Маркировка шин легковых автомобилей
Если неподходящие ботинки могут вызывать определённый дискомфорт, максимум — мозоли на пятках, то неправильная “обувь” для машины чревата совсем уж неприятными, и не дай бог — трагическими последствиями. На качество сцепления автомобильной шины с дорогой влияют конструкция, рисунок, давление и, в большой степени, соответствие размерности колёс геометрии самого автомобиля. Вот, казалось бы, соблюдай рекомендации производителя по размерности шин, и будет тебе счастье. Но бывают случаи, когда и к заводской комплектации, мягко говоря, возникают вопросы. Вместо сложных расчётных формул, позволим себе привести пару конкретных примеров.
- “Нива”. Автор познакомился с этой машиной в её самом первом поколении. Даже в подростковом уме, при взгляде на прогрессивный для своего времени компактный внедорожник, возникал вопрос — “а не опрокинется ли он на трассе?”. На такие мысли наводило визуальное сопоставление габаритов авто и высоких и узких колёс, которые казалось, были позаимствованы у трактора “Беларусь”.

Подозрения вполне оправдались. Несмотря на постоянный полный привод, первые “Нивы”, лихо входили в крутые повороты дорог, но далеко не всегда из них выходили. Советская промышленность отреагировала быстро, но не очень, и лет так через десять, авто для председателей колхозов, “переобулось” в более широкую резину с более универсальным рисунком. - “Соболь”. Если “Нива” проектировалась как внедорожник, то тут конструкторы “отрывались” не на шутку — даже на гусеничном ходу доводилось видеть привычные маршрутки. Когда появилась полноприводная версия, да ещё с американскими движком и трансмиссией, у автора возникло желание познакомиться с этой новинкой поближе. В салоне, естественно, её не было, но тут, буквально через пару дней, чудо-ГАЗ встретился на трассе, да ещё в “суровой” внедорожной комплектацией. Пока я размышлял над обгоном, резкий порыв ветра “перестроил” высоченный и относительно “узкобазный”, микроавтобус на встречную полосу, явно против воли водителя.
Желание тест-драйва улетучилось в момент и мне пришлось довольствоваться более пропорциональным, хоть и видавшим видом “Прадиком”. - Renault Arcana – тот пример, где размерность колёс идеально соответствует геометрии машины. Не сочтите за рекламу, но широкие штатные шины этой модели, прекрасно держит дорогу, а в сочетании с полным приводом и приличным клиренсом, позволяет преодолевать и относительное бездорожье.
Не ошибаемся при выборе машины
Автор привёл эти примеры не в плане мемуаров, а как своеобразный совет новичкам, выбирающим первый авто. Сочетание относительно узкой колёсной базы и непропорционально высоты автомобиля бросается в глаза без всяких расчётных формул. Для города это не критично, а для малого бизнеса — даже полезно, а вот для скоростной междугородной езды — достаточно рискованно. Как говорил известный авиаконструктор — “чтобы самолёт хорошо летал, он должен быть красивым”. Применительно к автомобилям — если кузов и колёса визуально сочетаются и пропорции “радуют глаз” — это уже первый залог того, что машина будет послушна и легко управляема в большинстве дорожных ситуаций.
Маркировка шин легковых автомобилей и их расшифровка
Сейчас, конечно, штатные шины абсолютного большинства авто не вызывает особых нареканий. Однако, под сезон, или под особые условия езды, владелец может захотеть “переобуть” своего железного коня. Как понять – какие шины допустимы производителем, а какие уже “перебор”, чреватый повреждениями подвески и кузовных элементов. Давайте разберем расшифровку.
Во-первых, читаем маркировку на штатной резине. О размерности шин нам говорят следующие обозначения: XXX/YY RZZ (где XXX расшифровывается, как ширина шины, YY — высота профиля, ZZ — диаметр диска).
Допустим, размерность шины 185/65 R15. Расшифруем:
- 185 — это ширина шины в миллиметрах.
- 65 — величина не абсолютная, а относительная, расшифровывается, как высота профиля шины в процентах от ширины.
Нужно понимать, что цифра 65 для ширины 185 мм, в абсолютном значении составляет 120 мм, а для ширины 195 мм — уже 127 мм. Это, чтобы мы не расслаблялись и правильно пропорции считали. - R — расшифровывается, как радиальная структура ориентации основных волокон корда (см. также материал “Расшифровка маркировки шин”).
- 15 — посадочный размер шины в дюймах для корректного подбора диска.
Такая маркировка наиболее распространена и именуется европейской, что логично, или метрической, что вызывает вопросы, так как в ней мы видим миллиметры, проценты и дюймы. Но уж так сложилось. Кстати, о первых “Нивах”. Если высота профиля от 80 % ширины покрышки, то маркировка будет содержать только одну цифру до буквы (например, 185 R15). Такую резину называют однопрофильной, и помимо раритетных внедорожников, её можно встретить на автобусах и грузовиках, которые большую часть жизни проводят в сельских условиях, а также на неполноценных запасных колёсах — “докатках”.
Естественно, скоростная езда таким колёсам противопоказана.
На шинах для лёгких грузовиков и внедорожников (и реже — легковых) можно встретить американскую (или дюймовую) маркировку. Расшифровка у нее такая: XX×YY RZZ, где XX — полный диаметр шины, YY — ширина шины, ZZ — диаметр диска (дюйм — 25, 4 мм). Из этого формата мы сразу получаем представление о высоте профиля, ширине колеса и посадочном размере, без составления пропорций, что как-то логичнее евро-формата.
Во-вторых, получив представление о размерности заводской (штатной) шины, мы ищем обозначения на торце дверной стойки, или в инструкции автомобиля. Информация о допустимых производителем размерах колёс находится в таблице под заголовком: “Recommended inflation pressure code”, в столбце — “ Tire Size”. Допустим, в графах таблицы приведены размеры — 185/65 R15, 195/55 R15 и 205/45 R15. Расшифровывается это так: заводские настройки подвески рассчитаны именно на такие размерности, и пренебрегать этой таблицей не стоит.
Заключение
Как нет абсолютно универсальных машин, так нет и абсолютно универсальной резины. Выбор колёс определяется преобладающими условиями эксплуатации автомобиля, и размерность шины является немаловажным фактором безопасной езды.
Диапазон размерностей резины, указанный производителем, соответствует большинству дорожных ситуаций, для которых сконструирована конкретная модель.
Необходимость использования нештатной шины возникает, как правило, либо у любителей стиля “off — road”, либо “street — raising ”. При всей противоречивости их требований, всё сводится к изменению настроек подвески и клиренса автомобиля, что будет расценено инспекторами ГИБДД, как внесение изменений в заводскую конструкцию, со всеми “вытекающими”. На этот факт хочется обратить внимание тех, кто ищет машину на вторичном рынке. “Заряженная” машина в стиле Вина Дизеля, или там — “техасского рейнджера” может стоить вам больших проблем при встрече с “полицией Майами”.
Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Как читать маркировку автомобильных шин на боковинах шин
Вы когда-нибудь задумывались, сколько воздуха требуется вашим шинам или для чего нужны буквы и цифры на боковине каждой шины?
На всех автомобилях есть табличка с информацией о рекомендуемых характеристиках шин и давлении в шинах для вашего автомобиля. Табличка с шиной может быть в бардачке, на двери водителя, внутри крышки топливного бака или под капотом. Подробная информация также содержится в руководстве к вашему автомобилю.
Или обратитесь прямо к источнику и проверьте информацию, напечатанную на боковине ваших шин.
Табличка с указанием шин
На этой табличке вы найдете правильное давление в шинах, первоначально установленных на вашем автомобиле.
- Минимально допустимое холодное давление
- Давление в килопаскалях (кПа) и часто в фунтах на квадратный дюйм (PSI). Преобразование 7кПа = 1PSI
Накачивайте шины только до максимального числа, указанного на табличке. Чтобы получить точные показания давления в шинах, проверьте их с помощью манометра перед поездкой, когда они холодные, или с помощью воздушного насоса на ближайшей станции технического обслуживания — перед проверкой проедьте только небольшое расстояние.
Возьмите за привычку проверять давление в шинах каждые две недели. Если вы заметили падение давления, особенно в одной шине, стоит проверить ее на прокол или неисправный клапан. И не забудьте заменить пылезащитные колпачки после того, как вы их проверили.
Если вы собираетесь перевозить повышенный груз или ехать на высокой скорости, рекомендуется увеличить давление в шинах, но не выше максимального давления.
Знакомство с маркировкой шин
На боковине ваших шин напечатано много полезной информации о типе шины, нагрузках и размерах шин. Вот как можно прочитать маркировку на вашей шине:
A – Марка, марка и модель шины.
B – Эти три цифры показывают ширину шины в миллиметрах. Это общая ширина в надутом состоянии в самом широком месте (без ребер боковины и надписей). Буква «P» указывает на то, что это шина для легкового автомобиля.
C — это число показывает высоту шины в процентах от ширины профиля (B). Эта шина P205/60 показывает, что ширина профиля составляет 205 мм, а высота составляет 60 процентов от этой. Чем ниже это число, тем ниже профиль шины.
D — эта буква указывает тип конструкции. R означает радиальный, B для смещения.
E – это число обозначает диаметр обода, который подходит к шине. Это измерение всегда в дюймах.
F — этот номер сверяется с таблицей, чтобы определить максимальную нагрузку, которую может выдержать шина при указанной скорости.
G — эта буква обозначает максимальную безопасную скорость. Скоростные характеристики шин для легковых автомобилей начинаются с N (140 км/ч) и заканчиваются Y (300 км/ч).
Последнее обновление: сентябрь 2018 г.
Нужны новые шины?
Вызовите специалистов. Мобильный шинный сервис RAC может приехать к вам домой или на работу, чтобы установить новые шины по конкурентоспособным ценам. Кроме того, участники получают скидку 10%.
Узнать цену


Желание тест-драйва улетучилось в момент и мне пришлось довольствоваться более пропорциональным, хоть и видавшим видом “Прадиком”.
Нужно понимать, что цифра 65 для ширины 185 мм, в абсолютном значении составляет 120 мм, а для ширины 195 мм — уже 127 мм. Это, чтобы мы не расслаблялись и правильно пропорции считали.
Численное увеличение шин Porsche N-Spec отражает усовершенствования предыдущего поколения той же модели шин.
Число не имеет прямого отношения к количеству слоев.


ПИРЕЛЛИ



Защита обода фланца
