Проверка обмотки статора генератора: Проверка статора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109

Проверка статора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109

Неисправностей у статора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций может быть как минимум две.

Это «обрыв» в его обмотках и короткое замыкание обмоток на «массу». Признаком неисправности генератора служит исчезновение зарядного тока. В этой ситуации после пуска двигателя на гаснет лампа разряда аккумуляторной батарей на щитке приборов, стрелка вольтметра стремится к красной зоне. Если измерить напряжение на выводах АКБ при работающем двигателе, то оно окажется ниже требуемых от генератора 37.3701 13.6 В. В ряде случаев при наличии короткого замыкания обмоток статора генератор издает характерный вой.

Необходимые инструменты

Мультиметр, автотестер или иной аналогичный прибор с режимом омметра

При отсутствии измерительного прибора необходима контрольная лампа (лампочка на 12 В с припаянными двумя проводами)

Подготовительные работы

— Снимаем генератор с двигателя автомобиля

— Разбираем генератор и извлекаем статор

— Очищаем статор от грязи

Проверка статора генератора 37.

3701
1. Проверяем на наличие «обрыва».

Прижимаем щупы мультиметра в режиме омметра к выводам обмотки статора.  Если «обрыва» нет, прибор покажет сопротивление в пределах 10 Ом. Если присутствует «обрыв» в обмотках статора, то есть ток по ним не проходит, то сопротивление стремится к бесконечности. Проверяем таким образом поочередно все три вывода.

Проверка обмоток статора генератора 37.3701 на «обрыв»

Если применяем контрольную лампу, то подаем минус от минуса АКБ на один из выводов обмотки статора (при помощи изолированного провода), а плюс через контрольную лампу на другой вывод. Лампа загорелась – все в норме, нет – «обрыв». Повторяем операцию поочередно для всех выводов.

2. Проверяем на наличие короткого замыкания.

Прижимаем минусовой щуп мультиметра в режиме омметра к статору, а плюсовой к любому выводу обмотки. Если короткого замыкания нет, сопротивление на приборе стремится к бесконечности. Повторяем операцию для каждого вывода обмотки.

Проверка статора генератора 37. 3701 на «короткое замыкание»

При проведении проверки статора генератора на короткое замыкание контрольной лампой подаем минус от вывода АКБ на статор, а плюс через контрольную лампу на любой вывод обмотки. Лампа загорелась – присутствует короткое замыкание, нет – все в норме. Повторяем процедуру для каждого вывода.

Примечания и дополнения

— Следует отметить, что аналогичные симптомы (кроме воя генератора) могут появиться при неисправности регулятора напряжения, диодного моста («пробит» диод), ротора генератора. Так как неисправность статора генератора встречается намного реже чем неисправность регулятора или диодного моста, то в первую очередь стоит проверить именно их, а затем приниматься за проверку статора.

Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ

— Проверка исправности ротора 37.3701 генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Не крутит стартер на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка диодного моста генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (без снятия генератора с двигателя)

— Горит лампа разряда АКБ после запуска двигателя на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Не работают стоп-сигналы на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Как снять (заменить) диодный мост генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099?

Подписывайтесь на нас!

Ошибка

  • Автомобиль — модели, марки
  • Устройство автомобиля
  • Ремонт и обслуживание
  • Тюнинг
  • Аксессуары и оборудование
  • Компоненты
  • Безопасность
  • Физика процесса
  • Новичкам в помощь
  • Приглашение
  • Официоз (компании)
  • Пригородные маршруты
  • Персоны
  • Наши люди
  • ТЮВ
  • Эмблемы
  •  
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ё
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ъ
  • Ы
  • Ь
  • Э
  • Ю
  • Я
Навигация
  • Заглавная страница
  • Сообщество
  • Текущие события
  • Свежие правки
  • Случайная статья
  • Справка
Личные инструменты
  • Представиться системе
Инструменты
  • Спецстраницы
Пространства имён
  • Служебная страница
Просмотры

    Перейти к: навигация, поиск

    Запрашиваемое название страницы неправильно, пусто, либо неправильно указано межъязыковое или интервики название. Возможно, в названии используются недопустимые символы.

    Возврат к странице Заглавная страница.

    Если Вы обнаружили ошибку или хотите дополнить статью, выделите ту часть текста статьи, которая нуждается в редакции, и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте простой инструкции.

    Метрел д.о.о.

    Современные материалы для изоляции электрических проводов прошли долгий путь со времен шелка и гуттаперчи (натуральный латекс), которые, как это ни парадоксально, нужно было держать во влажном состоянии, чтобы они прилипали к проводу и не падали. Они обладают несравненно лучшими диэлектрическими свойствами, дешевле и долговечнее, могут быть изготовлены в любой форме. Тем не менее, они не застрахованы от деградации такими элементами, как высокие и (очень) низкие температуры, УФ-излучение, перенапряжение, влажность и механические воздействия.

    Учитывая серьезные последствия отказа материалов, анализ изоляции является одним из основных методов оценки надлежащего функционирования практически любой электрической машины, прибора, установки или системы. Однако требования, рекомендации и стандарты между ними сильно различаются. Генераторы и другие (большие) вращающиеся электрические машины являются яркими примерами, поскольку изоляция подвергается большим нагрузкам, чем в других приложениях, особенно высоким температурам и механическим воздействиям. Тем не менее, он по-прежнему подвержен на первый взгляд таким обыденным элементам, как влага, которая при правильных условиях может нанести ущерб и непоправимо повредить машину.

     

    Влажность, температура и изоляция

    Независимо от используемого изоляционного материала основным эффектом влаги является (помимо физического разрушения материала, вызванного различными химическими процессами) создание токопроводящих путей утечки, которые приводят к значительному снижение диэлектрической прочности и, следовательно, увеличение вероятности (диэлектрического) пробоя. В случае генераторов воздушная влага может попасть внутрь машины через вентиляционные отверстия или незаметные щели в тех генераторах, которые имеют специальную замкнутую систему охлаждения (система жидкостного охлаждения).

    Колебания температуры внутри машины приводят к тому, что влага конденсируется в жидком виде и просачивается в изоляцию обмоток. Если нет возможности просушить обмотки или никто не проверил качество изоляции – машина может прослужить очень мало. Но влага может попасть в машину даже тогда, когда она не работает – т.е. при неправильных условиях хранения, под воздействием солнца и других вредных воздействий окружающей среды. Такая машина должна быть тщательно проверена перед вводом в эксплуатацию, и именно это должен был сделать инспектор по электробезопасности, аффилированный с Metrel, для генератора мощностью 100 кВт, который, как предполагалось, был подвержен воздействию влаги из-за условий хранения.

     

    Снят с хранения, но еще не эксплуатируется

    Генератор мощностью 100 кВт (3 фазы, 50 Гц, 400 В / 195 А, 1000 об/мин) около 10 лет использовался в микроавтобусе. гидроэлектростанция (турбина Фрэнсиса), пока станцию ​​не разобрали из-за проблем с потоком воды. Генератор тогда хранился на довольно ветхом складе, недалеко от бывшей электростанции, но возле небольшого пруда, вместе с некоторыми другими электрическими машинами, включая несколько больших электродвигателей. У последних была обнаружена плохая изоляция как статора (якоря), так и ротора, и они нуждались в ремонте, и возникло подозрение, что генератор, который собирались установить на новой (гидроэлектростанции), мог иметь аналогичные характеристики. проблемы.

     

    Испытание статора и ротора

    Генератор доставлен в ремонтную мастерскую производителя трансформаторов. Большое количество электромагнитных помех, которое может быть обнаружено в этой и подобных средах, может быть проблематичным при тестировании/измерении, но MI 3210 TeraOhm XA 10kV , который использовал инспектор, поставляется с экранированными измерительными проводами, которые значительно уменьшают эту проблему. Кроме того, он оснащен защитными входными клеммами, а измерительные провода поставляются с соответствующими соединительными проводами, что устраняет потенциальные токи утечки, которые возникают в результате загрязнения поверхности и влаги и могут повлиять на точность измерения.

    Прежде чем приступать к измерению/анализу сопротивления изоляции, следует более чем поверхностно подумать о желаемом минимальном сопротивлении для данной машины/системы. Вообще говоря, хорошим эмпирическим правилом является сопротивление не менее 1 МОм на каждый кВ. Однако это число (1 МОм) справедливо только при комнатной температуре (20 °C). При более высоких температурах требования возрастают очень быстро – на каждые 10 °C требования к сопротивлению увеличиваются более чем на 50 % (роторные машины класса B). Например, при 40 °C сопротивление должно быть не менее 2,5 МОм на каждый (номинальный) кВ.

    Взаимосвязь между влажностью и изменением сопротивления не так проста и сильно различается для разных изоляционных материалов, но все же можно с уверенностью сказать, что любая влага снижает сопротивление изоляции. В любом случае, инспектор подключил обмотки статора и статора генератора к MI 3210 TeraOhm XA 10kV и провел три отдельных измерения для каждой: метод времени нарастания/показатель поляризации (PI), коэффициент диэлектрической абсорбции (DAR) и испытание на диэлектрический разряд. Из этих трех лучшим выбором для оценки повреждения изоляции влагой является испытание на диэлектрический разряд (DD).

    Тестируемый объект находится под высоким напряжением в течение длительного периода времени, обычно от 10 до 30 минут. Затем напряжение отключают и измеряют разрядный ток. Измеренные (разрядные) токи генератора были, как и предсказывалось изначально, очень высокими, как и (очевидно) результат DD, более 5 (хорошее значение обычно ниже 2).

    В связи с этим был произведен капитальный ремонт генератора; ротор был снят и подвергнут тщательной очистке, как и статор. Оба были визуально проверены на наличие повреждений и хранились в отапливаемом помещении с контролируемой атмосферой до полного высыхания. После сборки генератор снова был оценен с помощью MI 3210 TeraOhm XA 10kV и справился с задачей – изоляция была признана хорошей, и генератор был введен в эксплуатацию на новой электростанции.

    Автономное диагностическое тестирование изоляции обмотки статора

    Многие конечные пользователи, производители и сервисные организации в настоящее время регулярно используют те или иные формы онлайновой технологии мониторинга, например, частичного разряда (ЧР), в качестве важного компонента прогнозируемого или основанного на состоянии программа технического обслуживания. Широкое и растущее использование таких методов привело к тому, что некоторые представители отрасли поставили под сомнение ценность проведения автономных диагностических испытаний для оценки состояния изоляции обмотки статора, если они имеют оперативный мониторинг. Традиционно многие коммунальные предприятия пользовались возможностью во время крупных отключений провести одно или несколько таких автономных испытаний, однако из-за экономических трудностей интервал между такими отключениями значительно увеличился. В прошлом частота простоев, при которых ротор демонтировался, составляла около пяти-шести лет; однако в настоящее время интервалы в 10–12 лет стали обычным явлением. Кроме того, многие руководители предприятий неохотно разрешают электрические испытания из-за опасений, что такие испытания могут повредить обмотку, даже если приложенное напряжение, используемое в подавляющем большинстве испытаний, ограничено номинальным рабочим напряжением между фазой и землей. Ниже мы обсудим роль, которую должны играть автономные тесты, наиболее часто используемые тесты и их правильное применение.

    Обсуждаются только те тесты, которые охватываются стандартами IEEE или IEC, а гипотоники переменного и постоянного тока исключаются, потому что это тесты типа «годен/не годен» с относительно небольшой диагностической ценностью.

    Сопротивление изоляции и индекс поляризации

    Измерение сопротивления изоляции является одним из самых основных и широко используемых тестов, используемых в промышленности. Испытание включает приложение заданного постоянного напряжения к изоляции заземляющей стены, и, в основном на основе тока утечки, определяется значение сопротивления после одной минуты приложения напряжения. Индекс поляризации получают путем дополнительного измерения сопротивления изоляции через 10 минут и деления этого значения на значение, измеренное через 60 секунд. Эти испытания регулируются стандартом IEEE 43, который определяет, помимо многих факторов, соответствующее приложенное напряжение (в зависимости от номинального напряжения машины), а также критерии приемлемости для сопротивления изоляции и индекса поляризации. До недавнего времени не существовало эквивалентного стандарта МЭК для этого типа испытаний, однако эта ситуация изменится в 2016 или 2017 году с предстоящей публикацией МЭК 60034-27-4. Как правило, эти тесты используются либо для определения того, что обмотка статора подходит для дальнейших диагностических испытаний, связанных с высоким напряжением, либо для проверки замыкания на землю в случае аварийного сигнала или отключения. В то время как диагностическое содержание испытания сопротивления изоляции считалось ограниченным из-за чувствительности к поверхностным токам утечки, последняя версия IEEE 43 включает руководство по более сложным методам интерпретации, которые могут дать представление об общем состоянии изоляции. Если машина остановлена ​​для проведения технического обслуживания, настоятельно рекомендуется выполнить этот тест.

    Емкость и коэффициент рассеяния

    Измерения емкости и коэффициента рассеяния регулярно используются производителями на протяжении десятилетий в качестве средства оценки качества и однородности отдельных стержней и катушек статора.

    Тестирование коэффициента рассеяния относится к широкому диапазону измерений диэлектрических потерь и также обычно называется тестом тангенса дельта или коэффициента мощности. Коэффициент мощности представляет собой котангенс угла потерь (дельта), тогда как коэффициент рассеяния представляет собой тангенс. При малых значениях угла потерь тангенс и котангенс практически одинаковы. Чем выше диэлектрические потери в изоляционном материале, тем выше коэффициент рассеяния. Дефекты изоляционной системы, такие как пустоты и расслоение, приводят к частичным разрядам, что является механизмом потерь. Таким образом, измерения коэффициента рассеяния могут использоваться для определения пустотности изоляционной системы. В отличие от испытания на частичный разряд, коэффициент рассеяния также включает информацию о системе объемной изоляции. Таким образом, может не быть точной корреляции между результатами, полученными при тестировании частичного разряда и коэффициента рассеяния. Часто коэффициент рассеяния получают при двух разных напряжениях, например, при 25 % и 100 % номинального рабочего напряжения между фазой и землей, для получения коэффициента рассеяния на входе.
    Предполагается, что при более низком напряжении система изоляции не подвержена частичным разрядам. Таким образом, наклон вверх используется как средство различения эффектов, вызванных объемом, и дефектов, таких как пустоты. Это тестирование регулируется стандартом IEEE 286 и недавно опубликованным стандартом IEC 60034-27-3. Оба документа содержат рекомендации по выполнению теста; однако стандарт IEC также включает критерии приемлемости для отдельных стержней и катушек статора, что для некоторых вызывает споры. Из-за сложностей, вызванных компонентами градации напряжения в машинах с номинальным напряжением 6,6 кВ и выше, такие критерии отсутствуют для измерений, выполняемых на полных обмотках статора. Таким образом, в связи с широкой доступностью онлайновых или автономных испытаний на частичный разряд этот тест становится менее популярным в качестве эксплуатационного теста.

    Частичный Разряд

    Автономные измерения частичного разряда используются для получения информации о содержании пустот в изоляционной системе. В отличие от измерения коэффициента рассеяния, которое пространственно усредняет результат испытания, испытание частичным разрядом чувствительно к тем пустотам с наибольшими размерами (которые вызывают наибольшую озабоченность). В тех случаях, когда онлайновое или автономное испытание частичных разрядов указывает на аномально высокие величины частичных разрядов, может быть развернуто тестирование зонда коронного разряда (или TVA), чтобы помочь в определении места этой активности. Испытания на частичный разряд также полезны для выявления других дефектов, таких как загрязнение поверхности и несоответствующие зазоры между фазами. Выявление таких проблем, возникающих в лобовых частях обмотки машин, значительно облегчается за счет использования дополнительных методов, таких как коронирующие (ультрафиолетовые) камеры, коронные датчики и ультразвуковые датчики. Подробное руководство по автономным методам испытаний на частичный разряд приведено в IEEE 1434 и IEC 60034-27. По сравнению с испытанием частичным разрядом в режиме онлайн и его аналогом в автономном режиме, проведение испытания при работающей машине имеет много преимуществ.

    Среди них:

    • Распределение напряжения правильное
    • Обмотка статора имеет повышенную температуру
    • Силы катушки/стержня присутствуют

    Короче говоря, существует ряд дефектных механизмов, например, незакрепленные обмотки, которые невозможно обнаружить с помощью автономного теста на частичные разряды. Кроме того, часто к результатам автономных измерений следует относиться с некоторой осторожностью, поскольку они могут быть пессимистичными по отношению к условиям эксплуатации. Например, автономные испытания частичных разрядов машин с водородным охлаждением почти всегда проводятся на воздухе при атмосферном давлении, что приводит к гораздо более высоким значениям частичных разрядов. Однако если считать, что эти результаты были бы наихудшими, то полученные таким образом данные по-прежнему имеют ценность. Существенным преимуществом тестирования частичных разрядов в автономном режиме является то, что оператор-испытатель может контролировать приложенное напряжение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *