до 9,5 метров, включает до 65 мест;

·         большой – до 12 метров, включает до 110 мест;

·         особо большой – до 16,5 включает до 110 мест (длина возрастает из-за наличия удобств: туалет, холодильник и т.д.).

По количеству этажей

Тут все просто. Одноэтажные – классические автобусы. Полутораэтажные – место выделяется под багажный отсек, а места для сидения «поднимаются». Двухэтажные – туристические, экскурсионные автобусы, пользующиеся спросом за пределами России.

Другие классификационные признаки

Дополнительно выделяют переднемоторные и заднемоторные автобусы. Их производят разные марки, транспорт закупается индивидуально. Бывают капотные и бескапотные автобусы. Обычно у вторых плоское «лицо», они близко подъезжают к легковым автомобилям и уплотняют поток в пробке. Стараются занимать меньше пространства, если простым языком. Еще есть высоко палубные, низкопольные – отдельные категории.

По типу двигателя выделяют бензиновые, дизельные, газовые. Широко распространены газовые автобусы, но также пользуются спросом дизельные. Транспорт на бензине встречается реже из-за затрат на топливо.

Специальные автобусы

Специальные автобусы изначально были «обычными». Их переоборудовали, на транспорт наклеили стикеры, поставили водителям определенную цель и выделили другой маршрут.

Различают:

Медицинский. Имеется в виду не маршрутное такси, а полноценный автобус. В него помещается реанимационная бригада или лаборатория. Нечасто можно увидеть в городе и пригороде. Используются при тяжелых ДТП, перевозке людей из одной больницы в другую.

Школьный. База – любой автобус, старый, новый. Вариант используется для перевозки детей в городе и за его пределами. Чаще всего появляется в селах/деревнях/поселках городского типа. Туда «доставляют» детей для дополнительного или основного обучения. Это происходит так: автобус забирает детей из разных регионов края и везет их в одно место. Ожидает, отвозит обратно. В городе машиной пользуются во время экскурсии или так же: для перевозки детей из одного места в другое. Транспорт обязательно оборудован ремнями безопасности, сидения рассчитаны для детей, присутствуют низкие поручни. Цвет автобуса всегда ярко-желтый, с красной надписью «ДЕТИ» и соответствующим знаком на лобовом, заднем стеклах.

Вахтовый. В народе называется «вахта». Используется для доставки рабочих к месту работы и обратно. Мало чем отличается от других автобусов. На транспорте может быть прикреплена наклейка о месте организации, чтоб другие люди не путали вахтовый автобус с городским.

Рекламный. Тут 2 типа. Первый вид – это водитель и оборудование в кузове, которое с помощью громкоговорителя или динамиков распространяет информацию для людей. Второй тип включает водителя и бригаду людей, которые ездят по городу, останавливаются в особо оживленных районах и рассказывают рекламу.

Ритуальный. Для автобусов есть важное требование: на окнах в салоне должны быть шторки, занавески или тонировка. Мера предосторожности от любопытных глаз и для верующих в приметы – от сглаза.

Аварийно-спасательная служба. Выделяются яркими цветами. Внутри оборудование, 4-5 человек. Ездят быстро, при возможности им нужно уступать дорогу.

Перронный. Доставляют пассажиров от самолета к аэропорту и наоборот. В них минимум сидячих мест – примерно 10 на весь автобус, низкие ступени, много поручней, большое пространство для езды стоя. Иногда к транспорту прикрепляется трап – даже не нужно выходить из автобуса.

Экскурсионный. Его еще называют самоходный, хотя внутри присутствует водитель. Всегда выше городского транспорта. Яркий снаружи, удобный внутри. Окна могут быть наполовину открыты в летнее время. Также бывают модели с открытым верхом или двухэтажные. Этот тип постоянно дорабатывают и изменяют.

Общие характеристики современного пассажирского транспорта

Модели из СССР перестают ездить по дорогам. Вместо них уже давно запустили новый, тихий транспорт. Он красиво выглядит снаружи, оборудован деталями для более комфортной езды. В него встроены дополнительные средства безопасности и датчики контроля движения. Много внимания уделено месту водителя: удобное кресло, гидроусилитель руля, средства для облегчения управления автобусом. Во многих моделях подключены средства для бесконтактной оплаты проезда. Автобусы обеспечивают комфортабельность пассажиров при езде в городе и за его пределами. Выбор транспорта осуществляется в основном транспортными компаниями, в редких случаях – водителем.

Популярные марки и модели

Городской транспорт производится российскими марками: Газель, УАЗ, ЗИЛ, ЛиАЗ. Их каждый видит в городе каждый день. Иностранные автозаводы также производят автобусы. К зарубежным маркам относятся Мерседес, Вольво (тоже часто можно увидеть обоих производителей), Сетра, МАН, Ивеко и т.д. Спросом пользуются и российские производители, и иностранные.

Вопросы и ответы:

Сколько мест в пассажирском автобусе? Вместимость автобуса зависит от его длины, назначения (международный, межобластной или внутригородской) и класса. 12-метровые автобусы вмещают до 90 пассажиров, в сочлененных моделях их более 90.

Как делятся автобусы в зависимости от класса? Все пассажирские автобусы классифицируются по: назначению, длине, пассажировместимости (малый, средний и большой класс), типу кузова, компоновке, конструкции, числу салонов.

Сколько существует классов автобусов? Всего существует два класса автобусов: пассажирский и специальный. Во втором случае это усовершенствованная версия пассажирского автобуса.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Аварийно химические опасные вещества

Аварийно химические опасные вещества (аммиак, хлор). Их воздействие на организм человека. Предельно допустимые и поражающие концентрации

Растет ассортимент применяемых в промышленности, сельском хозяйстве и быту химических веществ. Некоторые из них токсичны и вредны. При проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовые поражения лю­дей, животных, приводят к заражению воздуха, почвы, воды, растений. Их на­зывают аварийно химические опасные вещества(АХОВ). Определенные виды АХОВ находятся в больших количествах на предприятиях, их производя­щих или использующих в производстве. В случае аварии может произойти по­ражение людей не только непосредственно на объекте, но и за его пределами, в ближайших населенных пунктах.

Крупными запасами опасных веществ располагают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и не­фтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, промыш­ленности минудобрений.

Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясо-мо­лочной промышленности, холодильниках, торговых базах, различных АО, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Наиболее распространенными из них являются хлор, аммиак, сероводород, двуокись серы (сернистый газ), нитрил акриловой кислоты, синильная кислота, фосген, метилмеркаптан, бензол, бромистый водород, фтор, фтористый водо­род.

Хлор

При нормальных условиях газ желто-зеленого цвета с резким раздражающим специфическим запахом. При обычном давлении затвердевает при -101 °С и сжи­жается при -34° С. Тяжелее воздуха примерно в 2,5 раза. Вследствие этого сте­лется по земле, скапливается в низинах, подвалах, колодцах, тоннелях.

Ежегодное потребление хлора в мире достигает 40 млн.

т.

Используется он в производстве хлорорганических соединений (винил хло­рида, хлоропренового каучука, дихлорэтана, хлорбензола и др.). В большинстве случаев применяется для отбеливания тканей и бумажной массы, обеззаражи­вания питьевой воды, как дезинфицирующее средство и в различных других отраслях промышленности.

Хранят и перевозят его в стальных баллонах и железнодорожных цистернах под давлением. При выходе в атмосферу дымит, заражает водоемы.

В первую мировую войну применялся в качестве отравляющего вещества уду­шающего действия. Поражает легкие, раздражает слизистые и кожу.

Первые признаки отравления — резкая загрудинная боль, резь в глазах, сле­зоотделение, сухой кашель, рвота, нарушение координации, одышка. Сопри­косновение с парами хлора вызывает ожоги слизистой оболочки дыхательных путей, глаз, кожи.

Воздействие в течение 30 — 60 мин при концентрации 100 — 200 мг/м

3 опас­но для жизни.

Если все-таки произошло поражение хлором, пострадавшего немедленно вы­носят на свежий воздух, тепло укрывают и дают дышать парами спирта или воды.

При интенсивной утечке хлора используют распыленный раствор каль­цинированной соды или воду, чтобы осадить газ. Место разлива заливают ам­миачной водой, известковым молоком, раствором кальцинированной соды или каустика с концентрацией 60 —80% и более (примерный расход — 2л раствора на 1 кг хлора).

Аммиак

При нормальных условиях бесцветный газ с характерным резким запахом («нашатырного спирта»), почти в два раза легче воздуха. При выходе в атмос­феру дымит. При обычном давлении затвердевает при температуре -78°С и сжижается при -34°С. С воздухом образует взрывоопасные смеси в пределах 15 — 28 объемных процентов.

Растворимость его в воде больше, чем у всех других газов: один объем воды поглощает при 20°С около 700 объемов аммиака, 10%-й раствор аммиака посту­пает в продажу под названием «нашатырный спирт». Он находит применение в медицине и в домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен и т.д.). 18-20%-й раствор называется аммиачной водой и используется как удобрение.

Жидкий аммиак — хороший растворитель большинства органических и не­органических соединений.

Мировое производство аммиака ежегодно составляет около 90 млн.т. Его используют при получении азотной кислоты, азотосодержащих солей, соды, мочевины, синильной кислоты, удобрений, диазотипных светокопировальных материалов. Жидкий аммиак широко применяется в качестве рабочего веще­ства (хладагента) в холодильных машинах и установках.

Перевозится в сжиженном состоянии под давлением. Предельно допустимые концентрации (ПДК) в воздухе населенных мест: среднесуточная и максималь­но разовая — 0,2 мг/м

3, в рабочем помещении промышленного предприятия — 20 мг/м3. Если же его содержание в воздухе достигает 500 мг/м3, он опасен для вдыхания (возможен смертельный исход).

Вызывает поражение дыхательных путей. Признаки: насморк, кашель, зат­рудненное дыхание, удушье, учащается сердцебиение, нарастает частота пуль­са. Пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, вызыва­ют жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах, слезотечение. При сопри­косновении жидкого аммиака и его растворов с кожей возникает обмороже­ние, жжение, возможен ожог с пузырями, изъязвления.

Если поражение аммиаком все же произошло, следует немедленно вынести пострадавшего на свежий воздух. Транспортировать надо в лежачем положе­нии. Необходимо обеспечить тепло и покой, дать увлажненный кислород. При отеке легких искусственное дыхание делать нельзя.

В случае аварии необходимо опасную зону изолировать, удалить людей и не допускать никого без средств защиты органов дыхания и кожи. Около зоны следует находиться с наветренной стороны. Место разлива нейтрализуют сла­бым раствором кислоты, промывают большим количеством воды. Если про­изошла утечка газообразного аммиака, то с помощью поливомоечных машин, авторазливочных станций, пожарных машин распыляют воду, чтобы погло­тить пары.

Зоны заражения АХОВ

В большинстве случаев при аварии и разрушении емкости давление над жид­кими веществами падает до атмосферного, АХОВ вскипает и выделяется в атмосферу в виде газа, пара или аэрозоля. Облако газа (пара, аэрозоля) АХОВ, образовавшееся в момент разрушения емкости в пределах первых 3 минут, называется первичным облаком зараженного воздуха. Оно распространяется на большие расстояния. Оставшаяся часть жидкости (особенно с температу­рой кипения выше 20°С) растекается по поверхности и также постепенно ис­паряется. Пары (газы) поступают в атмосферу, образуя вторичное облако зараженного воздуха, которое распространяется на меньшее расстояние.

Таким образом, зона заражения АХОВ — это территория, зараженная ядо­витыми веществами в опасных для жизни людей пределах (концентрациях).

Глубина зоны распространения зараженного воздуха зависит от концентрации АХОВ и скорости ветра. Например, при ветре 1 м/с за один час облако от места аварии удалится на 5 — 7 км, при 2 м/с — на 10 — 14, а при З м/с — на 16 — 21 км. Значительное увеличение скорости ветра (6-7 м/с и более) способствует его быстрому рассеиванию. Повышение температуры почвы и воздуха ускоряет ис­парение АХОВ, а следовательно, увеличивает концентрацию его над заражен­ной территорией.

На глубину распространения АХОВ и величину его концент­рации в значительной степени влияют вертикальные перемещения воздуха, как мы говорим, погодные условия.

Форма (вид) зоны заражения АХОВ в значительной мере зависит от скорости ветра. Так, например, при скорости менее 0,5 м/с она принимается за окружность, при скорости от 0,6 до 1 м/с — за полуокружность, при скорости от 1,1 м/с до 2 м/ с — за сектор с углом в 90°, при скорости более 2м/с — за сектор с углом в 45°.

Надо иметь в виду, что здания и сооружения городской застройки нагреваются солнечными лучами быстрее, чем расположенные в сельской местности. По­этому в городе наблюдается интенсивное движение воздуха, связанное обычно с его притоком от периферии к центру по магистральным улицам. Это способ­ствует проникновению АХОВ во дворы, тупики, подвальные помещения и со­здает повышенную опасность поражения населения. В целом можно считать, что стойкость АХОВ в городе выше, чем на открытой местности.

Вот почему все население, проживающее вблизи химически опасного объекта, должно знать, какие АХОВ используются на этом предприятии, какие ПДК уста­новлены для рабочей зоны производственных помещений и для населенных пун­ктов, какие меры безопасности требуют неукоснительного соблюдения, какие средства и способы защиты надо использовать в различных аварийных ситуаци­ях.

Защита от АХОВ


Защитой от АХОВ служат фильтрующие промышленные и гражданские проти­вогазы, промышленные респираторы, изолирующие противогазы, убежища ГО.

Промышленные противогазы надежно предохраняют органы дыхания, глаза и лицо от поражения. Однако их используют только там, где в воздухе содер­жится не менее 18% кислорода, а суммарная объемная доля паро- и газообразных вредных примесей не превышает 0,5%.

Недопустимо применять промышленные противогазы для защиты от ни­зкокипящих, плохо сорбирующихся органических веществ (метан, ацетилен, эти­лен и др.)

Если состав газов и паров неизвестен или их концентрация выше максимально допустимой, применяется только изолирующие противогазы ИП-4 и ИП-5.

    

Коробки промышленных противогазов строго специализированы по на­значению (по составу поглотителей) и отличаются окраской и маркировкой. Некоторые из них изготавливаются с аэрозольными фильтрами, другие без них. Белая вертикальная полоса на коробке означает, что она оснащена филь­тром.

Рассмотрим несколько примеров по основным АХОВ. Для защиты от хлора можно использовать промышленные противогазы марок А (коробка ко­ричневого цвета), БКФ (защитного), В (желтого), Г (половина черная, пол­овина желтая), а также гражданские противогазы ГП-5, ГП-7 и детские.

          

А если их нет? Тогда ватно-марлевую повязку, смоченную водой, а лучше 2%-м раствором питьевой соды.

От аммиака защищает противогаз с другой коробкой, марки КД (серого цве­та) и промышленные респираторы РПГ-67КД, РУ-60МКД.

      

У них две сменных коробки (слева и справа). Они имеют ту же маркировку, что и противогазы. Надо помнить, что гражданские противогазы от аммиака не защищают. В крайнем случае надо воспользоваться ватно-марлевой повязкой, смоченной водой или 5%-м раствором лимонной кислоты.

Для защиты от АХОВ в очаге аварии используются в основном средства ин­дивидуальной защиты кожи (СИЗК) изолирующего типа, общевой­сковой защитный комплект ОЗК.

Для населения рекомендуются подручные средства защиты кожи в комплекте с противогазами. Это могут быть обычные непромокаемые накидки и плащи, а также пальто из плотного толстого материала, ватные куртки. Для ног — рези­новые сапоги, боты, калоши. Для рук — все виды резиновых и кожаных перча­ток и рукавицы.

В случае аварии с выбросом АХОВ убежища обеспечивают надежную за­щиту. Во-первых, если неизвестен вид вещества или его концентрация слиш­ком велика, можно перейти на полную изоляцию (третий режим), можно также какое-то время находиться в помещении с постоянным объемом воздуха. Во-вторых, фильтропоглотители защитных сооружений препятствуют проникно­вению хлора, фосгена, сероводорода и многих других ядовитых веществ, обес­печивая безопасное пребывание людей.

В крайнем случае при распространении газов, которые тяжелее воздуха и сте­лются по земле, как хлор и сероводород, можно спасаться на верхних этажах зда­ний, плотно закрыв все щели в дверях, окнах, задраив вентиляционные отверстия.

Выходить из зоны заражения нужно в одну из сторон, перпендикулярную на­правлению ветра, ориентируясь на показания флюгера, развевание флага или любого другого куска материи, наклон деревьев на открытой местности.

Первая помощь пораженным АХОВ

Она складывается из двух частей. Первая — обязательная для всех случаев поражения, вторая — специфическая, зависящая от характера воздействия вред­ных веществ на организм человека.

Итак, общие требования. Надо как можно скорее прекратить воздействия АХОВ. Для этого необходимо надеть на пострадавшего противогаз и вынести его на свежий воздух, обеспечить полный покой и создать тепло. Расстегнуть ворот, осла­бить поясной ремень. При возможности снять верхнюю одежду, которая может быть заражена парами хлора, сероводорода, фосгена или другого вещества.

Специфические. Например, при поражении хлором, чтобы смягчить раздра­жение дыхательных путей, следует дать вдыхать аэрозоль 0,5%-го раствора пи­тьевой соды. Полезно также вдыхать кислород. Кожу и слизистые промывать 2%-м содовым раствором не менее 15 мин. Из-за удушающего действия хлора пострадавшему передвигаться самостоятельно нельзя. Транспортируют его толь­ко в лежачем положении. Если человек перестал дышать, надо немедленно сде­лать искусственное дыхание методом «изо рта в рот».

При поражении аммиаком пострадавшему следует дышать теплыми водяными парами 10%-го раствора ментола в хлороформе, дать теплое молоко с боржоми или содой. При удушье необходим кислород, при спазме голосовой щели — тепло на область шеи, теплые водяные ингаляции. Если произошел отек легких, искусственное дыхание делать нельзя. Слизистые и глаза промывать не менее 15 мин водой или 2%-м раствором борной кислоты. В глаза закапать 2-3 капли 30%-го раствора альбуцида, в нос — теплое оливковое, персиковое или вазели­новое масло. При поражении кожи обливают чистой водой, накладывают при­мочки из 5%-го раствора уксусной, лимонной или соляной кислоты.