Регулировка клапанов ЯМЗ-240
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Регулировка клапанов ЯМЗ-240
В процессе эксплуатации изменяются тепловые зазоры между коромыслами и наконечниками стержней клапанов вследствие износа деталей газораспределительного механизма.
При очень малых зазорах нарушается герметичность камеры сгорания, уменьшаются компрессия и мощность дизеля. Клапаны перегреваются, и фаски их могут прогореть.
При значительных зазорах уменьшается высота подъема клапанов (менее 13,5 мм), вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров.
Для восстановления плотности посадки клапанов на седла следует периодически проверять и при необходимости притирать клапаны, регулировать тепловые зазоры.
Тепловые зазоры в газораспределительном механизме проверяют и регулируют через одно ТО-2 (через 480 м/ч). При необходимости, но не реже чем через 2000 м/ч выполняют притирку клапанов.
Зазоры клапанов регулируют на холодном дизеле ЯМЗ-240 или по истечении 15 мин после его остановки.
Это выполняют в такой последовательности:
— Выключают подачу топлива скобой регулятора частоты вращения.
— Отворачивают барашковые гайки и снимают крышки головок цилиндров.
— Тарированным ключом подтягивают гайки крепления головок цилиндров и проверяют момент затяжки болтов крепления осей коромысел.
— Снимают крышку лючка с передней крышки корпуса.
— Цифры, нанесенные на корпусе гасителя крутильных колебаний около рисок, указывают номера цилиндров, на которых можно регулировать зазоры в клапанном механизме при данном положении коленчатого вала.
— В этом случае оба клапана цилиндра ЯМЗ-240 должны быть закрыты.
— Зазор рекомендуется регулировать одновременно (при одном положении коленчатого вала) в трех цилиндрах в последовательности: 1—5—12; 3—8—10; 2—6—7 и 4—9—11.
— Ослабляют контргайку регулировочного винта, вставляют в зазор между торцом клапана и бойком коромысла щуп и, вращая винт отверткой, устанавливают зазор 0,25-0,3 мм.
— Придерживая винт отверткой, затягивают контргайку и еще раз проверяют щупом зазор. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить в зазор при легком нажиме, а щуп толщиной 0,3 мм с усилием.
Чтобы отрегулировать зазоры в следующих трех цилиндрах, проворачивают коленчатый вал в направлении рабочего движения до совмещения меток следующих цилиндров с указателем.
При этом используют механизм проворота, установленный на картере маховика с правой стороны, или ломик, вставленный в одно из радиальных отверстий маховика через нижний люк его картера.
После регулирования пускают дизель и прослушивают его работу. При появлении стука клапанов вновь проверяют и регулируют зазоры.
Устанавливают крышки люка и головок цилиндров, пускают дизель и проверяют, есть ли подтекание масла из-под прокладок.
Ниже приведены различия приспособлений для демонтажа клапанов дизелей типа ЯМЗ.
Для снятия клапана ЯМЗ-240 крючок приспособления вводят в отверстие переходника или упорный винт ввинчивают в отверстие головки цилиндров.
Нажимную тарелку 3 устанавливают на тарелку пружины клапана, с помощью рукоятки 4 рычага приспособления отжимают пружины клапана, вынимают сухари и снимают приспособление.
На седла и тарелки клапанов наносят метки, чтобы при сборке установить их на свои места. Снимают пружины, поднимают головку цилиндров и вынимают клапаны.
Клапаны и седла очищают от нагара, промывают в керосине и дефектуют. Клапаны с покоробленными тарелками (или стержнями) и нагарами на фасках, а также седла с нагарами восстанавливают шлифовкой или заменяют новыми.
Не рекомендуется устанавливать на дизель выпускные клапаны с индексом КБ, имеющие недостаточную прочность наплавки рабочей фаски.
Герметичность пар клапан — седло восстанавливают притиркой при незначительных износах их и мелких раковинах на фасках.
Приготавливают притирочную пасту, тщательно перемешивая до сметанообразного состояния микропорошок зеленого карбида кремния 63С-М28, моторное масло и дизельное топливо в соотношении 1,5:1:0,5 (по объему).
Перед применением смесь следует тщательно перемешать, так как микропорошок осаждается.
Для притирки на фаску клапана наносят тонкий равномерный слой указанной выше пасты, стержень клапана смазывают моторным маслом и клапан устанавливают на место.
Притирочную пасту можно наносить в выточки на головке цилиндров (в них запрессованы седла) не менее чем на 90 градусов по их окружности. Наличие пасты на торцах тарелок клапанов не допускается.
Устанавливают на клапан дрель с присосом или специальное приспособление и производят притирку пары клапан — седло следующим образом: нажимая на клапан с усилием 20-30 Н, поворачивают его на 1/3 оборота, а затем в обратном направлении на 1/4 оборота.
После пяти двойных ходов клапан ЯМЗ-240 приподнимают для лучшего доступа притирочной пасты.
Притирку продолжают до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм. При правильной притирке матовый поясок на седле должен начинаться у основания большого конуса седла.
Не допускаются разрывы матового пояска и наличие на нем рисок. Во избежание получения кольцевых рисок нельзя производить притирку круговыми движениями.
После окончания притирки клапаны и седла промывают керосином и вытирают насухо. Устанавливают клапаны и пружины.
Проверяют герметичность пар седло — клапан, заливая керосин или дизельное топливо поочередно во впускные и выпускные окна.
Качество притирки считается хорошим, если залитая жидкость не просочится в течение одной минуты через клапан при его повороте на любой угол.
Качество притирки можно проверить с помощью мягкого графитового карандаша.
Для этого наносят через равные промежутки 10-15 черточек поперек фаски клапана, осторожно вставляют клапан в седло и, сильно нажимая, поворачивают его на 1/4 оборота. Все черточки на хорошо притертом клапане будут стерты.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 — устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Головка блока цилиндров ЯМЗ-7511
- Блок цилиндров ЯМЗ-7511
- Коленвал дизеля ЯМЗ-7511
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2. 8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8
Регулировка зажигания на ЯМЗ-240
16.01.2020
12-цилиндровые двигатели ЯМЗ устанавливают на тяжелую спецтехнику, самосвалы, дизель-поезда. Выносливые и мощные агрегаты решают самые сложные задачи в непростых климатических условиях. Однако и эти сверхнадежные агрегаты нуждаются в регулярном обслуживании. Один из самых актуальных вопросов у водителей – как отрегулировать зажигание на ЯМЗ-240.
Установочный угол опережения впрыска топлива (УОВТ): поэтапная регулировка
Выставлять зажигание следует со всей тщательностью. Неправильные манипуляции при прокручивании вала увеличат затраты времени на техобслуживание и могут привести к полному выходу узлов мотора из строя.
«Визуальный» способ
Найдите риску на муфте топливного насоса высокого давления и разместите агрегат так, чтобы метка была наверху. Проверните мотор до установки на фрикционном колесе значения в 15-20 градусов. Расслабьте болты, которые удерживают муфту, и поверните ее на поздний впрыск против часовой стрелки. Выкрутите из первого цилиндра топливоподающую трубку, уберите оставшееся в выемке топливо и проворачивайте муфту по часовой стрелке, пока горючее снова не появится. Затяните болты на муфте ТНВД.
Этот способ подходит для опытных механиков и водителей. Новичкам следует воспользоваться моментоскопом или в сервисный центр.
Использование моментоскопа
Первый этап полностью совпадает с предыдущим способом: риски должны находиться по одну сторону. Отсчитайте от привода двенадцатую секцию и отключите от нее топливопровод.
Вспомогательное устройство – моментоскоп – установите на штуцер. Активируйте подачу горючего скобой регулятора. Прокачайте топливо в системе питания три минуты. Прокрутите с помощью ключа-трещотки коленвал. Также это можно выполнить, зацепив ломом маховик со стороны нижнего люка корпуса. Вращайте вал, пока топливо не заполнит трубку механизма. Слейте излишки, отключите топливоподачу и проверните коленвал против часовой стрелки на угол 50-60 градусов. Потребуется около 15 качаний ключа. Вновь запустите подачу топлива.
Установите УОВТ примерно за 18-20 градусов до верхней мертвой точки. При прокручивании коленвала следите, когда появится горючее в трубке моментоскопа. Если это произошло, значит, начала работу двенадцатая секция ТНВД. В этот момент метки на маховике или демпфере должны совпадать с указателями на корпусе маховика или крышке блока.
Может получиться так, что подача топлива началась раньше или позже совпадения меток и указателей.
Если раньше, приостановите прокрутку вала и выполните следующие действия:
- ослабьте болты полумуфты;
- зафиксируйте муфту опережения впрыска в том положении, когда топливо начнет поступать, прокрутите коленвал, пока метки не совпадут с указателями;
- закрутите болты полумуфты.
Если позже, проверните вал и отрегулируйте момент начала впрыска горючего.
После этого открутите болты и, придерживая муфту, вращайте коленвал на 15-20 градусов в обратном направлении, что примерно равно 4-5 качаниям ключа. Совместите риски с указателями, прокручивая вал по ходу вращения, затяните болты полумуфты.Перед регулировкой УОВТ необходимо удостовериться в исправности всех элементов узла.
Когда нужна регулировка
Проверять УОВТ необходимо:
- при замене ТНВД или одного из его элементов;
- после ремонта ДВС;
- если двигатель с трудом заводится, присутствует большое количество белого дыма, слышен посторонний звон или внезапно вырос расход солярки.
Эта процедура позволит вам избежать лишних затрат на запчасти ЯМЗ.
- Поделиться:
- ПРЕДЫДУЩАЯ ЗАПИСЬ
- В НАЧАЛО
- СЛЕДУЮЩАЯ ЗАПИСЬ
Технические характеристики двигателя ЯМЗ-240, характеристики, масло, производительность
Двигатель ЯМЗ-240 — 12-цилиндровая дизельная силовая установка производства Ярославского моторного завода.
Производство двигателя ЯМЗ-240 началось в 70-х годах. Это был первый V-образный 12-цилиндровый тяжелый дизель предприятия. Некоторые ошибочно полагают, что ЯМЗ-240 — это не полностью самостоятельная модель V12, а всего лишь два «спаренных» 6-цилиндровых. Это не так – это семейство появилось не только за счет добавления к 8-цилиндровому двигателю 4 дополнительных цилиндров, но и за счет изменения угла их развала, способа опирания коренных шеек коленчатого вала и ряда других оригинальных конструктивных решений. .
Технические характеристики
Тип двигателя | V-12 с турбонаддувом |
Годы выпуска | 1962 |
Выходная мощность, кВт при об/мин | 205 в 2100 |
Выходная мощность, л. с. при об/мин | 300-500 в 2100 |
Рабочий объем, см3 | 22299 |
Количество цилиндров | 12 |
Клапаны | 24 |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 1275 в 21:00 |
Степень сжатия | 16,5:1 |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Ход поршня, мм | 140 |
Конфигурация | В |
Тип топлива | дизель |
Топливная система | прямой впрыск |
Евро стандарты | Евро 0 |
Головка блока цилиндров | ОХВ |
Охлаждение | жидкость |
Конструкция двигателя ЯМЗ 240
Данная модель двигателя состоит из следующих функциональных блоков:
- Крышка ГБЦ;
- Головка блока цилиндров;
- Впускной патрубок системы охлаждения;
- Водяной насос;
- Генератор;
- Клапан запорный;
- Угловой фланец для маслоподкачивающего насоса;
- Масляный насос;
- Крышка люка;
- Заглушка водяного канала;
- Датчик тахометра.
Блок цилиндров расположен в верхней части литого корпуса, там же, где расположена верхняя часть картера. ЯМЗ-240 использует 12 цилиндров. Они расположены в 2 ряда по 6 штук со схождением внизу. Угол наклона цилиндров относительно центральной оси составляет 75 градусов. Правый ряд относительно левого выдвинут вперед на 35 мм. Это связано с тем, что на одной шатунной шейке коленчатого вала установлены 2 шатуна, раздельные для правого и левого ряда.
Картер блока изготовлен из серого низколегированного чугуна и представляет собой литую конструкцию. В его верхней части имеются отверстия для каждого рукава. Также имеется коленчатый вал, топливный насос высокого давления и втулка распределительного вала. Головки цилиндров расположены, в зависимости от модификации, отдельно, либо в блоках, каждый из которых рассчитан на три цилиндра. В верхней части каждой головки установлены форсунки и пружинные клапаны с коромыслами.
Кривошипно-шатунный механизм, устанавливаемый на мотор ЯМЗ-240, представляет собой коленчатый вал, маховик и подшипники. Коленчатый вал изготовлен из горячештампованной стали. В конструкцию входят шесть шейок и семь круглых опор. Шейки валов также изготовлены из стали, но в процессе изготовления усилены электрошоком. Вал установлен в картере с упорным подшипником. Подшипник дополнен бронзовыми кольцами, выполняющими роль уплотнений и усиливающих фиксацию коленчатого вала. Все узлы и оборудование машин получают мощность от вала через переднюю кромку.
Здесь же установлен механизм, отвечающий за гашение колебаний. Демпфер работает на основе вязкой жидкости. Он состоит из литого под давлением корпуса, маховика, заливной горловины и защитной крышки. Центрирование по оси осуществляется отдельной металлической пластиной. Для передачи высокого крутящего момента двигатели ЯМЗ 240 оснащены гидромуфтами, способными выдерживать большие нагрузки.
Механизм охлаждения, устанавливаемый на дизеле ЯМЗ-240, представляет собой циркуляционную систему закрытого типа. Механизм работает на основе движения теплоносителя. Эта схема состоит из следующих узлов:
- центробежный насос;
- Рубашки охлаждения блока цилиндров левая и правая;
- радиатор;
- расширительный бачок для лишней жидкости;
- вентилятор;
- выносной термометр.
Центробежный насос забирает жидкость благодаря прорези между роликом и втулкой. Устройство включается после того, как в рабочей камере накопится достаточное количество жидкости. Насосное устройство приводится в движение шестерней, соединенной с коленчатым валом. Охлаждение жидкости происходит в радиаторе, благодаря воздушным потокам, создаваемым вентилятором (приводимым в движение коленчатым валом). Из радиатора жидкость поступает в рубашки, где равномерно распределяется. После охлаждения горячая вода отводится по трубам в верхней части головок. Пар, скапливающийся в трубопроводе, выводится через отверстие в расширительном баке.
Ремонт двигателя и возможные неисправности
Двигатель отлично зарекомендовал себя в эксплуатации и неплох в ремонте. Сложности с ремонтом возможны только у старых версий ЯМЗ 240 с общими головками (по 3 цилиндра). Ремонт таких двигателей усложнился и потребуется много новых деталей: новый блок отдельных головок, новые отдельные головки для каждого цилиндра, новая поршневая группа, новые выпускной и впускной коллекторы, новые водоводы и патрубки, новые топливные трубки высокого давления.
Несмотря на то, что двигатель имеет достаточно простую по современным меркам конструкцию, длительный период производства, позволивший отработать технологию производства, как и у другого сложного механизма, при его работе могут возникать определенные неисправности. Наиболее распространенными из них являются:
- поломка топливной аппаратуры из-за использования некачественного или несоответствующего сезону эксплуатации топлива, а также несвоевременной замены топливных фильтров;
- преждевременный износ шатунно-поршневой группы из-за применения неподходящих смазок;
- возникновение постороннего стука из-за нарушения регулировки клапана;
- снижение мощности из-за засорения выпускного тракта и/или воздушного фильтра.
. Дизельные двигатели для грузовых автомобилей и тракторов. Запчасти, регулировка и ремонт. Система подачи топлива двигателя
Производитель: ЯМЗ Тип: дизельный Объем: 11 150/14 866 см3 Максимальная мощность: 150 240 л.с., при 1700 2100 об/мин … Википедия
ЯМЗ 530 семейство рядных 4 и 6 цилиндровых дизельные двигатели производства ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), входящего в «Группу ГАЗ». Совместная разработка с австрийской инжиниринговой компанией AVL List GmbH. … … Википедия
Сюда перенаправляется запрос ЯМЗ; см. также другие значения. Сюда перенаправляется запрос «Автодизель»; см. также другие значения. Координаты: 57°38’50.92″ с. ш. 39° 50’13.3″ в.д. и т.д/… Википедия
Виталий Алексеевич Долецкий Генеральный директор Ярославского моторного завода (Автодизель) 1982 1997 … Википедия
В данной статье или разделе описывается ситуация применительно только к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов… Википедия
Завод-изготовитель. .. Википедия
КрАЗ 255Б… Википедия
Для автомобилей могут применяться тепловые (внутреннего сгорания и паровые) и электрические двигатели. Подавляющее большинство двигателей внутреннего сгорания являются поршневыми двигателями внутреннего сгорания (ПДС). По технологическому процессу автомобильные ПДС… … Большая советская энциклопедия
У этого термина есть и другие значения, см. ГАЗ. ОАО «ГАЗ» Тип владения Листинг на бирже… Википедия
КрАЗ 256Б… Википедия
Книги
- Книги: Дизели ЯМЗ-240/2406/240Н/240П/8423 | каталог деталей и сборочных единиц, Дизельные двигатели ЯМЗ-240/2406/240Н/240П/8423 | Каталог деталей и сборочных единиц… Категория: Двигатели Дизели Издательство: Минск,
- ЯМЗ-240, 240Б, 240Н, 240П, 8423 дизель. Каталог, Каталог содержит номенклатуру сборочных единиц и деталей для дизелей ЯМЗ-240, ЯМЗ-240Б, ЯМЗ-240Н и ЯМЗ-240П. Каждая спецификация проиллюстрирована рисунками, показывающими узлы … Категория:
3 7 . .
Дизель ЯМЗ-240Б (трактор К-701)
Дизель ЯМЗ-240Б отличается от двигателя ЯМЗ-240 снижением частоты вращения (1900 вместо 2100 мин-1). Кроме того, передняя часть у него выполнена с учетом особенностей системы охлаждения, которая более развита и имеет высокопроизводительный вентилятор с гидромуфтой.
Двигатель ЯМЗ-240Б четырехтактный, с расположением цилиндров в два ряда, выполненных в одном блоке вместе с верхней частью картера. Направление вращения коленчатого вала правое. Порядок работы цилиндров: 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9. Диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 140 мм, степень сжатия 16,5. На цилиндр приходится два клапана (один впускной, другой выпускной). Фазы газораспределения: открытие впускного клапана 20° до ВМТ, выпускного клапана-56° до ВМТ; закрытие выпускного клапана 56° после ВМТ, впускного — 20° после ВМТ. Диаметр диска клапана: вход — 61 мм, выход — 48 мм; высота подъема клапана 13,5 мм. Холодный зазор между клапаном и коромыслом 0,25-0,30 мм. Угол опережения впрыска топлива составляет 19°±1° до ВМТ. Давление начала подъема иглы форсунки 16,5±0,5 МПа. Масса незаправленного двигателя на момент поставки 1670 кг; его длина 1688 мм, ширина 1014 мм и высота 1374 мм. Поперечное сечение двигателя показано на рис. 2.3. На рисунке видно, что на каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено по два шатуна: один для правого ряда; другой для левого. Следовательно, правый ряд цилиндров смещен относительно левого на 35 мм вперед. Картер туннельного типа отлит из низколегированного серого чугуна специального состава. Гильзы цилиндров» (мокрого типа) своими буртиками входят в пазы на верхней полке блока, а сверху прижимаются четырьмя головками цилиндров (одно- и трехцилиндровыми).
Цилиндры пронумерованы по направлению от вентилятора к кабине справа (1-6) и слева (7-12). Головка блока цилиндров отлита из низколегированного серого чугуна. Он крепится к блоку с помощью 14 штифтов. Стык между головкой блока цилиндров и блоком уплотнен стальной асбестовой прокладкой. В нем расположены клапаны с пружинами, коромысла, коромысла и форсунки. Седла выпускных клапанов вставные. Они изготовлены из специального жаропрочного чугуна и запрессованы в посадочные места с натягом 0,004-0,105 мм. Полость головки с клапанным механизмом и форсунками закрывается крышкой, прикрепленной к головке пальцами. Стык между крышкой и головкой уплотнен фасонным резиновым уплотнителем. Все четыре головки взаимозаменяемы.
Коленчатый вал из кованой стали содержит семь коренных и шесть шатунных шеек, закаленные токами высокой частоты. Шатунные шейки имеют закрытые пробками внутренние полости, в которых масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Шесть кривошипов вала расположены под углом 120° друг к другу в трех плоскостях. На переднем конце коленчатого вала установлен
жидкостный гаситель крутильных колебаний, а на заднем (коническом) — ступица маховика. Коренными подшипниками коленчатого вала являются роликовые подшипники, наружные кольца которых запрессованы в расточки картерной части блока. От осевой
их движения ограничены стопорными кольцами. Роликовые подшипники не имеют внутренних колец. Ролики перемещаются непосредственно по беговым дорожкам, выполненным на опорных шейках коленчатого вала. При износе беговых дорожек на подшипниковых шейках допускается их перешлифовка до ремонтных размеров с соответствующей заменой подшипников качения. Диаметры беговых дорожек и номера подшипников приведены в табл. 2.1.
Рис. 2.3. Поперечный разрез двигателя ЯМЗ-240Б
2.1. Диаметры шеек и номера подшипников коленчатого вала
Коленчатый вал удерживается от осевых перемещений двумя бронзовыми кольцами, установленными в канавке корпуса, приклепками к переднему торцу блока. Маховик отлит из серого чугуна и прикручен к специальной ступице. Его зубчатый венец служит для запуска двигателя стартером. При ручном проворачивании коленчатого вала в зацепление с зубчатым венцом вводится специальное зубчатое колесо механизма поворота. Последний установлен на кожухе маховика с правой стороны двигателя. От переднего конца вала вращаются охлаждающий вентилятор, генератор и компрессор.
Стальной шатун, кованый; его стержень имеет двутавровое сечение. По всему шатуну просверливается канал для подвода смазки к подшипнику верхней головки шатуна. Нижняя головка снабжена разъемом, расположенным под углом 55° к оси штока, что позволяет устанавливать и снимать комплект поршня с шатуном через цилиндр. Крышки шатунов взаимозаменяемы. На одном из шарниров имеются метки в виде одинакового для обеих частей двузначного числа и риски, охватывающие обе части шатуна. Подшипник нижней головки шатуна снабжен сменными втулками, а верхний подшипник — запрессованной бронзовой втулкой. Втулки нижней головки шатуна тонкостенные, сменные. Верхние и нижние втулки взаимозаменяемы. Существует шесть ремонтных размеров вкладышей. Клеймо с номером ремонтного размера и уменьшенным значением диаметра шеек вала наносят на тыльную сторону вкладыша возле стыка. Размеры шатунных шеек и вкладышей коленчатого вала приведены в табл. 2.2.
Поршни двигателя отлиты из специального алюминиевого сплава с высоким содержанием кремния. Имеют канавки под три компрессионных и два маслосъемных кольца. Сечение компрессионных колец трапециевидное, а маслосъемных — коробчатое с расширителями. Верхнее компрессионное кольцо с наружной поверхности покрыто слоем пористого хрома. Поршень соединен с шатуном плавающим штифтом; осевое перемещение пальца в поршне ограничено
Дизель ЯМЗ-240 имеет несколько модификаций и устанавливается на карьерные самосвалы грузоподъемностью 30-40 тонн. Это Белазы разных модификаций, работающие в горнодобывающей, нефтедобывающей промышленности, специализированная сельскохозяйственная техника.
Характеристики двигателя ЯМЗ 240 М 2.
Мощность, л.с. кВт. 360 «265».
Вращается с частотой 2100.
Крутящий момент, максимальный 1275 Нм. 130 кгс-м.
Частота вращения при максимальной об/м. 1600.
Расход топлива не менее 214 г/кВт-ч, 157 г/л.с.ч.
Количество цилиндров 12.
Количество клапанов 24. Порядок работы первый, пятый, третий, шестой, второй, четвертый, седьмой, одиннадцатый. Девятый, двенадцатый, восьмой, десятый.
Материал блока чугун.
Головка блока цилиндров из чугуна.
Расположение цилиндров V.
Ход поршня 140 мм.
Рабочий объем 22,3 литра.
Размеры 1580*1015*1190 мм. Топливный насос. Высокий. Под давлением. 90,8-20.
Генератор 6301.3701.
Вес 1670 кг. Двигатель
ЯМЗ-240-ПМ2.
Мощность 309 кВт. или 420 л.с.
Вращается с частотой 2100 об/мин.
Крутящий момент максимальный 1491 Н.м, 152 кгс. — м.
Скорость вращения при максимальном крутящем моменте 1600 об/мин. Минимальный расход топлива 211 г/кВт.ч 155 г/л.с.-ч.
Цилиндров 12.
Конфигурация В.
Количество клапанов 24 шт.
Имеет ход поршня 140 мм. Диаметр цилиндров составляет 130 миллиметров.
Питание ТНВД и ТНВД.
Охлаждающая жидкость.
Материал блока чугун.
Такт четырехтактный. Вес 1790 килограммов.
ЯМЗ 240 НМ2.
Мощность 368 киловатт или 500 л.с.
Вращается с частотой 2100.
Максимальный крутящий момент 1815 Нм. 185 кгс. — м.
Скорость вращения при максимальном крутящем моменте 1600 об/мин.
Расход топлива, не менее 208 г/кВтч, 153 г/л.с.-ч.
Конфигурация V.
Материал блока чугун.
Жидкостное охлаждение.
Такт четырехтактный.
Источник питания топливного насоса высокого и низкого давления.
Клапанный механизм OHV.
Вес 1790 кг.
Мотор Ямз-240 самый мощный из всех двигателей, которые выпускает Ярославский моторный завод; этот двигатель по своим техническим параметрам соответствует ЕВРО-0. Это двенадцатицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель. Жидкостное охлаждение, непосредственный впрыск топлива и воспламенение от сжатия.
Двигатели ЯМЗ-240 отличаются достаточно тихой работой, уровень производимого ими шума составляет 2-3 децибела, что соответствует всем международным и, в частности, европейским нормам и требованиям и стандартам. Это позволяет использовать этот двигатель в самых различных условиях без дискомфорта для потребителей. По выбросам вредных веществ этот двигатель также на высоте, количество выхлопных газов, выбрасываемых в атмосферу, примерно на 25% ниже, чем у дизелей той же мощности и класса. Кроме того, этот двигатель отличается большой надежностью, достаточно прост в ремонте и эксплуатации. Эти моторы являются одними из самых надежных дизельных двигателей в своем сегменте.
________________________________________________________________
Дизельный двигатель ЯМЗ-240
Дизельный двигатель ЯМЗ-240 (модификаций НМ-2, М2, БМ-2, ПМ-2) — двенадцатицилиндровый, без наддува, жидкостного охлаждения с автоматической терморегуляцией, развивает рабочая мощность 198 кВт, номинальная скорость 1900 мин-1 и максимальный крутящий момент 1240 Нм.
Основные детали дизеля ЯМЗ-240: корпус, кривошипный и газораспределительный механизмы.
Корпус
Корпус дизеля ЯМЗ-240 (модификаций НМ-2, М2, БМ-2, ПМ-2) состоит из картера блока, четырех головок цилиндров и четырех их крышек, передней крышки блока, торцевой плита, кожух маховика и узел привода, поддон.
Картер цилиндров туннельного типа, с V-образным расположением цилиндров при угле развала 75°. В его перегородках имеется семь опор для осей толкателей, коленчатого и распределительного валов, а в самом картере блока двенадцать отверстий под гильзы цилиндров.
Блок цилиндров относится к туннельному типу, так как опоры в поперечных перегородках цельные, наружные кольца роликовых подшипников запрессованы в расточки нижних опор.
, а коленчатый вал устанавливается в картер последовательно, обходя одну опору за другой, то есть как бы двигаясь по тоннелю.
В развале картера выполнены приливы с отверстиями для крепления ТНВД и сапун для подсоединения патрубков подачи масла к пневмокомпрессору и слива топлива в бак.
На левой боковой поверхности блока цилиндров двигателя ЯМЗ-240 имеются фланцы и бобышки с отверстиями для установки и подключения ТНВД,
патрубок для слива масла из корпуса гидромуфты гидромуфты привод вентилятора, патрубки подвода теплоносителя к пневмокомпрессору и отвода его от котла отопления, а также патрубок водяного насоса.
На его правой боковой поверхности расположены фланцы и станины под фильтр грубой очистки масла, стартер и корпус с маслоизмерительным щупом.
На переднем торце картера расположены крышка, фильтры центробежной очистки масла
и грубой очистки топлива, а также корпус-кронштейн гидромуфты привода вентилятора, который одновременно служит основанием для крепления генератора и компрессор.
К заднему торцу картера крепятся торцевой лист и картер маховика, к верхней его части крепятся четыре головки блока цилиндров, к нижней крепится поддон.
Головка блока цилиндров дизеля ЯМЗ-240 (модификаций НМ-2, М2, БМ-2, ПМ-2) — головка групповая, общая для трех цилиндров. Головки цилиндров взаимозаменяемы, устанавливаются на шпильки, ввернутые в картер и закрепленные гайками.
Соединение картера с головками цилиндров уплотнено стальной асбестовой прокладкой. В седла ГБЦ запрессованы тщательно обработанные седла клапанов из специального чугуна и направляющие клапанов из порошковых материалов.
Клапана с пружинами, коромысла, коромысла, форсунки крепятся к головкам цилиндров изнутри; снаружи на боковых поверхностях — выпускной коллектор (со стороны развала), водовод и впускной коллектор (со стороны развала), а на торцевой поверхности — рым-болт. Полость ГБЦ закрыта крышкой, стык уплотнен резиновой прокладкой.
В передней крышке картера установлены гаситель крутильных колебаний, подшипниковое устройство привода шкива клиноременной передачи и два топливоподкачивающих насоса.
На правой боковой поверхности крышки имеется лючок для доступа к лимбу на корпусе гасителя крутильных колебаний и установки кривошипно-шатунного механизма в требуемые положения при регулировке угла опережения впрыска топлива и тепловых зазоров в клапанах
газораспределительный механизм.
На цапфу передней крышки надевается траверса, предназначенная для установки
двигатель к раме.
Корпус маховика дизеля ЯМЗ-240 содержит хвостовик коленчатого вала, на котором установлен маховик с венцом, и приводы газораспределительного механизма,
топливный насос высокого давления, водяной и масляный насосы, ручной кривошипный механизм .
На картере имеется отверстие для крепления в нем стартера; шпильки для установки задних кронштейнов крепления двигателя к раме и двух крышек люков.
Поскольку доступ к люковым крышкам картера маховика затруднен, поэтому при регулировке тепловых зазоров в газораспределительном механизме и угла опережения впрыска топлива используются градуировки, нанесенные на гасителе крутильных колебаний.
На торцевой поверхности картера маховика имеются отверстия для крепления редуктора привода насоса.
В днище кузова выполнены две перегородки для увеличения его жесткости и предотвращения выплескивания масла при движении; резьбовые отверстия (одно внизу для слива масла, другое сзади для установки датчика температуры масла) и 40 отверстий для крепления поддона к картеру.
Обслуживание корпуса
При проведении сменного технического обслуживания (ТО) при внешнем осмотре выявляют: нет ли течи масла, охлаждающей жидкости и топлива; не допускать прорыва газов через стыки поддона и головок цилиндров с картером.
При первом техническом обслуживании (ТО-1) ЯМЗ-240 (модификаций НМ-2, М2, БМ-2, ПМ-2) проверяется затяжка гаек и болтов сборочных единиц.
После одного ТО-2 (после 480 м/ч) с помощью динамометрического ключа проконтролировать затяжку гаек крепления ГБЦ. Гайки затягивают в несколько приемов не более чем на 1-2 граня
в последовательности, указанной на рисунке 3.
При необходимости, но не менее чем через 2000 часов, головки блока цилиндров снимают для очистки от нагара и притирки клапанов. .
Снятие ГБЦ производится в следующей последовательности:
Откройте и зафиксируйте крышку капота облицовкой.
Открутить заливные пробки системы охлаждения. Открывают краны на водопроводе дизеля и на котле отопления, сливают теплоноситель.
Снять пробки сапуна (сапун находится в развале картера), вывернуть пробку из поддона и слить масло из системы смазки.
Снимите крышку ГБЦ, а затем трубопроводы высокого и низкого давления, соединяющие соответственно ТНВД с форсунками и форсунки с правым топливным баком (или баком). Отверстия топливопроводов оборачивают чистой тканью и завязывают (или заклеивают изоляционной лентой).
С дизеля ЯМЗ-240 сняты скобы крепления и форсунки.
Отсоедините выпускной коллектор от головки блока цилиндров и снимите его.
От выключателя гидромуфты (расположен на правой передней головке) отсоедините маслопроводы и снимите водяную трубку.
Отсоедините топливопроводы и снимите фильтр тонкой очистки.
Впускной коллектор отсоединен от системы очистки воздуха, стяжка радиатора отсоединена от головок цилиндров (передних).
Открутив гайки крепления осей коромысел, снимите их вместе с коромыселами и снимите тяги.
Отвернув гайки крепления, снимите головку блока цилиндров и закройте отверстия цилиндров специальными крышками или листами паронита для предотвращения попадания в них пыли и грязи.
Ремонт корпуса
В процессе эксплуатации возможны неисправности корпуса, устранение которых связано с его разборкой.
Трещины на чугунных деталях (картере блока цилиндров, ГБЦ, выпускных коллекторах) срезают под углом 60, сверлят по концам и заваривают электродом Ц4-А или 0,34-11.
При сварке электродом Ц4-А (диаметр 3 мм) ток постоянный, прямой полярности или переменный силой 60-90 А. При сварке электродом 034-11 (диаметр 3 мм) постоянный ток обратной полярности, силой 90-120 А. Длина шва должна быть 30-50 мм.
При толщине стенки детали более 6 мм применяется многослойный шов. После наложения каждого шва наплавленный слой проковывают для снятия внутренних напряжений и уменьшения пористости материала, затем места сварки охлаждают до 100°С.
Для обеспечения герметичности шов пропаивают мягким припоем или пропитывают эпоксидным клеем или составом на основе эпоксидной смолы ЭД-6.
Для приготовления эпоксидной композиции смолу ЭД-6 нагревают до температуры 323-353К (50-80С), добавляют дибутилфталат и тщательно перемешивают в течение 10-15 минут.
После охлаждения до 288-298 К (15-25С) в смесь вводят полиэтилен-полиамин и перемешивают 5-6 минут до получения однородной сметанообразной массы. При этом выделяется значительное количество тепла.
Затем вводят наполнители в виде порошков и снова тщательно перемешивают до получения однородного состава. Перед нанесением состава сварной шов обезжиривают ацетоном или бензином.
Снятие поддона
Поддон снимается в следующей последовательности:
Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения и масло из системы смазки.
Электрические провода отсоединены от клемм на двигателе вентилятора.
Открутив накидную гайку, отсоедините топливопровод от вентиля на раме.
Ослабив натяжение лент, снимите шланги с выпускных патрубков.
Подвозят тележку с подвижной платформой и поднимают ее до упора.
Открутив четыре болта из крайних отверстий в раме, опускается платформа и снимается тележка.
Указатель уровня масла снимается с картера и откручиваются болты. Затем снимите поддон.
ЯМЗ 240 — универсальный мощный двигатель достойный особого внимания. Начал выпускаться Ярославским моторным заводом в начале 70-х годов 20 века. Мощность первых двигателей ЯМЗ240 не превышала 360 л.с., что было совсем не плохим показателем для того времени. Кстати, если верить педивикии, мощность разных модификаций ЯМЗ240 колеблется от 360 л.с. до 800 л.с. В общем, по сути, это спаренный ЯМЗ236, приспособленный для автомобилей, которым нужны двигатели большой мощности.
Прелесть этого двигателя заключается в его достаточно высокой надежности и большом табуне, спрятанном в этом двигателе. Высокая мощность ЯМЗ 240 обеспечивается 12 цилиндрами, каждый диаметром 13 см и ходом поршня 14 см. Остальные пузомерки думаю напишу т.к.
Так как мой опыт работы с этими моторами состоит в ремонте таковых на К-701, то от этого и буду писать дальше. Итак, начну с преимуществ ЯМЗ-240:
- мощность — обеспечена 12 цилиндрами, так как двигатель четырехтактный, то цилиндры работают по трем. За счет большого запаса хода снижается общая нагрузка на детали двигателя.
- долгий срок службы — раньше на К-701 ЯМЗ240 ездил 5-7 лет, этот показатель во многом зависит от водителя, если он обеспечит двигателю должный уход, то двигатель отплатит ему долгим сроком службы. Этот уход заключается в очень простых операциях: своевременная замена масла и масляных фильтров; контролировать, чтобы солярка не уходила в масло; своевременная замена или очистка воздушных фильтров для снижения износа ЦПГ.
- коренные подшипники коленчатого вала — роликовые! не требуют замены при ремонте двигателя, практически вечны.
- привод вентилятора охлаждения — гидромуфта, несомненно, с точки зрения конструкторов, очень объективно было установить гидромуфту, которая приводится в движение через шлицевой вал, находящийся в зацеплении с коленчатым валом. С годами канавки на валу стачиваются, и он требует замены, но это происходит через 20-25 лет эксплуатации. С точки зрения надежности такой механизм подходит идеально. Трещины ГБЦ
- скорее исключение, чем редкость. Думаю многие знают про больные головки 236х и 238х — трещины от отверстия форсунки до гнезда клапана. ЯМЗ240 такой болезнью не страдает.
К минусам думаю можно отнести следующие:
- сложность ремонта — чего стоит снять задний фланец коленвала, к которому прикручен маховик, для меня и моего съемника удачная такая операция это настоящий подвиг. Но одно дело его снять, другое дело поставить обратно до конца, чтобы прижать маслоотражательную шайбу и не поджарить сальник. Также требуются специальные навыки, чтобы снять коленчатый вал с ЯМЗ240, а затем почистить его. Система смазки
- — очень сложная система смазки ЯМЗ240 часто становится причиной того, что двигатель подклинивает или стучит. Происходит это потому, что смазка подается на коленчатый вал через отверстие в носовой части коленчатого вала, и подается через весь коленчатый вал до самой последней шейки. Так, если по какой-то причине давление масла в системе упадет, то начнется масляное голодание на шестой шейке коленчатого вала и появится риск стука или заклинивания коленчатого вала.
- количество запчастей необходимых для капитального ремонта двигателя, а точнее их стоимость, чего только поршень будет стоить…
- возможен внезапный выход из строя из-за некачественного ремонта или некачественных запчастей, разгона двигателя или кулака дружбы. Все это может привести к большим затратам на ремонт двигателя, включая замену блока или коленчатого вала, или обоих сразу, а стоят они не очень дешево.
- существует миф о большом расходе топлива ЯМЗ240 по сравнению с тем же ЯМЗ238, но тут стоит отметить, что К701 на вспашке увереннее и быстрее К700. Так что думаю расход топлива будет оправдан за счет сэкономленного времени, но всегда найдутся люди которые докажут обратное, это сугубо моя точка зрения.
Вообще двигатель ЯМЗ240 достоин уважения, ибо может продержаться довольно долго под управлением какого-нибудь беспощадного мудака. Столько случаев было, и без масла ездили без воды, и с провернутыми вкладышами и с оторванными шатунами и дыркой в блоке, в общем убивали как могли, как мне их всегда было жалко.