Основы прохождения поворотов при гоночном вождении
При прохождении поворотов необходимо придерживаться следующей последовательности: торможение, оборот руля, набор скорости. Профессиональная техника вождения подразумевает, что одной работы рулем не достаточно. Обязательно необходимо изучить и основы прохождения поворотов.
Основное требование для чистого прохождения поворота
Тема использования руля и работы педалями при прохождении маневров вскользь была освящена в описании диаграммы трения: гонщику необходимо использовать сцепление с трассой наиболее эффективно в момент торможения, поворота руля и набора скорости. Ключом успешного прохождения является плавное выполнение всех трех этапов в одно движение.
«Прохождение поворота делиться на три этапа: торможение, поворот и набор скорости».
Начните с торможения
Приближаясь к повороту по прямому скоростному отрезку гоночного трека, необходимо как можно быстрее оттормозить до оптимальной для маневра скорости.
Пытайтесь выполнить резкое торможение. Показатель профессионально техники — умение определять точку в которой центробежная сила самая высокая и пытаться проходить ее на максимальной скорости, позволяющей сохранить управляемость.
Уменьшив скорость, начните работу рулем. Поднимите ступню с педали тормоза, для высвобождения сцепления требуемого для поворота, затем — поворот руля.
Резкие движения нужно избегать. Как было описано в статье о коэффициенте скольжения — автомобиль не следует за рулевым колесом как приклеенный. Ищите баланс управляемости делая плавные движения.
«Загрузка колес, как следствие — управляемость, изменяется исходя из торможения либо разгона. Игнорируя это, возникает риск потери контроля автомобиля».
Работа рулем
При поворотах автомобиль преодолевает центробежные силы. Идеальна та скорость прохождения при которой покрышки тихо повизгивают.
Пока Вы не вышли из маневра давать газ необходимо ровно столько, сколько его нужно для сохранения постоянной скорости. Авто не должно замедляться либо ускорять ход. Давление на педаль акселерометра необходимо изменять по необходимости. Пройдя вершину, плавно верните руль в центральное положение.
«Перед нажатием педали газа, необходимо вернуть центральное положение руля».
Такие действия высвободят часть сцепления с трассой которую можно использовать на ускорение. Когда машина перестала поворачивать, добавляйте газ. Чем раньше, тем лучше, но если начать разгоняться слишком рано, есть риск потерять управление. Преодолев вираж, при разгоне, главными являются два момента:
- плавно вернуть руль в центральное положение
- увеличивать скорость постепенно
«Крайне важно сохранять постоянный угол поворота руля. В случае резкой смены его положения можно «потерять» автомобиль».
Траектория и базовые основы прохождения поворотов
Оптимальной траекторией является последовательность:
- внешняя обочина
- внутренняя обочина
- внешняя обочина
Осуществляя вход старайтесь держаться внешней обочины, вершину проходите по внутренней, на выходе снова смещайтесь к внешней.
Суть маневра — увеличение радиуса, что позволит раньше перейти к разгону.
Помните о центробежной силе которая толкает авто в сторону внешней обочины. Чем меньше радиус и выше скорость, тем больше эта сила. Говоря проще — она уменьшается с увеличением радиуса поворота, позволяя проехать его с большей скоростью.
«Чем больше радиус маневра, тем больше допустимой скорости».
Главным недостатком этого способа является увеличение преодолеваемой дистанции. При прохождении затяжных (длинных) поворотов и на маломощных машинах, рекомендуется постоянно держаться внутренней обочины.
«Если вершина траектории находиться после фактической вершины, Вы сможете быстрее набрать скорость и увеличить разгонный участок».
Вершина — точка после прохождения которой Вы начнете возвращать руль в центральное положение, и повышать скорость.
Профессиональные гонщики устанавливают её возле фактической вершины поворота, визуально она не обозначается, водитель должен сам её определить и мысленно разместить на дороге.
В реальности ее сдвигают в сторону выхода, что позволяет быстрее набрать скорость увеличивая разгонный участок и сокращая время прохождения круга.
Подобную технику называют — «медленный вход — быстрый выход». Если под рукой есть схема трассы, Вы можете расчертить оптимальный маршрут используя циркуль. Установите вершину, начертите через нее дугу в сторону выхода (циркуль установите на оси симметрии). Прочертите крутую дугу со стороны входа так, чтобы вторая пересеклась с первой. Чертите дуги разного радиуса пока они не сольются в одну плавную кривую. После этого останется натренироваться, чтобы повторить эту кривую в реальности.
- Поместите точку 1 на внешней стороне выхода из поворота, проведите широкую дугу в сторону внутреннего края до точки 2.
- Прочертите ещё одну, соединив вершину и внешнюю сторону дороги на входе. Точка, в которой дуга пересечёт внешнюю сторону, — вход в поворот 3.

- Рассмотрев точки в порядке 3 -> 2 -> 1, Вы получите оптимальную траекторию
Особенности недостаточной и избыточной поворачиваемости
Реакция машины на действия водителя называется управляемостью, один из аспектов которой — поворачиваемость. Перемещаясь по оптимальной траектории, улучшение результата круга Вам гарантированно, но добиться этого не легко. Существуют моменты, когда машина слабо откликается на обороты руля или напротив, меняет направление чересчур резко. При недостаточной поворачиваемости машина не изменяет направление движения в той мере, на которую рассчитывает водитель. Обратная ситуация, автомобиль поворачивает больше чем надо, это избыточная поворачиваемость.
Общепринято: автомобили с задним приводом склонны к избыточной поворачиваемости, а с передним — к недостаточной. Существует множество причин вызывающих обе особенности.
Расположение двигателя (компоновка), одна из причин которая может приводить к недостаточной поворачиваемости на заднем или избыточной на переднем приводе. Вообразите, что машина двигается по замкнутому кругу. Если при добавлении газа начнется проскальзывание передних колес и радиус окружности возрастет, это недостаточная поворачиваемость. Если при этом задние колеса начнет сносить и машина направится к центу круга, — избыточная. Для обоих случаев это вызвано добавлением газа, как следствие — увеличение мощности поступившей на колёса.
«На верхней диаграмме показана недостаточная поворачиваемость, средней — избыточная, нижней — нормальная».
Возможно возникновение избыточной поворачиваемости и в результате:
— торможения (нагрузка на передние колёса увеличивается, уменьшаясь на задних)
— слишком резкими либо запоздалыми оборотами руля
— вход в поворот на слишком большой скорости
«Сталкиваясь с этими явлениями, не всегда просто заметить разницу между ошибкой водителя и особенностями поведения авто».
Опасность схода при игнорировании основы прохождения поворотов
Когда пилот резко уменьшает дачу газа при повернутом рулевом колесе, поворачиваемость резко увеличивается. Это связано с тем, что в момент сброса вес смещается к передней оси, уменьшаясь на задних. Ели при этом повернуть руль автомобиль резко кидает в сторону поворота, вплоть до заноса и вылета. Зачастую подобное случается с переднеприводными машинами. Самым лучшим способом выйти из заноса, в такой ситуации, резко добавить газ с целью вызвать недостаточную поворачиваемость. Подробнее о этой технике можно узнать из фильма «Библия Дрифта».
Когда водитель резко убирает ногу с педали акселерометра, вес машины резко переносится на передние колёса, что может привести к заносу. Такая ситуация чаще возникает когда машина идёт на пониженной передаче со значительными перепадами крутящего момента.
Поворот: правила эффективного прохождения — Quto.
ruМолодые водители, а порой и автолюбители с опытом, нередко делают различные ошибки при прохождении поворота, полагая, например, что, чем быстрее они его пройдут, тем больше выиграют в общей скорости прохождения дистанции.
Безусловно, существуют скоростные повороты, но быстрое прохождение их, в первую очередь, относится к профессиональному автоспорту и имеет свои особые правила (о них более подробно пойдет речь в следующей статье). В жизни же гораздо более распространенными и сложными являются повороты среднескоростные и медленные, где существует большая разница в скорости на прямой и в самом повороте. О них и поговорим.
Поворот – это некий элемент дороги, соединяющий две прямые. Обычно повороты по протяженности гораздо короче прямых частей дороги и составляют всего 5-10% от ее общей длины трассы или участка дороги. В связи с этим для быстрого прохождения какой-либо дистанции гораздо важнее с большой скоростью проходить прямые участки, чем повороты чисто из геометрических соображений.
Повороты скоростные и медленные
Поворот надо рассматривать как элемент дороги, которым одна из прямых заканчивается, а другая начинается. Таким образом, он используется как подготовка к разгону на следующую прямую и торможение после предыдущей прямой. Есть исключения в виде скоростных поворотов, где важно не потерять набранную скорость (для простоты это повороты на скорости от 100км/ч). Скоростной поворот имеет свою специфику: перед ним очень важно как можно меньше тормозить, на входе в поворот очень аккуратно крутить рулем, избегать резких движений, ехать плавными дугами, чтобы при этом, образно говоря, не расплескать находящийся в автомобиле наполненный до краев стакан воды. При прохождении скоростного поворота нужна отвага. Ведь в момент приближения к нему так и хочется поднять ногу с педали газа, резко повернуть рулем, но необходимо сделать все плавно. Несмотря на желание сбросить газ до конца, нужно пересилить себя и убрать его максимум на 10-20%.
Среднескоростные и медленные повороты (скорость прохождения – от 20 до 80 км/ч) не менее важны, и множество вопросов возникает при прохождении именно таких поворотов, потому что на подъезде к ним и на последующем разгоне теряется много времени.
В связи с этим важно совершать правильные действия и в правильном порядке.
Замедление и подготовка к повороту
Первый этап — это замедление перед поворотом. Вы едете по прямой на высокой скорости и видите перед собой приближающийся поворот. И в определенный момент вы должны убрать ногу с педали газа. При этом необходимо резко убавить газ – убрать все 100% — и начать тормозить. Этот момент называется точкой начала торможения. Очень важно, чтобы между моментом резкого сброса газа и началом торможения не было паузы. Частая ошибка неопытных водителей – элемент прокатывания: они сбрасывают газ, а тормозить начинают, например, через 50 метров или через секунду. Из-за этого происходит большая потеря во времени. Необходимо сразу после сброса 100% газа нажать на тормоз. При прохождении поворота на сухом асфальте на современных автомобилях надо нажимать на тормоз сразу с большим усилием — для того, чтобы использовать весь потенциал тормозной системы; кроме того, это важно для автомобилей с АБС.
По мере приближения к повороту тормозное усилие, напротив, должно ниспадать. Еще одна ошибка многих водителей заключается в том, что они тормозят сначала с небольшим усилием на педаль, а потом, когда поворот уже приближается, тормозят в пол. По мере приближения к повороту интенсивность торможения постепенно должна достигнуть 100%. И в момент приближения к точке начала поворота необходимо, наоборот, чуть-чуть ослабить тормозное усилие. Также распространенной ошибкой является ситуация, когда в конце стадии торможения водитель, видя, что до поворота остается еще некоторое расстояние, и считая, что скорость достаточна для вхождения в поворот, перестает тормозить. В момент торможения создается дополнительная нагрузка на пятна контакта, автомобиль прижимается к асфальту и приобретает дополнительное сцепление с дорогой. Если до поворота остается еще какое-то расстояние, но вы уже убрали ногу с педали тормоза, а поворачивать еще не начали, к моменту начала поворота машина как бы распрямится на пружинах и колесах, и поворот не будет эффективен — скорее всего, колеса потеряют дополнительную прижимную силу и будут проскальзывать.
Решение данной проблемы заключается в том, что при следующем прохождении поворота надо так сдвинуть точку торможения поворота, чтобы вы начали поворачивать в момент ухода с педали тормоза, когда машина еще прижата к асфальту.
Разворот и выход на прямую
Этап непосредственного разворота автомобиля можно разделить на 2 части. Желательно, чтобы первая часть была по своему углу минимальна: необходимо за первый сектор поворота развернуть машину на разгон. На этом этапе также нередко возникает множество ошибок. Во-первых, это ранний вход в поворот, когда водитель рано начинает прижиматься к внутреннему радиусу поворота, оставляя себе запас расстояния снаружи (например, рассмотрим классический поворот – это поворот с равным радиусом). Вторая ошибка – наиболее грубая – это недостаточное замедление скорости к концу торможения и точке входа в поворот. Высокая скорость, свист резины, выброс адреналина – водитель поглощен своими эмоциями, и ему кажется, что он только выиграет от столь быстрого прохождения поворота, но на самом деле в этом кроется большая потеря.
В начале поворота необходимо замедлиться в достаточной степени для того, чтобы за небольшой сектор повернуть машину на разгон. Если скорость превышает оптимальную даже на 5 км/ч, сектор разворота автомобиля на разгон будет продолжительнее, и вы от этого только потеряете. Первый сектор поворота – основной разворот машины на разгон – должен заканчиваться где-то в середине поворота. К концу этого сектора нос вашей машины должен смотреть на прямую, и вы должны увидеть траекторию разгона. С этого момента можно начинать уходить на газ, постепенно добавляя его. Таким образом, первый сектор разворота, как правило, проходится без газа, а на втором можно начинать набирать скорость. И чем раньше вы будете уходить на газ, тем раньше вы выйдете на полный газ. Соответственно, тем раньше у вас начнется следующая прямая.
При развороте нередко возникает еще одна распространенная ошибка, когда водитель начинает уходить на газ, не развернув машину на разгон. В этот момент автомобиль еще не сориентирован, вы не видите плавную дугу выхода из поворота, но уже дали, например, 20 или 50% газа, из-за чего у вас проскальзывают передние колеса, поэтому очень важно развернуть машину на разгон как можно раньше.![]()
И еще раз повторим важные правила эффективного прохождения поворота: надо как можно дольше ехать с полным газом на прямой, предшествующей повороту, интенсивно замедлиться до необходимой и низкой скорости, войти в поворот плавным поворотом руля на небольшой угол (не перекручивать) от внешней кромки дороги. За первую половину поворота нужно развернуть автомобиль так, чтобы он уже смотрел на следующую прямую, и начать ускоряться как можно раньше по пологой дуге (этим вы сокращаете длину поворота, как бы присоединяя ранним разгоном вторую половину к прямой).
Упражнения для отработки навыков поворота
Основным упражнением для отработки навыков правильного поворота является непосредственная тренировка его прохождения. Для этого необходимо выбрать безопасную площадку или автодром, где есть возможность совершения ошибок без последствий, сконструировать некий аналог поворота из конусов: выставить какую-то прямую, предшествующую повороту, сам поворот и прямую, следующую за ним.
При прохождении такого поворота в случае ошибок машина просто вылетит за пределы конусов, и вы не ударитесь о бордюр и не окажетесь на встречной полосе, как это было бы в реальных условиях.
Кроме того, чрезвычайно полезными являются разнообразные змейки, которые обязательно используются во всех школах контраварийного вождения. При их прохождении вы учитесь входить в поворот небольшим углом поворота руля и поворачивать автомобиль не только рулем, но и газом – то есть управлять машиной путем перераспределения веса между передней и задней осью автомобиля.
Scriptio: Олег Кесельман.
Выполнение поворота | Основы управления автомобилем
12 комментариев
7-я статья из 9 в серии Управление автомобилем
Основы управления автомобилем
После движения «прямо», следующий элемент из основ управления автомобилем — это выполнение поворота, если точнее, техника выполнения поворота автомобиля.
Под поворотом подразумевается любое сознательное изменение направления движения от первоначального (в т.ч. от прямолинейного). Другими словами, поворот автомобиля — это действие, осуществляемое сознательно с помощью рулевого колеса.
Рекомендую повторить статью Управление автомобилем. Часть 2. Руление, и ознакомиться с материалом статьи Как автомобиль поворачивает.
После того, как будет освоена техника трогаться с места и вы поедете, самым трудным, сначала, будет удержание автомобиля на прямой. На реальной дороге – это движение по полосе, между линиями дорожной разметки таким образом, чтобы не наезжать на эту разметку.
Этим навыком поможет овладеть материал статьи Как научиться ездить ровно, и конечно же, практика вождения.
Но прямолинейное движение – это только полдела. Еще предстоит научиться правильно поворачивать автомобиль в движении. Правильно – это значит быстро, технично и безопасно.
Далее в статье:
Четыре этапа любого поворота
Скорость автомобиля в повороте
Оптимальная траектория поворота автомобиля
Радиус поворота автомобиля
Как проезжать неровности на повороте
Куда смотреть во время выполнения поворота
Чего нельзя делать в движении на повороте
Перед тем, как выезжать на реальную дорогу, есть смысл освоить технику поворотов на специализированной площадке (на автодроме, на территории автошколы).
Четыре этапа любого поворота
Выполнение абсолютно любого поворота можно условно разделить на четыре этапа:
- Приближение автомобиля к повороту – движение по прямой;
- Вход автомобиля в поворот – поворот руля;
- Движение автомобиля по дуге поворота;
- Выход автомобиля из поворота – возврат руля в положение «прямо», распрямление траектории поворота.
Далее опять следует прямолинейное, либо относительно прямолинейное движение, либо следующий поворот, который также включает в себя приведенные выше четыре этапа.
Чтобы выполнить эти четыре пункта технично и безопасно, необходимо согласовать в одно целое скорость автомобиля, режим работы двигателя и траекторию движения автомобиля.
Теперь, о каждом из этих элементов поподробнее.
Скорость автомобиля в повороте
На дорогах общего пользования, изобилующих пересечениями, разветвлениями, закруглениями разной величины, скорость перемещения диктуется правилами дорожного движения и другими обстоятельствами, такими как крутизна поворота, состояние дорожного полотна, наличие других ТС, пешеходов и пр.
Поворот на перекрестке, движение по кругу, поворот (съезд) на прилегающую территорию, движение по дорожной развязке, движение по любому закруглению дороги — все перечисленное представляет собой разные варианты поворотов с постоянно изменяющимися условиями движения.
Поэтому, невозможно однозначно ответить на вопрос, с какой скоростью нужно ехать по дуге поворота, чтобы проехать поворот безопасно. В этом смысле пришлось бы рассмотреть каждый участок в отдельности.
Для таких ситуаций есть одно общее правило, применимое к абсолютно любым поворотам: Перед поворотом необходимо замедлить автомобиль (снизить скорость), а по дуге поворота нужно ехать с постоянной скоростью. Почему именно так?
Замедлить автомобиль в процессе поворота не всегда удается быстро и безопасно. К тому же, на дуге поворота сцепление у каждого из колес автомобиля с дорожным покрытием не одинаковое (это обусловлено устройством подвески автомобиля).
Разность сцепления колес с дорогой может быть компенсирована вспомогательными системами (ABS, ESP), но это всего-лишь системы-помощники в умелых руках.
Надеяться нужно на себя.
Скользко на дороге может быть не только зимой, но и летом (песок на асфальте, сухая грязь, первые капли дождя и пр.). Если затормозить на скользком участке поворота, и колеса заскользят, то может закончиться тем, что транспортное средство «уйдет» с маршрута.
По этим причинам необходимо снижать скорость еще на приближении к повороту, на относительно прямом участке, а дугу поворота нужно пройти с постоянной скоростью.
Оптимальная траектория поворота автомобиля
Другим важным условием безопасности выполнения поворота является движение автомобиля по оптимальной траектории поворота.
Оптимальная (с точки зрения вашей безопасности) траектория прохождения поворота это такая, когда она выполняется в пределах полосы движения без лишних манипуляций рулевым колесом.
Другими словами, поворачиваете руль один раз на входе в поворот, проходите дугу поворота и возвращаете руль в прямолинейное движение на выходе. На первый взгляд, это может показаться сложным, но к этому нужно стремиться.
Поворот руля нужно рассчитать так, чтобы не «выскочить» на встречную полосу, и чтобы не пришлось позднее доворачивать руль на нужную траекторию движения. Такое умение приходит не сразу, придется тренироваться.
Почему на дуге поворота очень нежелательно доворачивать руль? Ведь, так или иначе, делать это придется в процессе тренировок, и, глядя на других автомобилистов, нельзя сказать, что все рулят идеально. Возникает вопрос: зачем к этому стремиться?!
В статье Как автомобиль поворачивает описана, так сказать, физика поворота автомобиля с учетом сил, действующих на автомобиль в повороте.
Автомобиль опирается на дорогу своими колесами. В местах соприкосновения колеса с дорогой образуется так называемое пятно контакта. Этих «пятен» всего четыре, именно эти «пятна» обеспечивают сцепление колес с дорожным полотном.
В любых дорожных условиях, в любое время года автомобиль остается управляемым (он «слушается» руля), когда есть сцепление его колес с дорожным покрытием.
В таком случае говорят, что колеса автомобиля катятся, цепляясь за дорогу.
Соответственно, когда сцепление управляющих колес с дорогой пропадает (например, на льду), то автомобиль перестает «слушаться» руля, и теряет управление. В таком состоянии вы можете сколь угодно крутить руль, но автомобиль будет продолжать двигаться по инерции в одну сторону.
В процессе движения (даже кратковременного набора или снижения скорости, поворотов с учетом неровностей дороги) непрерывно происходит перераспределение веса автомобиля, это отражается на качестве сцепления управляющих колес дорогой.
Так вот, на дуге поворота, вероятность срыва колес в скольжение намного выше, чем на прямой дороге, тем более, если поворот дороги располагается под уклон. Срыв колес в скольжение может быть вызван грубым доворотом руля.
В такой момент решающим фактором остается скорость движения на повороте. Чем скорость автомобиля выше, тем больше вероятность срыва колес в скольжение. На скользком покрытии (песок, глина, снег, лед) эта вероятность усиливается многократно.
По этим причинам необходимо снизить скорость автомобиля еще ДО входа в поворот, а дугу поворота лучше всего проехать на постоянной скорости с хорошей тягой.
Хорошая ровная тяга у автомобиля достигается путем переключения на «нужную» передачу КП (ниже, чем предыдущая, чтобы повысить обороты двигателя), при которой автомобиль именно «тянет», а не «захлебывается» от недостатка мощности.
Рулить по оптимальной траектории поворота целесообразно учиться в относительно теплое время. Чем плавнее вы будете рулить, тем «ровнее» будет ваше движение.
Радиус поворота автомобиля
Безопасными вариантами выполнения поворота считаются траектории с постоянным радиусом и максимальным радиусом поворота автомобиля в отведенных ПДД границах движения.
Эти две траектории поворота похожи: в первом случае автомобиль едет по осевой линии своей полосы движения, а во втором случае для маневра используется вся ширина полосы.
Траектория поворота с увеличенным радиусом считается самой безопасной, и в то же время самой «быстрой», но, с одной стороны, требует наиболее точного расчета, а с другой — хорошего состояния дорожного покрытия.
Попадание колеса в яму на дороге, либо встреча с другой неровностью, вызывает далеко неприятные ощущения, более того, может серьезно повредить автомобиль. Важно своевременно увидеть эту самую неровность.
Если поворот дороги, либо ее участок, на котором выполняется поворот, просматривается плохо, и вы не можете определить состояние дорожного покрытия, то целесообразно всегда снижать скорость.
О том, как безболезненно для подвески автомобиля объехать неровность дороги на ее повороте — ниже по тексту.
А вообще, пока не наберетесь опыта, целесообразно использовать траекторию поворота с постоянным радиусом, проходящую примерно посередине полосы движения. Скорость необходимо снизить ДО вхождения в поворот.
Как проезжать неровности на повороте
О том, как проехать через какой-либо дорожный изъян на «прямом» участке дороги, и почему нужно поступать именно так, описано в статье Как проезжать дорожные неровности.
Если коротко, смысл сводится к тому, что тормозить следует ДО неровности, а непосредственно перед ней необходимо отпустить тормоз, и проехать через неровность как обычно, на малом «газу».
Но это, если ехать «прямо». А как же проехать неровность на повороте дороги? Ведь, в поворотах силы действуют на подвеску несколько по-другому, чем на прямом участке. Описание этому есть в статьях Как автомобиль поворачивает и Как научиться ездить ровно.
В этом деле, главное — не спешить. Следующий совет поможет проехать дорожную неровность в повороте почти «безболезненно» для подвески автомобиля.
У автомобиля, как известно, две пары колес. Когда авто поворачивает, то два колеса одного борта «едут» с внешней стороны поворота (внешнее переднее и заднее колесо), а два других — с внутренней стороны поворота (внутреннее переднее и заднее колесо).
На дорожных неровностях чаще всего страдает переднее внешнее колесо, как самое нагруженное из всех остальных. Поэтому внешнее колесо ударяется о неровность намного сильнее, чем внутреннее переднее колесо.
По этой причине, увидев неровность в повороте на пути внешнего переднего колеса, нужно постараться ее плавно объехать, если есть такая возможность, либо проехать по ней внутренним (разгруженным) передним колесом.
Если объехать возможности нет, то желательно спрямить траекторию поворота (повернуть руль в положение «прямо»), и переехать неровность на «прямых» колесах, после чего вновь повернуть руль, и продолжить движение по дуге поворота.
Необходимо стараться строить траекторию поворота машины так, чтобы неровность дороги попадала только под внутреннее (разгруженное) переднее колесо. В этом случае можно будет проехать неровность по дуге поворота, не меняя траектории.
Куда смотреть во время выполнения поворота
Теперь другой вопрос — куда смотреть в процессе выполнения поворота?
Во время движения автомобиля взгляд нужно фокусировать на том участке, или в той точке дороги, где вы хотите оказаться.
Во время выполнения поворота автомобиля нужно смотреть на точку выхода (если поворот полностью просматривается). В тот момент, когда вы поворачиваете руль (это происходит на точке входа в поворот), глаза уже должны смотреть туда, где вы будете поворачивать руль обратно.
Взгляд должен скользить по дороге вместе с машиной, но на некотором расстоянии впереди ее. Если вы не видите точку выхода (поворот не просматривается), например, могут мешать деревья, строения, изменение плоскости дороги, то целесообразно будет плавно сбавить скорость, желательно еще до точки входа в поворот.
Чего нельзя делать в движении на повороте
Во-первых, во время движения автомобиля на дуге повороте нельзя вращать руль рывками. Резкое вращение руля на дуге поворота может привести к скольжению колес с последующей потерей контроля движения, как изложено выше по тексту.
Во-вторых, во время выполнения поворота нельзя ощутимо тормозить, т.е. нажимать педаль тормоза. Допустимо лишь очень легкое подтормаживание. Торможение на скользкой дороге очень легко может заблокировать колеса, и машина станет неуправляемой.
В-третьих, при движении на дуге поворота очень нежелательно переключать передачи (касается автомобилей с механической КПП). Неаккуратный переход на другую передачу в момент включения сцепления может вызвать рывок машины.
На сухой дороге ничего не произойдет, а на скользкой дороге рывок может привести к скольжению колес.
Ну и последнее. Категорически не рекомендуется проходить поворот накатом, т.е. либо с выключенным сцеплением, либо на выключенной (нейтральной) передаче. Ведущие колеса должны все время быть под тягой на ровном газу.
Объединив все эти правила в одно целое, можно составить примерную тактику прохождения поворота.
- Подъезжаете к повороту плавно нажимаете педаль тормоза – замедляете автомобиль и плавно переключаетесь на низшую передачу (для этого, отпуская педаль сцепления (после переключения), чтобы не получилось рывка, целесообразно кратковременно задерживать ее в точке схватывания).
- Подъехав к месту поворота, направляете автомобиль на дугу вдоль полосы движения. Руль поворачиваете двумя руками, используете технику перехвата или технику предварительного захвата руля. На дуге поворота стараетесь держать постоянную скорость. Не забываете про направление взгляда.

- На выходе из поворота возвращаете руль обратно двумя руками (отпускать руль для возврата в прямолинейное движение категорически запрещается) и одновременно плавно увеличиваете подачу «газа». После выхода на прямую, продолжаете разгон и переключаетесь на высшую передачу.
Разумеется, каждый поворот индивидуален и, к тому же, может быть осложнен дорожной обстановкой. Поэтому предложенный вариант является лишь общей схемой прохождения поворота.
Почему запрещается отпускать руль на выходе их поворота. Понятно, что запретить это никто не может, но делать этого крайне не рекомендуется. Потому что в таком случае вы можете потерять собственный контроль над управлением.
На выходе из поворота передние колеса стремятся вернуться в положение «прямо». Создается ощущение, что если отпустить руль, то автомобиль быстрее выравняется на дороге.
Это действительно так, но дорога имеет неровности (ямка, кочка, колея и пр.), которые естественным образом влияют на бесконтрольное качение колес.
Если отпустить руль, то, мягко говоря, автомобиль с легкостью может поехать «не туда». А пока вы будете «ловить» руль, то успеете с кем-нибудь столкнуться.
Когда вы держите руль, вы на уровне ощущения понимаете куда едет автомобиль, как повернуты передние колеса, и всегда готовы, при необходимости, подправить направление движения.
Собственно, это и происходит, когда вы рулите, т.е. держите руль и управляете.
Потери управления автомобилем даже на короткое время может быть вполне достаточно для ДТП. Поэтому, отпускать рулевое колесо крайне не рекомендуется.
Что касается обширной темы поворотов на перекрестках, она рассмотрена в разделе «Вождение автомобиля» и в сериях статей «Проезд перекрестков» и «Проезд перекрестков-2».
Но перед тем как приступить к изучению выполнения поворотов на перекрестке, есть смысл ознакомиться с физикой поворота, она дана в статье Как автомобиль поворачивает, и с термином динамические габариты автомобиля.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Прохождение поворотов в автомобиле
Прохождение поворотов в автомобиле — это не особый предмет, который часто преподается вашим инструктором во время обучения вождению.
Это часто бывает случайным делом (без каламбура), пока учащийся естественным образом не освоится. Причина в том, что нет конкретной техники, которой можно было бы научить, пока вы не перейдете к продвинутому вождению, где такие предметы, как методы анализа предельных точек, помогают определить водителя.
В то же время, как правило, ученику-водителю вместе с устными корректирующими указаниями инструктора по вождению приходится естественно находить способность проходить повороты.
Это не значит, что учащимся не так много советов.
Это руководство предлагает начинающим водителям советы по прохождению поворотов и поворотов с более четким пониманием.
Прохождение поворотов в автомобиле
Хотя для прохождения поворотов в автомобиле может потребоваться всего лишь поворот руля, это еще не все. Для полного новичка или ученика с небольшим опытом часто бывает трудно установить, где находится бордюр с левой стороны автомобиля по отношению к автомобилю. Именно здесь полезны контрольные точки или маркеры. Полезно использовать эталонные маркеры для многих аспектов процедуры обучения вождению.
Прохождение поворота в контрольных точках автомобиля Как видно на изображении слева, поворачивая в правый угол, вы можете увидеть, где бордюр входит в автомобиль в верхней части приборной панели. В этой области можно разместить контрольный маркер (подойдет небольшая наклейка или просто запомните, где бордюр входит в автомобиль), чтобы установить правильное расстояние, на котором автомобиль находится от бордюра во время поворота.
Если бордюр уходит вправо слишком далеко за контрольный маркер, вы слишком близко подходите к бордюру, слишком далеко влево и слишком далеко. Этот эталонный маркер также идеально подходит для определения идеального расстояния от бордюра при движении по прямой.
Чтобы установить правильные ориентиры, спросите у инструктора, когда вы находитесь на правильном расстоянии от бордюра, и либо запомните, где бордюр входит в приборную панель, либо остановите автомобиль (в безопасном месте на тихой дороге) и поместите небольшой Наклейка в том месте, где начинается бордюр. Этот эталонный маркер следует использовать только в качестве ориентира и использовать временно, пока вы не почувствуете себя достаточно опытным, чтобы установить правильное расстояние от бордюра без их использования.
Определение поворотов дороги
Научившись управлять автомобилем на поворотах, во время обучения вождению вы будете сталкиваться со многими поворотами дороги. Чтобы безопасно пройти поворот, сначала нужно его найти.
Знаки часто размещают на поворотах, особенно на загородных и сельских дорогах. Многие автомобилисты ежегодно падают с дороги на поворотах. Причинами, приписываемыми этому, являются отсутствие реализации поворота вперед, слишком быстрый вход в поворот и потеря сцепления с дорогой. Научитесь узнавать каждый дорожный знак и дорожную разметку, которые вы проезжаете. Большинство здесь, чтобы помочь вам.
(Правый угол, если символ перевернут) Развязка на левом знаке поворота
(Развязка на правом повороте
, если символ перевернут) Двойной поворот на дорожном знаке
Поворот сначала направо, сначала налево, если символ перевернут ) Резкое отклонение в направлении указано — Chevron Markings
(маркировки могут быть поменены
)
в особенно опасных районах, где изгибы могут быть очень резкими, дорожные знаки могут быть связаны с дорога маркировка, говорящая вам снизить скорость.
Будьте очень осторожны на поворотах с перекрестками (см. знак выше). Транспортные средства могут въезжать или выезжать из перекрестка. Не перед всеми поворотами дороги будет предупреждающий знак. Такие повороты особенно опасны на проселочных дорогах.
Чтобы понять, когда приближается поворот дороги, представьте себе длинную прямую дорогу. В самом конце, на расстоянии, кажется, что две стороны дороги встречаются друг с другом. Это называется предельной точкой – визуальной границей дороги впереди.
На непрерывной прямой дороге вы никогда не достигнете этой предельной точки. Однако по мере приближения к изгибу эта предельная точка будет постепенно приближаться. Чем быстрее он приближается, тем больше вам нужно будет притормозить, прежде чем взять его. Дополнительные сведения см. в разделе Анализ предельных точек.
Перед поворотом
Теперь, когда вы определили угол впереди:
- Проверьте свои зеркала, чтобы убедиться, что транспортное средство (если есть) позади вас не следует слишком близко.

Если это так, вам, возможно, придется снизить скорость раньше, чтобы дать им больше времени, чтобы среагировать на поворот впереди. - Оцените свою скорость и скорректируйте ее в зависимости от скорости приближения к повороту и наличия следующих за вами транспортных средств. Ослабьте педаль акселератора раньше, а не резко тормозите позже. Это безопаснее и бережнее к машине. При торможении используйте прогрессивное торможение, так как этот метод обеспечивает плавный переход скорости и безопасен для других участников дорожного движения. При необходимости переключите на более низкую передачу, так как это может обеспечить лучший контроль над автомобилем.
- Проверьте свое положение на дороге, убедившись, что вы держитесь в центре полосы движения. Старайтесь не подкрадываться слишком близко к противоположной проезжей части, так как другие транспортные средства могут поворачивать слишком широко, особенно если транспортное средство большое. Избегайте срезать угол любой ценой.
Торможение при прохождении поворота
Всегда старайтесь набрать соответствующую скорость для прохождения поворота перед входом в него. Шины должны иметь дело с большим количеством сил. При прямолинейном движении автомобиль сбалансирован и стабилен, а когда вы входите в поворот, шины должны справляться с движением вперед плюс центробежная сила. Они заставляют вас двигаться вперед, но также пытаются не дать вам соскользнуть с дороги из-за того, что вы поворачиваете за угол. С этим нужно разобраться, но если вы сейчас добавите к этому торможение, вы действительно начнете нарушать баланс автомобиля. Почти весь вес теперь распределяется только на передние шины.
Если вы не входите в поворот на невероятно высокой скорости, торможение при прохождении поворота может быть не слишком большой проблемой при движении по ровной, устойчивой и сухой дороге. Однако попробуйте затормозить на поворотах на мокрой или обледенелой дороге, и внезапно ваша машина превратится в неуправляемую металлическую ракету.
Всегда старайтесь избегать торможения, особенно резкого на повороте. Наряду с тем, что это гораздо безопаснее, это также намного бережнее к вашим шинам, продлевая их срок службы.
Выход из поворота
По мере того, как поворот начинает отступать и открываться, вы можете снова начать плавно ускоряться. Еще раз взгляните в зеркала заднего вида на выходе из поворота, так как это обычное место, где автомобилисты могут попытаться обогнать.
Прохождение поворотов на мокрой или обледенелой дороге
Вероятность того, что автомобиль потеряет сцепление с дорожным покрытием, если оно мокрое, и тем более, если оно обледенело. Во время вождения всегда учитывайте погодные условия. В плохую погоду на крутых поворотах, скорее всего, придется проходить на значительно сниженной скорости, и не забывайте избегать резкого торможения при прохождении поворотов.
Советы по прохождению поворота на автомобиле
Основные задачи при прохождении поворота на автомобиле:
- Входить в поворот на той скорости, на которой вы собираетесь его проходить
Это делается для того, чтобы избежать резкого торможения на поворотах, которое может привести к потере управления автомобилем.
Резкое торможение оказывает большую нагрузку на передние колеса, делая автомобиль неустойчивым. - Дисциплина на полосе
Дисциплина на полосе имеет решающее значение при входе в поворот и при движении по нему. Никогда не срезайте угол, потому что вы никогда не знаете, что может произойти в другую сторону. -
Тормозной путь
Всегда учитывайте свой тормозной путь и убедитесь, что вы можете безопасно остановиться в пределах расстояния, которое вы можете видеть впереди. Базовое понимание анализа предельной точки может помочь понять. - Погодные и дорожные условия
Всегда учитывайте свою скорость перед входом в поворот не только из-за сложности поворота, но и из-за того, мокрая ли дорога, обледенелая ли она, а также из-за состояния самого дорожного покрытия. Рыхлые сколы и выбоины влияют на устойчивость автомобиля в поворотах.
Анализ предельной точки
Анализ предельной точки обычно считается передовым методом вождения.
Хотя этот метод может быть немного сложным для новичка или начинающего водителя, некоторые его аспекты могут помочь. Анализ предельных точек обеспечивает водителям безопасный тормозной путь при прохождении поворотов. Наряду с этим, он также может принести пользу начинающему водителю, давая указание на подходящую скорость для входа в поворот, с чем многие учащиеся сталкиваются с трудностями.
Эпизод 166 — Разница между управляемостью и прохождением поворотов
Есть два слова, которые часто используются в автомобильной промышленности и в обучении водителей защитным навыкам: управление и прохождение поворотов.
Чтобы лучше понять, как водитель взаимодействует с транспортным средством, необходимо понимать разницу между управляемостью и прохождением поворотов. При проведении программы обучения водителей понимание этого взаимодействия является обязательным — при выполнении безопасной перевозки знание этого взаимодействия повышает безопасность и безопасность руководителя.
Управляемость и Прохождение поворотов часто используются для описания одних и тех же характеристик транспортного средства/водителя, но это два разных вопроса.
Прохождение поворотов — это количество центробежной силы, которую может генерировать автомобиль, измеряется в g и выражается как боковое ускорение и может называться мощностью прохождения поворотов.
Управляемость может быть квалифицирована и количественно оценена в зависимости от того, как автомобиль реагирует на действия водителя – управляемость выражает управляемость. Его можно использовать для измерения того, какую часть мощности автомобиля на поворотах может контролировать водитель.
Прохождение поворотов и обучение Узнать, какая мощность на поворотах доступна для транспортного средства, всегда было проблематично — при некотором поиске вы можете найти мощность и количество автомобилей на поворотах, просмотрев тесты, проведенные различными автомобильными журналами — хотя они редко испытательные автомобили, используемые в служебных перевозках.
Но мы обнаружили, что в тесте Motor Trend Mercedes-Benz S-класса они измерили, что автомобиль имеет боковое ускорение или мощность на поворотах 0,88 G. Тест автомобиля и водителя Suburban и выставки показал, что они имеют боковое ускорение 0,68 G или мощность на поворотах.
Как мы неоднократно упоминали в прошлом, исследования и наука определяют навыки вождения как «способность» водителя использовать «возможности» автомобиля.
Мощность на поворотах определяет возможности автомобиля, а уровень навыков водителя определяется тем, с какой силой на поворотах он может справиться.
Мощность на поворотах измеряется в G, что является мерой количества силы, действующей на центр тяжести автомобиля. Чем выше G, тем больше силы может поглотить автомобиль, а это означает, что водитель может использовать больше мощности на поворотах в случае чрезвычайной ситуации.
Большинство журналов получают значение мощности на поворотах с помощью Skid Pad, который едет по кругу с известным радиусом и увеличивает скорость до тех пор, пока не перестанет удерживать автомобиль на этом радиусе, а затем они берут число миль в час и применяют его к относительно простое уравнение, определяющее мощность автомобиля на поворотах – поперечное ускорение.
Несмотря на то, что занос является хорошим показателем управляемости автомобиля, водители службы безопасности не ездят по кругу весь день. В экстренной ситуации существует существенная разница между числами, представленными через занос, и числами, представленными в упражнении, таком как смена полосы движения. Чтобы обеспечить точные показатели мощности на поворотах с помощью заноса или смены полосы движения, автомобиль должен быть оснащен бортовым компьютером, который измеряет количество GS, генерируемого автомобилем.
Чтобы обеспечить точные результаты, журнал оснащен автомобилями с компьютерами, которые измеряют боковое ускорение/силу прохождения поворотов. Приборы, используемые автомобильными журналами, как правило, дороги, но за очень небольшие деньги, 170 долларов, вы можете получить точное устройство G Meter для измерения поперечного ускорения автомобиля / мощности на поворотах. Или за 99 центов вы можете загрузить G-метр на свой смартфон и применить простое уравнение (требуется математика 5-го класса) к упражнению по слалому и получить точные результаты.
Мы используем все три метода и сравниваем результаты.
При проведении программы безопасности водителей вы не можете измерить способности водителя, если не знаете мощность автомобиля на поворотах. Нет оправдания незнанию мощности автомобиля на поворотах.
УправляемостьУправляемость определяется как реакция автомобиля на действия водителя; управляемость выражает управляемость. Управляемость — это совместная работа автомобиля и водителя. В статье, появившейся в издании Car Driver, инженеры нескольких производителей транспортных средств рассказали об определении управляемости.
- Управляемость — это предсказуемость. Автомобиль должен быть устойчивым до предела сцепления.
- Обращение — это то, что происходит, когда достигается предел адгезии.
- Когда автомобиль начинает терять сцепление с дорогой – сцепление с дорогой не должно быстро уменьшаться (вроде не падать с края обрыва) и не должно удивлять водителя.
Все инженеры говорят одно и то же: то, что происходит с выходной мощностью автомобиля на пределе его мощности на поворотах или приближается к нему, определяет управляемость.
Управляемость — это общение между водителем и автомобилем. Автомобили с хорошей управляемостью линейны. Автомобили с хорошей управляемостью сообщают о приближении к пределу сцепления – хорошие водители понимают эту коммуникацию – хорошие инструкторы по вождению учат и тренируют своих учеников понимать связь между автомобилем и водителем и научно измеряют способности ученика.
Обучение и прохождение поворотовИнструктор по вождению должен знать боковое ускорение/прохождение поворотов учебных автомобилей, измеряемое в перегрузках. Если инструктор не знает, на что способно транспортное средство, откуда ему знать, на что способен водитель?
Если в трассе есть слалом – упражнения на уклонение – линии и апексы – например, вождение на высокой скорости, а инструктор не знает способности автомобиля проходить повороты или, что еще хуже, не знает, что такое боковое ускорение или мощность прохождения поворотов, и как их измерить, любая критика инструктором по поводу этих упражнений является предположением, и даже не обоснованным предположением.
Сценарии эксплуатации и двух автомобилей . В опросах автомобилей представительского класса, которые мы проводим каждые два года и проводим в течение последних восьми лет, два автомобиля, которые всегда выходят на первое место как наиболее часто используемые, — это Mercedes-Benz. S-класс и Chevy Suburban как внедорожник – в первой части статьи мы упомянули, что у S-класса мощность на поворотах составляет 0,88 G. У Suburban мощность на поворотах составляет 0,68 GS.
Как упоминалось выше, проходимость транспортных средств, используемых в безопасных перевозках, значительно варьируется от Mercedes-Benz до пригородного внедорожника с высокой плотностью движения, от фургона Mercedes sprinter до бронированного автомобиля; мощность этих автомобилей на поворотах резко меняется на 33–35 % от одного автомобиля к другому.
Примите во внимание, что если Mercedes-Benz используется в качестве основного транспортного средства, а Suburban используется в качестве резервного транспортного средства, мощность этих двух транспортных средств на поворотах может различаться на 35–40%; водители двух транспортных средств должны управлять мощностью двух разных транспортных средств на поворотах, и для этого они должны быть синхронизированы друг с другом.
Провайдеры обучения безопасному вождению должны пройти какой-либо экзамен по вождению, чтобы определить способность автомобиля проходить повороты; десятилетиями мы используем адаптацию теста ISO 3888-2. Если способность автомобиля проходить повороты неизвестна, невозможно измерить способность водителя справляться с силой поворота автомобиля.
Понимание инструктором разницы между прохождением поворотов и управляемостью, а также основ динамики автомобиля имеет решающее значение для проведения качественной программы обучения.
Если вы заинтересованы в получении дополнительной информации по этим темам, я приглашаю вас посетить веб-сайт Международной ассоциации водителей-безопасников ISDACenter.Org и получить доступ к энциклопедии исполнительной защиты и безопасного транспорта — Центру знаний ISDA. Обмен знаниями охватывает широкий спектр тем, связанных с EP и ST, с ресурсами, информацией и показателями.
Для получения дополнительной информации обо всех преимуществах для участников перейдите на https://isdacenter.
org.
Автомобили и физика прохождения поворотов
Автомобили и физика прохождения поворотов
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Владелец этого веб-сайта не собирает файлы cookie при посещении сайта. Однако на этом сайте используются и/или встраиваются продукты Adobe, Apple, GoDaddy, Google и YouTube. Эти компании собирают файлы cookie, когда их продукты используются на моих страницах. Нажмите здесь, чтобы перейти к ним и узнать больше о том, как они используют свои файлы cookie. Если вы не согласны с какой-либо из их политик, покиньте этот сайт сейчас. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тони Уэйна … (Если вы учитель, не стесняйтесь использовать эти ресурсы в своем обучении.)
Владелец этого веб-сайта не собирает файлы cookie при посещении сайта.





Резкое торможение оказывает большую нагрузку на передние колеса, делая автомобиль неустойчивым.
Чем больше боковая сила, тем с большей скоростью автомобиль может двигаться по кривой. Автомобильные журналы, такие как Car and Driver, сообщают об этой боковой силе как о поперечном ускорении в g. Чтобы использовать его со стандартными физическими уравнениями, его необходимо преобразовать в м/с 2 .
Это упражнение вы можете сделать с поиском в Интернете.
«Боковое» ускорение — это «центростремительное» ускорение автомобиля.
Две машины стартуют бок о бок и заканчивают поворот, двигаясь бок о бок. Желтый автомобиль на внутренней стороне кривой движется со скоростью 11,0 м/с. Какова скорость красного автомобиля на внешней стороне кривой?
10