Датчик кислорода (лямбда зонд): как проверить, как работает
Главная > Полезное, Ремонт > Датчик кислорода (лямбда зонд): как проверить, как работает
Как Вы могли понять из названия, сейчас речь пойдет о датчике кислорода или, как его ещё называют лямбда зонд. Как обычно, я расскажу как он устроен, как работает и как его можно самостоятельно проверить у себя в гараже при помощи обычного мультиметра.
Лямбда зонд нужен для того, что бы корректировать топливовоздушную смесь в двигателе автомобиля. Каким образом он это делает? Так как датчик установлен непосредственно в выпускном коллекторе перед катализатором, то через его чувствительный элемент проходят выхлопные газы, он анализирует их состав, а именно то количество кислорода которое в них содержится, и посылает в ЭБУ необходимый сигнал в виде напряжения. Если кислорода слишком много, т.е. смесь бедная, то напряжение будет низким, если же наоборот — мало, т.
е. смесь богатая, то напряжение будет высоким. В идеале сигнал должен быть в виде синусоиды, которая изменяется в пределе от 0.1 до 0.9В с частотой плюс/минус 1 секунда. Опираясь на этот сигнал ЭБУ делает нужные коррекции смеси.
Теперь давайте на примере самого распространенного датчика кислорода, а именно датчика на основе диоксида циркония, по-быстрому разберём его принцип работы. Как я уже сказал за основу взят диоксид циркония. Он с внешней и внутренней стороны покрыт тонким слоем платины (платиновое напыление), которая так же выполняет роль и электродов выходного сигнала. Внешняя сторона непосредственно взаимодействует с выхлопными газами, а внутренняя — с наружным воздухом, который попадает в середину датчика через отверстия для проводов. Разное количество ионов кислорода, которые содержатся в окружающем воздухе и выхлопных газах, вызывает разность напряжения на электродах датчика. Таким образом лямбда зонд определяет количество кислорода в выхлопных газах.
Здесь так же необходимо заметить, что ДК могут быть 1-но, 2-х, 3-х и 4-х контактные.
Признаки неисправности датчика кислорода
Какие могут быть признаки неисправности кислородного датчика? Во-первых, могут появиться соответствующие ошибки — низкий либо высокий сигнал датчика, отсутствие сигнала, обрыв цепей и т.д. Это коды от P0130 до P0140. Во-вторых, так же нужно понимать, что с неисправным лямбда зондом смесь в двигателе будет готовиться неправильная, а из-за этого могут проявляться все признаки работы двигателя на неправильной смеси, т.е. это бедная смесь, богатая смесь (и соответствующие ошибки), повышенный расход топлива, неустойчивая работа на холостом ходу, плавающие обороты и прочее. Так же справедливо и обратное — та же бедная смесь, которая может быть из-за подсоса воздуха, к примеру, может вызвать ошибку “Низкий уровень сигнала ДК”.
И что бы быть уверенным, что все проблемы именно из-за кислородного датчика его, конечно же, необходимо проверить.
Проверка датчика кислорода
Для начала, можно проверить нагреватель датчика и его цепь, особенно если есть ошибки по нагревателю. Проверяется он путем измерения сопротивления. Сопротивление исправного нагревателя должно быть в пределах 10Ом, все зависит от модели. Ни в коем случае не должно быть обрыва или короткого замыкания.
Работоспособность самого датчика можно проверить 2-мя способами — измерить выходной сигнал мультиметром или же подключить к автомобилю диагностическое оборудование и посмотреть показания датчика кислорода через него. Так же, вместо мультиметра можно использовать осциллограф, что вообще будет круто.
Вы можете использовать любой из этих способов, но я покажу на примере с подключением сканера. Проводить проверку лямбда зонда нужно строго на прогретом двигателе.
И так, подключаемся и находим показания датчика кислорода. Лучше всего отобразить их в виде графика. На не прогретом датчике показания должны быть в виде ровной линии на значении 0.45 В. Если они отличаются более чем на +- 0.2 В — то датчик неисправен, либо неисправность в его проводке (возможно окисление контактов). После прогрева показания датчика должны начать рисовать синусоиду от 0.1 до 0.9 вольт с частотой изменения примерно 1с. Если частота намного дольше или показания изменяются с другой амплитудой, то такой датчик можно считать неисправным.
Так же можно сделать небольшой подсос воздуха во впуск и посмотреть, отреагирует ли на это лямбда. В этом случае сигнал должен упасть до 0.1В. Или же наоборот немного обогатить смесь вбрызнув во впуск немного эфира или очистителя карбюратора. При этом показания лямбды должны вырасти до 0.9В.
Если датчик кислорода не будет реагировать на подсос воздуха или обогащение смеси, то его можно считать нерабочим.
youtube.com/embed/2ZvPi77pEo0″ title=»YouTube video player» allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» frameborder=»0″/>Проверка датчика кислорода ЭСУД двигателя 2111 ВАЗ 21083
Проверить сам датчик концентрации кислорода (ДК) в отработанных газах (Лямбда-зонд) на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем 2111 и ЭСУД можно только заменив его заведомо исправным. Но, в любом случае всегда следует проверять его электрическую цепь, так как возможно неисправность имеется не непосредственно в датчике кислорода, а в его электрической цепи.
Для проведения проверки необходимо иметь мультиметр (автотестер) с режимом вольтметра.
Порядок проверки датчика кислорода автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
1. Отсоединяем соединительную колодку от датчика кислорода.
Зажигание должно быть выключено. Открываем капот находим колодку и разъединяем ее.
2. Включаем зажигание.
3. Устанавливаем мультиметр в режим вольтметра.
4. Присоединяем выводы мультиметра к контактам колодки проводов.
Присоединяем выводы к контактам соединительной колодки датчика кислорода согласно схеме.
Минусовой провод мультиметра на «массу», «плюсовой» на вывод «В» колодки жгута проводов к датчику кислорода (выводы в колодке помечены).
Проверка электрической цепи нагревательного элемента датчика кислорода (ДК)Таким образом проверяем поступление электрического тока на нагревательный элемент датчика кислорода. Напряжение на выводе «В» должно составлять 12 В. Если оно меньше или вообще отсутствует, то возможен «обрыв» в проводе, либо разряжена АКБ, либо неисправен блок управления ЭСУД.
«Минусовой» провод на вывод «С» колодки жгута проводов к датчику, «плюсовой» на вывод «А».
Проверка наличия опорного напряжения с ЭБУ на датчик кислородаТаким образом проверяем управляющую цепь (наличие опорного напряжения с ЭБУ).
Напряжение на выводах должно быть 0,45 В. Если его нет или оно отличается более чем 0,02 В – неисправна цепь питания («обрыв») или ЭБУ.
Поиск провода с «обрывом» можно провести по схеме ЭСУД. См. «Схема ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 под нормы ЕВРО 2». и схеме «Устройство датчика кислорода ВАЗ 21083 инжектор».
Примечания и дополнения
— Датчики кислорода имеются в ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 под Евро 2 и выше.
— По цвету отложений на датчике кислорода можно определить неисправность двигателя или системы впрыска топлива. Черные отложения (сажа) — двигатель работает на переобогащенной топливной смеси, белый порошкообразный налет — датчик «отравлен» кремнием (при ремонте двигателя скорее всего применялся герметик — источник кремния), так же белые или зеленоватые отложения могут свидетельствовать о попадании охлаждающей жидкости в камеры сгорания (пробита прокладка под головку блока, либо трещины в блоке цилиндров), коричневый нагар — избыток моторного масла попадает в камеры сгорания и выпускную систему (засорена вентиляция картера, изношена поршневая группа или клапана).
Еще статьи по проверке датчиков ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Реле и предохранители ЭСУД ВАЗ 2108, 2109, 21099 (инжектор)
— Проверка ДПКВ инжекторного двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как работает система впрыска топлива двигателя 2111
— Проверка регулятора холостого хода (РХХ) двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
Подписывайтесь на нас!
Автор MechanikОпубликовано Рубрики ЭСУД ВАЗМетки 21083, ВАЗ, датчик, ДК, инжектор, кислорода, проверка, ЭСУД 8 391 viewsКак проверить датчик кислорода с помощью мультиметра
Датчик кислорода можно проверить с помощью мультиметра. Большинство нагревателей имеют внутреннее сопротивление от 10 Ом до 20 Ом.
Датчик o2 представляет собой небольшое устройство, состоящее из наконечника датчика, помещенного в вытяжной вентилятор, для измерения содержания кислорода в выхлопных газах.
Он играет решающую роль в предотвращении выброса многочисленных опасных газов в окружающую среду.
Если воздух увеличивается в двигателе, измерение составляет около от 200 мА до 300 мА . Когда вы тестируете датчик o2, он будет отличным датчиком o2, если он имеет диапазон от 0,001 до 0,200 вольт . Предохранитель находится в кислородном датчике. Каждый предохранитель нужно проверять.
Давайте узнаем об этом подробнее:
Содержание
Что такое датчик кислорода
Датчики кислорода, также известные как датчики кислорода или лямбда-датчики, представляют собой удобные портативные устройства, используемые для измерения количества несгоревшего кислорода в выхлопных газах автомобиля. Он координирует свои действия с блоком управления двигателем для обеспечения наилучшего соотношения воздух-топливо.
Типы датчиков кислорода
Эти датчики кислорода классифицируются по количеству подключенных проводов. Некоторые из них имеют пару проводов, некоторые поставляются с тремя кабелями, а самый популярный тип — с четырьмя проводами.
Этот гаджет можно проверить с помощью многих инструментов, таких как мультиметр/вольтметр, токоизмерительные клещи, осциллограф и т. д.На рынке доступно много типов датчиков кислорода, но три основных типа датчиков кислорода перечислены ниже:
наиболее часто используемый датчик, либо с подогревом, либо без обогрева. Он используется для измерения тепла, выходящего из выхлопных газов. Поскольку выхлоп нагревается медленно, скорость датчика также низкая.
Широкополосный датчик 02
Это новое изобретение. Он производит соответствующее соотношение густой и жидкой смеси, чтобы поддерживать баланс двигателя.
Датчик Titania 02
Кислородный датчик Titania представляет собой керамический датчик, который обычно используется в некоторых моделях автомобилей. Он работает по-другому, так как удерживает соотношение топлива и сопротивления обратно пропорциональным. Это означает, что когда плотность топлива богата, это уменьшает его сопротивление, а когда плотность топлива бедна, оно увеличивает его сопротивление.
Зачем использовать кислородный датчик
Кислородный датчик измеряет содержание кислорода в воздухе и отводит дым из камер сгорания. Эксперименты показали, что кислородные датчики необходимо проверять перед установкой или во время работы установки.
Кроме того, мультиметр может быть хорошей альтернативой, если сканер не работает. Показания, предоставляемые мультиметром, необходимы для ЭБУ, который является сокращением от блока управления двигателем автомобиля. Таким образом, ECU может соответствующим образом управлять соотношением топлива и кислорода в автомобиле, своевременно фиксируя его.
Ниже рассмотрен процесс проверки кислородных датчиков мультиметром.
Кислородный датчик и мультиметр
Вот быстрых шагов для проверки датчика O2 с помощью мультиметра необходимо выполнить следующие шаги:
- Сначала проверьте нагревательный элемент, включив мультиметр.
- Поскольку большинство мультиметров имеют внутреннее сопротивление от 100 до 200 Ом, установите циферблат на сопротивление 200 Ом.
- Считайте показания, отображаемые на экране цифрового мультиметра. Чтобы проверить, нормально ли чтение, рекомендуется обратиться к руководству по чтению.
- Для кислородного датчика с самоподогревом необходимо дать остыть нагревательному элементу.
- Теперь переключите мультиметр в режим « Voltage Mode».
- Широко распространенный циркониевый датчик, четырехжильный датчик, зондирует ненагревающиеся провода одинакового цвета.
- Наблюдайте за показаниями мультиметра; он будет показывать некоторые показания от 12В до 14В.
- Уровень кислорода всегда обратно пропорционален напряжению, а это означает, что чем ниже уровень кислорода, тем выше показание напряжения.
- Если на счетчике ноль или ничего, это означает, что нагревательный элемент в датчике кислорода не работает или датчик кислорода поврежден. Следовательно, это указывает на производительность мультиметра.
Давайте рассмотрим это более подробно ниже:
Как проверить датчик O2 с помощью мультиметра
Если что-то не так с датчиком o2, это может привести к сбоям в сгорании и связанных с ним функциях.
Уровни сопротивления варьируются от 15 до 20 Ом. Может быть неисправен датчик, который разомкнут или имеет низкое сопротивление.
Напряжение, создаваемое датчиком o2, составляет от 0,1 В до 0,9 В . Обеденная сторона имеет 0,1 В , а высокая сторона имеет 0,9 В .
Если напряжение в допустимых пределах, датчик o2 работает правильно. Если в системе возникает проблема с электричеством, неисправный датчик кислорода чрезмерно разряжает аккумулятор.
Верхний датчик измеряет количество загрязнений в выхлопных газах двигателя и отправляет эти данные в ЭБУ, который изменяет соотношение воздух-топливо.
Нижний датчик измеряет количество загрязняющих веществ, прошедших через каталитический нейтрализатор. Расход топлива уменьшился, что говорит о неисправности датчика o2.
- Идеальное напряжение, которое считывает датчик o2, составляет 0,4 В.
- Сначала переключите режим сопротивления на мультиметре.

- Затем подключите между собой провода заземления или питания нагревателя.
- Затем прочтите показания, отображаемые на мультиметре.
Проверка датчика кислорода
При проверке датчика кислорода необходимо знать тип датчика. Одним из самых популярных видов кислородных датчиков является циркониевый датчик. При проверке кислородного датчика необходимо знать тип датчика. Датчик O2 расположен в одном из двух мест в выхлопной трубе двигателя.
- Получите специальный датчик кислорода, который необходим для теста o2.
- Вы должны использовать мультиметр для проверки датчика кислорода.
- Пожалуйста, включите автомобиль и дайте ему прогреться, пока он не достигнет подходящей рабочей температуры, что занимает почти 20 минут.
- Пожалуйста, выключите двигатель после достижения необходимой температуры.
- Подсоедините красный щуп к сигнальному проводу кислородного датчика, а черный щуп к соответствующему заземлению.

Проверка датчика o2 Нагреватель
Если вы хотите проверить проверку датчика o2 с помощью мультиметра, используя тест сигнального провода, выполните следующие действия.
С помощью мультиметра следуйте приведенным ниже инструкциям, чтобы выполнить проверку сигнального провода контрольного кислородного датчика.
- Сначала убедитесь, что двигатель выключен, а затем проверьте еще раз.
- После этого переключите цифровой мультиметр на настройку Ом. Далее следует обратное зондирование провода заземления и кислородного датчика отопителя.
- Затем соедините красный щуп цифрового счетчика с проводом питания нагревателя, а черный щуп мультиметра с проводом массы нагревателя.
Пригодность датчика можно определить на следующем шаге, проверив, находятся ли показания мультиметра в диапазоне от 10 до 20 Ом.
Признаки отказа датчика o2
По этим признакам можно узнать о неисправности датчика o2.
Необходимо проверить яркий свет двигателя на приборной панели. Он начнет светиться, когда датчик неисправен.
При плохом обслуживании газа, сбое теста или более старом автомобиле неисправные датчики влияют на синхронизацию двигателя, периоды сгорания и другие важные операции. Было бы полезно, если бы вы могли следить за остановкой и постепенным ускорением.
ЗаключениеПроверив датчик o2, вы узнаете, есть ли у вас ужасный или подходящий датчик, чтобы вы могли немедленно его исправить. После тестирования вы можете определить, связана ли проблема с датчиком o2 или другими компонентами, такими как нагреватель датчика o2. Тестирование датчика o2 подтверждает его правильную работу.
Помогает найти поврежденный нагревательный элемент. Он помогает регулировать соотношение топлива и кислорода и полезен для системы блока управления двигателем.
Если в автомобиле неисправен датчик кислорода, он будет работать эффективно, а система ECU не сможет считать и правильно отрегулировать уровень кислорода в топливе.
Возможна неплотная связь с кислородным датчиком.
Связанные руководства:
- Как проверить катушку магнето с помощью мультиметра?
- Как проверить статор с помощью мультиметра?



Советы по проверке смога и тестированию на выбросы
С помощью этой информации компьютер выбросов может определить, следует ли подавать больше или меньше топлива в камеры сгорания.
В автомобилях только с датчиком O2 до CAT датчик будет расположен либо непосредственно перед каталитическим нейтрализатором, либо на выпускном коллекторе. В автомобилях с кислородным датчиком как до CAT, так и после CAT один датчик будет расположен непосредственно перед CAT, а другой сразу после него. Автомобили с двойной выхлопной системой могут иметь до четырех кислородных датчиков, контролирующих потоки выхлопных газов с обеих сторон двигателя. Двойные ряды двигателей и двигатели с двойным выхлопом обычно представляют собой модели V-6 или V-8.
В ситуации, когда форсунки подают слишком много топлива, это приводит к высоким выбросам CO и обогащению топливной смеси, что приводит к высоким выбросам HC.
Кислородный датчик посылает электрический сигнал в ЭБУ, позволяя компьютеру точно определить, сколько топлива он должен продолжать подавать в камеры сгорания. Если по какой-либо причине датчик 02 не передает на компьютер точную информацию или ленится подавать правильный сигнал, программа подачи топлива будет изменена.