Расшифровка надписей на резине: Автомобильный блог | Обзоры, Тест-драйвы, ПДД и советы по обслуживание автомобилей

Как расшифровать маркировку шин автомобиля легкового и грузового

Покрышки автомобиля по факту являются расходным материалам, который водители периодически обновляют. В процессе покупки часто возникает вопрос — как расшифровать маркировку шин автомобиля? Зачем нужны эти данные и что они означают?

Информация поможет правильно подобрать резину, учитывая индивидуальные условия эксплуатации. Различные типы покрышек рассчитаны под конкретные задачи. Информация поможет быть во всеоружии, если в магазине вам захотят продать не качественную резину.

Автомобилисты часто учитывают при выборе только размер. А между тем на боковой стороне изделия найдется много интересного. Узнаем подробнее, что означают загадочные надписи и как их использовать с пользой.

Символы на покрышках: с чего начать выбор

Информативные надписи расположены сбоку колеса. Состоят они из набора буквенных и цифровых обозначений. Каждое несет в себе смысловую нагрузку для потребителя. Зная маркировку шин и расшифровку, можно самостоятельно, без помощи консультанта выбрать подходящий продукт.

Название производителя

Если на боковой стороне видно надпись Made in, значит это обозначение страны производителя. К примеру, Made in Russia говорит о том, что изделие произведено в России. Можно увидеть любую страну: USA (США), China (Китай), Germany (Германия) и другие варианты. На ребре будет указана и компания производитель. Обычно это самая большая надпись, которую сложно не заметить. Данная информация позволит сделать первые выводы о качестве товара, представленного в магазине. Далее можно переходить к техническим параметрам.

Модель изделия и тип протектора

Расшифровка надписей на шинах сообщает покупателю об особенностях приобретаемой резины. К примеру, расшифровав надпись Ice Cruiser узнаем, что это зимняя модель. Видим фразу All Season, значит перед нами всесезонный вариант.

Информация о типе протектора крайне важна, ведь этот параметр отвечает за сцепление с дорожным полотном в различных условиях. Протектор выдерживает высокие нагрузки, износостойкий и противодействует истиранию. Способен защитить внутреннюю структуру от повреждений.

Различают разные типы протектора в зависимости от рисунка. Есть симметричные и асимметричные модели, направленные или нет. Рисунок и его глубина зависит от сезона. Расшифровать маркировку шин автомобиля по принадлежности к сезону одна из самых простых задач. На зимних присутствует значок снежинки, на летних его нет.

Встречается маркировка шин легковых автомобилей Slick. Модель без рисунка, гладкая и гарантирует сцепление с ровной и сухой дорогой. Также производят варианты для эксплуатации в дождь по мокрому дорожному покрытию.

Таблица расчета скорости и нагрузки

Эти данные содержат информацию, при каких условиях колесо может не выдержать и взорваться. Звучит страшно, но переживать раньше времени не стоит. Правила на дорогах не дают разогнаться до предельной скорости, которую не выдержит современное колесо. Исключением может стать перегрузка авто багажом в совокупности с высокой скоростью передвижения. По этой причине, обязательно изучите таблицы скорости и нагрузки.

Индекс скорости

Показатель определяет скорость колеса на максимально допустимом уровне. Согласно таблице маркировки шин по скорости — буква «Н» будет обозначать движение до 210 км/ч, а «Z» более 300 км/ч. Как правило, при эксплуатации, выбирается оптимальный режим, примерно на 15% меньше от указанной производителем.

Индекс нагрузки

Нагрузка на покрышку с учетом давления воздуха внутри. С помощью этих показателей можно определить какой максимальный вес выдержат покрышки. Значение отображается рядом с индексом скорости. Ниже представлена таблица маркировки шин по индексу нагрузки.

При учете максимальной нагрузки важно учитывать дополнительные факторы. В их число входит условия эксплуатации, качество дорог, естественный износ и так далее. Если предполагается езда по дорогам с низким качеством покрытия, следует учесть запас прочности на случай попадания колеса в ямы. Запас прочности составляет не менее 20-25 процентов.

Для примера наглядно рассчитаем степень нагрузки. Водитель приобрел колеса с индексом «100». Это означает, что покрышка выдерживает 800 кг. У автомобиля 4 колеса, значит максимальная разрешенная нагрузка 3200 кг. Теперь отнимаем вес автомобиля (1500 кг), примерный вес водителя и четырех пассажиров (400 кг). В итоге получается 3200-1900=1300 кг. Это тот вес, который дополнительно можно загрузить в авто. Но не нужно загружать свое транспортное средство под завязку. Нагрузка не всегда равномерно распределена на каждую ось. Кроме того, протектор изнашивается, а показатель 1300 снижается со временем.

Информация важна, поэтому внимательно ознакомьтесь с маркировкой шин и расшифровкой перед совершением покупки. Дополнительно изучите техническую документацию своего транспортного средства. В ней должны быть указаны рекомендуемые параметры для конкретной модели автомобиля.

Конструктивные особенности

На боковой части резины находится ряд важных символов, обозначающих конструктивные особенности. Ниже разберем наиболее важные из них:

  • TUBELESS – означает, что изделие имеет бескамерную конструкцию.
  • Радиальные — (символ R) эластичны и имеют неравновесный тип конструкции профиля, на котором радиально расположены нити корда.
  • Резина диагональной конструкции (символ «—») представляет равновесную конструкцию. Нити корда и брекера в ней находятся под углом 30-40 градусов по отношению к плоскости. Маркировка шин с диагональными нитями не содержит букву R.
  • Размеры (ширина, высота, диаметр). Числовое обозначение соотношения X/Y-Z, разберём на примере: 200/60 R18 означает, что ширина покрышки 200 мм. Отношение высоты к ширине равно 60%. Посадочный размер кольца составляет 18 дюймов.
  • «ТТ» — используют вместе с камерами. «TL» — бескамерные. Советуем учитывать эти параметры, так как например, камерные покрышки не ставят на легкосплавные диски.

Важно отметить, что сейчас почти все автомобили используют резину с радиальным каркасом. Это связано с большим количеством недостатков диагональной конструкции. Например, хуже контакт с дорогой, повышенная деформация, большой вес.

Дополнительная маркировка шин и расшифровка

При выборе резины кроме стандартных символов можно встретить ряд других обозначений:

  • Резина бывает на лето или зиму, есть универсальный вариант-всесезонный. Маркировка зимних шин выглядит как снежинка на фоне трех пиков. Этот символ международный наносить его могут не все производители. Все остальные снежинки для декора.
  • Летние имеют обозначения, указывающие, что она отлично себя ведет на мокром дорожном полотне. Например, нарисованный зонтик или слова: Aquatred, Water и Aqua.
  • Обозначение M + S — грязь и снег, может быть нанесена на зимнюю или летнюю резину для внедорожников и предназначаться для бездорожья. На зимние покрышки с шипами наносят слово Studded, на не шипованные — Studless. Надпись Studdable подскажет вам, что это покрышки шипуемые и в них есть отверстия для их установки.
  • Запасные колеса промаркированы символом T, такие ставят на время. Буквой P перед размером могут обозначать резину для пассажирских авто, но нередко производители опускают этот символ.
  • Надпись M/T говорит о предназначении для грязевых поверхностей и бездорожья.
  • Рядом с надписью DOT указана внутренняя информация производителя. Может быть код завода, данные о партии.
  • Дата производства. Размещена на внутренней боковине, четыре цифры, размещенные в овале. Две цифры в начале — это неделя, а последние две — год. Забавный факт о производстве резины: если в году 52 недели, то при изготовлении покрышек ставят 54.

Если вы насчитали в дате всего три цифры, тогда это старый товар, который пригоден только для использования в декоративных целях. Например, сделать красивую клумбу. Три цифры свидетельствуют о том, что изготовлена покрышка до 2000 года. Год указан в последней цифре. Причём если стоит следом треугольник, тогда перед вами товар из 90-х, а вот если его нет, то из 80-х.

Эксплуатация автомобиля с правильно расшифрованной маркировкой шин обеспечит безопасность движения и добавит вам уверенности на дороге. Надежное управление и торможение продлят срок службы резины. Разобравшись в надписях, водитель сможет выбрать новую или поддержанную модель, для мокрой или заснеженной трассы.

Особенности маркировка летних и зимних шин

Важно отметить, что на летней резине не всегда присутствует специальное обозначение в виде солнца, которое свидетельствуют о принадлежности к жаркому сезону. Основным визуальным отличием является протектор. На летней резине канавки не глубокие и отсутствует микрорисунок.

Если на маркировке шин отсутствует снежинка и надписи «M&S», «M+S» или «MS», значит покрышка летняя. Кроме того, модели для холодного времени года делают более мягкими на ощупь. Это необходимо для лучшего сцепления со скользкой поверхностью.

Остальные надписи соответствуют описанным выше параметрам по индексу нагрузки, скорости, диаметру и так далее. Дополнительно на зимних моделях часто присутствуют шипы, которые видно не вооруженным взглядом.

Маркировка грузовых шин

Грузовые покрышки могут быть как радиальными, так и диагональными. В обоих случаях специальные обозначения отличаются. Ниже рассмотрим вопрос более детально.

В первую очередь разберем радиальные. Для примера возьмем следующую комбинацию: 6.00R20 126/124N нс16. Расшифруем указанные выше значения:

6.00 — Ширина профиля, которая измеряется в дюймах.

R — Радиальная.

20 — диаметр в дюймах.

126/124 — Индекс нагрузки. Первое значение (135) — для одинарного колеса, второе (132) — для сдвоенных;

N — индекс скорости. Означает максимально разрешенную скорость, на которой можно передвигаться с данной резиной. В соответствии с таблицей маркировки шин индекс N соответствует скорости 140 км/ч.

126/124N означает что при установке одной покышки грузоподъемность составит 1700 кг, а в случае установки сдвоенных — 1600 кг при максимальной скорости 140 км/ч. Важно учитывать, что при меньшей скорости можно загрузить автомобиль большей массой, но не нужно забывать оставлять запас прочности (15-20 процентов).

HC16 (или в некоторых случаях PR) – такая маркировка шин расшифровывается как показатель количества слоев корда. Чем больше слоев, тем жестче и прочнее изделие. В настоящее время процесс производства и используемые материалы стали прогрессивнее. Поэтому, показатель слоев может быть меньше без потери максимальной нагрузки.

Еще одна расшифровка маркировки шин — 315/80 R22,5

315 – ширина покрышки в миллиметрах.

80 – высота в процентах по отношению к ширине.

R – радиальная структура конструкции.

22,5 – посадочный диаметр в дюймах.

Маркировка грузовых диагональных покрышек может выглядеть следующим образом: 14.00-20

14.00 – ширина в дюймах.

20 – диаметр в дюймах.

Отсутствие буквы R говорит о том, что конструкция корда диагональная.

Маркировка шин для микроавтобуса

Подбирать резину для микроавтобуса или минивэна нужно внимательно, потому что обычные легковые покрышки подходят ко многим моделям. А для такого транспорта нужны колеса с отметкой С или LT. Такая маркировка ставится, когда резина предназначена для коммерческого транспорта с повышенной грузоподъёмностью. Буквенное обозначение можно увидеть рядом с размером покрышки. Нередко привлекает низкая стоимость таких моделей, и их покупают, но делать так категорически не стоит.

Обозначение ST (Special Trailer), говорит о том, что резина создана для эксплуатации на прицепе или фургоне. Ставить на легковой автомобиль такие модели нельзя.

Что означают цветные полосы на шинах

Каждый покупатель видел в магазине длинные цветные полосы на протекторе. Многие не знают, как их расшифровать и для чего они нужны. На самом деле этот рисунок нужен в процессе производства и сортировки. Для покупателя он мало информативен.

Дело в том, что в ходе производства заготовка из резины идет по конвейеру сплошной полосой, которая маркируется цветной линией. Далее материал режется на куски, соответствующие длине готового колеса. Многие заготовки имеют одинаковый размер и цвет. Чтобы на следующих этапах производства не произошло ошибки, все изделия сверяются по цветным полосам.

Второй функцией является идентификация покрышек на складе. Когда тысячи колес хранятся в вертикальном положении, посмотреть боковые надписи нет возможности. С помощью цветных полос на шинах работники склада быстро определяют размер и модель конкретного изделия.

Маркировка автомобильных шин: расшифровка обозначений

1. Торговый марка (бренд) шины – прежде всего, характеризует рисунок протектора. Также она отражает различные конструктивные и технологические особенности, которые отличают определенную шину от других.

Каждый производитель использует свою систему кодов, поэтому одинаковые цифры и литеры в индексах разных компаний, означают не одно и тоже. Если есть необходимость узнать точно, какое значение имеет конкретная торговая марка, то лучше воспользоваться фирменным каталогом.

2. Обозначение максимальной нагрузки шины (согласно требованиям минтранспорта США). Большинство фирм ставят отметку MAX LOAD, а за ней указывают нагрузку в английских фунтах и килограммах (к примеру, MAX LOAD 514kg(1133lbs), 1lbs=0,4536кг).

Но необходимо обратить внимание, что как новые, так и шины б у не должны работать под предельной нагрузкой. Чтобы определить оптимальную нагрузку следует отнять от максимальной массы 15-20% ее величины – это в случае для легковой машины, или же 30% — для внедорожника.

Если вы даже и отнимите нужные значения от максимальной нагрузки, то все равно не факт, что эта масса будет допустимой для вашего автомобиля. Суть в том, что MAX LOAD – это всего лишь предельная нагрузка на шину, в ней не учитываются особенности конструкции определенного автомобиля. А это обязательно нужно учитывать. Ведь есть множество автомобилей, на которые следует устанавливать шины разной грузоподъемности на разных осях – объясняется это особенностями управляемости и развесовки. Пересчет теоретического значения MAX LOAD не приведет ни к чему хорошему, следует руководствоваться паспортом на автомобиль.

Видео — расшифровка маркировки автомобильных шин:

3,4,5 – это отметки, которые требуются нормативными документами США об уровне качества и информированию потребителей. TRACTION INDEX – это индекс сцепных качеств шины; TWI (TREAD WEAR INDEX) – индекс износостойкости;  TEMPERATURE INDEX – индекс температуры.

6. Отметка, которая показывает максимально допустимое значение давления воздуха в шине, оно указывается в фунтах и килопаскалях на квадратный дюйм (к примеру, 42 psi, 1psi=0,069 кПа)

7. Производитель – название фирмы разработчика и производителя шины.

8. DOT – это условное обозначение, которое указывает что шина соответствует всем требованиям и нормативным документам США.

9. «M+S» – это литеры, которые означают Mud + Snow= грязь + снег , и указывают на то, что шина может эксплуатироваться при наличии снега и грязи, то есть в зимних условиях. AW  (любая погода)  или AS (все сезоны) – это шины на все сезоны года, которые используются на твердых дорогах, в том числе и на скользком и мокром покрытии. WINTER – зимние шины, AQUA CONTACT или AQUATRED – используются в сезон дождей. Важно отметить, что в последнее время множество фирм вместо данных надписей на боковины шин наносят рельефные пиктограммы – снежинку, дождь, солнце, означающие все сезоны года.

10. Обозначение, что означает размер шины, к примеру, 198/62R14 несет в себе информацию:

— о ширине профиля шины (198). Она представляет собой линейное расстояние между наружными боковинами накачанной шины, при этом не учитываются возвышенности из-за присутствия маркировки или защитных поясов. Выражается в миллиметрах;

— про отношение высоты профиля к его ширине (62), выражается в процентах.

Данное отношение называют серией шины. Это важный параметр, от которого зависят основные качества шины. Большинство фирм ( чаще всего, американских) перед обозначением размера ставят литеры. Р (Passenger) – указывает то, что шина предназначена к использованию на легковых автомобилях, к примеру, Р198/62R14. LT – значит, что шины предназначены для легковых грузовиков;

— о конструкции шины и её монтажном диаметре обода. R – означает, что шина имеет радиальную конструкцию. Диаметр обода выражается или в дюймах или миллиметрах, при переводе стоит считать 1 дюйм = 25,4 миллиметров. Согласно европейской инструкции после обозначения размера шины, для легковых автомобилей, следует маркировка эксплуатационных характеристик, которые состоят из условного обозначения скорости и коэффициента нагрузки на шину.

11. Коэффициент нагрузки или индекс грузоподъемности, обозначающий допустимую весовую нагрузку, которую может выдержать шина. Обычно на шине ставится двузначное число, которое математически не привязано к килограммам. Данное число – это условный индекс, который указывает на отношение между индексом грузоподъемности (первая цифра) и фактическим значением нагрузки в килограммах (вторая цифра).

50 / 19060 / 25070 / 33580 / 45090 / 600100 / 800110 / 1060120 / 1400
51 / 19561 / 25771 / 34581 / 46291 / 615101 / 825111 / 1090121 / 1450
52 / 20062 / 26572 / 35582 / 47592 / 630102 / 850112 / 1120122 / 1500
53 / 20663 / 27273 / 36583 / 48793 / 650103 / 875113 / 1150123 / 1550
54 / 21264 / 28074 / 37584 / 50094 / 670104 / 900114 / 1180124 / 1600
55 / 21865 / 29075 / 38785 / 51595 / 690105 / 925115 / 1215125 / 1650
56 / 22466 / 30076 / 40086 / 53096 / 710106 / 950116 / 1250126 / 1700
57 / 23067 / 30777 / 41287 / 54597 / 730107 / 975117 / 1285127 / 1750
58 / 23668 / 31578 / 42588 / 56098 / 750108 / 1000118 / 1320128 / 1800

12. Маркировка категории скорости. Это условное обозначение скорости, которое показывает расчетную, максимальную скорость для определенной шины. Раньше условное обозначение скорости прописывалось в обозначении размера (например, 158SR13).

индексJKLMNPQRSTUHVVRWYZR
км/ч100110120130140150160170180190200210240>210270300>240

Данное обозначение представляется в виде латинских литер. Шины, которые имеют маркировку VR – используются для скоростей более 210 км/ч, шины с маркировкой ZR – для скоростей более 240 км/ч. Существует маркировка скорости вместе с индексом грузоподъемности (к примеру, 91V). V – шины предназначены для скоростей более 210 км/ч, но не больше 240 км/ч. При этом индекс грузоподъемности, точнее нагрузку на шину, необходимо уменьшать на 3 % на каждые 10 км/ч, изначально он указывается для скорости 210 км/ч. Шины с литерой W  и индексом грузоподъемности (к примеру, 100W) используются для скоростей от 240 км/ч до 270 км/ч. При увеличение скорости на 10 км/ч нагрузку на шины нужно уменьшать на 5 % и так до 270 км/ч. Маркировка шины литерой Y вместе с индексом грузоподъемности используют при скоростях от 270 км/ч до 300 км/ч. С каждым увеличением скорости на 10 км/ч до 300 км/ч, необходимо уменьшать нагрузку на 5 %. Категория скорости – это показатель, который показывает, какую максимальную скорость шина может выдержать. Поэтому в процессе эксплуатации автомобиля следует придерживаться «щадящего» режима, при котором автомобиль эксплуатируется при скорости, на 10-15 % меньше, от максимальной, которую выдерживает шина.

13. Это сведения, которые говорят о конструкции шины. Данное обозначение требуется министерством транспорта США. Маркировка конструкции шины наносится на борта и несут в себе информацию о количестве слоев каркаса и брекера, а также о материале, с которого изготовлен корд. К примеру, обозначения TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD говорят о том, что брекер состоит из 2 слоев полиэстера + 2 слоя металлокорда + 1 слой нейлонового корда. Обозначение SIDEWALL  говорит о количестве слоев каркаса, а RAYON – значит, вискозный корд.

14. Дополнительная информация, которая имеется на шинах. TWI — Tread wear indicator (индикатор износа протектора) –  знак, что находится на боковине шины, показывающий, как расположены отметки остаточной высоты рисунка, в канавах протектора. Данный знак наносится по краям протектора в шести местах окружности на каждой стороне шины. Эта метка может иметь вид аббревиатуры TWI, или TWI со стрелкой.

Дата выпуска шины, показана в виде трех цифр в окружности на одной стороне шины. Первые две цифры означают неделю изготовления, третья – год выпуска. К примеру, 225 – это значит 22-я неделя 1995 года. Знаком «» обозначают десятилетие 1990-1999 годов. Сейчас, на неопределенное время введено четыре цифры (с 2000 года).

Маркировка TUBELESS – указывает на то. Что шину следует использовать без камеры. Такая шина не нуждается в надувной камере. В таких шинах, роль герметика, который удерживает воздух в шине, исполняет тонкий слой резины, что наносится внутри каркаса. Маркировка TUBE TYPE – означает, что данная шина камерная. PR (Ply rating) –  несущая способность или прочность каркаса, которая условно оценивается нормой слойности. В легковых автомобилях используются шины с нормой слойности 4PR. А шины, имеющие маркировку 6PR и 8PR более всего пригодны для микроавтобусов и легких грузовиков, поэтому после обозначения размеров шины пишется литера С (commercial), к примеру, 186R14C.

Для тех, кто не знает закон о зимней резине 2015 принят или нет — советуем прочитать обзорную статью.

Многим автолюбителям этот сервис поможет построить оптимальный маршрут на автомобиле между городами.

Предпусковой подогреватель двигателя Бинар — https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/predpuskovoj-podogrevatel-dvigatelya/binar.html имеет много лестных отзывов.

Видео — маркировка автомобильных шин:


Скрытые в глифах: расшифровка двуязычного текста майя-ольмеков

В моей книге Язык и литература ольмеков я объясняю, как я расшифровал язык ольмеков. Одним из наиболее важных документов, использованных в моем исследовании, был двуязычный текст майя-ольмеков, написанный на кирпиче.

The Site of Comalcalco

Подтверждением моей расшифровки письменности ольмеков является двуязычный кирпич с надписями майя-ольмеков/манде из Комалькалько («в глиняном доме» на языке науатль). , Мексика. Он был построен Чонталем и является единственным древним городом майя в Мексике, полностью построенным из кирпича. Археолог Нил Стид нашел на этом месте более 4000 кирпичей с письменами.0005

Археологические раскопки Комалькалько, Табаско, Мексика. (Деннис Джарвис/ CC BY SA 2.0 )

Комплекс Comalcalco насчитывает около 360 пирамид. Почти все постройки были построены из обожженного кирпича (табик). Девять из этих пирамид были раскопаны в период с 1977 по 1978 год. Это место майя имеет интересную архитектуру, которая служила важной цели. Например, «Великий Акрополь», вероятно, использовался для гражданских и религиозных обрядов. В дополнение к прекрасным храмам, стенам и алтарям искусная «лепнина» использовалась для облицовки сооружений, которые напоминают изображения на субпирамидах многих памятников майя и имеют аналогию с ольмекской иконографией.

  • Есть ли в блоке Каскахал доказательства письменности ольмеков?
  • Птицы, камни и ягуары: собирая воедино многогранную древнюю религию ольмеков

Внутри Большого Акрополя Комалькалько, Табаско, Мексика. (Alfonsobouchot/ CC BY SA 4.0 )

Intriguing Bricks

Нил Стид заинтересовался кирпичами в 1979 году и получил разрешение на их фотографирование от Мексиканского национального института антропологии и истории (INAH). Стид опубликовал многие кирпичи с надписями из руин Комалькалько в двуязычной книге под названием 9.0003 Предварительный каталог кирпичей Comalcalco . Один из кирпичей, T1-452 R16, является особенно увлекательным артефактом для тех, кто интересуется связями ольмеков и майя.

Фото кирпича Т1-452. (Предоставлено автором)

На этом кирпиче имеется двуязычная надпись майя-ольмеков: надпись майя слева и надпись ольмеков/малинке справа. Ольмекское письмо, использованное на этом кирпиче, выполнено в простом стиле. Простой ольмекский стиль письма обычно использовался для надписей на кельтах и ​​других артефактах ольмеков. В дальнем правом углу кирпича есть два дополнительных символа, которые также написаны простым ольмекским стилем письма.

Доктор Александр фон Вутенау посоветовал Стиду прислать мне копии изображений кирпичей перед публикацией каталога Comalcalco. Он сделал это, чтобы определить, могу ли я идентифицировать надписи на некоторых кирпичах, которые, по мнению Стида, выглядели как надписи из Старого Света.

Я сразу понял, что на кирпиче T1-452 R16 были надписи как майя, так и ольмеков. Чтобы проверить эту гипотезу, я предложил Стиду расшифровать надпись майя, а я расшифрую ольмекский отрывок, который был частично испорчен.

Двуязычная надпись ольмеков-майя. ( Автор предоставил )

Расшифровка текста

Стид согласился на этот тест. Затем он разделил надпись на три части, которые нам обоим предстояло расшифровать, и мы начали свою работу. Ниже приведено разделение текста T1-452 R16:

Разделение текста T1-452 R16. ( Предоставлено автором )

Я отправил копию расшифровки T1-452 R16 Steede.

Я включил перевод надписи Малинке на правой стороне кирпича T1-452 R16 и знаков ольмеков/манде, найденных внутри глифов майя. Ниже приводится копия расшифровки, которую я отправил Стиду в 1984: 

Перевод/транслитерация простых знаков ольмеков.

На английском языке ольмекские простые знаки гласили:

«Ты существуешь неполным.
Он проявление жизни, талисман в этой близости.
Родить это [погребальное] жилище».

Перевод/транслитерация знаков ольмеков внутри глифов майя.

Напротив, знаки ольмеков внутри глифов майя говорят:

«Человеку значительного достоинства не хватает дыхания.
[Он идет ко мне] Ягуар Бог.
[Его] больше нет в живых/ или Могучая Праведность!
[Его] место отдыха существует здесь».

  • Таинственная цивилизация ольмеков
  • Возможный объект священной кукурузы, найденный в ручье на стоянке ольмеков

Статуя сидящего ольмека-оборотня-ягуара. (роземания/ CC BY 2.0 )

Стид ответил мне 28 марта 1984 года, чтобы сказать, что его интерпретация знаков майя почти идентична моему переводу знаков майя и ольмеков/манде. Он написал:

«1А показывает лицо с косыми глазами (слепыми или не видящими), носом без ноздрей (не дышит) и «зажатым» ртом (не говорит). Это указывает на смерть, хорошо, но ниже картуш дополнен двумя свитками дыхания с каждой стороны замысловатого жертвенного лезвия.Эти свитки дыхания (или речи) указывают на то, что человек, о котором идет речь, выразил, что он чувствует себя духовно «мертвым» и желает сделать себя -жертва

1B подчеркивает тот факт, что он мертв, но обратите внимание на букву «S» в ухе ягуара. Это указывает на покаяние или покаяние. Поэтому, хотя человек и «мертв» духовно, он услышал и принял покаяние.

Таким образом, 1A и 1B вместе будут читаться очень похоже на ваш иероглифический перевод. , но почти точно так же, как ваш перевод мандинга . Рассматриваемый человек считается неполным, пока не примет священство.

2 идентичен вашему переводу манден и похож на вашу иероглифическую интерпретацию. Часть справа — спинной плавник рыбы.
У меня нет никаких заметок передо мной, но я полагаю, что это Стела 1 Исапы, которая показывает, что Кетцалькоатль «ловит» все виды рыб (людей). Эта стела также подразумевает, что спинной плавник рыбы связан со священством.
Здесь мы видим рыбий плавник, «вылупившийся» из «яйца?» или от «внутреннего я»? Человек, о котором идет речь, рождается свыше как священник.

3. Я не могу понять, но ваш перевод кажется правильным. Сейчас он в покое, потому что он (полный)».

Керамический сосуд в форме рыбы, идентифицированный как ольмек. Окрашен в черный цвет со следами киновари. 1200 — 900 гг. до н.э. (Madman2001/ CC BY SA 3.0 )

Был ли Комалькалько колледжем майя?

Перевод майяской стороны этого двуязычного кирпича из Комалькалько и других кирпичей с надписями из этого места указывает на то, что, вероятно, это был колледж майя, где писцы изучали письменность майя и, возможно, строительство пирамид.

Двуязычный текст на T1-452 R16 также указывает на то, что писцы майя должны были научиться писать ольмекские надписи и переводить их на язык майя. Тот факт, что ольмекские надписи были испорчены, предполагает, что писцы сначала написали часть на ольмекском языке, а затем написали ту же надпись на языке (языках) майя, который они изучали. Чертеж Т1-452 Р16 ниже. Если вы внимательно посмотрите, то увидите два ольмекских знака, написанных вертикально.

Нанесение надписей на кирпич Comalcalco T1-452 R16. ( Автор предоставил )

Читая сверху вниз, можно увидеть знаки May yo . Интерпретация мая года на языке ольмеков следующая: «Это сделано хорошо — полно жизни».  Эти знаки указывают на оценку или комментарий к кирпичу, вероятно, сделанный инструктором. Это подтверждает мнение о том, что Комалькалько был колледжем, где посвященные майя вступали в священство, а классы писцов учились писать иероглифы майя.

  • Ольмеки, древняя американская цивилизация с африканскими характеристиками
  • Археологические находки отодвигают цивилизации майя в прошлое

Происхождение письменности майя

Б. Стросс (1973) упоминает веру майя в иностранное происхождение письменности майя. Эта идея подтверждается устной традицией майя, Tozzer (1941) и C.H. Браун (1991), который утверждал, что у прото-майя не существовало письменности. Многие эксперты сходятся во мнении, что ольмеки научили майя писать (Schele & Freidel, 19).90; Сустель, 1984).

Терренс Кауфман предположил, что ольмеки говорили на языке мексе-сокеан, однако это мнение не соответствует эпиграфическим свидетельствам. Ольмеки говорили на языке мандинг (малинке-бамбара), а не на языке сокеан. Существует явный африканский субстрат происхождения письменности майя (Wiener, 1922). Сторонники майя также согласны с тем, что прото-майяский термин для письма был *c’ihb’ или *c’ib’ .

Термины письма майя.

Майяское /c/ часто произносится как твердое испанское /c/ и имеет звук /s/. Браун (1991) утверждает, что *c’ihb может быть древним майяским термином для обозначения письма, но он не может быть протомайяским, потому что письма не существовало у майя до 600 г. до н.э. Это было через 1500 лет после распада прото-майя (Brown, 1991).

Утверждения Ланды о происхождении письменности майя подтверждаются лингвистическими данными (Tozzer, 1941). Ланда отметил, что юкатекские майя говорили, что научились письму у группы иностранцев по имени Тутул Сю из Нонулко (Тоззер, 19 лет).41).

Карта центра ольмеков. Желтые участки — это известные деревни и города ольмеков. Меньшие красные точки отмечают места, где были найдены артефакты или произведения искусства, не связанные с жильем. ( CC BY 3.0 )

Тутул Сю, вероятно, были ольмеками, говорящими на манде. Термин Тутул Сю можно перевести как Мандинг: Тутул, «Очень хорошие подданные Ордена» и Сю, «Ши (/раса)». Таким образом, «Ши (которые) являются очень хорошими субъектами культа-Ордена». Срок Shi также, вероятно, связан с термином манден Si , который использовался как этноним (название, данное этнической группе).

Термин письма майя происходит от термина манден: *se’be . Есть и другие термины, используемые людьми мандинг / манде для письма.

Требования к письменной форме.

Браун предположил, что майяский термин c’ib’ распространился от чоланских и юкатекских майя к другим носителям майя. Этот термин, вероятно, происходит от Manding 9.0003 *Se’be , аналогичный *c’ib’. Это могло бы объяснить идентификацию ольмеков или людей Си/Ши как говорящих на манде. Есть также много родственных терминов майя и манден (Wiener, 1920-22).

Понятно, что письменность майя принесли ольмеки. В результате майяский термин для письма имеет ольмекское/манде происхождение. Эта точка зрения подтверждается расшифровкой Steede и Winters кирпича Comalcalco T1-452 R16.

Знаменитая каменная голова цивилизации ольмеков. Источник: BigStockPhoto

Верхнее изображение: Наскальный рисунок ольмеков из пещеры Окстотитлан, Чилапа-де-Альварес, Герреро, Мексика. ( latinamericanstudies.org ) Изображение бога майя Д., Ицамна. ( Public Domain ) Нанесение надписей на кирпич Comalcalco T1-452 R16. ( C. Winters )

By Clyde Winters

Ссылки

Brown, C.H. (1991). Иероглифическая грамотность в древнем Майяленде: выводы из лингвистических данных. Текущая антропология , 32(4), 489-495.

Коу, М. (1989). Сердце ольмеков: эволюция идеологии. В Р.Дж. Шарер и Д. К. Гроув (редакторы), Региональные взгляды на ольмеков (стр. 68–82). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Делафосс, М. «Vai leur langue et leur systeme d’ecriture», L’Anthrpologie  10, 1899.

Gutherie, J. (ed.) (1995). Мир ольмеков: ритуалы и правление  , Принстонский университет: Художественный музей.

Хау, К. (1973). Доисламская письменность в Западной Африке. Bulletin de l’Institut Fondamental Afrique Noire (IFAN), т. 35, сер. Б №1, 1-45.

Хау, К. (1978). Африканская письменность в Новом Свете. Бык. de l’IFAN , т 40, сер. Б , № 1, 28-48.

Морли, С.Г., Брейнеред, Г.В. и Шарер, Р.Дж. (1983).

Древние майя . Стэнфорд: издательство Стэндфордского университета.

Ланда, Д. де. (1978). 901:45 Юкатан до и после завоевания.

(Перевод) Уильяма Гейтса. Нью-Йорк: Dover Publications.

Норман Г. (1976). Скульптура Изапа .

Наваррете, К. (1976). Наскальные рисунки ольмеков в Пиджиджипан Чьяпас, Мексика, и другие фрагменты ольмеков из Чьяпаса и Гватемалы. Археологический фонд Нового Света , № 35. Прово, Юта: Издательство Университета Бригама Янга.

Пулиньи, Д. (1988). Лес Ольмек. Археология , 12, с.194.

Рафинек, К. (1832 г.). «Второе письмо г-ну Шампольону о графических системах Америки и глифах ололума [майя] из Паленке в Центральной Америке — элементах глифов», Atlantic Journal  1, (2): 44–45.

Саагун, Р. де. (1946). Общая история лас-касас-де-ла-Нуэва-Эспана . Мехико: Editoria Nueva Espana.

Шеле, Л. и Фрейдель, Д. (1990). Лес королей . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания, Inc.

Смит, В.Г. (1984). Изапа Рельефная резьба . Вашингтон, округ Колумбия:

Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс.

Стросс, Б. (1973). Иероглифическое письмо майя и миксе-сокеан. Антропологическое языкознание , 24 (1), 73-134.

Тейт, CE (1995). Искусство в культуре ольмеков. В J Gutherie (ред.), Мир ольмеков: ритуалы и правление (стр. 45-67)

Художественный музей, Принстонский университет.

Тоззер, А.М. (ред.) (1941). Relacion-де-лас-Каса-де-Юкатан. Музей американской археологии и этнологии Пибоди, 1941 год.

Верчински, А. (1972). Меж- и внутрипопуляционная расовая дифференциация Тлатилько, Серро-де-Лас-Месас, Теотуакан, Монте-Альбан и Юкатан Майя. XXX1X Международный конгресс американистов, Лима, 1970, , Vol. 1, стр. 231-252.

Верчински, А. и Джайразбхой, Р.А. (1975). The New Diffusionist , 5 (18), 5.

Winters, C.A. (1977). Влияние сценариев Мнаде на древние американские системы письма. Bulletin de l’IFAN , т. 39, серия B, номер 2, 405-431.

Винтерс, Калифорния (1979). Мандинг в Новом Свете — Часть 1, Journal of African Civilization , 1 (1), 81–97.

Винтерс, Калифорния (1980). Приложение B: Нефритовые кельты Ла Венты.

В А. фон Вутенау, Неожиданные лица в Древней Америке  (стр. 235-237). 2-е издание. Мексика.

Винтерс, Калифорния (19 декабря81/январь 1982 г.). Черное наследие Мексики, Черный студент , 76-82.

Винтерс, Калифорния (1983). «Древний сценарий манден». И. Сертима (ред.), 90 145 Черные в науке: древние и современные 90 146 , (ред.) И. Сертима, (стр. 208–214), Лондон: Transaction Books.

Винтерс, Калифорния (1984а). Негры в древней Америке. Colorlines , 3(2), 27-28.

Винтерс, Калифорния (1984б). Африканцы основали первую американскую цивилизацию, African Monitor , 1, 16-18.

Винтерс, Калифорния (1986). «Миграционные пути протоманде», The Mankind Quarterly  27 (1), 77–96.

Винтерс, Калифорния (1997, апрель). Расшифровка письма ольмеков . Документ, представленный на 74-м собрании Антропологического общества центральных штатов, Милуоки, Висконсин,

, Винтерс, К. (2015). Язык и литература ольмеков. https://www.amazon.com/Olmec-Language-Literature-Clyde-Winters/dp/1507587244

Wuthenau, A. von. (1980). Неожиданные лица древней Америки . 2-е издание. Мексика.

Искусство и письмо майя: краткое руководство

 

Археологи раскрыли огромное количество информации о цивилизации майя благодаря открытиям и расшифровке искусства и письменности майя. Расшифровка знаний, полученных из этих первоисточников, часто приводит к тому, что ученым приходится отодвигать временную шкалу изобретений и достижений майя. Ярким примером является открытие письма майя доклассического периода на камне недалеко от Сан-Бартоло.

 

Влажность в большинстве областей майя нанесла ущерб их книгам, расписным зданиям и произведениям искусства. Так много казалось утраченным… и тогда археологи начали обнаруживать прекрасно расписанные фрески и другие произведения искусства в самых глубоких слоях построек майя. Их привычка строить новые постройки поверх старых и вокруг них, часто более одного раза, во многих случаях отлично справлялась с сохранением.

 

Цивилизация майя произвела особое искусство майя
Рельеф игрока майя в ожидании мяча, 600–750 гг. н.э., Национальный музей американских индейцев, Нью-Йорк

 

Искусство майя включало каменные, деревянные, глиняные и лепные скульптуры и украшения. Изысканная резьба и украшения делались из дерева, обсидиана, нефрита, кости, раковин и камня. Боевые сцены изображались на стеклянных керамических сосудах, фресках и рельефах. Художники изготавливали лепные украшения, статуэтки, портреты правителей и многое другое.

 

Среди их инструментов были камни, инструменты для резьбы по обсидиану и нефриту, а также кисти. Краски для искусства майя были сделаны из пигмента и воды, связанных с глиной. Цветовой пигмент получали из ягод, растений, фруктов, руд и даже насекомых. Специальная техника цивилизации майя для получения «голубого майя», насыщенного бирюзового цвета, была утеряна в 16 веке во время испанского завоевания. Четыре основных направления были связаны с цветами цивилизации майя в произведениях искусства майя: красный для Востока; желтый для юга; черный для Запада; белый для севера. Излюбленными цветами были синий, представляющий воду, ветер и богов неба, и зеленый, представляющий растительность и жизнь.

 

Нефритовая посмертная маска и украшения Пакаля, правителя Паленке, 7 век н. э., через NBC News

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

На статуях, монументах, храмах, пирамидах, домах и различных артефактах, подвергшихся воздействию стихии, остаются лишь слабые следы великолепно ярких цветов. После того, как археологи обнаружили скрытые подземные сооружения над землей и провели раскопки внутри подземных сооружений, они обнаружили хорошо сохранившиеся произведения искусства и украшения, восходящие к эпохе майя.

 

Ученые считают, что в некоторые эпохи цивилизации майя члены королевской семьи нанимали художников на полную ставку. Предполагается, что художники происходили исключительно из элитных классов.

 

Искусство майя: фрески, рельефы и резьба
Фреска, изображающая повседневную жизнь простых людей, около 700 г. н.э., Музей Пенна

 

Цивилизация майя украшала архитектуру всеми видами искусства. Типичный центр города с его площадями и точно расположенными пирамидами, прилегающими зданиями и памятниками часто оштукатуривали и окрашивали в красный цвет. Здания и площади украшались красочно раскрашенными каменными или лепными скульптурами, а иногда и фресками.

 

Картина майя на вазе с мячом, 682–701 гг. н.э., через Live Science

 

Случайное открытие аквалангистом в 1998 году подводного религиозного центра майя привело к археологическим исследованиям в 2007 году затонувшего города на озере Атитлан, Гватемала. Сейчас он называется Самабай, иногда его называют Атлантидой Гватемалы. Это был крупный религиозный центр на острове посреди озера до того, как его затопило, вероятно, после извержения вулкана. Он застыл в доклассическом времени майя — не разграблен и не поврежден стихией, и можно только представить, какие красивые скульптуры, керамика и другие замечательные произведения искусства еще предстоит обнаружить там.

 

Сцена королевского кровопускания, Yaxchilan Lintel 24, 723-726, через Британский музей

 

Только в этом столетии было обнаружено, раскопано и восстановлено несколько великолепных фресок. Эти фрески были написаны на стенах храмов, общественных зданий и домов. Фрески Bonampak изображают сцены повседневной жизни, войны, церемонии, мифологию и многое другое в ярких или приглушенных цветах и ​​​​используют превосходные методы, которые пережили элементы, когда были защищены. Фрески Калакмуля включают сцены из повседневной жизни простолюдинов. Самые старые фрески Сан-Бартоло, обнаруженные в 2001 году, изображают сцены из мифологии и королевского двора. Они датируются примерно 100 г. н.э.

 

Рельефы майя на перемычках и дверных косяках часто содержат глифы и изображения. Примеры этого есть в нескольких музеях. Знаменитая сцена королевского кровопускания под названием «Перемычка 24», хранящаяся в Британском музее, дает нам представление о королевском кровопускании, чтобы умилостивить богов и доказать право правителя на трон.

 

Искусство майя: керамика и керамика
Тарелка майя с трубачом, 8 век, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Глиняные сосуды ручной работы и утварь для повседневного использования, а также погребальный инвентарь восходят к древнейшей доклассической цивилизации майя. Гончары экспериментировали с разными техниками. К позднему доклассическому периоду они производили монохромную керамику сложных форм, стилей и произведений искусства черного, красного и кремового цветов.

 

Как и в других древних культурах по всему миру, гончарные изделия майя начинались с простых глиняных сосудов и со временем усовершенствовались, включив искусно украшенную многоцелевую керамику, статуэтки и предметы искусства. К первому веку нашей эры творчество свободно выражалось в стилях, украшениях и приложениях, включая красивые статуэтки. Контейнеры часто венчали искусно сделанными фигурками животных на крышках.

 

Статуэтка сидящей женщины майя, ок. 6–9 вв. н.э., через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Для придания эластичности и прочности глине использовалось несколько температур. К ним относятся дробленый известняк, грог и вулканический пепел. Перед обжигом предметы часто покрывали шликером или смесью минеральной воды и воды, чтобы придать им блеск и цвет. Сосуды позднего доклассического периода включали полые кадры, заполненные галькой, которая издавала звук при переноске или перемещении.

 

Цветные украшения включали придворные сцены и ритуалы, мифологические сцены, богов и правителей, нарисованные и вылепленные на керамике, иногда с иероглифическими надписями.

 

Письменное искусство майя: глифы и символы
Глифы на красной стеле из Храма Надписей, раннеклассический период, Тикаль, Гватемала, через Пенсильванский университет

 

Сама суть письменности майя заключается в искусно выполненных изображениях и символах. Художников майя, писателей или писцов называли цибами. Глядя на иероглифы, становится ясно, что только искусный художник мог освоить их исполнение.

 

Памятники, алтари, стелы, дверные косяки, лестницы и глиняная посуда часто представляли собой как произведения искусства, так и резные или раскрашенные письмена.

 

В письме майя насчитывается восемьсот глифов и символов. Некоторые из них используются как слоги, а некоторые представляют собой целые слова. Иногда разные писцы использовали разные символы для обозначения одних и тех же слогов, в основном из-за смешения и диалектов. По словам одного аналитика, писцы майя развлекались своим ремеслом!

 

До прорыва в 1952 году ученые пытались расшифровать письмо майя как фонетическое, как английский, французский, испанский и т. д., после испанских усилий епископа 17-го века Диего де Ланды. Затем они поняли, что иероглифы письма майя представляли собой комбинацию фонетического и слогового письма. С тех пор большая часть сохранившейся письменности майя была переведена.

 

Книги Майя
Страницы из Дрезденского кодекса с изображением, числами и глифами, неизвестный писец майя, позднеклассический период, via Sächsische Landesbibliothek, Дрезден

 

Книги майя были кодексами. Они сделали бумагу из внутренней коры смоковницы и сложили ее в стиле гармошки. Они использовали кисти для рисования глифов и символов. Чернила делались из воды, загущенной глиной, в которую добавляли цветной пигмент — например, кошениль (насекомые) для красного цвета и сажу для черного. Поверхности были подготовлены с помощью белой известняковой пыли, смешанной с водой для создания однородного фона.

 

Страницы из Мадридского кодекса, ок. 1250–1450 гг. н. э., с сайта mayaruins.com

 

Письмо майя выполнялось в два столбца в двух соседних блоках в строке и читалось слева направо и сверху вниз.

 

Сохранившаяся письменность майя
Последние две страницы Парижского кодекса, ок. 1250–1450 гг. н. э., via Biblioteque Nationale, Paris

 

Помимо множества стел, надписей на памятниках, фресок и других надписей, нарисованных и вырезанных на камне от доклассической до постклассической эпохи, осталось только четыре других записи доколонизации — кодексы майя. Это Дрезденский кодекс, Парижский кодекс, Мадридский кодекс и Кодекс Гролье. Пополь Вух — один из самых важных документов в корпусе майя, но единственная подлинная версия — это копия, сделанная испанским священником. Все существующие кодексы являются постклассическими, но предположительно основаны на гораздо более старых версиях.

 

Дрезденский кодекс хранится в Дрездене с 17 века и известен своими чрезвычайно точными астрономическими расчетами и данными. Страницы часто содержат изображение бога в действии с описанием того, что оно изображает.

 

Парижский кодекс, хранящийся в Париже, фрагментарен. Он содержит информацию о ритуалах, церемониях и праздниках майя.

 

Мадридский кодекс, хранящийся в Мадриде, является самым длинным. Он содержит ритуалы, гадания, жертвоприношения (включая людей), войны и празднование Нового года майя. На нем также изображены сцены пчеловодства, ткачества, охоты и боги майя, курящие скрученные табачные листья.

 

Кодекс Гролье, хранящийся в музее антропологии в Мехико, содержит устрашающие изображения божеств майя на каждой странице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *